КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления функционирования
О О О О О О О О О О О ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ вия регионов, бюджет времени населения, личностные факторы, связанные с потребностями и мотивами деятельности человека. Однако как особая специфическая область человеческой деятельности физическое воспитание обладает известной степенью независимости, определенной самостоятельностью по отношению к экономической социально-классовой структуре общества. Это значит, что в области физического воспитания и спорта возникают специфические закономерности, которые имеют отличительные особенности и обусловлены внутренними и внешними факторами. Физическое воспитание зарождалось в недрах общества и является продуктом той общественной формации, в которой оно существует. Влияние социальных систем. В первобытном обществе физическое воспитание использовалось для приобщения подрастающего поколения к жизни и выполнению обязанностей взрослых членов общины, подготовке к охоте, войне. Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности, частые военные столкновения между племенами, борьба за власть внутри государства, борьба за передел территорий между государствами, потребность в квалифицированных рабочих и служащих вызывали необходимость осуществления общегосударственных мероприятий, направленных на решение задач физической подготовки определенных групп населения. Возникают социальные системы физического воспитания, формируются их цели, задачи, создаются программы, проводятся спортивные соревнования. Физическое воспитание выделяется в самостоятельную область общественных отношений, которые отражают нужды и интересы существующих классов и социально-демографических групп населения. Основными задачами совершенствования социальных систем физического воспитания является их согласование в соответствии с социальными запросами, индивидуальными и групповыми (дети, пожилые) потребностями и отыскание оптимальных способов согласования физического воспитания с другими социальными процессами и видами деятельности людей (обучение, производство, досуг и т.п.), а также с общенаучными и специфическими закономерностями физического воспитания как педагогического процесса. В процессе развития и совершенствования педагогических и социальных систем физического воспитания и накопления духовных и материальных ценностей формируется физическая культура — совокупность специальных, духовных и материальных ценностей и способов их использования для физического воспитания. Многочисленные исследования показывают, что наиболее активно влияли на формирование социальных систем физического воспитания военные круги. Их деятельность по стимулированию спортивного движения оказалась во многих европейских странах решающей не только для популяризации и развития физической культуры и спорта, но их организационной структуры, нравственно-психологической атмосферы, господствующей в спортивных организациях. Таким образом, военные круги наряду с аристо- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 30 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________ кратией выступили в роли меценатов спортивного движения и оказались в состоянии изнутри определять идеологический характер и направление деятельности спортивных организаций и клубов. С другой стороны народные массы также обращали занятие физическими упражнениями и систему их организации в средство борьбы за свою независимость. Так, сокольская система воспитания, ведущая свои корни из Чехии (1862 г.), вобрала в себя прогрессивный опыт шведской, немецкой, французской и других систем. Появление сокольства обусловлено событиями того времени: революционными событиями 1848—1849 г.г., крахом феодальной системы, усилением национально-освободительной борьбы. По мнению венгерского исследователя Л. Куна, обстоятельства зарождения спортивно-гимнастического движения "Сокол" были связаны с борьбой славянских народов с империей Габсбургов за культурную автономию, а в перспективе — за национальную независимость (Вацеба, 1997). Вся деятельность военных в области спорта была так или иначе связана с обеспечением потребности армии, нуждавшейся в хорошо физически подготовленных новобранцах. Еще в годы первой мировой войны Пьер Кубертен заявил, что спортивное движение и спортивные организации вопреки их целям и принципам используются для ведения войны. И это было не случайностью, то же самое, только в более крупных масштабах, повторилось в годы второй мировой войны. И в этой связи следует привести слова Флоренс С. Фредриксон, сказанные ею по поводу использования нацистами спортивных организаций в военных целях: "если мы хотим понять, какую роль в системе нацистской культуры играл спорт, то не так важно знать то, какие виды спорта культивировалась больше всего, как то, какими путями и в каких целях" (Воль, 1979). Элементы милитаризации и фашизации спорта можно отметить не только в спортивном движении фашистской Германии. Виды и особенности физических упражнений, культивируемые в различных странах, формировались под влиянием социально-культурной системы, в условиях которой происходило их развитие. Даже такой элементарный вид моторной деятельности, как ходьба, определяется культурной и социальной системами. Наиболее рельефно это проявляется в походке израильтян йеменского происхождения. Так как в Йемене израильтяне находились на положении изгнанников и каждый коренной житель мог безнаказанно их ударить, они передвигались бегом. В конце концов такой тип передвижения стал составной частью их культуры. И хотя теперь в Израиле они живут в совершенно иной обстановке, у них сохранилась стремительная походка. Завезенное из Англии в Америку регби, претерпев глубокие изменения, превратилось в американский футбол, который может служить выражением основных черт культуры американцев. Индейское племя хопи имело 16 терминов для обозначения состязаний по бегу и почти все они были связаны с социальной организацией этого племени. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 31 ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Австрийский исследователь Хай-Керкдаиль изучал взаимосвязь между гонками на бревнах и социально-культурной системой бразильского племени Тимбира. Это ритуальное состязание между двумя командами символизирует дуалистический принцип организации этого племени. Оно выражает почти все виды и аспекты религиозной и социальной ду-алистичности и настолько прочно укоренилось в общественной структуре этого племени, что победа или проигрыш в состязании не оказывают никакого влияния на социальный статус его участников. Отсутствуют и какие-либо награды для победителей. И все же участники этих состязаний относятся к ним серьезно и отдают для победы все силы. Политика, идеология, религия. По мере развития общества физическое воспитание приобретает новые качественные черты, становится социальным явлением, имеющим культурное, воспитательное и оздоровительное значение и его пытаются использовать правящие круги в политических, религиозных целях. В бывшем СССР коммунистическая партия, как правящая в тот период, декларировала права человека на труд, отдых и занятия физической культурой. Физическая культура рассматривалась как элемент культуры коммунистического общества, который способствует становлению новой личности в условиях коммунизма и приобщению к социальным стандартам коммунистического общества. Эти стандарты включали требования тоталитарного государства: подготовить себя для труда на благо государства и к его защите. Согласно Основному Закону физкультурные и спортивные организации (спортивные коллективы) получали конституционные права участия в решении государственных, общественных, политических, идеологических вопросов и контроля за членами их коллективов. Однако не только политические партии используют физическую культуру и спорт для достижения своих целей. Преимущество протестантской и католической религии пытаются доказать некоторые исследователи с помощью спорта. Так, подсчитывая количество обладателей олимпийских медалей до 1960 г., исследователи констатировали, что более 50 % победителей были протестантами, в то время как их доля в мировом населении всего 8 %. Проведенное исследование с участием молодых западногерманских спортсменов выявило преобладающее большинство протестантов особенно в не-командных видах спорта. В командных видах католики довольно часто добиваются успехов, что связывается с тем, что в католицизме высокое место принадлежит ценности коллективизма. Социально-экономические факторы. На приоритетное положение физического воспитания в жизни человека влияет отношение к нему, связанное с условиями и качеством жизни. Проблема качества жизни обсуждалась и обсуждается философами, которые пытаются найти смысл человеческой жизни, понять, какой она может и должна быть, чтобы стать достойной человека. В различные исторические периоды к этой проблеме подходили с раз- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 32 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________ ных точек зрения, зависящих от духовной атмосферы каждой эпохи, социально-классовой обстановки, а также позиций идеологии. Теоретически качество жизни можно определить как уровень, на котором жизнь, опыт человека становятся богаче, многообразнее, прочнее связанными с его практической деятельностью, на этом уровне человек выбирает линию поведения с большей степенью свободы и в результате повышается коэффициент внутренней мотивированности его действий. Авторы социологических исследований обращают внимание на то, что бюрократические порядки, государственный аппарат принуждения душат социальную инициативу людей, убивают желание к деятельности и поиску ее внутренних мотивов, без чего нет подлинного удовлетворения от жизни. К факторам, обусловливающим условия и образ жизни людей, можно отнести существующий политический или общественный строй, соотношение сил на мировой арене, универсальный характер производства и распределения товаров, материально-экономические условия семьи, а также социальные отношения, общепринятые ценности и нормы, желания и потребности людей и способы их удовлетворения. Таким образом, проблема качества жизни является, с одной стороны, проблемой обеспечения для людей безопасной жизни, т.е. жизни без войн, угнетения, дискриминации, материальных лишений, бюрократического манипулирования человеческой личностью, а с другой — проблемой организации такой жизни, в которой значительное место в отношениях между людьми принадлежит дружбе и доверию, и где наряду с приносящей удовлетворение работой большую роль играет разумный досуг, активный отдых, понимаемый как деятельность, наполненная положительными эмоциями, ощущение физического совершенства и здоровья, т.е. все то, что приносит людям удовлетворение и хорошее настроение (total fitness). Поэтому трудно говорить об участии всего населения в культурной жизни в условиях общества, где главной заботой людей является удовлетворение самых скромных материальных потребностей, растущая безработица и экономическое и социальное неравенство. Влияние личностных факторов. Общепризнанно, что конечным объектом воздействия физической культуры как системы специальных духовных и материальных ценностей и деятельности по созданию новых ценностей и их использования является человек — конечная неделимая часть общества. Определяя сущность и характер человека, используются три понятия: человек, индивид, личность. Человек рассматривается как живая система, представляющая собой единство физического (телесного, биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Индивид — это биосоциальное определение человека как представителя вида. В психологии личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих и определяющих активную деятельность человека. В сфере физического воспитания, как и в других видах деятельности, задействованы все три составляющие человека как системы. Биологическое и личностное, как определяющее его индивидуальную активность, и социальное в том смысле, что человек действует в обществе и общество до OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 33 ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ определенной степени определяет его мотивы, идеалы, цели, способы их достижения и виды деятельности. Поэтому человека в сфере физического воспитания, вероятно, целесообразно рассматривать как биологическую личностно-социальную систему. Предполагается, что поведение человека определяется взаимоотношением внутренних и внешних факторов. Все внешние воздействия на человека преломляются, преобразуются через "совокупность внутренних условий", что в итоге образует то, что определяет личное, индивидуальное, обусловливает его индивидуальное восприятие мира, индивидуальные реакции на внешние воздействия, выбор индивидуальных форм поведения, способов удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Одно и то же внешнее воздействие различными людьми воспринимается не одинаково и может вызвать разные ответные реакции в зависимости от состояния, общей культуры, типа темперамента (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник) и т.д. Степень индивидуализации внешнего, т.е. воспитуемость составляет около 40—50 %. Личностное не является стопроцентной копией социального и играет в выборе форм поведения человека в значительной мере самостоятельную роль. Физическая культура - первый, самый естественный "мостик", соединяющий в единое целое социальное и биологическое в человеке (Колычев, 1998). Освоение, охрана и приумножения природного в человеке преломляются через сознательную и стимулируемую социумом двигательную активность, являясь базой для формирования и сохранения человеком своего физического потенциала В основе возникновения и развития всех социальных явлений, в т. ч. и физического воспитания лежат как индивидуальные потребности личности (биологические, социальные, идеальные), так и потребности групповые, коллективные, общественные. Физическое воспитание можно рассматривать как вид деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей человека и общества. Деятельность — это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование. Физическая культура — деятельность, направления на формирование самого человека как части мира. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является осознанность. Основами деятельности являются сознательно формируемая цель, которая лежит вне деятельности, а в сфере человеческих мотивов, идеалов, ценностей. Современное научно-техническое развитие, экономика, политика все более демонстрируют, что любая деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентации, от влияния на человеческое существование. Что же побуждает человека заниматься специально организованной двигательной активностью как деятельностью, не связанной прямо с добыванием материальных благ, необходимых для жизни? OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 34 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Поведение человека определяется его потребностями - осознанными или неосознанными побудителями его деятельности. Неудовлетворение или неполное удовлетворение потребностей в быту, учебе, трудовой деятельности могут побуждать к поиску удовлетворения этих потребностей в сфере физического воспитания и спорта Человек может стремиться развить свои физические качества, добиться высокой физической кондиции для достижения желаемого внешнего результата, лежащего за пределами физкультурных занятий, например в микросреде (лидерство), в трудовом коллективе и т.п. В настоящее время появляется новая общественная группа людей — представителей сфер коммерческой деятельности, которые все чаще обращаются к новым подходам в использовании средств физического воспитания в условиях возросших требований к соматическому здоровью, которое прямо стало влиять на конкурентные отношения в сфере бизнеса (использование современных тренажерных устройств, новых технологий известных упражнений аэробики — степаэробика, слайдаэробика, аквааэробика и других новых видов двигательной активности — боуллинг, фитбол и т.д.). Потребность в физическом здоровье осознается человеком по мере появления нарушений или отклонений от нормальной жизнедеятельности, как несоответствие между тем, что было или должно быть, и тем, что есть. В связи с "омоложением" сердечно-сосудистых заболеваний, увеличением повторных ОРВИ о необходимости улучшить свое здоровье задумываются дети в младшем школьном возрасте, связывая процесс оздоровления с двигательной активностью. В основе этого процесса лежит тренировочный эффект, направленный на перевод функциональных систем организма в более активный по сравнению с покоем режим. Оздоровительный эффект физических упражнений может быть связан и с тем обстоятельством, что при выполнении двигательного действия человек начинает переживать новые чувства: чувство "мышечной радости", "чувство воды", "чувство мяча". Особенности таких ощущений гармонизируют бытие человека. Человеку присуще стремление к получению положительных эмоций, которые связаны с проведением досуга. Хорошо организованный отдых после трудового дня, занятие спортом позволяют эффективно восстановить свои силы. Именно для заполнения досуга людей активной деятельностью в некоторых странах Европы появился термин "спорт свободного времени", а в средствах массовой информации стали пропагандироваться соревнования под девизом "делай с нами, делай лучше нас" и т. д. Ориентир подобных соревнований — личное самосовершенствование, развлечение. Диапазон интересов достаточно широк — от эпизодических, нерегулярных занятий до практики спорта высших достижений. Из сказанного следует, что физическое воспитание целесообразно рассматривать через категории "потребность" (личностные, биологические, социальные), "деятельность", "нравственность". OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 35 ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Основными факторами, которые обусловили возникновение, развитие и функционирование физического воспитания, в настоящее время являются потребности (биологические, личностные, идеальные), репродуктивная (направленная на получение уже известного результата известными средствами) и продуктивная (творческая, связанная с выработкой новых идей, целей и соответствующих им средств, методов) деятельности человека Биологическими предпосылками являются биологические потребности в движении. Мышечные движения представляют собой естественную, биологическую потребность как условие нормальной жизнедеятельности и развития организма, укрепления его органов и систем. Недостаток двигательной активности (гипокинезия) приводит к ослаблению и ухудшению жизнедеятельности. Человек, как и животное, ощущает естественную потребность в двигательной активности, которая удовлетворяется как в трудовой деятельности (добывание пищи), так и в не имеющих трудового характера отдельных упражнениях, играх, соревнованиях. Объективной причиной возникновения физического воспитания является необходимость духовной и физической (телесной) подготовки к жизнедеятельности (труду, охоте, войне), обусловленная этим репродуктивная деятельность человека. Даже в первобытном обществе охота, труд, защита от нападений требовали от человека высокого уровня развития двигательных качеств и специальных навыков (владение оружием, плавание и т. п.). Особенно повысилось требование к уровню физических качеств и навыков по мере усложнения орудий труда и приемов их владения. Субъективной причиной возникновения и развития физического воспитания считается сознательная (продуктивная) деятельность людей по накоплению, систематизации и передаче накопленного опыта и специальных знаний последующим поколениям. Многовековой опыт применения движений для воздействия на окружающую среду, добывания пищи, защиты, выполнения трудовых процессов позволил обнаружить и осознать эффект обратного действия — упражняемость: длительное выполнение определенных физических упражнений приводит к развитию физических возможностей человека — повышению силы, быстроты, выносливости, координации движений. Это обусловило осознание и применение различных средств и методов физического воспитания. Перечисленные факторы (биологические, объективные и субъективные) не полностью поясняют, почему конкретные люди (дети, взрослые) занимаются физической культурой. Поэтому, для лучшего понимания побуждающих причин деятельности конкретного человека в сфере физического воспитания целесообразно обратиться к анализу потребностей, мотивов, установок, которые могут найти удовлетворение в сфере физического воспитания. При этом следует отметить, что удовлетворение одних потребностей ведет к зарождению новых, а затрудненное удовлетворение потребностей в одном виде деятельности ведет к поиску других видов, облегченных форм деятельности, где эти потребности могут быть удовлетворены легче, т.е. в этом процессе выступают два фактора: стремление удовлетворить потребно- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 36 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________ сти и поиск, выбор форм удовлетворения этих потребностей. В современной науке применяются различные классификации потребностей: по сферам деятельности, по характеру (материальные, духовные, эстетические и т. д.), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные), по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные). Потребности — это нужды или недостаток в чем-либо организма, личности, социальной или возрастной группы, общества в целом, т.е. внутренний побудитель активности. В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемая или познаваемая им "неудовлетворенность", которая обнаруживает себя в неосознанных величинах и осознанных мотивах поведения. Потребность стимулирует поиск определенных способов ее удовлетворения. Нам представляется целесообразным применительно к сфере физического воспитания выделить следующие группы устойчивых потребностей: биологические, социальные, идеальные. Биологические (витальные) — потребности тела: потребности в движении, перемене деятельности (активный отдых), питании. Социальные — потребности, удовлетворяемые в процессе общения с другими людьми: общения, самоутверждения, лидерства, подчинения, сопереживания, подражания (мода). Идеальные — духовные, личностные потребности самовыражения: познания (в игре познается мир), творчества, развлечения, эмоционального функционирования (получения положительных эмоций), деятельности с достижением цели (рефлекс цели), самовыражения. Не только биологические и социальные, но все эти личностные потребности могут найти удовлетворение в сфере физической культуры и выступают как неосознанные побудители к занятиям физическими упражнениями, играми, спортом. Потребности трех групп не заменяют одна другую. Любая степень удовлетворения потребности одной группы не компенсирует неудовлетворение потребностей другой группы. Доминирование в определенный период жизни именно данной, а не другой потребности, мотивация и выбор способов достижения цели определяется в известной мере природными задатками человека, социальными условиями (мораль, законы) и, главным образом, воспитанием. Побудителями к занятиям физическим воспитанием и спортом могут выступать и осознанные личностные потребности (мотивы, стремления, цели): укрепление здоровья, подготовка к трудовой деятельности и службе в армии, общение, получение материальных благ (в спорте), общественного признания, организации свободного времени, путешествия и др. Мотив - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели 36 OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 37 ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Мотив начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности. Появление потребности влечет за собой цепь поступков человека, сопровождающихся внутренней психической и внешней двигательной активностью, стремлением избавиться от возникшего у него внутреннего напряжения. Вследствие этого у него возникает побуждение к поиску выхода из создавшегося положения. Это приводит к появлению цели, пока идеальной, существующей в представлении человека, но уже направляющей его активность по определенному пути. Между потребностями и целями нет однозначности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена достижением различных целей. В мотиве содержится понимание того, из-за чего и для чего человек должен проявлять внешнюю активность. Понимание "из-за чего" связано с потребностью, а понимание "для чего" связано с целью. Формирование мотивов находится под воздействием внешних и внутренних факторов. В качестве первых выступают условия (ситуации), в которых оказывается человек. В качестве вторых выступают желания, увлечения, интересы, убеждения личности. Изучение мотивов занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью различных возрастных групп населения, факторов и методов, способствующих их формированию, оказывает положительное влияние на привлечение людей к систематическим занятиям физическим воспитанием и спортом, на управление процессом физического воспитания. Исследования специалистов (Круцевич, Петровский, 2001; Колычев, 1998 и др.) показывают ярко выраженные возрастные особенности мотивов и интересов. В период детства, учебы в школе и вузе физическое воспитание выполняет созидательную функцию построения фундамента личности: усвоение знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и культуры, что соотносится с улучшением физического развития, физической подготовлености, формированием эстетики тела и культуры движения. Основу мотивации на данном этапе составляет стремление осознать себя как личность. В зрелом возрасте перед человеком возникают задачи освоения важнейших социальных ролей — семейных, трудовых, гражданских. Одним из основных мотивов является желание сохранить и укрепить здоровье, физические и психические силы, сформировать определенный имидж. Изменение мотивации и отношения к занятиям физическими упражнениями происходит у девушек и молодых женщин, занятых в сфере коммерческих фирм. Конкуренция при получении престижных должностей заставляет их более последовательно улучшать свое общефизическое развитие. Должности референтов, секретарей, заведующих отделов и т. д. в различных сферах экономики — бизнесе, социальном обслуживании, банках, туристических фирмах, шоу-бизнесе — требуют отличного вида и фигуры, которые являются их визитной карточкой. Взаимосвязь карьеры и физического имиджа признают все большее число женщин: безусловно — 59 %, в некоторой степени — 32 % и только 3 % отрицают такую зависимость. Наибольшую OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 38 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________ убежденность в признании этого фактора проявляют женщины в возрасте 25—30 лет, в меньшей степени — в возрасте 15—20 лет (Колычев, 1998). Интерес — это положительное эмоциональное стремление человека к познанию чего-либо. Причем удовлетворение интереса (в отличие от любопытства) не приводит к его исчезновению. Наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности (когда человеку интересно, не надо заставлять его напрягаться), либо наоборот, стимулирует волевые усилия человека, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, поддерживает целеустремленность. Анализ интересов школьников к различным видам спорта показывает снижение популярности традиционных видов, таких, как легкая атлетика, баскетбол, волейбол, бокс и перемещение на первое место у юношей атлетической гимнастики, различных видов восточных единоборств, плавания, повышение интереса к футболу, у девушек — разновидностей гимнастических упражнений, выполняемых под музыку — аэробика, шейпинг, калоне-тика, аквааэробика и т.п. При изучении мотивов и интересов населения к занятиям физической культурой необходимо, кроме научной трактовки, знать, какой смысл вкладывают в понятие "физическая культура", "спорт" респонденты. Согласно анализу результатов опроса и литературных источников, содержание термина "физическая культура" трактуется большинством населения, а также некоторыми исследователями, как примитивные неквалифицированные занятия физическими упражнениями, а "спорт", как нечто более солидное и самостоятельное, которое выносится за пределы физической культуры. Школьники под физической культурой понимают занятия на уроках физкультуры в школе, а под термином "спорт" — более-менее систематические занятия физическими упражнениями во внеучебное время со спортивной или оздоровительной направленностью как в рамках организованных, так и самостоятельных форм занятий. Осознанные обществом, социальными группами индивидуальные потребности выступают в качестве социальных интересов в улучшении здоровья и физического развития граждан, подготовке к труду и службе в армии, удовлетворении зрелищных запросов, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Побудителями и регуляторами функционирования физического воспитания могут выступать три группы факторов: осознанные и неосознанные потребности человека и социальные интересы. Социальные интересы могут совпадать или не совпадать с индивидуальными потребностями и желаниями по некоторым позициям: целевой направленности (оздоровительная, профессионально-прикладная, спортивная, рекреационная и т. п.), предлагаемым формам (виды занятий), удовлетворения интересов (аэробика, туризм, виды спорта и др.), доступности предлагаемых обществом форм удовлетворения потребности (платные, бесплатные), нравственной ориентированности. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 39 ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Можно предполагать, что основными побудителями функционирования физической культуры являются потребности человека, а государственные интересы и действия выступают в качестве побудителей и регуляторов этой деятельности в виде идеалов, законов, общественного мнения и моды, форм организации населения и педагогического процесса, материального обеспечения, нравственной ориентированности. Физическое воспитание представляется как вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и интересов социальных групп и общества, осуществляемыми в рамках норм нравственности. Характер взаимодействия между личным и государственным вытекает из характера понимания главного вопроса о типе соподчинения между государством и личностью. Государство служит личности, ее развитию, свободе, благополучию или личность служит государству, его идеологии, величию, мощи. Выяснение значения факторов, обусловливающих функционирование физического воспитания имеет не только познавательное, но и практическое значение, помогает выявить мотивы занятий, приемлемость форм занятий, лучше, эффективнее организовать процесс физического воспитания с конкретными людьми и группами. Таким образом, можно констатировать, что физическое воспитание представляет собой сложное социально-экономическое, педагогическое, психологическое и биологическое явление, закономерности которого еще далеко не изучены. В условиях современного общества физическое воспитание выступает не только в качестве противовесов отрицательным последствиям цивилизации и экологической ситуации, но и элементом воспитания и социализации личности, формирования потребностей в здоровом образе жизни.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |