Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраженная речь (повторение). 6. Повторение изолировать& гласных звуков:




6. Повторение изолировать& гласных звуков:

а, о, у, и, е, ю;
у, и, а, у, ю, я; и т. д.

7. Повторение изолированных согласных звуков:
 эм, эр, рэ, с, д, к;
т, з, х, эл, п, эн.

*8. Повторение слогов-тршрамм:

лив, кет, бун, шом, тал, гис;
шом, бун, тал, гис, лив, кет.

9. Повторение серии 3-х сложных гласных звуков:
 аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо;
уао, оау, ауо, уоа, аоу, оуа.

10. Повторение серии оппозиционных слогов:
 ба-па, па-ба, ка-ха, са-за,
да-та-да, та-та-да.

При грубых нарушениях повторения, для уточнения меха-
низмов этих дефектов могут быть использованы пробы 10а и
106, направленные на исследование преимущественно слухо-
речевого гнозиса. При отсутствии грубых расстройств повто-
рения эти пробы практически не используются.

10а. Различение изолированных гласных звуков и их серии.
 Выполняется по условно-рефлекторной методике: исследуе-
мый поднимает руку при произношении экспериментатором
«а» и не поднимает при произношении «у» и так далее. В каж-
дой из серии положительным стимулом является первый по
порядку:

а-у-у-а-у-а;

ау-уа-ау-уа-уа-ау;

аоу-ауо-оау-аоу-ауо-оуа.


106. Дифференцирование близких по звунанию слогов, слов и
звукосочетаний (инструкция та же, что и в предыдущей пробе):

да-та-да-да-та-та

коса-коза-коза-коса-коза-коса

лопата-лобата-лопада-лопата-лобата-лопата

*11. Повторение простых и сложных слов:

дом, работа, водопровод, полководец, стратостат,

электроэнцсфалография;

мак, сорока, библиотека, трубопровод, приват изация,
кораблекрушение.

*12. Повторение предложений:

Я иду в кино;

Наступила весна, но снег в лесу не растаял;

Дом, который стоял у дороги, был окружен высоким
забором;

Я рисую дом;

Сегодня хорошая погода, хотя ночью шел дождь;

Поезд, который отправляется ночью, всегда прибывает
вовремя.

*13. Повторение серии слов, не связанных по смыслу (ин-
тервал между словами 1-2 сек):

дом-лес ночь-план-лист

луч-мак мост-ключ-груз

сон-бег гром-ноль-клад

кухня-ферма-кофта-пушка

соска-дамба-лодка-цапля

капля-тумба-лента-сушка

Пробы №№ 13—16 направлены преимущественно на исс-
ледование слухо-речевой кратковременной памяти.

*14. Повторение серии слогов-триграмм:
 бун-лец рел-зук-тиз
кет-лаш кет-бун-шом
зук-тиз лив-цис-тал

бун- цис- кет-лаш

лед-зук-рел-тиз

шом-лив-гис-тал



В пробах №№ 15—16 испытуемому необходимо запомнить
предъявляемые последовательно две серии речевых стимулов
и после однократного воспроизведения первой, а затем и вто-
рой серии, через 5 сек вновь вернуться к припоминанию пер-
вой серии. С помощью этих проб исследуется прочность удер-
жания следов в условиях интерфериругощей деятельности, ана-
лизируются ошибки, проявлягощиеся в виде парафазий,
персевераций, конфабуляторных элементов и т. п.

17. Название реальных предметов:

стул, часы, карандаш, пуговица, люстра, циферблат.

*18. Называние частей тела:

глаз, колено, брови, локоть, подбородок, ресницы.

*19. Называние изображений предметов, например:

1-я серия 2-я серия

очки ключ

утюг ножницы

пила топор

кофейник самовар

клещи циркуль

якорь пистолет

На рис. 1 (см. Приложение) изображены предметы, встре-
чающиеся в обиходе как довольно часто, так и относительно
редко. В предъявляемом испытуемому (последовательно) набо-
ре из 6 изображений предметов следует предусмотреть как ча-
сто, так и редко встречающиеся предметы. Этот же набор мож-


но использовать для исследования классификации — нахож-
дения больным категориальных названий предметов, на-
пример: пила, топор, клещи — инструменты и т. д., а также
для называния качества предметов или действий с их по-
мощью.

*20. Называние действий1

Показывают больному изображение предмета (рис. 1 При-
лож.) и просят сказать, для чего он служит, например:
топор — рубить весы — взвешивать
ножницы — резать пистолет — стрелять
утюг — гладить циркуль — измерять

В другом варианте этой пробы просят больного назвать
действия, отраженные на соответствующих картинках (рис.
2а, 26, 2в, 2г). Эти же рисунки можно использовать для
составление краткого рассказа на тему обозначенных дей-
ствий.

При выполнении проб на называние главное внимание об-
ращают на поиск больным нужного названия, помогает ли при
этом подсказка первых 1—2 фонем и контекст, на характер
парафазий, различия в назывании окружающих предметов и
частей тела, с одной стороны, и изображений предметов и дей-
ствий — с другой.

Подводя итог анализа особенностей выполнения заданий всех
проб на оценку экспрессивной речи необходимо учитывать: темп
речи, ее мелодические и интонационные характеристики, тенден-
ции к логорее, плавность речи — напряжение, запинание, затруд-
нение приступа к слову, артикуляторные искажения и поиски
артикуляций, способность плавного перехода от одной артикуле-
мы на другую, особенности парафазий, лабильность литеральных
парафазий и др. (см. шкалу для оценки специфических дефектов
речи). Для этой цели весьма целесообразно записывать образцы
речи на магнитофоне, предваряя запись упоминанием Ф. И. О.
больного и даты исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.