Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физического воспитания




O

О

О

О




________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторитет преподавателя физического воспитания, спортивного трене­ра более всего определяется его профессиональной компетентностью, отно­шением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты, а также внешняя привлекательность.

Среди личностных качеств специалиста, способствующих его успеху в сфере физического воспитания особо важное значение имеют: мужествен­ность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного (эмпатия), умение правильно оценить группу и прове­сти в жизнь свой план действия, а при необходимости проявить и гибкость, найти более оптимальный путь отношений с учениками.

К числу профессиональных способностей преподавателя-специалиста по физическому воспитанию относят:

• наличие педагогических способностей;

• мотивацию к работе на своем поприще и удовлетворенность такой ра­
ботой;

• хорошее личное физическое состояние, позволяющее показать при­
мер выполнения двигательного задания

• достаточно высокий уровень соответствующей профессиональной под­
готовленности;

• личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию у обу­
чаемых;

• типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и урав­
новешенностью основных нервных процессов.

Впрочем, среди весьма успешных преподавателей физического воспи­тания был выявлен также ряд представителей слабого типа нервной систе­мы, которые находили свой индивидуальный стиль деятельности и работа­ли продуктивно, в частности, на присущую им эмпатию.

Среди способных специалистов по физическому воспитанию, при достаточно объективной оценке их труда, практически не встречаются лица с низкой профессиональной подготовленностью (за исключением некоторых администраторов, которые, благодаря естественному отбору, поддерживая друг друга на основе взаимной выгоды, иногда пробивают­ся наверх).

Что касается истинной профессиональной подготовленности и профес­сионального мастерства наших специалистов, то, прежде всего, это хорошая педагогическая техника, включающая в себя педагогические знания, навы­ки и умения, педагогическое прогнозирование, воображение, склонность к педагогическому творчеству. У высококвалифицированного специалиста все это сочетается со специальными знаниями, навыками и умениями в облас­ти физической культуры. Он имеет общепедагогические знания и умеет их применять в конкретных разделах физического воспитания.

Педагогическая техника предполагает:

• способность опереться на дидактические принципы;

• умение учитывать требования принципов спортивной тренировки.

В педагогическую технику входят умелое применение устных, нагляд­ных и практических методов и приемов обучения, с учетом конкретных


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 70





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

учебных ситуаций. Выделяют также ряд специальных профессиональных пе­дагогических умений, которыми в данном случае должен владеть хорошо подготовленный специалист — преподаватель физического воспитания: гно­стические умения, связанные с глубокими познаниями в области своей спе­циальности; проектировочные умения, определяющие способность грамотно проектировать динамику прохождения учебного материала; конструктивные умения, связанные с планированием конкретного занятия; организаторские умения, позволяющие хорошо организовать какое-либо конкретное занятие, учитывая его особенности, состав учебной группы, наличие спортивного ин­вентаря; коммуникативные умения, определяющие установление позитив­ных контактов с обучаемыми.

Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физическому воспитанию предполагает также наличие у него особого пси­хологического и педагогического такта.

Черты психологического такта связаны с эмпатией, позволяющей по­нять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отноше­ния взаимопонимания, взаимного доверия. В отношениях с группой или командой — это путь к хорошему психологическому климату.

Черты педагогического такта определяют установленные между препо­давателем и его подопечными таких отношений, которые наиболее благо­приятны для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Имеется несколько положений в тактике поведения преподавателя и тренера, характеризующих черты педагогического такта в обращении к обу­чаемым:

• требовательность без грубости, надменности, высокомерия;

• естественность в общении, простота обращения, но без излишнего па­
нибратства, обучаемый не должен забывать, что имеет дело с учите­
лем, воспитателем;

• проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования;

• внимание к своим подопечным, но также без его подчеркивания;

• юмор без грубых насмешек, советы без излишней навязчивости;

• умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы,
проявить интерес к собеседнику, к его мыслям и др.

Успешное достижение поставленных учебных, тренировочных и воспи­тательных целей свидетельствует о педагогическом мастерстве специалиста по физической культуре. Это особенно характерно для тех случаев, когда складывается какая-либо негативная ситуация, имеет место низкая мотиви­рованность обучаемых к физическому совершенствованию, возникают ор­ганизационные, материальные сложности, но учебные вопросы все равно решаются. Кроме того, о наличии профессионального педагогического ма­стерства свидетельствует, как отмечено выше, следование принципу воспи-

Специалист по физическому воспитанию, спорту должен обладать высокой об­щей культурой, высокой нравственной, правовой и эстетической воспитаннос­тью, иметь хороший художественный вкус, познания в литературе, искусстве, поэзии, изобразительном искусстве и в области физической культуры

70


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 71





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

тывающего обучения, обязательное решение наиболее важных воспитатель­ных задач, формирование важных личностных качеств.

Педагогическое мастерство органически связано (но не синонимично) с педагогической культурой.

В сфере физической культуры, помимо совершенствования общего фи­зического состояния, физических и психических качеств, способствующих овладению профессиональной деятельностью, развивается целый ряд лич­ностных свойств на высоком социальном уровне. Такое развитие может проходить эффективнее при целенаправленном его проведении, организа­ции специальных педагогических воздействий по передаче необходимых знаний, формированию патриотических, нравственных, правовых и эстети­ческих качеств в самом процессе физической культуры. В таком аспекте можно говорить также о формировании физической культуры личности. Особо важной в данном вопросе является роль преподавателя, тренера, об­ладающего необходимыми способностями, профессиональной педагогичес­кой подготовленностью, педагогическим мастерством и педагогической культурой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________

1. В чем заключаются специфические особенности физического воспитания?

2. Что понимается под принципами в теории физического воспитания?

3. В чем заключаются социальные принципы формирования физической культуры че­
ловека?

4. Дать характеристику методическим принципам занятий физическими упражнени­
ями.

5. Дать характеристику принципам построения занятий в процессе физического
воспитания.

6. В чем заключается роль физической культуры в формировании личностных ка­
честв?

7. Как осуществляется патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое
воспитание в процессе физического воспитания?

8. Составить профессиональную характеристику личности преподавателя физиче­
ского воспитания.



OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 72



СРЕДСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.