Мастерство педагога, как высший уровень развития его профессионализма, является результатом педагогического опыта и творческого саморазвития. Сегодня в современном обществе нет учителя, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели своего поведения и своих действий, формируемой за счет овладения эффективными педагогическими технологиями. При этом профессия педагога, с одной стороны, невозможна без постоянного стремления к самореализации, а, с другой – наблюдается ограничение деятельности учителя определенными рамками и профессиональными стереотипами. При этом стереотипы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительный момент обусловливается тем, что они обеспечивают определенность, точность, однозначность реагирования в сложных ситуациях и относительную успешность деятельности педагога в стандартных условиях. В то же время, педагогические стереотипы оказывают отрицательное влияние на результативность педагогической деятельности, так как закрепляется излишняя алгоритмизация в подходах, упрощенность во взглядах и реакциях. Мы видим, что педагогические стереотипы могут выступать как в роли стабилизирующих, так и в роли тормозящих профессиональное развитие учителя. Факторами, влияющими на развитие стереотипов в области профессиональной педагогической деятельности являются: - переход от единых программ и методик преподавания к самостоятельно разрабатываемым рабочим программам и технологиям на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения; - формирование системы образования на основе гуманистического персонифицированного подхода, предполагающего переориентацию с авторитарной модели взаимодействия «учитель-ученик» на личностную; - внедрение инновационных технологий, требующих принципиально новых подходов к подготовке педагогических кадров. Как свидетельствует опыт, педагогические стереотипы порождают слишком условное и упрощенное представление об учениках, образовательном процессе, формируют жесткие ожидания и установки в отношении других, содействуют поверхностному восприятию и лишают выгод, связанных с познанием отдельной личности, а значит, они являются серьезным тормозом в поступательном развитии системы образования сегодня. Известно, что стереотипы передаются от социального окружения в результате некритичного к ним отношения. Это относится и к педагогическим стереотипам, сформировавшимся в сфере обучения и воспитания, как устойчивым, схематизированным и эмоционально — окрашенным представлениям о педагогической деятельности, личности ребенка, родителей и самого педагога. Педагогические стереотипы начинают формироваться в детстве под влиянием родителей и педагогов. В студенческие годы стереотипы продолжают накапливаться и закрепляться. С возрастом, как отмечают многие исследователи, склонность к стереотипизации увеличивается. Упрощенные установки и стереотипы формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности, препятствующий усвоению новых подходов и методов, новых знаний, использованию новых технологий. Формирующаяся алгоритмизация в решении сложных педагогических задач ведет к снижению профессионального уровня, так как стереотипность действий педагога находится в противоречии с творческим подходом, необходимым для ее успешного протекания. Поэтому изучение типов, структуры, механизмов функционирования, влияния на результативность деятельности различных стереотипов является одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки. Таким образом, делая вывод о роли стереотипов в педагогической деятельности, отметим, что негативные и устаревшие стереотипы препятствуют развитию личности, творческого мышления, восприятию целостного окружающего мира; позитивные стереотипы приспособляют к среде, обеспечивают определенность, точность, однозначность реагирования на действия других людей и формируют поведение в сложных ситуациях. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что: 1. Педагогические стереотипы – это схематические, стандартизированные, устойчивые представления о педагогической деятельности, учащихся, родителях, администрации, коллегах. Они начинают формироваться с детства в результате усвоения стандартов поведения родителей и педагогов, закрепляются в процессе педагогической деятельности. 2. Педагогические стереотипы могут приобретать определенную структуру, которая выражается в индивидуально-личностных особенностях в результате фиксации отношений к профессии, администрации, родителям, коллегам, учащимся, что обусловливает существование педагогов с выраженными стереотипами во всех сферах педагогической действительности, педагогов с невыраженными стереотипами, а также педагогов с выраженными стереотипами в одних сферах и невыраженными в других. 3. Наличие или отсутствие педагогических стереотипов обусловливается во многом типом ориентированности на авторитарную или личностную модель взаимодействия с учениками, присутствием педагогических установок, а также индивидуально-личностными качествами, характеризующими сферу взаимодействия педагога с другими людьми, такими как: доминантность, экспрессивность, способность к эмпатии, внутреннее напряжение, самолюбие, консерватизм. Каковы же механизмы преодоления негативных, трансформации устаревших и закрепления позитивных педагогических стереотипов? Это, прежде всего, возрастание системности в педагогической профессиональной деятельности и сознании учителя, что предполагает целостное восприятие и проектирование социальной ситуации развития ребенка, способность педагога к профессиональной рефлексии. Хороший эффект дает также преодоление авторитарности как своеобразного «учительского комплекса», проявляющегося в лучшем случае в монополии на знание безусловных истин, а в худшем в безапелляционности, консерватизме, назидательности, морализировании, установке типа «учитель всегда прав». Практика показывает, переход от алгоритмического выполнения методических норм и правил к построению собственной педагогической концепции и эффективной технологии, расширение творчества учителя в целевой, содержательной и методической сферах и осознание своего права на творческое самовыражение дает хорошую основу для формирования индивидуального стиля, основанного на понимании того, что изменения «объектов обучения и воспитания» возможны лишь через отношение к самому себе как к объекту изучения и изменения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление