![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 5 страница
Важным элементом отделения светской культуры от духовной была замена старого церковнославянского шрифта новым гражданским. В результате процесса секуляризации в российской культуре начала складываться новая система ценностей. До Петра I в этой системе религиозные ориентации доминировали над мирскими и политическими. При Петре I на смену религиозной средневековой ментальности, основу которой составляло служение Богу и государю, пришли новые светские принципы и главный из них — служение «царю и Отечеству». Это — один из важнейших принципов национально-культурной идентификации в условиях абсолютистского государства. Предметом сакрализации, поклонения становятся светские институты и, прежде всего, государство, оттеснив систему православных ценностей на второй план. Наряду с церковной реформой Петр I проводит в жизнь принцип свободы совести, то есть свободы выбора исповедания. Он считал, что «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос». В результате такой политики при Петре I католики и протестанты получили возможность свободного исповедания своей религии. Важной чертой культуры Нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурой других народов, заимствование передового опыта, что явилось результатом политики, направленной на подрыв конфессиональной замкнутости и преодолению религиозной нетерпимости, укоренившейся в сознании русского народа под влиянием идеологий православной исключительности. В период правления Петра I небывалыми темпами расширяются связи с Западной Европой: Голландией, Германией, Польшей, Италией. Наряду с широкими контактами с западным миром, в бытовой уклад вводились новые обряды, чтобы привить западноевропейский стиль жизни. Взамен старого летоисчисления «от сотворения мира» с первого января 1700 года было введено летоисчисление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали «приемы» — ассамблеи. В процессе своей реформаторской деятельности Петр I активно привлекает к преобразованию русской старины на западноевропейский лад иностранцев, не стесняясь называть их своими учителями. Частная жизнь дворянства была полностью ориентирована на западные образцы. По указанию царя были подготовлены и изданы многочисленные руководства, например, переведенные с немецкого «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708 г.), учебник хорошего тона «Юности честное зерцало» (1719 г.). Секуляризационные процессы затронули и сферу образования. В период русского средневековья существовала церковная монополия на образование, киторое по преимуществу носило богословский характер. Грамоте также обучали и в семье. До начала XVIII в. в России не существовало государственной системы образования. Обучение было домашним индивидуальным и церковным. Целью обучения было по преимуществу овладение языками — латинским и греческим. Преподавались также грамматика, риторика и философия. При правлении императора Петра I (1682-1725 гг.) проблема школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой.. Петровские реформы представляли собой последовательный курс, взятый на модернизацию страны и ее культуры. Они привели в движение все оферы жизнедеятельности русского общества, которые остро нуждались в новых образованных кадрах. Первые правительственные школы открываются в начале XVIII века и представляют собой сугубо профессиональные, узкоспециальные учреждения. В качестве примера можно привести открытие в Москве Навигационной школы, предназначенной для подготовки кадров для формировавшегося в стране первого из флотов — Азовского. Это учебное заведение стало основой будущего Морского училища и Морской академии России. В стране появились и так называемые «цифирные» школы, осуществлявшие подготовку техников для армии и казенных строительных работ. В некоторых городах России создавались гарнизонные школы, готовившие из солдатских детей грамотных унтер-офицеров и сержантов. Обучение грамоте считалось частным делом граждан. При этом для дворян и духовенства обучение было обязательным, ина - че они лишались некоторых привилегий: продвижения по службе и возможности вступать в брак. Для дворянских детей были введены обязательные государственные экзамены. При монастырях открывались школы для подготовки священнослужителей. Эти школы стали основой будущих духовных семинарий. В основном в них обучались дети священнослужителей, что формировало традицию русского белого духовенства делать свою профессию наследственной. Широкое распространение получает практика обучения молодых людей за границей для усвоения наук, техники, строительного и корабельного дела, искусства торговли. Развитие школы требовало большого количества учебников, разного рода справочников. По указанию Петра была развернута широкая издательская деятельность. Были напечатаны «Арифметика» JI. Ф. Магницкого, «Грамматика славянская» В. П. Поликарпова, «Первое обучение отрокам» Феофана Прокоповича и многие другие книги. Потребность в учебной литературе стимулировала необходимость значительного расширения материальной базы печатного дела. Помимо Москвы и Петербурга, издательские центры располагались в Костромской, Тамбовской, Калужской, Пензенской губерниях. В 1714 г. в Петербурге возникает первая в России Государственная публичная библиотека, укореняется и такая форма общения с книгой, как домашняя библиотека. В 1719 году открылся первый русский музей — Кунсткамера. Тем самым было положено начало сбору естественнонаучных и исторических коллекций, экспонаты Кунсткамеры затем вошли в состав «Эрмитажа», Военно-морского музея. Петр I и его сподвижники рассматривали просвещение русского народа как важный залог успешного проведения реформ в России. Чтобы довести до сознания народных масс мотивы и сущность проводимых преобразований нужно было организовать по-новому информационную политику и расширить средства воздействия на общественное мнение. Одним из важных шагов в этом направлении было создание в России периодической печати. Для того, чтобы люди «смотрели и учились» Петр I приказал печатать существовавшие ранее рукописные «Куранты» и распространять их в народе. Позднее эти «Куранты» назвали «Ведомости», которые регулярно начали выходить в свет. «Ведомости» Петра I — это первая русская газета. Поскольку официальные указы и распоряжения царя не всегда положительно оценивались теми, кто их должен был исполнять, Петр I привлек к агитационно-пропагандистской работе пользующееся авторитетом и доверием у людей духовенство. Придавая церковной проповеди преимущественно светский характер, Петр приглашает в Москву людей «к проповедованию способных». Стремление Петра I обратить церковную кафедру в политическую трибуну представляло собой одно из наиболее характерных проявлений мировоззренческой секуляризации. Характерная черта петровской эпохи — растущий интерес к научным знаниям. В начале XVIII века интерес к науке был вызван чисто практическими потребностями государства, которое нуждалось в освоении новых территорий, в добыче полезных ископаемых, в развитии промышленности. В стране возникают первые научно-технические лаборатории. Появляется целый ряд технических изобретений и новшеств. В результате экспедиций, организованных государством, впервые была составлена карта Каспийского моря, открыт пролив, разделяющий Европу и Азию («Берингов пролив»), появилась возможность издать первый русский атлас империи. Существенные сдвиги происходят и в сфере гуманитарных наук, прежде всего, в области исторической мысли. История начинает осознаваться как государственное дело, тесно связанное с политическими интересами. Предметом целого ряда сочинений стала история русско-шведских отношений: «История Свейской войны» Т. П. Шафирова, «История императора Петра Великого от рождения до Полтавской баталии» Феофана Прокоповича и другие. Таким образом, наука становится частью новой светской культуры. Закономерным итогом петровских преобразований в сфере образования и науки было открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.). В состав Академии входили «три класса наук»: математический, физический и гуманитарный. Ведущую роль играли два первых класса. Особенностью петербургской Академии было то, что она объединяла три учреждения, которые в Западной Европе действовали самостоятельно — университет, т. е.«собрание ученых людей, обязанных обучать молодых людей наукам», гимназию, которая готовила учеников для прохождения курса в университете, и собственно Академию, т. е. «собрание ученых и искусных людей». Таким образом, в Академии были объединены научно-исследовательская и педагогическая функции, что диктовалось необходимостью решения двуединой задачи — подготовки собственных научных кадров и развития науки. Развитие реформаторской деятельности, становление нового типа власти поставило перед общественно-политической мыслью задачу обоснования абсолютизма. Обоснование идеологии абсолютизма отражалось в законодательных актах того времени, а также в трудах сторонников Петра. Первоначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о богоданной природе царской власти. Однако по мере расширения контактов с Западной Европой в Россию проникают раннепросветительские идеи «естественного права», «общественного договора», «общего блага». Эти теории активно использовались идеологами абсолютизма. Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович (1684-1736 гг.). Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Прокопович опирался, с одной стороны, на традицию Московского царства, с другой, на западноевропейские теории естественного права, общественного договора и общего блага. В своем сочинении «Правда воли монаршей», связывая право монарха на власть с божественными установлениями, Прокопович в своих рассуждениях не останавливается на этом источнике абсолютной монархии. Исключительное право монарха на власть он все же выводит из «всенародного намерения, которым монархия введена и содержима быть разумеется». В основе монархического управления лежит договор, по которому власть была передана монарху. Таким образом, Прокопович утверждает, что носитель суверенной власти обязан как божественному установлению, так и народной воле, совпадающих по своему содержанию и значимости. Точнее, божественное установление власти совершается не сверхъестественным, а естественным путем, при посредстве народной воли, направляемой в каждом отдельном случае божественным промыслом. Однако народная воля является у Прокоповича выражением Божьей воли лишь при начальном становлении той или иной формы государственного устройства. Впоследствии она теряет божественное воздействие. Главной обязанностью символа государственной власти, сточки зрения Феофана Прокоповича, является «всенародная польза». Одним из важных инструментов достижения такой пользы является образование и распространение науки. Поэтому носителем госу царственной власти должен быть просвещенный монарх, «философ на троне», который должен править, опираясь на строго соблюдаемый закон. Идеалом абсолютного, просвещенного монарха для Прокоповича выступал Петр I. Таким образом, в России был сформирован первый вариант теории просвещенного абсолютизма, обосновывавшая приоритет светского начала, разума, науки, опирающихся на сильную и просвещенную власть, главной обязанностью которой является осуществление всенародной пользы. PecboDMbi Петра I определили развитие отечественной художественной культуры первой трети XVIII в.. Литература и искусство стало одним из существенных средств утверждения новой государственной политики, направленной на всестороннюю модернизацию страны. Властные структуры государства во главе с императором содействовали тем видам художественного творчества, с помощью которых появлялась возможность не только воздействовать на массовое сознание людей, но и мобилизовывать его на реализацию важнейших задач, стоящих перед Россией. Один из крупнейших писателей того времени — Феофан Прокопович. Он был автором трагикомедии «Владимир», многих произведений ораторской прозы, лирических и шутливых стихов, а также трактата «о поэтическом искусстве». В своей трагикомедии «Владимир, Славянских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет евангельский приведенный Духом Святым» он проводит идею борьбы с застоем и обскурантизмом. Прогрессивной силой, по мнению автора, является правительство, светская власть, а силой, задерживающей развитие, — духовенство. Феофан оказал заметное влияние ча формирование политических и эстетических взглядов молодого А. Д. Кантемира (1708-1744 гг.), на просветительскую деятельность и творчество В. К. Тредиаковского (1703-1768 гг.). Кантемир и Тредиаковский европеизировали русскую литературу. Первый ввел в нее жанр сатиры, второй начал реформу русского стихосложения. Оба они известны переводами классической и современной им литературы. Кантемир развил тезис Петра I о необходимости подтверждения благородства по происхождению благородством поведения и личными заслугами перед государством. Реформа русского стихосложения, начатая Тредиаковским, получила продолжение и завершение в реформах стиха Ломоносова. Именно благодаря Тредиаковскому в русскую поэзию вошел ямб. Ведущими видами искусства начала XVIII в. становятся архитектура, скульптура, живопись, театр. Они обновляют свой образный язык, широко используют светские формы выражения, создают новые жанры. Наиболее существенно новый светский характер художественной культуры проявляет себя в архитектуре. Основой архитектуры становится ордер (латин. ordre — порядок, строй) — определенная художественная система строечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в различные исторические периоды. Принципы ордерной архитектуры стали определяющими при возведении второй столицы России — Петербурга. Город был построен по единому, четкому плану, с использованием достижений лучших европейских и отечественных архитекторов. Самыми знаменитыми сооружениями Петербурга того периода были Зимний дворец, комплекс Смольного монастыря (арх. К. Растрелли), Таврический дворец (арх. И. Старов). В петровское время не менее интенсивно и творчески интересно обустраивалась Москва (например, здание Сената — арх. М. Казаков, дом Пашкова — арх. В. Баженов) и близлежащие к ней территории, на которых располагались родовые дворянские усадьбы. Жемчужиной отечественной культуры, русским центром искусств XVIII в. стало родовое имение дворян Шереметевых — Кусково. Период реформ стал временем развития литой бронзовой скульптуры, которая достигла своего совершенства в классическом памятнике Петру I «Медный всадник» скульптора Э. Фальконе. В живописи наиболее популярными становятся: жанр портрета (В. Боровиковский, Д. Левицкий, Ф. Рокотов); исторический жанр (А. Лосенко); бытовой жанр (М. Иванов, С. Щедрин). В 1756 г. в Ярославле открывается первый в России профессиональный театр, в котором осуществлялись постановки трагедий на патриотические темы А. Сумарокова, бытовых драм М. Хераскова, комедий Д. Фонвизина. На всем протяжении XVIII в. главным пафосом литературных жанров являлись идеи государственного строительства и общественных преобразований. Отсюда такое мощное развитие получают: высокая патриотическая поэзия (М. Ломоносов); критическое, сатирическое обличение пороков русского общества и государства, представленное сатирой, басней, бытовой комедией нравов А. Кантемира, А. Радищева, Д. Фонвизина. ' Русское искусство XVIII в. не только начинало ощущать себя частью европейского культурного сообщества, но и смело бросало вызов самым авторитетным школам Европы. После смерти Петра I русская культура развивалась на протяжении большей части XVIII столетия в атмосфере нестабильности — сменяющих друг друга дворцовых переворотов, реформ и контрреформ, борьбы за власть и влияние в бюрократических структурах, интриг, фаворитизма и т. д. Однако заложенные Петром I основы новой культуры продолжали приносить свои плоды. Определенный импульс в развитии образования, науки, художественной культуры был дан во время правления дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). В этот период в Академии наук являются первые национальные кадры, меняется характер ее деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Ему принадлежит ведущая роль в развитии культуры середины XVIII века. Ученый-естествоиспытатель мирового значения, он сделал крупнейшие открытия во многих областях знания. Идеи Ломоносова далеко опередили науку его времени. Велика заслуга М. В. Ломоносова и’в развитии русской литературы. По определению В. Г. Белинского, М. В. Ломоносов был «Петром Великим русской литературы». Наследие Ломоносова в области языка, теоретической грамматики, стихосложения, в русской словесности XVIII в. в целом огромно и бесценно. При содействии П. И. Шувалова и активном участии М. В. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке на трех факультетах. При университете работали две гимназии. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств, позднее вырастившая плеяду замечательных русских художников. 2. Век Екатерины II в русской культуре Однако наиболее интенсивное развитие культуры XVIII в. происходит в период правления Екатерины II (1762-1796 гг.). Екатерина II продолжила усилия Петра I по секуляризации и европеизации русской культуры. Как и Петр I, Екатерина II стремилась провести в России реформы, направленные на установление нового, европейского типа общественных отношений и формирование «новой породы людей», которые стали бы социальной базой для европейского типа развития. В своей реформаторской деятельности Екатерина II опирается на идеи французских просветителей Вольтера, Монтескье, Руссо, Даламбера, Дидро и др. С Вольтером она состояла в течение многих лет в личной переписке. Екатерина II продолжила дело Петра I по установлению контроля за деятельностью Русской Православной церкви. Одним из важнейших актов Екатерины II в этом направлении был Указ (1769 г.) о секуляризации церковных владений. В соответствии с этим Указом монастырские и церковные вотчины с населяющими их крестьянами передавались в управление коллегии экономики, а государство брало на себя обязательство по содержанию духовенства и монашества. Таким образом Русская Православная церковь стала зависимой от государства не только в административном, но и в экономическом отношении. При Екатерине II была продолжена реформа образования. В созданную Петром I систему образования она вносит серьезную основательность, придав этой системе широкий государственный масштаб. В 1786 г. в России впервые была образована государственная система народного образования, открыты малые народные училища в уездных городах, главные училища в губернских городах. По проекту И. И. Бецкова в России организуется широкая сеть частных школ закрытого типа. Бесспорной заслугой Екатерины II было открытие в Петербурге Смольного института благородных девиц для дворянок и Екатерининского для мещанок, положивших начало женскому школьному образованию в России. Созданная в 1766 г. Медицинская академия была первым в России учебным заведением, готовящим профессиональных медиков. При Екатерине II получили дальнейшее развитие наука и общественно-политическая мысль. В 1765 г. в Петербурге основано первое русское научное общество — Вольное экономическое общество, занимавшееся проблемами сельского хозяйства. Из среды народа выдвигаются талантливые изобретатели-самоучки: уральский рабочий И. И. Ползунов (1728-1766 гг.), разработавший проект первой в мире паровой машины; Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735-1818 гг.), создавший телескоп, лифт, безопорный мост, механическую сеялку и мн. др. Общественно-политическая мысль развивается под сильным влиянием идей французского Просвещения. Русские просветители Я. П. Козельский (ок. 1728-1794 гг.), Н. И. Новиков (1744-1818 гг.) и др. выступали пропагандистами идей Руссо, ставили вопрос об отмене крепостного права, высказывали уравнительные идеи о владении собственностью. Идеи Просвещения нашли отклик и развитие в русской литературе того времени. В 1783 г. появляются тираноборческие трагедии Я. Б. Княжнина и Н. П. Николаева. В этом же году А. И. Радищев пишет сразу ставшую знаменитой оду «Вольность». В 1792 г. появляется его «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором резко обличалось самодержавие, крепостничество, осуждалось социальное неравенство и другие нарушения «человеческого естества». Таким образом было положено начало революционно-демократической традиции в русской общественно-политической мысли и литературе. Идеология Просвещения оказала решающее влияние и на формирование стиля художественной культуры. Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. был классицизм. В литературе важную роль в основании и утверждении классицизма сыграл поэт и драматург А. П. Сумароков (1717-1777 гг.). А. П. Сумароков — создатель русской национальной трагедии. Основной идеей его трагедий «Хорев», «Синав и Трувор» была мысль о гражданском долге. Сумароков призывал всех, включая и самодержца, обуздывать личные страсти в интересах общества. Сумароков положил также начало жанру комедии в русской литературе. В его комедиях весьма заметна связь с народным театром Петрушки. Продолжателем Сумарокова был Д. И. Фонвизин (17451792 гг.). В его комедиях «Бригадир» и «Недоросль» созданы сатирические портреты дворянского и купеческого общества России того времени. Эти произведения стали знаменательным шагом русской литературы на пути к реализму XIX века. Классицизм был господствующим, но не единственным художественным стилем в русской литературе этой эпохи. Уже в последней трети XVIII в. каноны классицизма подвергаются критике и происходит становление нового стиля в русской литературе — сентиментализма. Его зачинателем стал Г. Р. Державин (1743-1816 гг.). В своих знаменитых одах Державин разрушал эстетику классицизма и выдвинул новый для русской литературы принцип: творческая личность автора есть основа поэзии. Державин подчеркивал значение личностного отношения автора к изображаемой действительности. Произведения А. И. Радищева, И. А. Крылова также выходили за рамки эстетики классицизма. Однако русский сентиментализм приобрел свою классическую форму в произведениях Н. М. Карамзина (1766-1826 гг.). Н. М. Карамзин сделал своими героями простых людей, говорящих о своих чувствах на обычном разговорном языке. Усилиями Карамзина происходит сближение литературного языка с разговорным. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения и создало предпосылки для формирования русского общенародного разговорного языка. В качестве образца выступает московский диалект. Русская архитектура второй половины XVIII века развивается также в стиле классицизма. Русские классицисты обратили пристальное внимание на городской ансамбль и достигли в этой области высокого совершенства. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были зодчий А. Ф. Кокоринов (1726-1778 гг.) и приехавший из Франции архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот (1724-1800 гг.). Здание Академии художеств в Петербурге, построенное русским архитектором Кокориным по проекту Валлена-Деламота, выдержано в стиле классицизма, хотя еще имеет некоторые черты господствовавшего в это время барокко. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антона Ринальди (ок. 1720-1794 гг.), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада, старый Эрмитаж в Петербурге Ю. И. Фельтена (1732-1801 гг.) — утверждали классицизм в русской архитектуре. Величайшим русским зодчим второй половины XVIII в. был В. И. Баженов (1737 или 1738-1799 гг.) — первый выпускник Академии художеств. По его проектам в Петербурге были построены Каменноостровский дворец и Арсенал. Баженовым был разработан, но не осуществлен проект Кремлевского дворца в Москве. Зодчий пытался в этом проекте реализовать синтез традиций древнерусской архитектуры и классицизма. Проект Баженова поражал размахом и смелостью, современники называли его «восьмым чудом света». Однако недостаток средств заставил Екатерину отказаться от постройки баженовского ансамбля. Баженовым был создан грандиозный дворцовый ансамбль в Царицыне — подмосковном имении Екатерины И; однако строительство не бы ло завершено, а часть дворцового ансамбля по приказу царицы была даже разрушена. Пережив постигший его удар, Баженов долгое время жил в Москве. Здесь он построил немало частных зданий, в их числе — изумительный по красоте дом Пашкова (ныне одно из зданий Государственной Российской библиотеки). Другим выдающимся архитектором того времени был И. Е. Старов (1745-1808 гг.). Его лучшее произведение — Таврический дворец в Петербурге — построено в духе строгого классицизма. Это здание вызвало много подражаний по всей России (усадьбы богатых помещиков). Одновременно с Баженовым и Ставровым в Петербурге работали выходцы из-за рубежа, среди которых особое место заняли шотландец Чарльз Камерон (1730-е гг. — 1812 гг.) и итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.). Камерон работал над отделкой комнат Царскосельского дворца (Камеронова галерея); замечательным его творением были дворец и парк с павильоном в Павловске. Камерон превратил этот петербургский пригород в одно иэ^красивейших мест Европы. Кваренги возвел множество построек в Петербурге — Смольный и Екатерининский институты, здания Академии наук, Государственного банка. Монументальность и строгость форм, свойственная классицизму, достигают в творениях Кваренги наибольшей завершенности. Московским мастером классицизма был М. Ф. Казаков (1738-1812 гг.). Москва обязана Казакову зданиями Сената в Кремле, Московского дворянского собрания с его знаменитым Колонным залом, старым зданием Московского университета, Голицынскои больницей. Значительный подъем в развитии переживает изобразительное искусство. Особых успехов русская живопись XVIII в. достигла в области портрета. Множество иностранных портретистов, работавших в России в середине века, познакомили русских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражателями. Крупнейшие русские живописцы XVIII в. — это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков А. П. Антропов (1716-1795 гг.), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с европейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Измайловой, портрет Петра III). Ф. С. Рокотов (17357-1808 гг.) пошел дальше Антропова в раскрытии человеческого образа и в реалистических тенденциях. Блестящая техника, богатый колорит, разнообразие композиции обнаруживают незаурядный талант портретиста. Одна из самых замечательных работ художника — гармоничный по красочности и свободе кисти портрет поэта В. И. Майкова. Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был Д. Г. Левицкий (ок. 1735-1822 гг.). Он создал богатую серию портретов — Екатерины II, воспитанниц Смольного института, московских купцов. Левицкий показал себя мастером тончайших характеристик даже в парадных портретах (портрет архитектора Кокоринова). Учеником Левицкого был выдающийся русский живописец В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.). Его портретам были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма — неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (портрет М. И. Лопухиной). Во второй половине XVIII в. выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос. Ф. И. Шубин (1740-1805 гг.) был выходцем из среды поморских резчиков по кости. В девятнадцатилетнем возрасте он, подобно Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и его великий земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом учеником в Академию художеств. Шубин создал галерею психологически выразительных портретов русских людей конца века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф. Н. Голицын, и статс-секретарь Екатерины II П. В. Завадовский, и полководец П. А. Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечательных творений Шубина — бюст Михаила Ломоносова. Творчество другого представителя классицизма — скульптора М. И. Козловского (1753-1802 гг.) — было проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» (статуя для Большого каскада в Петергофе) символизировал победу России над Швецией. Говоря о скульптуре России XVIII в., нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716-1791 гг.) — памятник Петру I в Петербурге. Идейный замысел «Медного всадника»—изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры. В середине XVIII в. был основан первый постоянный публичный театр с русскими актерами и пьесами русских авторов — под руководством основоположника русской классической драматургии — Сумарокова. Создание театра связано с именем первого русского профессионального актера Ф. Г. Волкова (1729-1763 гг.), которого называют «отцом русского театра», т.к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский публичный театр. В литературе второй половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля игры (JI. Е. Шушерин, Е. С. Сандунова). Значительное место в театральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество крепостных. Во второй половине века большое распространение получили к{Э£постные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |