КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физического воспитания
O О О О ________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Авторитет преподавателя физического воспитания, спортивного тренера более всего определяется его профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты, а также внешняя привлекательность. Среди личностных качеств специалиста, способствующих его успеху в сфере физического воспитания особо важное значение имеют: мужественность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного (эмпатия), умение правильно оценить группу и провести в жизнь свой план действия, а при необходимости проявить и гибкость, найти более оптимальный путь отношений с учениками. К числу профессиональных способностей преподавателя-специалиста по физическому воспитанию относят: • наличие педагогических способностей; • мотивацию к работе на своем поприще и удовлетворенность такой ра • хорошее личное физическое состояние, позволяющее показать при • достаточно высокий уровень соответствующей профессиональной под • личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию у обу • типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и урав Впрочем, среди весьма успешных преподавателей физического воспитания был выявлен также ряд представителей слабого типа нервной системы, которые находили свой индивидуальный стиль деятельности и работали продуктивно, в частности, на присущую им эмпатию. Среди способных специалистов по физическому воспитанию, при достаточно объективной оценке их труда, практически не встречаются лица с низкой профессиональной подготовленностью (за исключением некоторых администраторов, которые, благодаря естественному отбору, поддерживая друг друга на основе взаимной выгоды, иногда пробиваются наверх). Что касается истинной профессиональной подготовленности и профессионального мастерства наших специалистов, то, прежде всего, это хорошая педагогическая техника, включающая в себя педагогические знания, навыки и умения, педагогическое прогнозирование, воображение, склонность к педагогическому творчеству. У высококвалифицированного специалиста все это сочетается со специальными знаниями, навыками и умениями в области физической культуры. Он имеет общепедагогические знания и умеет их применять в конкретных разделах физического воспитания. Педагогическая техника предполагает: • способность опереться на дидактические принципы; • умение учитывать требования принципов спортивной тренировки. В педагогическую технику входят умелое применение устных, наглядных и практических методов и приемов обучения, с учетом конкретных OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 70 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ учебных ситуаций. Выделяют также ряд специальных профессиональных педагогических умений, которыми в данном случае должен владеть хорошо подготовленный специалист — преподаватель физического воспитания: гностические умения, связанные с глубокими познаниями в области своей специальности; проектировочные умения, определяющие способность грамотно проектировать динамику прохождения учебного материала; конструктивные умения, связанные с планированием конкретного занятия; организаторские умения, позволяющие хорошо организовать какое-либо конкретное занятие, учитывая его особенности, состав учебной группы, наличие спортивного инвентаря; коммуникативные умения, определяющие установление позитивных контактов с обучаемыми. Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физическому воспитанию предполагает также наличие у него особого психологического и педагогического такта. Черты психологического такта связаны с эмпатией, позволяющей понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопонимания, взаимного доверия. В отношениях с группой или командой — это путь к хорошему психологическому климату. Черты педагогического такта определяют установленные между преподавателем и его подопечными таких отношений, которые наиболее благоприятны для успешного решения учебно-воспитательных задач. Имеется несколько положений в тактике поведения преподавателя и тренера, характеризующих черты педагогического такта в обращении к обучаемым: • требовательность без грубости, надменности, высокомерия; • естественность в общении, простота обращения, но без излишнего па • проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования; • внимание к своим подопечным, но также без его подчеркивания; • юмор без грубых насмешек, советы без излишней навязчивости; • умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы, Успешное достижение поставленных учебных, тренировочных и воспитательных целей свидетельствует о педагогическом мастерстве специалиста по физической культуре. Это особенно характерно для тех случаев, когда складывается какая-либо негативная ситуация, имеет место низкая мотивированность обучаемых к физическому совершенствованию, возникают организационные, материальные сложности, но учебные вопросы все равно решаются. Кроме того, о наличии профессионального педагогического мастерства свидетельствует, как отмечено выше, следование принципу воспи- Специалист по физическому воспитанию, спорту должен обладать высокой общей культурой, высокой нравственной, правовой и эстетической воспитанностью, иметь хороший художественный вкус, познания в литературе, искусстве, поэзии, изобразительном искусстве и в области физической культуры 70 OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 71 ________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ тывающего обучения, обязательное решение наиболее важных воспитательных задач, формирование важных личностных качеств. Педагогическое мастерство органически связано (но не синонимично) с педагогической культурой. В сфере физической культуры, помимо совершенствования общего физического состояния, физических и психических качеств, способствующих овладению профессиональной деятельностью, развивается целый ряд личностных свойств на высоком социальном уровне. Такое развитие может проходить эффективнее при целенаправленном его проведении, организации специальных педагогических воздействий по передаче необходимых знаний, формированию патриотических, нравственных, правовых и эстетических качеств в самом процессе физической культуры. В таком аспекте можно говорить также о формировании физической культуры личности. Особо важной в данном вопросе является роль преподавателя, тренера, обладающего необходимыми способностями, профессиональной педагогической подготовленностью, педагогическим мастерством и педагогической культурой. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________ 1. В чем заключаются специфические особенности физического воспитания? 2. Что понимается под принципами в теории физического воспитания? 3. В чем заключаются социальные принципы формирования физической культуры че 4. Дать характеристику методическим принципам занятий физическими упражнени 5. Дать характеристику принципам построения занятий в процессе физического 6. В чем заключается роль физической культуры в формировании личностных ка 7. Как осуществляется патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое 8. Составить профессиональную характеристику личности преподавателя физиче OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 72 СРЕДСТВА
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |