КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Странная криптомнезия 1 страница
Описывая в одной из своих работ 1914 года историю развития психоаналитического движения и рассматривая выдвинутые им идеи о вытеснении как фундамент, на котором покоится все здание психоанализа, Фрейд категорически заявил: «К теории вытеснения я пришел определенно самостоятельно; мне неизвестны влияния, которые бы приблизили меня к ней, и я долго считал идею оригинальной, пока О. Ранк не показал нам то место в работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэра, где философ пытается дать объяснение помешательству. То, что там говорится о сопротивлении восприятию болезненного участка действительности, так полно покрывается содержанием моего понятия вытеснения, что и на этот раз я оказался обязан открытием собственной неэрудированности» [5. С. 156]. В этом высказывании Фрейда отчетливо прозвучали две мысли. Во-первых, открытие вытеснения сделано им самостоятельно, без какого-либо влияния извне. Во-вторых, он не был ранее знаком с философией Шопенгауэра и не знал о его идеях, напоминающих психоаналитическую концепцию вытеснения. В этой связи стоит привести его уточнение, следующее сразу же за предыдущим высказыванием: «Правда и то, что другие читали это меето, не заметив и не сделав открытия, и вполне возможно, так же случилось бы и со мной, если бы я в былые годы имел вкус к чтению философов» [6. С. 156]. Запомним слова Фрейда, поскольку он допускает, что если бы даже читал работы Шопенгауэра, то, как и другие, мог бы не заметить соответствующих идей немецкого философа. А так, вроде бы не читая философские труды, он самостоятельно выдвинул учение о вытеснении. Я не поставил в кавычки выражение, «вроде бы» не читая философские труды. Дело в том, что в других своих работах Фрейд непосредственно ссылался на Шопенгауэра. В частности, обсуждая проблему сексуальности, Фрейд подчеркивал, что «философ Артур Шопенгауэр уже давно указал людям, насколько их действия и мысли предопределяются сексуальными стремлениями в обычном смысле слова» [7. С. 534] и что он «в неизгладимых по силе словах отметил ни с чем не сравнимое значение сексуальной жизни» [8. С. 530].Обосновывая в 20-х годах представление об инстинкте смерти, основатель психоанализа писал о том, что тем самым он нечаянно попал «в гавань философии Шопенгауэра, для которого смерть есть «собственный результат» и, следовательно, цель жизни, а сексуальное влечение воплощает волю к жизни» [9. С. 241]. Правда, ссылка на Шопенгауэра в связи с проблемой смерти имеет место в работе Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), когда им были сформулированы уже мнчэгие психоаналитические идеи. Однако и в более ранних работах, когда концепция инстинкта смерти еще не получила у него психоаналитического обоснования, Фрейд также ссылается на немецкого философа. «Проблема смерти по Schopenhauer'y, — писал он в 1913 году, — стоит на пороге всякой философии» [10. С. 454]. Вместе с тем в «Автобиографии» он счел необходимым подчеркнуть, что «прочел Шопенгауэра уже очень поздно» [11. С. 136], когда, по свидетельству очевидцев, можно было видеть пожилого ученого, отправляющегося в отпуск «с карманным изданием Шопенгауэра» [12. С. 61]. Аналогично отношение Фрейда и к Ницше. С одной стороны, в его работах имеются ссылки на этого немецкого философа. В частности, рассматривая вопрос о роли отца в первобытном обществе, Фрейд в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) замечал, что на заре истории человечества отец был «сверхчеловеком, которого Ницше ожидал лишь в будущем» [13. С. 819].
Вводя в свои психоаналитические конструкции термин «Оно», ранее использованный немецким психиатром Георгом Гроддеком для описания бессознательных процессов, основатель психоанализа в то же время отмечал, что Ницше часто пользовался этим грамматическим термином для обозначения «безличного и, так сказать, при-родно-необходимого в нашем существе» [14. С. 849]. С другой стороны, когда в 1908 году на заседаниях, созданного Фрейдом, Венского психоаналитического общества происходило чтение и обсуждение книги Ницше «Генеалогия морали», а также опубликованных в то время писем немецкого философа, он в своем выступлении подчеркнул, что ранее не знал работ Ницше и что его идеи не повлияли на становление психоанализа [15. С. 359—360]. Следует иметь в виду, что в Венском психоаналитическом обществе не раз обсуждались выступления и доклады, посвященные философии Шопенгауэра и Ницше. Так, в одном из своих выступлений Пауль Федерн не только указал на сходство философских идей Ницше с психоаналитическими концепциями, но сделал вывод о том, что этот немецкий философ был первым, кто открыл такие явления, как «бегство в болезнь», репрессия, роль инстинктов в жизни человека [16. С. 359]. В сво'ю очередь, Э. Гичман неоднократно рассматривал вопросы, связанные с идеями этих двух философов. На одном из заседаний общества он выступил с сообщением, в котором осуществил подробный разбор жизнедеятельности и философии Шопенгауэра, считая его предшественником психоанализа [17. С. 102]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что впоследствии Фрейд обраШался к идеям Шопенгауэра и Ницше, ссылаясь на них в своих поздних концептуальных разработках. Все приведенные выше высказывания Фрейда свидетельствуют об одном: в той или иной степени основатель психоанализа апеллировал к философским идеям Шопенгауэра и Ницше. Однако по-прежнему остается открытым вопрос, повлияли ли они на формирование первоначальных психоаналитических концепций, или, как утверждал Фрейд, обращение к Шопенгауэру и Ницше имело место лишь в процессе последующих изменений, вносимых им в свое учение о человеке. Этот вопрос можно поставить иначе. Несмотря на свои утверждения об обратном, не был ли знаком Фрейд с фи- лософскими идеями Шопенгауэра и Ницше до того, как приступил к разработке психоаналитического учения? Прежде чем ответить на данный вопрос, стоит еще раз обратиться к тексту работы Фрейда «К истории психоаналитического движения», где он упоминает имена Шопенгауэра и Ницше. «От высокого наслаждения произведениями Ницше, — писал он в 1914 году, — я позже отказался сознательно, чтобы не создавать себе определенными ожиданиями помех в переработке психоаналитических впечатлений» [18. С. 156]. В этом высказывании заслуживают внимания два момента. Во-первых, чтение работ Ницше доставляло Фрейду «высокое наслаждение». Во-вторых, примечательно использованное им слово «позже». Позже какого периода? Когда же Фрейд мог читать работы Ницше? Может быть, как раз до того, как начал выдвигать и обосновывать свои психоаналитические идеи? Есть основания для утвердительного ответа на последний вопрос. Дело в том, что в юности, будучи студентом Венского университета, на протяжении ряда лет Фрейд входил в студенческую организацию, в которой широко обсуждались философские идеи Шопенгауэра и Ницше. Члены этой организации даже переписывались с Ницше [19. С. 468]. Находясь в гуще студенческой жизни, Фрейд не мог не знать работы Шопенгауэра и Ницше, поскольку содержащиеся в них идеи вызывали живой интерес у образованных людей, особенно у студентов второй половины XIX столетия. Как отмечают исследователи, уже на первом году обучения в Венском университете (1873) Фрейд читал работу Ницше «Рождение трагедии», на протяжении трех месяцев 1884 года получал информацию о немецком философе от своего друга, лично познакомившегося с ним, в год смерти Ницше (1900) приобрел несколько его работ [20. С. 199; 21. С. 45]. К сожалению, я не располагаю конкретными данными о времени знакомства Фрейда с работами Шопенгауэра. Можно только предположить, что, как и в случае с Ницше, он мог иметь представления о философии Шопенгауэра в студенческие годы, а, возможно, кое-что читал из его трудов в то время. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, так это то, что к моменту выхода в свет «Толкования сновидений» (ноябрь 1899 года) Фрейд, несомненно, читал работы Шопенгауэра. И действительно, в «Тол-
ковании сновидений» он по крайней мере трижды ссылался на немецкого философа. Первый раз, апеллируя к одной его работе, он замечал: «Целый ряд авторов придерживался воззрений, высказанных философом Шопенгауэром в 1852 году» [22. С. 48]. Второй раз он сослался на «воззрение Шопенгауэра, который говорит, что каждый действует в сновидении в полном согласии со своим характером» [23. С. 75]. Третий раз, рассматривая взгляды исследователей на внутреннее сходство между сновидением и душевным расстройством, Фрейд писал о том, что «Шопенгауэр называет сновидение кратковременным безумием, а безумие — продолжительным сновидением» [24. С. 96]. Таким образом, надо полагать, что до возникновения психоанализа Фрейд имел представление о философских взглядах Шопенгауэра и Ницше, несомненно, оказавших влияние на его мышление. Другое дело, что по различным причинам он предпочитал умалчивать об этом, забывая истоки своих психоаналитических концепций. В свете последнего соображения особый интерес представляет одно из высказываний Фрейда, сделанное им_в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937). Сожалея по поводу того, что его дуалистическая теория влечения к жизни и влечения к смерти не нашла поддержки даже среди психоаналитиков, он высказал радость в связи со своей находкой аналогичных представлений у древнегреческого философа Эмпедокла. Сточки зрения этого философа, в мире происходит постоянная борьба между двумя силами — любовью и враждой, что в понимании Фрейда соответствует таким первичным влечениям, как эрос и деструкция. И вот тут-то основатель психоанализа выразил весьма примечательную в плане философских истоков психоанализа мысль: «Я охотно жертвую престижем оригинальности в пользу такого подтверждения, тем более что из-за массы прочитанного в прежние годы я не могу ручаться, что мое якобы новое творение не является результатом криптомнезии» [25. С. 49]. В юношеские годы, как, впрочем, и в зрелом возрасте, Фрейд действительно много читал и, обладая прекрасной памятью, словно губка, впитывал в себя многочисленные знания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «из-за массы прочитанного» он мог не помнить того, где. когда, у кого именно и какие идеи он почерпнул. Но в его памяти, как бы навечно запечатлелись те идеи, которые впоследствии, в процессе исследовательской и терапевтической деятельности обрели реальную значимость в форме психоаналитических концепций. Кроме того, следует иметь в виду, что, будучи любимым занятием, чтение литературы доставляло Фрейду не только эстетическое наслаждение. Оно влекло его к философскому осмыслению прочитанного и соответствующим размышлениям о жизни. Так, в письме к невесте, датированным 29 августа 1883 года, Фрейд подчеркивал: «...чтение, которое с ощутимой ясностью представляет нам, что мы думаем и чувствуем, помогает понять сложные проблемы жизни, вообще смысл человеческого бытия» [26. С. 71 ]. То, что Фрейд писал по отношению к Эмпедоклу, имея в виду криптомнезию, то есть нарушение памяти, связанное с забыванием воспоминаний, правомерно рассматривать и по отношению к другим философам, включая Шопенгауэра и Ницше. Аналогичное положение имеет место также по отношению к писателям, поэтам, о чем еще предстоит мне говорить, когда речь пойдет о литературных истоках возникновения психоанализа. 3. Интерес к философии в студенческие годы Когда рассматриваются истоки формирования психоаналитических идей, то, как правило, редко обращается внимание на университетское образование Фрейда. В лучшем случае констатируется, что он усердно изучал зоологию, анатомию, биологию и другие естественнонаучные дисциплины. И действительно, эти предметы представлялись важными для тех, кто, как и Фрейд, обучался на медицинском факультете. Казалось бы, выбранная специальность медика затрудняет возможность серьезно заняться изучением философии. На этом основании делаются далеко идущие выводы, в соответствии с которыми подчас утверждается, что Фрейд получил антифилософское образование. Если учесть, что, по данным официального биографа Э. Джонса, Фрейд повесил над своим рабочим столом лозунг «Работать не философствуя», то становится понятным, почему некоторые исследователи предпочитают говорить об
антифилософском образовании основателя психоанализа. Именно об этом, со ссылкой на Э. Джонса, можно прочесть в книге Р. Стила, посвященной сравнительному анализу взглядов Фрейда и Юнга [27. С. 24]. Однако вряд ли правомерно говорить об антифилософском образовании Фрейда. На завершающей стадии своего обучения в Венском университете он действительно уделял все внимание естественнонаучным дисциплинам. Лозунг «Работать не философствуя», кстати сказать, являющийся перефразированием одной из мыслей, содержащейся в книге французского философа Вольтера «Кандид», Фрейд повесил над своим рабочим столом в 1883 году, когда работал в одном из отделений Венской городской больницы. Между прочим, по его просьбе невеста будущего основателя психоанализа вышила на другом куске материи изречение «В случае сомнения воздерживайся», принадлежащее также философу — святому Августину. Эти два изречения, согласно Э. Джонсу, как раз и висели над рабочим столом Фрейда. Уже одно это свидетельствует о том, что в юности будущий основатель психоанализа был знаком с трудами многих философов. Кстати сказать, несмотря на свою сверхзанятость в исследовательской и терапевтической работе, Фрейд находил время для своего любимого занятия — чтения разнообразной литературы, в том числе и философского характера. Пытаясь пробудить интерес невесты к своей работе, он написал для нее, по словам Э. Джонса, «общее введение, в философию, которое назвал «Философские начала» [28. С. 104]. Очевидно, Фрейд хотел направить образовательный процесс своей невесты точно по такому же пути, который прошел сам. А именно: от философии к естественнонаучному знанию. Не случайно, после «Философских начал» Фрейд предложил невесте «Ведение в науку» Гексли. Интересно отметить и то, что в своей дальнейшей исследовательской и терапевтической деятельности Фрейд не ограничился самообразованием, идущим по пути от философии к естественнонаучному знанию. Как это может быть ни странно покажется на первый взгляд, но полный цикл его самообразования завершился переходом от естественнонаучного знания к философскому пониманию человека и культуры. По иронии судьбы о данной тенденции в образовании и самообразовании Фрейд поведал буквально несколько дней спустя после того, как он впервые ввел в научный оборот термин «психоанализ». Так, в письме Флиссу от 2 апреля 1896 года он подчеркнул, что, если в годы юности единственным его стремлением было «приобретение философского знания», то, став, вопреки своему желанию, терапевтом, он все же сумел перейти от медицины к психологии и тем самым приблизился к достижению этого знания [29. С. 180]. В более раннем письме Флиссу, датированном 1 январем 1896 года, эта скрытая, но сокровенная интенция Фрейда обнаруживается с еще большей очевидностью. В частности, основатель психоанализа подчеркнул, что в отличие от своего друга, который окольным путем медицины стремился достичь своего идеала, то есть физиологического понимания человеческого существа, он через медицину стремится выйти на философский уровень. Фрейд писал буквально следующее: «Я тайно лелею надежду достичь теми же самыми путями моей первоначальной цели — философии» [30. С. 159]. На первых курсах своего обучения в Венском университете Фрейд уделял много внимания изучению философии. На протяжении нескольких семестров он не только посещал не входящие в программу обучения курсы по философии, но и штудировал философские работы. Об этом убедительно свидетельствуют письма Фрейда к своему другу юности Э. Зилберштейну, с которым он вместе учился в гимназии. В этих письмах он подчеркивал свой интерес к философии и выражал сожаление по поводу того, что его друг, изучающий право, отвергает философию, в то время как он сам, обучаясь на медицинском факультете, посещает философские курсы и читает работы немецкого философа Людвига Фейербаха, которым восхищается больше всего среди всех философов [31. С. 34]. Известно, что в студенческие годы Фрейд прослушал пять курсов лекций по философии, прочитанных знаменитым в то время философом Францем Брентано. Два из них были посвящены Аристотелю. Один курс, который Фрейд посещал в четвертом семестре, был посвящен аристотелевской логике. Второй, который во время летнего семестра 1876 года он посещал три раза в неделю, — философии древнегреческого мыслителя. Более того, вместе с одним из своих коллег-студентов Фрейд уста-
