Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 8 страница




оциокулъту риое содержание Советского общества (1917-1991)

1/ В. И. Ленин о культуре социалистического государства 2/ Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России 3/ Тоталитаризм и культура (30~50-е гг.)

4/ Политическая «оттепель» (60-е гг.) и развитие культуры 5/ Духовный кризис «перестроечной» и «постперестроечной» России

1.

В. И. Ленин о культуре социалистического государства Культура Советской России — это крайне противоречивое явление, содержавшее в себе и положительные и крайне негативные тенден­ции, фантастические успехи и невосполнимые потери. В свою оче­редь, это предполагает очень взвешенный анализ, в котором должны быть обозначены поиски и удачи, ошибки и поражения.

XX век дал нашему отечеству гениальных ученых и ис­следователей, художников, писателей, музыкантов, режиссе­ров. За прошедшее столетие возникли многочисленные творчес­кие сообщества, научные и художественные школы, направле­ния, течения, стили. В то же время, именно в этом веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием созна­ния, примитивизацией научных и художественных оценок, фи­зическим уничтожением цвета российской научно-технической и художественной интеллигенции. Поэтому культура советско­го периода России никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в це­лом. И в этом ключе ее и необходимо анализировать.

Исторически советский период развития отечественной культуры охватывает отрезок времени с октября 1917 года по 1991 год. Между тем, еще в начале XX века В. И. Лениным были сформу­лированы важнейшие положения отношения коммунистической партии к духовной деятельности, которые легли в основу культур­ной политики советского государства (статья В. И. Ленина «Пар­тийная организация и партийная литература», 1905 г.).

Социалистическое общество было задумано как идеал, как общество, в котором должна была сформироваться новая культура. Совершенные экономические и социально-полити­ческие отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народ­ных масс и одновременно повысили бы уровень образования ос­новной части населения, что в сумме способствовало бы реше­нию ключевой задачи — формированию всесторонне развитой личности.

В. И. Ленин был убежден в культурно-исторической миссии пролетариата и в его творческих возможностях. В произведениях предреволюционного периода он неоднократно подчеркивал устойчивое стремление пролетарских слоев России к знанию, к совершенствованию своего образовательного уровня. В жизни и творчестве А. М. Горького Ленин и большевики увидели убе­дительное подтверждение своих взглядов о возможностях че­ловека из народа в области культуры..

Октябрьская революция, как предполагалось ее авторами, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере ду­ховной культуры. Впервые у культуры появлялась возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое револю­ционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди ре­волюции в принципе отказались признать культурную эволю­цию, преемственность культурного развития. В октябре 1917 го­да был взят курс и на революцию культурную.

2.

Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России Одним из главных направлений культурной политики первого послеоктябрьского десятилетия стала работа по ликвидации массовой неграмотности и созданию новой советской школы. Была отменена существовавшая до революции многопрофиль- ность школ. В сентябре 1918 г. ВЦИК издал «Положение о еди­ной трудовой школе РСФСР», и в этот же период развернулся процесс создания государственных учреждений науки и выс­шей школы. Советское государство сделало образование на всех уровнях бесплатным, всем студентам предоставлялись обще­жития, выплачивалась стипендия, выпускники получали на­правления на работу.

Драматично складывались отношения большевиков с церко­вью. В январе 1918г. вышел декрет нового правительства «Об отде­лении церкви от государства и школы от церкви». По всей стране начались преследования служителей культа, закрывались храмы, конфисковывались церковное имущество и ценности. Серьезный раскол произошел и внутри православной церкви.

В 1921 г. на X съезде РКП (б) по предложению В. И. Ленина было принято решение о начале новой экономической политики (НЭП). Введение НЭПа рассматривалось большевистским руко­водством страны как мера временная. И хотя в целом на данном этапе удалось оздоровить экономику и восстановить ряд ключе­вых отраслей хозяйства, противоречия в развитии промышлен­ности и сельского хозяйства все возрастали. В конце 20-х годов НЭП был свернут.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указывалось выше, создания чисто «пролетарской художествен­ной культуры», противостоящей всей культуре прошлого. Как выяснилось вскоре, задача оказалась не только невыполнимой, но и крайне вредной. Ее исполнение приводило к отрицанию созда­вавшихся веками художественных и нравственных ценностей, сложившихся функций художественной культуры.

Для многих культурологических концепций того периода был характерен классовый подход в отборе и оценке художест­венных средств, применявшихся деятелями культуры в их твор­честве. Особо выделялись абсолютизацией классового аспекта в художественной культуре две творческие организации:

Пролеткульт — массовая культурно-просветительная организация пролетариата (1917-1932 гг.); лидеры-теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин:

РАПП — российская организация пролетарских писателей (1920-1932 гг.); лидеры-писатели Ф. В. Гладков, А. С. Серафимо­вич, Ф. И. Панферов.

Их объединяло неприятие классического культурного на­следия, а также уверенность теоретиков этих организаций в том, что пролетарская культура может быть создана только предста­вителями рабочего класса.

В двадцатые годы большинство творческих организаций призывали пролетариат создавать собственную художествен­ную культуру, опираясь исключительно на свой «передовой» опыт. Однако ряд выдающихся художников, и прежде всего писа­телей и поэтов, этому активно противостояли. В этом ряду имена

А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Ман­дельштама. Безусловный приоритет общечеловеческого гумани­стического начала над партикулярным (включая узкоклассовое)


был для них непреложным законом творчества. Поэтому в целом, несмотря на столкновения мнений, конфликты двадцатые годы были весьма плодотворными для развития отечественной худо­жественной культуры.

3.

Тоталитаризм и культура (30-50-е гг.)

В 1927 г. решениями XV съезда большевистской партии был взят курс на индустриализацию страны. Индустриализация была под­держана значительной частью общества, особенно молодежью, что выражалось в развернувшемся повсеместно социалистическом со­ревновании, стахановском движении и принятии встречных пла­нов. Массовый энтузиазм, самоотверженный труд и творческая инициатива становились нормой жизни советских людей. Беско­рыстная вера в светлые идеалы социалистического отечества ста­ла предпосылкой значительных успехов в предвоенные годы.

Вместе с тем, сталинская модернизация несла в себе и огром­ные страдания для людей. Переход массы крестьян к городскому образу жизни оказался культурно-исторически рискованным про­цессом. Он привел к личной драме тысяч людей, нарушив традици­онные жизненные устои и превратив судьбу отдельного человека либо в бесконечную строительную площадку, либо в постоянную арену борьбы за выживание в иной культурной среде.

Но подлинной трагедией для страны стала коллективиза­ция сельского хозяйства. Она уничтожила традиционную куль­туру на селе, повлекла массовые репрессии среди крестьян и практически полностью разорила деревню.

В предвоенный период была практически решена пыдви- ' нутая И. В. Сталиным идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране про­мышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов без «отрыва от произ­водства».

Поражали своим размахом и достижения в области науки и техники:

шло динамичное освоение Арктики;

открывались новые месторождения полезных ископа­емых;

возводились гидроэлектростанции и автомобильные заводы;

сверхдальние перелеты совершали советские летчики (В. Чкалов, П. Осипенко, В. Г ризодубова);

формировались получившие впоследствие мировое при­знание, советские научные школы: физики — С. И. Вавилов,

A. Ф. Иоффе, П. JI. Капица, И. В. Курчатов; химии — Н. Д. Зе­линский, С. В. Лебедев; биологии — Н. И. Вавилов, Д. Н. Пря­нишников.

Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято-ут­верждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, ко­торый рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стаха­новское движение, исторические завоевания советской науки и тех­ники воспринимались, переживались, и отражались в обществен­ном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его струк­тур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистичес­кого общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народ­ной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свиде­тельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами.

Однако следует иметь в виду трагическую противоречи­вость, сложившуюся в стране в предвоенный период. В общест­венном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, гро­мадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

В апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд со­ветских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший большевистское виде­ние художественной культуры в социалистическом обшестве. В качестве основного творческого метода советскому искусству был настоятельно рекомендован «социалистический реализм».

Социалистический реализм — художественный метод ис­кусства, обусловленный эпохой борьбы за установление и созида­ние социалистического государства. Классиками социалистичес­кого реализма считаются М. Горький, В. Маяковский. М. Шолохов,

B. Вишневский, С. Эйзенштейн, А. Довженко, Д. Кабалевский, Б. Иогансон, А. Дейнека, В. Мухина и многие другие.

Термин «социалистический реализм» появился на страни­цах советской печати в 1932 г., а концептуально содержательная его часть была определена на Первом Всесоюзном съезде совет­ских писателей в 1934 г. В обосновании этого метода содержались


четко сформулированные идеологические установки по оценке процесса художественного творчества и предъявляемые к этому творчеству социальные критерии и оценки.

Метод социалистического реализма выступил как опреде ленный художественный канон, носящий ярко выраженный иде­ологический характер. Социалистический реализм предписывал художникам как содержание, так и основные структурные прин­ципы произведения искусства. Теоретики социалистического ре­ализма предполагали сформировать «новый тип художествен­ного сознания», который должен был проявиться в результате освоения трудящимися марксистско-ленинского учения. Именно это учение, как следует из множества формулировок, определений и трактовок социалистического реализма, признавалось единст­венно верным, то есть раз и навсегда данным, завершенным, окон­чательным этапом в развитии человеческой мысли. Оговорка на­счет того, что социалистический реализм надо понимать «истори­чески», по существу ничего не значила, так как он всегда был обречен на «внутреннее единство».

Каким бы разнообразием по содержанию ни отличались ху­дожественные произведения, включаемые в число признанных образцов практического применения данного метода, в них неиз­менно присутствовало понятие некой цели, выраженное либо в от­крытом, либо в угадывающемся на уровне подтекста виде. Эта уди­вительная целеустремленность заставляла все используемые в художественных произведениях социалистического реализма сю­жеты двигаться в одном, заранее известном направлении.

Такая целеустремленность сделала доминирующей функ­цией искусства социалистического реализма сугубо воспитатель­ную, а главной его темой — тему метаморфозы отдельных лич­ностей и целых коллективов на пути к реализации коммунисти­ческих идеалов.

К этому идеалу постоянно стремится «положительный герой» социалистического реализма — святая святых данного метода, его краеугольный камень и главное его «достижение». В своей изначальной целеустремленности к абсолютному идеалу социалистический реализм требовал в художественных произ­ведениях почти полного отказа от каких бы то ни было колеба­ний, сомнений и исканий в сфере духа. Он ограничивал все по­пытки выбора пути — «выбором», раз и навсегда уже сделанным и единственно верным.

Социалистический реализм в своих ортодоксальных фор­мах, возможно, был оправдан для определенного исторического этапа в жизни нашей страны. Это было время кануна, непосредст­венного осуществления и последующего развития пролетарской революции. Тогда жизненно необходимым было выдвижение на первый план мобилизующей, суггестивной, просветительекой и политико-воспитательной функции искусства. В этих условиях вполне объяснимо существование таких феноменов, как РАПП, Пролеткульт и др. Между тем, стремление к полной монополиза­ции художественно-культурного процесса привело в конечном счете к существенной догматизации советского искусства в по­следующих периодах его истории.

Следует заметить, что художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль ис­торического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шиш­кова, «Чингиз-хан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литера­туры. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Мая­ковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А Гай­дара, JI. Кассиля. В. Каверина, сказки А Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-ле­тие со дня создания национальной святыни «Слова о полку Иго- реве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова «Тихий Дон».

С первых дней Великой Отечественной войны советское ис­кусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Оте­чества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фрон­тах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах.

Необыкновенного звучания в этот период достигли совет­ская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная вой­на». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва созда­валась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твар­довского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова.

Ведущее место в графике военных лет занял плакат. Огром­ной патриотической силой обладал знаменитый плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»

В годы войны было создано одно из самых великих произве­дений XX века — седьмая симфония Д. Шостаковича. Исключи­тельным успехом пользовались в военные годы концерты симфо­нического оркестра Ленинградской филармонии под управле­нием Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Ар­мии под руководством А. Александрова, русского народного хо­ра им. М. Пятницкого, артистов К. Шульженко, JI. Руслановой,

А. Райкина, JI. Утесова. И. Козловского, С. Лемешева и целого ряда других.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной ос­нове создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. В советской гуманитарной науке этого периода начинают пробиваться новые подходы к про­цессу художественного творчества. В 1953 г. была опубликована достаточно «смелая» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», в которой художникам рекомендовалось «не пре- украшивать» советскую действительность и не подстраиваться под мнение начальства. Автор высказался за существование различных направлений, школ и стилей в искусстве.

Начиная еще с предвоенного периода, формируется сред­ний класс советского общества, что само по себе было вызвано объективной потребностью в дифференциации и профессиона­лизации труда. Средний класс советского общества — это техно­крат, бюрократ, партийный чиновник. Это те люди, кому в после­революционные годы и в годы первых пятилеток удалось остать­ся в живых, уйти из деревни и найти место в новом обществе.

Средний класс советской страны — это и те ее граждане, кто воевал в годы Великой Отечественной войны на фронтах и вы­жил, а точнее, чья биография реализовывалась уже после смерти Сталина, когда советское общество за долгие годы своего сущест­вования ощутило онтологическую безопасность — важнейшее условие культивирования цивилизационных качеств.

4.

Политическая «оттепель» 60-х гг. и развитие культуры Прошедший после смерти Сталина XX съезд КПСС (осудивший его «культ личности» и сформированный им тоталитарный ре­жим) и наступившая «оттепель» ослабили цензуру и дали толчок духовному раскрепощению советских людей. В эти годы наше го­сударство осуществляло международные контакты, в которых активную роль стали играть деятели науки, искусства, спортсме­ны. Ярким событием этого времени были:

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, состояв­шийся летом 1957 года в Москве;

Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайков­ского, проводимый в Москве, начиная с 1958 г.

Художественный процесс 60-70-х годов отличался интек сивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связа с известными общественно-политическими процессами, проис ходившими в стране. Не зря это время называют не только поли тической, но и «культурной оттепелью».

На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздей ствие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, оп ределившего многие социально-экономические черты этого периода Экологические изменения в природе, миграция большого количеств, населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современ­ных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравст­венности людей, что и стало предметом изображения произведет® художественной культуры. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова

В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А Вампилова, В. Розова. А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. В это вре­мя по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в про­зе и кинематографе. Самые правдивые романы и фильмы были на­писаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики — В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакла­нов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай. С. Ростоцкий.

Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Открытием театраль­ной культуры того времени стало создание молодых театров-сту­дий «Современник» и «Таганка». Заметным явлением художест­венной жизни явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского. В целом художественная культу­ра «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти про­блемы решить.

В годы «оттепели» активно развиваются различные обла­сти гуманитарного знания: философия, история, юриспруден­ция. Блестящих успехов достигают те области науки, которые связаны с развитием военного потенциала страны. Здесь особо выделяется научная деятельность выдающихся отечественных физиков: JI. Д. Ландау, П. Л. Капицы, Ю. Б. Харитона и др. СССР становится обладателем самого современного ядерного оружия, а в апреле 1961 года наш соотечественник Ю. А. Гагарин совер­шил первый пилотируемый полет в космос.

Период «оттепели» расширил сферу автономной духовной жизни общества, которая особенно ярко проявила себя в конце 80-х годов. Важным фактором культурной жизни становится религия.

Но, пожалуй, наиболее радикальные процессы в это время происходят в области переосмысления истории советского пери­ода нашей страны. Над формированием нового исторического сознания будут работать не только ученые-обществоведы, но и отечественные публицисты. Диапазон их оценок недавнего исто­рического прошлого начнет колебаться от тезиса о случайном ис­кажении идеи социализма до ее полного отрицания.

80-90-е годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи за­ставляет художников прибегать к таким формам художественно­образного мышления, как притча, миф, символ. Познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абу­ладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации по­следней четверти XX века является возникновение мощного пото­ка «возвращенной» художественной культуры. Эта культура ос­мысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть С'изданная для зрителя, читателя, слушателя тех лет.

5.

Духовный кризис «перестроечной» и спостперестроечной» России

В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС был взят курс на реформы, которые получили название «перестройка». Существенной сто­роной перестройки стала «гласность». Наиболее последователь­но феномен «гласности» проявил себя во всех ипостасях культу­ры. Начиная с 1987 г. в стране было опубликовано в печати и пока­зано на кино- и телеэкранах практически все, что было запрещено и недоступно советскому человеку на протяжении всего XX в. Отечественная журналистика и электронные СМИ, вышедшие из-под цензурного контроля, раскрывали и раскручивали любые темы, разоблачали всех и вся.

В итоге пафос разоблачения обернулся потоком «черну­хи», которая заполнила страницы книг, газет и журналов, экра­ны телевизоров и кинотеатров, сценические площадки. Очерни­тельству подвергся весь советский период развития культуры России. В результате в «перестроечном» российском обществе проявил себя глубокий духовный кризис, выразившийся: в росте нигилистических настроений;

в возвеличивании культа наживы и индивидуального пре­успевания за счет другого;

в разрушении привычных нравственных ориентиров.

С середины 1990 года советское руководство признало не­обходимость разрешения частной собственности на средства производства, что в корне поменяло существовавшую до этого общественно-экономическую систему. Известные события авгу­ста 1991 года вызвали серьезные изменения в стране, приведшие в декабре 1991 года к ликвидации СССР. Однако с исчезновени­ем СССР не исчезла советская культура. Будучи явлением весь­ма противоречивым, она внесла много оригинального и неповто­римого в мировую культуру, оставив в благодарной человечес­кой памяти свой неизгладимый след.

Искусство двух последних десятилетий века отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историческое. Отсюда и совершенно иной подход к процессам формирования и функционирования художествен­но-образного сознания как самого автора, так и тех, кто воспри­нимает его творения — зрителей, слушателей, читателей.

Современное художественно-образное сознание не может быть догматическим, т. е. должно характеризоваться решитель­ным отказом от какой бы то ни было абсолютизации одного един­ственного принципа, установки, формулировки, оценки. Никакие самые авторитетные мнения и высказывания не должны обоже­ствляться, становиться истиной в последней инстанции, превра­щаться в художественно-образные нормативы и стереотипы.

Возведение догматического подхода в «категориальный императив» художественного творчества с неизбежностью аб­солютизирует социальное противоборство. В итоге в конкретно­историческом Лонтексте это выливается в оправдание насилия и преувеличивает его смысловую роль не только в теории, но и е! художественной практике. Догматизация творческого процесса проявляет себя и тогда, когда те или иные художественные при­емы и установки приобретают характер единственно возмож­ной художественной истины.

Современной отечественной культурологической теории необходимо изжить и эпигонство, столь свойственное ей на про­тяжении многих десятилетий. Пора освободиться от бесконечно­го цитирования классиков по вопросам специфики художествен­ной культуры, от некритического восприятия чужих, даже са­мых заманчиво убедительных точек зрения, суждений и выводов и стремиться к высказыванию своих собственных, личностных взглядов и убеждений.

Это должно стать нормой для каждого современного иссле­дователя. В создании художественных произведений эпигонство проявляет себя в механическом следовании принципам и мето­


дам какой-либо художественной школы, стиля, направления, Гн-.ч учета изменившейся исторической обстановки. Между тем, эпи­гонство не имеет ничего общего с подлинно творческим освоением классического художественного наследия и традиций.

Другой существенной и важной чертой современного худо­жественно-образного сознания должен стать диалогизм, т. е. на­целенность на непрерывный диалог, носящий характер конст­руктивной полемики, творческой дискуссии с предствителями любых художественных школ, традиций, методов.

Само существование искусства обусловлено вечным диало­гом художника и реципиента (т. е. зрителя, слушателя, читателя). Договор, их связывающий, нерасторжим. Вновь рожденный ху­дожественный образ есть новая реакция, новая форма диалога. Художник сполна отдает свой долг реципиенту, когда говорит ему что-то новое. Сегодня, как никогда прежде, у художника есть воз­можность говорить новое и по-новому.

Все перечисленные направления в развитии художествен­но-образного сознания должны привести к утверждению прин­ципа плюрализма в искусстве. Речь идет о сосуществовании и взаимодополнении самых разнообразных, в том числе и проти - воречащих друг другу точек зрения, творческих позиций, взгля­дов и убеждений, направлений и школ, движений и учений.


УДК 930.85 ББК 63.3(0)-7я7 П 18


Составитель и ответственный редактор доктор философских наук, профессор, академик Международной Академии Наук Высшей Школы

А. А. Радугин

На обложке: картина художника Пьера-Огюста Ренуара «Зонтики», 1881-1886 гг.

Пархоменко И. Т, Радугин А. А.

П 18 История мировой и отечественной культуры: курс лекций. Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Центр, 2002,—320 с.

ISBN 5-901660-09-9

В учебном пособии предпринята попытка рассмотреть культуру как сложное развивающееся явление, раскрыть основные вехи в истории миро­вой и отечественной культуры. При раскрытии содержания того или иного этапа или типа культуры основной акцент сделан на освещении его духовной основы, включая религию и художественное творчество.

Пособие предназначено для студентов вузов и техникумов, колледжей, учащихся старших классов, гимназий и лицеев.

ISHN!'. '1(11660-09-9

Гнм объявления ББК 63.3(0)-7я7+63.3(2)-7я7

© А. А. Радугин, 2002

Содержание

Предисловие

тема 1

Основные понятия истории культуры

1. Происхождение и содержание термина «культура». Понятие мировой и отечественной культуры

2. Содержание культуры. Искусство и религия как основа духовной культуры 3. Функции культуры

тема 2

Особенности первобытного типа культуры

1. Процесс социализации общества и основные схемы

классификации первобытной культуры

2. Структура духовной культуры.

Роль языка и мифа в первобытной культуре

3. Ранние формы религии 4. Ритуал — форма объективации первобытного мировоззрения. Зачатки изобразительного искусства

тема 3

Культура Древнего Ближнего Востока (Египет и Двуречье)

1. Особенности культуры Древнего Востока

2. Основные достижения культуры Древнего Египта

3. Культура Древней Месопотамии

тема 4 Индийская культура

1. Индуизм — духовная осноиа индской цивилизации

2. Древнеиндийский эпос

3. Буддизм как духовная основа индуистской культуры 4. Художественная культура буддизма.

. Особенности индийской культуры


69 тема 5

Культура Древнего Китая

1. Основные этапы развития и достижения

культуры Древнего Китая

2. Мировоззренческо-ценностные основания китайской культуры

3. Искусство Древнего Китая




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.