КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В теорию и методику
O О O О ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Глава 3. Педагогический процесс в сфере физического воспитания (Ю.Ф. Курамшин)................................................................................ 47 Принципы и их значение в сфере физического воспитания.................................................... 47 Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры человека........................................... 49 Методические принципы физического воспитания.................................................................... 53 Принципы построения занятий в процессе физического воспитания.................................. 57 Воспитание личностных качеств, занимающихся физическими упражнениями.................. 62 Личность преподавателя физического воспитания, требования к его профессиональному мастерству............................................................................................... 68 Глава 4. Средства физического воспитания (Ю.Ф. Курамшин)....................................... 72 Понятие о средствах. Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания............................................................................................................. 72 Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.............................................. 75 Классификация физических упражнений..................................................................................... 76 Содержание и форма физических упражнений........................................................................... 79 Понятие о технике физических упражнений и ее характеристика........................................... 80 Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.90 Глава 5. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений (М.М. Линец, В.Н. Платонов)...................................................................................... 92 Общая характеристика физической нагрузки............................................................................... 92 Регулирование внешней стороны нагрузки путем изменения ее компонентов................... 93 Внутренняя сторона физической нагрузки................................................................................... 99 Отдых между физическими нагрузками как фактор оптимизации OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 6 тренировочных воздействий..................................................................................................... 100 Отрицательное влияние чрезмерной физической нагрузки на состояние физической подготовленности и здоровье.................................................. 107 Глава 6. Методы, применяемые в физическом воспитании (Ю.Ф. Курамшин, В.В. Петровский)................................................................................................ 111 Исходные понятия: "метод", "методический прием", "методика", "методический подход", "методическое направление"........................................................ 111 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору............................................................................................... 115 Глава 7. Основы теории адаптации и закономерности ее использования в физическом воспитании (Т.Ю. Круцевич, В.Н. Платонов)................................................... 136 Виды и стадии формирования адаптационных реакций организма человека.................... 136 Закономерности формирования накопительной адаптации в процессе физического воспитания... 150 Глава 8. Обучение двигательным действиям (Т.Ю. Круцевич, Г.Г. Смолиус)................. 161 Методологические основы теории обучения двигательным действиям.............................. 161 Педагогические основы обучения двигательным действиям.................................................. 162 Физиологические основы управления двигательными действиями..................................... 165 Предмет и задачи обучения в физическом воспитании........................................................... 167 Структура процесса обучения двигательным действиям........................................................ 174 Глава 9. Развитие физических качеств (М.М. Булатова, М.М. Линец, В.Н. Платонов)... 189 Общая характеристика физических качеств............................................................................... 189 Основы методики развития силовых качеств............................................................................. 192 Основы методики развития быстроты......................................................................................... 222 Основы методики развития выносливости................................................................................ 246 Основы методики развития гибкости........................................................................................... 268 Основы методики развития координации.................................................................................. 283 Методические рекомендации по предупреждению травм в процессе физической подготовки.298 Контроль за развитием физических качеств............................................................................... 304 Развитие силовых качеств и мышечной массы в культуризме............................................... 314 Глава 10. Формы организации занятий (Е.В. Давиденко, Г.Г. Смолиус)........................... 323 Общая характеристика форм организации занятий................................................................. 323 Теоретическое обоснование структуры занятий в физическом воспитании...................... 325 Основные аспекты построения занятий в физическом воспитании..................................... 326 Урочные формы организации занятий в физическом воспитании....................................... 327 Общая характеристика занятий неурочного типа..................................................................... 337 Глава 11. Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями (Г.Ф. Шитикова).......................................................................... 342 Понятие о планировании, его виды и содержание................................................................... 342 Понятие контроля и учета в процессе физического воспитания.......................................... 346 Глава 12. Управление процессом физического воспитания (Т.Ю. Круцевич, В.В. Петровский).................................................................................................. 348 Предпосылки к управлению........................................................................................................... 348 Моделирование в физическом воспитании............................................................................... 354 Прогнозирование в физическом воспитании............................................................................ 364 Контроль в управлении физическим воспитанием.................................................................. 373 Программирование занятий в физическом воспитании......................................................... 381 Коррекция программ занятий в процессе физического воспитания.................................... 404 Эффективность системы физического воспитания.................................................................. 409 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................................... 413 OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 7 ПРЕДИСЛОВИЕ Данный учебник — первый коллективный труд украинских и российских ученых в области теории и методики физического воспитания. В последние десятилетия интенсивное развитие спортивного направления науки привело к выделению самостоятельной дисциплины — теории спорта. Однако новые исследования в области социологии, психологии, физиологии спорта, а также сама практика физического воспитания различных возрастных контингентов населения заставляют по-новому осмысливать тенденции его развития в обществе и использование общеизвестных закономерностей применения средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья человека. Междисциплинарный подход обусловил включение в разделы учебника знаний из смежных дисциплин в качестве дополнительного материала для формирования теории аналитико-синтезирующего характера. Педагогический процесс и педагогическая деятельность рассматриваются в сфере физического воспитания в разных аспектах: социальном, моральном, дидактическом и биологическом. Не отходя от принятого утверждения, что физическое воспитание является одной из составляющих гармоничного воспитания личности, во главу угла авторы ставят деятельность самой личности, потребности, мотивы, интерес к укреплению своего здоровья посредством двигательной активности. Это заставляет оценить действующую систему физического воспитания с позиций не только ее управляемости государственными органами, но и соответствия запросу личности. Общая теория физического воспитания развивается под воздействием ряда теорий, радикально повлиявших на систему знаний в этой области, — это теория функциональных систем П.К. Анохина, теория деятельности, теория адаптации. Интегративное познание сложноорганизованного явления через системный подход позволило рассмотреть физическое воспитание как целостную систему, обладающую теми свойствами, которые отсутствуют у отдельных ее элементов. С точки зрения "системы" рассматривались также системные комплексы, являющиеся объединением различных и в то же время органически связанных объектов, таких, как: "организм—среда"; "учитель—ученик"; "физическое состояние—физическое воспитание". Авторы учебника попытались сохранить общепринятую структуру изложения дисциплины "Теория и методика физического воспитания", однако по-новому представляют трактовку цели и задач физического воспитания с точки зрения осмысления сути физического воспитания как социального явления, потребности человека в двигательной активности и укреплении своего здоровья. Материал учебника "Теория и методика физического воспитания" изложен в двух томах. Первый том "Общие основы теории и методики физического воспитания" включает 12 глав, второй — "Методика физического воспитания различных групп населения" — 9 глав. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 8 В первых главах первого тома представлена структура научной и учебной дисциплины теории и методики физического воспитания, терминологический аппарат, определены тенденции развития науки о физическом воспитании в современных условиях. Физическое воспитание рассматривается в социальном, педагогическом и биологическом аспектах, поэтому авторы включили в книгу главу об основах теории адаптации и закономерностей ее использования в физическом воспитании, материал которой представляет собой опорные знания для последующего изложения теории и методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Завершается первый том главой, рассматривающей теорию управления в физическом воспитании, включающей алгоритм управления с необходимыми функциями и используемыми методами (моделирование, прогнозирование и др.). Во втором томе представлен материал, касающийся особенностей методики физического воспитания людей различного возраста от рождения до глубокой старости, детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, а также лиц, имеющих ограничение дееспособности в связи с инвалидностью, взрослых, имеющих риск развития различных распространенных заболеваний. Традиционно описана методика физического воспитания школьников, студентов, военнослужащих. Впервые представлены новые технологии использования различных видов двигательной активности, физического воспитания, которые получили широкое распространение и популярны у различных групп населения, это фитнесс, аэробика с ее разновидностями, спиннинг, фитбол и др. Вполне понятно, что предложенные подходы, трактовки отдельных положений теории и методики физического воспитания носят дискуссионный характер и не претендуют на завершенность, но они определяют направление исследовательского поиска авторов и развитие научных исследований. Учебник рассчитан на студентов вузов физического воспитания и спорта, факультетов физического воспитания педагогических институтов, аспирантов и преподавателей физического воспитания высших учебных заведений. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 9 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ВВЕДЕНИЕ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |