Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика современной теории тестов




Искусственная трансформация сырых результатов в стандартизированные показатели.

Считается, что оценки выраженности измеряемого свойства в популяции имеют нормальное распределение. Фактически же в результате стандартизации сырых баллов получается псевдоинтервальная «рейтинговая» шкала, характеризующая не уровень выраженности психологического свойства у испытуемого, а его место в общем ряду испытуемых нормативной выборки.

Общая оценка классической теории тестов

Подытоживая рассмотрение классической теории тестов применительно к задачам клинической психодиагностики, следует отметить, что большинство используемых в клинике психодиагностических методик созданы на основе классической теории тестов. Вследствие этого они позволяют лишь приблизительно провести дифференциальную диагностику клинических и психологических особенностей пациентов относительно некоего «усредненного» уровня, часто не имеющего никакого отношения к исследуемой группе. Поэтому точная оценка выраженности исследуемого свойства затруднительна, а вывод по результатам исследования включает лишь приблизительную оценку уровня в категориях «низкий», «средний», «высокий».

Вместе с тем в последние десятилетия в клинической психодиагностике все чаще стали использоваться другие, более современные подходы к оценке и созданию психодиагностических методик. Данные подходы основаны на теории анализа тестовых заданий, еще называемой как «современная теория тестов». Ее основные положения рассматриваются ниже.

 

Современная теория тестов (теория анализа тестовых заданий, теория «пункт-ответ», теория анализа латентных черт)

Современная теория тестов имеет несколько названий. Все они приведены в скобках выше. Основы подхода заложили примерно в одно и то же время, но независимо друг от друга Г. Раш (1960 г., Дания) и А. Бирнбаум (1968 г., США).

Основной постулат современной теории тестов состоит в том, что вероятность предоставления испытуемым ключевого ответа на задание теста представляет собой функцию от трудности данного задания и выраженности измеряемого свойства. При этом трудность задания и выраженность свойства не зависят друг от друга.

Все люди обладают той или иной степенью выраженности измеряемого свойства. Другими словами, психологическое свойство представляет собой континуум интенсивности, на котором располагаются индивидуумы.

Ключевой ответ на задание теста отражает с одной стороны уровень выраженности диагностируемого свойства у данного конкретного испытуемого, а с другой стороны – трудность данного тестового задания для этого же испытуемого.

Естественно, что испытуемый со значительно выраженным свойством с большей степенью предоставит ключевой ответ на трудное задание, чем испытуемый с низким уровнем выраженности.

Трудность тестового задания и выраженность измеряемого свойства оцениваются на одной и той же шкале.

Определенная вероятность предоставления ключевого ответа в группе испытуемых соответствует одновременно определенной трудности задания и определенной степени выраженности черты.

Чем выше трудность задания, тем оно с большей степенью вероятности будет выявлять высокий уровень интенсивности измеряемого состояния в группе испытуемых. Легкие задания и задания средней трудности будут определять преимущественно невысокие и средние уровни интенсивности оцениваемого свойства.

Из сказанного следует, что современная теория тестов значительное внимание уделяет параметрам не теста в целом, а отдельных тестовых заданий (диагностических пунктов).

Основными параметрами тестового задания (диагностического пункта) с точки зрения данной теории являются:

· трудность задания;

· дискриминативность задания;

· информативность задания.

Трудность задания представляет собой определенную вероятность предоставления ключевого ответа на данное задание в соответствии с определенной выраженностью измеряемой черты.

Дискриминативность задания характеризует различия в вероятностях предоставления ключевого ответа испытуемыми с меньшей и большей степенью выраженности измеряемого свойства.

Информативность задания – параметр, показывающий, какое количество диагностической информации может предоставить данное тестовое задание. Информативность тесно связана с дискриминативностью. Чем выше дискриминативность задания, тем выше его информативность. Из значений информативности каждого тестового задания складывается информативность психологического теста в целом.

Современная теория тестов использует принципиально иной математический аппарат по сравнению с классической теорией тестов. Если классическая теория в основном оперирует процедурами описательной статистики, которые достаточно просты в реализации, то современная теория тестов использует процедуры логистической регрессии на основе метода максимального правдоподобия. Данные процедуры достаточно сложны и их эффективная реализация возможна только с помощью компьютерных статистических пакетов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.