КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические принципы физического воспитания
О О О О Педагогического процесса при формировании физической культуры человека Физическая культура структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты материального и духовного труда в сфере физической культуры, а личностная характеризуется результатами деятельности, воплощенной в самом человеке — физической культуре личности. Формирование физической культуры человека может осуществляться с позиций двух основных подходов: I. Нормативно-механистического, характеризующегося чисто внешней II. Личностно-гуманистического, проявляющегося в приобщении людей
1. Социально-психологическое воспитание направлено на формирование 2. Интеллектуальное воспитание обогащает человека знаниями, форми OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 50 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 3. Телесно-двигательное воспитание нацелено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических кондиций человека и совершенствование его телосложения. Все указанные компоненты должны реализовываться в любом педагогическом процессе, ориентированном на формирование физической культуры личности. Педагогический процесс можно представить как процесс управления. В общем виде это будет проявляться в том, что педагог (субъект управления) на основании определенной информации оказывает влияние (педагогическое воздействие) на занимающегося (объект управления) для того, чтобы в нем произошли определенные позитивные изменения, направленные на достижение поставленных целей и решение конкретных задач. Данные структурные компоненты имеют место в любом педагогическом процессе. Субъект и объект педагогического процесса в принципе могут оставаться постоянными (например, учитель и ученик в начальной школе). Поэтому основные отличия между педагогическими процессами различной направленности заключены в их цели, конкретизирующих ее задачах и используемых для решения задач педагогических воздействиях. Помимо этого, общепедагогический процесс характеризуется рядом признаков, среди которых важнейшими являются: • направляющая роль педагога-специалиста; • соответствие деятельности педагогическим принципам; • наличие конкретных педагогических задач; • учет индивидуальных особенностей занимающихся. Общие признаки педагогического процесса характерны и для физического воспитания, но имеются и отличительные особенности: • преимущественное воздействие на двигательные способности человека; • непосредственное создание оздоровительного эффекта. Общие принципы формирования физической культуры человека — это исходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. В своей основе они имеют объективные закономерности физической культуры, многократно проверенные на практике и обоснованные научно. К наиболее общим (социальным) принципам относят: • принцип гармонического развития личности; • принцип связи с жизнедеятельностью; • принцип оздоровительной направленности. Помимо общих еще установлены методические принципы, которые регламентируют порядок педагогических воздействий в процессе формирования физической культуры личности. По направленности педагогических воздействий условно выделяют: • принципы обучения двигательным действиям; • принципы развития физических способностей; • принципы воспитания личностных качеств. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 51 ________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Содержательно каждый из общих принципов раскрывается через ряд требований, относящихся к основным направлениям в формировании физической культуры личности, и связанные с ними особенности педагогического процесса и педагогических воздействий. Принцип гармонического развития личности заключается в том, что физическая культура в жизни человека должна занимать место соразмерное, с одной стороны — с потребностями общества, а с другой — с интересами самой личности. Общество на каждом историческом этапе развития предъявляют к человеку комплекс требований, среди которых значимое место занимает наличие крепкого здоровья и владение умением его формировать и поддерживать. Но эти моменты должны органически дополнять другие стороны жизнедеятельности, в противном случае (если представить, что это стало предметом основной деятельности всех членов общества) произойдет упадок производства материальных и духовных ценностей. Отдельный человек, исходя из своих интересов, иногда отходит от господствующего представления об усредненном (типичном) индивиде и до предела увеличивает место процесса физического совершенствования в своей жизни (это характерно для спортсменов высокой квалификации). Однако полностью игнорировать потребности общества могут очень немногие — это социальная патология. Требования принципа гармонического развития личности: 1. Формирование физической культуры личности должно идти сопос 2. Педагогический процесс должен обеспечивать всесторонность физи 3. В течение всей жизни человека должны постоянно использоваться Принцип связи с жизнедеятельностью определяет прикладную функцию физической культуры в обществе — подготавливать членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходимости и к участию в военно-боевых действиях, а также обеспечивать безопасный уровень жизнедеятельности индивида в окружающей среде. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 52 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Требования принципа связи с жизнедеятельностью: 1. Формирование физической культуры личности должно направляться 2. Педагогический процесс должен способствовать освоению новых 3. Педагогические воздействия, направленные на формирование физи Принцип оздоровительной направленности отражает гуманистическую направленность физической культуры в обществе. Смысл данного принципа состоит в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Требования принципа оздоровительной направленности: 1. Формирование физической культуры человека должно соотноситься 2. Педагогический процесс должен планироваться и регулироваться в 3. Возможность использования в занятиях любого педагогического воз Все перечисленные принципы формирования физической культуры человека органически взаимосвязаны и содержательно перекликаются друг с другом. Их реализация происходит параллельно, независимо от контингента занимающихся. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 53 ________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Принципы сознательности и активности предусматривают определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей учебно-воспитательной деятельности. Их сущность заключается в формировании у индивида устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию. В связи с этим одним из важнейших требований данных принципов является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимся. Из практики физического воспитания и спорта известно: если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. Поэтому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в сфере физической культуры является важным аспектом формирования сознательности и активности. Современные исследования показывают, что в процессе формирования потребностей индивида в высокой двигательной активности существенную роль играют три основных фактора. В первом факторе, наиболее сильном по своему влиянию, отражено влияние спортивных традиций в семье (активные занятия физическими упражнениями членов семьи, личный пример родителей, а также воздействие личности преподавателя, его авторитета и уровня профессиональной компетенции). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых результатов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы и повышение мышечного компонента состава тела, гармоничное телосложение, отвечающее современным эстетическим требованиям). Таким образом, влияние второго фактора на мотивационную сферу помимо биологических потребностей в двигательной активности индивида обусловлено динамикой результатов, определяющих долгосрочные цели занятий. Третий фактор отражает общие закономерности развития и самоорганизации живых систем, определяющие синергизм культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе формирования сознательности и активности. Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспективные (лонгитудинальные) и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включение в состав сборных команд. Текущими целями могут быть овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития физических способностей. Вместе с тем важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы: "почему?", "каким образом?", "в каком объеме?". Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и способствуя росту духовности занимающегося. При OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 54
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |