Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 34 страница




Однако по причине усиливавшихся болезненных припадков Александра Александровна в монастырь не поступила. Она до конца дней оставалась в Маслине, где вела жизнь самую строго-уединенную, поддерживаемая письмами брата. Предчувствуя кончину, она приехала в родовое гнездо, село Покровское. «До последнего вечера была на ногах и не жаловалась на особенную болезненность, кроме обычного давнего ее общего болезненно­го состояния».

Увы! Несмотря на разлуку с матерью, Саша Жандр унасле­довала ее болезненность. 16 ноября 1849 г. святитель Игнатий писал своей сестре, Елизавете Александровне: «Отвечаю на пись­мо твое о Саше Жандр. Думаю, лучше сделать это дело через Мишу, который по силе своей печется о Саше и которому будет прискорбно, если Вы сделаете мимо его. Директрисса Родзянко была недавно у меня и говорила о Саше, что ее здоровье не по­правляется, что очень бы хорошо было взять ее на лето в дерев­ню. Но, вопрос, куда? И по выходе из института неловко ей воз­вращаться к матери. Саша будет в летах, и впечатления будут действовать сильнее: в таком случае болезнь матери легко мо­жет перейти к дочери».

Неприязненно отозвалась о Саше Жандр ее двоюродная сес­тра А. Н. Купреянова: «Эта девица, после оригинальной жизни, жизни журналистки Катковского лагеря, кончила в доме ума­лишенных». Но к ее воспоминаниям, написанным много-много лет спустя, нужно относиться осторожно. М. В. Чихачев в своих «Записках» написал другое: «Об Александре Васильевне знав­шие ее лица отзываются с глубоким уважением, как о человеке высокообразованном, глубоко религиозном и безупречно прав­дивом». Выйдя из-под опеки тетушек, Александра Васильевна Жандр жила достаточно независимо, зарабатывая на жизнь ли­тературным трудом. В своем дяде, святителе Игнатии, она виде­ла духовного наставника и глубоко почитала его. Она посещала его в Сергиевой пустыни и в Бабайках. Со времени отъезда Свя­тителя из Петербурга между ними установилась переписка. Пос­леднее из известных писем Святителя к ней помечено 22 июня 1866 г. После его кончины она обратилась с письмом к Преосвя­щенному Леониду (Краснопевкову) с просьбой, чтобы он под­держал своим письмом убитого горем брата Святителя, Петра Александровича Брянчанинова.

Сама она тоже находилась под сильным впечатлением кон­чины Владыки. М. В. Чихачев записал ее рассказ о трижды явив­шемся ей во сне видении в звуках встречи святителя Игнатия небесными духами (см. Настоящее издание, т. 1, с. 597-599).

Следующей по возрасту сестрой святителя Игнатия была Софья Александровна (1810-21 декабря 1833). «Изящная Со­нечка тянулась душой к Дмитрию и была им любима», — писала А. Н. Купреянова. Она «сделалась женою образованного молодого человека из лучшего общества». Этот молодой человек, Василий Петрович Боборыкин, принадлежал к столичным ари­стократическим кругам, он происходил из древнего дворянско­го рода, представителями которого были известные государ­ственные и культурные деятели, в том числе его племянник, литератор Петр Дмитриевич Боборыкин.

Сохранилось только одно письмо святителя Игнатия, тогда еще 23-летнего юноши Димитрия, к Софье Александровне: «Усердно желаю тебе и телесного и душевного здоровья. Да ук­репит тебя всеблагий Господь наш Иисус Христос, искупивший нас Своею неоцененною кровию; да дарует тебе терпение в тво­их болезнях и прочих скорбях...» Софья Александровна была больна; она умерла в 23 года. По словам А. Н. Купреяновой, уз­нав о ее смерти, отец Игнатий написал ее матери, Марии Алек­сандровне. «Он просил сообщить подробности о последних днях Софьи Александровны, поясняя, что был связан с нею узами исключительной дружбы и надеется увидеться с нею в будущей жизни, по слову Священного Писания: Бог вселяет единомысленныя в доме...»

После так рано умершей Софьи Александровны Боборыки-ной остались две малютки-дочки, Соня и Варя, «которые росли, как воспитанные и светские барышни, под надзором отца, — на­столько умного и любящего, что он не только не подавлял их личностей, но, напротив, помогал им вырабатывать свою само­стоятельность и серьезный взгляд на все окружающее». Помо­гал в воспитании и дедушка, Александр Семенович: «Свою ма­неру не входить в интимность дед нарушал для сестер Боборыкиных, девушек светских и выросших без матери. Как умел он без расспросов угадывать их затруднения, тепло поддержать в трудную минуту сочувственным взглядом, мимолетным ободря­ющим словом или иначе: подарить две великолепные розы для корсажа и перекрестить девушку».

Святитель Игнатий также с большой теплотой относился к дочерям своей любимой сестры. «Они часто пользовались его духовными советами. И не одними духовными. Он не пренебре­гал заботою о корректном наружном виде; прежний светский человек сказывался в этом. Однажды, в Сергиевой пустыни, за­метив, что приехавшие к нему племянницы причесаны не так, как в это время причесывались в столице, он попросил сестру свою, жену генерала, поехать с ними куда следует и устроить, чтобы прическа их была безукоризненною.

Если он видел на сестрах что-нибудь недостаточно изящное, то тихо спрашивал: "Что это у тебя, какой наряд! — Так носят, В лады ко. — Ты не носи".

У С. В. Боборыкиной была привычка, как и у многих, — идя в церковь, надевать скромное, темное платье. Владыка не одобрял этого.

"Зачем это? — говорил он. — Разве ты думаешь, что Богу при­ятнее видеть тебя в черном платье, нежели в обыкновенном? Или думаешь, что переодевшись, ты сделаешься ближе к Богу, дос­тойнее?"

Сестры иногда каялись ему, сокрушаясь о своих грехах, жа­луясь на искушения. Он отвечал: "Не надо засуживать себя. Гос­подь пришел в мир для грешных. Что же ты удивляешься, что грешна? Разве ты не такая, как все? Ну, и гордость, и прочее. У других это все есть, почему не должно быть у тебя? Ты, зна­чит, считаешь себя лучше прочих? Смиреннее? При моих-то до­стоинствах... Смирись-ка другой так, как я! Это — гордость сми­рения"».

Сестры глубоко почитали Владыку. А. Н. Ку прея нова далее пишет, что из-за весенней распутицы никто из родных не мог поехать на его похороны. «Поехала одна Софья Васильевна Боборыкина, девушка горячая и способная к большой преданнос­ти. Дед не хотел отпустить ее». Но она все же уехала одна, толь­ко с горничной. По весеннему бездорожью проехала 200 верст до Бабаек. Так как из-за ледохода на Волге против монастыря переправа была запрещена и охранялась стражей, она проехала тремя верстами ниже, наняла там лодочника за хорошие деньги, который и «доставил двух женщин на другой берег, несмотря на опасность переезда». Софья Васильевна в последние годы жизни другого своего дяди, Петра Александровича Брянчанинова, помогала ему в из­дании трудов святителя Игнатия. Так, 15 января 1880 г. она, по доверенности Петра Александровича, заключила условие с санкт-петербургским купцом Игнатием Ларионовичем Тузовым, по которому уступила ему право на одно издание «Отечника» и «Слова о смерти».

Ее сестра, Варвара Васильевна Боборыкина, дожила до глубо­кой старости. Л. А. Соколов, познакомившийся с ней в период своей работы над монографией о святителе Игнатии писал: «Пре­старелая, при своем преклонном свыше 80-летнем возрасте, со­хранившая в полной ясности воспоминания своего детства и юности, уносящая нас в период общественной деятельности и отшель­нической жизни Епископа Игнатия....При полной ясности мыс­ли, редкой основательности и логичности суждений, глубоко об­разованная В. В. Боборыкина вызывает глубокое к себе уважение полной определительностию своего взгляда на жизнь и на смерть и готовностию перехода в потусторонний мир по зову Божию в уповании при этом на предстательство Епископа Игнатия, в лице которого родичи Епископа Игнатия и сродные ему по духу жиз­ненных упований имеют своего небесного предтечу».

«Из всех моих родственников Паренсовы — за ним сестра моя, оказывают мне наиболее внимания», — писал святитель Игна­тий о своей третьей сестре. Елизавета Александровна (1813-27 апреля 1886) замужем была за государственным чиновником, Дмитрием Тихоновичем Паренсовым. Наиболее близкие отно­шения у Елизаветы Александровны сложились с братом во вре­мя его отпуска в Николо-Бабаевском монастыре и затем протя­нулись на всю их жизнь. «Скажу тебе, — писал он ей 11 декабря 1847 г., — в глубине моего сердца всегда была тайная скорбь о тебе. Я помышлял: "сколько посторонних людей притекает ко мне, обновляется душами в познании истины и в утешении сер­дца, предвкушающего будущее блаженство, утешения, которое раждается единственно от познания истинного Христова уче­ния! А та сестра моя, которую Бог привел воспринимать от ку­пели и которой я обязан словом спасения, — стоит от меня в далеке, — и не знаю — в каком состоянии душа ее?" Бог, по неиз­реченной благости Своей, отъял эту скорбь от сердца моего и заменил ее утешением, присовокупив это утешение ко многим другим утешениям, нисшедшим ко мне от Руки Божией».

За период с сентября 1847 г., когда святитель Игнатий пре­бывал в отпуске на Бабайках и до последнего письма, помечен­ного 26 февраля 1867 г., известны 73 письма Святителя к Елиза­вете Александровне Паренсовой. Письма эти, помимо сведений о сугубо семейных личных обстоятельствах, о здоровье самого Святителя и его близких, содержат ценнейшую информацию для пополнения его жизнеописания. В частности, благодаря этим письмам, можно совершенно точно установить время написания им некоторых его духовных сочинений. Например, в письме от 16 мая 1848 г. он писал: «А между тем прилагаю здесь брошюру под названием «Кладбище». Ее написал я на пути из Вологды в Петербург — в то время как остановился на дороге отдохнуть Денек в Николаевском Старо-Ладожском монастыре». (В издававшихся до сего дня собраниях творений Святителя помечена дата создания «Кладбища» — май 1844 г. с. Покровское.) Также, он писал: «многие хлопоты препятствуют мне похлопотать о издании Иосифа, которое на первый случай встретило неуда­чу». Значит, «Иосиф. Священная повесть из книги Бытия», во­шедшая во второй том «Аскетических опытов» святителя Игна­тия, была написана им в Бабайках в 1847 г. Из последующих писем узнаем, что издана она была в 1849 г. В том же 1849 г. 7 декабря Святитель пишет еще об одном его известном творе­нии: «На днях надеюсь получить вышедшее в печати небольшое сочинение мое "Чаша Христова", которого несколько экземпля­ров надеюсь прислать тебе».

Из писем можно узнать, что за время службы в Сергиевой пустыни Святитель был духовным советником для представи­телей целого ряда исторических фамилий: Кавелиных, Муравь­евых, Горчаковых, Фридериксовых, Анненковых, Моллер и дру­гих. О своем друге, статс-даме Императрицы баронессе Фриде-рикс, он, например, пишет: «Обязанная каждый день проводить во дворце, как самая приближенная особа к Государыне, она все мысли свои и ощущения посвящает Богу». Упоминаются в пись­мах митрополиты Филарет Московский и Антоний Новгородс­кий и Санкт-Петербургский. Так, именно в письме к Елизавете Александровне находится известное выражение о Московском Митрополите: «Умен Филарет, умен как день».

Во время отпуска святителя Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре Елизавета Александровна приезжала к нему, чем «очень его утешила». А на обратном пути в Сергиеву пустыню он заезжал в ее имение Ивашево. «Ваше простое, уединенное, милое Ивашево, — писал он, — мне очень понравилось. Образ Вашей жизни мне очень понравился! А отношение Ваше ко мне — мое сокровище». С годами отношения становились еще более близ­кими. Святитель Игнатий принимал участие в служебных обсто­ятельствах мужа Елизаветы Александровны, устройстве будущ­ности ее детей, Петра и Софии. «Особенное милосердие Божие к нашему семейству, — писал он, уже будучи Епископом, 28 февра­ля 1858 г., — это благочестие и Православие нашего семейства Очень часто вспоминаю о Петре Дмитриевиче и Софии Дмитри­евне: видя их направление, я вполне уверен, что их покроет бла­гословение Божие». Из письма от 14 ноября 1858 г. можно узнать, что Петя прибыл в Петербург и «приютился у Арсеньевых»; уже из следующего письма от 24 февраля 1859 г. видно, что сын Арсеньевых, Юлий Константинович, очарован сестрой Пети, Соней: «умный и сериозный человек, человек, принадлежащий службе, будет удовлетворен такою супругою, воспитанною в правилах благочестия и скромности, какова София Дмитриевна». И в пись­ме от 7 июля 1859 г.: 4Искренно поздравляю тебя с устроением дочери твоей, которую да благословит Милосердый Господь бла­гословением свыше; поздравляю также и с сыном Камерпажем. Передай мое усердное поздравление Димитрию Тихоновичу: Бог видимо благословляет его в детях его».

В 1860 г. Дмитрий Тихонович Паренсов был произведен в «полные генералы», а София Дмитриевна подарила родителям внучку. В следующем году Елизавета Александровна овдовела. Утешением ей было благополучно складывающаяся судьба до­чери: «Очень порадовался, услышав, что Арсеньевы губернатор­ствуют в Смоленске. Изволишь видеть, что милосердый Господь тебя не оставляет, но утешает и при самых скорбях милостями». 3 ноября 1864 г. он поздравил сестру с внучком; в этом же меся­це она приезжала в Николо-Бабаевский монастырь повидаться с братом — в последний раз.

Елизавета Александровна тоже начала болеть. Но все-таки она пережила брата почти на 20 лет.

Ее дети: Петр Дмитриевич с большим почтением относился к дяде, часто писал ему о своих делах. При жизни Святителя он служил в Николаевской Академии Главного Штаба. Софья Дмитриевна, овдовев в 1877 г., поступила в том же году на служ­бу по Духовному ведомству. 3 марта 1889 г. Павел Петрович Яковлев писал вдове Тайного Советника Начальнице женского Минского училища Духовного ведомства Арсеньевой Софье Дмитриевне: «26-го прошедшего Января в Бабаевской обители освящен в основанном покойным Владыкою в 1865 году вели­колепном храме престол во имя священномученика Игнатия Богоносца. Вот милостию Божию сооружен почившему молит­венный памятник вечный, ежели есть на земле что-либо вечное.

Покойная Ваша матушка, сколько мне известно, весьма бы утешена была таким сообщением; не сумневаюсь и в Вашем сер­дечном участии».

В августе 1843 г. Елизавета Александровна в письме из Во­логды к святителю Игнатию, между прочим, писала: «Вижусь всякий день с сестрою Марией Александровной....Мария Алек­сандровна живет в довольстве, но здоровье жалкое, страдания ежечасные».

Мария Александровна — это самая младшая из сестер Брянчаниновых (родилась в 1817 г.). По словам ее дочери, А. Н. Куп-реяновой, «моя мать сделалась женою молодого соседнего по­мещика, человека безусловной честности и прямоты, но не рав­ного ей по образованию и привычкам». Молодой человек этот — Николай Филиппович Купреянов ничем особенным не проявил себя в жизни, также и Мария Александровна, которая жила, в основном, в своем имении Вепрево, изредка выезжая в Санкт-Петербург и Москву.

Известны девять писем святителя Игнатия к этой его сестре за период с 1840 по 1863 г. Письма очень ласковые, полные слов духовного назидания и утешения в ее болезненном состоянии. Но нет в этих письмах никаких сообщений о жизни самого Свя­тителя, ни об обстоятельствах, о которых он писал ее сестре, Елизавете Александровне. Единственным свидетельством об их встрече являются воспоминания ее дочери: «За четыре месяца до смерти епископа Игнатия мать моя ездила в Бабаевский мо­настырь, где он жил на покое, и брала меня с собою. Я была мала, и впечатления мои уцелели отрывками. Помню просторную ар­хиерейскую гостиную с окнами на реку. Она не мрачна: одно­цветные стены ее приятного шоколадного тона. Над диваном висят большие овальные портреты братьев в золоченых рамах. Масса книг на столах, на полу: гостиная служит и кабинетом. Мебели немного, но все солидное: простота высокоразвитого вкуса. За этой комнатой находилась другая, узкая спальня, имев­шая вид более интимного приюта. Здесь висели на стенах рясы, а на столе лежало несколько красивых четок — дары друзей.

Сам Епископ был высокий человек, важный, очень уже по­жилой, но не казавшийся стариком. Только лицо его, полное и бледное, обличало внутреннюю болезненность. Помню, что он сидел обыкновенно на диване, моя мать также, а рядом с Епис­копом на кресле помещался Петр Александрович... Долгие часы просиживала я возле матери, слушая малопонятные мне речи...»

Письма святителя Игнатия к сестре Александре Александровне Жандр

№1

Искренне говорю тебе — ты счастлива, потому что идешь пу­тем спасения, потому что ты познала, что человек должен искать свое счастие не во временном и земном, но в Божественном и вечном. Что человек на земле? — Путник. — Что такое смерть? — Эпоха, с которой начинается наша действительная жизнь. — Про­должительно странствуя в этой тьме ночной, посреди слабостей и искушений, руководимые светом истинной веры мы достигаем, наконец, до той грани, которою отделяется свет от тьмы. — Счаст­лив человек, бывший истинным христианином.

Димитрий. 1824 г.

№2

Ты, упомянув о моих молитвах, меня громом поразила. Разу­меется молиться друг за друга мы должны не только, как хрис­тиане, но и как единокровные... Мою грешную молитву нельзя еще назвать и молитвой; ибо, что такое молитва? Молитва есть разговор человека с Богом; признаюсь тебе с горестною откровенностию, что почти всегда язык мой только произносит кое-как молебные слова без всякого участия ума и сердца. И так мо­люсь ли я? Нет, более грешу, чем молюсь; однако, надеюсь на Всемилостивого Господа, что поможет мне некогда вкусить и силу молитвы.

Димитрий. 1829 г.

№3

Дело твое совершенно не удалось, слава Богу! Бог знает, что делает. Никто у Бога не забыт и над каждым бдит недремлющее око Божие и строит все к его пользе. Итак, положись на Бога и оставь излишнее желание, которое тебе приносит враг, чтоб сму­тить тебя.

Знаю, что трудно и очень трудно тебе бывает. Но что делать? Нет другого средства, кроме терпения и благодарения Богу, на нас пристально Смотрящему. Зачем же ты сердишься при твоих занятиях? «Помысли, — говорит Великий Варсонофий, — что все земные занятия пройдут, а терпение, которое окажешь при этих занятиях, — то останется с тобою, пойдет за гроб и оправда­ет или осудит тебя перед Богом. Смотри не погубляй этого хле­ба насущного (т. е. терпения), который тебе понадобится на до­рогу от земли на небо». Точно понадобится! Пишешь, что ныне лишена совершенно внутренней радости. — Иногда благодать Божия утешает человека, а иногда скрывается, а все это делает

по премудрейшему Своему усмотрению, а потому все таковые случаи и перемены должно переносить с терпением и почитать себя недостойною радости или утешения духовного. В свое вре­мя опять ощутишь отраду.

Также не должно человеку отчаиваться, как бы велики грехи его не были: ибо человек спасается не своими добрыми делами, единою верою во Христа Спасителя, а делами должно доказы­вать свою веру. Подумай, что и «оный великий Петр плакася горько».

Средство переменить место жительства теперь не предвидит­ся (разве что состроит Господь непредвидимо) и потому должно укрепиться всевозможным терпением и благою надеждою. Зачем ты отчаиваешься? Или считаешь Бога немилостивым? Как можно! Он то и есть самое доброе. Надейся на Него и крепись. Не забывай молитвы: 4Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Молитва эта может совершаться при всех заняти­ях, сверх того отгоняет скверные помыслы и разливает в нас ве­селие. Прости!

Димитрий. 1830 г.

№4

Любезнейшая сестра Александра Александровна!

Благодарю тебя за приятнейшие Твои строки, желаю Тебе и малютке Твоей всего доброго. Богу угодно было освободить тебя от супружества, столько скорбного. Г-н Жандр на днях скончал­ся и погребен в Невской Лавре. Ты приезжала сюда проститься с ним последним погребальным прощанием. Свобода твоя дол­жна быть для тебя средством работать Господу. Ему жертвуй сей свободой и не сковывай ее узами плотскими. Есть у тебя дитя, которому, дав бытие существенное, должна ты дать и жизнь ду­ховную, т. е. научить веровать во Христа и исполнять Его Свя­щенные заповеди, в коих заключается любовь. Хранящий запо­веди Христовы любит Христа, не хранящий заповедей — чужд любви.

Господь да благословит и матерь и чадо. Христос с тобою.

Искренне любящий тебя брат

Архим<андрит > И<гнатий >. 26 апреля 1838 г.

№5

Приношу тебе искреннейшую благодарность зато, что ты вспом­нила меня грешного и больного в дни величайшего христианского праздника! Да благословит тебя Бог за это доброе воспоминание! Да утешит тебя в скорбях твоих! Да дарует тебе силы переносить их с великодушием и терпением! Ибо и утешение и силу терпения проливает в нас единая милость Божия, единая благодать Божия!

О приходящих помыслах неверия и хулы не смущайся. Это явная бесовская брань, которая случалась со многими святыми, и продолжалась весьма долго. Такою бранью томим был в про­должение четырех лет Святый Нифонт. Посмотри житие его в Четьих Минеях, 23 декабря. В таких бранях никак не надо сму­щаться, не надо приходить в отчаяние, но повергаться пред все­видящим и всемогущим Богом и, предавая в Его волю душу свою, просить у Него милости. От смущения и отчаяния укрепляется на нас брань вражеская, а если будем смотреть на эту брань с великодушием, говоря себе: «Что ж? Господь видит эту брань и попускает ее — значит такова Его святая воля и мне это на ду­шевную пользу»; тогда брань ослабевает и умаляется.

Потерпи и узришь милость Божию! За всю жизнь твою, с са­мого младенчества твоего, были попущены тебе скорби. Это при­знак, как утверждают святые Отцы, особенного Промысла Бо­жия. Бог хощет соделать тебя участницей вечного блаженства и подает тебе чашу спасительную скорбей. Успокойся и молись. Благословение Божие да почиет над тобой и над чадом твоим.

А<рхимандрит > И<гнатий >. 10 мая 1838 г.

№6

Бог да подкрепит тебя в скорбях твоих! Прими и мое грешное и недостаточное слово утешения, которое присылаю тебе в этих строках, чтоб утешить тебя Богом, как и Пророк Давид сказал: Отвержеся утешитися душа моя; помянух Бога и возвеселихся [367]. Во-первых, каждый христианин должен веровать, что он нахо­дится под непрестанным Промыслом Божиим. Этому научает нас Евангелие. Сам Спаситель говорит: И власы глав ваших изочтены суть [368]. Поэтому христианин, когда будут ему попущены скорби, должен несомненно веровать, что эти скорби попущены ему Самим Всеблагим и Премудрым Богом, Который предвоз­вестил Своим возлюбленным: В мире скорбны будете [369]. Итак, не должно считать странным, видя себя в скорбях, не должно пре­даваться унынию; напротив того, должно благодарить Бога за скорби, как за знак избрания к блаженной вечности. От благода­рения не только притупляется лютое жало скорби, но и вселяет­ся в сердце благодарящего небесное, духовное утешение. Благо­дарить можно словами праведного Иова.

Во-вторых, все мы грешники пред Богом. Грешник не должен считать странным, когда ему посылается наказание. Нет! Он дол­жен открыться пред Богом, признавать себя достойным послан­ной на него скорби и радоваться, что в земной жизни приемлет наказание за согрешение в ведении и неведении и тем избавля­ется от вечных мук. При таком размышлении полезно произно­сить со святым разбойником: Достойное по делом моим воспри-емлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Христос совершил земное течение Свое в непрестанных стра­даниях. Едва Он родился, как уже люди устремились на убие­ние Его. Учеников Своих Он приглашает к страданиям, а тому, кто не хочет страдать, говорит: Иже не возьмет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин [370]. Рассмотри жития всех Апостолов: все они проводили жизнь и окончили в страданиях. Рассмотри жития мучеников: они кровию и бесчисленными му­ками купили себе небо. Рассмотри жития преподобных: не была ли вся жизнь их продолжительным, невидимым мученичеством? В пустыне скитающеся, в вертепах и пропастях земных, лишены, скорбящи, озлобление [371], — по словам Апостола, — многими кровьми и смертьми, — по выражению Требника, наследовали они блажен­ную вечность. «Никто же взыде на небо с ослабою, — говорит свя­той, великий Исаак Сирский, — напротив того о сем познаваегся человек, находящийся под особенным Промыслом Божиим, ког­да ему пошлются непрестанные скорби. Итак, благодари, смиряй­ся, веруй, предавайся воле Божией, молись за тех, в коих сердце немирно. В сих только возможешь найти утешение и исцеление.

А<рхимандрит > И<гнатий >. 1839 г.

№7

Письмо твое от 2-го октября я получил. Милосердый Господь да не оставит тебя! Он попутает нам скорбь для очищения на­шего от грехов; Он посылает нам и утешение, чтоб мы не до кон­ца изнемогли под бременем скорби.

Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отверга­ется по учению святых Отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие; должно вместе печалиться и надеяться; печалиться, потому что мы грехами своими прогневляем Бога, удаляемся от Бога; надеяться — потому что мы имеем всесильного Врача для грехов наших, Господа Иисуса Христа, пролившего за нас кровь Свою.

Когда приходят хульные помыслы неверия, сомнения и тому подобные, то по учению святых Отцов не должно этим смущать­ся, а знать, что эти помыслы не принадлежат душе нашей, а вра­гу нашему диаволу. Не должно ими смущаться, не должно при­нимать их и укосневать в них.

Больному человеку полезнее частая молитва, но краткая. Хо­рошо молиться несколько раз в день по краткому времени. Пре­красны молитвы: «Боже, очисти мя грешнаго» и «Господи Иису­се Христе, Боже наш, помилуй нас». Их должно произносить не­спешно, заключая ум в слова молитвы, как выражается святой Иоанн Лествичник. Милосердый Господь да поможет тебе и да благословит тебя и дщерь твою!

А<рхимандрит> И<гнатий>.

16 октября 1847 г. №8

Благодарю тебя за письмо твое.

Слышал о твоей болезни. Что делать: ни в чем другом невоз­можно найти утешение, как в терпении, которое рождается от смирения. Смирение состоит в том, чтоб мы признавали себя достойными скорби, попущенной на нас Промыслом Божиим. •«Достойная по делом моим восприемлева» — говорил благора­зумный разбойник, и за осуждение себя удостоился высших ра­зумений и ощущений, за которыми следует Царствие Небесное. Скорби всегда были достоянием спасающихся, особливо же они свойственны нынешнему времени, когда человеки ослабели к совершению добродетелей. Итак, не малодушествуй, но в терпе­нии и смирении предавай себя воле Божией и благодари Его Святый Промысел за все, тебе посланное. Благословение Божие буди над тобою и над твоим чадом. Господь с тобою.

А<рхимандрит > И<гнатий >. 8 января 1846 г.

№9

Поздравляю тебя с определением дочери твоей в Екатеринин­ский Институт пансионерской Государыни Императрицы. Моли Бога о здравии и благоденствии Царицы — доброй, как Ангел. Будь мирна: ты сделала относительно твоей дочери все, что за­висело от тебя. Поручи ее Богу! А сама займись в тишине твоей пустыни и занятий благочестивых поправлением твоего здоро­вья. От спокойствия оно может поправиться. Христос с тобою. Молись обо мне.

А<рхимандрит > И<гнатий>. 16 января 1848 г.

№10

Христос Воскресе!

Воскресший Христос да облегчит твои страдания, да дарует терпение и благую спасительную мысль переносить временную болезнь с великодушным терпением и мужеством, с благодаре­нием Богу, временными скорбями устрояющему нашу вечную радость. Благодарю тебя за письмо твое. Даруй Бог тебе попра­виться. Уединение много поможет тебе: уединение, соединен­ное с занятиями простыми, одушевляемыми любовию к ближ­ним и благочестием.

А<рхимандрит > И<гнатий >. 13 апреля 1848 г.

№11

Благодарю тебя за добрейшее письмо твое. Хотя я не видел тебя здесь очами телесными, но вижу очами души. Бог да под­крепит тебя, да дарует тебе нести крест твой с терпением и на­деждою. Все мы создания — не что другое. Отдадим себя в руце Создателя: да творит с нами то, что Ему угодно. Я хотел зае­хать к тебе, но время так коротко, что мне невозможно этого сделать. Так-то будем поживать в пустынях: я в Сергиевской, а ты в пустыне Маслинской; будем заботиться об исцелении наших душевных и телесных недугов, предаваясь воле Божией. Христос с тобою.

А<рхимандрит> И<гнатий>.

23 мая 1848 г.

с. Покровское

№12

Чудесное письмо твое от 18-го сентября я получил. Какая до сих пор прекрасная рука! Как похожа на руку покойной матуш­ки. Бог да укрепит тебя, да утешит тебя! Пожалуйста, живи без­выездно в Маслине, пока не поправишься: спокойствие необхо­димо при нервном расстройстве, — спокойствие и удаление от предметов, трогающих сердце. Иначе болезнь может возрасти и обратиться во что-либо серьезное, неисправимое. Прими мой ис­кренний совет.

А<рхимандрит> И<гнатий>. 1 октября 1848 г.

№13

Воистину Христос Воскресе!

Благодарю тебя за дружеское письмо твое и поздравление с Праздником Праздников Воскресением Христовым, с которым я равным образом поздравляю тебя, желая тебе всех истинных благ. Христос, поправший Своею смертию смерть человеков и воскресением Своим даровавший воскресение всем верующим в Него, уже одержал победу и над всеми скорбями твоими, а со Христом одержала и ты эту победу. Терпи великодушно ярост­ные волны, терпи великодушно напор свирепых ветров, терпи силою веры — и Христос приведет тебя в свое время в покой свой. По множеству болезней, которые тебя посещают в этой временной жизни, великие утешения ожидают тебя в вечной жизни. Не тревожься возрастающими страстями, старайся по возможности противиться им: человек, доколе на земле и об­лечен в бренное тело, дотоле подвержен изменениям, то чув­ствует сердечный мир и спокойствие, не возмущаемое ника­кою страстию, то находится в обуревании страстей. Такая из­меняемость научает нас самопознанию, смирению; научает прибегать непрестанно к помощи Божией, которая только что нас оставит, хотя бы на одну минуту, то мы падаем и совершаем бесстрашно беззакония. Призывающий на тебя благослове­ние Божие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.