КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Том VIII 30 страница. Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе
№ 102 Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления. Спасаяй, да спасает свою душу! Заметно, что ныне всем, желающим спастись, посылаются скорби. Это совершается и над Александрой Васильевной Жандр[337]. / / января 1865 года № 103 И тому я очень рад, что «Опытами» закончится теперь печатание моих сочинений. Необходимо выждать более благоприятного положения. Если Богу угодно, чтоб устроилось напечата-ние, то Он устроит. Если же неугодно Богу, то и я не желаю. Нам драгоценнее всего то, чтоб состоять под водительством воли Божией, и вне ее не делать ничего, каковы бы ни были представления плотского мудрования нашего и других людей. 14 января 1865 года № 104 И здесь пред Крещением была самая тяжелая погода, долго шел проливной дождь и было очень тяжко от густоты облаков. Сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим — так молится Святая Церковь и так научает нас молиться. 16 января 1865 года № 105 На днях прочитал я внимательно «Слово о Иисусовой молитве». В нем со всею ясностию изложено, что моление с заключением ума в слова молитвы есть самое полезное и безопасное, что механизм чрез ноздренное дыхание с усилием взойти умом в сердце воспрещен святыми Отцами для не созревших к такому молению! Тебе необходимо молиться первым способом, принимая в руководство общее правило и не принимая в руководство исключений из общего правила, совершившихся по особенному смотрению Божию. Я стараюсь приобучаться единственно к первому способу, как необходимому для внимания. Внимание — душа молитвы. Стараюсь даже устранять все прочее, чтоб делание было вполне бескорыстным, чтоб преуспеяние было вполне предоставлено воле Божией. 21 января 1865 года № 106 На днях я взглянул в книгу Варсонофия Великого; открылась книга на стран<ице> 362, где на первой же строчке сказано: «Благому непременно сопротивляется скорбь от зависти диавольской, но молитвою оное благое умножается». Это можно отнести и к напечатанию «Опытов». Видно и действие против напечатания и действие, содействующее напечатанию, устрояемое Промыслом Божиим. Помяни, Батюшка мой, какие труды и скорби потерпели все, распространявшие Слово Божие и истинное учение о Боге. Скорби служат свидетельством исследования истине в этом деле. Напротив того, с невозбранным от ми-родержца успехом, с наградою от мира, печатаются книги в духе и видах миродержца, хотя бы они и носили название, заимствованное из христианства. В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она — существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет! Лучшие, сколько известно, наставники Оптинские. Но они исключительно телесные делатели, и потому сами во тьме ходят и последующих им держат во тьме, удовлетворяясь сами и требуя от других единственно телесного исполнения заповедей. Иоанн, по открытости своей, нравился мне более, нежели современные ему академисты. И тогда многие баре восхищались его проповедями, направленными к освобождению крестьян, не поняв, что Иоанн отнюдь не духовный проповедник, а рьяный фанатик сословный и что у него замаскирована мысль о резне дворян и о предоставлении своей пастве первенства и в гражданском и церковном служении. Другие, имея эту же мысль, лучше скрывают ее, а потому Иоанн, как откровеннее других высказывающихся, нравственно выше других. В книжке «Христианского чтения» за декабрь имеется примечательная статья «Новые издания по расколу» И. Нильского. Тут смело выставлены уклонения Великороссийской Церкви. Сильно задет Филарет по участию в масонском учении. Все мы, хотим ли, или не хотим, находимся в руце Божией. Почему, действуя по степени данных от Бога разума и совести, остальное должны возлагать на Бога, Промыслителя нашего. 29 января 1865 года № 107 Приношу тебе искреннейшую благодарность за поздравление меня грешного с днем Ангела. Мое единое желание да дарует мне милосердый Господь покаяние и прощение грехов моих, а даров духовных я недостоин и неспособен должным образом сохранить их, — образ мыслей, на котором должна быть основана вся деятельность христианина, желающего и ищущего спасения. 6 февраля 1865 года № 108 Хотим ли мы, или не хотим, — находимся во всемогущей воле Божией. Самое правильное последствие такого понятия состоит в том, чтоб мы покорились воле Бога нашего и из этого чувства покорности умоляли Его, да сотворит милость с нами. Я писал тебе, что очень нужно тебе вчитываться в «Слово об Иисусовой молитве» (Аскет. Опыты. Том 2). Там изложено с яснос-тию, кому какой механизм приличествует. Держись решительно заключения ума в слова молитвы. Если при этом явится какой-либо иной механизм, сам собою, то пусть действует, доколе не отойдет. Если отойдет, то не смущайся. У тебя молитва еще вполне вещественна. И потому самые механизмы, которых ты прежде держался неправильно, могут исправиться заключением ума в слова молитвы. При этом последнем механизме является в свое время неоцененное молитвенное действие, вполне духовное. Весьма ошибочно твое искание места сердечного! Если будешь заключать ум в слова, то сердце придет в сочувствие уму. Сперва надо молиться при этом сочувствии. Такая молитва есть молитва покаяния. Когда же чрез покаяние очистится человек, то место сердечное обозначится само собою. Когда при молитве ощущается нечувствие, то, несмотря на это состояние нечувствия, полезно нудиться к внимательной молитве и не оставлять молитвенного подвига, творя молитву гласно и неспешно, потому что после нечувствия внезапно прикасается к сердцу благодать Божия и оно приходит в умиление. Периодом борьбы со страстями никак не должно отягощаться. Период этот назначается Богом, по Его премудрому смотрению. Писание говорит: Терпя, потерпехГоспода, и внятми [338]. Также: Гнев Господень подвину, яко согреших Ему [339]. Преждевременное освобождение от внутренних браней душевредно. 12 февраля 1865 года
№ 109 Благую часть ты избрал, оставя все механизмы и довольствуясь заключением ума в слова: это поведет к самым правильным результатам, без всякой примеси прелести, которой ты мог подвергнуться и отчасти уже подвергался, употребляя механизмы, которые тебе нейдут. Для себя я держусь, когда держусь, единственно заключения ума в слова молитвы: все прочее является, когда является, само собою. Относительно моего примирения с Преосвященным Иоанном, то оно, если совершится, будет для меня событием самым приятным. Расположению его к монашеству очень рад и нахожу, что по открытости и прямоте его характера он очень способен к принятию истинного монашества и даже к благодатному ощущению милости Божией, от чего является в человеке живая вера. Я и не ссорился с Иоанном, а только дал отзыв на статьи Г-на Щапова, которые на Кавказе так разгорячили, что «потребовали крови». Сколько неправилен и вреден образ мыслей в этих статьях, доказали опыты и еще докажут. Именно, статьи забыты, но о духе их и пишется и говорится, — дух и направление получают огромный объем. Состоящие под руководством старца не должны выходить из его системы наставления. Этого и я требую от тех, которые руководствуются моими советами, особливо в отношении чтения книг, даже Отеческих. К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это — попущение Свыше, которого мы понять не можем. Старец Исайя[340] говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись». Сколько могу понять: не предвижу, по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтоб могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, также, как и монашества. И то должно будет счесть великою милостию Божиею, если не последует вскоре какого-либо тяжкого удара на монастыри. 24 февраля 1865 года № 110 С тем, кто вступил в служение Богу, начинаются искушения особенные. «Отдай долг страстям, — сказал св. Исаак Сирский, — борьбою с ними». На поприще борьбы бывают победы и побежде-ния. Побеждения должно врачевать покаянием. Оно врачует их со всею удовлетворительностью. Для преуспеяния в молитве и для избежания прелести необходимо самоотвержение, научающее искать в молитве одного внимания. Тогда подвиг молитвенный упростится и облегчится; облегчатся и искушения, которые, однако, всегда сопутствуют подвигу. Если же кто преждевременно стремится к раскрытию в себе действий сердечной молитвы, «тому, — говорит Пр<еподобный> Нил Сорский, согласно с прочими святыми Отцами, — попускаются тяжкие, превыше сил, искушения от бесов». Слово второе. Прочитай его. Такому стремлению служат основанием не понимаемые превозношение и высокоумие, представляющиеся усердием. Рассматривая книгу «Опытов» и то влияние, которое она производит на других, полагаю, что второе издание ее неминуемо. Когда и как оно устроится — это дело Божие, а моя обязанность состоит в том, чтоб доставить книге возможную удовлетворительность и усовершенствование. Отношения мои к книге изложены в письме к братии Оптинской пустыни, список с которого прилагаю[341]. Алексею Петровичу не ставь всякое лыко в строку; предостереги его слегка: это будет действительнее. Сновидения Софии Ивановны я признаю милостью к ней Божиею, призывающею ее к истинно-благочестивой жизни. Они — не из прелести и не своего сочинения. Знакомство с преосв. Иоанном показало и тебе и мне положение Церкви. В высших пастырях ее осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Иоанн откровеннее других — только. Искать ни в ком нечего! Должно бежать в горы — в положения изолированные! Бог даровал нам такое положение. Очевидно, что примирение может быть лишь наружное, а не в духе. И того довольно. Для наружного примирения нужна книга в переплете. Также очевидно, что не должно беспокоить просьбою о составлении замечания на книгу, тем более, что я не отвечаю на последнюю статью Матвеевского, несмотря на то, что ответ на нее очень прост: он навязал Отцам понимание Декарта о невещественности духов, отнял у них собственное их понимание и на этом основал столкновения между ними и разноречия, которых нет. Передай это Игнатию[342]. Полемика может соблазнять благочестивый люд, которого образ мыслей сформировался на чтении Четьих Миней и прочих подобных книг. Академический журнал «Христианское чтение» выше «Странника», в котором помещены две статьи Матвеевского против моих сочинений и много статей о современных случаях явления духов — за мои сочинения. Мысль о разборе моих сочинений в «Христианском чтении» надо оставить, хотя и невозможно будет сказать того печатно, что он сказал при свидании. Отцов он не знает. Батюшка мой! Понеси благодушно Твой труд в столице. Соверши этот труд с оконченностыо. Ты трудишься для пользы и истинной нужды остатка истинных христиан. По этой причине против книги действует зависть диавола, служащая свидетельством милости Божией и к книге и к Твоему труду. Теперь о. Иустин почитывает братьям статьи из «Опытов» и видит их действие, что за книгу крепко возьмутся и будут держаться ее все желающие спастись. Иустин редкий монах и настоятель в наше время, далеко выше Сергиевского Игнатия, который, впрочем, имеет особенную способность и находчивость в своих сношениях с светскими. 1 марта 1865 года № 111 Если оставишь всякое стремление к мнимому преуспеянию, возложив дело преуспеяния Твоего на Бога и вручив временную и вечную участь Твою воле Божией, — будешь заботиться при молитве Твоей единственно о внимании, от которого обыкновенно является и которому обыкновенно содействует умиление, то молитвенный подвиг Твой получит правильность. Это значительно успокоит Тебя. Спокойствие будет знамением милости Божией. Также я не советовал бы тебе очень вдаваться в рассматрива-нье своей греховности. Достаточно, если будешь знать это. Духовный подвиг должен быть как можно менее сложным. Разбор «Опытов» в «Христианском чтении» едва ли удобен для самого этого журнала, который — орган Академии. Впрочем, как угодно. «Взгляд» в настоящем его виде так силен, что трудно справиться с ним критику, незнакомому с Отцами и с монашеским подвижничеством. Если и напишут что, то это послужит поводом к более точному определению предметов, которые подвергнутся критике, следовательно, дадут возможность усовершить книгу ко второму изданию, какого усовершенствования я сердечно желаю для общей пользы современного христианства. 16 марта 1865 года № 112 Приношу Тебе искреннейшее поздравление с наступающим днем рождения Твоего. Искренно желаю Тебе, чтоб это рождение в земную жизнь было вместе и рождением в жизнь вечную, в вечное блаженство. В подарок посылаю тебе одно из изречений Пр<еподобного> Пимена Великого, великого делателя умной молитвы. Предостерегая учеников своих от козней диавольских, он говорит: «Все, что превыше меры, — от бесов». Познается же приносимое бесами по смущению — этому непременному и неизбежному плоду их действия. В умном делании, в самом покаянии должно избегать чрезмерности. Надо делать в великой тихости. Правильность такого делания свидетельствуется миром, приносимым душе. Благословение Божие да почиет над тобою. 22 марта 1865 года
№ 113 Велия милость Божия — напечатание «Опытов». Милость Божия ко всем, потрудившимся в этом деле для пользы христианского общества. «Взгляд» выходит в настоящем его виде гораздо сильнее, нежели в его виде первобытном. Преважно определение слова дух святого Кирилла Иерусалимского. Не все академики упорно держатся мнения Декарта о духах: основательные из них на моей стороне. И я не скоро получил то понятие, которое имею теперь. В течение долгого времени мое понимание духов оставалось очень темным и неопределенным. 24 марта 1865 года № 114 Печально современное религиозное и нравственное направление народа, В течение трехлетнего пребывания нашего в Бабаевском монастыре это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед и приняло обширнейшие размеры. Все совершающееся да совершается под взорами Бога. Относительно раздачи книг, доставшихся на нашу часть, не должно торопиться. Много нужно нам здесь на подарки братии и благотворителям. Может быть, через год времени понадобится новая пропорция в Оптину. По монастырям же без разбору посылать нечего: во многих интересуются исключительно «Колоколом», «Искрою» и проч. Молитвенный подвиг, Батюшка мой, есть подвиг. Надо потрудиться. Кто терпеливо молится своею оскверненною молитвою, сказал св. Иоанн Лествичник, и не покидает ее, наскучив ее скверною, тому Бог в свое время дает истинную молитву. Внимай себе, т. е. словам молитвы, а не внимай помыслам, приходящим во время ее. Не вдавайся в разбирательство себя. Это разбирательство замени чтением статей о молитве в «Опытах». Тебе должно очень устраняться от того дробного анализа, к которому Ты привык и на основании которого враг смущает Тебя помыслами. На вопрос твой о страннице Глинки <«Разговор Ф. Н. Глинки с странницей», помещенный в «Дом<ашней> Беседе» 1865 г.> скажу тебе, что я читал эту статью, но ничего особенного не нашел, весьма вероятно по той причине, что я воспитан учением Святых Иноков и от всякого пути особенного устраняюсь. Путем особенным, по особенному избранию и призванию Божиему может идти угодник Божий, что случается очень редко. Наиболее путем особенным идут или находящиеся в самообольщении, или направившиеся к самообольщению. Нам должно держатся вдали и в осторожности от всех, идущих путем особенным, загадочным. О. Иустин принял отказ о возведении в сан архимандрита с таким благодушием, как подобает монаху. Промысл Божий ведет его не по цветам, а по пути прискорбному, посреди поношения человеческого, чем отмечается человек, любимый Богом. Отказ этот душеполезен и для него и для меня. Принимаем его как от руки Божией. Очень грустно положение митрополита в Синоде. Грустно оно не для личности, но для митрополита и как перевес, взятый священниками над архиереями. Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке. Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо. Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием. 29 марта 1865 года. № 115 Письмо Твое от 5 апреля получено. На этой же почте получил письмо от А. Н. Муравьева, которому, как видно, «Опыты» не понравились, — вероятно, как конкуренция на литературном поприще. Особливо «Плач» смутил его, по его выражению. Я отвечаю, что этой статьи не хотел печатать, но она оказалась нужною для тех, которые находятся в подобных обстоятельствах на гранях между монашеством и миром, и напечатана для них, по просьбе некоторых из них. 15 апреля 1865 года № 116 Спаси Господи за труды Твои по напечатан и ю книги «Аскетические Опыты» и поздравляю с окончанием этого труда, за который да воздаст Тебе милосердый Господь. Дай Бог, чтоб книга была сколько-нибудь полезна современному христианству. Получил от архимандрита Игнатия и от Норова письма, в которых видно их сердечное сочувствие к учению, изложенному в «Опытах». Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно. Предсказанное в Писании совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ и все страны, в которых доселе держалось православие. В особенной чистоте оно было сохраняемо в Молдавии, Валахии, Сербии. Никак не бери на себя напечатания остальных двух процензурованных частей моих сочинений. Это вовлечет тебя в самое затруднительное положение, сопряженное с душевным расстройством. Слава Богу за то, что напечатаны «Аскетические Опыты». В них — великая помощь для желающих истинно молиться и истинно подвизаться. 1 мая 1865 года № 117 Искушение, постигшее Тебя[343], есть ничто иное, как искушение, которое, по милости Божией, мимо идет. Этим искушением свидетельствуется избранный Тобою путь. В делании терпения имеются свои меры и степени. Совершенные сохраняют совершенное молчание при обвинениях, соответствующее степени их самоотвержения и терпят все последствия такого молчания, как, например, св. Андрей и Симеон, Христа ради юродивые. Тебе это делание не только нейдет, как превышающее меры Твои, но и крайне душевредно, потому что Тебе не выдержать его. На отзыв сделай печатный отзыв без разгорячения; дай отзыву силу фактами; дело же поведи законно и с твердостью, призвав помощь Божию. С сердечными чувствами злобы и мщения поборись. Именно при таких случаях и притупляется памятозлобие борьбою с ним; ничем не затрагиваемое, оно остается жить в сердце непримеченным. Очищение Твоего имени необходимо для Тебя и для твоего сына, по вашему положению благочестивых мирян. И Апостол Павел просил суда и апелляции у Кесаря. Успокойся, Батюшка мой, Господь не оставит Тебя. Благословение Божие да почиет над Тобою. 25 октября 1865 года №118 Юму нельзя верить. Такие господа говорят и предсказывают иногда удачно с тою целию, чтоб завладеть доверенностью людей и тем вернее вредить им. Так наставляет преподобный Антоний Великий. Бог изменял Свои определения, объявленные и чрез святых пророков, как то: пророчество пророка Ионы о ни-невитянах, Илии о Ахаве (3 Цар. 21.29), Исайи о Езекии (4 Цар. 20. 1-11); тем удобнее не сбыться предсказанию лжепророка, если б оно и имело какое основание. Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед. Над всеми нами да будет воля и милость Божия. 7 января 1866 года № 119 Милосердый Господь да покроет останок верующих в Него! Но останок этот скуден; делается скуднее и скуднее. Н. Я. Ш. не мог умиротворить себя и окончательно вышел из монастыря. Я не счел себя в праве удерживать его уговариванием: это было б против совести; а посоветовал ему вступить в законный брак и жить благочестно в мире. На монастыри делают нападки извне, но они и внутри себя истлели. Должно благодарить В. И. Аскоченского и много благодарить! Судя по отзыву Филарета <Московского> они решились написать что-нибудь, последуя примеру и вызову Аскоченского. Пусть напишут что-нибудь. Это что-нибудь может иметь какое-нибудь значение для людей, непонимающих ничего, и отсрочит на сколько-нибудь времени затеи реформаторов. Очень верно отвечал Константинопольский Патриарх лютеранам, известившим его о своих действиях: «Вы хорошо сделали, что отвергли заблуждения папистов, но сделали худо, заменив эти заблуждения своими заблуждениями: вам следовало бы обратиться к преданию вселенской первенствующей Церкви». То же можно сказать и о монастырях: для исправления уклонений должно возвратиться к правилам святых Отцов. Этого не захотят сделать защитники монашества из сонма Филаретов: им нужно сохранить многие уклонения для защиты выгод своих. И потому с обеих сторон порождается софистика. Для дела Божия не выйдет никакого результата, кроме разве того, что при посредстве этой меры Господь потерпит еще несколько времени нашей немощи, нашему расслаблению, нашей греховности. И за это — слава Богу. В «Дом<ашней> Беседе» за 1865 год, в выпуске 50-м помещена статья «Новое Миссионерское общество в России». Я прочитал ее нарочно для того, чтоб ознакомиться с духом современной деятельности Синода. Видна пламенная ревность, за которою нам никак не поспеть, а потому должно быть очень осторожным и благочестивым. Сейчас приходил ко мне Матфей[344] с сознанием, что он письма мои привез обратно с собою сюда и сжег их в печи. Вот каково общее состояние нравственности в христианском обществе. Чего требовать от монастырей, когда мир доставляет им людей испорченных, когда они отовсюду окружены безнравственностью, когда сверху гнетет их безнравственность? Язва, которая исцеляется одною смертию. 12 января 1866 года № 120 Очень благодарю Тебя за письмо Твое от 10-го января. Ничего нет лучше, как успокоить людей и для врагов сделать ненужным враждование. Важнейшее служение, служение слову Божию, остается на долю уклонившегося от служения суетности по преимуществу. Утешай и успокаивай всех известием, что мое здоровье расстроено окончательно, что сущая правда. Сведения, получаемые мною о том, как принимаются «Опыты» личностями, истинно ищущими спасения, очень утешают меня. «Аскетическая Проповедь» и «Советы» пополнят назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление. Делается ясным, что эти книги распространятся и водворятся между упомянутыми личностями. Из Бежецка пишут: «"Опыты" приняты с великою любовию, эта книга заменяет Добротолюбие для нас, будучи гораздо понятнее, чем Добротолюбие и содержа все, о чем говорится в Добротолюбии». Такой взгляд очень верен, и на нем я основываю свое мнение, что книга водворится. Ее будут читать и перечитывать для питания, поверки и поддержки своего подвижничества. Теперь оказывается очень важным напечатание 3-го и 4-го томов, которыми подвижничество объясняется еще удовлетворительнее, точнее. 15 января 1866 года № 121 24-го я получил оба письма Твои: от души благодарю Тебя за подвиг Твой. Слава Богу, изливающему на меня милости свои. К концу моей жизни, когда мне существенно нужен покой, когда уже мои нервы не выдерживают потрясений, когда мне необходимо приготовиться к переходу в вечность при мирном настроении души, — настал впервые Обер-Прокурор, выразивший сочувствие ко мне. Будет расположен Граф, будут расположены члены Синода. Какое время! Для поддержания Церкви нужно быть во главе управления светскому лицу, потому что обуявшая соль способна только быть попираемою человеками. Впрочем святой Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников. Признак очень верный! Это не может состояться иначе как при утрате духовенством своего существенного духовного значения, своей энергии, порождаемой решительным отрешением от мира. Справедливо заметил Граф, что чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролюбие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капиталов уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских по ненависти их к народу, по злоупотреблениям и безнравственности. 25 января 1866 года №122 У нас скончался иеродиакон Никодим, драгоценнейший человек для монастыря и в цвете лет. Сплелись кишки, затем последовал антонов огонь. При нас — сюда не поступил ни один благонадежный человек, а из прежнего братства приблизился более всех других Никодим и имел расположение послужить обители. Буди воля Божия! Но, на мой взгляд, все в монастырях и самых благоустроенных, идет к упадку. Сущность дела, что благонадежные и способные люди делаются крайне редкими. Естественно: диавол видит это и нападает извне. Матфей вышел. К Сухареву написал по этой почте. Вышли ему экземпляр «Опытов» из Москвы. Книга на новую почву, которую пошевелили скорби, может наложить решительную печать. 28 января 1866 года №123 Буди над всеми нами воля Божия и милость Божия! Милость Божия и Промысл Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиною благочестия. Очень жалок отзыв М. А. о статье «Земледельца»[345]. Служители и верховные служители слова, остаются без слова и рады спрятаться под покров слова, имеющего исключительный характер частной защиты по частному делу. Очень жалею Софию Ивановну![346] Дай Бог ей выздороветь! Она не раз была больна очень опасно, и Бог возвращал ее к жизни. И теперь да будет над ней милость и воля Божия. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия Маловыми с братиею. 2 февраля 1866 года № 124 Благодарю тебя за воспоминание дня моего рождения. 59 лет! Прожито довольно; остается жить уже очень мало, судя по постоянно увеличивающемуся истощению сил. 12-го и 13-го выходил в Церковь; посмотрел на братию и порадовался милости Божией к нам в такое время, в какое живем. Все подвигается очень быстро. Буди воля Божия! Потрудись передать мой усерднейший поклон Софии Ивановне. Уповаю на милость Божию, что она выздоровеет. Жизнь ей нужна по той же причине, по которой нужна и мне, — для приготовления к вечности. Несмотря на всю трудность нашего времени, всемогущая десница Божия не оставляет тех человеков, которые возложились на Бога при посильном служении Ему. 13 февраля 1866 года № 125 В разговоре мирянина с монахом[347] предвозвещено, что прикосновение к монастырям такое, какое проповедуют газеты, послужит к окончательному сокрушению монастырей, которые сокрушены уже при отобрании у них имений за сто лет до сего. Вообще, монастыри обстраивать некому. Должен обстраивать монах. А что сказать монаху? Нечего и некому. Может быть, некоторые монастыри будут выгорожены по какому-либо особому ходатайству, как случилось и за сто лет. 18 февраля 1866 года №126 Так как дело о напечатании 3 и 4 томов получило надлежащий ход, то зачем оставаться Тебе в Петербурге? С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти все приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтоб существование монашества продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод! Сверх того бури извне усиливаются сорвать его с лица земли. По причине направления, принятого высшими слоями общества, и по причине скудости высылаемых подаяний, не трудись печатать приглашений в ведомостях. Саровская пустыня приняла «Опыты» с особенною любовию. 24 февраля 1866 года № 127 Из письма М. Д. увидишь, как приняты «Аск<етические> Опыты» в Саровской пустыне и какое там дается значение им. Это показывает всю важность, которую должны иметь 3 и 4 томы. 4-й том изображает монашескую жизнь с определенностию, а первые три тома служат как бы оттушевкою рисунка. Тут действует Перст Божий, благодетельствующий всем участвующим и в издании и в чтении «Опытов».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |