Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знакомство с атласом как картографическим произведением 3 страница






Таблица 23


           
     


Социально-экономические карты

В таблицах 22, 23 обозначено наличие проблем в согласовании карт, при этом формы согласования могут быть различными (зна­чок «+»). Значком «—» отмечено согласование только на природ­ных рубежах. В правых столбцах таблиц 22, 23 (согласование карт природы и социально-экономических) приведены основные темы.


ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении даны лабораторные задания, требующие самостоятель­ной работы студентов с атласами. В процессе выполнения заданий студен­ты ознакомятся со свойствами этих картографических произведений и приемами их практического использования.

Задания требуют для своего выполнения разного времени — пример­но от 4 до 10 часов. А в связи с конкретно поставленной целью они могут приблизиться к научному исследованию и играть роль курсового проекта.

Лабораторное задание 1

Цель задания:

Научить проведению анализа структуры и содержания атласа и составлению развернутых аннотаций по произведению.

Порядок выполнения задания:

1. Подобрать атлас по списку в главе 2 или другой атлас в соответ­ствии с интересами обучающихся.

2. Выписать выходные данные: название, год и место издания.

3. Определить классификационные особенности атласа: по назначе­нию, охвату территории, содержанию, размерам и характеру по­дачи материала.

4. Ознакомиться с составом редакционно-составительского и автор­ского коллективов; установить научные, производственные и ме­тодические учреждения, принимавшие участие в издании атласа; основные источники (из текстовой части атласа).

5. Установить объем атласа в страницах и количестве карт; отметить наличие и объем текстовой части, справочного материала и ука­зателя географических названий.

6. Изучить структуру атласа: наличие титульных листов и принцип деления атласа на разделы, последовательность разделов, разме-


щение текста и указателя географических названий. Структуру ат­ласа оформить в виде таблицы.

7. Выявить математические особенности атласа: масштабный ряд карт, проекции и характер искажений на картах, густота и офор­мление градусных сеток.

8. Установить основные особенности компоновки листов атласа (раз­мещение карт на разворотах и оборотах, наличие клапанов и вы­хода изображения за рамку карты, оформление полей карт и т.д.). Вычертить типовые компоновки с размещением контура изобра­жаемой территории, подписей названий карт и масштаба, леген­ды или системы условных обозначений (в уменьшенном виде). Для общегеографических атласов привести схемы перекрытий карт разного масштаба на одну и ту же территорию.

9. Изучить содержание атласов:

Для общегеографических атласов: содержание вводного раздела, принцип размещения карт в атласе (по территориальному охвату и по масштабам); особенности нарезки листов (границы изображе­ний) и перекрытия; наличие общей таблицы условных обозначе­ний; вид карты: физическая, общегеографическая или их сочета­ние; перечень элементов содержания карт; для рельефа — способ изображения и шкала высот; для гидрографической сети — разме­ры объектов (реки в см, внутренние водоемы в мм2 в масштабе карты), количественные и качественные характеристики (шкала); для населенных пунктов — изображение населенных пунктов и ха­рактеристика; для дорожной сети — изображение и характеристика.

Для тематических и комплексных атласов: тематика разделов и порядок их размещения; сравнительный объем разделов (в стра­ницах и количестве карт); основное содержание каждого раздела и особенности построения легенд главных карт; картографичес­кие способы изображения для каждого элемента содержания; со­отношение аналитических, синтетических и комплексных карт; использование различных приемов подачи материала — карты, отдешифрированные аэрокосмические изображения, графические построения и др.

10. Отметить особенности оформления атласа в целом: качество пе­
реплетов, вид титульных листов, красочность карт и легенд, од­
нозначность толкования цветовых расцветок; читаемость подпи­
сей географических объектов и т.д.

Результаты выполнения задания:

Развернутая характеристика на рассматриваемый атлас. Аннотация включает: текст объемом до 10 м.п. с, графические приложения (таблицы структуры атласа, типовые компоновки листов и т.д.). Возможно допол­нение аннотаций фотографиями (общий вид атласа, вид основных карт и т.д.), а также вычерченными легендами карт. Текстовая часть должна содержать констатирующий (содержание атласа) и оценочный материал: (читаемость карт, сопоставимость карт взаимосвязанной тематики, удоб-


ство использования атласа в работе). Желательно включать в аннотацию рекомендацию по использованию атласа в исследовательской, учебной, просветительской, агитационной и др. работе.

Возможный вид таблицы «структура атласа»:

 

 

 

 

 

 

Наименование час­тей, разделов, групп карт Характеристика структурных подразделений Масштабы карт
Количество Соотношение основных и до­полнительных карт
Страницы атласа Карт
I. 1. 2. 3. и т.д.        
Итого Страницы атласа Количество карт    

Лабораторное задание 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.