Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 29 страница. Святые Отцы смотрели на жительство отца с сыном в монас­тыре следующим образом: «Преподобный Мукий пожелал поме­ститься с осьмилетным сыном своим в некотором




Святые Отцы смотрели на жительство отца с сыном в монас­тыре следующим образом: «Преподобный Мукий пожелал поме­ститься с осьмилетным сыном своим в некотором епископском общежитии, коего игумен был муж благодатный. Он уразумел, что к Мукию есть особенная милость Божия, и принял обоих, отца и сына. По принятии они были разъединены, и, чтобы ввести Мукия в опытное познание самоотвержения, сын его подвергнут был и постоянно подвергаем разным скорбям, особенно тогда, когда он находился в глазах отца. Мукий пребыл твердым, при помощи того старца, которому он был вручен и начал ощущать по причине самоотвержения своего духовное преуспеяние. Игумен, прозрев это, восхотел возвести его в более трудный подвиг. Од­нажды, представясь рассерженным на сына, он приказывал отцу кинуть его в реку. Отец немедленно исполнил это, но у самого берега удержан был братиями, которые предварительно были тут посажены. В то же время последовало игумену Божественное Откровение о Мукий, и когда игумен кончался, то он, никого ино­го, а Мукия назначил своим преемником, как достигшего высшей степени самоотвержения, послушания и веры. Эту повесть пере­дает преподобный Кассиан в общее назидание монашествующим. Чтоб действовать точно так, надо иметь благодать св. Игумена с одной стороны, и силу произволения Мукия с другой, но действо­вать в этом духе — необходимо. Противное этому действие при­знается в духовном отношении прелюбодеянием и сопричисля­ется к действиям во спасение души в веце сем для погубления ее в вечности, в противность заповеди Спасителя, Который повелел погублять душу свою в веце сем для спасения ее в вечности. Та­ково плотское милосердие, упоминаемое преподобным Нилом: это то милосердие слепое, которое губит и себя, и того, о ком оно милосердствует. Пишу это, чтобы ты уразумел кознь вражескую. Монастырская жизнь — дело мудреное: на ней враг старается уло­вить и повредить подвижника своими непотребными правдами. По­знается же действие вражеское по отъятию у сердца спокойствия и по состоянию недоумения, в которое приводится человек. Трезвитпеся, бодрствуйте, — говорит Святой Апостол Петр, — зоне супос­тат ваш диавол яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити [334]. Диавол действует именно против желающих спастись, а не против пре­данных греху и суете, яко самоуловленных. Бог же попускает все это для нашего смирения, чтобы мы видели, как легко бываем по­руганы невидимым врагом и как удобна для него погибель наша по причине нашего скудоумия и нетвердости в вере: тогда Господь изъемлет нас Промыслом Своим и являет тем неизреченную Свою любовь и милость к нам, а сеть врага расторгается, как бы паутин­ная. Это все ясно видно из бывшего искушения.

Ты видишь теперь, как важно для спасения направление, до­ставляемое изучением святых Отцов, как оно редко и как доселе сильно и непреоборимо, Ты видишь, как козни демонские тон­ки, как они опутывают человека неприметно для него; Ты ви­дишь, как современные люди плутоваты, как легко спасающий­ся (который по свойству жительства своего обыкновенно стяжевает простоту сердца) может быть обманутым. Горе единому, говорили святые Отцы, брат же от брата укрепляем, яко град утвержден. Молю милосердого Господа, чтоб Он благословил намерение твое и мое не разлучаться нам до смерти. О. Иустин есть единственное лицо, вступившее со мною в единение по духу, имеющее самоотвержение и способное носить немощи ближних. Он понимает Тебя с совершенною правильностию и видит Твою способность к самоотвержению. Это человек, которому после меня наиболее свойственно быть близким к Тебе. О<тец>...сла­бого характера и побежден глубоко прелестью, которую захва­тили в Никифоровской, ища наслаждения прежде покаяния. Он расстроил этим дух свой, скривил ум, а самомнением и гордос­тью прелесть в нем поддерживается.

У нас в России люди более православны по чувству сердца, нежели по умственному убеждению.

20 февраля 1864 года

№79

Первое слово этого письма об Алексее. Он продолжает бесе­довать со мною на послеобеденном чае. Сознание, в какой бы степени оно ни было, вывело его из фальшивого, напряженного состояния в более правильное, а потому и более спокойное. Со­вет мой, что нужно принести Богу покаяние в драматическом вступлении в монастырь и в драматическом пребывании в мо­настыре для отвращения гнева Божия и для привлечения благо­словения Божия на последующую жизнь, он принял и занят этим в настоящее время с очевидною пользою для себя. Слава Богу!

Что касается до меня, то я гляжу на попущенное искушение, как на свое, по выражению святых Отцов, т. е. как на такое, кото­рое было необходимо для душевной пользы моей, и потому имен­но было попущено Промыслом Божиим. По этой причине ни на кого никакой претензии не имею, тем паче на Алексея, а забота моя сосредоточена на том, чтоб плод искушения был обращен в пользу, как его, так и всех тех, которых искушение касалось. О. Иустин, единодушно со мною, находится в таком же настрое­нии, как и я. Относительно Алексея сущность дела состоит в том, чтоб жительство его в монастыре оставило на нем благое впечатление. Это должно иметь влияние на всю жизнь его, на его веру, на его спасение. Сообщая это Тебе, желаю, чтоб и Ты вступил в одно настроение со мною, т. е. сознал, что искушение было нужным для Тебя, что оно очень полезно Тебе, как открыв­шее Тебе глаза на людей и на современное религиозное направ­ление. Затем, поведение Твое относительно Алексея должно быть благоразумным и Богоугодным. Без первого не может быть второе. Необходимо оставить плотскую нежность, как средство обольщения, а действовать по правилам любви, заповеданной Словом Божиим. Прошедшее надо оставить, не входя подробно в тонкие расспросы и вопросы, что вовлечет его в ложь и обма­ны и уничтожит благие плоды, явившиеся в душе от некоторого сознания, к какому он был способен. Способность сознаваться является не вдруг, но от понуждения себя к постоянному созна­нию и от навыка. Все нужное должно предоставить Богу, умо­ляя Его о милости. В этих случаях молитва бывает сильнее соб­ственных действий.

Не скорби, что некоторые из сослуживцев твоих холодны к Тебе. Святитель Тихон написал из своего опыта, что когда чело­век посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Недолго осталось нам простран­ствовать на земле! Великая милость, что Он даровал Тебе стрем­ление к Богопознанию и спасению, что едино на потребу и что будет сопутствовать Тебе за гроб.

24 февраля 1864 года

№80

Постоянное благоговение пред судьбами Божиими необходи­мо для правильности духовного жительства. В это благоговение и в покорность Богу должно приводить себя верою. Все соверша­ющееся совершается или по милости Божией, или по попуще­нию Божию, т. е. все совершающееся совершается по судьбам Божиим, непостижимым для человека. Святые три отрока в пещи Вавилонской исповедали Бога, исповедали, что все гражданские и духовные бедствия, попущенные на них, и на Израильский на­род, попущены по праведному суду Божию. Такое воззрение при­влекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, на­правляет зрение ума к вечности, доставляет терпение в скорбях, которые и представляются кратковременными, ничтожными слу­чайностями и мелочами. Всякий, призванный Богом к спасению, должен благодарить Бога за призвание и стараться воспользовать­ся им. Слова, сказанные Господом Апостолам Его: не вы Мене избрасте, но Аз избрах вы[335], относятся ко всем, призванным во спа­сение. Поверяю это по своей жизни и по жизни известных мне спасающихся: поверяя, нахожу высказанное мною мнение впол­не оправдываемым опытами.

«Отзыв Православного» сделал свое дело и имеет свое значе­ние. Он объяснил православным Церковное Предание, особен­но важное для аскетов, а людям противного мнения заградит уста.

Матвеевский, хотя имел намерение подорвать мнение о «Слове» читающей публики, но послужил к оглашению и к усо­вершенствованию «Слова», которое сверх достоинства аскети­ческого получило достоинство Богословского сочинения, пер­вого по этому предмету на отечественном языке, как говорил это Матвеевский в своей рецензии. Промысл Божий устроил напечатание «Слова о Смерти» и «Опытов» точно также, как Он устроил и написание их. Не признаю эти сочинения при­надлежащими мне. Они истекли из Отеческих Писаний и из милости Божией, а написать их даровано мне для пользы многих душ, следовательно и для пользы души моей. Также и Тебе даровано в этом деле потрудиться для спасения души Твоей. Сам видишь, какая настает нужда, чтобы деятельное учение Отцов, нравственное предание Церкви, почти совершенно за­бытое, было напомянуто. Служение Слову Божию всегда было сопряжено со скорбями, как противное духу мира. Но и над попущением скорбей бодрствует Промысл Божий, попускает каждому делателю поскорбеть столько и так, чтоб дело Божие было совершено с великим смирением и очищено было от при­меси тщеславия и превозношения.

По особенной милости Божией, Алексей начинает усматри­вать всю неправильность своего вступления в монастырь и сво­его поведения в монастыре. Я стараюсь ему помогать в необхо­димом для него покаянии, выказывая точно так, как тебе напи­сано, фальшивость и мрачность его поступков, чтобы покаяние его было истинным и послужило прочным основанием для пред­лежащего ему течения по поприщу земной жизни. Отверзши двери в свое сердце для убогих слов моих посредством малей­шего сознания, он постепенно переходит к большему сознанию, доставляющему ему спасительное самовоззрение. По причине этого самовоззрения он пришел в правильное душевное настро­ение, за которое я благодарю Бога. Он понял, что слова мои, не­смотря на наружную горесть их, существенно полезны для него. Дело дошло до того, что он просит меня на будущее время не оставлять его, по причине того благодетельного сближения, к которому привела его искренность, что я ему и обещал. Созна­ние должно храниться в человеке, как величайшее духовное со­кровище, как основание всех благ духовных.

Извини, что беспокою тебя заботами по делу о постройке Церкви. Тебе известно, как я не желал затевать в монастыре ни­какой постройки, но необходимость приводит к попечениям. Живем не так, как бы желалось, но как Бог приводит жить. Он ведает полезнейшее, и настоящее положение должно признавать Его великою милостию.

25 февраля 1864 года

№81

Да совершается воля Бога нашего, Управляющего и судьбою обществ и судьбою каждого человека в частности, и потому сла­ва Богу и в действиях Его и в попущениях Его!

У петербургских во взгляде их обыкновенно бывает так назы­ваемая arrierepensee, дающая взгляду недоверчивость и подозре­ние, что в известном отношении имеет свое основание. Но от arriere pensee, более терпят благонамеренные люди, всегда имею­щие в сердцах простоту и прямоту, как бы они ни были умны и способны для дела, нежели люди неблагонамеренные и своеко­рыстные, которые обыкновенно бывают хитры, как бы они ни были ограниченны. В этом я убедился долговременными наблю­дениями. Следовательно, ежели окажется возможным, постарай­ся, кому нужно, дать правильный взгляд на мое положение. Я уве­рен, что многие в Петербурге подозревают во мне искательство и замыслы. Не имея понятия об истинном монашестве, находят монашество там, где одно лицемерство и ханжество и не видят его там, где оно точно есть, или судя по себе, не понимая, что даже может существовать искание вечного. Я уверен, что многие не верят, что я так ужасно болен и истощен, как я точно болен и ис­тощен, сочиняют для меня настроения, сообразно своему настро­ению и принимают против этих сочиненных ими намерений свои меры. На это я имею доказательство. Нам надо сделать то, что зависит от нас. Затем: да будет воля Божия!

Когда священник Красноцветов издал «Историю Нового За­вета», в которой говорилось, что Божия Матерь по Рождении Бо­гочеловека престала быть Девою, и множество подобных хул, то многие из Петербургского духовенства ужасно рассердились на меня за то, что я в Сергиевой пустыни остановил эту книгу и пре­проводил ее к высшему начальству. Подобное видение в Церков­ной Истории: духовник Констанция, арианин, постоянно действо­вал против святого Афанасия, патриарха Александрийского; так и ариане постоянно направляли императрицу Иустину против святого Амвросия Медиоланского. Поборники Церкви всегда были гонимы. Слава Богу!

26-27 февраля 1864 года

№82

Пребывание в монастыре без искреннего желания вести жизнь монашескую, и потому устраняя от себя то поведение, которое требуется правилами святых Отцов, может служить только вре­дом и поведет насилуемого к такой жизни к самым печальным последствиям.

Назначение архимандрита Иоанна[336] и другие назначения нис­колько не заслуживают ни Твоего, ни моего внимания. Это — в характере современных событий, последствия которых ясны. К Иоанну не расположена партия Б-ва; вероятно, она будет интриго­вать против этого назначения. Равно и воззвание «Русского Вест­ника» не будет иметь никакого значения; не таков дух времени.

2 марта 1864 года

№83

Монашество есть установление Божественное, при посред­стве которого христианство достигает своего высшего развития. В числе правил этого Божественного установления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволени­ем и подвергали это произволение прежде принятия обетов стро­гому рассматриванию и испытанию.

Имеющим холодное и колеблющееся произволение, строго вос­прещено вступление в монашество. Я вижу, как и прежде видел, что Алеша нисколько не был приготовлен к монашеской жизни, что он не мог иметь к ней правильного и основательного произво­ления, не имея о ней никакого понятия. Что в настоящее время смягчилось его сердце от сознания, и он вследствие такого смягче­ния располагает последовать моему совету, то такое расположение никак нельзя признать за произволение к монашеству. Оно—толь­ко следствие сознания и той доверенности, которая обыкновенно является по всяком, получившем облегчение и успокоение от со­знания. Воспользоваться таким временным чувством для склоне­ния к монашеству было бы с моей стороны преступным. Почему я признаю исшествие из монастыря для Алеши необходимостью, по неимению им произволения, а потому и нужных способностей к монашеской жизни, исшествие же, при чувстве сознания всей гре­ховности своего поведения в монастыре, при чувстве раскаяния признаю особенною милостью Божией. Это может служить осно­ванием для Божия благословения на будущую его жизнь. Если ж теперь оставить его в монастыре, то впоследствии, и даже в самом скором времени, недостаток истинного произволения возбудил бы в нем самое неприятное чувство к монастырю и к тем, которые вос­пользовались бы безрассудно и в противность святым правилам минутною сердечною мягкостью молодого человека. Затем поме­щение в Вологде близ людей, которые могут поддержать Алексея, признаю самым лучшим для него.

3 марта 1864 года

№84

Алексею необходимы опыты жизни. Опыты всегда имеют свою горесть и свой труд. Но без них человек остается на всю жизнь свою куклою пустою. Опыты при жизни в Вологде будут наилегчайшие. Там нет таких бурь и пропастей, какие в шумном свете. Надо, чтоб мы поступили по воле Божией, а не по чув­ствам обманчивой и пагубной нежности: остальное Бог устроит судьбами Своими. Выход Алексея из искушения устроился ми­лостью Божиею к пользе души его, приведши его к сознанию и к плодам сознания, что все доселе было незнакомо ему. После со­знания, поступив по совету моему, он ощутил особенное облег­чение. Это признак действия истины. Ты хорошо сделаешь, не позволив себе подробных расспросов, потому что святые Отцы воспрещают их делать прикоснувшемуся спасительного созна­ния. Очевидно: от стеснительных расспросов человек, лишь со­знавшийся и сознавшийся с большою экономией, может перей­ти опять от сознания к запирательству и обманам, причем все благое действие, произведенное сознанием, изгладится из души. Непременно надо, чтоб оно осталось. Вероятно, он и сам выска­жет тебе что-нибудь, из чего можешь заключить и о всем.

Храм вчерне должен строится три года. OI Как много време­ни для старых и больных! И для всех вообще! В такое время может случиться много вовсе неожиданного. Сделаем, что мож­но и что требует долг перед ближними, а об остальном поло­жимся на Бога. Твое призвание к исследованию спасения оче­видно. Ты помнишь, как долго в Ставрополе я останавливался говорить тебе многое о христианстве, вообще будучи не охотник тратить слова об этом святом предмете напрасно. Но Твое серд­це согрелось по милости Божией и последствием Твоего внима­ния и усердия служит дарование Богом Тебе твоего единонадесятого часа на усвоение Ему.

7 марта 1864 года

№85

Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сору, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи. Святые Отцы очень запрещают это тем, которые не могут пра­вильно рассматривать себя: такое рассматривание сбивает с тол­ку, приводит в расслабление и расстройство. От грехов остере­гайся, в сделанных по немощи и увлечению раскаивайся, не по­зволяя себе при раскаянии приходить в недоумение и уныние, а безгрешности от себя не жди.

10 марта 1864 года

№86

Алексей Петрович процвел: очевидно от прекращения внут­реннего смущения. Твое замечание справедливо, что впослед­ствии он будет жалеть о своем поступке; но дело делается со­гласно его произволению, по требованию совести и отеческих постановлений: если б это произволение насиловать, то такое насилие в скорейшем времени привело бы его в расстройство, которого уже и не поправить.

12 марта 1864 года

№87

Скорбями обучается каждый человек, которого благоволил Бог приблизить Себе. Скорби действуют подобно Vomitivum, извергая из внутренности зло и обличая его пред подвижником, да исцелится покаянием.

15 марта 1864 года

№88

Алеша очень поправился и очень весел, несмотря на Великий пост. Тяжкое бремя свергнуто с души! Произволения проводить монашескую жизнь у него не было и нет; вместе с тем монастырь принес ему существенную пользу, дав спасительно продолжи­тельный отдых от гибельного кутежа и ознакомив с христианс­кою верою. По его собственному сознанию, он ничему не верил, когда выехал с Кавказа. Весьма хорошо сделаешь, взяв Пасху в Петербурге, иначе остаток поста будет потерян и для Тебя и для Алексея: он отнимется возмущающими духовное настроение бе­седами и объяснениями.

Благословение Божие да почиет над Тобою за труды Твои о делах монастыря и напечатан и и книг, существенно нужных для христианства. Не думай, что эти труды устроились для Тебя без Промысла Божия: труды эти и сопряженные с ними скорбишки были для Тебя вполне полезны, открыв Тебе глаза на многое и доставив много случаев смириться. К келейному безмолвию Ты еще не созрел.

21 марта 1864 года

№89

За N° 101-м донесено Синоду о спасении 14 человек от потоп­ления. Их принесло пред монастырь на тихвинке и затерло льдом ближе к противоположному берегу. Поднялся вопль народа, на­ходившегося на судне и увидевшего опасность своего положе­ния; некоторые стояли с воздетыми к небу руками, как видно, на молитве. Помощь казалась невозможною, потому что река была покрыта ледяными глыбами. Одно известное Тебе самоотвер­жение о. Иустина могло воодушевить некоторых из братии. Они, имея во главе настоятеля, отправились нареку и, подвергая себя очевидной опасности, спасли жизнь 14-ти человекам. Особенно отличились иеромонах и иеродиакон Никодим.

2 апреля 1864 года

№90

Промысл Божий доставил Тебе такие труды, которыми при­готовляется истинное, сердечное, духовное безмолвие, основан­ное на служении духа, а потому чуждое прелести, труды, кото­рыми устраивается такому безмолвию прочное основание. Мо­жешь сам заметить, что в этих трудах, скорбь соединена с утешением, а сами труды соединены со смирением, а не с тщес­лавным блеском. Образец таких трудов можно видеть в пере­писке преподобного Варсонофия Великого с Иоанном. С этой переписки начинается книга Варсонофия.

Алексей после сознания своего становится ко мне ближе и ближе. Он скорбит, что должен оставить монастырь, но видит и необходимость этого, не имея к монастырской жизни ни произ­воления, ни призвания.

Время много способствует к тому, чтоб установился правиль­ный взгляд на предметы. Это могу сказать по отношению к «Аскетическим Опытам». Напечатание их устроилось Промыслом Божиим. Сличая их с писаниями святых Отцов, вижу, что -«Опы­ты» преподают самое новоначальное духовное делание, в разно­образной литературной форме, облегчающей чтение и заинте­ресовывающей к нему, что для настоящего христианского поко­ления крайне нужно и полезно. Отцы, по возвышенности своей, несмотря на простоту слога, мало понятны для этого поколения, в котором христианство до крайности слабо.

12 апреля 1864 года

№91

Получил книги «Патрологии». Как жаль, что наша Церковь лишена подобного сокровища, на стяжание которого употреб­лены были огромные средства. Видно, таково попущение Божие! Занялись не прославлением Бога, а суетным прославлением себя, и «студ» лица нашего покрыл нас.

Относительно наименования книги моей «Аскетическими Опытами» остаюсь при прежнем своем мнении. Теперь, по пе­ресмотре, значительнейшем исправлении и огромном пополне­нии статьями иного рода, не видится возможности без серьезно­го и точного наименования: того требует свойство книги. Это книга мученика! Мученика за грехи свои и от грехов своих, но мученика. Книга легка по духу, но мысли и чувствования в ней глубокие и высокие. Легкое название, название нежное, — не идет к ее характеру серьезному: она должна носить наименование строгое.

20 апреля 1864 года

№92

Над построением храма Богоматери очевиден перст Бого­матери; даруется человекам, труждающимся в деле, помощь; вме­сте даруется им побороться с препятствиями и поскорбеть для их же душевной пользы, чтоб очистить дело от примеси тщесла­вия и других увлечений, чтоб оно было совершено в богоугод­ном смиренномудрии. Таков обычный ход дел, покровительству­емых Богом.

Апостол Павел пишет, что ему сатана дважды возбранял прид­ти к Солунянам для благовестия Христова. Иерусалимский храм выстроен во второй раз при многих препятствиях, а в первый при споспешествовании всех обстоятельств; но духовную славу первого храма далеко превзошла слава второго храма, удостоившись приять в свои недра вочеловечившегося Бога. Преподоб­ный Антоний Печерский говорил, что многие богатые князья и бояре с чувством самонадеянности и тщеславия выстроили мо­настыри и храмы на свое иждивение, беструдно; но храмы и мо­настыри, выстроенные иноческими слезами, молитвами их и усердием лиц, имевших смиренное положение в мире, оказались много превосходнейшими первых. Бог не любит разгорячения и не любит, чтобы дело, Ему благоугодное, делалось с разгоряче-нием, а любит, чтоб оно делалось с упованием на Него Всемогу­щего и Всеблагого, с терпением и смирением, с благоразумием, которое невозможно соблюсти при увлечении в разгорячение. С премудростию зиждется дом, — говорит Писание, — и с разу­мом исправляется (Притч. 24. 3). Надо последовать наставле­нию Писания: торопливость может испортить дело.

Алеша очень мирен и очень мирен по духу, но его озабочива­ет предстоящая перемена жизни. Сознание, столько новое для души его, произвело в нем сильный переворот. В монастыре, и именно в Бабаевском монастыре, он приобрел веру, которой не имел до вступления в этот монастырь. Он очень сблизился со мною и на днях опять просил меня, чтоб я не прерывал сноше­ний с ним, что я ему и обещал. Он увидел многое в другом виде, нежели в каком оно ему представлялось доселе. Дальнейшая его судьба в руце Божией, как и каждого из нас.

11 мая 1864 года

№93

Алексей от сознания, что он поступил в монастырь легко­мысленно и в нем вел себя неправильно, перешел к правильно­му и прочному настроению христианина, сколько я могу то по­нимать. Чувство, которое он ощутил, обыкновенно не забыва­ется во всю жизнь и является Ангелом-Хранителем даже при увлечениях, извлекая блаженным воспоминанием о себе из са­мой бездны.

Над всеми нами да будет воля Божия!

14 мая 1864 года

№94

Да совершится воля Божия по отношению к храму Божию в Бабаевской обители! Да совершается воля Божия во всех делах Божиих и во всех попущениях Божиих. Нам должно внимать себе и молить Бога, чтоб Он даровал нам окончить дни наши в покаянии.

17 мая 1864 года

№95

Необходима преданность воле Божией в самых попущениях Божиих. Очевидно, что христианство — этот таинственный ду­ховный дар человекам удаляется неприметным образом для не внимающих своему спасению из общества человеческого, пре­небрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обма­нутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвра­тить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, поза­ботиться о собственном спасении, т. к. милость Божия еще да­рует возможность спастись тем, которые произволяют спастись.

NB. «Опыты», будучи книгою чисто духовною, должны быть полезными отечеству и в гражданском отношении. Книга про­изводит сильное впечатление на многих, впечатление, совершен­но отдельное от впечатления, производимого современными духовными сочинениями. Она становит внимательного читате­ля в разряд истинных православных христиан и дает ему реши­тельное, одностороннее, спасительное направление. От разви­тия идей православия и от твердости в православии зависит энер­гия народа нашего, самостоятельность его духа.

23 мая 1864 года

№96

Слава Богу за все! Поздравляю тебя с окончанием трудов тво­их, которые возложились на тебя по Промыслу Божию, велись под покровом Божиим, окончились по милости Божией. Упова­ем, что милость Божия покроет нас и на будущее время, попус­кая необходимые скорби для обучения и вразумления нашего и дивно изводя из них с плодом терпения и смирения.

№97

Относительно неприятности твоей по имению, то она не что иное, как искушение, подобное прочим искушениям. Осуждать себя полезно: это приводит к смирению. Засуждать себя вредно: это ввергает в уныние и расслабление. Дело кидать не должно, тем более, что ты положил намерение употребить деньги на доб­рые дела, также оставление дела на произвол действующим не­правильно, есть как бы принятие участия в неправильном дей­ствии, ко вреду их душ и ко вреду души твоей.

22 октября 1864 года

№98

Время наше — время тяжкое для истинных христиан по все­общему охлаждению народа к вере и благочестию. Приехали наши сборщики с Кавказа, насбирав всего на все 100 р. с, они передавали мне слова некоторых благочестивых людей: «Про­шло только 3 года, как Владыка уехал с Кавказа, но если б он возвратился теперь, то не узнал бы направления народа, устре­мившегося всецело к "светскости"». На обратном пути сборщи­ки видели то же направление. Совершается предречение Писа­ния об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества.

NB. Книга «Опыты» доставит существенную пользу желаю­щим спастись (в последнее время), существенно-необходимое для них учение о молитве и о прочих, содействующих молитве, христианских добродетелях.

19 декабря 1864 года

№99

Сочувствую тому, чтоб на 1-й раз были напечатаны одни «Опыты»; не могу дать ясного отчета, почему я желал этого, но желал. Устроилось так милостивою судьбою к нам грешным, поставившею нас на путь душеполезных скорбей и явно покро­вительствующею на этом пути.

22 декабря 1864 года

№100

Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о состоянии христианской веры в России крайне неутешительны. С одной стороны, раскол, с другой — решительное отступничество. Об­щая безнравственность приготовляет отступничество в огром­ных размерах. Спасаяй, да спасает свою душу! Нынешним под­вижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадежный.

29 декабря 1864 года

№ 101

Заезжал ко мне протоиерей из того села, в котором живут потомки Сусанина, человек довольно умный. Он сказывал, что крестьяне пропились и обнищали донельзя, что этого тока ни­чем удержать нельзя, потому что вдавшиеся в пьянство будут пить водку и тогда, когда бы вздумали повысить на нее цену. Это доказано опытами. Вместе с разгульною жизнию явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству. Кутилы из кре­стьян кутят и впали в индифферентизм по отношению к рели­гии; некутилы обращаются в большом количестве к расколу. Дворянство бедно и не может помогать церквам и духовенству, как помогали прежде. Содержание духовенства скудеет и скуде­ет. Протоиерей, имеющий практический взгляд, говорил, что этому положению не видно исхода и что последствия этого по­ложения должны быть многоплодны.

Прогресс идет изумительно быстрыми шагами. Кто остано­вит его?

6 января 1865 года

P. S. Занимаюсь Изречениями. Какое было время для мона­шества! Какое обилие духовных старцев! Сколько было тогда созидающих ближнего! А ныне сколько разрушающих и губя­щих ближнего! Нам надо благодарить Бога за излиянную Им милость на нас, редкую в наше время, и милость Его да совер­шит эту милость до конца.

С замечаниями Софии Ивановны [Снессоревой] в значитель­ной степени я согласен. Ищу, как сокровищ, замечаний, исходя­щих из истинного расположения и из знания. Желаю пересмот­реть последние два тома наиболее и почти единственно для сло­га. Самые «Опыты» требуют пересмотра, что я и намерен сделать, на всякий случай. Всегда признавал я строгую критику, тщатель­ный пересмотр и беспощадное очищение лучшими средствами к доставлению сочинениям совершенства. Вообще разговоры, как то: об Иисусовой молитве, о смирении и о монашестве недо­вольно пересмотрены и очищены. У них слог иной и должен быть иным, нежели у поэтических сочинений, каковы «Плач», «Бла­жен муж», «Чаша», «Зрение греха своего». Опять иной слог у статей Богословских (напр<имер>, о Евангельских заповедях), иной у статей, принадлежащих к христианской нравственности и философии, напр<имер>, об истинном и ложном смирении. «Аскетическая Проповедь» имеет свой отдельный слог, но вообще эта «Проповедь» недостаточно пересмотрена и вычищена. Разнообразие слога нахожу неизбежным; будучи естественным, оно составляет одно из достоинств собрания сочинений. Здоро­вье имеет большое влияние на слог: у больного слог больной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.