Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максимальные нагрузки населенными пунктами карт Атласа мира




 

Регион Масштаб карты Норма отбора н.п./см2
Южная Америка 1:20 000 000 2,6-2,7
Восточный и Южный Китай 1:5 000 000 2,8-3,0
Центральная часть США 1:2 500 000 2,0-2,3
Центр Европейской части России 1:2 500 000 1,7-1,9
Центр среднего Поволжья 1:1500 000 1,6-2,0
Средняя Англия 1:500 000 1,5-2,0

Представительство населенных пунктов разной значимости на картах атласа зависит от принципа цензового отбора в пределах общих установленных норм отбора по плотности населения. Это хорошо иллюстрируется примером из того же Атласа мира 1999. Анализ выполнен по участку карты на Европейскую часть России. Как показано в таблице 15, цензовый отбор (в данном случае по типу поселения и людности населенных пунктов) позволяет на карте атласа показать все основные населенные пункты, несмотря на очень большой нормативный, отбор (около 10% всех населен­ных пунктов).

Наиболее крупные населенные пункты в общегеографических атласах передаются контурным знаком (иногда с отдельными пла­нировочными особенностями) в масштабе карты. Но большинство населенных пунктов обозначаются внемасштабными кружками (пун­сонами). Для классификации населенных пунктов (по администра­тивному значению, типу поселения и людности) используют раз­мер, рисунок и цвет значков, а также вид шрифта названия насе­ленного пункта (рисунок, размер). Поскольку скопление населенных пунктов может быть очень большим, в атласах отдают предпочтение минимальным размерам условных обозначений и «прозрачным» шрифтам минимальной высоты. В международной практике подго­товки всемирных атласов научно-справочного типа приняты кружки


Таблица 15

Представительство населенных пунктов разных рангов на картах Атласа мира, 1999


Таблица 16 Характеристика населенных пунктов на картах общегеографических

атласов


 


               
       


Населенные пункты Количество насе­ленных пунктов на местности Количество насе­ленных пунктов на карте 1:2 500 000 %
Города и поселки го­родского типа      
Села: свыше 1000 жителей 100-1000 жителей менее 100 жителей     42 7 2
Всего населенных пунктов      

диаметром 0,8—2 мм, а высота шрифтов — 0,6—2,2 мм [11]. В атласах общего использования, особенно популярных, размеры увеличива­ются, но и отбор населенных пунктов сильно возрастает.

Размеры контурных знаков и пунсонов связываются со шкалой людности населенных пунктов, шрифт подписей названий насе­ленных пунктов — с административным значением и типом посе­ления. Разработка шкал населенных пунктов — индивидуальная задача каждого атласа. Важно, что шкала служит всем картам атла­са. Только в отдельных случаях вводятся дополнительные градиен­ты для конкретных карт. В таблице 16 приведена характеристика населенных пунктов в ряде атласов.

В составительских работах много трудностей связано с локализа­цией пунсонов и правильным размещением подписей к ним. При размещении пунсонов учитывается не только геометрическая точ­ность, но и географическое правдоподобие, например, размещение населенных пунктов вдоль побережья, на пересечениях дорог, на определенном берегу реки (или река проходит через пункт), при впадении притоков и т.д. Географическое положение в ряде случа­ев приводит к сдвигу пунсона относительно его точных координат (например, пунсон не должен пересекать линию морского берега).

Возникающие противоречия между точным нанесением населен­ных пунктов и сохранением их правдоподобного размещения отно­сительно других общегеографических элементов местности решают­ся не механически, а по здравому смыслу. Есть и определенные пра­вила: при размещении населенного пункта на двух берегах реки пунсон размещается на одном, где расположена главная часть населенного


 

Атлас Шкала людности Особенности населенных пунктов
Атлас мира Более 1 млн 300 тыс.-l млн 100 тыс.-ЗОО тыс. 50 тыс-100 тыс. 10 тыс.—50 тыс. менее 10 тыс. Административное значение передано шрифтом названия населенного пункта
Атлас Офицера Более 1 млн 500 тыс.-l млн 100 тыс-500 тыс. 50 тыс-100 тыс. 10 тыс.—50 тыс. менее 10 тыс. Административное значение передано рисунком условного знака; тип поселения — шриф­том названия
Географический атлас России Более 1 млн 500 тыс.-l млн 100 тыс-500 тыс. 50 тыс-100 тыс. менее 50 тыс. Административное значение пе­редано подчеркиванием назва­ния населенного пункта; тип поселения — размером услов­ного знака

пункта; прибрежные пунсоны могут касаться береговой линии, при­дорожные — дороги и т.д., внутри контурных условных обозначений населенных пунктов удаляются изображения дорог и иногда гори­зонтали. Реки же сохраняются всегда.

Трудности связаны и с размещением названий. Главное правило при этом — название должно легко соотносится с соответствующим условным знаком населенного пункта. В гражданской картографии подписи принято размещать параллельно параллелям, в военной — параллельно верхним—нижним рамкам карт. Желательно размеще­ние подписи справа от условного знака, но допустимы и исключе­ния (слева или над условным знаком). В отдельных случаях применя­ются «лекальные» размещения подписей названий (рис. 5.1.9).

Для облегчения составительских работ для атласа в целом при­нято составлять списки населенных пунктов по статистическим дан­ным с указанием: названия населенного пункта (в принятой транс­крипции и написании), административного значения и типа по­селения, количества жителей, географических координат центра, географического положения относительно других элементов мест­ности. Списки облегчают согласованное проведение составительс­ких работ.


Рис. 5.1.9. «Лекальное» размещение названий населенных пунктов

Пути сообщения — обязательный элемент содержания карт об­щегеографического атласа; это второй, после населенных пунк­тов, показатель обжитости территории. Железные и автомобиль­ные дороги показываются внемасштабными линиями и при опре­деленной густоте сети сильно увеличивают графическую нагрузку карт. Иногда на карте показывают также основные пристани (мор­ские и речные) и аэродромы.

Существуют следующие правила показа путей сообщения на мелкомасштабных атласных картах:

♦ относительная густота сети дорог на картах должна соответ­ствовать степени ее развитости на местности;

♦ пути сообщения подразделяются на железнодорожные и ав­томобильные (цвет линии);

♦ магистральные дороги выделяются среди прочих (рисунок линии);

♦ в малообжитых и горных районах показываются дороги низ­ких классов — грунтовые дороги, караванные пути и тропы;

♦ при необходимости выбора между показом железной доро­ги и автомагистрали — предпочтение оказывается наиболее важному виду связи в данной стране;

♦ отбор путей сообщения проводится с таким расчетом, что­бы основная масса населенных пунктов (групп населенных пунктов) была связана линиями связи;

♦ предпочтение отдается дорогам магистрального характера, обеспечивающим передвижение на большие расстояния, несмотря на государственные границы или серьезные пре-


пятствия природного характера (например, пустыни, пере­валы и т.д.).

Трудности составительского характера связаны и с выбором толщины линий: дороги должны уходить на второй план, но об­щая сеть при этом читаться. В научно-справочных атласах исполь­зуют линии минимальной толщины: для магистральных дорог — 0,2 — 0,4 мм; для прочих — 0,2 — 0,15 мм; в атласах для широкого использования, особенно учебных и учебно-краеведческих, тол­щина линий дорог в 2—4 раза больше. При параллельном положении линейных знаков на картах атласа (две параллельные автомагистра­ли, дорога и река, железная дорога и автомагистраль) между лини­ями выдерживается расстояние 0,2 — 0,3 мм. При этом могут сдви­гаться линейные знаки менее значительных объектов (автодороги по отношению к железным дорогам, дороги по отношению к реке, дороги по отношению к государственной границе, дороги низших классов по отношению к высшим). В конкретных случаях в общие правила могут быть внесены изменения (например, в США знаки железных дорог сдвигаются по отношению к автомагистралям).

Границы показываются в соответствии с общепринятой клас­сификацией государственных и административных границ. Штри­ховой и красочный рисунок границ разных рангов практически унифицирован. Дополнительно на картах могут быть нанесены гра­ницы заповедников и заказников.

Разработаны четкие правила (инструкции) нанесения границ, следование которым обязательно (например, резкие повороты гра­ниц отмечаются точками, граница по реке выделяется поперемен­ным размещением условного знака по правому и левому берегу и т.д.). Положение художественного канта на картах атласа должно быть единообразным.

Прочие условные обозначения. Содержание карт общегеографи­ческих атласов жестко не регламентировано. В конкретных атласах, особенно на картах более крупных масштабов, используются допол­нительные условные обозначения практически для всех элементов содержания. Для населенных пунктов — это более развернутые клас­сификации и подробность шкалы, для рельефа — дополнительные горизонтали и внемасштабные обозначения некоторых форм релье­фа (вулканы, скалы, пещеры и др.). Для рек и озер — урезы воды, дамбы, плотины и др. Для акваторий — основные течения, ареалы плавающих водорослей и др. Часто вводятся дополнительные услов­ные знаки для элементов антропогенного характера — дороги на дамбах, порты, шлюзы и др. Но в общем набор условных знаков не превышает содержания топографических карт.


10-6865


В настольные атласы иногда включаются общегеографические карты двух типов — с гипсометрическим содержанием рельефа, но без растительности и с изображением рельефа горизонталями (иногда, дополнительно, отмывкой основных форм), но с эле­ментами растительности зонального и высотно-поясного вида (леса, редколесья, стланики и др.). Сочетание таких карт имеется, на­пример, в Атласе Офицера.

Термины и названия объектов — обязательная принадлежность общегеографических атласов. Для повышения справочной ценнос­ти атласов стремятся подписать максимальное количество объек­тов (вид объекта и собственное название). Подписи имеют разную ориентацию (вдоль рек, вдоль горных систем, в пределах опреде­ленных регионов, к населенным пунктам и т.д.).

Общая шрифтовая нагрузка карт общегеографических атласов может быть очень велика. Так, в научно-справочном Атласе мира допускается размещение до 300 надписей на дм2 карты, в Атласе Офицера — до 250 названий на дм2.

Основные правила размещения подписей таковы:

♦ четкое отнесение подписи к объекту;

♦ использование цвета шрифтов для их отнесения к опреде­ленной категории объектов (голубой цвет — гидрография; ко­ричневый — рельеф; черный — населенные пункты и т.д.);

♦ использование высоты подписей для выделения объектов по их значимости (сопоставимость рек, хребтов, типы поселений);

♦ номенклатурные термины подписываются в сокращенном виде (вдп., пер. и т.д.) и соответствующая аббревиатура при­водится в таблице условных обозначений или в специальной справке «сокращения, принятые на картах атласа»;

♦ при пересечении подписей к разным объектам (подписи к хребтам и рекам, рекам и населенным пунктам и т.д.) не допускается «накладка» букв одной на другую.

Транскрипция названий дается в соответствии с правилами, принятыми в стране-издателе. В России названия в атласах приво­дятся в соответствии с Административно-территориальным спра­вочником последнего издания. Для иностранных территорий спе­циально подбираются картографические и справочные источники (главным образом, общегеографические атласы).

Для атласа в целом важно единообразное использование тер­минов для различных ландшафтов. Отнесение объектов к опреде­ленному разряду (горы, хребет, бухта, залив и т.д.) — это допол­нительная географическая задача, требующая обращения к специ­альной литературе или консультации специалистов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.