Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование графических приемов при изучении местности по комплексным атласам




Цель задания:

Построить ландшафтный профиль, используя серию карт атласа для выявления взаимосвязей различных явлений.

Порядок выполнения задания:

1. После визуального изучения содержания комплексного атласа по­добрать 5—6 карт взаимосвязанной тематики. Наиболее часто это набор природных карт: гипсометрия, геология и тектоника, по­чвы, растительность, ландшафты; или гипсометрия, температура воздуха, осадки, сток, сезонные явления — грозы, разлив рек, ледовый режим и т.д. Возможно построение профилей для соци­ально-экономической тематики: гипсометрия, расселение насе­ления, размещение населенных и промышленных пунктов, сель­скохозяйственные зоны. Могут быть построены и профили сме­шанного виды: гипсометрия, почвы, сельское хозяйство, население и т.д.

2. В атласе желательно подобрать одномасштабные карты интересу­ющей тематики, в противном случае данные, взятые с картой, придется приводить к одному масштабу.

3. После визуального изучения содержания набора карт следует на­метить направление профиля. Желательно, чтобы линия профиля пересекала наибольшее количество контуров, связанных с релье­фом местности, так как именно гипсометрия служит основой для


построения разреза местности. При необходимости может быть построена система профилей или профиль не по прямой, а по изломанной линии. В последнем случае измеряются узлы изгиба линии. Они отмечаются на графическом построении.

4. Профиль строится на миллиметровой бумаге. Горизонтальным мас­штабом служит масштаб серии карт. Вертикальный — устанавли­вается опытным путем в соответствии с гипсометрией местности. Стремятся найти оптимальное соотношение масштабов с тем, что­бы профиль не был чрезмерно вытянут в высоту или уплощен.

5. Линия профиля строго скоординирована на картах серии. По ли­нии через определенные промежутки (обычно через 0,5-1 см) берутся соответствующие тематические данные и записываются в специальную таблицу (обычно точки нумеруются слева направо).

6. Комплексный природный профиль имеет вид разреза местности, на котором слоями наносятся геологическое строение и элементы тектоники, почвы, растительность и т.д. При этом линия самого профиля (линия рельефа) делит разрез на подземную и наземную части. В подземной части штриховкой (или цветом) передаются геологические особенности, линиями — тектонические пределы. В наземной части неширокой сплошной полосой (1-3 мм) отделя­ются почвы, далее символическими знаками современная расти­тельность и т.д. В зависимости от «многослойное™» разреза офор­мительские приемы могут варьировать.

7. Гидрометеорологический профиль, как правило, кроме высотной характеристики имеет вторую вертикальную шкалу (температура, осадки, сток, календарные сроки явлений и т.д.), передающую изменения характеристики с высотой в количественном виде.

8. Социально-экономический профиль обычно имеет нагрузку только в наземной части (за исключением случаев показа нахождения полезных ископаемых в связи с геологическим строением мест­ности). В зависимости от содержания его оформление самое раз­нообразное. По большей части используются символические обо­значения.

9. Для профиля готовится легенда. Ее основа — легенды используе­мых карт, которые сильно обобщаются в соответствии с особен­ностями местности, для которой построен профиль.

Результат выполнения задания:

Профиль, построенный и оформленный на миллиметровой бумаге. Профиль сопровождается легендой. Текст: обоснование выбора направле­ния профиля и набора карт, использованного для его построения. Выяв­ленные закономерности взаимосвязанных явлений.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Список литературы

1. БерлянтА. М. Картография. М., 1970.

2. Карты природы в зарубежных справочных атласах (государств и ре­гионов) // Труды ЦНИИГАиК, вып. 125. М., 1958.

3. Комплексные региональные атласы. М., 1976.

4. Кремпольский В. Ф., Меклер М. М., Гинзбург Г. А. Справочник карто­графа. М., 1963.

5. Методическое пособие по созданию военных атласов. М., 1987.

6. Методы создания комплексных региональных атласов СССР. М.,

1972.

7. Национальные атласы. История, анализ, методы совершенствова­ния и унификации. М., 1960.

8. Общая программа научно-справочного комплексного географичес­кого атласа Алтайского края. М.—Барнаул, 1970.

9. Программа атласов природных условий и естественных ресурсов
республик и экономических районов СССР (проект). М., 1963.

10. Картографирование природной среды и естественных ресурсов. М.,

1983.

11. Редакционная подготовка справочных общегеографических атла­сов // Труды ЦНИИГАиК, вып. 115. М., 1957.

12. Руководящие технические материалы по созданию школьно-крае­ведческих атласов союзных республик, АССР, краев, областей и авто­номных округов СССР. М., 1950.

 

13. Салищев К. А. Основы картоведения. История картографии и кар­тографические источники. М., 1962.

14. Салищев К. А. Картоведение. М., 1982.

15. Справочник по картографии. М., 1983.

16. Чуркин В. Г. Атласная картография. Л., 1974.


Введение...................................................................................................................... 3

Глава 1. Атлас как особое картографическое произведение.................. 5

1.1. Классификация атласов.............................................................. 6

1.2. Черты атласа как системы карт............................................... 13

1.3. Оценка атласов............................................................................. 26

Глава 2. История развития атласной картографии................................... 30

Глава 3. Обобщение опыта создания атласов.......................................... 66

Глава 4. Проектирование атласов............................................................... 96

Г л а в а 5. Географические основы составления карт атласов.......... 123

5.1. Общегеографические атласы................................................. 123

5.2. Тематические атласы............................................................... 147

Приложение............................................................................................................. 185

Лабораторное задание 1. Знакомство с атласом как

картографическим произведением........................................................ 185

Лабораторное задание 2. Географическое изучение территории

по сериям карт комплексного атласа................................................... 187

Лабораторное задание 3. Анализ школьного атласа........................... 189

Лабораторное задание 4. Подготовка программы атласа............... 191

Лабораторное задание 5. Выбор картографических источников

для создания нового атласа..................................................................... 192

Лабораторное задание 6. Изучение картографических способов

изображения явления в атласах............................................................. 195

Лабораторное задание 7. Выбор картографических способов

изображения явлений................................................................................. 196

Лабораторное задание 8. Вычисление объемов по картам атласа. 198

Лабораторное задание 9. Изучение взаимосвязи явлений по картам

атласа............................................................................................................ 199

Лабораторное задание 10. Использование графических приемов

при изучении местности по комплексным атласам.......................... 200

Список литературы............................................................................................... 202



 



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.