КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфические особенности и структурные компоненты
О О РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ и активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности. Они отражают общее состояние современной педагогической технологии и могут быть использованы в любом педагогическом процессе. Второй подход, получивший название "редукционный", предусматривает обобщение фактов, получаемых в смежных областях научного знания при формировании системы унифицированных принципов в сфере физической культуры. Изучение закономерностей психофизической адаптации к физическим нагрузкам позволяет существенно расширить компоненты этой системы, которые отвечали бы специфике деятельности индивида, особенностям его биологического развития при выполнении физических нагрузок. Активные процессы трансформации содержания принципов через парадигму современных естественнонаучных знаний осуществляется путем анализа предикативных (от лат. praedicatum — предмет суждения о субъекте) признаков. Однако проблема использования редукционного подхода обусловлена тем, что ограничение данного анализа рамками медико-биологических и биохимических областей научного знания не позволяет в полной мере учитывать личностные детерминанты объекта в процессе формирования его личной физической культуры. Поэтому наиболее продуктивным в процессе определения унифицированной системы принципов является интегратив-ный подход, предусматривающий реализацию взаимосвязанных и оказывающих существенное влияние на эффективность управления в сфере физической культуры оптимального числа принципов. Он позволяет структурировать этот комплекс принципов, выделенных из ряда смежных педагогических дисциплин, и определить совокупность доминирующих признаков, указывающих на связь каждого принципа с основным предикатом педагогического воздействия. Как правило, с учетом наиболее характерных предикатов педагогического воздействия, в систему интегрируется ряд принципов как из общих, так и частных педагогических дисциплин. В соответствии с отмеченными методологическими подходами в процессе формирования унифицированной системы педагогических принципов Л.П. Матвеев (1991) выделяет ее трехмодульную структуру. Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерминанты воспитательного процесса личности и общества в целом. Она определяет генеральное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ. В сфере физической культуры совокупность предикативных признаков интегрирует в систему принципов оздоровительной направленности воспитательного процесса, гармоничного развития личности (его связь с умственным, нравственным и эстетическим развитием индивида), принципы целевой подготовки к трудовой и оборонной деятельности. Вторая группа так называемых методических принципов физического воспитания отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. Она включает совокупность принципов обучения, развития физических качеств и общедидактических принципов. Дидактические принципы воспитания конкретизируются применительно к специфике педагогического процесса в OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 49 ________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ сфере физической культуры. Они детерминируют методологию и особенности обучения двигательным действиям, освоение парадигмы специфических знаний, а также предусматривают оптимизацию процессов целенаправленного развития физических способностей. Структуру этой группы принципов определяет совокупность неразрывно связанных принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Третья группа принципов отражает специфические закономерности построения учебно-воспитательного процесса. Основные требования этой группы предусматривают его алгоритмизацию на основе технологических подходов. В эту группу входят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цикличности и возрастной адекватности воздействия. Реализация требований этой группы принципов в практике предусматривает учет закономерностей биологического развития объекта воспитания (скачкообразный характер развития моторных функций и вегетативных систем организма, неравномерность темпов развития физических качеств и т.д.), а также генетически обусловленную способность индивида к саморегуляции и самоуправлению. Таким образом, унифицированная система принципов физической культуры интегрирует все три отмеченные группы принципов в целостный процесс формирования физической культуры общества и личности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |