КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Географическое изучение территории по сериям карт комплексного атласа
Цель задания: Развитие навыков использования атласов в качестве источников информации о территории. Порядок выполнения задания: 1. В Географическом атласе для учителей средней школы выбрать район для составления географического описания (административный район России, зарубежное государство, природный регион материка). По желанию обучающихся атлас может быть заменен. 2. Просмотреть все карты атласа, включающие район географического описания. Составить список карт (название, масштаб, страницы атласа). Изучить содержание карт, отметив сопоставимость легенд, характеристик, показателей. 3. Выявить контурную совместимость основных карт природы. Для этого на прозрачную основу нанести для ориентирования основные элементы географической основы карт атласа (границы района, речная и озерная сеть, основные населенные пункты). Затем прозрачную основу совместить с картами недр и рельефа и наметить основные орографические элементы местности (хребты, предгорья, плато, равнины, низменности и т.д.). 4. Сопоставить содержание прозрачной основы с орографическими элементами местности с контурами карт явлений сплошного распространения (почвы, растительность, ландшафты) и на основании совместного изучения контурной нагрузки набора карт провести границы природного районирования. 5. По сериям климатических и гидрологических карт установить особенности климата и водообеспеченности намеченных природных районов. Выписать соответствующие количественные показатели в обобщенном виде. 6. По сериям экономических карт и карт населения установить особенности хозяйственного использования территории (промышленные пункты, сельскохозяйственные земли и т.д.) и характер населения (людность населенных пунктов и их административное значение, национальность и т.д.). Отметить на схеме природного районирования основные особенности районов социально-экономического характера. 7. Составить географическое описание местности на основе сведений комплекса карт атласа. Описание должно содержать: географическое положение района, особенности рельефа и геологического строения местности, характер почвенного покрова и растительности, особенности промышленности и сельского хозяйства, транспортные связи и т.д. 8. В географическом описании все элементы природы, населения и хозяйства даются в обобщенном виде с выделением взаимосвязей взаимообусловленностей. Недопустимо простое перечисление сведений, почерпнутых с карт атласа. 9. Географическое описание должно быть кратким, четким и носить комплексный характер. Оно должно содержать ту характеристику территории, которая позволила бы читателю уяснить наиболее важные особенности ее географического положения, ландшафта, хозяйственной освоенности. Результат выполнения задания: Географическое описание района (4-6 м.п. с); схема районирования территории с комплексной легендой. Возможно дополнение описания графическими построениями (изменение градиентов климата с высотой, диаграммы промышленного развития и т.д.). Лабораторное задание 3 Анализ школьного атласа Цель задания: Научить оценивать атласы специального назначения в соответствии с их спецификой. Порядок выполнения задания: 1. Подобрать комплект учебных материалов по географии в соответ 6-й класс — начальный курс географии; 7-й класс — география материков и океанов; 8-й класс — физическая география России; 9-й класс — экономическая и социальная география России; 10-й класс — экономическая и социальная география мира. 2. Проанализировать содержание учебника, практикума и програм Установить: ♦ необходимый для обучения территориальный набор карт; ♦ необходимый для обучения тематический набор карт; ♦ круг задач школьного практикума, решение которых предусматривает обращение к атласам. Продумать: ♦ необходимую для данного года обучения детальность общегеографических карт; ♦ приемлемую для данного года обучения сложность характеристик на тематических картах. Анализ учебника, программы и практикума дополнить списком всех упоминавшихся в них географических объектов. Возможно дополнить список по материалам возрастной литературы. 3. Провести анализ соответствующего школьного атласа по обычной схеме: ♦ выходные данные, размер и объем атласа; ♦ масштабы и проекции карт, градусные сетки; ♦ типовые компоновки листов, включение фотографий и графиков; ♦ последовательность размещения карт; ♦ тематика карт, построение легенд; ♦ использование одинаковых способов изображения для взаимосвязанных явлений; ♦ подробность изображения явлений. 4. В анализе особо выделить читаемость карт, доходчивость изобра ного прочтения, различимость тонов и оттенков, использование геометрических, символических и наглядных условных обозначений и т.д. 5. Тщательно сопоставить содержание учебника, практикума и учебных программ с соответствующим географическим атласом. Сопоставление выполняется по всем темам и элементам содержания, включая топонимическую нагрузку. 6. Подготовить критическую оценку атласа, суммируя материалы анализа учебника, учебного пособия, программы и географического атласа. При этом отметить:
♦ универсальность, т.е. отражение всех основных вопросов школьного курса географии; ♦ наглядность, т. е. оптимальное соотношение объема необходимой информации и степени генерализаций; ♦ информативность, т. е. органическое дополнение картографической информации текстовыми пояснениями, снимками, схемами и т.д.; ♦ актуальность, т. е. отражение современных социально-экономических явлений и наиболее острых экологических проблем; ♦ новизну, т. е. включение в атлас карт новой тематики по сравнению с предыдущими изданиями. Результаты выполнения задания: Текст, содержащий критическую оценку школьного атласа с позиций школьной программы (4—6 м.п. с). Текст должен содержать конкретный сравнительный материал школьного учебника и карт атласа. Желательно сопроводить анализ обобщающими таблицами. Например: ♦ для общегеографических' карт атласа (количество объектов на
для тематических карт атласа (степень совпадения отражения темы в учебнике и в атласе).
Отметьте: х — хорошее совпадение сведений; • — удовлетворительное совпадение сведений; «пусто» — несогласованность. Лабораторное задание 4 Подготовка программы атласа Цель задания: Получение навыков моделирования атласа до его создания. Порядок выполнения задания: 1. Установить тематику, назначение и территориальный охват атласа. Например, «Комплексный атлас широкого назначения «Мой Край» (при выполнении задания возможно установить иные критерии для разработки программы). 2. Определить круг возможных потребителей атласа и сформулировать их запросы. Например, использование атласа «Мой Край» в школьном образовании; для внеклассной краеведческой работы; в агитационно-пропагандистской работе; для организованного туризма; для самостоятельного туризма. 3. В соответствии с намеченной темой атласа и возможностями его использования составить программу атласа. Примерный план программы: ♦ круг заинтересованных организаций и разработчиков атласа; распределение обязанностей; ♦ назначение атласа, круг потребителей; ♦ название атласа; ♦ основные картографические материалы и статистические источники; ♦ общие технические данные — размер атласа, его объем, двухсторонняя или односторонняя печать; цветная или одноцветная печать; обложка, переплет и т.д.; ♦ структура атласа, титульные листы, разделы; ♦ математические особенности: масштабы карт, проекции, градусные сетки и т.д.; ♦ включение в атлас текста, иллюстраций и табличных данных; ♦ типовые компоновки листов; ♦ организация редакционно-составительских работ и оформления атласа; ♦ список карт с указанием: последовательности их составления и размещения в атласе; ♦ подробное описание содержания каждой карты с указанием степени генерализации и принципа построения легенд.
4. Выполнить макет компоновки атласа. Макет создается на плотной бумаге в натуральную величину. Он комплектуется из страниц с типовыми компоновками листов атласа (контур изображаемой территории, основные элементы географической основы, размещение заголовков легенд, дополнительных карт, фотографий и т.д.); возможно использование тиражных оттисков типовых компоновок. 5. При создании макета атласа возможно использовать клапаны, выходы изображения за рамку карты, смещение ориентировки карт и другие приемы, позволяющие наиболее выгодно разместить на листе атласа изображаемую территорию без уменьшения масштаба карты или увеличения размеров атласа. 6. Программа атласа и макет компоновки дополняются таблицей общих для всех (или большинства) карт атласа условных обозначений и образцами основных карт. Результат выполнения работ: Программа атласа (до 10 м.п. с), макет компоновки, таблица общих условных обозначений, образцы карт. Лабораторное задание 5
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |