Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура учебной дисциплины




О

О

О

О

О

О




_________ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

настике, легкоатлетическим и другим упражнениям имеет в своей основе об­щие закономерности формирования двигательных навыков, развития двига­тельных качеств и общие закономерности управления этими процессами. Та­ким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания, что можно обозначить как третий этап раз­вития, который охватывает период от эпохи Возрождения до конца XIX ст.

Теория и методика физического воспитания могла появиться только тогда, когда человечеством был накоплен достаточный опыт в этой облас­ти. Первоначальные сведения уже появились в Древней Греции и в других государствах, когда врачи, педагоги, философы делали обобщающие выво­ды о средствах и методах физического воспитания.

В XVI—XVII ст. их стремление познать природу человека, его социаль­ную роль в обществе, проблемы воспитания личности приводят к осозна­нию важности физического воспитания. Создаются различные системы взглядов (теории), касающиеся педагогических и социологических аспектов физического воспитания.

Теория Яна Амоса Коменского (1592—1670) базировалась на убежде­нии, что занятия физическими упражнениями должны проводиться на ос­нове трудовых умений ребенка и способствовать подготовке его к жизни, обеспечивая его физическое и нравственное воспитание.

Взгляды Джона Локка (1632—1704), изложенные в книге "Мысли о вос­питании детей" (1693), сводились к воспитанию здорового джентльмена, способного достичь личного благополучия.

Система физического воспитания Жана Жака Руссо (1712—1778) отли­чалась уже дифференцированным воспитанием мальчиков и девочек. Он считал, что мальчиков с малых лет следует закалять, купать в холодной во­де, приучать к физическим упражнениям для развития силы и воспитания воли. Физическое воспитание девочек должно ограничиться развитием лег­кости, изящества, грации движений.

Генрих Песталоцци (1746—1827) стремился посредством гармоническо­го развития физических, умственных и нравственных способностей улуч­шить положение трудящихся, особенно крестьян.

Немецкие ученые К. Маркс и Ф. Энгельс обращают внимание на фи­зическое воспитание как часть всестороннего гармоничного воспитания личности и определяют его место в коммунистическом воспитании. Это на долгие годы, вплоть до 90-х годов XX ст. определило методологические изы­скания множества ученых в разных странах.

Четвертый этап — создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX ст. до 1917 г.

Большой вклад в развитие ТФВ внесли ученые П.Ф. Лесграфт (1837-1909), Г. Демени (1850-1917) и др. В трудах П.Ф. Лесгафта теория физического воспитания базировалась на процессе обучения физическим упражнениям, что позволило разработать "Руководство по физическому об­разованию детей школьного возраста". Он стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 16





РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепен­ности, гармоничности физического развития. Г. Демени, разрабатывая сис­тему обучения движениям, обращал внимание на последовательность пере­хода от простых упражнений к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным. Им была предложена классификация физиче­ских упражнений по координационной структуре и т.п. Естественно, что эти теории как в педагогическом, так и в социалогическом аспекте отража­ли экономические, политические, культурные условия жизни общества и определенные философские и научные концепции.

Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании начался после 1917 г. в России, в направлении биологического обоснования двигательной активности, педагогических принципов их использования и социальной обусловленности физического воспитания как составной части воспитания строителей коммунизма.

Работы физиологов И.М. Сеченова (физиология нервной системы, ды­хания, утомления, природа произвольных движений и психических яв­лений), И.П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизне­деятельности целостного организма во взаимосвязи с внешней средой), Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Н.А. Бернштейна (физиология построения движений), Г.В. Фольборта, Д.В. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления) и других ученых легли в основу обоснования педагогичес­ких закономерностей физического воспитания, обоснования теории обуче­ния двигательным действиям, развития двигательных качеств уже не толь­ко для гармоничного их развития, но и для спортивного совершенствования. В 50—60-е годы XX ст. особенно интенсивно стали раз­виваться специализированные разделы биологических дисциплин, обосно­вывающие систему подготовки спортсменов (спортивная физиология, био­механика, биохимия и др.). Возникла объективная необходимость интеграции знаний, относящихся к подготовке спортсменов, накопленных в различных областях науки. В результате дифференциации знаний в теории и методике физического воспитания выделилась наука о спорте. Катализа­тором ее ускоренного развития, особенно в последние десятилетия, оказал­ся спорт высших достижений, стремительно прогрессирующий в русле олимпийского и профессионального международного спортивного движе­ния. Он стал своего рода естественной лабораторией, сосредоточившей крупные исследовательские ресурсы на поиске новых путей выявления и максимального развития способностей человека. Теория спорта оформилась в настоящее время во многих странах мира как профилирующий предмет профессиональной подготовки специалистов по спорту.

Одновременно шло формирование и обобщающей дисциплины, осуще­ствлялась попытка интеграции научных знаний в "Теорию физической культуры".

Первым учебным пособием по "Теории физической культуры" было руководство, изданное Г.А. Дюпероном в 1926 г. В трактовку физической


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 17





_________ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

культуры автор включает не только выполнение физических упражнений в специально отведенное время, но и все области жизни, которые могут от­разиться на состоянии тела и входят в круг физической культуры: сон, питание, одежда, способы работы, гигиена, закаливание, массаж и др.

Задачами физической культуры Г.А. Дюперон считал: "излечение боль­ного организма; укрепление и предохранение развивающегося и слабого ор­ганизма; поддержание в здоровье и совершенствование нормального орга­низма".

Первая задача физической культуры является областью врача и "вра­чебной гимнастики".

Вторая задача конкретизируется такими положениями:

а) охрана и усиление естественного хода развития человека в детском и
юношеском возрастах;

б) охрана и усиление естественного хода жизни человека в зрелом воз­
расте;

в) исправление некоторых недостатков организма, прирожденных или
приобретенных.

Третья задача конкретизируется:

а) развитием мышечной силы;

б) совершенствованием нервной системы и органов чувств; воспита­
нием психических качеств — мужества, отваги, чувства красоты и т. д.;

в) приобретением жизненно полезных и профессиональных навыков.

Еще в 1925 г. теоретиками физической культуры во главу угла физиче­ски культурного индивида поставлено его физическое, психическое и соци­альное здоровье. Через 50 лет Всемирная организация здравоохранения оп­ределяет здоровье как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов".

Неполнота исходных фактических материалов и некоторые другие при­чины помешали тогда сформировать теорию физической культуры как це­лостную научную дисциплину. Развитие получила только ее часть, теория и методика физического воспитания, которая по схеме Г.А. Дюперона имела такую структуру:

а) как устроен человек и как живет и работает его организм;

б) точная цель применения всякого упражнения;

в) сущность каждого упражнения и его действие на организм;

г) как надлежит практически применять каждое физическое упражне­
ние;

д) в каких условиях его надлежит применять.

Следующий этап интеграции знаний в общую теорию физической куль­туры относится к 1970-м годам XX ст. Формирование обобщающей теории физической культуры происходит в условиях активной разработки теории культуры в целом рядом ученых — таких, как В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др. Существенное влияние на формирование теории физической культуры оказывает развитие социологии, антропологии, социальной психологии, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и интеграто-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 18





РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

ром научных знаний в области физической культуры является профессор Л.П. Матвеев.

По своему основному содержанию общая теория физической культуры относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку ее интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем в ней широко представлено естественнонаучное содержание, так как она ориентирована на познание особенностей физической культу­ры как специфического фактора совершенствования естественных (природ­ных) качеств и способностей человека, оптимизации его физического со­стояния и физического развития.

По определению Л.П.Матвеева, теория физической культуры (ее общие основы) есть интегративная система научных знаний о сущности физичес­кой культуры, взятой в целом, об общих закономерностях ее функциониро­вания, направленного использования и дальнейшего развития, прежде все­го в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека".

Влияние социальных, политических и идеологических условий 70—80-х годов XX ст. привело к развитию и трактованию теории физической куль­туры как одного из действенных способов воспитания "строителя комму­низма" — гармонично развитой и социально активной личности, готовой к труду и обороне общества коммунистического типа. На первом месте рас­сматривались задачи тоталитарного государства: человек должен подгото­вить себя для труда на благо государства и к защите государства и ради это­го поддерживать свою готовность как можно дольше. Отсюда и название нормативных комплексов "Готов к труду и обороне". Первоначальная идея теории физической культуры Дюперона как культуры тела и здоровья чело­века растворилась в идеологизации и политизации науки. Пренебрежение приоритетами интересов личности при всей доступности средств и форм физической культуры не привело ко всеобщему здоровью нации. Нельзя на­сильно сделать человека здоровым и счастливым.

Состояние здоровья человека формируется его наследственностью и ус­ловиями жизни. Поскольку дети не только наследуют болезни родителей, но и приобретают еще свои, то на протяжении жизни двух—трех поколений при неблагоприятных социально-экономических условиях государства и жизненных условиях населения происходит снижение уровня физического и психического здоровья общества в целом.

Прогрессивные ученые в области медицины начинают обращать вни­мание на здоровье человека не со стороны наличия или отсутствия у него болезни, а меры здоровья, жизненных сил, позволяющих ему обеспечивать свою жизнедеятельность и противостоять неблагоприятным условиям ок­ружающей среды и возникновению заболеваний. Основным средством по­вышения адаптационных возможностей организма выступает двигательная активность человека, которая позволяет повысить энергопотенциал биоси­стемы до уровня, выше которого у индивидов практически не регистриру­ются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболе­вания (Апанасенко, 1992).


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 19





_________ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Вопросами здорового образа жизни, здоровья и двигательной активно­сти начинают заниматься медики, что обусловило появление новой науки — валеологии (valeo — здравствовать, быть здоровым) фактически.

По мере того как возрастали потребности в физическом воспитании определенных возрастных групп людей, поднималось его общественное зна­чение, выделился ряд социально важных компонентов и форм использова­ния физической культуры. Это — повседневно бытовые формы самостоя­тельного приобщения людей к физической культуре, производственная физическая культура, рекреационная, реабилитационная и другие формы физической культуры, все больше заполняющие бюджет свободного време­ни, режим отдыха и культурной деятельности населения.

Шестой этап развития ТМФВ можно отнести к 90-м годам XX ст. При­оритеты личностных потребностей в области государственной политики да­ли новый виток в развитии физического воспитания. На протяжении сто­летий средства физического воспитания в основном носили прикладной характер (трудовой, военный), что обусловило выделение классических ви­дов спорта: легкой атлетики, гимнастики, плавания, фехтования, стрельбы, борьбы и т.п.

Необходимость проведения активного развлекательного досуга привела к развитию игровых видов, привлекающих людей постоянно меняющейся ситуацией, игровой интригой — игры с мячом: волейбол, баскетбол, футбол, теннис и др. До 1990-х годов эти традиционные виды широко внедрялись в физическом воспитании всех возрастных групп населения в обязательные и добровольные формы занятий.

В начале 1990-х годов на базе традиционных видов спорта начали ин­тенсивно развиваться новые виды двигательной активности. Спрос насе­ления на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двигательной активности развивает предложение. Открытие физкультур­но-оздоровительных групп на коммерческой основе вызывает естествен­ную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определенных слоях общества переходят из разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Таким образом, интенсивно развивается методика использова­ния традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжелой ат­летики в рекреационно-оздоровительных целях, что приводит к привлече­нию из-за рубежа новых технологий в виде современных тренажерных устройств, новых видов двигательной активности — аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных ви­дов упражнений возникают новые их виды: сочетание аэробики и плава­ния — аквааэробика, велосипеда и гимнастики — велокинетика, акробати­ки и упражнений со скакалкой — роуп-скиппинг и т.п.

Интенсивное развитие методики физического воспитания опережает теорию, которая должна подвести научную базу, выявить общие и специ­фические закономерности влияния новых видов двигательной активности на организм человека, определить возможность их применения в различные возрастные периоды, способы дозирования нагрузок, нормы. Данное состо-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 20





РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

яние науки теории и методики физического воспитания характеризуется интенсивным путем развития.

Теория и методика физического воспитания тесно связана с рядом на­учных дисциплин. Любая наука не может полноценно развиваться, ограни­чившись результатами только собственного предмета исследования. Теория и методика физического воспитания решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тес­но связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Филосо­фия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области общей физической культуры, проникать в сущность про­блемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе.

Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изуче­ния реакций организма занимающихся на воздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатоми­ческие, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессом физическо­го воспитания.

Особенно тесные контакты теории и методики физического воспита­ния со всеми спортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дис­циплины опираются на общие положения, разрабатываемые теорией и ме­тодикой физического воспитания, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые станови­лись предметом специальных наук — науки о гимнастике, легкой атлети­ке, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые дей­ствуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономернос­тей и составляет основу современной теории и методики физического вос­питания.

"Теория и методика физического воспитания"

Система знаний в области теории и методики физического воспитания постоянно развивается, дополняется, дифференцируется и интегрирует. Рассматривая дифференциацию науки с выделением само­стоятельных дисциплин теории спорта, лечебной физкультуры, физиче­ской реабилитации, можно говорить также об интеграции знаний из смежных дисциплин того же порядка: физической реабилитации, валео-логии, теории спорта и других общенаучных дисциплин, которые функ­ционально дополняют теорию и методику физического воспитания и, преломляясь в ней, стимулируют дальнейшее развитие соответствующих смежных наук.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 21





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.