КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 7 страница
К середине XIX в. в стране расширяется социальная база об - разования. Открываются тысячи крестьянских школ грамоты — прообразы будущих земских школ. С начала 70-х годов основными типами образовательных учебных заведений становятся: классическая гимназия, ориентированная на детей из при - вилегйрованных слоев русского общества и дающая право на поступление в университет; реальное училище, рассчитанное на детей разночинцеп и готовившее выпускников для поступления в основном в технические вузы. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах. В 80-х годах возникают частные средние школы, в 90-х — коммерческие училища различных министерств и ведомств страны. Распространение грамотности стимулировало развитие книгоиздательства, журнального и газетного дела. К началу XX не ка в России издавалась 1131 газета на 24 языках. Издательспш ориентируются на массового читателя. Крупные издательстна И. Сытина, А. Суворова, «Знание» выпускали книги, доступные по цене для населения. Эти издательства сыграли огромную po.ni. в просвещении и распространении произведений русских и зару бежных авторов. Важную роль в культурной жизни России XIX в. играли ли тературно-публицистические журналы и альманахи: «Московски ii вестник» «Московитянин», «Отечественные записки», «Современник», «Полярная звезда», «Русское слово» и др. Редактировавшие эти журналы литературные критики и публицисты М. П. Погодим (1800-1875 гг.), В. Г. Белинский (1811-1848 гг.), Н. Г. Чернышев ский (1821-1877 гг.), Н. А. Добролюбов (1836-1861 гг.), Д. И. Писарев (1840-1868 гг.), А. И. Герцен (1812_ 1870 гг.) пользовались бот шим авторитетом в российском обществе, каждый из них в ка к< >И то период XIX века был «властителем душ» определенных слом общества, чаще всего демократической молодежи. Выдвигаемы^ на страницах этих журналов идеи служили ориентирами в обще ственной и личной жизни. В XIX веке существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Научно-техническая мысль России первой половины XIX в. была направлена, прежде всего, на удовлетворение практических нужд интенсивно развивавшегося промышленного производства: Н. Н. Зинин осуществил синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности; Б. С. Якоби открыл в электрохимии метод гальванопластики; П. П. Аносов создал новую науку — металлографию, раскрыл утерянный секрет булатной стали. Значительный вклад внесли русские ученые в фундаментальную науку Мировую известность принесло создание Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии. П. А. Чебышев сделал существенные открытия в области теории чисел, теории вероятности, математического анализа. Д. И. Менделеев создает свою знаменитую периодическую систему химических элементов. Хирург Н. И. Пирогов составляет атлас «Топографическая анатомия» и основывает новое направление в медицине — военно-полевую хирургию. Неоценим вклад русских мореплавателей-путешественников в географическую науку: И. А. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский в 1803-1804 гг. совершили первое кругосветное путешествие; М. П. Лазарев и Ф. Ф. Белинсгаузен в 1811 г. открыли Антарктиду; Г. И. Невельский в 1850 г. открыл пролив между Сахалином и материком. Подводя итог развитию русской культуры в XIX веке, следует отметить, что разнообразие и богатство духовных исканий России в XIX в. выдвинули ее культуру в ряд величайших достижений развития человечества, во многом определивших содержание и направленность науки, искусства и философии последующего периода. Выйдя на передовые рубежи культурного развития человечества, русская культура с необычайной щедростью пополнила сокровищницу мировой культуры, превзойдя в некоторых областях высшие достижения европейских мастеров. Отразившие с небывалой полнотой свое время, шедевры этой культуры принадлежат вечности. Они бессмертны, пока живо само человечество.
тема 23 еребряный век» русской культуры 1 / Социально-политическая ситуация рубежа веков и новое понимание творчества 2/ Достижения в сфере науки, учение о ноосфере В. И. Вернадского и философское наследие В. С. Соловьева 3/ Русский символизм и русский авангард 4/ «Мир искусства» 1. Социально-политическая ситуация рубежа веков и новор понимание творчества Рубеж XIX-XX вв. характеризуется в России серьезными изменениями культуры. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства. В отечественной культуре это время отказа от «социального» человека и повышенный интерес к конкретной личности, к бессознательным, иррациональным моментам ее психики. «Серебряным веком» в истории развития русской культуры называется конец XIX— - начало XX вв. Хронологически рамки этого периода весьма неустойчивы. Однако большинство исследователей датой возникновения данного явления считают 90-е годы XIX века, а его завершением — начало гражданской войны в России. По своей продолжительности «серебряный век» был краток, но в полном смысле этого слова ослепителен в своих проявлениях. «Стык веков» стимулировал мощный интеллектуальный подъем в стране. Русский философ Ч. А. Бердяев писал об этом времени, Как о «русском культурном Ренессансе», который заявил о себе в философии, поэзии, театральном искусстве, музыке. «Русское Возрождение» проходило в весьма специфических условиях. Вначале оно разворачива лось на фоне интенсивного развития капиталистических отношений в России, чему свидетельством были: быстрый рост городов; концентрация в городах промышленного производства и капитала;
коренное техническое перевооружение промышленности. Однако постепенно в экономике страны начинают проявлять себя и признаки кризисного состояния: сужение внутреннего рынка, падение цен и курсов акций, доминирование иностранного капитала в стратегических секторах экономики. Усугублял ситуацию и социально-психологический фактор. В сознании русской интеллигенции (а именно она определяла умонастроения людей того времени) капиталист-предприниматель воспринимался как эксплуататор, «новый рабовладелец», заставляющий трудиться на себя армию неимущих и обогащающийся за их счет. Русский профессор-экономист Иван Озеров в то время писал, что в этом вопросе господствовала дворянская мораль. В общественном сознании стойко утвердился стереотип ограниченного и корыстолюбивого предпринимателя, сформированный еще в 30-40-е годы XIX века героями пьес А. Н. Островского, в которых драматург блистательно изобразил быт и нравы замоскворецкого купечества. Подобное отношение к предпринимательству было очень устойчивым еще и потому, что на Руси, а затем и в России никогда не было культа богатства. В классической русской литературе трудно найти произведение, в котором восхвалялась бы нажива. По образному выражению М.И. Цветаевой: «Сознание неправды денег в русской душе невытравимо!». «Идеализация нищеты» имела объективное основание, ибо практически вся интеллигенция конца XIX — начала XX вв. — выходцы из средних и беднейших слоев русского общества. В свою очередь, первые русские капиталисты не обладали тем напором и стремлением к новизне, которые были столь характерны для их коллег на Западе. Капитализм в России разворачивался медленно и осторожно. А две войны — Русско-японская и Первая мировая — вообще приостановили продвижение России к новому типу хозяйственной культуры. Вместе с тем, именно в это время одной из решающих тенденций стало расширительное понимание творчества. Критерии творчества прилагались практически ко всем видам человеческой деятельности: от религиозной и художественной, до научной и социально-политической. Творчество становилось универсальным и его предметом осмысления могло быть все — человек, социальная действительность, религия, мораль, искусство. Создатели новой культуры — Вл. Соловьев, А. Блок, А. Белый, Н. Бердяев, П. Флоренский, А. Бенуа, М. Врубель, А. Скрябин осознавали свою универсальность, свое творческое всесилие и свою сопричастность к вселенским процессам. Предельно свободная, в полном смысле слова, творческая трактовка обычных видов человеческой деятельности образовывала новый культурный синтез, который стал символом культуры русского «серебряного века». Весьма интенсивно пересматривались и обновлялись существовавшие традиции в различных сферах культуры: в общественном сознании и философии; в религиозных канонах православия; в устоявшихся стилях и школах искусства. Новый тип культуры формируется на основе: космизма — специфического мировосприятия, органически соединяющего вселенское и индивидуальное, представляющего космос как живой организм, в котором гармонично взаимодействуют Творец и Человек; критицизма — принципа, когда переоценка всех ценностей становится главной задачей любой деятельности — научной и художественной, философской и религиозной. В российском обществе пробуждается национальное самосознание, что проявляет себя в активном интересе к истории своей страны и находит выражение: в создании памятников — «Тысячелетие России» (Новгород, автор М. О. Микешин), Екатерине II (Петербург, автор М. О. Микешин), А. С. Пушкину (Москва, автор А. М. Опекушин), Н. В. I оголю (Москва, автор Н. А. Андреев); в завершении строительства православных храмов, созданных в честь знаменательных событий отечественной истории — Кафедрального собора во имя Христа Спасителя (Москва, архитектор К. А. Тон); в открытии в Москве музеев, имевших уникальные коллекции — Исторического, Театрального, Политехнического, Изящных искусств, Народного искусства, Третьяковской художественной галереи. Именно на рубежное время приходится стремительный рост числа газет и журналов, а также их тиражей. Именно стык веков характерен созданием различных кружков, обществ, творческих объединений и ассоциаций. Это было время, отмеченное бесконечными дискуссиями и обсуждениями, свидетельствав- шими о высокой творческой активности русского общества. Символом новой, динамично развивающейся России стала Всероссийская промышленная и художественная выставка 1986 года (Нижний Новгород). Крупным событием в издательском мире стал выход в 1890-1907 гг. 82-томного Словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, ставшего лучшей российской энциклопедией. На рубеже веков возникает новый тип искусства — кинематограф. Первые кинотеатры — «иллюзионы» — строятся в России в 1903 г.; к 1913 г. их число достигло 4000. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. •— первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». К 1914 г. в России было более 30 кинофирм. Первыми русскими режиссерами стали Я. Протазанов, Е. Бауэр; киноактерами — И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов. Вместе с тем, Серебряный век — это эпоха, наполненная смутными предчувствиями и неразрешимыми противоречиями, вызывавшими у наших соотечественников ощущение надвигающейся катастрофы, не только личной, но и всеобщей. 2. Достижения в сфере науки, учение о ноосфере В. И. Вернадского и философское наследие В. С. Соловьева На рубеже XIX-XX вв. отечественная наука развивалась в благоприятных условиях, которые складывались из: потребности капиталистического производства в новых прикладных научных исследованиях; возможности прихода в научное сообщество людей практически из всех социальных слоев русского общества. Отечественная наука того времени была заявлена именами: И. П. Павлова (1849-1936 гг.) — физиолога, создателя учения о высшей нервной деятельности, лауреата Нобелевской премии (1904 г.); И. И. Мечникова (1845-1916 гг.) — биолога, труды которого в области иммунологии и лечения инфекционных заболеванй были удостоены в 1908 г. Нобелевской премии; Д. И. Менделеева (1834-1907 гг.) — химика, открывшего периодический закон химических элементов; А. С. Попова (1859-1906 гг.) — физика, изобретателя электрической связи без проводов (радио); Н. Е. Жуковского (1847-1921 гг.) — теоретика авиастроения, основоположника современной аэродинамики; К. Э. Циолковского (1857-1935 гг.) — основоположника современной космонавтики и многих других. Кроме точных и естественных наук, успешно развивалось и гуманитарное знание. Подлинным явлением отечественной культуры стали труды историков С. М. Соловьева (1820-1879 гг.), В. О. Ключевского (1841-1911 гг.) и филолога — создателя «Толкового словаря русского языка» — В. И. Даля (1801-1872 гг.). Особое значение в формировании мировоззрения и мировосприятия «серебряного века» оказали две научные системы: учение о ноосфере В. И. Вернадского и философское наследие Вл. Соловьева. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) был ученым энциклопедических знаний. Круг его научных интересов был чрезвычайно обширен: от исследования практически всех сфер природы — до анализа многоаспектной человеческой деятельности. Вернадский теоретически завершил и оформил идею русского космизма, приверженцами которой были, в той или иной степени, К. Э. Циолковский, Д. И. Менделеев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский. Вернадский обосновывал мысль о нерасторжимости человека и природы, которые, по его мнению, должны восприниматься и изучаться в единстве. Ученый был твердо уверен в том, что овладевая законами природы и совершенствуя технику, человек не только преобразует биосферу, но и принимает на себя ответственность за ее будущее. Таким образом с появлением разума и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу, т. е. в сферу разума, в область взаимодействия природы и человека, в которой разумная деятельность становится определяющим фактором развития. В свою очередь, ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, ибо человек, по мысли ученого, в полном объеме способен освоить весь космос. Учение В. И. Вернадского о ноосфере — т. е. о зоне человеческого обитания на поверхности Земли — стало основой современной науки экологии. Вернадский был основателем антропокосмизма — учения, в котором природная (понимаемая им как космическая) и человеческая составляющие развития науки в процессе своего взаимодействия должны слиться в единое целое. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.)— создатель всеобъемлющей религиозной философской системы — в 70—90 годы XIX века возглавил оппозицию философскому материализму v революционному демократизму. В цёнтре внимания его философских и культурологических произведений оказались вопросы, являющиеся гуманистическими, общечеловеческими по сути. Так, например, важное место в его суждениях занимала проблема все возрастающих противоречий между человеком и природой. В своей наиболее фундаментальной книге «Оправдание добра» (1895 г.) философ указывает на неизбежность для человека нравственной деятельности по совершенствованию природы. И здесь же отмечает, что способы этой деятельности составляют задачу искусства как сферы культуры. Все дело в том, что целью художественного творчества, согласно Соловьеву, является пе- ресотворение как общественного, так естественноприродного миропорядка. Таким образом, нравственное творчество, по его мысли, это деятельность и социальная и научно-техническая. А обе они, подчеркивает Соловьев, носят по необходимости и художественно-эстетический характер. Для Соловьева искусство (как основополагающая сфера культуры) — это воссоздание и пересоздание действительности в плане раскрытия посредствам художественных образов полноты жизни. Раскрытие жизни происходит на путях реализации положительного «всеединства». В свою очередь, «всеединство» выражается формулой: жизнь всех друг для друга в одном. У Соловьева в его статье «Общий смысл искусства» (1890 г.) эта формула звучит так: «Все находят себя в каждом, и каждый — во всех других». Высшей формой постижения и осуществления этого социального идеала является именно искусство. Соловьев полагал, что задача у искусства троякая: выражать, объективировать в своих произведениях те внутренние определения идеала, которые невыразимы природой; совершать «одухотворение» природной красотой, т. е. выражать ее как воплощение некоего трансцендентного прообраза; увековечивать таким образом индивидуальные природные феномены. Отсюда для искусства важны две социальные функции: познавательная, сводящаяся к постижению идеала, как цели развития всего сущего; нравственно-воспитательная, состоящая в совершенствовании духовно-практической деятельности людей. Соловьев не принимал теории «искусства для искусства». В своих «Трех речах о Достоевском» (1893 г.) он ориентировал искусство на поиск его единства с жизнью. Реализация данного принципа должна была привести к «новому» искусству, которое мыслилось Соловьевым в форме особого «религиозного искусства», выразителем которого для философа и стало творчество Достоевского. Соловьев оценивал Достоевского не только как ху- дожника-реалиста, но и как художника-философа. Для Достоевского, по мысли Соловьева, содержание его художественных произведений обычно становится жизненной задачей. Но, ставя тот или иной вопрос на нравственную и практическую почву, он вовсе не зовет людей к восстанию против выявленного зла. Важнейшим и решающим средством совершенствования социального организма писатель считает нравственное возвышение человека, осуществляемое им через религиозную веру. И в этом, по его мнению, состоит главная задача искусства. Соловьев страстно выступал за преобразования русского общества не путем социальной (насильственной) революции, а исключительно средствами культуры, т. е. путем духовного совершенствования. Начиная с его юношеского произведения «Философские начала цельного знания» (1877 г.) и заканчивая последними трудами, завершившими XIX век, Соловьев всегда ставил вопрос о реализации высших гуманистических общечеловеческих ценностей — истины, добра и красоты, что и было сутью его «теории осуществления». По мысли философа, эти три ипостаси должны были победоносно утвердиться в различных сферах бытия Л1р- дей, на практике осуществив идею создания всеединого. богочеловеческого общества нравственности. При этом, с точки зрения Соловьева, определяющая роль в процессе осуществления принадлежит красоте. Философ классифицировал красоту, как преобразование материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала. В каждом явлении действительности красота понималась в ее царственной неподвижности, геометрической стройности, логической ясности. Осознание красоты у Соловьева не было уходом в область «чистого искусства». Наоборот, именно красота оказывается в системе Соловьева активным началом, преображающим, улучшающим, а не только отражающим (как это свойственно истине и добру) действительность. Таким образом, красоте приписывается «теургичес- кай», то есть совместно с богом преобразующая функция. Следует заметить, что в этот период искусство отошло от принципов классического реализма и академизма, расширило свою предметную сферу за счет включения нетрадиционных, «неэстетических» объектов, сконцентрировало внимание на областях деятельности, ранее далеких от художественного творчества: производстве, быте, политической агитации. 3. Русский символизм и русский авангард Учение Вл. Соловьева стало идейной основой, доктриной мощного интегрального стиля русской художественной культуры конца XIX — начала XX вв. — символизма (франц. simvolisme, от греч. sirnvolon — символ, знак). Символизм связал воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой деятельности, которые все вместе воспринимались как культурная деятельность. Русский символизм обрел настоящее национальное своеобразие. Он представлял собой гигантский проект преобразования искусства, общества, человека. Концептуально основные идеи символизма были изложены в книгах Андрея Белого «Символизм» (1910 г.), «Луг зеленый» (1910 г.), «Арабески» (1911 г.); Вяч. Иванова «По звездам» (1909 г.), «Борозды и межи» (1916 г.),«Родное и вселенское» (1917 г.); Александра Блока «Интеллигенция и революция» (1918 г.), «Катилина» (1919 г.), «Крушение гуманизма» (1921 г.). Символисты ввели в поэзию преобразованный субъективный фактор, что позволило изображать внешний мир через душу лирического героя, через его ощущения. Основой сюжета произведений символистов считался отказ от изображения действительности, предпочтение этому косвенного, непрямого соприкосновения с ней. Именно этот смысл имеет понимание символа как намека, не отражающего действительность, а только как бы ссылающегося на него. Символисты утверждали, что только идеи представляют ту высшую реальность, которую и должно запечатлеть искусство. Подобно тому, как поэты-символисты стремились облечь свои идеи в чувственную форму, занимаясь поисками оригинального и сложного стиля — т.н. индивидуального словаря, художники- символисты (М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, М. Чюрленис) пытались составить свой индивидуальный словарь красок, линий и перенести раскрытие символа в область чистой фантазии. Поэтические идеи должны быть внушаемы с помощью цвета. Определяющим для живописи символизма стало: постижение символического значения суггестивной силы цвета; умение создавать определенное настроение посредством контрастов, гармоний или легких цветовых вариаций. Понимание искусства как «жизнетворчества» (то есть общекультурного созидания) объединяло русских символистов В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова в решении великой и практически неосуществимой задачи — «созидании вселенского духовного организма». У символистов главной задачей художника являлось умение «слушать музыку, для того, чтобы освободить звуки от родной первоначальной стихии, привести эти звуки в гармонию, дав им форму, и внести эту гармонию во внешний мир» (А. Блок). В понимании символистов целью искусства должно стать преображение мира через привнесение в него гармонии. Искусство, подчеркивали они, равнозначно мифологии, которая, в свою очередь, становится религией и преобразует общество. Предчувствие трагических перемен в истории России нача ла XX века сформировало особое настроение в произведениях русских символистов, где доминирующими стали темы усталости, утомленности, апатии, пассивности, безволия. Символистский проект преобразования был сродни славянской идеи соборности, только понятой еще более мистически. Поэтому символистам и были столь близки левые идеи, особенно большевизм. Все они встретили революцию с восторгом, о чем красноречиво свидетельствует их творчество этого периода. Авангард — (от франц. avant-garde — передовой отряд) — понятие, объединившее на принципах коренного обновления художественной практики различные школы и направления искусства 10-20-х годов XX в. Термин «авангард» утвердился в художественной критит- ке в двадцатые годы XX века. Основная группа авангардистских школ (футуризм, дадаизм, кубизм, экспрессионизм, супрематизм) заявила о себе крайним нигилизмом, предельной степенью отрицания предшествующей культурной традиции классического художественного опыта. Практическая реализация авангарда была характерна для различных видов искусства: литературы — В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гумилев; музыки — М. Чюрленис, А. Скрябин, И. Стравинский; театра — В. Мейерхольд, Е. Вахтангов. Однако наиболее очевидно авангард реализовался в изобразительном искусстве. Живописи самых разных течений авангарда был свойственен отказ от художественного жизнепо- добия. Пластическое искусство авангарда, за редким исключением (кубизм — условно геометризующий природу, абстракционизм — с его чисто фантастической геометрией) нефигуративно. Отказ от предметности и превращение в самоцель таких художественных средств, как цвет, композиция, фактура, было продиктовано ощущением кризиса современной цивилизации. Искусство начала XX в. словно почувствовало грядущее перевоплощение мира. Кризис существующей реальности авангардизм выплескивает на свои полотна в виде отчужденных форм, распавшихся кусков, кривых линий, молекул, дыр и т. п. (В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов и др.). Русский авангард занимает особое место в истории художественной культуры. Наши соотечественники восприняли череду революций, войн и социальных потрясений в России и Европе как стихийный процесс всеобщего обновления, как массовое действо, в котором авангардисты отводили себе ведущее место. Революция была для них особенно желанна, поскольку позволяла вовлечь в своеобразную игру весь окружающий мир. Именно тогда появляются и новые формы в искусстве: массовые театрализованные действа (то, что позже назовут «хеппенингом»); уличные представления футуристов и дадаистов (будущий пе^форменс) и т. д. Мистификации, розыгрыши, эпатаж станут нормой художественной культуры авангарда. Вместе с тем, авангард — это одно из немногих проявлений культуры, столь плотно насыщенное теоретическими сочинениями самих ее участников и их интенсивной выставочной и дикусси- онной деятельностью. Представители таких творческих проявлений авангарда, как «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и многих других стремились не только заявить о наступлении нового искусства, но и проговорить, обсудить, поспорить о его достоинствах и недостатках. Авангардизм тяготел к синтезу искусств. Поэты, музыканты художники, актеры — все вместе будут устраивать художественные выставки, театрализованные действа, снимать фильмы. Авангард быстро укреплял свои позиции в России. Его привлекательность объясняется свежестью, энергией и мечтой. Необычайная мечта о рождении сверхискусства и мира, который будет насыщен только им — это и есть самое главное, что выделит авангард среди всех художественных явлений России. 4. «Мир искусства» В ходе культурно-исторического развития России на рубеже XIX-XXbb.: происходит интеграция различных сфер художественного творчества; делается акцент на всеобъемлющем синтезе искусств, на приоритете гуманистических интересов и идеалов. Практическое осуществление этого замысла взяла на себя группа деятелей культуры, объединившаяся на мировоззренческом фундаменте эстетизма и именовавшая себя «Мир искусства». Сама группа и журнал под таким названием просуществовали недолго — с 1899 по 1904 гг., но резонанс от их деятельности в кругах художественной интеллигенции был поистине уникален. Большинство живописцев того времени сгруппировалось именно вокруг «Мира искусства». Подлинными лидерами «миро- искуссничества» стали редактор журнала С. Дягилев и талантливый художник А Бенуа. Творческая парадигма группы (куда входили М. Врубель, К. Сомов, JI. Бакст, К. Коровин, Е. Лансере, В. Серов и др.), ее программа деятельности были разработаны именно этими двумя людьми. Теоретические взгляды «мирискуссников» находились в известной близости с воззрениями так называемого «бесценного триумвирата» 50-х годов (В. Боткин, II. Анненков. А. Дружинин). Однако общая духовная ситуация в конце XIX в. значительно отличалась от существовавшей в середине века. Особенностью программы рассматриваемой группы оказался делаемый в ней акцент на всеобъемлющем синтезе искусств, понимаемом как «примирение» всех видов, родов и жанров искусства, а также объединение усилий всех художественных направлений и школ для задачи служения красоте. С. Дягилев открыто и прямо заявлял о «самоценности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», прокламируемую революционными демократами и JI. Толстым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мироискуссничест- ва», в духе эстетики К. Леонтьева и Ф. Ницше, приходили к абсолютизации личности творца. Приоритет гуманистических интересов и идеалов вытекал из их общемировоззренческих и культурологических принципов. Последнее порождало космополитически-универсальное стремление членов группы к изучению языков, художественных воззрений и традиций различных времен и народов. Новый этап деятельности объединения (1910-1924 гг.) характеризуется отсутствием четко выраженных творческих установок. Поиски художников «Мира искусства» в области стиля выразились в попытках создания «синтетических произведений» и были реализованы ими: в книжном дизайне; в области театра («Русские сезоны» С. Дягилева); в искусстве оформления интерьера. Своей принципиальной эстетической программой «мирискусники» сделали ретроспективизм — т. е. уход в прошлое. Но объективности исторического жанра у них не получилось, ибо «мирискусники» воспринимали прошлое сквозь призму своего «я», окрашенного иронией и скепсисом. Поэтому излюбленным приемом их позднего творчества становится гротеск. Для судеб русской культуры конца XIX — начала XX вв. значение «Мира искусства» чрезвычайно велико. Это было одно из немногих творческих сообществ России, декларировавших самоценность искусства и свободу творческой личности. В заключение следует отметить, что достижения в русской науке, философии и искусстве «Серебряного века» способствовали дальнейшему обогащению мировой и отечественной культуры, наполнив ее сферы новыми творческими идеями, темами, сюжетами, жанрами и формами.
тема 24
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |