Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники и этапы развития




О

О

О

О




_________ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

и улучшения основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, обеспечения готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Физическое образование — процесс формирования у человека двигатель­ных умений и навыков, а также передачи специальных знаний в области физической культуры.

Физическое развитие — естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных признаков организма, обусловленный наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

"Физическое развитие" употребляется в двух значениях: как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного раз­вития и под влиянием физического воспитания, и как состояние. Физиче­ское развитие (как состояние) — это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств и способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Признаки физического развития можно разделить на три группы: сома-тометрические, соматоскопические и физиометрические.

К соматометрическим признакам относятся — длина и масса тела, об-хватные размеры грудной клетки, талии, бедер и т.п., длина туловища, ко­нечностей; к соматоскопическим — форма грудной клетки, спины, ног, сто­пы, осанка, рельеф и упругость мускулатуры, половое развитие; к физиометрическим — уровень развития скелетной мускулатуры, физическая работоспособность, уровень физических качеств (сила, быстрота, выносли­вость, гибкость, координация).

Физические качества — свойства, характеризующие отдельные качест­венные стороны двигательных возможностей человека: сила, быстрота, вы­носливость, гибкость и другие.

Физическое здоровье — динамическое состояние, характеризуемое ре­зервом функций органов и систем и являющееся основой выполнения ин­дивидом своих биологических и социальных функций. Интегральным пока­зателем резервов функций органов и систем является энергопотенциал биосистем (резерв энергообразования).

Физическое состояние — согласно определению международного коми­тета по стандартизации тестов, характеризует личность человека, состояние здоровья, телосложение и конституцию, функциональные возможности ор­ганизма, физическую работоспособность и подготовленность.

Показателями физического состояния являются: уровень максимально­го потребления кислорода, уровень максимальной физической работоспо­собности, параметры деятельности функциональных систем организма, морфологического и психического статуса, физической подготовленности, состояния здоровья. У здоровых и практически здоровых людей выделяют­ся 4—5 уровней физического состояния (низкий уровень, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Физическая работоспособность — потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижения заданного уровня функциони­рования организма, в первую очередь его сердечно-сосудистой и дыхатель-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 12





РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

ной систем. Обозначают физическую работоспособность как PWC и опре­деляют по показаниям мощности (Вт) и объема (Дж) работы.

Физическая работоспособность — комплексное понятие. Оно определя­ется значительным числом факторов: морфофункциональным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. фак­торами. Поэтому заключение о ее величине возможно составить только на основе комплексной оценки.

Физическая подготовленность — уровень достигнутого развития физиче­ских качеств, формирования двигательных навыков в результате специали­зированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков и т.п.).

Физическая рекреация (восстановление) — комплекс мероприятий, на­правленный на совершенствование процессов восстановления работоспо­собности после физической и умственной работы.

Физическая рекреация — осуществление активного отдыха людей с ис­пользованием физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса.

Физическая реабилитация (восстановление способности) — комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченной или ослаблен­ной функции после заболевания или травмы.

В последние годы в зарубежной и отечественной практике физическо­го воспитания распространенным является термин "фитнесс", который по­ка еще не имеет строго научного обоснования (Левицкий, 2001).

Это понятие используется достаточно широко в различных случаях:

1) общий фитнесс (Total fitness, General fitness) как оптимальное качест­
во жизни, включающее социальные, умственные, духовные и физические
компоненты. В этом случае общий фитнесс более всего ассоциируется с на­
шими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни. Так, в одной из
фундаментальных книг по фитнессу — "Комплексное руководство по фит-
нессу и хорошему самочувствию", вышедшей в издательстве "Reader's
Digest" в 1988 г., в содержание понятия фитнесс входят: планирование жиз­
ненной карьеры, гигиена тела, физическая подготовленность, рациональное
питание, профилактика заболеваний, сексуальная активность, психоэмоцио­
нальная регуляция, в том числе и борьба со стрессами и другие факторы
здорового образа жизни;

2) физический фитнесс (Physical fitness) как оптимальное состояние по­
казателей здоровья, дающих возможность иметь высокое качество жизни.
Совершенствование физического фитнесса связано с позитивным здоровь­
ем, в то время как снижение уровня компонентов физического фитнесса
увеличивает риск развития основных проблем здоровья. В общем плане фи­
зический фитнесс ассоциируется с уровнем физической подготовленности.
В
этом случае приводятся следующие производные этого понятия:

оздоровительный фитнесс (Health related fitness) направлен на достиже­ние и поддержание физического благополучия и снижение риска развития заболеваний (сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и др.);


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 13





_________ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

спортивно-ориентированный, или двигательный фитнесс (Performance
related fitness, skill fitness, motor fitness), направленный на развитие способ­
ностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высо­
ком уровне;

атлетический фитнесс (athletic fitness), направленный на достижение
специальной физической подготовленности для успешного выступления на
соревнованиях;

 

3) фитнесс как двигательная активность, специально организованная в
рамках фитнесс-программ: занятия бегом, аэробикой, танцами, аквааэроби-
кой, занятия по коррекции массы тела и др.;

4) фитнесс как оптимальное физическое состояние, включающее дости­
жение определенного уровня результатов выполнения двигательных тестов
и низкий уровень риска развития заболеваний. В этом плане фитнесс вы­
ступает в качестве критерия эффективности занятий двигательной активнос­
тью.
К примерам использования этого определения фитнесса следует отне­
сти систему EUROFIT (Европейская физическая готовность) и другие.

Двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняе­мых человеком в процессе жизнедеятельности. Различают привьиную и специально организованную двигательную активность.

К привычной двигательной активности, согласно определению Всемир­ной организации здравоохранения, относят виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека (сон, личная гиги­ена, прием пищи, усилия, затраченные на приготовление пищи, приобрете­ние продуктов), а также учебную и производственную деятельность.

Специально организованная мышечная деятельность (физкультурная активность) включает различные формы занятий физическими упражнени­ями, активные передвижения в школу и из школы (на работу).

Норма — это зона оптимального функционирования системы. Под оп­тимальным функционированием понимается работа системы с максималь­но возможной слаженностью, надежностью, экономичностью. Оптималь­ный режим работы организма и является его нормальным режимом.

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина ре­зультата теста, на основе которой производится классификация спортсме­нов.

Существуют три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные. Сопоставительные нормы устанавливаются после сравнения до­стижений людей, принадлежащих к одной совокупности. Определение та­ких норм заключается в нахождении средних величин и стандартных (сред-неквадратических) отклонений определенной группы людей.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же лица в различных состояниях.

Должные нормы устанавливаются на основании требований, которые предъявляются человеку условиями жизни, профессией, бытовыми услови­ями и т.д.

К разновидностям должных норм относят "минимальные" (определяют границу нормы и патологии в функционировании организма, в двигатель-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 14





РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

ной активности), нормы "идеальные" (характеризуют оптимальные уровни физического состояния организма), "специальные" нормы (применяются при необходимости решения специальных задач).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.