КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 6 страница
В первой половине XVIII в. в музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Творчество русских композиторов касалось лишь сферы церковного пения и официально-торжественной музыки. В 70-х гг. начала формироваться русская композиторская школа, обратившаяся к народному песенному творчеству. В 1772 г. в Царском Селе была поставлена перваярусскаякомическая опера «Анюта» на крестьянскую тему, текст которой был написан М. И. Поповым. Большой успех имела талантливая комическая опера М. М. Соколовского — Е. И. Фомина «Мельник-колдун, обманщик и сват» на текст А. О. Аблесимова. Сюжет ее, заимствованный у Руссо, был умело приспособлен к русским реалиям. Итоги культурного развития России в XVIII в. были впечатляющими. В общественно-политической мысли (Радищев, Новиков. Козельский и др.) сложилось направление, которое стало исходным моментом в развитии идеологии XIX в. Наука выдвинула в XVlII в. ученого-энциклопедиста Ломоносова, вставшего в истории мировой культуры рядом с такими гигантами, как Аристотель и Леонардо да Винчи. Литература к концу XVIII в. дала России крупнейших национальных писателей — Фонвизина, Державина, Карамзина, подготовивших расцвет русской литературы XIX в. Реформа русского языка, произведенная Ломоносовым, Державиным и Карамзиным, заложила основы для создания Пушкиным литературного языка, который до нашего времени составляет одно из величайших культурных богатств русского народа. В XVIII в. окончательно сложился русский национальный театр. Расцвет архитектуры и скульптуры свидетельствует о плодотворности влияния европейского классицизма и об опыте его синтеза с древнерусской архитектурой. XVIII в. подготовил в культуре России основные предпосылки для ее необычайного взлета в веке девятнадцатом. век — период ^ формирования русской классической культуры 1 / Социокультурные особенности XIX века 2/ Литературоцентризм русской художественной культуры 3/ Развитие искусства, образования и науки в XIX веке 1. Социокультурные особенности XIX века XIX век в развитии русской культуры занимает особое место. Его нередко называют «золотым веком» культуры России. Этот период характеризуется зрелостью, национадьной самобытностью, определенностью самосознания, давшей наибольшее число достижений, признаваемых «классическими», т. е. эталонными для данной культуры и определяющими ее лицо в масштабе мировой культуры. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины, внесших такой вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. Очень ярко и образно сказал об этом в свое время А.М.Горький, характеризуя художественную культуру XIX века: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России и рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и большая совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: вся сила их, чтобы создать положительный тип русского человека и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, но как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они логически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией XIX века, но поражающее разнообразие». К этим именам, составившим славу российской художественной культуры, следует добавить и множество имен философов, ученых, общественных деятелей той поры, которые внесли свой неоценимый вклад в формирование национальной самобытной российской культуры: Карамзина, Чаадаева. Хомякова, Аксакова, братьев Киреевских, Сперанского, Белинского, Чернышевского, Герцена, Лаврова, Соловьевых (отца и сына), Леонтьева и др. В отличи'1 от многих развитых культур Западной Европы, где формирование национальной классики было связано с эпохой Возрождения либо с эпохой Просвещения, в России классическая культура начала формироваться относительно поздно, вместе с процессами пробуждения национального самосознания русского народа. Духовная сила нации, национальное достоинство, идейно-творческий потенциал народа зависят главным образом от того, насколько сохранены, глубоко осознаны и прочувствованы все духовные завоевания прошлых веков. Естественно, этот процесс начался задолго до XIX века. Общественно-политическая мысль, развитие образования, формирование общерусского национального языка, самобытной культуры внесли свой вклад в этот процесс. Однако XIX веку принадлежит особая роль. Уже с начала XIX века проблема национальной самоидентичности выходит на одно из первых мест в общественном сознании. Определенным стимулом для развития этого процесса стали исторические события начала XIX века, обусловившие небывало высокий патриотический подъем во всех слоях русского общества. Особое место в этих событиях занимает Отечественная война 1812 г., способствовавшая углублению понимания национальной общности, развитию гражданственности. Огромную роль в процессе становления национального самосознания россиян сыграл Н. М. Карамзин, который изданием «Истооии государства Российского» (1804-1826 гг.) сделал историю России предметом художественного, публицистического и научного сознания всей читающей русской публики. Пи свидетельству А. С. Пушкина, «Появление сей книги наделало шуму, и все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную». История впервые стала для образованных людей своеобразным «зеркалом», взглянув в которое, можно было узнать себя, почувствовать собственное своеобразие и неповторимость. . Затем последовало «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева (1829-1830 гг.) — первая философская история России, в которой выстраивалась определенная типология культур и цивилизаций, чтобы выявить среди них место России и ее культуры, показать ее принципиальное своеобразие, сущностное отличие от других, даже её исключительность. В 30-40-е годы острые споры о своеобразии исторического пути России, о ер предназначении в прошлом, настоящем и будущем захватили значительные круги общественности и привели к формированию двух характерных направлений — западников и славянофилов. Идеологами западничества была группа петербургских профессоров, публицистов и литераторов (В. П. Боткин, Е. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский). Западники заявляли об общих закономерностях в историческом развитии всех цивилизованных народов. Своеобразие России они видели лишь в том, что Отечество наше отстало в своем экономическом и политическом развитии от стран Европы. Важнейшей задачей общества и власти западники считали восприятие страной передовых, уже готовых форм общественной и экономической жизни, характерных для стран Западной Европы. Это, прежде всего, подразумевало ликвидацию крепостничества, отмену правовых сословных различий, обеспечение свободы предпринимательства, демократизацию судебной системы и развитие местного самоуправления. Западникам возражали так называемые славянофилы. Это течение возникло прежде всего в Москве, в аристократических салонах и редакциях журналов «первопрестольной». Теоретиками славянофильства были А. С. Хомяков, братья Аксаковы и братья Киреевские. Они писали о том, что исторический путь развития России кардинально отличается от развития западноевропейских стран. Для России были характерны не экономическая, или тем более — политическая отсталость, а именно своеобразие, непохожесть на европейские нормы жизни. Они проявлялись в духе общинности, скрепляемом православием, в особой духовности народа, живущего, по выражению К. С. Аксакова, «по правде внутренней». Западные народы, по мнению славянофилов, живут в атмосфере индивидуализма, частных интересов, регулируемых «правдой внешней», т. е. возможными нормами писаного права. Российское самодержавие, подчеркивали славянофилы, возникло не в результате столкновения частных интересов, а на основе добровольного согласия между властью и народом. Славянофилы считали, что в допетровское время существовало органическое единство между властью и народом, когда соблюдался принцип: сила власти — царю, а сила мнения — народу. Преобразования же Петра I нанесли удар российской самобытности. В российском обществе произошел глубочайший культурный раскол. Государство стало всемерно усиливать бюрократический надзор за народом. Славянофилы предлагали восстановить право народа на свободное открытое выражение своего мнения. Они активно выступили с требованием отмены крепостного права. Монархия должна была стать «истинно народной», заботясь о всех сословиях, проживающих в государстве, сохраняя самобытные устои. Исконными началами русской народности славянофилы считали православные традиции, общинность, мирское согласие, равнодушие к политике, глубокую религиозность и ненависть к революции. Залог такого развития они усматривали в существовании института крестьянской общины, в которой видели, в отличие от народников, не готовую, или потенциальную, ячейку социализма, а, напротив, инструмент, способный обеспечить «миритель- ное соглашение враждующих начал», т. е. прежде всего, крестьян и помещиков, и избавить Россию от появления в ней «язвы проле- гариатства» и революции. Духовную основу такого особого пути русского развития они видели в православной вере. При резких расхождениях по ряду принципиальных вопросов между этими идейно-теоретическими направлениями было много общего: и ощущение выделенности, обособленности России и русской культуры среди других наций и культур, и попытка это объяснить теми или иными историческими закономерностями (через категории отсталости, прогресса, самобытности, народности, общего и особенного в национальном развитии), и стремление тем или иным способом преодолеть существующий разрыв между Западом и Востоком. Не случайно принципиальный западник А. И. Герцен в некрологе славянофилу К. С. Аксакову писал: «У нас была одна любовь, но не одинаковая — чувства безграничной, охватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус, или как двуглавый Орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». 2. Литературоцентризм русской художественной культуры Одной из наиболее характерных черт русской культуры XIX века было выявившееся уже к концу XVIII века доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества, своеобразный литературоцентризм. Литература в жизни России приобрела совершенно исключительное общественное значение. Она стала синтетическим явлением культуры, оказалась, по сути дела, универсальной формой общественного самосознания, выполняя зачастую миссию социальных наук. Вероятно, одну из главных причин такого положения дел справедливо отметил А. И. Г ер- цен, писавший, что «у народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Русская художественная литература переживала в XIX в. необычайный взлет и вышла на мировую сцену. Она проявила способность отображать средствами отечественной культуры идеи и образы других культур, не изменяя при этом своей национальной специфике, и тем самым включиться в историю мировой культуры на правах ее органичной составной части, характеризующейся общими с другими частями идеями, мотивами, сюжетами, ассоциациями. Основной метод русской художественной литературы XIX в. — критический реализм. Ему свойственно глубинное постижение жизни, широкий охват действительности и художественное осмысление всех его противоречий. Основателем русского реализма был А. С. Пушкин (1799-1837 гг.). Не случайно В. Г. Белинский назвал роман Пушкина'«Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Эти слова можно отнести и к другим произведениям великих русских писателей XIX в. Так, жизнь русского общества нашла свое яркое отражение в романе М. Ю. Лермонтова (1814-1841 гг.) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души», задумав изобразить «всю Русь», создал, по мнению Герцена, страшную исповедь современной ему России. Реалистическое изображение жизни России и ее главных проблем мы находим в романах И. А. Гончарова и И. С. Тургенева, пьесах А. Н. Островского, произведениях Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и, наконец, в творчестве двух величайших русских писателей XIX в. — Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Произведения, созданные русскими писателями, не только встали в один ряд с шедеврами мировой литературы того времени, но нередко превосходили их благодаря глубочайшему осмыслению жизненных проблем, в первую очередь, нравственных. Главная отличительная особенность русской литературы XIX в. — этическая направленность. Недаром Бердяев считал, что русская литература более, чем вся литература мира, связана с моралью. Русскому писателю свойственна отзывчивость, чуткость к человеческой боли. Описывая несправедливость крепостничества, бесчеловечное отношение помещиков к крестьянам, городскую бедноту, писатель не может оставаться равнодушным к страданиям «униженных и оскорбленных». С болью в душе обличал А. С. Грибоедов (1795-1829 гг.) устами Чацкого, героя комедии «Горе от ума», пороки современного ему общества. Полон сострадания к судьбе «маленького человека» Н. В. Гоголь (1809—1852 гг., в повести «Шинель»). Тема «маленького человека» с его простыми радостями и непоправимыми бедами появилась еще у А. С. Пушкина (1799-1837гг.: «Медный всадник», «Станционный смотритель») и стала впоследствии одной из ведущих тем в русской литературе. Наибольшей глубины она достигла в произведениях Достоевского. Простое человеческое сострадание он возвышает до обобщений общечеловеческого опыта. В «Братьях Карамазовых» Иван Карамазов говорит брату Алеше, что он отказывается от высшей гармонии, если в ее основании слезинка хотя бы одного замученного ребенка. Одна из центральных проблем русской литературы XIX в. — взаимоотношение личности и общества. В это время возникают ' две противоположные тенденции в формировании жизненной позиции человека. С одной стороны, активная деятельность, полная включенность в жизнь общества — начиная с протеста Чацкого вплоть до репетиловщины и запоздалого порыва Рудина, закончившегося смертью на Парижской баррикаде; а с другой, полная «выключенность» из общественного процесса, уход в себя, появление плеяды «лишних людей», не находящих применения своим дарованиям и силам — от Онегина и Печорина до трагикомического краха Обломова. Так, если грибоедовский Чацкий полон негодования к старым порядкам и окружающему его обществу, отравленному фальшью и лицемерием, и решимости бороться — он «вольность хочет проповедать», то пушкинский Онегин, разочаровавшийся в светской жизни, скучает, он «чужой для всех, равнодушный к людям и жизни; Печорин у Лермонтова страдает от того, что не нашел применения необъятным силам своей души, не угадал своего жизненного предназначения, он приносил близким людям только несчастье. Горячие споры вызывал тогда и вызывает по сей день образ Обломова в одноименном романе И. А. Гончарова (1812-1891 гг.). Он умен, добр, талантлив, но вместе с тем органически не способен на какой-либо решительный поступок. В результате он оказывается лишним, ненужным как любимой им девушке, так и всей стремительно несущейся мимо него жизни. Для одних читателей слово «обломовщина» стало синонимом лени, апатии, паразитизма. Другие, напротив, усматривают в Обломове образец душевной чистоты, а в его бездеятельности — своеобразный протест против бездушия современного ему общества. Необычайно сильна в русской литературе XIX в. сатирическая традиция. Большинство произведений русских писателей этого периода носило обличительный характер. Особенность русской сатирической традиции состоит в ее этической, гуманистической направленности. Так, Гоголь призывал смеяться не над «кривым носом», а над «кривою душой» и видел назначение комедии в том, чтобы исправлять нравы людей и воспитывать их. В сатирической комедии «Ревизор» смех обрел силу и стал средством борьбы с общественными пороками — чудовищным произволом, безудержным лихоимством, круговой порукой, тотальным очковтирательством, холопством перед власть имущими, доносительством и лицемерием. В поэме «Мертвые души» Гоголь, изображая уродливые явления действительности, пытался пробудить совесть и сознание общества. Ирония и сатира не выступали у Гоголя обособленно. Сквозь едкий смех в поэме можно почувствовать XIX век — период формирования русской классической культуры 289 10 История культуры «невидимые миру» слезы. Гоголь страдал от несовершенства мира, поэтому его убийственный смех сопровождался печальными размышлениями о неустройстве русской общественной жизни и разрушении в человеке человеческого. Главная тема поэмы — моральное разложение личности, духовное омертвение высших слоев общества. Едкая и язвительная сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889 гг.) вскрывала самые глубинные социальные процессы. Это сатира положения, а не характера; в центре ее повествования — не судьбы отдельных личностей, а судьба общества. Изображая целую галерею нравственных уродов, политических прохвостов, подвизавшихся в качестве градоначальников («История одного города»), сатирик раскрыл глубокую порочность самой системы правления, выявил скрытые закономерности общественной жизни, которые делают возможным появление таких правителей. Щедрин широко использовал прием иносказания с элементами фантастики и гиперболы («Сказки»). В его сатире удивительным образом сочетались элементы художественной и критической мысли. Одно из самых художественно совершенных произведений Щедрина ■— роман «Господа Головлевы». В лице Иудушки писатель создал бессмертный образ лицемера — лицемера до конца, даже перед самим собой. В Иудушке воплощена ложь общественного строя, которому органически свойственны фальшь и лицемерие и гибель которого они же и ускоряют. Стрелы своей сатиры Щедрин направляет не только в сильных мира сего. С горечью и гневом пишет он о раболепии, покорности, отсталости, темноте и невежестве народа («Помпадуры и помпадурши»). Сколько бы помпадуры ни обманывали народ своими посулами, глуповцы продолжают надеяться и восхвалять, восхвалять и надеяться. Свои несчастья они воспринимают с покорностью: «Мы люди привычные!», «Мы претерпеть могим». Таким образом, в творчестве Салтыкова-Щедрина проявилась тенденция к перемене в изображении народа, состоявшая в том, чтобы говорить о нем полную правду, без идеализации и прикрас. В этой горькой правде была истинная любовь писателя к народу. Русская литература XIX века настойчиво ищет ответ на важнейшие смысложизненные вопросы: соотношения жизни и смерти, бессмертия и безграничного небытия индивида, цели и смысла жизни и т. д. Уже А. С. Пушкин в своих стихах поставил проблему индивидуального ухода из жизни и дал свое понимание сути жизни: «но не хочу о, други, умирать, и жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Или: «нет, весь я не умру». Особая роль в разработке этой тематики принадлежит выдающимся русским писателям и мыслителям JI. Н. Толстому (1828-1910 гг.) и Ф. М. Достоев скому. Потрясающее по простоте и обыденности решение важнейших смысложизненных вопросов мы находим в маленькой повести JI. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». В ходе своих переживаний герой повести обретает в самом конце жизни знание истины: смысл жизни — в любви к людям, надо жить по законам любви. Такова главная гуманистическая идея, сформулированная JI. Н. Толстым как один из ведущих принципов русской духовности. Герои Толстого и Достоевского совершают «хождение по мукам», в результате которых они приходят к самоочищению, к вере, к познанию высшей духовности. 3. Развитие искусства, образования и науки в XIX веке XIX век стал также временем становления и русской классической музыки. Рождение национальной школы в русской музыке связано прежде всего с именем М. И. Глинки (1804-1857 гг.), положившего основание двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме («Жизнь за царя», другое название «Иван Сусанин») и опере-сказке, опере-былине («Руслан и Людмила»). Опера А. С. Даргомыжского (1813-1869 гг.) на пушкинский сюжет «Русалка» положила начало жанру психологической драмы в русском оперном искусстве. Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка», руководителем которого был М. А. Балакирев, а идеологом критик В. В. Стасов. Одной из основных идей эстетики и музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор. По сей день не сходят с оперной сцены в России и рубежом созданные в жанре народной музыкальной драмы оперы М. И. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» и опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», также получившие широкое международное признание, написаны на сказочные и легендарные сюжеты и развивают народные музыкальные традиции. В несколько ином направлении развивалось творчество гениального русского композитора П. И. Чайковского (1840—1893 гг.), создавшего величайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» и др. написаны в лирико-драматическом ключе при тонкой психологической разработке характеров. Национальная, глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Чайковский был, по существу, создателем классической русской балетной музыки. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и другие, поставленные на сцене выдающимся хореографом Мариусом Петипа, относятся к мировым шедеврам. В XIX веке значительных успехов достигла архитектура. Доминирующим стилем того времени является русский ампир. В это время складывается облик Санкт-Петербурга как единого художественного ансамбля. Этому способствовало сооружение таких шедевров русского зодчества, как здания Адмиралтейства архитектс ра А. Д. Захарова (1761-1811 гг.), Казанского собора А. Н. Воронихина (1759-1814 гг.), Биржи Жоржа Тома де Томона (ок. 1760-1813 гг.). Формировались ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей, Стрелки Васильевского острова. Для русского ампира характерен синтез архитектуры и скульптуры: так, скульптурные украшения Адмиралтейства органично связаны с архитектурными формами. В Москве стиль русского ампира носил более мягкий, человечный характер. Таковы фасад Торговых рядов на Красной площади и Большой театр О. И. Бове (1784 -1834 гг. J, новый фасад Московского университета и здание Опекунского совета Доменико Жилярди (1785-1845 гг.). Ь XIX веке переживает расцвет изобразительное искусство. Большие достижения русских скульпторов И. П. Мартоса (1754—1835 гг., памятник Минину и Пожарскому в Москве, ставший воплощением подъема народного духа после победы над Наполеоном и др.), Ф. Ф. Щедрин (1751-1825 гг., скульптурная группа «Нимфы, несушие глобус» в Петербурге и др.), В. И. Демут-Малиновский (1779-1846 гг., скульптурное оформление здания Горного институ та, арки Генерального штаба в Петербурге и др.), С. С. Пименова (1784-1833 гг., скульптурное оформление ряда зданий в Петербурге и др.). В середине века творил П. К. Клодт (1805-1867 гг., четыре конные группы на Аничковом мосту, памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Петербурге и др.), в творчестве которого на смену условности классицизма пришла реалистическая глубина постижения образа. Заметный след оставило творчество М. О. Микешина (1835—1896 гг.), автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Высокой одухотворенностью отмечены и работы А. М. Опекушина (1838-1923 гг.), автора памятника Пушкину в Москве, Лермонтову в Пятигорске и др. Для русской живописи XIX в. был характерен прежде всего растущий интерес к человеческой личности. Романтизм отвергал неподвижные каноны и условные нормы и провозглашал свободу творчества. Новое понимание человека получило свое наилучшее выражение в романтических портретах Кипренского (1782-1836 гг.), передающих духовность, тревожный внутренний мир человека («Автопортрет с кистями за ухом», «А. С. Пушкин» и др.). Полно национальным своеобразием творчество К. П. Брюллова (1799-1852 гг.), создателя всемирно известного полотна «Последний день Помпеи». Напряженные нравственные искания отразились в творчестве А. А. Иванова (1806-1858 гг.). Главным делом его жизни стало монументальное полотно «Явление Христа народу», в котором он выразил веру в духовное возрождение человечества. Вторая половина XIX в. отмечена безраздельным торжеством реалистической живописи, в большей или меньшей степени связанной с революционно-демократической идеологией. Глубина психологического и социального анализа отличает картины на темы народной жизни и портреты В. Г. Перова (1834-1882 гг.; «Проводы покойника», «Тройка», «А.Н. Островский», «Ф. М. Достоевский»), В 1870 г. было образовано «Товарищество передвижных художестьенных выставок», члены которого («передвижники») обратились к правдивому, реалистическому изображению жизни и истории народа. Они обличали самодержавие и крепостничество, пороки современного им общества. Картины передвижников отличались глубоким психологизмом и мастерством социального анализа (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Н. Г е, К. А. Савицкий, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И.И. Шишкин и др.). Замечательным мастером психологического портрета был И. Н. Крамской (1837-1887 гг.), сохранивший для истории образы великих деятелей русской культуры («Л. Толстой», «Некрасов») его тематические полотна были посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне»). Крупнейшим представителем реализма в живописи был И. Е. Репин (1844-1930 гг.), мастер подлинно народный, отразивший в своих картинах жизнь России во всех ее проявлениях на протяжении более чем полувека. Социальные конфликты, столкновение политических сил, взрывы страстей — все нашло отражение в его картинах «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и др. Картины В. И. Сурикова (1848-1916 гг.) «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» с потрясающей силой воссоздают драматические моменты в истории отечества. Столкновение непримиримых позиций, борьба взаимоисключающих идей стали центральными темами картин Н. Н. Ге (1831-1894 гг.) «Петр J, допрашивает царевича Алексея» и «Что есть истина?». Русские художники достойно завершили реформу исторического жанра в живописи, начатую Делакруа. Сказочные и былинные мотивы обрели непередаваемую прелесть в картинах В. М. Васнецова (1848-1926 гг.; «Аленушка»). Обличение войны с ее ужасами, разоблачение казенной лжи о ней стало главным содержанием творчества живописца-баталиста В. В. Верещагина (1842-1904 гг.; «Апофеоз войны»). Неподдельным лиризмом дышат картины таких певцов неброской красоты родной природы, как А. К. Саврасов (1830—1897 гг.; «Грачи прилетели») и И. И. Левитан (1860-1900 гг.; «Март», «Над вечным покоем», «Владимирка»). Русская живопись, подобно литературе и музыке, воплотила в себе духовную мощь и величие русского народа. Высокого уровня развития достигло театральное искусство. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Если в начале XIX века ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия Грибоедова «Горе от ума». Позже появляются великие творения Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Славу русского театра составили такие великие актеры того времени, как М. С. Ще пкин, Н. М. Садовский, Г. Н. Федотов, М. Н. Ермолова. Ведущим драматическим театром XIX века был Малый театр. Художественная культура XIX века развивалась в тесном взаимодействии с развитием присвещения и науки. В стране постепенно была ликвидирована сословно-крепостническая система народного образования. Сложилось несколько типов школ: земские, городские, церковно-приходские, классические и реальные гимназии. К концу века уровень грамотности населения повысился с 6% до 21 %. Появились новые университеты в Томске, Харькове, Казани, Одессе. В начале XIX в. в стране было создано Министерство народного просвещения, которое выработало долгосрочную программу организации народного образования. Согласно плану Россия была разделена на шесть учебных округов: Петербургский, Московский, Белорусско-Литовский, Дерптский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого округа был поставлен университет с его учебной коллегией — советом и попечителем при нем. Университет координировал работу трех ступеней образовательных школ: гимназий с четырехлетним курсом обучения; уездных училищ с двухлетним курсом обучения; приходских училищ с одногодичным курсом обучения. Таким образом в стране была создана единая вертикаль образования. В это же время были основаны и специальные закрытые учебные заведения для дворян — Царскосельский и Демидовский лицеи. Большое внимание уделяется развитию высших технических учебных заведений. Были основаны Московское техническое училище, Петербургский технологический институт, Инженерная Академия и т. д.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |