Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 30 страница. Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе




№ 102

Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления. Спасаяй, да спасает свою душу! Заметно, что ныне всем, желающим спастись, посылаются скорби. Это совершает­ся и над Александрой Васильевной Жандр[337].

/ / января 1865 года

№ 103

И тому я очень рад, что «Опытами» закончится теперь печа­тание моих сочинений. Необходимо выждать более благоприят­ного положения. Если Богу угодно, чтоб устроилось напечата-ние, то Он устроит. Если же неугодно Богу, то и я не желаю. Нам драгоценнее всего то, чтоб состоять под водительством воли Божией, и вне ее не делать ничего, каковы бы ни были представ­ления плотского мудрования нашего и других людей.

14 января 1865 года

№ 104

И здесь пред Крещением была самая тяжелая погода, долго шел проливной дождь и было очень тяжко от густоты облаков. Сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим — так молится Святая Церковь и так научает нас молиться.

16 января 1865 года

№ 105

На днях прочитал я внимательно «Слово о Иисусовой молит­ве». В нем со всею ясностию изложено, что моление с заключени­ем ума в слова молитвы есть самое полезное и безопасное, что механизм чрез ноздренное дыхание с усилием взойти умом в сер­дце воспрещен святыми Отцами для не созревших к такому мо­лению! Тебе необходимо молиться первым способом, принимая в руководство общее правило и не принимая в руководство исклю­чений из общего правила, совершившихся по особенному смот­рению Божию. Я стараюсь приобучаться единственно к первому способу, как необходимому для внимания. Внимание — душа мо­литвы. Стараюсь даже устранять все прочее, чтоб делание было вполне бескорыстным, чтоб преуспеяние было вполне предостав­лено воле Божией.

21 января 1865 года

№ 106

На днях я взглянул в книгу Варсонофия Великого; откры­лась книга на стран<ице> 362, где на первой же строчке сказано: «Благому непременно сопротивляется скорбь от зависти диавольской, но молитвою оное благое умножается». Это можно отнести и к напечатанию «Опытов». Видно и действие против напечатания и действие, содействующее напечатанию, устрояемое Промыслом Божиим. Помяни, Батюшка мой, какие труды и скорби потерпели все, распространявшие Слово Божие и истин­ное учение о Боге. Скорби служат свидетельством исследова­ния истине в этом деле. Напротив того, с невозбранным от ми-родержца успехом, с наградою от мира, печатаются книги в духе и видах миродержца, хотя бы они и носили название, заимство­ванное из христианства.

В настоящее время — существенная нужда в правильной мо­литве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть оруди­ем и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она — существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет! Лучшие, сколько извест­но, наставники Оптинские. Но они исключительно телесные делатели, и потому сами во тьме ходят и последующих им дер­жат во тьме, удовлетворяясь сами и требуя от других единствен­но телесного исполнения заповедей.

Иоанн, по открытости своей, нравился мне более, нежели со­временные ему академисты. И тогда многие баре восхищались его проповедями, направленными к освобождению крестьян, не поняв, что Иоанн отнюдь не духовный проповедник, а рьяный фанатик сословный и что у него замаскирована мысль о резне дворян и о предоставлении своей пастве первенства и в гражданском и церковном служении. Другие, имея эту же мысль, луч­ше скрывают ее, а потому Иоанн, как откровеннее других выс­казывающихся, нравственно выше других. В книжке «Христи­анского чтения» за декабрь имеется примечательная статья «Но­вые издания по расколу» И. Нильского. Тут смело выставлены уклонения Великороссийской Церкви. Сильно задет Филарет по участию в масонском учении.

Все мы, хотим ли, или не хотим, находимся в руце Божией. Почему, действуя по степени данных от Бога разума и совести, остальное должны возлагать на Бога, Промыслителя нашего.

29 января 1865 года

№ 107

Приношу тебе искреннейшую благодарность за поздравление меня грешного с днем Ангела. Мое единое желание да дарует мне милосердый Господь покаяние и прощение грехов моих, а даров духовных я недостоин и неспособен должным образом сохранить их, — образ мыслей, на котором должна быть основана вся дея­тельность христианина, желающего и ищущего спасения.

6 февраля 1865 года

№ 108

Хотим ли мы, или не хотим, — находимся во всемогущей воле Божией. Самое правильное последствие такого понятия состо­ит в том, чтоб мы покорились воле Бога нашего и из этого чув­ства покорности умоляли Его, да сотворит милость с нами. Я писал тебе, что очень нужно тебе вчитываться в «Слово об Иису­совой молитве» (Аскет. Опыты. Том 2). Там изложено с яснос-тию, кому какой механизм приличествует. Держись решитель­но заключения ума в слова молитвы. Если при этом явится ка­кой-либо иной механизм, сам собою, то пусть действует, доколе не отойдет. Если отойдет, то не смущайся. У тебя молитва еще вполне вещественна. И потому самые механизмы, которых ты прежде держался неправильно, могут исправиться заключени­ем ума в слова молитвы. При этом последнем механизме явля­ется в свое время неоцененное молитвенное действие, вполне духовное.

Весьма ошибочно твое искание места сердечного! Если бу­дешь заключать ум в слова, то сердце придет в сочувствие уму. Сперва надо молиться при этом сочувствии. Такая молитва есть молитва покаяния. Когда же чрез покаяние очистится человек, то место сердечное обозначится само собою.

Когда при молитве ощущается нечувствие, то, несмотря на это состояние нечувствия, полезно нудиться к внимательной молитве и не оставлять молитвенного подвига, творя молитву гласно и неспешно, потому что после нечувствия внезапно при­касается к сердцу благодать Божия и оно приходит в умиление.

Периодом борьбы со страстями никак не должно отягощать­ся. Период этот назначается Богом, по Его премудрому смотре­нию. Писание говорит: Терпя, потерпехГоспода, и внятми [338]. Так­же: Гнев Господень подвину, яко согреших Ему [339]. Преждевремен­ное освобождение от внутренних браней душевредно.

12 февраля 1865 года

 

№ 109

Благую часть ты избрал, оставя все механизмы и довольству­ясь заключением ума в слова: это поведет к самым правильным результатам, без всякой примеси прелести, которой ты мог под­вергнуться и отчасти уже подвергался, употребляя механизмы, которые тебе нейдут. Для себя я держусь, когда держусь, един­ственно заключения ума в слова молитвы: все прочее является, когда является, само собою.

Относительно моего примирения с Преосвященным Иоанном, то оно, если совершится, будет для меня событием самым прият­ным. Расположению его к монашеству очень рад и нахожу, что по открытости и прямоте его характера он очень способен к приня­тию истинного монашества и даже к благодатному ощущению милости Божией, от чего является в человеке живая вера. Я и не ссорился с Иоанном, а только дал отзыв на статьи Г-на Щапова, которые на Кавказе так разгорячили, что «потребовали крови». Сколько неправилен и вреден образ мыслей в этих статьях, до­казали опыты и еще докажут. Именно, статьи забыты, но о духе их и пишется и говорится, — дух и направление получают ог­ромный объем.

Состоящие под руководством старца не должны выходить из его системы наставления. Этого и я требую от тех, которые ру­ководствуются моими советами, особливо в отношении чтения книг, даже Отеческих.

К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это — попущение Свыше, которого мы понять не можем. Старец Исайя[340] говорил мне: «Пойми время. Не жди благо­устройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что пре­доставлено в частности спасаться людям, желающим спастись». Сколько могу понять: не предвижу, по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтоб могло быть восстановление Цер­кви в древней красоте ее, также, как и монашества. И то должно будет счесть великою милостию Божиею, если не последует вско­ре какого-либо тяжкого удара на монастыри.

24 февраля 1865 года

№ 110

С тем, кто вступил в служение Богу, начинаются искушения особенные. «Отдай долг страстям, — сказал св. Исаак Сирский, — борьбою с ними». На поприще борьбы бывают победы и побежде-ния. Побеждения должно врачевать покаянием. Оно врачует их со всею удовлетворительностью.

Для преуспеяния в молитве и для избежания прелести необхо­димо самоотвержение, научающее искать в молитве одного внима­ния. Тогда подвиг молитвенный упростится и облегчится; облег­чатся и искушения, которые, однако, всегда сопутствуют подвигу. Если же кто преждевременно стремится к раскрытию в себе дей­ствий сердечной молитвы, «тому, — говорит Пр<еподобный> Нил Сорский, согласно с прочими святыми Отцами, — попускаются тяжкие, превыше сил, искушения от бесов». Слово второе. Прочи­тай его. Такому стремлению служат основанием не понимаемые превозношение и высокоумие, представляющиеся усердием.

Рассматривая книгу «Опытов» и то влияние, которое она про­изводит на других, полагаю, что второе издание ее неминуемо. Ког­да и как оно устроится — это дело Божие, а моя обязанность состо­ит в том, чтоб доставить книге возможную удовлетворительность и усовершенствование. Отношения мои к книге изложены в пись­ме к братии Оптинской пустыни, список с которого прилагаю[341].

Алексею Петровичу не ставь всякое лыко в строку; предосте­реги его слегка: это будет действительнее.

Сновидения Софии Ивановны я признаю милостью к ней Бо­жиею, призывающею ее к истинно-благочестивой жизни. Они — не из прелести и не своего сочинения.

Знакомство с преосв. Иоанном показало и тебе и мне поло­жение Церкви. В высших пастырях ее осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей ду­ховную жизнь в христианском обществе, уничтожающей хрис­тианство, которое есть дело, а не буква. Иоанн откровеннее дру­гих — только. Искать ни в ком нечего! Должно бежать в горы — в положения изолированные! Бог даровал нам такое положение. Очевидно, что примирение может быть лишь наружное, а не в духе. И того довольно. Для наружного примирения нужна кни­га в переплете. Также очевидно, что не должно беспокоить просьбою о составлении замечания на книгу, тем более, что я не отвечаю на последнюю статью Матвеевского, несмотря на то, что ответ на нее очень прост: он навязал Отцам понимание Декарта о невещественности духов, отнял у них собственное их понима­ние и на этом основал столкновения между ними и разноречия, которых нет. Передай это Игнатию[342]. Полемика может соблаз­нять благочестивый люд, которого образ мыслей сформировал­ся на чтении Четьих Миней и прочих подобных книг. Академи­ческий журнал «Христианское чтение» выше «Странника», в котором помещены две статьи Матвеевского против моих сочи­нений и много статей о современных случаях явления духов — за мои сочинения. Мысль о разборе моих сочинений в «Христи­анском чтении» надо оставить, хотя и невозможно будет сказать того печатно, что он сказал при свидании. Отцов он не знает.

Батюшка мой! Понеси благодушно Твой труд в столице. Со­верши этот труд с оконченностыо. Ты трудишься для пользы и истинной нужды остатка истинных христиан. По этой причине против книги действует зависть диавола, служащая свидетель­ством милости Божией и к книге и к Твоему труду. Теперь о. Иус­тин почитывает братьям статьи из «Опытов» и видит их дей­ствие, что за книгу крепко возьмутся и будут держаться ее все желающие спастись. Иустин редкий монах и настоятель в наше время, далеко выше Сергиевского Игнатия, который, впрочем, имеет особенную способность и находчивость в своих сношени­ях с светскими.

1 марта 1865 года

№ 111

Если оставишь всякое стремление к мнимому преуспеянию, возложив дело преуспеяния Твоего на Бога и вручив временную и вечную участь Твою воле Божией, — будешь заботиться при молитве Твоей единственно о внимании, от которого обыкновен­но является и которому обыкновенно содействует умиление, то молитвенный подвиг Твой получит правильность. Это значитель­но успокоит Тебя. Спокойствие будет знамением милости Божи­ей. Также я не советовал бы тебе очень вдаваться в рассматрива-нье своей греховности. Достаточно, если будешь знать это. Ду­ховный подвиг должен быть как можно менее сложным.

Разбор «Опытов» в «Христианском чтении» едва ли удобен для самого этого журнала, который — орган Академии. Впро­чем, как угодно. «Взгляд» в настоящем его виде так силен, что трудно справиться с ним критику, незнакомому с Отцами и с монашеским подвижничеством. Если и напишут что, то это по­служит поводом к более точному определению предметов, кото­рые подвергнутся критике, следовательно, дадут возможность усовершить книгу ко второму изданию, какого усовершенство­вания я сердечно желаю для общей пользы современного хрис­тианства.

16 марта 1865 года

№ 112

Приношу Тебе искреннейшее поздравление с наступающим днем рождения Твоего. Искренно желаю Тебе, чтоб это рожде­ние в земную жизнь было вместе и рождением в жизнь вечную, в вечное блаженство.

В подарок посылаю тебе одно из изречений Пр<еподобного> Пимена Великого, великого делателя умной молитвы. Предос­терегая учеников своих от козней диавольских, он говорит: «Все, что превыше меры, — от бесов». Познается же приносимое беса­ми по смущению — этому непременному и неизбежному плоду их действия. В умном делании, в самом покаянии должно избе­гать чрезмерности. Надо делать в великой тихости. Правиль­ность такого делания свидетельствуется миром, приносимым душе.

Благословение Божие да почиет над тобою.

22 марта 1865 года

 

№ 113

Велия милость Божия — напечатание «Опытов». Милость Божия ко всем, потрудившимся в этом деле для пользы христи­анского общества. «Взгляд» выходит в настоящем его виде го­раздо сильнее, нежели в его виде первобытном. Преважно опре­деление слова дух святого Кирилла Иерусалимского. Не все ака­демики упорно держатся мнения Декарта о духах: основательные из них на моей стороне. И я не скоро получил то понятие, кото­рое имею теперь. В течение долгого времени мое понимание ду­хов оставалось очень темным и неопределенным.

24 марта 1865 года

№ 114

Печально современное религиозное и нравственное направ­ление народа, В течение трехлетнего пребывания нашего в Ба­баевском монастыре это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед и приняло обширнейшие размеры. Все совершающееся да совершается под взорами Бога.

Относительно раздачи книг, доставшихся на нашу часть, не должно торопиться. Много нужно нам здесь на подарки братии и благотворителям. Может быть, через год времени понадобит­ся новая пропорция в Оптину. По монастырям же без разбору посылать нечего: во многих интересуются исключительно «Ко­локолом», «Искрою» и проч.

Молитвенный подвиг, Батюшка мой, есть подвиг. Надо потру­диться. Кто терпеливо молится своею оскверненною молитвою, сказал св. Иоанн Лествичник, и не покидает ее, наскучив ее сквер­ною, тому Бог в свое время дает истинную молитву. Внимай себе, т. е. словам молитвы, а не внимай помыслам, приходящим во время ее. Не вдавайся в разбирательство себя. Это разбирательство за­мени чтением статей о молитве в «Опытах». Тебе должно очень устраняться от того дробного анализа, к которому Ты привык и на основании которого враг смущает Тебя помыслами.

На вопрос твой о страннице Глинки <«Разговор Ф. Н. Глинки с странницей», помещенный в «Дом<ашней> Беседе» 1865 г.> скажу тебе, что я читал эту статью, но ничего особенного не на­шел, весьма вероятно по той причине, что я воспитан учением Святых Иноков и от всякого пути особенного устраняюсь. Путем особенным, по особенному избранию и призванию Божиему мо­жет идти угодник Божий, что случается очень редко. Наиболее путем особенным идут или находящиеся в самообольщении, или направившиеся к самообольщению. Нам должно держатся вдали и в осторожности от всех, идущих путем особенным, загадочным.

О. Иустин принял отказ о возведении в сан архимандрита с таким благодушием, как подобает монаху. Промысл Божий ве­дет его не по цветам, а по пути прискорбному, посреди поноше­ния человеческого, чем отмечается человек, любимый Богом. Отказ этот душеполезен и для него и для меня. Принимаем его как от руки Божией.

Очень грустно положение митрополита в Синоде. Грустно оно не для личности, но для митрополита и как перевес, взятый свя­щенниками над архиереями. Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке. Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо. Одна осо­бенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием.

29 марта 1865 года.

№ 115

Письмо Твое от 5 апреля получено. На этой же почте полу­чил письмо от А. Н. Муравьева, которому, как видно, «Опыты» не понравились, — вероятно, как конкуренция на литературном поприще. Особливо «Плач» смутил его, по его выражению. Я отвечаю, что этой статьи не хотел печатать, но она оказалась нуж­ною для тех, которые находятся в подобных обстоятельствах на гранях между монашеством и миром, и напечатана для них, по просьбе некоторых из них.

15 апреля 1865 года

№ 116

Спаси Господи за труды Твои по напечатан и ю книги «Аске­тические Опыты» и поздравляю с окончанием этого труда, за который да воздаст Тебе милосердый Господь. Дай Бог, чтоб книга была сколько-нибудь полезна современному христиан­ству. Получил от архимандрита Игнатия и от Норова письма, в которых видно их сердечное сочувствие к учению, изложенно­му в «Опытах».

Положение Церкви и христианства самое горестное, горест­ное повсеместно. Предсказанное в Писании совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ и все страны, в которых доселе держалось православие. В особенной чистоте оно было сохраня­емо в Молдавии, Валахии, Сербии.

Никак не бери на себя напечатания остальных двух процензурованных частей моих сочинений. Это вовлечет тебя в самое затруднительное положение, сопряженное с душевным рас­стройством. Слава Богу за то, что напечатаны «Аскетические Опыты». В них — великая помощь для желающих истинно мо­литься и истинно подвизаться.

1 мая 1865 года

№ 117

Искушение, постигшее Тебя[343], есть ничто иное, как искушение, которое, по милости Божией, мимо идет. Этим искушением свиде­тельствуется избранный Тобою путь. В делании терпения имеют­ся свои меры и степени. Совершенные сохраняют совершенное молчание при обвинениях, соответствующее степени их самоот­вержения и терпят все последствия такого молчания, как, напри­мер, св. Андрей и Симеон, Христа ради юродивые. Тебе это дела­ние не только нейдет, как превышающее меры Твои, но и крайне душевредно, потому что Тебе не выдержать его. На отзыв сделай печатный отзыв без разгорячения; дай отзыву силу фактами; дело же поведи законно и с твердостью, призвав помощь Божию. С сер­дечными чувствами злобы и мщения поборись. Именно при таких случаях и притупляется памятозлобие борьбою с ним; ничем не затрагиваемое, оно остается жить в сердце непримеченным. Очи­щение Твоего имени необходимо для Тебя и для твоего сына, по вашему положению благочестивых мирян. И Апостол Павел про­сил суда и апелляции у Кесаря. Успокойся, Батюшка мой, Господь не оставит Тебя. Благословение Божие да почиет над Тобою.

25 октября 1865 года

№118

Юму нельзя верить. Такие господа говорят и предсказывают иногда удачно с тою целию, чтоб завладеть доверенностью лю­дей и тем вернее вредить им. Так наставляет преподобный Антоний Великий. Бог изменял Свои определения, объявленные и чрез святых пророков, как то: пророчество пророка Ионы о ни-невитянах, Илии о Ахаве (3 Цар. 21.29), Исайи о Езекии (4 Цар. 20. 1-11); тем удобнее не сбыться предсказанию лжепророка, если б оно и имело какое основание. Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед. Над всеми нами да будет воля и милость Божия.

7 января 1866 года

№ 119

Милосердый Господь да покроет останок верующих в Него! Но останок этот скуден; делается скуднее и скуднее. Н. Я. Ш. не мог умиротворить себя и окончательно вышел из монастыря. Я не счел себя в праве удерживать его уговариванием: это было б против совести; а посоветовал ему вступить в законный брак и жить благочестно в мире. На монастыри делают нападки извне, но они и внутри себя истлели.

Должно благодарить В. И. Аскоченского и много благодарить! Судя по отзыву Филарета <Московского> они решились напи­сать что-нибудь, последуя примеру и вызову Аскоченского. Пусть напишут что-нибудь. Это что-нибудь может иметь какое-нибудь значение для людей, непонимающих ничего, и отсрочит на сколько-нибудь времени затеи реформаторов. Очень верно отвечал Константинопольский Патриарх лютеранам, известив­шим его о своих действиях: «Вы хорошо сделали, что отвергли заблуждения папистов, но сделали худо, заменив эти заблужде­ния своими заблуждениями: вам следовало бы обратиться к пре­данию вселенской первенствующей Церкви». То же можно ска­зать и о монастырях: для исправления уклонений должно воз­вратиться к правилам святых Отцов. Этого не захотят сделать защитники монашества из сонма Филаретов: им нужно сохра­нить многие уклонения для защиты выгод своих. И потому с обеих сторон порождается софистика. Для дела Божия не вый­дет никакого результата, кроме разве того, что при посредстве этой меры Господь потерпит еще несколько времени нашей не­мощи, нашему расслаблению, нашей греховности. И за это — слава Богу.

В «Дом<ашней> Беседе» за 1865 год, в выпуске 50-м помеще­на статья «Новое Миссионерское общество в России». Я прочитал ее нарочно для того, чтоб ознакомиться с духом современной деятельности Синода. Видна пламенная ревность, за которою нам никак не поспеть, а потому должно быть очень осторожным и благочестивым.

Сейчас приходил ко мне Матфей[344] с сознанием, что он письма мои привез обратно с собою сюда и сжег их в печи. Вот каково общее состояние нравственности в христианском обществе. Чего требовать от монастырей, когда мир доставляет им людей испор­ченных, когда они отовсюду окружены безнравственностью, ког­да сверху гнетет их безнравственность? Язва, которая исцеляется одною смертию.

12 января 1866 года

№ 120

Очень благодарю Тебя за письмо Твое от 10-го января. Ниче­го нет лучше, как успокоить людей и для врагов сделать ненуж­ным враждование. Важнейшее служение, служение слову Божию, остается на долю уклонившегося от служения суетности по преимуществу. Утешай и успокаивай всех известием, что мое здоровье расстроено окончательно, что сущая правда.

Сведения, получаемые мною о том, как принимаются «Опы­ты» личностями, истинно ищущими спасения, очень утешают меня. «Аскетическая Проповедь» и «Советы» пополнят нази­дательное чтение, дающее читателям решительно православ­ное направление. Делается ясным, что эти книги распростра­нятся и водворятся между упомянутыми личностями. Из Бе­жецка пишут: «"Опыты" приняты с великою любовию, эта книга заменяет Добротолюбие для нас, будучи гораздо понятнее, чем Добротолюбие и содержа все, о чем говорится в Добротолюбии». Такой взгляд очень верен, и на нем я основываю свое мне­ние, что книга водворится. Ее будут читать и перечитывать для питания, поверки и поддержки своего подвижничества. Теперь оказывается очень важным напечатание 3-го и 4-го томов, ко­торыми подвижничество объясняется еще удовлетворительнее, точнее.

15 января 1866 года

№ 121

24-го я получил оба письма Твои: от души благодарю Тебя за подвиг Твой. Слава Богу, изливающему на меня милости свои. К концу моей жизни, когда мне существенно нужен покой, ког­да уже мои нервы не выдерживают потрясений, когда мне необ­ходимо приготовиться к переходу в вечность при мирном на­строении души, — настал впервые Обер-Прокурор, выразивший сочувствие ко мне. Будет расположен Граф, будут расположены члены Синода. Какое время! Для поддержания Церкви нужно быть во главе управления светскому лицу, потому что обуяв­шая соль способна только быть попираемою человеками. Впро­чем святой Афанасий Великий говорит, что одним из призна­ков приблизившегося пришествия антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников. Признак очень верный! Это не может состояться иначе как при утрате духовенством своего существенного ду­ховного значения, своей энергии, порождаемой решительным отрешением от мира. Справедливо заметил Граф, что чиновни­чеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерар­хии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролю­бие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капиталов уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских по ненависти их к народу, по злоупотреблениям и безнравственности.

25 января 1866 года

№122

У нас скончался иеродиакон Никодим, драгоценнейший чело­век для монастыря и в цвете лет. Сплелись кишки, затем последо­вал антонов огонь. При нас — сюда не поступил ни один благона­дежный человек, а из прежнего братства приблизился более всех других Никодим и имел расположение послужить обители. Буди воля Божия! Но, на мой взгляд, все в монастырях и самых благо­устроенных, идет к упадку. Сущность дела, что благонадежные и способные люди делаются крайне редкими. Естественно: диавол видит это и нападает извне. Матфей вышел.

К Сухареву написал по этой почте. Вышли ему экземпляр «Опытов» из Москвы. Книга на новую почву, которую пошеве­лили скорби, может наложить решительную печать.

28 января 1866 года


№123

Буди над всеми нами воля Божия и милость Божия! Милость Божия и Промысл Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиною благочестия.

Очень жалок отзыв М. А. о статье «Земледельца»[345]. Служите­ли и верховные служители слова, остаются без слова и рады спря­таться под покров слова, имеющего исключительный характер частной защиты по частному делу.

Очень жалею Софию Ивановну![346] Дай Бог ей выздороветь! Она не раз была больна очень опасно, и Бог возвращал ее к жиз­ни. И теперь да будет над ней милость и воля Божия. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия Маловыми с братиею.

2 февраля 1866 года

№ 124

Благодарю тебя за воспоминание дня моего рождения. 59 лет! Прожито довольно; остается жить уже очень мало, судя по по­стоянно увеличивающемуся истощению сил. 12-го и 13-го вы­ходил в Церковь; посмотрел на братию и порадовался милости Божией к нам в такое время, в какое живем. Все подвигается очень быстро. Буди воля Божия!

Потрудись передать мой усерднейший поклон Софии Ива­новне. Уповаю на милость Божию, что она выздоровеет. Жизнь ей нужна по той же причине, по которой нужна и мне, — для приготовления к вечности. Несмотря на всю трудность нашего времени, всемогущая десница Божия не оставляет тех человеков, которые возложились на Бога при посильном служении Ему.

13 февраля 1866 года

№ 125

В разговоре мирянина с монахом[347] предвозвещено, что при­косновение к монастырям такое, какое проповедуют газеты, по­служит к окончательному сокрушению монастырей, которые сокрушены уже при отобрании у них имений за сто лет до сего. Вообще, монастыри обстраивать некому. Должен обстраивать монах. А что сказать монаху? Нечего и некому. Может быть, не­которые монастыри будут выгорожены по какому-либо особо­му ходатайству, как случилось и за сто лет.

18 февраля 1866 года

№126

Так как дело о напечатании 3 и 4 томов получило надлежа­щий ход, то зачем оставаться Тебе в Петербурге?

С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исклю­чительно; почти все приходящие уже расстроили свою нрав­ственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтоб существование монашества продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод! Сверх того бури извне усиливаются сорвать его с лица земли. По причине на­правления, принятого высшими слоями общества, и по причине скудости высылаемых подаяний, не трудись печатать пригла­шений в ведомостях. Саровская пустыня приняла «Опыты» с особенною любовию.

24 февраля 1866 года

№ 127

Из письма М. Д. увидишь, как приняты «Аск<етические> Опыты» в Саровской пустыне и какое там дается значение им. Это показывает всю важность, которую должны иметь 3 и 4 томы. 4-й том изображает монашескую жизнь с определенностию, а первые три тома служат как бы оттушевкою рисунка. Тут дей­ствует Перст Божий, благодетельствующий всем участвующим и в издании и в чтении «Опытов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.