Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 35 страница




А<рхимандрит > И<гнатий >. 14 апреля 1849 г.

№ 14

Пргтдите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы [372], — сказал Господь. Благо будет и тебе обремененной многими скорбями душевными и телесными, послушаться это­го призвания спасительного и, оставляя мир, которого попече­ниями тебе заниматься уже не под силу, взойти в тихое монас­тырское пристанище.

Твое намерение — не видеть дочь твою во время твоей зем­ной жизни я благословляю: да примет от тебя Бог эту существен­но нужную жертву и да наставит тебя на путь Свой.

Призывающий на тебя благословение Божие

А<рхимандрит > И<гнатий>. 7 декабря 1849 г.

№15

Посылаемые Господом земные скорби суть залог вечного спа­сения: почему их должно переносить с терпением, а терпение тогда изливается в душу человека, когда человек за свои скорби благодарит и славословит Создателя. Мы здесь на земли — стран­ники: и хорошее и худое положение человека мимоидет яко сон. Сокровище наше — Господь.

О дочери не скорби, а предоставь ее воле Божией. Не с твоею болезненностию усильно заботиться о ней.

Архимандрит Игнатий. 7 января 1855 г.

№16

Советую тебе предоставить дочь попечению сестер в вере и надежде на Господа, а сама прилепляйся Господу милостынею и молитвою; предоставив Сашу сестрам или Батюшке, ты сдела­ешь пользу и ей и себе. А засуждать ее не надо: мы все немощны, и гордостию заражен весь падший род человеческий.

А<рхимандрит > И<гнатий>. 14 апреля 1855 г.

Письма святителя Игнатия

к племяннице своей, дочери А. А. Жандр,

Александре Васильевне Жандр

№1

Господь да помянет тебя милостию Своею. Болезненностию восполняются подвиги. Болезнь — готовое спасение, когда боль­ной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний; когда он предается воле Божией; когда благодарит за болезнь, удаля­ющую его от мира: чего бы он не сделал единственно по соб­ственному произволению.

Извини: пишу мало, хотя и написал много. Я слаб силами, а по причине золотухи, обратившейся к глазам, должен беречь глаза Призывающий на тебя благословение Божие.

Игнатий Е<пископ> К<авказский> и Ч<ерноморский>

30 декабря 1858 г.

№2

Благодарю тебя за письмо твое от 15-го декабря и поздравляю с наступившими Праздниками. Очень справедливо и богоугодно рассуждаешь, говоря, что болезненность и сопряженные с нею тесноты посланы тебе Богом для охранения от грехов и грехов­ных соблазнов, которыми ныне преисполнен мир. Но и ныне из­бранные спасаются. Печать избрания суть скорби. Господь и кого приемлет в ближайшее усвоение Себе, тому посылает скорби, и кого хочет поддержать в усвоение с Собою, тому посылает скор­би, и кого хочет увенчать, того подвергает различным скорбям, чтобы душа, потрясаемая скорбями, прозрела и увидела Бога в Его Промысле. В скорбях очень полезно предаваться воле Божи­ей и благодарить Бога за посланную скорбь. Скорбящим полезно читать житие Великомученика Евстафия Плакиты (Четьи Ми­неи, 20 сент.). Благословение Божие да почиет над тобою.

Игнатий Е<пископ> К<авказский> и Ч<ерноморский>.

29 декабря 1859 г.

№3

Благодарю тебя за воспоминание обо мне и поздравление с Праздниками, взаимно поздравляю тебя, желаю тебе всех истин­ных благ от десницы Божией.

Предпринимая что-либо, надо, во-первых, рассудить благоугодно ли дело предпринимаемое Богу и душеполезно ли, по­том приятно ли или полезно ли оно нашим ближним?

Угождение Богу и свою душевную пользу, всегда сопряженную с этим угождением, надо предпочитать всему, — так научает нас Евангелие. Угождение человеком, когда оно сообразно заповедям Божиим и доставляет душевную пользу, также весьма полезно, как изъявление любви к ближнему, заповеданной Евангелием. Если ж угождение человекам не богоугодно и душевредно, то оно называ­ется человекоугодием и воспрещается Богом. По этим признакам рассмотри свое положение и поступи по воле Божией.

Благословение Божие да почиет над тобою.

Игнатий Е<пископ> К<авказский> и Ч<ерноморский>.

4 января 1861 г.

№4

Очень хорошо, когда человек постоянно видит и исповедует себя грешным. От такового самовоззрения дух человека пребы­вает постоянно в смирении и Боголюбезной печали. Но надоб­но, чтоб такое самовоззрение было растворено благоразумием и не переходило должной меры. В последнем случае оно может быть вредным, может поставить человека в совершенное недо­умение относительно его жительства.

Естество наше повреждено грехом. По этой причине сердце каждого человека производит само собою в большем количестве плевелы. И потому, кто видит возникающие в себе плевелы, ни­как не должен удивляться этому, как чему-нибудь необыкновен­ному, не должен приходить в недоумение и малодушие. Так быть должно! Плевелы сердечные делают свое: растут и растут; буду­чи выполоты, снова появляются. И мы должны делать свое: по­лоть и полоть плевелы. Таким положением укореняется в чело­веке смирение. К смирению нисходит милость Божия. Всесиль­ный и всеблагий Бог неуклонно смотрит на нас. Он потому и попускает нам положение, приводящее нас к смирению, чтоб даровать нам свою милость. На все свое время: есть время обра­ботки земли под посев хлеба, есть другое время для посева, опять другое для жатвы, для молочения, для превращения в муку, для печения, наконец для вкушения хлеба.

Душа каждого человека, предавшегося в служение Богу без всякой лукавой, земной цели с целью Богоугождения и своего спасения, находится в руце Божией. Такой душе Бог дарует на время земного странствования тесный путь, состоящий из раз­личных скорбей и лишений, потому что по широкому пути не­возможно придти к Богу. С верою предай себя воле Божией, отвергая от себя не трудовое попечение о себе, но попечения мечтательные. Когда придут такие попечения, гораздо лучше обращаться с молитвою о себе Богу, нежели вдаваться в сочи­нение и живопись разных планов, всегда несбыточных. Благо­словение Божие да почиет над тобою.

Недостойный Е<гшскоп > И<гнатий>. 1 февраля 1862 г.

№5

Спаси Господи за поздравление с Праздником Воскресения Христова, с которым и я поздравлял тебя, искренно желая встре­титься с тобою на вечном Празднике, уготованном для всех хри­стиан воскресшим Христом.

Давно ли видел я тебя в Москве? Кажется, очень недавно, а с того времени пролетело более полугода. Так пролетит и вся зем­ная жизнь. Она дана нам для приготовления к вечности. Благословение Божие да почиет над тобою.

Н<едостойный> Е<пископ> И<гнатий>.

20 апреля 1862 г.

№6

Когда человека особенно беспокоят помыслы против его воли это знак, что к тому человеку есть милость Божия. Нечистые духи завидуют такому человеку и стараются смзггить его. Таких помыслов не должно разбирать и обращать на них особое вни­мание, потому что от этого усиливается смущение. Не найти порядка в тех, в которых все беспорядок. На все смущения дол­жно отвечать краткими словами: «Я отдал себя в волю Божию».

Также и в молитве надо ежедневно просить у Бога, чтоб Он сотворил над нами Свою святую волю, и затем утверждаться ве­рою в Бога, без воли Которого ничего с нами случиться не может.

Воспоминание о смерти, о суде Божием, о вечных муках — хорошо; но когда при этом приходит безнадежие, уныние, отча­яние, то надо знать, что тут есть и примесь бесовская, которая прогоняется верою. Священное Писание называет Бога верным, а человека — ложью. Бог верен и никак не лишит спасения того человека, который желает спастись; также не пошлет прежде­временной и безвременной смерти такому человеку, но даст ему все время на приготовление.

Укрепись верою и предавайся воле Божией. Милость Божия и благословение Божие да почиет над тобою.

Недостойный Епис<коп> Кав<казский> Игнатий.

8 ноября 1862 г.

№7

Общее правило для всех, занимающихся молитвою: «заклю­чать ум в слова молитвы», т. е. молиться со вниманием. Что душа для тела, то внимание для молитвы: без внимания она мертва, не имеет никакого значения. Заботиться о заключении ума в слова молитвы должно и при молении молитвою Иисусовою и при чте­нии акафистов и прочих молитвословий. Святые Отцы советуют желающему преуспеть в молитве заниматься и молением молит­вою Иисусовою и чтением правил, попеременно. Такое разнооб­разие облегчает молитвенный подвиг и способствует преуспея­нию. Новоначальным должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы.

Когда находишься одна — молись несколько вслух, чтоб слы­шать самой себя: это способствует к вниманию. На приходящие помыслы как бы они ни были явственны, не должно обращать никакого внимания. Свет стезям моим — закон Твой [373] сказал Пророк, а не что иное. Если при молитве не имеешь должного внимания, то этим не смущайся. Бог даст внимание в свое время тому, кто постоянством в упражнении молитвою и в побужде­нии себя ко вниманию докажет, что он действительно желает молиться со вниманием. Один святой сказал: «Я все мои немо­щи возложил на Бога и отдал себя совершенно в Его волю». И ты говори о себе так и успокоишься. Благословение Божие и милость Божия да почиют над тобою.

Епископ Игнатий. 24 марта 1863 г.

№8

Подвижникам, занимающимся умственным подвигом, попус­каются преимущественно пред телесными подвигами болезни и другие скорби: от действия их подвижник по необходимости должен возлагать надежду на Бога. От усиления надежды на Бога слабеет самонадеянность; с уменьшением самонадеянности уменьшается самомнение. С ослаблением этих недугов начина­ет зарождаться в душе истинное смирение, на котором основа­ны правильность и прочность всякого подвига.

Это сказано в утешение тебе в постигшей тебя болезни. Будем предаваться воле Божией и делать сами то, что зависит от нас.

Сего 22-го июня я получил письмо из М<осквы> от 15-го от П<етра> А<лександрови>ча. Как он извещает меня в этом пись­ме, что 14-го выезжает в П<етер>б<ург>, то потрудитесь пере­слать ему это письмо мое в подлиннике. В нем ответ на его пись­мо. 15-го мая кончил я употребление (хренового) сиропа, и до сих пор он действует сильно против худосочия, производя во мне ту же неимоверную слабость, какую производил прошед­шего лета, и которая тогда значительно миновалась с прекраще­нием действия сиропа.

Церковь наша выходит необыкновенно хорошею, далеко луч­шею, нежели какова она на чертеже, так что рука Божия выка­зывается в этом деле со всею очевидностию.

Призывающий на тебя обильное благословение Божие тебе преданнейший слуга и родственник

Е<гшскоп > И<гнатий >. 22 июня 1866 г.

Письмо святителя Игнатия к сестре Софии Александровне Боборыкиной

Усердно желаю тебе и телесного и душевного здоровья. Да укрепит тебя всеблагий Господь наш Иисус Христос, искупив­ший нас Своею неоцененною кровию; да дарует тебе терпение в твоих болезнях и прочих скорбях, да внушит тебе благодарение за них, как за величайшие благодеяния. Услышь Его святейший глас, вещающий: Аз их же аще люблю, обличаю и наказую (Апок. 3,19). Воспомяни праведного Иова, лишенного чад своих и все­го имения, покрытого смердящими струпами, сидящего на гно­ище и говорящего: Господь даде, Господь и отъя, буди имя Гос­подне благословенно отныне и до века [374]. Воспомяни пророка Иону, от чрева китова исповедающего свое прегрешение и прославля­ющего правосудие Божие. Воспомяни трех отроков, вверженных в пещь огненную и из сердца пещи благословляющих Бога.

Воспомяни всех святых и путь, коим они достигли спасения. Не тесный ли и прискорбный путь искушений ввел их в обитель живота?

Воспомяни все это и поревнуй жребию святых, скажи твоим малодушным помыслам: и власы все главы моей изочтены у Бога, то как могу я унывать? Не пошлю, — обещает Он мне устами Сво­его Апостола, — искушения выше меры твоей [375]; но в самом иску­шении сокровенно дарую тебе избавление от искушения. Нароч­но токмо посещаю тебя болезнями, поражаю тебя напастями, чтоб ты не пристрастился к чему-либо суетному, но в сокруше­нии сердца поискал прилепиться ко Мне, Создателю твоему, исполнением Моих заповедей, и стяжал Меня в себе; а когда стяжешь Меня в себе, тогда взыграют все уды твои нескончаемым веселием: ибо Я есмь Самоблагость и Самоблаженство неоскудеваемое и непременяемое.

Благодаря за все Милосердого Бога, будем молить Его, чтоб сохранил нас в любви и согласии во славу святого имени Свое­го. Прости и моли о многогрешном Димитрии.

1830 год

Письма святителя Игнатия

к сестре Елизавете Александровне

и ее мужу Димитрию Тихоновичу Паренсовым

№1

Любезнейшая Сестра! Елисавета Александровна!

Усердно благодарю тебя за доброе письмо твое и разделяю твою радость о рождении сына Петра. Дай Бог, чтоб сохрани­лись дни сего младенца к утешению его родителей.

Я недавно возвратился из объезда монастырей здешней гу­бернии — путешествие, которое обязан совершать ежегодно, пу­тешествие довольно неприятное, особливо чрез Ладожское озе­ро. Здоровье мое слабо; на него очень сильно действует здешний климат. Брата Михаила не вижу, слышу, что он затевает что-то, то есть супружество с девицею без всякого состояния. Некото­рые очень добрые и очень почтенные знакомые, услышав это, советовали ему не решаться ни на что прежде свидания со мною; но он им отвечал, что боится мне сказать о сем. Я очень сожалел и о брате Петре, который женился так опрометчиво. Обстоятель­ства их не таковы, чтоб увлекаться первым порывом сердца.

Благодарю, любезнейшая Сестра, за известие о здоровье По­чтеннейшего Родителя, брата Семена и сестер Александры Алек­сандровны и Марии Александровны. Я пишу редко, потому что занимаюсь в монастыре единственно духовными предметами, не обращая внимания ни на что светское и не зная никаких ново­стей С.-Петербургских, хотя и живу так близко от сего города.

Любезнейшая сестра! искренно тебе желаю всех благ настоя­щих и будущих, Димитрию Тихоновичу прошу сказать мой усерд­нейший поклон. С искреннейшею преданностию, остаюсь навсегда тебе преданнейший брат

Архимандрит Игнатий. 1843, Сергиева Пустынь

№2

Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна!

Приятнейшее письмо твое от 2-го октября я получил и прошу великодушного прощения в моем продолжительном молчании, происшедшем от множества дела и от крайней слабости, которую я чувствовал в течение всего лета. Эту слабость произвели гомео­патические лекарства: они погнали из меня золотуху и простуду ужаснейшими сыпями, испариною и опухолями. В настоящее время испарина прекратилась, но сыпи и опухоли, хотя и в мень­шем количестве, продолжаются; вообще же чувствую себя гораз­до посвежее — и то только с наступления морозов.

Морозы у нас ранние: каких и старожилы не запомнят. Нева встала, залив покрылся льдом, установилась прекрасная санная дорога. Урожаи здесь были умеренные, до очень хороших не дос­тигли, чему помешали ранние морозы, повредившие значитель­но овес; особливо же капуста кинута огородниками на грядах не срубленною. Монастырь наш шумен: но нечего делать; живешь не так и не там, как и где бы хотелось, а где и как приводит непос­тижимый Промысл Божий. Преданность воле Божией и благода­рение Богу за все случающееся услаждают всякое положение и научают извлекать из него душевную пользу. Смирение почти рядом идет с подвигом; т. е. оно доставляет почти тот же успех, каковый доставляется подвигом. Смирение одно, само по себе, полезно; а подвиг без смирения не только не приносит никакого плода, — напротив того приносит вред, вводя в высокое о себе мнение и в осуждение ближних. Смирение состоит в том, между прочим, чтоб признавать себя достойным того положения, в ко­тором мы находимся, и недостойным положения лучшего и выс­шего, даже и в духовном отношении, и покорно предавать себя воле Божией. Таковое настроение мыслей свидетельствуется в его истине миром, приносимым сердцу, и наставляет человека на путь живота вечного. В наше время Бог дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига; ныне, при умножив­шихся немошах, подвиг особенно опасен, как сильно наветуемый осуждением, притом требующий опытного руководителя; а сми­рение — всегда непадательно. Самые немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаиваемся, способствуют к смирению. Та­ким образом в всесильной деснице Премудрого Бога самое зло споспешествует благому намерением неблагим, по выражению некоторого великого Отца. — Почтеннейшему Димитрию Тихо­новичу мой усерднейший поклон! милейших детей обнимаю. Бла­гословение Божие да почиет над тобою и над всем домом твоим. Тебе преданнейший брат

Архимандрит Игнатий. 20 октября 1845 г.

№3

Любезнейшая Сестра и друг, Елисавета Александровна <...> Земное благополучие всегда кратковременно и не проч­но; неизвестно откуда подымится туча и разразится над голо­вою. Блажен, хранящий в душе своей сокровище веры и почер­пающий в ней утешение в тяжкие минуты скорби... Мое здоро­вье становится очень слабо: нынешнюю зиму почти постоянно хвораю. Петербургский климат, особливо морские ветры, дей­ствуют на мои нервы очень сильно и вредно; пора бы убираться в какой-нибудь тихой уголок, где климат более способствует нашей монашеской жизни, которая проводится наиболее в цер­кви и келлии и потому скудна в движении. При усилившейся болезненности я стал очень тих и невзыскателен, а потому дол­жность начальника делается мне не по характеру; желалось бы вне ее окончить дни свои — в глубоком мире. <...> Прекрасна Сергиева Пустыня в настоящем ее состоянии; но для здоровых, которым предстоит жизнь многолетняя.

Прощай! Будь здорова, благополучна и помни тебе предан­нейшего брата.

Архимандрит Игнатий. 8 января 1846

№4

Любезнейший друг и сестра, Елизавета Александровна!

Принимаю сердечное, искреннейшее участие в скорби, постиг­шей тебя и почтеннейшего Димитрия Тихоновича[376]. Но должно сознаться, что христиане, умирающие в отрочестве, блаженнее тех христиан, которые умирают в преклонных летах, проведши жизнь среди сует, и нередко и греховную. Сему научает нас наша Цер­ковь Святая и сие должно утешать родителей, которых оставля­ют их младенцы и отходят в вечность для верного и бесконечного блаженства Апостол не хочет, чтобы мы, взирая на почивших на­ших ближних, посещая их могилы и совершая о них воспомина­ние, предавались неутешной скорби, подобно как предаются ей неимеющие упования язычники, язычники именем и делом, или хотя и одним делом. Мы должны растворять скорбь верою и бла­гою надеждою, а где вера и надежда, там — утешение.

Желаю тебе и почтеннейшему Димитрию Тихоновичу доб­рого здравия, с чувством искреннейшей дружбы остаюсь навсег­да тебе преданнейший брат

Архимандрит Игнатий. 26 июля 1846 г.

№5 Любезнейшая сестра Елизавета Александровна!

Точно — путь земной жизни скорбен; когда человек совершит значительную часть его и оглянется назад, то как кажется сует­ным все приятное земное, к которому он стремился с такою жад­ностью в юности своей! Не потеряем, по крайней мере, остальной жизни нашей принесением оной в жертву суете; познакомимся с вечностию не по романтическим иностранным книжонкам, веду­щим в непременное самообольщение читателей своих, но по ру­ководству Святых писателей нашей Церкви, в которых нет ниче­го романтического, мечтательного, льстящего и обманывающего ум и сердце. Чтение писателей нашей Церкви сообщает положи­тельное познание отношений человека к Богу, Творцу и Искупи­телю, и научает приближаться к Нему покаянием, а не льстить себя сладостными чувствованиями мнимой духовной любви, к чему привлекают сумасбродные Фомы Кемпийские, Франсуа де Саль и тому подобные лжеучители. Духовная любовь есть досто­яние совершенных; а достояние благочестивых и спасающихся есть страх Божий, зрение своих грехов и недостатков; результат того и другого — сердце сокрушенно и смиренно, выражающееся покаянием. Вот истинное нравственное учение Православной Церкви, чуждое обмана и самообольщения.

Призывая на тебя благословение Божие с чувствами сердеч­ной преданности, с желанием всех благ, в особенности же ду­шевного истинного Христианского назидания, которое есть вер­ховное земное благо и залог благ небесных, остаюсь навсегда Тебе искренно преданный брат

Архимандрит Игнатий. 13 января 1847 г.

№6

«Бог не без милости», — прекрасно говорит пословица благоче­стивых русских. Временем скрывается Промысл Божий — как буд­то его нет, — чтоб мы поуходились, поумучились, поутомились; потом является в полном свете с обильными благодеяниями... Димитрию Тихоновичу мой усерднейший поклон. Христос с тобою.

Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий.

11 сентября 1847 г.

№7

Письмо твое, истинный друг мой и сестра, я получил. Раду­юсь благополучному твоему возвращению и тому, что ты чув­ствуешь обновление в душе твоей. Можно промотать жизнь, как проматывают имение; можно употребить ее для приобретения блаженной вечности. Ты можешь видеть в твои годы уже по опы­ту, как все земное ничтожно и какая глупость — все время упот­ребить на снискание того, что отнимает смерть. Спасение — дело простое; только эта простота не дешево достается. Да и тот, у кого шея не вытерта хорошенько скорбями, не дает должной цены этой простоте. Помни, что Господь заповедал душу стяжевать в терпении, сказал о благоугождающих Ему, что они плод творят в терпении. Невозможно разом исправиться. Надо тер­петь себя — свои недостатки — и мало-помалу, с постоянством, исправлять их, не унывая от падений, свойственных всякому человеку. Святый Исаак Сирский, великий наставник монаше­ствующих, утверждает, что и святые не были изъяты от пере­мен, что непеременяемость и беспогрешность — есть несбыточ­ная мечта. — Помни это: такое воспоминание будет воодушев­лять тебя твердостно и мужественно в деле Божием. Димитрию Тихоновичу мой всеусерднейший поклон.

Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий.

15 сентября 1947 г.

№8

Извещаю тебя, Любезнейший друг и сестра, о постепенном ходе моего лечения. Болезни выгоняются, но по временам дела­ется значительная слабость. Большую часть времени должно проводить на постеле. Дня с три как чувствую большую переме­ну в голове, из которой начали отделяться мокроты в значитель­ном количестве — носом, но без насморку. Ногам и пояснице — также гораздо лучше.

При сем присылаю брульон маленького сочинения для некото­рых Петербургских друзей моих. Я надеюсь, что ты его разберешь и он доставит тебе приятную минуту развлечения. Извини, не переписал набело: грудь очень слаба.

А<рхимандрит> Игнатий. 21 септ. 1847 г.

№9

Даю тебе отчет, Любезнейшая Сестра, о дальнейшем ходе мо­его лечения. <...>

Из Петербурга пишут мне и зовут скорее приезжать, т. е. по истечении 6-ти месячного срока; но я вижу, что необходимо про­быть здесь всю зиму. Возвращение в Петербург представляется мне отвратительнейшею микстурою. За счастие бы счел, если б Господь даровал окончить жизнь где-нибудь в смиренной доле между елей и сосен — не отказываюсь от дубов и прочих деревь­ев, — внимая своему и спасению тех ближних моих, которые со мною в любви ради Бога...

Желаю благополучного и полезного лечения. Димитрию Ти­хоновичу мой всеусерднейший поклон.

Архимандрит Игнатий. 15 ноября 1847 г.

№ 10

Письмо твое, Любезнейшая Сестра, от 12-го Ноября я полу­чил и, хотя писал на прошедшей почте, — пишу и на нынешней, чтоб доставить тебе при твоем лечении и совершенном уедине­нии какое-нибудь развлечение. Радуюсь, что декокт уже начи­нает оказывать на тебе свое спасительное действие. Это действие надо мною продолжается до сих пор, несмотря на то, что чув­ствую совершенное изменение и уже начинаю укрепляться. А скоро три месяца, как начал лечиться. Перебирает оконечности ног и головную кожу, простуженные давным-давно. Явился обильный пот. Все боли продолжают стягиваться в желудок. Пред разрешением и уничтожением боли в каком-нибудь месте, это место начинает особенно болеть. О том, чрез сколько време­ни можно выходить после декокта и с просьбою советов полез­ных на сей почте, пишу к одному Петербургскому знакомому моему, у которого ревматизмом отнято было полтела, а при ле­чении все боли направились в желудок. Что он напишет мне, не премину сообщить.

Непременно кушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Это лекарство требует, чтоб человек был и снаружи и снутри согрет, как сама можешь заметить. Церковь положила в известные времена воздержа­ние от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляе­мая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на ра­стительной пище постного времени прохлаждались и облегча­лись, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многи­ми своими национальными дебелостями, осуждающими кома­ра и пожирающими верблюда. В России — потому что Христи­анской верой занимаются очень поверхностно и грубо, идут к познанию Христа семинарией и академией, которых Христос не установил, а оставили очищение себя святыми подвигами, которое Христос установил и заповедал, — пребывают вне истин­ных, живых понятий о вере Христовой. Какое Христианское образование найдем в России? В простом народе — наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему веществен­ному, к форме, отчего родились расколы; — недостаток, край­ний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток — в обществе образованном; к нему присоединяется небрежение к форме, странно соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. — Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, за­имствованным из развращенной Европы, умеющего расшаркать­ся, извернуться, быть ловким на бале, в дипломатическом сало­не, имеющего о всех предметах кое-какой, свой, по большей час­ти бестолковый толк; — вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм и, внезапно, рядом возле философ­ского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глу­пый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадца­тым за стол; чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет про­сыпана; оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом, — две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие! Где ж вера чистая, святая? — Ее нет ни в слепых односторонних при­верженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрос­ти человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом. Вера, святая вера! Вера — око! Которым одним ум чело­веческий может усмотреть и зреть Святую Истину!.. Шествие ее по пути узкому и прискорбному, ведущему в живот, по пути, почти безлюдному, шествуемому весьма немногими. Ведет че­ловека по этому пути Евангелие.

Подробное изучение веры Христианской и всего, ведущего к точному познанию Христова учения, содержит в себе разреше­ние множества недоумений, рожденных неверием и суеверием. Церковная история сохранила нам следующее событие времен первых Христианства. На острове Кипре был великой Святости Епископ Спиридон Тримифунтский, живший в конце третьего и начале четвертого столетия, присутствовавший на первом Никейском Соборе, муж, совершивший великие знамения. В Четьих Минеях есть житие его (см. первые числа Декабря). —

На первой неделе Великого поста, в пятницу, пришел к нему странник Христианин. При Епископе жила дочь его. Епископ говорит дочери: «нет ли чем у нас угостить странника?» Дочь ответила: «Отец мой! Ты не вкушаешь ничего в эту неделю, и я стараюсь подражать тебе, поэтому у нас нет никакой пищи при­готовленной; а есть от мясоеду остаток свиных мяс». Епископ говорит: «поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу». Дочь исполнила приказание отца; угодник Божий пригласил к столу своего гостя и сам сел с ним, чтоб кушать. Странник, увидя мясо на трапезе, говорит Епископу: «я христианин — и не ем мясного в Великий пост». Епископ отвечал ему: «Потому-то что ты Христианин, а не Жид, — и должен ты есть: мы воздержива­емся от мяс не потому, чтоб они были нечисты, или чтоб в этом была какая добродетель, как воздерживаются от них Жиды, но чтоб телеса наши не отягчились объядением и пьянством». — Эта повесть — в одной из драгоценных книг моих, в которых много интереснейших и полезнейших событий и преданий пер­венствующей Христовой Церкви.

Людям полезно объяснять подобные обстоятельства, не стра­шась уязвить суеверие (надо носить немощи ближних, но не ра­стить потачкою их предрассудки). Бог, видя прямое твое наме­рение, подействует во благо на их сердца. Мне привелось видеть этому примеры.

Как древние Христиане ставили превыше всего Евангельс­кую заповедь, а по ней уже чтили и Церковное предание! Препо­добный Кассиан, Отец 4-го века, странствуя по Египту, пришел в постный день к некоторому святому пустынножителю. Пус­тынножитель представил ему трапезу с некоторым отступлени­ем от постного строгого устава. — Уходя от Старца, св. Кассиан спросил его: «почему иноки в Египте разрешают пост для посе­тителей, между тем как иноки Сирии этого не делают?» (Иноки Египетские, а между иноками Египетскими иноки Скита почи­тались — и справедливо — возвышеннейшими по святости и ду­ховному разуму иноками во всем мире.) Пустынножитель отве­чал: «пост — мое; когда захочу, могу его иметь; а принимая бра­тьев и отцов, приемлем Христа, Который сказал: приемляй вас, Мене приемлет,и: не могут сынове брачный поститися дондеже с ними Жених. Егда же отыдет Жених, тогда постятся [377]. Вот истинное понятие о учении Христовом!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.