КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 2 страница
И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, Библия и другие богослужебные книги также испс пьзова- лись на этом языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества. Утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительными трудностями, Религия, как отмечалось ранее, это не просто вера в каких-то богов и духов, система обрядности. Это образ жизни, определенная система идей, верований, ценностных ориентаций и т. д. С религиозными верованиями связаны такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы, система питания и т. д. Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта. Христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить прямую силу для того, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них в Суздале, Киеве, Новгороде. Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI века. В монастырях готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т. д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII века на Руси функционировало около 80 монастырей. Исторические исследования свидетельствуют, что христианство распространялось на Руси в двух формах: в письменной книжной традиции для элиты и в устной традиции для простонародья. Поэтому на Руси каждая социальная группа имела свои представления о сущности христианства и его предназначении в жизни общества. Правящая элита, священнослужители, монашество на основе книжных источников в большей мере овладевали каноническим вероучением, христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью. В простонародье долгое время существовало оригинальное сочетание христианства и язычества. Крупнейший специалист по культуре Древней Руси академик Б. А. Рыбаков специально подчеркивает, что на Руси новое миропонимание не вытесняло старое, а добавлялось к нему. Ярким примером влияния языческих традиций является сохранение вплоть до XV-XVI вв. курганных захоронений в противовес христианским правилам погребения и ношение вместе с крестом языческих оберегов. Пережитками языческих верований был обычай, наблюдаемый исследователем А. М. Сахаровым еще в середине XIX в. В некоторых деревнях Севера России крестьяне приходили молиться в церковь со своими домашними иконами, совершали моленье самостоятельно, перед своим собственным требищем клали на алтарь под свод кивория языческие жертвы (кутью и т. п.). Синтез двух мировидений отчетливо обнаруживается в художественных памятниках того периода, например, украшение стен соборов резьбой, изображавшей по большей части языческих персонажей (домовых, русалок, кентавров, сказочных зверей и птиц языческого пантеона). Присутствие языческой символики, выполнявшей обережную функцию, можно найти даже в церковных и монастырских ризницах. Слияние языческих верований и идеалов первоначального христианства проявилось в феномене юродства. Юродивые, первым из которых был Покопий Устюжутский, воспринимались как глашатаи Правды, прорицатели, защитники народных интересов. Юродивые вели особый образ жизни, и их называли «народными святыми». Все это говорит о существовании на Руси народной, неортодоксальной трансформации христианства, своеобразного «христианско-языческого синкретизма», который дает о себе знать и в такой особенности русского православия, как «обрядоверие», и в появлении плебейских ересей, и в том напряжении, которое постоянно присутствует между официальной церковью и народной религиозностью. Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции, и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси. Государственность на Руси в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. В целом благодаря принятию христианства, Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит, и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. При этом русская культура не утратила своего самобытного характера. Христианство, заимствованное от греков, и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первая — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грёка-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было усвоено русскими, как и все, что попадало извне. Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период X -XIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без наси лия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре, совести, вытекающей из евангельских заповедей. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось существенно. Установка европейского типа на преобразующую деятельность была сильна на первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению, к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не имела отношения к христианству. Но полностью отрезанной ох Античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую
культуру. Оставили свой след колонии в Причерноморье, велик был интерес и к античной философии. удожественная культура Древней Руси 1/ Литература Древней Руси 2/ Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси 1. Литература Древней Руси Важнейшим направлением развития самобытной русской культуры является устное народное творчество. Богатства устной художественной культуры нашло свое выражение в разнообразной песенной и поэтической традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах и поговорках. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная поэзия, опиравшаяся в основном на языческие верования: заговоры, заклинания, обрядовые песни, воспевание весеннего пробуждения природы, праздника урожая и т. д. Кроме того, существовал и племенной фольклор в виде пиршественных песен дружин. В дружинных песнях прославлялись князья, их подвиги. Формирование древнерусского государства сопровождалось возникновением прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. К числу таких преданий относятся предания о братьях Кие, Щеке, Хариве и сестре их Лыбеди — основателях Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести княгини Ольги древлянам и т. д. Вершиной устного народного творчества является героический былинный эпос, возникновение которого относят к середине X века. Былина — это устные поэтические произведения о прошлом. В основе былин зачастую лежат реальные исторические события, прототипом некоторых былинных героев являются реально существующие люди. Вероятно, самой древней была былина о Волхе — князе- оборотне, который превращался в зверя, птицу, рыбу. Отправившись в Индийское царство, он и его дружина обратились в муравьев й проникли в крепость. Проблемы объединения земель и столкновения князя с местной общиной отразились в былине «Вольга и Микула». Микула для князя собирает дань с крестьян. Историческая реальность воздействия викингов (Вольга — Олег) на славян отражена в том, что землепашец оставляет свой плуг на поле и занимается военным ремеслом. Прославлению этого ремесла посвящено «Девгениево деяние» — герой убивает змея из удальства. Впрочем, образ змея начинает олицетворять врага вообще. Сказания о змееборцах имели широкое распространение в Византии, славянских странах (Болгарии, прежде всего) и проникли в русский эпос этого времени to Егории Храбром, Михаиле Потыке). Облик змея приобрел и Перун — в новгородском сказании. Змееборцем был и Добрыня Никитич (по поручению князя Владимира). Формирование княжеских династий отражается в сюжетах о сватовстве: Добрыня и Дунай добывают Владимиру дочь литовского короля. На самом деле былина интерпретирует исторический факт — помощь Добрыни, дяди Владимира, в его женитьбе на полоцкой княжне Рогнеде. С принятием христианства на старые сюжеты наложились новые мотивы: в былине «Бой Ильи с сыном» сын Сокольник угрожает захватить Киев и сжечь церкви. Подчеркивается вероломство язычника — сын нарушает клятву и нападает на спящего отца, которого спасает нательный крест (в полтора пуда). Прямым проводником идеи торжествующего христианства является Алеша Попович, сын ростовского священника Леонтия (епископа- грека, боровшегося с язычеством в X1 в.), является не просто героем эпоса, о нем упоминают и летописные своды (в числе богатырей, погибших в битве на р. Калке в 1223 г.). В былинах об Алеше Поповиче змей изображен в человеческом облике — Тугарине Змеевиче. В княжеских палатах он ведет себя как библейский змей-искуситель и старается соблазнить княгиню Апраксеевну (за честь которой и вступается Алеша). Но в бою он летает (правда, на бумажных крыльях), пытается огнем спалить. Побеждает Алеша с помощью молитвы: Бог посылает дождь, крылья змея размокают, и Алеша одолевает его в конном бою. Главные же темы былинного эпоса — борьба народа с иноземными захватчиками, единство и величие Руси. Былины проникнуты духом патриотизма и гордостью за свою родину. В Древней Руси былины часто пелись в музыкальном сопровождении игры на гуслях, пробуждая и эмоционально закрепляя в памяти народа ярчайшие события, имена героев, их подвиги. Былины выражали этические и политические идеалы Древней Руси. В центре былин образы богатырей (например, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича), наделенных высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. Значительным культурным переворотом в духовной жизни Руси было введение единой письменности. Русский язык сформировался на основе восточнославянских диалектов. Решающим этапом в формировании древнерусского языка явилось принятие христианства в виде православия. Православная церковь распространяла богослужебную и житийную литература. Уже в 80-х годах X века были осуществлены переводы многих библейских текстов, богослужебных книг, жития святых. Затем был осуществлен перевод «Богословия» Иоанна Дамаскина, а также славянский вариант «Шестиднева», повествования о сотворении мира и его устройстве по представлениям христианского вероучения, а также «Хроника» Иоанна Малелы со сказанием о троянской войне. Эта литература приходила на Русь из Византии на греческом, из Болгарии — на старославянском языках. Письменность старославянского языка — старославянская азбука была составлена моравскими братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого скорописного письма с добавлением букв коптского и самаритянского алфавитов. Таким образом, в ней удалось учесть специфику славянской речи. Уже в XI-XII веках древнерусская письменная литература достигла высокого уровня развития. Среди письменных памятников древнерусской культуры ведущее место принадлежит летописи. Летопись — это жанр исторического произведения, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописи обычно начинался Словами «В лето...». Отсюда название «летопись». Однако летописи — это не только записи о том, что произошло в годовом порядке, но и свод тех произведений литературы, которым на данный момент располагал летописец. В летописи сводились исторические повествования, жития святых, различные документы. Летописание в Древней Руси возникло в XI веке как следствие развивающегося национального самосознания и потребности исторического самоопределения русского народа в той грандиозной картине всемирной истории, которую давали переводные хроники. Поэтому обычно в летописи излагалась русская история от ее начала. Иногда летопись открывалась библейской историей и продолжалась античной, византийской и русской. Летопись — это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Поэтому летопись можно рассматривать как синкретический памятник средневековой русской культуры. Наибольшую известность и получила летопись «Повесть временных лет», записанная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В этой летописи история славян и Руси рассматривается на фоне всемирной истории, предпринята попытка определить место славян среди других народов через возведение своих прародителей к потомкам легендарного библейского праведника Ноя. Нестор определяет границы исконно славянских земель и территории, ими освоенные. Он также подчеркивает древность и авторитетность славянской культуры, укрепляет историографическую концепцию, согласно которой великие киевские князья ведут свой род от «призванного новгородцами варяжского князя Рюрика». «Повесть временных лет» является важнейшим источником по истории и культуре Древней Руси. Она вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых и т. д. Наряду с летописями в Древней Руси создаются сочинения 'церковного характера: жития русских святых Бориса и Глеба, Ольги, Владимира и др., поучения Феодосия Печерского и Луки Жидяты. Выдающимся памятником церковной литературы XI в. является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. В этом произведении происходит органическое соединение богословской мысли и политической идеи. Илларион прославляет русский народ среди других народов мира, утверждает мысль о великом предназначении Руси. Однако эта патриотическая мысль не связана с национальной ограниченностью. Илларион все время подчеркивает, что русский царод — это часть человечества, которую спасает Евангелием и Крещением Иисус Христос. Из памятников гражданской литературы тех времен до нас дошло также «Поучение Владимира Мономаха». обращенное к детям князя. Литературный прием обращения отца к детям был широко распространен в средневековой литературе. Таков, например, труд византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», «Наставления» французского короля Людовика Святого и др. Но «Поучение» Владимира Мономаха отличается среди них своей целенаправленностью и высокой художественностью. Исходя из собственного опыта, Мономах четко формулирует основные жизненные принципы. Он не ограничивается простым призывом сыновей к единству и прекращению усобиц, а обращает внимание на нравственный образ самого князя, который в его представлении должен быть мужественным и смелым, деятельным и неутомимым правителем Русской земли. Князь должен проявлять заботу о смердах, челяди, «вдовицах», дав крестное целование, нужно блюсти его, чтобы «не погубить души своей». Нужно заботиться о хозяйстве, рано вставать, поздно ложиться и не лениться, быть всегда готовым к походу. Князь должен думать о распространении славы Русской земли, чтить гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол — ибо они по пути прославят по всем землям...». Существенно то, что Мономах стремился убедить детей своих своим собственным примером. В «Поучении» отразилась глубокая тревога за дальнейшую судьбу родины, стремление предупредить потомков, дать им советы, чтобы предотвратить политический распад Древнерусского государства. 2. Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси Наиболее зримым следствием принятия христианства стало возведение храмов. Христианский храм — это не просто место проведения культовых действий. Он всегда выполнял большую культурообразующую функцию. Храм всегда выступал наглядной формой воплощения христианского вероучения, он являл собой материализованное мировидение средневекового человека, символически фиксируя его место в мире, характер его отношения с Богом и церковью, рассказывая священную историю, делая понятной христианскую модель мира, начальные и конечные этапы ее развития. В его интерьере четко определялось. место основных образов, символов, мифов христианства, воплощенных во фресках, иконах, пластике, произведениях прикладного искусства. Символическим воплощением христианской истории, христианского миропонимания становится в русской архитектуре крестово-купольнаякомпозиция, в которой сама идея креста, распятия, крестной жертвы в соединении с символом неба — куполом, зримо воплощает единство небесного и земного, вечного и преходящего, святого и греховного, т. е. идею «обожения» «полного и неслитного соединения личностей Бога и человека». Каковы же конструктивные особенности храма кресто-ку- польной системы? Это прямоугольный в плане храм. Его интерьер делится четырьмя или более столбами на продольные (по оси восток-запад) части — нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест. В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения — апсиды, полукружиями выступающие на внешней стороне. В алтаре совершается богослужение и находится главная святыня — престол, на котором, как полагают верующие, мистически присутствует сам Господь и совершается таинство евхаристии — причащение тела и крови господней. Поперечное пространство е западной части храма называется нартексом, или притвором (место, откуда начинается путь к Гос- поду, где нет еще «света божественной истины»). В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами (по- древнерусски, лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой. Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Одним из первых христианских каменных храмов, построенных византийскими мастерами в Киевской Руси, была церковь Пресвятой Богородицы. Она была заложена сразу после принятия христианства, закончена и освещена в 996 г. Князь Владимир пожаловал ей десятую часть своих доходов, и с тех пор ее называют десятиной. Уже церковь Пресвятой Богородицы («Десятинная») имела ряд особенностей, которые резко отличали ее от византийских храмов. Хотя церковь Пресвятой Богородицы представляла собой в плане шестистолпнный храм с тремя апсидами и галереей, в ней были воплощены чисто русские, не канонические для Византии черты: многокупольность (25 куполов), акцентирование алтарной части, пирамидальность композиции. Своеобразие храмов Киевской Руси в их пышности и тожественности, которые проявляются как во внешнем облике, так и в интерьерах. Другой отличительной чертой искусства Киевской Руси домонгольского периода является монументальность форм. Средствами монументализации были крупный масштаб сооружений, особая структура линий, отдаленно напоминающая античную классику. Ярким примером такого монументального синтеза искусств является храм Святой Софии в Киеве (заложен князем Ярославом Мудрым в 1037 г.). Софийский собор представляет собой пятинефный храм, окруженный двумя рядами галерей (двухэтажными и одноэтажными), с двумя лестничными башнями. Храм венчали 13 глав. Хоры фактически образовывали второй этаж и были хорошо освещены сверху. В подкупольное простпанство хоры открывались тройными аркадами, и люди внизу видели над собой князя со свитой — живое воплощение власти, наместника Бога на земле, в лучах света, льющегося сверху. Карнизы, парапеты хоров и полог были украшены плитами из местных сланцев, малиново-фиолетовый цвет которых напоминал пурпур — цвет византийских императоров. Полы были украшены мозаикой и керамическими плитками. На подпружных арках под парусами (парус — треугольное пространство между арками) — медальоны с севастийскими мучениками; изображения мучеников и святых — ча столбах. На парусах — четыре евангелиста; в барабане (между окнами) — фигуры пророков; и в куполе — образ Христа-Вседержителя, окруженного ангелами. Когда взгляд киевлянина с князя и Вседержителя обращался вперед, его ослепляли переливы драгоценной смальты с вплавленными золотыми листьями, служившие фоном для более чем пятиметровой фигуры Богоматери с воздетыми руками (Оранты) — символа земной церкви, заступницы. Суровость облика заставляет воспринимать ее как покровительницу города (по замечанию митрополита Иллариона). На арке над апсидой в медальонах — Христос и обращенные к нему в молитве Богоматерь и Иоанн Креститель. В средней части апсиды — под монументальной фигурой Оранты—сцена причащения апостолов, в которой дважды повторяются фигуры причащающего Христа и ангела в дьяконском одеянии. В нижней части апсиды — святительский чин. Именно эти фигуры являются наиболее удачными с точки зрения антикизирующей традиции: их образы индивидуализированы, переданы психологические состояния. Но когда верующий оборачивается, он снова видит на фреске западной стены восседающего на троне Христа, справа от которого — князь Владимир и князь Ярослав с копией Софийского собора в руках, а слева — княгиня Ольга и княгиня Ирина, жена Ярослава. На примыкающих стенах соответственно — изображения четырех сыновей и дочерей Ярослава. Таким образом, совершался переход от иерархии небесной к иерархии земной. Более того, определенное освящение получала и вся земная жизнь князей, будучи изображена на других фресках собора: прием князя византийским императором, ипподром, княжеская охота. Киевская София была не только величественна, но и декоративна. Храм тогда не был побелен, как ныне, а кирпич, из которого он был сложен, чередовался с розовой цемянкой, что придавало его стенам нарядный вид. Расположенный на высоком берегу Днепра, с блестящими куполами, Софийский собор производил незабываемое впечатление. Открытые арки галерей связывали его с окружающим природным ландшафтом, и собор как бы господствовал над окрестностями. Грандиозные размеры храма объясняются тем, что церковь была не только местом, где совершались богослужения, но и собирались горожане во время торжеств; здесь обсуждали насущные проблемы, принимали послов. Всяцен- тральная часть собора была покрыта разноцветной мозаикой — «мерцающей живописью», а стены, своды и столбы сверху донизу расписаны фресками: Мозаика и фрески образуют с архитектурой Софийского собора единое целое. Этот своеобразный синтез искусств должен был свидетельствовать о мощи и богатстве Киевской державы и внушать молящимся, что государство покоится на авторитете верховной власти, столь же незыблемой, как власть самого Вседержителя. Кроме Софийского собора, в Киеве были построены Ирининский и Георгиевский храмы, а также Золотые ворота. Над ними была возведена небольшая церковь Благовещения. Позднее, в 40~50-е гг. XI в. были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. В Новгороде при кладке стен был использован местный известняк; впоследствии стены оштукатурили. Так было положено начало привычной для нас традиции белоснежных храмов. Соборы построены по принципу киевской Св. Софии, но новгородский храм - пятиглавый, с одной галереей, а полоцкий — семиглавый, без галерей. Новгородский и Полоцкий храмы имеют по три апсиды и по одной лестничной башне. Аркады на хорах—не тройные, а двойные. При украшении использовались только фрески. Во второй половине XI в. здания становятся проще. В этот период в Печерском монастыре был сооружен Успенский собор. По конструкции он ближе Десятинной церкви: трехнефный ше- стистолпный храм. Характерно, что собор завершался одной главой. Вторая была над примыкающей церковью-крещальней, и, возможно, для симметрии возводилась третья — над юго-западным углом храма, как позднее а Новгороде. Украшением служили мозаики и фрески, мраморные детали, мозаичный пол. Кладка велась с западающим рядом, но поверхность затиралась раствором и имитировалась квадровая кладка |,лод грубо обработанный камень с шершавой поверхностью). Использовались в конструкциях дубовые бревна и сланцевые плиты. Эти же плиты использовались в мозаике пола в сочетании с треугольными и четырехугольными кусочками смальты желтого, зеленого и вишневого цветов. Особенностью собора были своды, составляющие крест и значительно возвышающиеся над остальными. В последующих постройках все центры закомар уже располагаются на одном уровне. Возможно, это изменение в архитектуре соответствует изменению иерархий власти в русском обществе: либо безусловное первенство киевского князя сменяется феодальным вариантом концепции «первого среди равных», либо идея главенс тва церкви на д светскими владыками несколько сглаживается. Фасад расчленен сильно выступающими лопатками. Для облегчения сводов и стен и улучшения акустики в кладку закладывались голосники. Насколько дорогостоящим было строительство, можно судить по тому, что возведение примыкающей к собору Ивановской крещальни обошлось в 2 тыс. гривен, тогда как годовой налог, собранный со Смоленской земли, составил 3 тыс. Собор, который послужил образцом для последующих этапов развития русской архитектуры, возводился руками русских людей, о чем свидетельствуют подписи на кирпичах. Последней значительной постройкой эпохи Киевской Руси является церковь Спаса на Берестове, построенная, возможно; при Владимире Мономахе (или позже). Шестистолпная, трехнефная, с четко выраженным нартексом (западная часть помещения), лестничной башней и крещальней, значительно выступающими наружу. Ее отлйчительной особенностью являлось то, что к западной ее стене примыкал притвор с трехлопастным сводом. Аналогичные особенности предполагаются у Михайловской божницы в Остер- ском замке Владимира Мономаха. Камни, использованные в кладке (мелкий булыжник), на фасаде видны не были — только кирпичная кладка со скрытым рядом, выложенные крестами и полосами меандра двух—• и трехуступчатые ниши. Использовались деревянные балки и другие деревянные конструкции. Пропорции храма значительно более вытянутые: высокие окна и ниши, поднятые хоры. Исследователи говорят о графичности его фасадов, что предвещает последующий этап развития архитектуры.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |