КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 3 страница
Иная художественная традиция развивается во Владимиро-Суздальской земле. Во Владимиро-Суздальской земле строительство осуществлялось из известняка, который давал возможность богато декорировать архитектурные сооружения каменной резьбой. Появились вертикальные резные пилястры, резной ар- катурный пояс, рельефные арки. После перенесения столицы из Киева во Владимир Андреем Боголюбским там началось строительство Успенского собора (1158-1160 гг.). Этот собор в соответствии с традицией был шеетистолпный. Однако вскоре случился пожар, и храм был разрушен. После пожара в 1185-1189 гг. собор был восстановлен и стал пятинефным и пятиглавым, что можно объяснить и стремлением противопоставить Владимир Киеву (где в конце XII в. таких зданий уже не строили). Новый белокаменный собор отличается роскошным убранством: здание имеет цоколь, стены расчленены пилястрами сложного профиля, украшенными узкими колоннами с базой и резными капителями; по середине стены проходит аркатурный пояс с как бы висячими колонками. Собор был расписан фресками. В Боголюбове к 1165 г. создан дворцовый архитектурный ансамбль, в котором дворец был соединен переходом с башней и собором Рождества Богородицы. На мощеной площади перед собором был построен киворий — навес над чашей со святой водой. Купол собора опирался на круглые колонны с резными капителями. Западный портал был обит листами золоченой меди, пол устлан медными плитами. На нижних частях порталов обнаружена белокаменная резьба. В 1166 г. недалеко от Боголюбовского дворца, там, где Нерль впадает в Клязьму, был построен один из шедевров русской и мировой средневековой архитектуры — храм Покрова на Нерли. Храм служил как бы путевым знаком на речном повороте ко дворцу, да и таможней (вокруг него шел обводной канал). Поскольку ьесной, в паводок это место заливает, храм стоит на искусственном каменном холме, засыпанном землей. Сама церковь и ландшафт полностью сохранились. Здание поражает, прежде всего, своими пропорциями и законченностью форм. Украшения аналогичны украшениям других владимирских храмов, но более вынесенные тонкие колонны на углах, свободное расположение резных рельефов придают одинокому зданию трогательную утонченность. Правда, раньше нижняя часть здания была прикрыта галереями. Это придавало храму торжественную пирамидальность. В 1194-1197 гг. был построен княжеский Дмитриевский собор величественно-благородных пропорций, обильно украшенный кружевом белокаменной резьбы, в которой на фоне растительных орнаментов, зооморфных персонажей языческой мифологии встречаются и античные сюжеты. Христианские же святые в основном переместились ниже—• в ряд висячих полуколонн. Расположенный рядом с могучим Успенским собором, Дмитриевский храм производит впечатление изящного ювелирного украшения. Для архитектуры Новгорода были характерны демократические начала, суровость и аскетизм. Даже Софийский собор (1045-1050 гг.) сооружен в упрощенном виде. Церкви массивные, приземистые, чуть расширенные книзу, без резных украшений, за исключением вырезанных на стенах больших и грубых крестов, кладки стен неровны и шероховаты. Примером таких сооружений являются церковь Спаса на Нередице (1198 г.), уличная церковь Петра и Павла на Синичной улице. В конце XII века строительством Спасской церкви, Ефро- синьевского монастыря в Полоцке была открыта качественно новая страница в формировании национального русского стиля в архитектуре — создание башнеобразных храмов, основанных на ступенчатых арках, возведение второго и третьего яруса закомар. введение ложных, чисто декоративных кокошников. Все это создавало динамичную, устремленную вверх композицию. Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не затронуть живопись. Наиболее яркой классической формой средневекового искусства в православии была икона. Первые иконы появились в Византии в VI-VII вв. В IX в. окончательно сложился иконографический канон и в таком виде он пришел на Русь. Он включал в себя изображение Христа, Богоматери, святых, пророков, мучеников, архангелов, евангельские сюжеты и пр. Первую роспись осуществляли византийские и греческие мастера: например, великолепную роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде, уничтоженную во время Великой Отечественной войны, осуществлял византиец Олисей Гречин. Иконографическая традиция на Руси начиналась с фресок Софии Киевской, на которых были изображены не только христианские святые и сюжеты священной истории, но и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, скоморохи и музыканты, что, безусловно, являлось нарушением строгого византийского канона. От раннего периода осталось очень мало икон: от знаменитых мозаик Михайловского монастыря в Киеве, например, сохранилось лишь изображение Дмитрия Солунского, из икон Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — только Устюжское Благовещенье. Постепенно общие каноны построения изображения, свойственные византийской иконографии, сменяются особенностями национальных иконописных школ: Новгородской, Московской, Владимиро-Суздальской. Первый русский иконописец Алимпий Печерский творил в XI в., национальные же иконографические школы складываются только во второй половине XIII в. Оригинальностью отличается новгородская школа живописи. Рисунок новгородских икон характеризует графичность форм, колорит строится на сочетании ярких контрастных цветов. В качестве примера можно привести краснофонные иконы: «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», «Спас на престоле». Иконотворческая живопись Феофана Грека, основанная на интенсивном поиске духовных основ жизни, открывает традицию глубокого одухотворения привычных иконописных образов. Экспрессивные поиски мистических оснований веры в тот период отразились в росписях Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378 г.), выполненных Феофаном Греком. XIII в. является периодом упадка в искусстве всех земель, через которые прошли монголо-татары. Северные области, Новгородская и Псковская, куда они не дошли, сохранили русскую культурную традицию. Особое место в русском искусстве XIV-X V вв. занимает зодчество Пскова. Форпост русской земли на Западе, Псков в течение столетий вел упорную борьбу против завоевателей. Поэтому ка менные постройки Пскова прежде всего имели оборонительное значение. Из нетесаных плит распространенного на Псковщине известняка местные зодчие воздвигали мощные неприступные стены. Именно в Пскове в XV в. был возведен самый большой каменный кремль, стены которого протянулись на девять километров. Небольшие по размерам кубические псковские храмы обычно имели несколько боковых приделов, еще более усиливавших впечатление массивности и приземистости. На храмовых стенах часто сооружались звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага и колокола которых не раз били тревогу (цер ковь Богоявления со звонницей на Запсковье, 1496 г.). Псковские постройки украшались темно-зелеными поливными изразцами. В XV в. Псков был единственным городом на Руси, где существовало производство таких изразцов. Гьулътура Великого Княжества Московского и Московского царства 1 / Русская культура периода феодальной раздробленности и утраты национального суверенитета 2/ Москва как новый центр цивилизаиионного развития 3/ Архитектура и живопись в период Московского царства 4 / Роль русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства в XIV-XVI вв. 1. Русская культура периода феодальной раздробленности и утраты национального суверенитета Культура Киевской Руси находилась на высоком уровне развития. С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Второй цикл связан со становлением и формированием Московского царства. Начальным этапом этого цикла явился период феодальной раздробленности Руси и установление монголо-татарского ига. В середине XII века под влиянием экономических и политических факторов происходит распад Киевской Руси. На территории Киевской Руси сформировались три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородская земля (Северо-Западная Русь). Как внутри этих княжеств, так и между ними, в течение длительного времени проходили ожесточенные столкновения, разрушительные войны, которые ослабляли силу Руси, приводили к разрушению городов и сел. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться иностранные завоеватели. Несогласованные действия русских князей, желание добиться победы над врагом за счет других, сохранив при этом свое войско, отсутствие единого командования привело к первому поражению русского войска в сражении с монголо-татарами на реке Калка 31 мая 1223 года. Серьезные разногласия между князьями, не позволившие им выступить единым фронтом перед лицом агрессии, привели к взятию и разрушению Рязани (1237 г.). В феврале 1238 года было разгромле но русское ополчение на реке Сити, захвачены Владимир и Суздаль. В октябре 1239 года был осажден и взят Чернигов, осенью 1240 года был захвачен Киев. Таким образом, с начала 40-х годов XIII века начинается период русской истории, который принято называть монголо-татарским игом, продолжавшийся до второй половины XV века. Следует отметить, что монголо-татары в этот период не осуществляли оккупации русских земель, поскольку эта территория была мало пригодной для хозяйственно-экономической деятельности кочевых народов. Но это иго было весьма реальным. Русь оказалась в вассальной зависимости от монголо-татарских ханов. Каждый князь, в том числе и Великий князь, должен был получать разрешение хана на правление — «стол», ханский ярлык. Население русских земель было обложено тяжелой данью в пользу завоевателей, постоянно совершались их набеги, которые приводили к разорению земель и уничтожению населения. Тогда же на северо-западных рубежах Руси появился новый опасный противник: в 1240 г. — шведы, а затем в 1240-1242 гг. — немецкие крестоносцы. Получилось так, что Новгородской земле пришлось отстаивать свою независимость и свой тип развития в условиях натиска как с Востока, так и с Запада. Борьбу за независимость Новгородской земли возглавил молодой князь Александр Ярославович. В основе его тактики лежала борьба против католического Запада и уступка Востоку (Золотой Орде). В результате высадившиеся в июле 1240 г. в устье Невы шведские войска были разбиты дружиной новгородского князя, получившего за эту победу почетное прозвище «Невский». Вслед за шведами на новгородскую землю напали немецкие рыцари, которые в начале XIII в. обосновались в Прибалтике. В1240 г. они захватили Изборск, затем Псков. Александру Невскому, возглавившему борьбу против крестоносцев, удалось зимой 1242 года освободить сначала Псков, а затем на льду Чудского озера в знаменитом Ледовом побоище (5 апреля 1242 г.) нанести решающее поражение немецким агрессорам. После этого они уже не предпринимали серьезных попыток захвата русских земель. Благодаря усилиям Александра Невского и его потомков в Новгородской земле, несмотря на зависимость от Золотой орды, сохранились традиции западнической ориентации и стали формироваться черты подданничества. Однако в целом к концу XIII века Северо-Восточная и Южная Русь попали под влияние Золотой Орды, утрачивали связи с Западом и ранее сложившиеся черты прогрессивного развития. Трудно переоценить те отрицательные последствия, которые имело монголо-татарское иго для Руси. Большинство историков сходятся во мнении, что оно существенно задержало социальноэкономическое, политическое и духовное развитие русского государства, изменило характер государственности, придав ей форму отношений, характерных для кочевых народов Азии. В условиях феодальной раздробленности и утраты государственного суверенитета важную роль в сохранении и укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса. В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитриевского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство. В XIII-XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец — становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре стало искусство колокольного звона, которое здесь было доведено до степени высокого и тонкого мастерства. Именно в этот период (ориентировочно между 1185 и 1187 гг.) был написан шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». На примере воинских неудач русских — разгрома и пленения четырех князей (Игоря, его сына, брата, племянника) — автор попытался возродить идею сильного централизованного государства. Главная идея этого произведения — необходимость прекращения своеволия и усобиц, единения князей для защиты русской земли от иноземных захватчиков. «Слово» написано великолепным образным языком и представляет собой яркий пример синтетического единства языческих верований и христианства. Корневым стержнем, породившим и питавшим «Слово» — является языческая самобытная культура восточных славян. Христианское же миропонимание лишь поверхностно «впечатывается» в плоть традиционной славянской культуры. Монголо-татарское нашествие резко усилило религиозные христианские настроения: если в галицко-волынской летописи взятие Киева изображено в традиционных эпических тонах, то в летописях северо-восточной Руси события изображались как наказание Божье, как грех. Сложившаяся к началу нашествия разобщенность русских земель трагически воспринималась на фоне далёкого идеала единства княжеского рода («Слово о погибели Русской земли»), Как выражение надежды на будущее возрождение звучит описание красот Русской земли: «О, светло светлая и украсно украшена, земля Русская! И многими красотами удивлена еси...». Поддержкой в условиях тяжелой неволи была и память о победах Александра Невского. В его «Житии» он назван в ряду выдающихся героев древности, а битва описана на фоне религиозных чудес: перед боем на помощь русским явились святые Борис и Глеб. «И была сеча зла и треск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъсию двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию...» Созидание образа идеального монарха продолжено в «Молении Даниила Заточника»(находящегося в заточении). Обращаясь с просьбой об освобождении, Даниил противопоставляет воина-заступника и хозяина (князя) его разорителям-слугам (тиунам) и боярам. Автор явно возрождает идеалы «Поучения» Владимира Мономаха. В «Молении» впервые появляется новый герой — автор признается, что он не силен и не храбр в бою, но доказывает свою образованность и остроумие, предлагая себя в качестве советника. Как на прецедент указывает Даниил на толкователей сна киевского князя в «Слове о полку Игорезе». Но осознавая новизну своего предполагаемого положения при князе, он хотб’л бы, чтобы князь защитил его от бояр страхом «грозы своей». Показательно, что «Моление», по-видимому, обращено к Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), получившему старейшинство над русскими князьями (от Батыя). Даниил — явно светский человек. Наряду со злыми женами высмеивает он блудных монахов, хотя, возможно, это только дань литературной традиции — подражание византийским образцам. Развивалась и чисто религиозная литература. На основе переписки владимирского епископа Симона и киево-печерского монаха Поликарпа и последнего—с игуменом этого монастыря Акин- дином был составлен «Киево-Печерский патерик». В основном новеллы были посвящены духовной борьбе монахов с чертями, которые описаны, как животные. Центральное место в патерике занимают жития основателей монастыря Антония и Феодосия. После того, как татары приняли ислам, принадлежность к христианству получила дополнительный смысл — борьба с захватчиком приобрела характер идеологический. Тем более, что христианская литература уже наработала традиции противостояния агарянам, сарацинам и т. п. — так называли татар в летописи, начиная с конца XIV в. Существующие в период ига механизмы насилия и порабощения были неприемлемы. Иерархическое устройство общества, полностью контролируемое захватчиками, воспринималось как чуждое. По-видимому, это восприятие отчасти распространялось и на иерархию вообще. В этих условиях индивидуализация духовной жизни была неизбежна. Движение исихазма, расцветшее в Византии в это же время и в аналогичных условиях, было подхвачено и на Руси. Если Иоанн Лествичник восхождение к Богу связывал с внешними условиями человеческой жизни, то исихазм учил овладению внутренними психическими и (через них) физиологическими механизмами. Относительно внешнего мира рецепт исихазма прост — молчание. Сергий Радонежский, «божественные сладости безмолвия вкусив», подчинил его влиянию новое религиозное сознание. Из Троице-Сергиевой лавры вышли и Андрей Рублев с его безмолвной беседой ипостасей божественного существа (Троицей), и наиболее яркий представитель нового литературного стиля Кпифа- ний Премудрый. Характерные черты новой литературы — психологизм, религиозная эмоциональность. Светские жанры, связанные с прежней иерархией (воинской, прежде всего), отступили на второй план. Такая умиротворенность, «умное делание» себя соединилось с народными сказаниями в «Повести о Петре и Февронии». Любовь простой девушки к князю, несмотря на всю свою силу, полностью подчинена уму и воле — но от этого она впечатляет еще больше, становится непобедимой. Князь женится на Февронии, а когда княжес- кбе окружение требует ее изгнания — они уходят вместе. Ее духовное богатство наполняет жизнь князя с ней чудесами: крошки хлеба обращаются в зерна ладана; жерди, воткнуть е в землю, расцветают и превращаются в деревья, она читает мысли встреченных людей. Обещая мужу умереть с ним в один день, Феврония продлевает ему жизнь, упрашивая подождать, пока она дошьет покрывало. После смерти они оказываются вместе в приготовленном ими заранее гробу, несмотря на то, что их дважды клали в разные, — и их не посмели разлучить. Как отметил один из первых светских писателей (XIII в.) того времени Даниил Заточник, основными необходимыми качествами служилых людей теперь стали ум и образованность. Это проявилось прежде всего в похвалах правителю, но чаще — в обращениях к святым, покровительствующим национальным победам. В полной мере новый стиль присущ житиям Сергия Радонежского и Стефана Пермского, написанных Епифанием Премудрым (конец XIV- нача- 'ло XV вв.). Религиозная общность Руси и Византии породила огромный поток переводов византийской литературы, что послужило источником для новых выразительных средств в отечественной литературе: был выработан и получил распространение особый патетический и торжественный стиль, выразительность и эмоциональный подъем. Были усвоены некоторые общие принципы орфографии и пунктуации, появились новые понятия — развивается литературный язык (стираются местные и областные различия). Вычурный, орнаментальный характер нового стиля соответствовал его названию — «плетение словес». Для него были характерны музыкальность речи, словесная игра, основанная на смысловых тонкостях слов и их сочетаний, словообразование. В церковной литературе формировался «высокий стиль», из которого изгнана бытовая и военная лексика, для чего вводятся греческие слова или описательные обороты. Вместо личных имен используются словосочетания вроде «муж некий» или «человек един». С помощью аналогий со Священным Писанием оцениваются события, придается им многозначительность. Образуется достаточно устойчивая система выражений, даже стилистические трафареты. При этом цель изложения — достичь повышенной выразительности при сдержанности чувств. Всякое действие, прежде всего, есть выражение силы чувства, веры. Стефан Пермский сокрушает языческих идолов день и ночь, в лесах и полях, перед народом и без народа; бьет обухом в лоб, сокрушает по ногам, сечет секирою, рассекает на члены, раздробляет на поленья, крошит в щепки, искореняет их до конца, ожигает огнем, испепеляет пламенем!... Дружба Сергия Радонежского и Стефана Пермского столь глубока, что они чувствуют приближение друг к другу, даже когда находятся на огромном расстоянии. Все события приобретают в повествовании огромную важность, но действительно значительные события автор пытается описать буквально через ощущения всех органов чувств: весть о смерти Стефана Пермского— страшная, пространная, пламенная, горькая... Аналогом этого стиля в живописи является стиль Феофана Грека. Деятельная активность оказывается практическим результатом сосредоточенного собирания сил. 2. Москва как новый центр цивилизационного развития Следующий этап второго цикла цивилизационного развития древнерусской цивилизации связан с укреплением Московского княжества. В XIV-XV вв. на Северо-Востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Усиление Московского княжества происходит при Даниле Александровиче (1278-1303 гг.) (сын Александра Невского) и Иване Даниловиче (Калите) (1325-1340 гг.). При великом князе Дмитрии Донском Москва становится крупнейшим экономическим и политическим центром Руси. В этот период значительно возросло торгово-ремесленное население Москвы. Большое развитие получает производство оружия. В Москве появляется целое поселение оружейников. Развитие оружейного дела способствовало росту военной мощи Московского княжества. Усиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять знамя открытой борьбы за освобождение страны от монголо-татарских поработителей. В 1378 году на р. Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над ними. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его знаменитая победа на Поле Куликовом в 1380 г. Победа на Поле Куликовом — это не только военно-политическая, но и духовно-нравственная победа. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных, и даже побеждать такого сильного противника. Был развеян миф о непобедимости золотоордынской армии. Духовно-нравственный смысл этой победы состоит в том, что благодаря ей русским людям удалось преодолеть вековой страх перед поработителями, возродить чувство национальной гордости, национального достоинства. После победы на Куликовом поле золотоордынское иго продолжалось на Руси еще около ста лет. Однако характер взаимоотношений Руси и Орды существенно изменился. И хотя хан Тохта- мыш в 1382 году сжег Москву и восстановил формальное подчинение Руси, реально, в прежней форме, подчинения уже не было. Борьба против монголо-татарских захватчиков нашла свое отражение в русской литературе В конце XIV — начале XV вв. появилось много песен и других произведений о Куликовской битве. На их основе написаны летописные повести, а в 1389 г. — «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», в котором московские князья названы святыми. Наряду со славословием в новом возвышенном стиле, в него включены народный плач и причитания вдовы-княгини по умершему. Одним из шедевров русской литературы является появившееся в начале XV в. произведение, вобравшее в себя весь опыт героических сказаний, — «Задонщина». Битва на Дону, по мысли автора, завершила эпоху, начавшуюся поражением на р. Калке, описанном в «Слове...», поэтому все события того времени сопоставляются с про шлым и противопоставляются ему. Если в «Слове о полку Игореве» первая половина битвы удачная — в «Задонщине» она предвещает поражение. Зловещие приметы сопутствуют походу не русского, а татарского войска и т. п. Интересно, что автор ведет летоисчисление эпохи «туги и печали» не от реального исторического начала ее (битвы при Калке), а от события, описанного в «Слове...». В «Сказание о Мамаевом побоище» включены молитвы, религиозные размышления; все события и участники получают строгую моральную оценку. В рамках одного повествования уживаются две манеры изложения — динамичная, активная и сентиментальная. Так, в нежных лирических тонах показаны отношения между братьями — Дмитрием Донским и Владимиром Серпуховским; татары выглядят чванливыми и злобными. Поединок Пересвета с татарским богатырем Челубеем описан в стиле народной поэзии. Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью двух выдающихся политических деятелей Руси Ивана III и Ивана IV. Ивану III принадлежит честь окончательного свержения монголо-татарского ига в 1480 г. (знаменитое стояние на реку Угре). Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство Восточной Европы, но уже в новом качестве. Именно с этого времени объединение русских государств вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского государства, хотя термин «Россия», «российское государство» формально в политический лексикон входит во времена правления Ивана IV. При этом коренным образом изме нился статус главы государства. Великий князь Московский и Владимирский превращается в «государя всея Руси» — «самодержвца». Слово «самодержец» сначала употреблялось в значении независимости великого князя от какого-либо другого государства, а затем и в смысле неограниченности его власти в своей стране. В целях укрепления самодержавной власти Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софией (Зоей) Палеолог. Свое родство с византийским императором он использовал для укрепления авторитета великокняжеской власти и российского государства. Старый Московский герб с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, Иван III объединил с древним гербом Византии — двуглавым орлом. На печати с гербом Русского государства был указан новый титул Ивана III «Божьей милостью государь всея Руси великий князь Иоанн». Введением нового герба Русского государства и новым титулом Иван III хотел подчеркнуть, что после брака с Софьей Палеолог Русское государство становится прямым на- Культура Великого Княжества Московского и Московского царства 257 9 История культуры следником Римской Византийской империи, а московский государь — прямым преемником самодержавной власти византийского императора. По Византийскому образцу строились торжественные церемонии. Во время приема иностранных послов Иван III сидел на троне, подаренным ему Константином XI. Послы должны были низко кланяться государю, одетому в расшитые золотом и серебром парадные одежды с византийскими «бармами» (оплечьями) и увенчанному «шапкой Мономаха». Таким образом социально-политическая система, формирующаяся в Великорусском государстве, несла в себе черты сильнейшего восточного влияния, обусловленного наследием исторического опыта последних двух столетий. Дело в том, что вследствие политической зависимости русских земель от Золотой Орды объединительный процесс протекал в экстремальных условиях. И это накладывало существенный отпечаток на характер властных отношений в складывающемся российском государстве. Процесс присоединения других государств, «княжеств-земель» к Московскому княжеству чаще всего опирался на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве- объединителе. Феодалы присоединенных территорий становились слугами Московского правителя. И если последний в отношении с собственными боярами по традиции мог сохранять какие-то договорные обязательства, идущие еще от вассальных отношений, то по отношению к господствующему классу присоединенных земель он был только господином для своих подданных. Таким образом вследствие целого ряда исторических причин в становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Отношения вассалитета, утвердившиеся в Киевской Руси до монголо-татарского ига, уступают отношениям подданничества. Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны — от высшего боярства до последнего смерда — были подданными царя, его холопами. Вершины в культурном развитии Московское царство достигает во время правления Ивана IV (Грозного). К середине XVI века на основе интеграционных процессов в этнической сфере завершается формирование русской народности, а Москва окончательно утвердилась как центр общерусской культуры. В связи с возникшими задачами по идеологическому обоснованию новой государственности активно возрождается летописание. Еще в период правления Ивана IV (ок. 1539-1542 гг.) создается Никоновская летопись, призванная, по замыслу ее составителей, показать историю Московского царства как мировой державы, а Ивана III достойным преемником римских и византийских императоров.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |