Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 25 страница




«С прошедшей весны я почувствовал себя особенно слабым»; «В июле месяце я доходил до крайнего изнеможения, и теперь плох. Совсем нет сил»; «Боли сердца увеличились и действуют на весь организм», — пишет Святитель родным. И в то же самое время он упорно трудится над «Отечником». «Занимаюсь Изре­чениями. Какое было время для монашества! Какое обилие ду­ховных старцев! Сколько было тогда созидающих ближнего! А ныне сколько разрушающих и губящих ближнего!» — это писа­лось за два года до его кончины! «Ищу, как сокровищ, замечаний, исходящих из истинного расположения и из знания». И посылая в Оптину Пустынь вышедшие из печати два первые тома сочине­ний, просит старцев: «Вместе с тем предлагаю Вам мою покор­нейшую просьбу, исполнение которой сочту для себя величай­шим одолжением. Примите на себя труд составить на эту книгу замечания, нисколько не стесняясь и не останавливаясь от како­го-либо замечания, при мысли, что оно может огорчить меня».

А в письме Петру Александровичу: «Желаю пересмотреть последние два тома наиболее и почти единственно для слога. Самые "Опыты" требуют пересмотра, что я и намерен сделать, на всякий случай. Всегда признавал я строгую критику, тщатель­ный пересмотр и беспощадное очищение лучшими средствами к доставлению сочинениям совершенства». Эти мысли занимали святителя Игнатия до самых последних дней его земной жиз­ни: «Странна судьба последней статьи 4-го тома! Нужны были 36-ть лет, чтоб ей вызреть, и потом уже появиться печатно. Те­перь странно действие ее!.. Многие... рыдают над ней», — писал он за пять дней до перехода в вечность!

И вот пришло время расставания.

При всей болезненности святителя Игнатия, кончина его была неожиданной для близких ему людей. Для Петра Александрови­ча она стала жестоким ударом. Его племянница, Александра Ва­сильевна Жандр, писала тогда Преосвященному Леониду (Краснопевкову): «То утешение, которое я сама получила от Вашего Преосвященства, заставляет меня просить Вас неоставить без слова письменного утешения — дядю моего Петра Александро­вича. Он очень скорбит о своем сиротстве: и это понятно, потому что на земле у него не осталось другой такой опоры, такого Друга, такого духовного Отца и Наставника, каким был для него покой­ный Владыка». Сам Петр Александрович, немного оправившись от удара, счел необходимым по свежей памяти составить «Описа­ние обстоятельств кончины покойного Святителя»[314]. Два экземп­ляра этого «Описания» он направил Преосвященному Леониду: один для него, второй — для Высокопреосвященнейшего Митро­полита Филарета. В ответ Преосвященный Леонид писал: «На­добно было почтить Вашу печаль молчанием или кратким только словом ограничиться, пока свежа была рана, внезапно нанесен­ная Вашему сердцу кончиною Вашего брата по плоти, отца по духу. Рана так глубока, что и теперь прикосновение к ней не может не произвести болезненного ощущения; но теперь в молитве и сми­рении Вы, конечно, уже нашли врачевство и оно начинает произ­водить свое действие....

Думается, что со временем могли бы Вы для пользы иноче­ства извлечь из его писаний то, что особенно общедоступно, понятно и назидательно для тех иноков, кои человеческою мудростию не богаты, но духом в Бога богатеют, а также и то, что полезно для простых читателей мирян».

Пожелание «сохранить для веков» память о Преосвященном Игнатии высказал и архиепископ Костромской Платон: «На вас, достопочтеннейший Петр Александрович, лежит обязанность собрать все, какие только возможно, сведения о жизни и дея­тельности Преосвященного Игнатия. Вы знаете и места и лица, откуда можно получить сведения. Собирайте всякое сказание, всякое сведение. Обязанность эта возлагается на вас не связью только родственною с почившим, но и Церковию. Вас никто не может в этом случае заменить. Ни на час не откладывайте сего дела, возлагаемого на вас Церковию. Люди преходят, и ныне бы­вает сделать невозможно то, что вчера не стоило ничего сделать. Запишите, что сами слышали от покойного. Соберите и сохрани­те все письма его»; и через некоторое время снова напоминал ему: «Не забудьте, достопочтеннейший Петр Александрович, мою просьбу о собрании всех доступных вам сведений о Преосвящен­ном Игнатии. Если время и обстоятельства теперь не позволят всему явиться на свет, то все пригодится к другому времени. Вы обязаны принять на себя это послушание: не как брат только, но как православный христианин, желающий блага Церкви».

Петр Александрович и сам понимал, что обязан сделать все от него зависящее для сохранения памяти своего выдающегося бра­та-аскета и подвижника. Наряду с занятиями по изданию его тво­рений он начал привлекать близких ему людей для написания воспоминаний о нем. В 1875 г. он обратился к Павлу Петровичу Яковлеву с письмом: «Имею намерение предложить Вам и про­сить Вас, не признаете ли возможным посодействовать составле­нию жизнеописания покойного святителя Игнатия очертанием его служебной деятельности Настоятеля Сергиевой Пустыни и благочинного монастырей СП-бургской Епархии. Описание об­щее начал я составлять и дошел до поступления в Александро-Свирский монастырь». Кроме П. П. Яковлева, сотрудниками Пет­ра Александровича по составлению Жизнеописания Святителя Игнатия, которое вышло в свет в 1881 г., были М. В. Чихачев, отец архимандрит Игнатий (Малышев), С. И. Снессорева, род­ственники Святителя.

В своем Завещании, составленном на имя Петра Александро­вича Брянчанинова, святитель Игнатий записал: «Сочинения мои, остающиеся в рукописях, передаю сполна в Ваши собственность и распоряжение». Теперь, после кончины Святителя, основной жизненной задачей Петра Александровича было приведение в порядок и издание его сочинений, которые не были еще напеча­таны. Этим он и будет заниматься до конца своих дней. Внешне же жизнь его не изменилась. Он оставался в Николо-Бабаевском монастыре при архимандрите Иустине, с которым находился в самых близких дружеских отношениях. Помогал ему в монастыр­ских делах, особенно заботясь о строительстве храма во имя Иверской иконы Божией Матери, на которое еще при жизни брата пожертвовал около 5 тысяч рублей — все свое состояние, и теперь отдавал большую часть пенсии. По издательским делам, по делам монастыря часто выезжал в Санкт-Петербург и в Москву.

Всю свою сознательную жизнь Петр Александрович привык изливать в письмах свои чувства, переживания, рассказывать о своих жизненных обстоятельствах и получать взамен слова со­чувствия и добрые советы при разных недоумениях. Вначале — в переписке с Н. Н. Муравьевым-Карским, с 1852 г. — также с братом, святителем Игнатием. Теперь не стало этих корреспон­дентов и чувство одиночества от этого еще более усугублялось. Вскоре, однако, милосердый Промысл Божий послал ему нео­жиданного друга. В начале 70-х гг. монастырь посетила знаме­нитая игумения Усть-Медведицкого Преображенского монас­тыря войска Донского матушка Арсения (1833-1905) — в миру Анна Михайловна Себрякова — из богатой дворянской семьи, прекрасно образованная, в монастырь поступила в 17-летнем возрасте, через четыре года была пострижена в рясофор, а еще через пять лет — в мантию. В1864 г. на 31-м году жизни она была посвящена в сан игумений (по смерти ее предшественницы, ма­тушки Вирсавии). Игумения Арсения всегда интересовалась ду­ховной литературой, и, когда вышли из печати творения святите­ля Игнатия, она была поражена высоким словом его произведе­ний. Узнав, что ближайшие ученики и родной брат почившего уже Святителя проживают в Николо-Бабаевском монастыре, она, бывши в Москве, проехала туда, чтобы поклониться его праху. Встретив в лице архимандрита Иустина и Петра Александрови­ча родственные души, она стала горячей почитательницей пев­ческого таланта первого, а во втором обрела собственного почи­тателя и деятельного помощника в монастырских трудах. Как раз в это время она задумала строить в своем монастыре храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Увидав в Бабайках по­чти завершенный строительством храм по проекту архитектора И. И. Горностаева, она, с помощью Петра Александровича, при­влекла этого архитектора к работе над проектом своего храма (ко­торый явился впоследствии как замечательный шедевр церков­ного строительства). Петр Александрович, часто бывая в столи­цах, помогал матушке Арсении в оформлении разных документов, помогал и своими денежными средствами. И между ними завяза­лась самая откровенная дружеская переписка. После кончины Петра Александровича «остался целый том матушкиных писем к нему», часть из которых приводится ниже.

Еще одним другом Петра Александровича явилась «выдаю­щаяся труженица на ниве Божией», игумения Антония, настоя­тельница Московских монастырей Страстного (1861-1871) и Алексеевского (1871-1897). Матушка Антония (1821-1897) — в миру Александра Николаевна Троилина, получила прекрас­ное образование, была талантливая музыкантша и в юности вы­ступала как солистка на фортепиано с полным оркестром. Пос­ле долгого сопротивления отца, она в 19 лет поступила в Спасо-Бородинский монастырь, где до самой кончины игумений Марии (Тучковой) оставалась ее любимейшей послушницей и помощ­ницей в ведении монастырских книг. Там, в 1847 г. она познако­милась с посетившим монастырь архимандритом Игнатием Брянчаниновым. Конечно, и ее он имел в виду, когда писал, что «многие сестры с хорошим светским образованием»-. Постриже­ние ее состоялось в 1858 г.

Ее «светлые умственные способности» привлекли внимание Митрополита Филарета, который посоветовал ей, после кончи­ны игумений Марии, перейти в Аносин-Борисоглебский монас­тырь, а в 1861 г. назначил ее игуменией Московского Страстно­го монастыря. Своей активной деятельностью по восстановле­нию монастыря она производила большое впечатление на Преосвященного викария Леонида (Краснопевкова), который рекомендовал ее Митрополиту Иннокентию, и тот пожелал пе­ревести ее (после кончины игумений Паисии) в Московский Алексеевский монастырь. Перевод состоялся 4 февраля 1871 г. Здесь она сразу же озаботилась введением общежительного ус­тава, уже в мае этого же года, в присутствии Преосвященного Леонида, осуществила закладку двухэтажного каменного здания, а 21 ноября оно уже было освящено Митрополитом Иннокенти­ем; организовала рукодельные мастерские: золотошвейную, жи­вописную, переплетную и т. д. «Достойным венцом ее строитель­ных работ является возведение роскошного храма во имя Всех Святых».

Свою любовь к музыке матушка Антония вложила в церков­ное пение, что ее особенно сблизило с архимандритом Николо-Бабаевского монастыря Иустином. А с Петром Александрови­чем она близко познакомилась еще при жизни святителя Игна­тия. Он был очень расположен к матушке Антонии, навещал ее во время приездов в Москву. Она выражала ему живейшее со­чувствие в связи с кончиной его брата; 10 октября 1868 г. он от­вечал ей: «Милостивейшее письмо Ваше от 1 октября я имел утешение получить и принял как благословение лица многочти­мого мною по духу учения его древне-отеческому, по жизни, проникнутой этим учением, лица, память о котором сохранял — по этой же причине — всегда и в Бозе почивший святитель епис­коп Игнатии!»

Петр Александрович и в этом случае принимал самое деятель­ное участие во внешнем устроении и украшении монастыря, а матушка Антония помогала ему и архимандриту Иустину в сборе средств на окончание строительства храма в Николо-Бабаевском монастыре. Она сама неоднократно бывала в этом монастыре: при­езжала, чтобы поклониться праху чтимого ею святителя Игна­тия, а также чтобы послушать певчих и самого архимандрита Иустина. В письме от 23 декабря 1882 г. Петр Александрович, отвечая на полученное от нее письмо, называет его «словом духовного смирения, терпения и преданности воле Божией в постоянно не­изменной любви к ближнему, выраженной соболезнованием и сочувствием и к его радостям и к его горям... В этом основании Ваших отношений к ближнему — причина такого общего благо­говейно-преданного расположения к Вам всех, кто приведен был Промыслом Божиим к знакомству с Вами».

Последнее из обнаруженных в архиве писем Петра Алексан­дровича к игумений Антонии написано 13 марта 1889 г.:

«Достопочтенная Матушка Игумения Антония! Милостивое письмо Ваше от 20 февраля я имел честь и утешение получить. Душевно благодарю Вас за слово и чувство милости ко мне, вы­раженные как в благожелательном привете, так и в назидатель­ном примере истинного о Господе единения.

Примите мое почтительнейшее поздравление с наступающим храмовым праздником Святой обители Вашей. Батюшка Отец Архимандрит Иустин поручил мне передать Вам его поздравле­ние и искреннейшие благопожелания обретения радости утеше­ния духовного. О. Иустин не нарадуется, что Господь послал нам Епископа монаха.

Поручая себя покрову Ваших святых молитв и испрашивая Вашего благодатного благословения, остаюсь с чувством искрен­ней о Господе преданности Вашим неизменным послушником

П. Брянчанинов.

P. S. Всем вашим присным сестрам усердно кланяюсь, прося их святых молитв»[315].


Упоминание о Петре Александровиче Брянчанинове имеет­ся в недавно опубликованных дневниковых записях еще одной игумений. Это настоятельница Московского Сретенского мона­стыря Евгения (в миру Евдокия Семеновна Озерова). 13 октяб­ря 1880 г. она записала: «Сегодня были в Алексеевском монас­тыре. Там встретила нового своего знакомого, Петра Александ­ровича Брянчанинова, брата известного епископа Игнатия (Брянчанинова), окончившего жизнь на покое в Бабаевском монастыре и проходившего подвиг умной Иисусовой молитвы.

Петр Александрович человек умный, старичок, был губерна­тором в Ставрополе, где епископствовал брат его, в одно время с ним. Человек начитанный и духовно направленный, много ви­девший, слышавший от разных лиц, весьма приятный.

Беседуя о книгах и о подвижниках, коснулась речь о. Сера­фима Саровского, его дивной жизни, необыкновенных подви­гов, покровительства и по кончине Дивеевской обители....

Много еще рассказывал Петр Александрович о Дивеевской пу­стыни и о предстательстве о. Серафима за дивеевских сирот, как он их называл. Много писали жизнеописаний о. Серафима, но самое справедливое о нем сказание иеромонаха Саровской пустыни Аве­ля. Но теперь его уже трудно найти, оно не было перепечатано.

День провели весьма приятно. Когда встречаешься с личностью серьезною и духовно направленною, отдыхает душа. Разговор ве­дется без осуждений, без пустоты, чувствуется, что беседуют хрис­тиане, возросшие уже, а не дети умом и расположениями»[316].

Общение с этими великими подвижницами согревало душу Петра Александровича на протяжении 24-х лет, которые ему довелось прожить после ухода его брата, святителя Игнатия.

Скучать ему тоже не приходилось, он был занят выполнением задачи, которую сам перед собой поставил. Уже в 1867 г. он издал на свои средства «Судьбы Божий: Предсмертное творение еписко­па Игнатия (Брянчанинова), жительствовавшего на покое в Нико­ло-Бабаевском монастыре Костромской епархии» — со своим пре­дисловием. В следующем году — так же — «О терпении скорбей, учение святых Отцов, собранное епископом Игнатием, жительство­вавшим на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии»; и в 1869-1870 гг. еще восемь изданий он осуществил на свой счет. Кроме того, в 1870 г. в типографии И. И. Глазунова был напечатан капитальный труд Святителя — «Отечник» с заголовком: «Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (с его же Вступлением и зак­лючением)». В последующие годы издания продолжались. На­конец, в 1886 г. было осуществлено второе издание, исправлен­ное и пополненное, «Сочинений епископа Игнатия Брянчани-нова» в пяти томах.

Эти труды Петра Александровича Брянчанинова явились главным делом его жизни, ими он заслужил признание и благо­дарную память следующих поколений.

В 1885 г. Петр Александрович был пострижен архимандри­том Иустином в монашество с именем Павел. Скончался он в Бабайках 25 июля 1891 г. П. П. Яковлев писал: «Отпевание Пет­ра Александровича совершено 29-го числа о. Ильею[317] с приехав­шим из Невской Лавры иеромонахом Вениамином[318].

Скончался 25-го в 11 ч. ночи.

Могила рядом с покойным архимандритом Арсением — спра­ва от него, если идти в Собор.

Сын Алексей Петрович один час не захватил его в живых.

Отпевание было монашеское с именем Павла (пострижен о. Архимандритом 6 лет назад).

Он постепенно в течение года угасал».

Письма святителя Игнатия к брату Петру Александровичу Брянчанинову

№1

Что сказать Тебе в ответ на Твои мысли об удалении от мира? Господь, благословивший и установивший такое удаление, вме­сте с тем заповедал сперва сосчитать имение свое — достаточно ли оно для созидания этой высокой жизни, — и количество сил своих для борьбы с силами противными. Советую Тебе сводить этот счет молитвою, отдаваясь на волю Божию. Я сколько ни молил Бога, чтобы даровал мне уединенную жизнь, но и до сих пор остаюсь в Сергиевой Пустыни, подвергаясь развлечениям различного рода. Недостаточно, чтоб мы хотели: надо, чтоб воле Божией сообразно было наше хотение. Мы хотим теперь, а Бог уготовляет иногда это же самое чрез многие годы. В настоящее время ты необходим для Алеши, на которого, в случае твоего удаления, с полным правом накинется его дед и сделает его не­счастным по душе и по телу.

Описанные Тобою видения не должны привлекать твоего внимания: путь Л. А. особенный, а от таких особенностей Св. Отцы велят отстраняться тем, которым предназначено идти об­щим христианским путем. Мой совет — занимайся душеполез­ным чтением, им руководствуйся в действиях, врачуй покаяни­ем согрешения, и предавайся воле Божией, предлагая Богу тай­ную мысль свою и намерение.

20 июня 1852 года

№2

Много виноват перед тобою тем, что долго не отвечал на пись­мо твое по известной тебе моей хворости и множеству занятий, увеличившихся ныне великопостною службою. Первую неделю служил сам ежедневно, и сил только хватало на служение и на необходимый прием посетителей.

В духовнике, по мнению моему, великое достоинство — про­стота, неуклонное послед ование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований. Есть строгие, есть умные: но строгие и ум­ные по-своему никуда не годятся для душевного назидания. И строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и просто­сердечный, но верный сын Церкви, могут быть одинаково по­лезны. Да дарует тебе Бог духовника по желанию твоему.

28 марта 1853 года

№3

Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого зна­комства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовско­го и Георгия Затворника, а из древних — Златоуста; говори ду­ховнику грехи Твои — и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность. Мо­литвы читай утром и вечером следующие: Трисвятое, Отче наш, 12 Господи помилуй, Псалом 50-й, Символ веры, Богородице и некоторые поминания; после сего клади 10 поясных поклонов с молитвою: Боже, очисти мя грешного.

29 апреля 1853 года

№4

Воодушевление народа (по случаю войны) здесь необыкно­венно. Смешны французы и англичане! Фактически доказыва­ют, что России необходимо владеть Босфором, без чего ее бере­говые владения на Черном море всегда могут подвергаться, и на большем протяжении, нападению врагов.

18 сентября 1854 года

№5

Николай Николаевич [Муравьев] глубоко добрый человек. Многие отнюдь не подозревают в нем этого качества, напротив того, считают холодным, потому что он не льстив и не ласков, между тем как истинная любовь строга и, являясь в делах, не нуждается в личине — ласковости и льстивости, которыми не­пременно прикрывает себя самолюбие для обмана ближних.

3 августа 1855 года

№6

Мне бы желалось переслать к тебе «Слово о смерти»; наде­юсь это сделать по прошествии некоторого времени, когда мы справимся здесь с этою статьею, потому что она очень велика, с подробностью излагает таинство смертное и показывает, как надо жить, чтобы умереть благополучно.

Мое здоровье очень плохо: совсем не выношу воздуха: пока в келлии — чувствую себя порядочно, лишь вышел, как начинаю пухнуть.

17 сентября 1855 года

№7

Мое желание переместиться из шумной Сергиевой пустыни в уединение, чтобы там тщательнее приготовиться к переходу в вечность, разгорается более и более. Когда получу от тебя пись­мо из Ставрополя, тогда напишу об этом подробнее.

5 февраля 1856 года

№8

Чем больше прохожу путь жизни и приближаюсь к концу его, тем более радуюсь, что вступил в монашество, тем более воспла­меняюсь сердечною ревностию достигнуть той цели, для которой Дух Святый установил в Церкви монашество. Монашество не есть учреждение человеческое, а Божеское, и цель его, отда­лив христианина от сует и попечений мира, соединить его, по­средством покаяния и плача, с Богом, раскрыв в нем отселе Цар­ствие Божие. Милость из милостей Царя Царей, когда Он при­зовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач и когда причастием Святого Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечного бла­женства. Людей, достигших сего, случалось видеть.

Но что приобрели прочие люди, гонявшиеся за суетою в те­чение всей своей земной жизни? Ничего; а если и приобрели что временное, то оно отнято у них неумолимою и неизбежною смертию, которая оставила при них одни фехи их. Посему велика милость Божия к тому человеку, которого сердце не вполне при­лепилось к земле и которого Бог призывает к монашеской жиз­ни таинственным призванием. Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец Ваших (Евр. 3.7,8,15).

Вот мой ответ на твое намерение окончить дни твои в монас­тыре для покаяния и для прочного примирения с Богом.

Относительно же сына твоего: нелицеприятный Бог принял и его желание, только в настоящее время этого исполнить не­возможно, не потому, чтобы дитя не могло вступить в монас­тырь, но потому, что в наше время монастыри находятся в ужас­нейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли. Пусть Але­ша приучает себя к монастырскому послушанию послушанием родителю; пусть приготовляет себе занятия в монастыре, соот­ветственные своему происхождению, правилам и силам, тща­тельным изучением наук, русской литературы, языков, хорошо бы латинского и греческого, между прочим. Не надо пренебре­гать и каллиграфией. Ученость дает возможность сохранить в монастыре уединение при келейных занятиях и может сделать инока полезным обществу в нравственном отношении.

Для уединенного жительства и для удобства к покаянию у меня есть в виду Оптина пустынь, Калужской губернии, близ города Козельска, в пяти верстах. Удобства этого места суть: при пустыни находится скит, куда запрещен вход женскому полу, окруженный мачтовыми соснами, следовательно, защищенный от ветра вполне; в этом скиту живет довольно дворян. Под руко­водством старца, также из дворян, весьма хорошей жизни, зани­маются переводом с феческого Св. Отцов и изданием их. Вот нравственная сторона: есть уединение и есть духовное общество, свое, благородное, а этого нет ни в одном монастыре русском. Св. Пимен Великий сказал: всего важнее хорошее общество. И так, что особенно важно в мирском быту для благовоспитанного че­ловека, то остается особенно важным в монашестве. Это, важное для нас, будет чрезвычайно важно для тех юношей, которые бу­дут сопутствовать нам: умирая, мы будем утешаться мыслию, что оставляем их на хороших руках. В материальном отношении Оп-тина пустынь также хороша: невыгодная сторона состоит в том, что живой рыбы мало и дорога, также и дрова дороги.

На мысль об учреждении своего нового монастыря скажу, что заведение своего монастыря повлечет нас к материальным по­печениям, кои будут препятствовать попечению о наших душах. Сильная зависимость нашего духовного состояния от нашего наружного состояния и познание человека, заимствованное из опытных наставлений Св. Отцов, приводит к тому заключению, что гораздо больше можно преуспеть, живя странниками и при­шельцами в чужой стороне, нежели если б мы основали монас­тырей на своей родине, где нас все знают и многие уважают. Вот мое суждение о нашем общем жительстве, может быть, в единонадесятый час нашей земной жизни.

Что касается собственно до меня, то я обязан многим людям за многое, и между прочим за дружеское расположение, мною ничем не заслуженное, я обязан Николаю Николаевичу [Мура­вьеву]. Но Богу я обязан безмерно: потому что Он посетил меня милостию свыше, которой я должен соответствовать моим по­ведением. Это соответствие может заключаться, по моему мне­нию, только в том, если я проведу остаток дней моих в глубоком и строгом уединении. Это непонятно для других, для которых сокрыта моя совесть и которые могут судить о мне только по наружности, но для меня вполне ясно. Всякая добродетель с раз­влечением — не моя. Искание или желание какого-либо высше­го сана для меня — грех и безумие. Если увидишься с Николаем Николаевичем, то объясни ему это. Впрочем, я и сам хочу напи­сать ему и просить его, чтоб он оставил свои виды на меня. По особенному недоверию так именуемого духовного звания к дво­рянству, представятся Николаю Николаевичу большие затруд­нения в исполнении его намерения, даже можно предсказывать верную неудачу. Я не желаю, чтобы он компрометировал себя ради меня; не желаю, чтоб из-за меня высшие духовные лица взволновались; наконец, и для себя нахожу более выгодным удаление, нежели возвышение, и возвышение бесплодное, на корот­кое время остатка земной жизни. Призывающий на тебя...

14 февраля 1856 года

№9

Господь да исполнит твои благочестивые намерения и да ука­жет Тебе путь, по которому возможешь приблизиться к Нему. О сем и ты молись. Что-нибудь решительное тебе тогда только можно будет предпринять, когда я перемещусь в Оптину; если Н. Н. захочет переместить тебя в Тифлис, перемещайся в видах пользы его самого; многие им приближенные худо ему платят!

3 апреля 1856 года

№10

Любезнейший Друг и Брат, Петр Александрович!

На письмо твое от 24 апреля, полученное мною в Петербурге, отвечаю из Оптиной пустыни, находящейся в Калужской губер­нии, в 4-х верстах от города Козельска. — Скажу тебе, что я очень рад, что ты мог уклониться от управления имением Николая Ни­колаевича. Пожертвование, которое человек приносит собою до­стойному человеку, особливо когда с таким пожертвованием со­единена польза отечества, — прекрасно; но пожертвование собою Богу, Которому мы и без того принадлежим, несравненно превос­ходнее. Сверх того, последнее пожертвование, собственно, для нас необходимо; необходимо нам прежде смерти примириться и со­единиться с Богом, посредством покаяния, чтоб не услышать на суде Его: «Не вем вас: отыдите от Мене, называвшие Меня Госпо­дом своим и нарушавшие Мои заповедания». Живя в Сергиевой пустыни, которая все-таки монастырь, я не выдерживаю напора волн и вихрей житейских, часто колеблюсь и падаю; что ж ска­зать о жизни в полной зависимости от мира и посреде его?

В таком убеждении я захотел соглядать собственными очами Оптину пустыню, которая в настоящее время есть бесспорно луч­ший монастырь в России в нравственном отношении, особливо Скит ее, находящийся в 100 саженях от самой Пустыни, ограж­денный со всех сторон вековыми соснами, иа песчаном грунте, недоступный для женского пола, может удовлетворить благочес­тивым желаниям отшельника в наш век. В нем живет много дво­рян, занимающихся духовною литературою; но тамошнее сокровище — духовник, или старец их, в руках которого нравственное руководство скитской братии и большей части братии монастыр­ских, т. е. всех благонамеренных и преуспевающих в добродете­ли. Он — из дворян, 68-ми лет; со мною в самых дружеских отно­шениях. Соображая потребности души моей и моего тела, я из­брал скит местом для окончания дней моих в безмолвии и, чтоб дать этому начинанию некоторую прочность, покупаю корпус де­ревянных келлий. При этом деле я упомянул здешним главным инокам, беседовавшим со мною, и о тебе. Келлий требуют поправ­ки, даже перестройки: для жительства они будут годны лишь к лету 1858-го года. Таковы мои собственные действия, в которых явствует мое произволение и суждение; но это произволение, это суждение, эти действия вручаю Воле Божией, моля Ее руково­дить мною и располагать по Ее премудрым и всеблагим целям.

Весьма хорошо сделаешь, отдав Алешу в семейство Муравье­вых и потому, что образовать его в Тифлисе гораздо удобнее, и потому, что тебе, вероятно, придется проводить много времени в разъездах. Кроме того, молодой человек, воспитываясь на чужих руках, лучше обтирается; семейство же Муравьева строгой нрав­ственности. Николай Николаевич, кажется, прочен на своем мес­те. Много было толков в Петербурге, что с ним никто не уживает­ся, что по этой причине дадут ему другое назначение; но пред моим отъездом уже толковали, что не уживаются с ним взяточники и прочие лица, расположенные к злоупотреблениям, что по этой причине надо подержать его на Кавказе, чтоб он успел истребить гнездо взяточников и завести семью благонамеренных людей.

Остается мне пожелать Тебе благополучного лечения в Пя­тигорске, о чем не оставь написать по окончании курса вод под­робно, и прочих всех временных и вечных благ.

Тебе преданнейший брат

Арх<имандрит> Игнатий. 11 июня 1856года

№ 11

На намерение наше нужно Божие благоволение и благосло­вение, особливо в наше время, в которое страсть к деньгам про­кралась во все сословия и саны, заглушила и подавила все бла­гие побуждения и все священнейшие обязанности.

Хотелось бы написать статью «Человек», с тою целью, чтобы уяснить цель существования человека на земле; но не знаю, буду ли иметь время на это занятие и возможность, потому что для таких занятий нужно уединение и здоровье. Того и другого я почти лишен. Грудь ужасно слаба, и силы очень слабы; истощаюсь чрез­вычайно скоро от самого малого труда, особливо письменного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.