новил тесный контакт с Брентано. Он вел с ним переписку, несколько раз был приглашен к нему домой, имел возможность услышать от него идеи, изложенные философом в непринужденной обстановке. Причем этот философ произвел на Фрейда такое впечатление, что в очередном письме к Зильберштейну весной 1875 года он написал: «Под влиянием Брентано я решил добиваться докторской степени по философии и зоологии» [32. С. 34]. Кстати сказать, именно благодаря посредничеству Брентано Фрейд выступил в качестве переводчика на немецкий язык английского издания одного из томов Джона Стюарта Милля. Брентано познакомил его с филологом Теодором Гомперцем, автором работы «Мыслители Греции», по просьбе которого в возрасте 23 лет Фрейд перевел 12-й том полного собрания сочинений Милля. В этом томе, наряду с очерками об эмансипации женщин и рабочем классе, содержалось эссе «ПлатЬн» с комментариями на теорию древнегреческого философа об «анамнезисе», воспоминании, что, с одной стороны, позволило ему познакомиться с идеями этого философа, а с другой — послужило, возможно, питательной почвой для последующего обоснования психоаналитической концепции о восстановлении в памяти пациента травмирующей ситуации, обусловившей психическое заболевание. Не лишним будет также подчеркнуть то обстоятельство, что перевод одного из томов сочинения Милля подтолкнул Фрейда к прочтению других работ этого автора. И если в процессе перевода данного тома ему не понравился «безжизненный стиль» Милля, то в других его работах он обнаружил афоризмы и меткие выражения, которые привлекли его внимание. В письме невесте от 15 ноября 1883 года он писал: «Но позже я прочитал философские произведения Милля, очень остроумные, динамичные» [33. С. 89]. Лишь при скрупулезном текстологическом анализе работ Фрейда можно обнаружить в них упоминание имени Брентано. Это имеет место в его работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905). Обращая внимание на отношение остроты к загадке, Фрейд отметил: «Философ Фр. Брентано придумал вид загадок, требующих отгадки нескольких слогов, которые, объединяясь в слово или слагаясь как-либо иначе, дают в итоге новый смысл...» [34. С. 31]. Причем упоминание имени Брентано осуществлено им не в основном тексте книги, а в подстрочнике, что также весьма характерно для Фрейда, не отличавшегося склонностью к признанию философских истоков возникновения психоанализа. Там же в подстрочнике он привел пример того, как один из коллег Брентано в отместку ему за что-то придумал в духе этого философа загадку. Услышав о помолвке находящегося в зрелом возрасте философа, его коллега спросил: «Daldal-dal daldaldal?» (Отгадка: — Brentano, brennt-a-no? — Брентано, не сгорит ли он?). Стоит, пожалуй, обратить внимание и на такое совпадение. Как уже отмечалось, будучи студентом, Фрейд посещал курсы лекций Брентано по логике и философии Аристотеля. Несколько лет спустя в своей частной практике он начал использовать катартический метод Брейера. После их совместной публикации «Исследования истерии» в медицинской литературе данный метод стали называть методом Брейера — Фрейда. Понятие катарсиса восходит к Аристотелю. Невольно возникает вопрос: не был ли Фрейд инициатором названия метода «катартический»? Полагаю, что такое вполне возможно. Известно, что брат отца Марты Якоб Бернайс был профессором латинского и греческого языков в Боннском университете. В 1857 году он опубликовал работу «Основные части утерянных трудов Аристотеля об эффекте трагедии». Познакомившись с Мартой и войдя в круг ее семьи, Фрейд вряд ли не мог знать об этом. Не исключено, что студенческие познания в области логики и философии Аристотеля подтолкнули его или к прочтению данной работы, или к обсуждению аристотелевских идей, включая представления о катарсисе. Марта и пациентка Брейера Берта Пап-пенхем были подругами. Фрейд и Брейер обсуждали случай истерии, приведший к возникновению катартиче-ского метода. Таким образом, название этого метода могло быть подсказано Брейеру Фрейдом, который через Марту вышел на опубликованную ее дядей книгу об Аристотеле или вспомнил об идее древнегреческого философа о катарсисе, воспринятой им еще в студенческие годы. К сожалению, сведения о студенческих годах жизни Фрейда незначительны, и трудно с достоверностью установить, какие философские работы оказались в поле его зрения в тот период. Однако со всей определенностью можно сказать: увлечение Фрейда философией оставило
глубокий след в его мышлении. Во всяком'случае, он имел представление о таких великих философах древности, как Сократ, Платон, Аристотель, Эмпедокл, Лукреций, информацию о которых почерпнул не только из курсов лекций по философии или из книги Теодора Гомперца «Мыслители Греции», но и из непосредственного ознакомления хотя бы с некоторыми трудами этих мыслителей. Так, например, в «Толковании сновидений» при обзоре литературы о сновидениях Фрейд сослался на одну из работ Аристотеля, скромно заметив при этом, что ввиду отсутствия необходимой подготовки он не смог более подробно изучить этот труд. 4. Философские идей и клинический материал Последние годы обучения в Венском университете и проведение экспериментальных опытов в физиологической лаборатории Брюкке характеризовались резким поворотом Фрейда к естественнонаучному знанию. Последующая его работа в качестве практикующего врача отмечена профессиональным интересом к различным, распространенным в то время способам лечения больных, начиная от водотерапии, электротерапии и кончая гипнозом. Поездки в Париж к Шарко и в Нанси к Бернгейму, использование катартического метода при выявлении этиологии истерии и лечения нервнобольных, совместная с Брейером работа над книгой «Исследования истерии» — все это рассматривается многими исследователями как решающие стадии в эволюции мышления Фрейда, предопределившие возникновение психоанализа и свидетельствующие об исключительно естественнонаучных предпосылках нового учения. Разумеется, выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце XIX века методов лечения истерических больных. Об этом я попытался подробно, насколько позволяет объем данной работы, изложить в предшествующем разделе. Однако еще раз повторю, было бы неверным соотносить истоки возникновения психоанализа всецело и исключительно с терапевтической практикой Фрейда, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и других естественнонаучных дисциплин. В этом отношении большая доля истины содержится в характеристике психоанализа, данной писателем Стефаном Цвейгом, нежели учеными, усматривающими историческую связь между психоаналитическими идеями Фрейда и медицинскими концепциями как единственную и предопределяющую. «Фрейд, — заметил С. Цвейг, — исходит из медицины не в большей степени, чем Паскаль из математики и Ницше из древнеклассиче-ской филологии. Несомненно, этот источник сообщает его работам известную окраску, но не определяет и не ограничивает их ценности» [35. С. 234]. Опубликованные в начале 50-х годов под редакцией Марии Бонапарт, Анны Фрейд и Эрнста Криса материалы, представляющие собой письма Фрейда к берлинскому врачу Флиссу в период с 1887 по 1902 годы и фрейдовские черновики проекта научной психологии, относящиеся к 1895 году [36], а также полное собрание писем Фрейда к Флиссу, вышедшее в свет в 1985 году под редакцией Джефри Мэссона [37], дают наглядное представление об истинных истоках возникновения психоанализа. Они убедительно демонстрируют, что увлечение Фрейда неврологическими концепциями, нашедшими отражение в его размышлениях о «научной психологии для физиологов» и подготовке рукописи, известной сегодня под названием «Проект», сменяется после 1895 года разочарованием в попытках физиологического объяснения психических процессов и поиском новых идей, которые могли бы быть положены в основу учения, названного психоанализом. Этот поиск характеризуется тем, что Фрейд вновь, как и в первые годы обучения в Венском университете, обращается к философским работам. В самом деле, в 1895 году Фрейд послал Флиссу свои пространные научные записи, содержащие размышления о невронах. «Проект» включал в себя такие новые идеи психологического и физиологического объяснения нервной системы, которые впоследствии, после того, как эти материалы стали достоянием научной общественности в 50-х годах XX столетия, привлекли к себе внимание специалистов в области невроники. Сам же Фрейд, увлеченный в то время идеями о невронах, вскоре не только забросил эту тему, но и решительно отказался от дальнейшей разработки ее. В отличие от других материалов, связанных, в частности, с исследованием истерии, он не готовил
