Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс




O

О

О

О


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

лении физических возможностей человека и система организационных ме­роприятий, определяющих и регламентирующих развитие физического вос­питания в стране, обществе.

Но формы организации, средства и методы, принципы в социально-организационной и педагогической системах могут быть неодинаковы.

Под социальной системой физического воспитания понимается совокуп­ность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих и контро­лирующих физическое воспитание, а также средств, методов и способов органи­зации, нормативных основ, целей и принципов осуществления физического воспи­тания в стране

В основе системы физического воспитания как педагогического про­цесса, направленного на изменение в нужном направлении физических возможностей человека, лежит использование биологического явления уп-ражняемости как свойства точной, конкретной, морфологической, функ­циональной и психологической адаптации человека к виду и характеру по­вторяющейся деятельности (физической, умственной).




Под педагогической системой понимается система физических упражнений, ме­тодов их применения, форм занятий, т.е. педагогический процесс, направленный на изменение в нужном направлении физических возможностей человека

Социальная система физического воспитания обеспечивает функцио­нирование педагогической системы, эффективность реализации которой в значительной степени зависит от рационального построения, содержания дееспособности первой.

Социальная система обусловливает разработку и организацию следую­щих звеньев, находящихся в иерархической зависимости:

• нормативно-законодательной базы;

• программной;

• ресурсной;

• организационно-управленческой.

Данная зависимость позволяет их объединить в общую структуру систе­мы физического воспитания, т.к. достижения цели физического воспитания конкретного человека или группы людей (школьников, студентов) опреде­ляются социально-экономическими условиями общества, программно-нор­мативными и организационными основами построения обязательного про­цесса физического воспитания в учебном заведении, а также доступностью физкультурных занятий популярными видами двигательной активности в свободное время.

Обобщенное понятие " система физического воспитания" подразумевает со­вокупность социальных и педагогических подсистем, функционирование которых основано на общих закономернастях и направлено на достижение цели физичес­кого воспитания

44


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 45



ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Структура функционирования системы физического воспитания пред­ставлена на рис. 2.1.

Краеугольным камнем в этой системе является специфическое средст­во физического воспитания — физическое упражнение, которое определяет две стороны процесса — обучение физическим упражнениям и развитие фи­зических качеств. Это обусловливает использование общих и специальных методов обучения (рассказ, показ, целостное выполнение, расчлененное и т.д.), повторения упражнений (непрерывный, прерывный и т.д.), чередова­ния нагрузки и отдыха при выполнении упражнений, формы, в которой бу­дет проводиться занятие (урочная, неурочная и т.п.), построения процесса физического воспитания согласно целям и задачам, включающего систему занятий, их кратность, цикличность, педагогический контроль, обеспечива­ющий управление процессом физического воспитания.

Все основные звенья педагогической подсистемы строятся на биологи­ческих закономерностях организма и потребностно-мотивационном отно­шении личности к занятиям физическими упражнениями. Педагогическая подсистема реализуется через социальную, звенья которой обеспечивают нормативное законодательство функционирования физического воспитания




> качество жизни • активная жизненная позиция > социальное здоровье ■ психическое здоровье

55^

психологические закономерности

• потребности

• мотивы

• интересы


 

ЦЕЛЬ физического воспитания

нормативы программы ресурсы организация управление социальная подсистема

^ерии^ФФеливно^

реализация

t

• управление • процесс • формы • методы

1

'Ры здорового образа


 

>физическое здоровье

>физические возможности

>физическая
подготовленность

>продолжительность жизни

биологические закономерности

• гомеостаз

• адаптация

• возрастное развитие

• утомление

• восстановление

• норма ДА


 


педагогическая подсистема Рис. 2.1. Структура системы физического воспитания (ФВ)



OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 46





РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

в общей государственной системе образования, а также право каждого чле­на общества на получение возможности использования средств физическо­го воспитания в виде занятий в различных физкультурно-оздоровительных группах по интересам, получение физкультурно-оздоровительных услуг, до­ступных каждому гражданину в зависимости от его трудовых доходов или бесплатно в свободное от учебы и работы время.

Программное обеспечение физического воспитания включает государ­ственную программу развития отрасли в системе взаимоотношений с други­ми социальными явлениями: образованием, профессиональной, военной деятельностью и досугом различных возрастных и социальных групп насе­ления. Примером современной государственной программы является "Фи­зическое воспитание — здоровье нации", принятой в Украине в 1998 г.

Общий образовательный уровень по физическому воспитанию в до­школьных, школьных, средних и высших учебных заведениях обеспечива­ется соответствующими программами, имеющими регламентирующие стан­дарты по содержанию занятий, их количеству и нормативным требованиям к подготовке занимающихся. Содержание программного обеспечения долж­но учитывать биологические, педагогические и психологические закономер­ности управления физическим состоянием организма человека в процессе физического воспитания. Игнорирование этих закономерностей в програм­мах препятствует реализации педагогического процесса, что не приводит к достижению цели физического воспитания: повышению уровня физическо­го состояния, укреплению здоровья, снижению заболеваемости, о чем сви­детельствует эпидемия хронических неинфекционных заболеваний в Укра­ине, увеличение количества школьников и учащейся молодежи, имеющих различного рода отклонения в состоянии здоровья до 90 %.

Таким образом, несовершенная социальная подсистема является тормозом в развитии педагогической подсистемы, снижает ее эффективность и не оправ­дывает материальных затрат, вложенных в ее экономическое обеспечение.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________

1. Какие факторы обусловливают возникновение и развитие физического воспитания?

2. Что побуждает человека заниматься специально организованной двигательной
активностью?

3. Что понимается под потребностями человека?

4. Что обусловливает деятельность человека?

5. Каковы основные направления функционирования физического воспитания в об­
ществе?

6. В чем заключаются специфические признаки физического воспитания?

7. В чем заключается цель физического воспитания?

8. Охарактеризовать задачи физического воспитания.

9. Назвать принципы физического воспитания и объяснить способы их реализации
на практике.

 

10. Что входит в понятие "система физического воспитания"?

11. Как взаимодействуют между собой педагогическая и социальная подсистемы на
практике?


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 47



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.