Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические особенности и структурные компоненты




О

О




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

и активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности. Они отражают общее состояние современной педагогической технологии и могут быть использованы в любом педагогическом процессе.

Второй подход, получивший название "редукционный", предусматрива­ет обобщение фактов, получаемых в смежных областях научного знания при формировании системы унифицированных принципов в сфере физической культуры. Изучение закономерностей психофизической адаптации к физи­ческим нагрузкам позволяет существенно расширить компоненты этой си­стемы, которые отвечали бы специфике деятельности индивида, особенно­стям его биологического развития при выполнении физических нагрузок. Активные процессы трансформации содержания принципов через парадиг­му современных естественнонаучных знаний осуществляется путем анализа предикативных (от лат. praedicatum — предмет суждения о субъекте) призна­ков. Однако проблема использования редукционного подхода обусловлена тем, что ограничение данного анализа рамками медико-биологических и биохимических областей научного знания не позволяет в полной мере учи­тывать личностные детерминанты объекта в процессе формирования его личной физической культуры. Поэтому наиболее продуктивным в процессе определения унифицированной системы принципов является интегратив-ный подход, предусматривающий реализацию взаимосвязанных и оказыва­ющих существенное влияние на эффективность управления в сфере физи­ческой культуры оптимального числа принципов. Он позволяет структурировать этот комплекс принципов, выделенных из ряда смежных педагогических дисциплин, и определить совокупность доминирующих признаков, указывающих на связь каждого принципа с основным предика­том педагогического воздействия. Как правило, с учетом наиболее характер­ных предикатов педагогического воздействия, в систему интегрируется ряд принципов как из общих, так и частных педагогических дисциплин.

В соответствии с отмеченными методологическими подходами в про­цессе формирования унифицированной системы педагогических принци­пов Л.П. Матвеев (1991) выделяет ее трехмодульную структуру.

Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерми­нанты воспитательного процесса личности и общества в целом. Она опре­деляет генеральное направление воспитательного процесса в обществе, вы­полняя его социальный заказ. В сфере физической культуры совокупность предикативных признаков интегрирует в систему принципов оздоровитель­ной направленности воспитательного процесса, гармоничного развития личности (его связь с умственным, нравственным и эстетическим развити­ем индивида), принципы целевой подготовки к трудовой и оборонной дея­тельности.

Вторая группа так называемых методических принципов физического воспитания отражает общие закономерности образовательно-воспитатель­ной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. Она включает совокупность принципов обучения, развития физических качеств и общедидактических принципов. Дидактические принципы воспитания конкретизируются применительно к специфике педагогического процесса в


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 49





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

сфере физической культуры. Они детерминируют методологию и особенно­сти обучения двигательным действиям, освоение парадигмы специфических знаний, а также предусматривают оптимизацию процессов целенаправлен­ного развития физических способностей. Структуру этой группы принци­пов определяет совокупность неразрывно связанных принципов сознатель­ности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.

Третья группа принципов отражает специфические закономерности по­строения учебно-воспитательного процесса. Основные требования этой группы предусматривают его алгоритмизацию на основе технологических подходов. В эту группу входят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цикличности и возрастной адекватности воздей­ствия. Реализация требований этой группы принципов в практике предус­матривает учет закономерностей биологического развития объекта воспита­ния (скачкообразный характер развития моторных функций и вегетативных систем организма, неравномерность темпов развития физических качеств и т.д.), а также генетически обусловленную способность индивида к саморе­гуляции и самоуправлению. Таким образом, унифицированная система принципов физической культуры интегрирует все три отмеченные группы принципов в целостный процесс формирования физической культуры об­щества и личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.