«Проект» к печати и не собирался его публиковать. Если бы не благоприятное стечение обстоятельств, то современники не знали бы о «Проекте», принадлежащем перу Фрейда. К счастью, письма Фрейда к Флиссу и его научные записи сохранились до наших дней. После смерти Флисса его вдова продала находящуюся у нее корреспонденцию берлинскому книготорговцу с условием, чтобы эти документы не попали в руки Фрейда. Когда к власти пришли нацисты, книготорговец эмигрировал во Францию и предложил купить данные документы принцессе Греции и Дании Марии Бонапарт, которая была в дружеских отношениях с Фрейдом. Мария Бонапарт приобрела все документы и сообщила об, этом Фрейду, когда находилась в Вене. Основатель психоанализа выразил желание, чтобы его переписка с Флиссом не попала в чужие руки, и хотел приобрести их. Однако, опасаясь, что Фрейд уничтожит переписку с Флиссом, Мария Бонапарт решила сохранить эти документы, считая, что по своей научной ценности они важны для истории не меньше, чем переписка между Гете и Эккерманом. Она поместила документы в банк Ротшильда в Вене, но, после того, как нацисты оккупировали Австрию, ей удалось в присутствии гестапо забрать принадлежащие ей материалы и увести их во Францию. Впоследствии ей удалось переправить документы в Лондон, в результате чего благодаря содействию Анны Фрейд они были опубликованы, и исследователи идейного наследия Фрейда имеют возможность ознакомиться с ними [38]. Трудно сказать, какими мотивами руководствовался Фрейд в 1895 году, когда решительно отказался от публикации «Проекта». Ясно лишь одно: это был такой период, когда у Фрейда наблюдалось одно прозрение за другим. Буквально за два-три последующие года он настолько пересмотрел свои представления о нервной системе, этиологии неврозов, движущих мотивах поведения человека, что за незначительный промежуток времени сумел отказаться от предшествующих убеждений и пришел ко многим психоаналитическим концепциям. Это был, пожалуй, наиболее тяжелый, но и наиболее плодотворный период в жизни Фрейда. Формирование психоаналитических идей сопровождалось у него мучительными сомнениями л разочарованиями, сменой нас- троения — от крайнего возбуждения до болезненной апатии. Фрейд искал выход из тех тупиковых ситуаций, в которые попадал в процессе внутренней интеллектуальной работы. И именно в этот период он находит в философских трудах то, что подкрепляет его смутные догадки и дает пищу для разработки психоаналитических концепций. В частности, стремясь выйти из методологического тупика, связанного с попытками перенесения неврологических и физиологических схем на почву психологии, Фрейд знакомится с трудом немецкого философа и психолога Теодора Липпса «Основные проблемы жизни души» (1883), в котором особое внимание уделялось рассмотрению бессознательных психических процессов. В письме к Флиссу от 26 августа 1898 года он писал о том, что изучает идеи Липпса. При этом он назвал немецкого философа «светлейшим умом среди современных фило-софских.авторов» [39. С. 324]. Липпс отстаивал идею, в соответствии с которой бессознательные процессы лежат в основе всех сознательных процессов. Он не только интересовался проблемой бессознательного, но и со всей определенностью заявлял, что бессознательные процессы представляют собой особую сферу психического, требующую изучения. Липпс признавал существование «бессознательных ощущений» и «бессознательных представлений». Более того, он считал, что «не только бессознательные ощущения и представления, то есть процессы без соответствующих содержаний сознания, иногда существующих в нас, но и общая связь психической жизни всегда проявляется главным образом в них» [40. С. 50]. Рассматривая человеческую психику, Липпс выдвигал постулат, согласно которому основным фактором психической жизни являются бессознательные ее проявления. «Бессознательные ощущения и представления по своему характеру суть такие же реальные процессы» [41. С. 49], и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы понять и раскрыть природу бессознательного, выявить и объяснить закономерности его функционирования. Причем он исходил из того, что исследование бессознательных процессов и раскрытие их закономерностей не является прерогативой физиологии: «... там, где дело идет о психических фактах и связях, это понимание и постижение может быть только психологическим» [42. С. 13].
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |