Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические принципы физического воспитания




О

О

О

О

Педагогического процесса при формировании фи­зической культуры человека

Физическая культура структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты матери­ального и духовного труда в сфере физической культуры, а личностная ха­рактеризуется результатами деятельности, воплощенной в самом человеке — физической культуре личности. Формирование физической культуры чело­века может осуществляться с позиций двух основных подходов:

I. Нормативно-механистического, характеризующегося чисто внешней
подгонкой личности под усредненные нормы и требования (например, ком­
плекс ГТО).

II. Личностно-гуманистического, проявляющегося в приобщении людей
к духовным и материальным ценностям физической культуры. В этом про­
цессе можно выделить три основных компонента:

 

1. Социально-психологическое воспитание направлено на формирование
мировоззрения, ценностных ориентации, мотивов и интересов к активной
физкультурно-спортивной деятельности.

2. Интеллектуальное воспитание обогащает человека знаниями, форми­
рующими его общеобразовательную и специальную подготовленность в
сфере физической культуры.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 50





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

3. Телесно-двигательное воспитание нацелено на формирование двига­тельных умений и навыков, развитие физических кондиций человека и со­вершенствование его телосложения.

Все указанные компоненты должны реализовываться в любом педаго­гическом процессе, ориентированном на формирование физической куль­туры личности.

Педагогический процесс можно представить как процесс управле­ния. В общем виде это будет проявляться в том, что педагог (субъект уп­равления) на основании определенной информации оказывает влияние (педагогическое воздействие) на занимающегося (объект управления) для того, чтобы в нем произошли определенные позитивные изменения, направленные на достижение поставленных целей и решение конкрет­ных задач.

Данные структурные компоненты имеют место в любом педагогичес­ком процессе.

Субъект и объект педагогического процесса в принципе могут оставать­ся постоянными (например, учитель и ученик в начальной школе). Поэто­му основные отличия между педагогическими процессами различной на­правленности заключены в их цели, конкретизирующих ее задачах и используемых для решения задач педагогических воздействиях.

Помимо этого, общепедагогический процесс характеризуется рядом признаков, среди которых важнейшими являются:

• направляющая роль педагога-специалиста;

• соответствие деятельности педагогическим принципам;

• наличие конкретных педагогических задач;

• учет индивидуальных особенностей занимающихся.

Общие признаки педагогического процесса характерны и для физичес­кого воспитания, но имеются и отличительные особенности:

• преимущественное воздействие на двигательные способности человека;

• непосредственное создание оздоровительного эффекта.

Общие принципы формирования физической культуры человека — это ис­ходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. В своей основе они имеют объективные закономерности физической культуры, многократно проверенные на практике и обоснованные научно.

К наиболее общим (социальным) принципам относят:

• принцип гармонического развития личности;

• принцип связи с жизнедеятельностью;

• принцип оздоровительной направленности.

Помимо общих еще установлены методические принципы, которые регламентируют порядок педагогических воздействий в процессе формиро­вания физической культуры личности.

По направленности педагогических воздействий условно выделяют:

• принципы обучения двигательным действиям;

• принципы развития физических способностей;

• принципы воспитания личностных качеств.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 51





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Содержательно каждый из общих принципов раскрывается через ряд требований, относящихся к основным направлениям в формировании фи­зической культуры личности, и связанные с ними особенности педагогиче­ского процесса и педагогических воздействий.

Принцип гармонического развития личности заключается в том, что фи­зическая культура в жизни человека должна занимать место соразмерное, с одной стороны — с потребностями общества, а с другой — с интересами са­мой личности.

Общество на каждом историческом этапе развития предъявляют к че­ловеку комплекс требований, среди которых значимое место занимает на­личие крепкого здоровья и владение умением его формировать и поддержи­вать. Но эти моменты должны органически дополнять другие стороны жизнедеятельности, в противном случае (если представить, что это стало предметом основной деятельности всех членов общества) произойдет упа­док производства материальных и духовных ценностей.

Отдельный человек, исходя из своих интересов, иногда отходит от гос­подствующего представления об усредненном (типичном) индивиде и до предела увеличивает место процесса физического совершенствования в сво­ей жизни (это характерно для спортсменов высокой квалификации). Одна­ко полностью игнорировать потребности общества могут очень немногие — это социальная патология.

Требования принципа гармонического развития личности:

1. Формирование физической культуры личности должно идти сопос­
тавимо с другими сторонами воспитания. Реализацией этого требования яв­
ляется комплексное развитие интеллектуальных, физических, нравственных
и эстетических основ личности. Недопустимо одностороннее развитие фи­
зических начал человека в ущерб его духовным качествам.

2. Педагогический процесс должен обеспечивать всесторонность физи­
ческого воспитания. Из этого следует, что в процессе физического воспи­
тания следует использовать такие педагогические воздействия, которые га­
рантировали бы целенаправленное развитие всех основных физических
способностей и формировали бы важнейшие двигательные умения и навы­
ки. Преимущественно это проявляется в органическом единстве общей и
специальной физической подготовки.

3. В течение всей жизни человека должны постоянно использоваться
разнонаправленные формы педагогических воздействий. Данное требование
основывается на учете объективных закономерностей онтогенеза (индиви­
дуальное развитие организма) человека и проявляется в определенной по­
следовательности решения воспитательных и образовательных задач физи­
ческого воспитания, определяемой полом, возрастом, особенностями
жизнедеятельности и другими факторами.

Принцип связи с жизнедеятельностью определяет прикладную функцию физической культуры в обществе — подготавливать членов общества к дея­тельности в сфере производства, а при необходимости и к участию в воен­но-боевых действиях, а также обеспечивать безопасный уровень жизнедея­тельности индивида в окружающей среде.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 52





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Требования принципа связи с жизнедеятельностью:

1. Формирование физической культуры личности должно направляться
на создание психофизиологических предпосылок к жизнедеятельности. Из
этого следует, что при разработке и реализации программ физического вос­
питания необходимо определяющее внимание уделять становлению и со­
вершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, а
также развитию основных физических способностей.

2. Педагогический процесс должен способствовать освоению новых
форм двигательной активности. Данное требование установлено в силу то­
го, что все возможные условия жизнедеятельности предусмотреть невоз­
можно. Поэтому рациональнее на основе всестороннего физического обра­
зования, развития координационных и других двигательных способностей,
расширения функциональных возможностей организма создавать предпо­
сылки для освоения новых видов деятельности.

3. Педагогические воздействия, направленные на формирование физи­
ческой культуры личности, должны иметь прикладной эффект. В этой свя­
зи необходимо использовать средства, соотносящиеся (медико-биологичес-
ки, биомеханически, психологически и т.д.) с основной (настоящей или
будущей) деятельностью человека.

Принцип оздоровительной направленности отражает гуманистическую направленность физической культуры в обществе. Смысл данного принци­па состоит в том, что физическая культура должна содействовать укрепле­нию здоровья.

Требования принципа оздоровительной направленности:

1. Формирование физической культуры человека должно соотноситься
с ее психофизиологическими возможностями. Реализацией этого требова­
ния является построение процесса физического воспитания с учетом поло­
возрастных особенностей организма, уровня физического развития и подго­
товленности человека.

2. Педагогический процесс должен планироваться и регулироваться в
соответствии с научно-обоснованными подходами к укреплению здоровья.
При этом первостепенное значение имеют методические принципы физи­
ческого воспитания, а также объективные данные различных видов контро­
ля (педагогического, медико-биологического, биомеханического, психоло­
гического и др.), описывающие модельно-целевые характеристики
физического состояния, соответствующие высокому уровню физического
здоровья (ориентир на "должные" нормы).

3. Возможность использования в занятиях любого педагогического воз­
действия должна определяться его оздоровительной ценностью. Данное тре­
бование предполагает, что любое средство или метод перед применением
должны быть оценены на предмет их влияния на состояние здоровья чело­
века.

Все перечисленные принципы формирования физической культуры че­ловека органически взаимосвязаны и содержательно перекликаются друг с другом. Их реализация происходит параллельно, независимо от континген­та занимающихся.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 53





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Принципы сознательности и активности предусматривают опре­деление путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей учебно-воспитательной деятельности. Их сущность заключается в формировании у индивида устойчивой потребности в освое­нии ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

В связи с этим одним из важнейших требований данных принципов яв­ляется определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимся.

Из практики физического воспитания и спорта известно: если занима­ющиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потреб­ности и интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. Поэтому изучение мотивационной сферы индивида, его ин­тересов в сфере физической культуры является важным аспектом формиро­вания сознательности и активности. Современные исследования показыва­ют, что в процессе формирования потребностей индивида в высокой двигательной активности существенную роль играют три основных факто­ра. В первом факторе, наиболее сильном по своему влиянию, отражено вли­яние спортивных традиций в семье (активные занятия физическими упраж­нениями членов семьи, личный пример родителей, а также воздействие личности преподавателя, его авторитета и уровня профессиональной ком­петенции). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых результатов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы и повышение мышечного компонента состава тела, гармо­ничное телосложение, отвечающее современным эстетическим требовани­ям). Таким образом, влияние второго фактора на мотивационную сферу по­мимо биологических потребностей в двигательной активности индивида обусловлено динамикой результатов, определяющих долгосрочные цели за­нятий. Третий фактор отражает общие закономерности развития и самоорга­низации живых систем, определяющие синергизм культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе формирова­ния сознательности и активности.

Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспек­тивные (лонгитудинальные) и текущие (ближайшие) цели. В качестве пер­спективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включение в состав сборных команд. Текущими целя­ми могут быть овладение техникой упражнения, достижение определенно­го уровня развития физических способностей. Вместе с тем важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся отве­ты на вопросы: "почему?", "каким образом?", "в каком объеме?". Осмыс­ленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образователь­ного аспекта занятий и способствуя росту духовности занимающегося. При


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 54





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.