КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Максимальные нагрузки населенными пунктами карт Атласа мира
Представительство населенных пунктов разной значимости на картах атласа зависит от принципа цензового отбора в пределах общих установленных норм отбора по плотности населения. Это хорошо иллюстрируется примером из того же Атласа мира 1999. Анализ выполнен по участку карты на Европейскую часть России. Как показано в таблице 15, цензовый отбор (в данном случае по типу поселения и людности населенных пунктов) позволяет на карте атласа показать все основные населенные пункты, несмотря на очень большой нормативный, отбор (около 10% всех населенных пунктов). Наиболее крупные населенные пункты в общегеографических атласах передаются контурным знаком (иногда с отдельными планировочными особенностями) в масштабе карты. Но большинство населенных пунктов обозначаются внемасштабными кружками (пунсонами). Для классификации населенных пунктов (по административному значению, типу поселения и людности) используют размер, рисунок и цвет значков, а также вид шрифта названия населенного пункта (рисунок, размер). Поскольку скопление населенных пунктов может быть очень большим, в атласах отдают предпочтение минимальным размерам условных обозначений и «прозрачным» шрифтам минимальной высоты. В международной практике подготовки всемирных атласов научно-справочного типа приняты кружки Таблица 15 Представительство населенных пунктов разных рангов на картах Атласа мира, 1999 Таблица 16 Характеристика населенных пунктов на картах общегеографических атласов
диаметром 0,8—2 мм, а высота шрифтов — 0,6—2,2 мм [11]. В атласах общего использования, особенно популярных, размеры увеличиваются, но и отбор населенных пунктов сильно возрастает. Размеры контурных знаков и пунсонов связываются со шкалой людности населенных пунктов, шрифт подписей названий населенных пунктов — с административным значением и типом поселения. Разработка шкал населенных пунктов — индивидуальная задача каждого атласа. Важно, что шкала служит всем картам атласа. Только в отдельных случаях вводятся дополнительные градиенты для конкретных карт. В таблице 16 приведена характеристика населенных пунктов в ряде атласов. В составительских работах много трудностей связано с локализацией пунсонов и правильным размещением подписей к ним. При размещении пунсонов учитывается не только геометрическая точность, но и географическое правдоподобие, например, размещение населенных пунктов вдоль побережья, на пересечениях дорог, на определенном берегу реки (или река проходит через пункт), при впадении притоков и т.д. Географическое положение в ряде случаев приводит к сдвигу пунсона относительно его точных координат (например, пунсон не должен пересекать линию морского берега). Возникающие противоречия между точным нанесением населенных пунктов и сохранением их правдоподобного размещения относительно других общегеографических элементов местности решаются не механически, а по здравому смыслу. Есть и определенные правила: при размещении населенного пункта на двух берегах реки пунсон размещается на одном, где расположена главная часть населенного
пункта; прибрежные пунсоны могут касаться береговой линии, придорожные — дороги и т.д., внутри контурных условных обозначений населенных пунктов удаляются изображения дорог и иногда горизонтали. Реки же сохраняются всегда. Трудности связаны и с размещением названий. Главное правило при этом — название должно легко соотносится с соответствующим условным знаком населенного пункта. В гражданской картографии подписи принято размещать параллельно параллелям, в военной — параллельно верхним—нижним рамкам карт. Желательно размещение подписи справа от условного знака, но допустимы и исключения (слева или над условным знаком). В отдельных случаях применяются «лекальные» размещения подписей названий (рис. 5.1.9). Для облегчения составительских работ для атласа в целом принято составлять списки населенных пунктов по статистическим данным с указанием: названия населенного пункта (в принятой транскрипции и написании), административного значения и типа поселения, количества жителей, географических координат центра, географического положения относительно других элементов местности. Списки облегчают согласованное проведение составительских работ.
Рис. 5.1.9. «Лекальное» размещение названий населенных пунктов Пути сообщения — обязательный элемент содержания карт общегеографического атласа; это второй, после населенных пунктов, показатель обжитости территории. Железные и автомобильные дороги показываются внемасштабными линиями и при определенной густоте сети сильно увеличивают графическую нагрузку карт. Иногда на карте показывают также основные пристани (морские и речные) и аэродромы. Существуют следующие правила показа путей сообщения на мелкомасштабных атласных картах: ♦ относительная густота сети дорог на картах должна соответствовать степени ее развитости на местности; ♦ пути сообщения подразделяются на железнодорожные и автомобильные (цвет линии); ♦ магистральные дороги выделяются среди прочих (рисунок линии); ♦ в малообжитых и горных районах показываются дороги низких классов — грунтовые дороги, караванные пути и тропы; ♦ при необходимости выбора между показом железной дороги и автомагистрали — предпочтение оказывается наиболее важному виду связи в данной стране; ♦ отбор путей сообщения проводится с таким расчетом, чтобы основная масса населенных пунктов (групп населенных пунктов) была связана линиями связи; ♦ предпочтение отдается дорогам магистрального характера, обеспечивающим передвижение на большие расстояния, несмотря на государственные границы или серьезные пре- пятствия природного характера (например, пустыни, перевалы и т.д.). Трудности составительского характера связаны и с выбором толщины линий: дороги должны уходить на второй план, но общая сеть при этом читаться. В научно-справочных атласах используют линии минимальной толщины: для магистральных дорог — 0,2 — 0,4 мм; для прочих — 0,2 — 0,15 мм; в атласах для широкого использования, особенно учебных и учебно-краеведческих, толщина линий дорог в 2—4 раза больше. При параллельном положении линейных знаков на картах атласа (две параллельные автомагистрали, дорога и река, железная дорога и автомагистраль) между линиями выдерживается расстояние 0,2 — 0,3 мм. При этом могут сдвигаться линейные знаки менее значительных объектов (автодороги по отношению к железным дорогам, дороги по отношению к реке, дороги по отношению к государственной границе, дороги низших классов по отношению к высшим). В конкретных случаях в общие правила могут быть внесены изменения (например, в США знаки железных дорог сдвигаются по отношению к автомагистралям). Границы показываются в соответствии с общепринятой классификацией государственных и административных границ. Штриховой и красочный рисунок границ разных рангов практически унифицирован. Дополнительно на картах могут быть нанесены границы заповедников и заказников. Разработаны четкие правила (инструкции) нанесения границ, следование которым обязательно (например, резкие повороты границ отмечаются точками, граница по реке выделяется попеременным размещением условного знака по правому и левому берегу и т.д.). Положение художественного канта на картах атласа должно быть единообразным. Прочие условные обозначения. Содержание карт общегеографических атласов жестко не регламентировано. В конкретных атласах, особенно на картах более крупных масштабов, используются дополнительные условные обозначения практически для всех элементов содержания. Для населенных пунктов — это более развернутые классификации и подробность шкалы, для рельефа — дополнительные горизонтали и внемасштабные обозначения некоторых форм рельефа (вулканы, скалы, пещеры и др.). Для рек и озер — урезы воды, дамбы, плотины и др. Для акваторий — основные течения, ареалы плавающих водорослей и др. Часто вводятся дополнительные условные знаки для элементов антропогенного характера — дороги на дамбах, порты, шлюзы и др. Но в общем набор условных знаков не превышает содержания топографических карт. 10-6865 В настольные атласы иногда включаются общегеографические карты двух типов — с гипсометрическим содержанием рельефа, но без растительности и с изображением рельефа горизонталями (иногда, дополнительно, отмывкой основных форм), но с элементами растительности зонального и высотно-поясного вида (леса, редколесья, стланики и др.). Сочетание таких карт имеется, например, в Атласе Офицера. Термины и названия объектов — обязательная принадлежность общегеографических атласов. Для повышения справочной ценности атласов стремятся подписать максимальное количество объектов (вид объекта и собственное название). Подписи имеют разную ориентацию (вдоль рек, вдоль горных систем, в пределах определенных регионов, к населенным пунктам и т.д.). Общая шрифтовая нагрузка карт общегеографических атласов может быть очень велика. Так, в научно-справочном Атласе мира допускается размещение до 300 надписей на дм2 карты, в Атласе Офицера — до 250 названий на дм2. Основные правила размещения подписей таковы: ♦ четкое отнесение подписи к объекту; ♦ использование цвета шрифтов для их отнесения к определенной категории объектов (голубой цвет — гидрография; коричневый — рельеф; черный — населенные пункты и т.д.); ♦ использование высоты подписей для выделения объектов по их значимости (сопоставимость рек, хребтов, типы поселений); ♦ номенклатурные термины подписываются в сокращенном виде (вдп., пер. и т.д.) и соответствующая аббревиатура приводится в таблице условных обозначений или в специальной справке «сокращения, принятые на картах атласа»; ♦ при пересечении подписей к разным объектам (подписи к хребтам и рекам, рекам и населенным пунктам и т.д.) не допускается «накладка» букв одной на другую. Транскрипция названий дается в соответствии с правилами, принятыми в стране-издателе. В России названия в атласах приводятся в соответствии с Административно-территориальным справочником последнего издания. Для иностранных территорий специально подбираются картографические и справочные источники (главным образом, общегеографические атласы). Для атласа в целом важно единообразное использование терминов для различных ландшафтов. Отнесение объектов к определенному разряду (горы, хребет, бухта, залив и т.д.) — это дополнительная географическая задача, требующая обращения к специальной литературе или консультации специалистов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |