КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 4 страница
В середине XVI века формируется идея особого предназначения Москвы как «Третьего Рима», призванного после падения Константинополя отстоять христианство, распространить православие на весь мир. Иван IV и его окружение стремятся упорядочить все формы государственной жизни. Они вводят новую систему управления страной (приказы), проводят судебную реформу. Большие усилия направляются на укрепление роли православия. С этой целью в 1551 году собирается Поместный собор, который в своих решениях, изложенных в ста главах (отсюда название собора — стоглавый) провел полную регламентацию духовной жизни. Наряду с рядом важных решений по регламентации церковной жизни Стоглавый собор учредил систему церковно-приходских школ, которая на века гарантирует всем сословиям русского народа начальное образование. В 1555 году была закончена работа над Великой четьи Минеей — подбором текстов для чтения христианину на каждый день. Сюда вошли библейские книги, тексты патериков, жития святых, сборники поучительных слов к различным праздничным циклам, а также исторические и публицистические материалы. Весь текст был разделен на 12 томов (по месяцам) и по дням. Жизнеописания святых располагались по дням их памяти, а материалы, не связанные с ними, — в последние дни месяца. Книги, собранные для составления Миней, вошли потом в патриаршую библиотеку. В начале VII века дополненные Минеи составлял Гу- довский свод, а к началу XVIII века Дмитрий Ростовский окончательно завершил работу, заполнив все дни годового цикла. Важным этапом по регламентации жизни на Руси было создание «Домостроя». «Домострой» — это свод писанных правил поведения для православных мирян. Авторство одной из редакций «Домостроя» (в форме поучения сыну) принадлежит священнику московского кремлевского Благовещенского собора, советнику царя Ивана IV — Сильвестру. Вошедшие в «Домострой» сюжеты делили книгу на три части: поучение о духовном строении, наказ о мирском строении и наказ о домовом строении. «Домострой» сформировал этические принципы, которыми руководствовалась элита русского общества XVII века. Внедренная «Домостроем» рачительность на фоне привычного на Руси хозяйствования воспринималась позднее как скопидомство. Большим событием в культуре XVI века было появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была создана первая датированная книга — «Апостол». Ее издали Иван Федоров и Петр Мстиславец После смерти Ивана IV в конце XVI- начале XVIII вв. Российское государство и его духовный фундамент — российская культура вступили в эпоху кризиса. Наиболее ярким выражением этого кризиса было так называемое «Смутное время», когда Россия подверглась нашествию польских шляхтичей, в стране шла междоусобная война. «Смутное время» прекратилось в 1613 году — на российский престол на Земском соборе был избран первый поедставитель династии Романовых, царь Михаил Федорович. Под руководством отца царя Михаила, патриарха Филарета, в России проводятся мероприятия по укреплению государственности, преодолению последствий «Смутного времени». Эти усилия закрепляет преемник Михаила, его сын — царь Алексей Михайлович (1645-1676 гг.). В период правления Алексея Михайловича Россия существенно продвинулась по пути строительства правового государства. В 1649 году на Земском соборе было принято Соборное уложение, представлявшее собой основы законодательства России. В это же время в Русской правое тавной церкви была проведена реформа культовой системы. Руководил этой реформой патриарх Никон. Целью реформы было приведение российской культовой практики в точное соответствие с богослужебной практикой других православных церквей и, прежде всего, Константинопольской церкви. В соответствие с решением специально собранного Поместного собора в богослужебные книги и в богослужебную практику были внесены необходимые изменения. Эти изменения для православного вероучения и культа были несущественны, так как они не затрагивали основ православия, его догматики и таинств, а касались только некоторых грамматических и культовых новшеств: вместо «Исус» писать «Иисус», вместо «певцы» — «песнопевцы» и т. д. Двуперстное крестное знамение было заменено трехперстным, наряду с восьмиконечным крестом был признан четырехконечный и т. д. Земные поклоны заменены поясными, изменено направление движения во время службы («посолонь»), т. е. движение по ходу Солнца — на движение против Солнца и т. д. Однако эти изменения вызвали огромные последствия. Все русское общество раскололось на приверженцев старой и новой веры. Этот раскол имел свои как идеологические, так и социально-политические мотивы. Сторонники «старой веры», «старого обряда» отстаивали идею самобытности Русского православия, его превосходства над другими православными церквями, в том числе и над своей прародительницей — Константинопольской, которая, по их мнению, заключив Флорентийскую унию с Римской католической церковью, впала в ересь. Более того, факт подписания Флорентийской унии якобы свидетельствует о слабости веры Константинополя. Значит истинной, то есть православной веры у него и не было. Поэтому при разнице церковных форм и обрядов все предпочтения должны принадлежать национальным русским формам. Только они должны считаться истинно православными. Поскольку греческое православие испорчено, то высшая и важнейшая задача русского благочестия должна заключаться в сохранении всего, что не походило на греческое. Сторонников старого обряда принято представлять как инертных людей, не способных принять несущественные формальные и обрядовые нововведения. Однако, по мнению известного русского историка Костомарова, раскольники — это наиболее активная часть православной церкви. В старинной Руси мало кто размышлял о религии, раскольники не только размышляли о религии, на ней сосредоточивалась вся их духовная жизнь. В старинной Руси обряд был мертвой формой и исполнялся плохо. Раскольники искали в нем смысла и стремились исполнять его свято и точно. Сознание национально-религиозной самобытности и вытекающая из него твердая вера во всемирно-историческую миссию русского православия (Москва — третий Рим) составляло идеологическую основу раскольнического движения. Отступление государства и официальной церкви от этих установок в ходе церковной реформы и послужило главной причиной раскольнического движения. К этой причине присоединились социальные мотивы, связанные с закреплением крепостнических отношений и усилением эксплуатации крестьянства и городского населения. Противники реформы были преданы церковному проклятию — анафеме на Поместном соборе 1666-1667 гг. С этого времени они подверглись жестоким репрессиям. Спасаясь от преследований, защитники «старой веры» бежали в глухие места Севера, Поволжья, Сибири, на юг России. В знак протеста они сжигали себя живыми. В 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 коллективных самосожжений, во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Идейным руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум, который также осуществил акт коллективного самосожжения в срубе строящегося дома. Жестокие репрессии со стороны царского правительства, в результате которых тысячи сторонников старообрядчества были казнены, десятки тысяч подверглось пыткам, заключены в тюрьмы и сосланы, не поколебали наиболее ярых приверженцев в их vбeж- дениях. Они объявили существующие власти ставленниками Антихриста и отказались от всякого общения с мирским (в еде, питье, молитве и т. д.). Однако официальная церковь победила. Церковная реформа была проведена в жизнь. Собор признал православными всех греческих патриархов и греческие богослужебные книги, Русская православная церковь сблизилась с остальным православным миром. На соборе был также утвержден принцип разделения светской и духовной власти. Царь имеет преимущество в решении гражданских дел, а церковь — в решении духовных. За чрезвычайные претензии на светскую власть собор осудил патриарха Никона и лишил его патриаршего сана. 3. Архитектура и живопись в период Московского царства Утверждение Москвы как общерусского религиозного государственного и культурного центра отразилось и в зодчестве. В 1326 г. был построен Успенский собор, в конце XIV в. Рождественский и Благовещенский соборы. Исходным эталоном при строительстве этих соборов служил архитектурный стиль храмов Владимира. Однако в московском исполнении все апсиды и закомары оказываются на одном уровне и могут, в принципе, быть покрыты одной крышей. Соединение русского царствующего рода узами брака с родом византийских императоров Палеологов (1472 г.) нашло свое выражение при строительстве нового Успенского собора (1475~1479 гг.). Для строительства этого собора был приглашен знаменитый итальянский архитектор, прославившийся своими сооружениями в Венеции, Аристотель Фиорованти. Успенский собор соединил в себе черты итальянского Возрождения и традиции православного зодчества. Собор был пятиапсидным, но фактически трехнефным. В результате внутреннее пространство стало более цельным. Строгость в сочетании с многопрофильным входом, колончатым поясом (более широким, чем у владимирских соборов) и тонкими колоннами на узких пилястрах, поддерживающих широкие плоскости фасада, узкие удлиненные окна-бойницы вместе создавали эффектное подчеркнутое изящество. В результате получилось оригинальное произведение, поразившее современников «величием, светлостью, звонкостью и пространством». В 1505-1509 годы миланский архитектор Аневиз Новоит в стиле итальянского Возрождения построил усыпальницу Московских князей, Архангельский собор. Богато декорированный фасад, музыкальное соотношение этажей и закомар, сложное членение фасада не только по вертикали, но и по горизонтали, делают этот храм настоящим произведением искусства. Наряду со строительством соборов идет строительство светских сооружений. Так итальянскими зодчими Марко Фрязином и Петром Антонием Солари было построено первое выдающееся светское сооружение ренессансного стиля — Грановитая палата, предназначенная для особенно торжественных собраний (1487-1491 гг.). После пожара 1493 г. был заложен большой каменный дворец, выстроены новые кремлевские стены и башни (Антоном Фрязином — стрельница на Москве-реке (1485 г.) и Свибловская (1488 г.); итальянцем Марко — Беклемишевская; Петром Антонием Фрязином — башни над Боровицкими, Константино-Еле- нинскими воротами и Флорская; неизвестным архитектором была сооружена башня над Неглинной). По-видимому, опыт строительства башен нашел продолжение в практике возведения шатровых храмов — прежде всего церкви Вознесения в Коломенском (1530-1532 гг.), закомары которой напоминают стрельчатые готические арки. В украшении теперь обильно используются классические ордерные элементы. Не исключено влияние на архитектуру этого периода и иерусалимского храма (шатровой формы). Наивысшим достижением русской архитектуры, в котором нашел выражение весь накопленный опыт, стал московский храм Покрова на рву (Василия Блаженного), построенный Постником и Бармой в 1554~1561гг. Ансамбль Покровского собора состоит из 9 столпообразных храмов различной высоты. Его первоначальную цветовую гамму образовывало сочетание красного кирпича стен, белого резного камня и цветной майолики. Нарядные луковичные главы появились лишь в конце XVI в., а цветистая роспись — в XVII—XVIII вв. Оживленное строительство, как всегда, влекло за собой развитие фресковой живописи, создание иконографических шедевров. На рубеже XV-XVI вв. неизвестным гениальным мастером на западной паперти Благовещенского собора была выполнена фреска «О Тебе радуется». Этот сюжет является одним из самых распространенных с конца XV в. Его музыкальность обусловлена обращением к популярному православному гимну Иоанна Дамас- кина, прославляющему Богородицу. «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род». В конце XIV в. в Москве начинает свою творческую деятельность Феофан Грек. Под его руководством проходила роспись соборов и храмов Кремля. Наиболее достоверными творениями Феофана Грека в Москве считаются иконы деисусного чина Благовещенского собора начала XV в. («Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча»). С начала XV в. в русскую культуру входит Андрей Рублев (1360-1430 гг.), воплотивший в своей живописи лучшие нравственно-религиозные идеалы эпохи. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев участвует в росписи Благовещенского собора. Сего именем связывают 7 икон праздничного иконостаса («Благовещение», «РождествоХристово», «Сретение», «Преображение», «Крещение», «Воскресение Лазаря», «Вход в Иерусалим»), Эти иконы по праву считаются шедеврами мировой живопис:'. Вместе с Даниилом Черным Рублев расписывает Успенский собор во Владимире. Здесь лучше всего сохранились сцены Страшного суда. В интерпретации эсхатологической темы этими московскими мастерами на рубеже XIV-XV вв. прослеживается светлый мотив. Это соответствовало общественным ожиданиям и мироощущению самого художнйка-мыслителя, предугадавшего национальный подъем Руси. Иконы звенигородского чина «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел» являются наилучшим выражением идеалов художника, особенно светлый образ Христа-Учителя, который не мстит и не карает. Самое знаменитое и совершенное произведение Рублева — икона «Троица» (10-е или 20-е годы XV в.). Переосмыслив византийскую композицию, художник освободил ее от жанровых подробностей и сосредоточил свое внимание на фигурах ангелов. «Чаша на столе» — символ искупительной жертвы Христа. Три ангела — это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Таким образом выражены две сложные богословские идеи — о таинстве евхаристии и о триединстве божества. Понимание «Троицы» современниками не ограничивалось богословскими идеями. В Святой Троице как нераздельной осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, в Троице как неслиянной осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению. После Андрея Рублева традиции московской школы иконописи продолжил Дионисий (1430 — ок. 1508 гг.). В росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.), проявились лучшие черты стиля художника — идеальные пропорции, легкий скругленный силуэт в сочетании со светлым по звучанию колоритом. Во второй половине XVI — первой половине XVII вв. происходят принципиальные изменения в живописи иконы. Стоглавый Собор регламентировал деятельность живописцев и живописных мастерских, вменял в обязанность священникам контролировать соблюдение канонов, следование образцам прославленных мастеров. Ограничение художника в выборе сюжета и отчасти в композиционном решении определяло развитие иконописи в декоративном направлении. Е. Трубецкой говорит об этом времени как о начале упадка иконописи, однако, скорее, можно говорить об изменении ее выразительных средств. Если икона XIV-XV вв. поражает духовной глубиной, то икона к XVI- XVII вв. пленяет изяществом и тонкостью чувствований. Это сопровождалось и усложнением отношений между людьми, особенно при дворе: именитые люди обдумывали жесты и походку, выражение лица и «намазание ока». Внешне икона вообще превращается в драгоценность. Ее поверхность или закрывается золотыми и серебряными окладами, золотым И серебряным шитьем с жемчугами и каменьями или превращается в «многодельные» многофигурные композиции и миниатюры, часто писанные по золоту или с обильным золотым фоном, сплошь покрытые кружевным декоративным орнаментом. Особенно прославились виртуозы царских иконописных мастерских (Прокопий Чирин, Назарий Савин, Степан Арефьев и др.) и мастера «строгановского письма». В мастерских бывших купцов Строгановых, снарядивших экспедицию Ермака против сибирского ханства, до середины XVIII в. создавались миниатюры вычурного письма и изысканного сдержанного колорита. Прославился и построенный ими в Сольвычегорске Благовещенский собор белого камня, расписанный в 1600 г. с помощью московских живописцев. Именно иконы, созданные по заказам Строгановых, стали регулярно подписываться создавшими их мастерами. К концу XVII в. русские иконописцы наряду с яичной темперой стали использовать масляные краски. Живопись обрела объемность, сохраняя еще какое-то время глубину и значительность. Основой колорита становятся голубые и розовые тона барокко. Из живописцев этого стиля особенно прославился Симон Ушаков. 4. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства в XTV-XVI вв. В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени, двух-трех, веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до монголо-татарского нашествия. Во время иноземного порабощения ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где умер в 1326 г. и был погребен в Успенском соборе. Его преемник митрополит Феог- ност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества. Активную роль в освободительном процессе от иноземного ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над монголо-татарскими войсками во время Куликовской битвы. Куликовская битва, как следует из вышеизложенного, произошла после победы князя Дмитрия Донского над монголотатарскими войсками под предводительством Бегича на р. Боже в 1378 г. Сразу же после этого события новый ордынский военно- начальник Мамай начал интенсивную подготовку к усмирению русских. Русь также начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного настроя. Этот настрой создал Сергий Радонежский. Именно в это время подготовки Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о «явлении Богородицы» Сергию быстро распространилась по русским землям и сыграло значительную роль для подъема патриотического чувства, единения русского народа. Обещания Богородицы оберечь русскую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию. Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения благословения от преподобного Сергия «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря — богатырей Андрея Ослябю и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыл Куликовское сражение. Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов Русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 году Сергий настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом, были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани, и между ними надолго был заключен мир. В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви. В процессе становления национальной Русской православной церкви можно выделить две стороны — формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церковью самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси—митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В XIII_XV вв., в связи с монголо-татарским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение. В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок, на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен, и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а, следовательно, и в полном смысле этого слова национальной церковью, в 1539 г. В этом же году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию, и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов. В содержательно-духовном плане в формировании единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П. Н. Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или иной край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно. Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия (Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т.2.4.1. С.38). На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547 г.) было канонизировано, то есть, причислено к лику святых, 22 угодника. На втором (1549 г.) — еще 17 угодников. В итоге, в Русской православной церкви за три года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом, Русская православная церковь доказала, что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью. На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима — Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один гы во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром. В XVI веке формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточнаяцерковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники — Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союза, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П. Н. Милюков, Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимал в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец, Макарий применил теорию и практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного (Милюков П. Н. Очерки по истории Русской культуры в 3 т. Т.2.4.1. С.37). Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни. 1/ Культурная революция Петра I 2/ Век Екатерины II в русской культуре
1. Культурная революция Петра I XVIII век — век Просвещения в России — знаменательный период в развитии русской культуры, в течение которого осуществлялся переход от средневековой культуры к культуре Нового времени, закладывались предпосылки для формирования русской классической культуры. Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и стран Европы, превратить Россию в передовую европейскую державу. Реформы затронули практически все сферы жизни общества: управление государством, взаимоотношение государства и церкви, экономику, армию, образование, воспитание. Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры и европеизация всех областей общественной и личной жизни. Секуляризация проявлялась в последовательном выведении различных сфер общественной жизни из-под влияния церкви, лишение этих сфер религиозного, сакрального содержания. В результате процесса секуляризации произошло расчленение единой до того русской культуры, имевшей глубокие религиозные основания как культуры-веры на «культуру» и «веру», т. е. на две культуры: светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная культура, занимавшая в средневековой России доминирующее, главенствующее положение, уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся светская культура укоренялась в центре культурной жизни, приобретая самодавлеющий характер. Ключевую роль в процессе секуляризации сыграла церковная реформа. Петр I, упразднив патриаршество, лишил церковь самостоятельности и подчинил ее государству. После упразднения патриаршества главой церкви стал сам царь, а управление делами церкви осуществлял государственный орган — Святейший правительствующий Синод. Функции Синода регулировались законодательным актом — «Духовным Регламентом», написанным по пору- чению Петра I псковским архиепископом Феофаном Прокоповичем. На основе этого регламента члены Синода фактически приравнивались к чиновникам других государственных учреждений. Для наблюдения за деятельностью Синода Петром I была введена должность обер-прокурора. Постепенно обер-прокурор превратился в руководителя Синода, обладающего неограниченной властью. Святейшим Синодом осуществлялось назначение на должности и увольнение священнослужителей, порядок управления церковью, заведование и распоряжение церковным имуществом. В результате этой реформы церковь полностью подчинилась государству, превратившись в послушное орудие светской власти.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |