![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 8 страницаоциокулъту риое содержание Советского общества (1917-1991) 1/ В. И. Ленин о культуре социалистического государства 2/ Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России 3/ Тоталитаризм и культура (30~50-е гг.) 4/ Политическая «оттепель» (60-е гг.) и развитие культуры 5/ Духовный кризис «перестроечной» и «постперестроечной» России 1. В. И. Ленин о культуре социалистического государства Культура Советской России — это крайне противоречивое явление, содержавшее в себе и положительные и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. В свою очередь, это предполагает очень взвешенный анализ, в котором должны быть обозначены поиски и удачи, ошибки и поражения. XX век дал нашему отечеству гениальных ученых и исследователей, художников, писателей, музыкантов, режиссеров. За прошедшее столетие возникли многочисленные творческие сообщества, научные и художественные школы, направления, течения, стили. В то же время, именно в этом веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, примитивизацией научных и художественных оценок, физическим уничтожением цвета российской научно-технической и художественной интеллигенции. Поэтому культура советского периода России никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в этом ключе ее и необходимо анализировать. Исторически советский период развития отечественной культуры охватывает отрезок времени с октября 1917 года по 1991 год. Между тем, еще в начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие положения отношения коммунистической партии к духовной деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства (статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», 1905 г.). Социалистическое общество было задумано как идеал, как общество, в котором должна была сформироваться новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формированию всесторонне развитой личности. В. И. Ленин был убежден в культурно-исторической миссии пролетариата и в его творческих возможностях. В произведениях предреволюционного периода он неоднократно подчеркивал устойчивое стремление пролетарских слоев России к знанию, к совершенствованию своего образовательного уровня. В жизни и творчестве А. М. Горького Ленин и большевики увидели убедительное подтверждение своих взглядов о возможностях человека из народа в области культуры.. Октябрьская революция, как предполагалось ее авторами, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры появлялась возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции в принципе отказались признать культурную эволюцию, преемственность культурного развития. В октябре 1917 года был взят курс и на революцию культурную. 2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России Одним из главных направлений культурной политики первого послеоктябрьского десятилетия стала работа по ликвидации массовой неграмотности и созданию новой советской школы. Была отменена существовавшая до революции многопрофиль- ность школ. В сентябре 1918 г. ВЦИК издал «Положение о единой трудовой школе РСФСР», и в этот же период развернулся процесс создания государственных учреждений науки и высшей школы. Советское государство сделало образование на всех уровнях бесплатным, всем студентам предоставлялись общежития, выплачивалась стипендия, выпускники получали направления на работу. Драматично складывались отношения большевиков с церковью. В январе 1918г. вышел декрет нового правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». По всей стране начались преследования служителей культа, закрывались храмы, конфисковывались церковное имущество и ценности. Серьезный раскол произошел и внутри православной церкви. В 1921 г. на X съезде РКП (б) по предложению В. И. Ленина было принято решение о начале новой экономической политики (НЭП). Введение НЭПа рассматривалось большевистским руководством страны как мера временная. И хотя в целом на данном этапе удалось оздоровить экономику и восстановить ряд ключевых отраслей хозяйства, противоречия в развитии промышленности и сельского хозяйства все возрастали. В конце 20-х годов НЭП был свернут. Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указывалось выше, создания чисто «пролетарской художественной культуры», противостоящей всей культуре прошлого. Как выяснилось вскоре, задача оказалась не только невыполнимой, но и крайне вредной. Ее исполнение приводило к отрицанию создававшихся веками художественных и нравственных ценностей, сложившихся функций художественной культуры. Для многих культурологических концепций того периода был характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств, применявшихся деятелями культуры в их творчестве. Особо выделялись абсолютизацией классового аспекта в художественной культуре две творческие организации: Пролеткульт — массовая культурно-просветительная организация пролетариата (1917-1932 гг.); лидеры-теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин: РАПП — российская организация пролетарских писателей (1920-1932 гг.); лидеры-писатели Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов. Их объединяло неприятие классического культурного наследия, а также уверенность теоретиков этих организаций в том, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. В двадцатые годы большинство творческих организаций призывали пролетариат создавать собственную художественную культуру, опираясь исключительно на свой «передовой» опыт. Однако ряд выдающихся художников, и прежде всего писателей и поэтов, этому активно противостояли. В этом ряду имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества. Поэтому в целом, несмотря на столкновения мнений, конфликты двадцатые годы были весьма плодотворными для развития отечественной художественной культуры. 3. Тоталитаризм и культура (30-50-е гг.) В 1927 г. решениями XV съезда большевистской партии был взят курс на индустриализацию страны. Индустриализация была поддержана значительной частью общества, особенно молодежью, что выражалось в развернувшемся повсеместно социалистическом соревновании, стахановском движении и принятии встречных планов. Массовый энтузиазм, самоотверженный труд и творческая инициатива становились нормой жизни советских людей. Бескорыстная вера в светлые идеалы социалистического отечества стала предпосылкой значительных успехов в предвоенные годы. Вместе с тем, сталинская модернизация несла в себе и огромные страдания для людей. Переход массы крестьян к городскому образу жизни оказался культурно-исторически рискованным процессом. Он привел к личной драме тысяч людей, нарушив традиционные жизненные устои и превратив судьбу отдельного человека либо в бесконечную строительную площадку, либо в постоянную арену борьбы за выживание в иной культурной среде. Но подлинной трагедией для страны стала коллективизация сельского хозяйства. Она уничтожила традиционную культуру на селе, повлекла массовые репрессии среди крестьян и практически полностью разорила деревню. В предвоенный период была практически решена пыдви- ' нутая И. В. Сталиным идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов без «отрыва от производства». Поражали своим размахом и достижения в области науки и техники: шло динамичное освоение Арктики; открывались новые месторождения полезных ископаемых; возводились гидроэлектростанции и автомобильные заводы; сверхдальние перелеты совершали советские летчики (В. Чкалов, П. Осипенко, В. Г ризодубова); формировались получившие впоследствие мировое признание, советские научные школы: физики — С. И. Вавилов, A. Ф. Иоффе, П. JI. Капица, И. В. Курчатов; химии — Н. Д. Зелинский, С. В. Лебедев; биологии — Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников. Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались, и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами. Однако следует иметь в виду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в предвоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны. В апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обшестве. В качестве основного творческого метода советскому искусству был настоятельно рекомендован «социалистический реализм». Социалистический реализм — художественный метод искусства, обусловленный эпохой борьбы за установление и созидание социалистического государства. Классиками социалистического реализма считаются М. Горький, В. Маяковский. М. Шолохов, B. Вишневский, С. Эйзенштейн, А. Довженко, Д. Кабалевский, Б. Иогансон, А. Дейнека, В. Мухина и многие другие. Термин «социалистический реализм» появился на страницах советской печати в 1932 г., а концептуально содержательная его часть была определена на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. В обосновании этого метода содержались четко сформулированные идеологические установки по оценке процесса художественного творчества и предъявляемые к этому творчеству социальные критерии и оценки. Метод социалистического реализма выступил как опреде ленный художественный канон, носящий ярко выраженный идеологический характер. Социалистический реализм предписывал художникам как содержание, так и основные структурные принципы произведения искусства. Теоретики социалистического реализма предполагали сформировать «новый тип художественного сознания», который должен был проявиться в результате освоения трудящимися марксистско-ленинского учения. Именно это учение, как следует из множества формулировок, определений и трактовок социалистического реализма, признавалось единственно верным, то есть раз и навсегда данным, завершенным, окончательным этапом в развитии человеческой мысли. Оговорка насчет того, что социалистический реализм надо понимать «исторически», по существу ничего не значила, так как он всегда был обречен на «внутреннее единство». Каким бы разнообразием по содержанию ни отличались художественные произведения, включаемые в число признанных образцов практического применения данного метода, в них неизменно присутствовало понятие некой цели, выраженное либо в открытом, либо в угадывающемся на уровне подтекста виде. Эта удивительная целеустремленность заставляла все используемые в художественных произведениях социалистического реализма сюжеты двигаться в одном, заранее известном направлении. Такая целеустремленность сделала доминирующей функцией искусства социалистического реализма сугубо воспитательную, а главной его темой — тему метаморфозы отдельных личностей и целых коллективов на пути к реализации коммунистических идеалов. К этому идеалу постоянно стремится «положительный герой» социалистического реализма — святая святых данного метода, его краеугольный камень и главное его «достижение». В своей изначальной целеустремленности к абсолютному идеалу социалистический реализм требовал в художественных произведениях почти полного отказа от каких бы то ни было колебаний, сомнений и исканий в сфере духа. Он ограничивал все попытки выбора пути — «выбором», раз и навсегда уже сделанным и единственно верным. Социалистический реализм в своих ортодоксальных формах, возможно, был оправдан для определенного исторического этапа в жизни нашей страны. Это было время кануна, непосредственного осуществления и последующего развития пролетарской революции. Тогда жизненно необходимым было выдвижение на первый план мобилизующей, суггестивной, просветительекой и политико-воспитательной функции искусства. В этих условиях вполне объяснимо существование таких феноменов, как РАПП, Пролеткульт и др. Между тем, стремление к полной монополизации художественно-культурного процесса привело в конечном счете к существенной догматизации советского искусства в последующих периодах его истории. Следует заметить, что художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингиз-хан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого. В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А Гайдара, JI. Кассиля. В. Каверина, сказки А Толстого, Ю. Олеши. Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни «Слова о полку Иго- реве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова «Тихий Дон». С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова. Ведущее место в графике военных лет занял плакат. Огромной патриотической силой обладал знаменитый плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века — седьмая симфония Д. Шостаковича. Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, артистов К. Шульженко, JI. Руслановой, А. Райкина, JI. Утесова. И. Козловского, С. Лемешева и целого ряда других. В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. В советской гуманитарной науке этого периода начинают пробиваться новые подходы к процессу художественного творчества. В 1953 г. была опубликована достаточно «смелая» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», в которой художникам рекомендовалось «не пре- украшивать» советскую действительность и не подстраиваться под мнение начальства. Автор высказался за существование различных направлений, школ и стилей в искусстве. Начиная еще с предвоенного периода, формируется средний класс советского общества, что само по себе было вызвано объективной потребностью в дифференциации и профессионализации труда. Средний класс советского общества — это технократ, бюрократ, партийный чиновник. Это те люди, кому в послереволюционные годы и в годы первых пятилеток удалось остаться в живых, уйти из деревни и найти место в новом обществе. Средний класс советской страны — это и те ее граждане, кто воевал в годы Великой Отечественной войны на фронтах и выжил, а точнее, чья биография реализовывалась уже после смерти Сталина, когда советское общество за долгие годы своего существования ощутило онтологическую безопасность — важнейшее условие культивирования цивилизационных качеств. 4. Политическая «оттепель» 60-х гг. и развитие культуры Прошедший после смерти Сталина XX съезд КПСС (осудивший его «культ личности» и сформированный им тоталитарный режим) и наступившая «оттепель» ослабили цензуру и дали толчок духовному раскрепощению советских людей. В эти годы наше государство осуществляло международные контакты, в которых активную роль стали играть деятели науки, искусства, спортсмены. Ярким событием этого времени были: Всемирный фестиваль молодежи и студентов, состоявшийся летом 1957 года в Москве; Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского, проводимый в Москве, начиная с 1958 г. Художественный процесс 60-70-х годов отличался интек сивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связа с известными общественно-политическими процессами, проис ходившими в стране. Не зря это время называют не только поли тической, но и «культурной оттепелью». На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздей ствие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, оп ределившего многие социально-экономические черты этого периода Экологические изменения в природе, миграция большого количеств, населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения произведет® художественной культуры. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А Вампилова, В. Розова. А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. В это время по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики — В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай. С. Ростоцкий. Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Открытием театральной культуры того времени стало создание молодых театров-студий «Современник» и «Таганка». Заметным явлением художественной жизни явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского. В целом художественная культура «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить. В годы «оттепели» активно развиваются различные области гуманитарного знания: философия, история, юриспруденция. Блестящих успехов достигают те области науки, которые связаны с развитием военного потенциала страны. Здесь особо выделяется научная деятельность выдающихся отечественных физиков: JI. Д. Ландау, П. Л. Капицы, Ю. Б. Харитона и др. СССР становится обладателем самого современного ядерного оружия, а в апреле 1961 года наш соотечественник Ю. А. Гагарин совершил первый пилотируемый полет в космос. Период «оттепели» расширил сферу автономной духовной жизни общества, которая особенно ярко проявила себя в конце 80-х годов. Важным фактором культурной жизни становится религия. Но, пожалуй, наиболее радикальные процессы в это время происходят в области переосмысления истории советского периода нашей страны. Над формированием нового исторического сознания будут работать не только ученые-обществоведы, но и отечественные публицисты. Диапазон их оценок недавнего исторического прошлого начнет колебаться от тезиса о случайном искажении идеи социализма до ее полного отрицания. 80-90-е годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественнообразного мышления, как притча, миф, символ. Познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию. Важнейшей особенностью художественной ситуации последней четверти XX века является возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть С'изданная для зрителя, читателя, слушателя тех лет. 5. Духовный кризис «перестроечной» и спостперестроечной» России В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС был взят курс на реформы, которые получили название «перестройка». Существенной стороной перестройки стала «гласность». Наиболее последовательно феномен «гласности» проявил себя во всех ипостасях культуры. Начиная с 1987 г. в стране было опубликовано в печати и показано на кино- и телеэкранах практически все, что было запрещено и недоступно советскому человеку на протяжении всего XX в. Отечественная журналистика и электронные СМИ, вышедшие из-под цензурного контроля, раскрывали и раскручивали любые темы, разоблачали всех и вся. В итоге пафос разоблачения обернулся потоком «чернухи», которая заполнила страницы книг, газет и журналов, экраны телевизоров и кинотеатров, сценические площадки. Очернительству подвергся весь советский период развития культуры России. В результате в «перестроечном» российском обществе проявил себя глубокий духовный кризис, выразившийся: в росте нигилистических настроений; в возвеличивании культа наживы и индивидуального преуспевания за счет другого; в разрушении привычных нравственных ориентиров. С середины 1990 года советское руководство признало необходимость разрешения частной собственности на средства производства, что в корне поменяло существовавшую до этого общественно-экономическую систему. Известные события августа 1991 года вызвали серьезные изменения в стране, приведшие в декабре 1991 года к ликвидации СССР. Однако с исчезновением СССР не исчезла советская культура. Будучи явлением весьма противоречивым, она внесла много оригинального и неповторимого в мировую культуру, оставив в благодарной человеческой памяти свой неизгладимый след. Искусство двух последних десятилетий века отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историческое. Отсюда и совершенно иной подход к процессам формирования и функционирования художественно-образного сознания как самого автора, так и тех, кто воспринимает его творения — зрителей, слушателей, читателей. Современное художественно-образное сознание не может быть догматическим, т. е. должно характеризоваться решительным отказом от какой бы то ни было абсолютизации одного единственного принципа, установки, формулировки, оценки. Никакие самые авторитетные мнения и высказывания не должны обожествляться, становиться истиной в последней инстанции, превращаться в художественно-образные нормативы и стереотипы. Возведение догматического подхода в «категориальный императив» художественного творчества с неизбежностью абсолютизирует социальное противоборство. В итоге в конкретноисторическом Лонтексте это выливается в оправдание насилия и преувеличивает его смысловую роль не только в теории, но и е! художественной практике. Догматизация творческого процесса проявляет себя и тогда, когда те или иные художественные приемы и установки приобретают характер единственно возможной художественной истины. Современной отечественной культурологической теории необходимо изжить и эпигонство, столь свойственное ей на протяжении многих десятилетий. Пора освободиться от бесконечного цитирования классиков по вопросам специфики художественной культуры, от некритического восприятия чужих, даже самых заманчиво убедительных точек зрения, суждений и выводов и стремиться к высказыванию своих собственных, личностных взглядов и убеждений. Это должно стать нормой для каждого современного исследователя. В создании художественных произведений эпигонство проявляет себя в механическом следовании принципам и мето дам какой-либо художественной школы, стиля, направления, Гн-.ч учета изменившейся исторической обстановки. Между тем, эпигонство не имеет ничего общего с подлинно творческим освоением классического художественного наследия и традиций. Другой существенной и важной чертой современного художественно-образного сознания должен стать диалогизм, т. е. нацеленность на непрерывный диалог, носящий характер конструктивной полемики, творческой дискуссии с предствителями любых художественных школ, традиций, методов. Само существование искусства обусловлено вечным диалогом художника и реципиента (т. е. зрителя, слушателя, читателя). Договор, их связывающий, нерасторжим. Вновь рожденный художественный образ есть новая реакция, новая форма диалога. Художник сполна отдает свой долг реципиенту, когда говорит ему что-то новое. Сегодня, как никогда прежде, у художника есть возможность говорить новое и по-новому. Все перечисленные направления в развитии художественно-образного сознания должны привести к утверждению принципа плюрализма в искусстве. Речь идет о сосуществовании и взаимодополнении самых разнообразных, в том числе и проти - воречащих друг другу точек зрения, творческих позиций, взглядов и убеждений, направлений и школ, движений и учений. УДК 930.85 ББК 63.3(0)-7я7 П 18 Составитель и ответственный редактор доктор философских наук, профессор, академик Международной Академии Наук Высшей Школы А. А. Радугин На обложке: картина художника Пьера-Огюста Ренуара «Зонтики», 1881-1886 гг. Пархоменко И. Т, Радугин А. А. П 18 История мировой и отечественной культуры: курс лекций. Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Центр, 2002,—320 с. ISBN 5-901660-09-9 В учебном пособии предпринята попытка рассмотреть культуру как сложное развивающееся явление, раскрыть основные вехи в истории мировой и отечественной культуры. При раскрытии содержания того или иного этапа или типа культуры основной акцент сделан на освещении его духовной основы, включая религию и художественное творчество. Пособие предназначено для студентов вузов и техникумов, колледжей, учащихся старших классов, гимназий и лицеев.
Гнм объявления ББК 63.3(0)-7я7+63.3(2)-7я7 © А. А. Радугин, 2002 Содержание Предисловие тема 1 Основные понятия истории культуры 1. Происхождение и содержание термина «культура». Понятие мировой и отечественной культуры 2. Содержание культуры. Искусство и религия как основа духовной культуры 3. Функции культуры тема 2 Особенности первобытного типа культуры 1. Процесс социализации общества и основные схемы классификации первобытной культуры 2. Структура духовной культуры. Роль языка и мифа в первобытной культуре 3. Ранние формы религии 4. Ритуал — форма объективации первобытного мировоззрения. Зачатки изобразительного искусства тема 3 Культура Древнего Ближнего Востока (Египет и Двуречье) 1. Особенности культуры Древнего Востока 2. Основные достижения культуры Древнего Египта 3. Культура Древней Месопотамии тема 4 Индийская культура 1. Индуизм — духовная осноиа индской цивилизации 2. Древнеиндийский эпос 3. Буддизм как духовная основа индуистской культуры 4. Художественная культура буддизма. . Особенности индийской культуры 69 тема 5 Культура Древнего Китая 1. Основные этапы развития и достижения культуры Древнего Китая 2. Мировоззренческо-ценностные основания китайской культуры 3. Искусство Древнего Китая
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |