КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический процесс
O О О О РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________ лении физических возможностей человека и система организационных мероприятий, определяющих и регламентирующих развитие физического воспитания в стране, обществе. Но формы организации, средства и методы, принципы в социально-организационной и педагогической системах могут быть неодинаковы. Под социальной системой физического воспитания понимается совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание, а также средств, методов и способов организации, нормативных основ, целей и принципов осуществления физического воспитания в стране В основе системы физического воспитания как педагогического процесса, направленного на изменение в нужном направлении физических возможностей человека, лежит использование биологического явления уп-ражняемости как свойства точной, конкретной, морфологической, функциональной и психологической адаптации человека к виду и характеру повторяющейся деятельности (физической, умственной). Под педагогической системой понимается система физических упражнений, методов их применения, форм занятий, т.е. педагогический процесс, направленный на изменение в нужном направлении физических возможностей человека Социальная система физического воспитания обеспечивает функционирование педагогической системы, эффективность реализации которой в значительной степени зависит от рационального построения, содержания дееспособности первой. Социальная система обусловливает разработку и организацию следующих звеньев, находящихся в иерархической зависимости: • нормативно-законодательной базы; • программной; • ресурсной; • организационно-управленческой. Данная зависимость позволяет их объединить в общую структуру системы физического воспитания, т.к. достижения цели физического воспитания конкретного человека или группы людей (школьников, студентов) определяются социально-экономическими условиями общества, программно-нормативными и организационными основами построения обязательного процесса физического воспитания в учебном заведении, а также доступностью физкультурных занятий популярными видами двигательной активности в свободное время. Обобщенное понятие " система физического воспитания" подразумевает совокупность социальных и педагогических подсистем, функционирование которых основано на общих закономернастях и направлено на достижение цели физического воспитания 44 OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 45 ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Структура функционирования системы физического воспитания представлена на рис. 2.1. Краеугольным камнем в этой системе является специфическое средство физического воспитания — физическое упражнение, которое определяет две стороны процесса — обучение физическим упражнениям и развитие физических качеств. Это обусловливает использование общих и специальных методов обучения (рассказ, показ, целостное выполнение, расчлененное и т.д.), повторения упражнений (непрерывный, прерывный и т.д.), чередования нагрузки и отдыха при выполнении упражнений, формы, в которой будет проводиться занятие (урочная, неурочная и т.п.), построения процесса физического воспитания согласно целям и задачам, включающего систему занятий, их кратность, цикличность, педагогический контроль, обеспечивающий управление процессом физического воспитания. Все основные звенья педагогической подсистемы строятся на биологических закономерностях организма и потребностно-мотивационном отношении личности к занятиям физическими упражнениями. Педагогическая подсистема реализуется через социальную, звенья которой обеспечивают нормативное законодательство функционирования физического воспитания
психологические закономерности • потребности • мотивы • интересы
^ерии^ФФеливно^
1 'Ры здорового образа
>физическое здоровье >физические возможности >физическая >продолжительность жизни биологические закономерности • гомеостаз • адаптация • возрастное развитие • утомление • восстановление • норма ДА
педагогическая подсистема Рис. 2.1. Структура системы физического воспитания (ФВ) OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 46 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________ в общей государственной системе образования, а также право каждого члена общества на получение возможности использования средств физического воспитания в виде занятий в различных физкультурно-оздоровительных группах по интересам, получение физкультурно-оздоровительных услуг, доступных каждому гражданину в зависимости от его трудовых доходов или бесплатно в свободное от учебы и работы время. Программное обеспечение физического воспитания включает государственную программу развития отрасли в системе взаимоотношений с другими социальными явлениями: образованием, профессиональной, военной деятельностью и досугом различных возрастных и социальных групп населения. Примером современной государственной программы является "Физическое воспитание — здоровье нации", принятой в Украине в 1998 г. Общий образовательный уровень по физическому воспитанию в дошкольных, школьных, средних и высших учебных заведениях обеспечивается соответствующими программами, имеющими регламентирующие стандарты по содержанию занятий, их количеству и нормативным требованиям к подготовке занимающихся. Содержание программного обеспечения должно учитывать биологические, педагогические и психологические закономерности управления физическим состоянием организма человека в процессе физического воспитания. Игнорирование этих закономерностей в программах препятствует реализации педагогического процесса, что не приводит к достижению цели физического воспитания: повышению уровня физического состояния, укреплению здоровья, снижению заболеваемости, о чем свидетельствует эпидемия хронических неинфекционных заболеваний в Украине, увеличение количества школьников и учащейся молодежи, имеющих различного рода отклонения в состоянии здоровья до 90 %. Таким образом, несовершенная социальная подсистема является тормозом в развитии педагогической подсистемы, снижает ее эффективность и не оправдывает материальных затрат, вложенных в ее экономическое обеспечение. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________ 1. Какие факторы обусловливают возникновение и развитие физического воспитания? 2. Что побуждает человека заниматься специально организованной двигательной 3. Что понимается под потребностями человека? 4. Что обусловливает деятельность человека? 5. Каковы основные направления функционирования физического воспитания в об 6. В чем заключаются специфические признаки физического воспитания? 7. В чем заключается цель физического воспитания? 8. Охарактеризовать задачи физического воспитания. 9. Назвать принципы физического воспитания и объяснить способы их реализации
10. Что входит в понятие "система физического воспитания"? 11. Как взаимодействуют между собой педагогическая и социальная подсистемы на OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 47 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |