Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы построения занятий




О

О

О

О




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

этом педагогу необходимо учитывать состояние занимающихся. Состояние ожидания новой информации, интерес к ней, безусловно, способствуют по­вышению продуктивности занятия. В то же время информационная пресы­щенность индивида может стать серьезным препятствием в учебно-воспи­тательном процессе.

Для формирования сознательного отношения индивида к занятию не­обходимо стимулировать его потребность в самооценке, самоанализе и са­моконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать в учебно-воспитательном процессе целенаправленные задания по развитию способности к оперативному анализу состояния (с использованием методик экспресс-контроля), умению находить ошибки в технике движений, причи­ны их возникновения и пути устранения. В процессе совершенствования этих способностей занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощу­щения по силе, скорости, времени и другим параметрам движения и состо­яния организма с оценкой, получаемой от преподавателя. В этих занятиях целесообразно использование приемов идеомоторной тренировки, а также тренажеров с обратной связью, обеспечивающих получение оперативной информации о качественных и количественных параметрах выполняемых физических упражнений.

Активизация деятельности индивида предполагает целенаправленное формирование его индивидуальной позиции в процессе освоения ценностей физической культуры. Важнейшими признаками активности являются ини­циатива, самостоятельность и творчество. Существенную роль в развитии за­нимающихся играет побуждение у них интереса к занятиям, систематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация индивидуальных самостоятельных занятий. В этом процессе важно определить оптимальную меру баланса взаимодействия преподавателя и занимающегося, поскольку два крайних проявления управленческой роли преподавателя — чрезмерное до­минирование и недостаточная требовательность связаны с проявлением ак­тивности индивида. Немаловажную роль здесь играет авторитет преподавате­ля, уровень его профессиональной компетенции. Опыт показывает, что высокий авторитет преподавателя обеспечивает веру занимающихся в его профессиональные знания и способствует повышению темпов освоения за­даний. И, наконец, большое стимулирующее влияние на активность занима­ющихся оказывает выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов. В различных современных формах активного досу­га (шейпинг, степ-аэробика, аквааэробика) для повышения эмоциональнос­ти, а также регулирования вегетативных функций организма широко исполь­зуются методические приемы, предполагающие подбор музыкального сопровождения различной целевой направленности. Композиция, темп, мощность звука фонограммы в совокупности определяют степень психофи­зиологического воздействия на занимающихся. Темповая ритмичная музыка современных танцевальных направлений значительно повышает активность занимающихся, мобилизует их моторную и вегетативную функции к интен­сивной деятельности, а также определяют ритм двигательных действий.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 55





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Принцип наглядности реализуется в процессе познания сущности изуча­емых двигательных действий, биомеханических закономерностей их постро­ения. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувст­венного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но глав­ным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности явля­ются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдель­ные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медлен­но, слабо и т.д.). В результате многолетних тренировок квалифицированные спортсмены приобретают способность к тонко дифференцированным ощу­щениям при выполнении специализированных двигательных действий. Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения изучаемого двигательного действия (например: бег, прыжки, плавание). И, наконец, представление характеризуется мысленным воспроизведением двигательной деятельности. В практике спорта представление физических упражнений, их многократное мысленное повторение используют как методический при­ем идеомоторной тренировки.

В процессе построения концептуального образа разучиваемого дейст­вия важную роль играет объем сенсомоторной информации, хранящейся в памяти индивида. Он является предпосылкой к формированию таких слож­но дифференцированных тактильных восприятий, как "чувство воды", "чувство весла", "чувство мяча" и т.д. Чем богаче чувственный образ, тем выше интерес занимающихся к изучаемому действию, тем быстрее форми­руются на его основе двигательные умения и навыки. Без практики занятий физическими упражнениями реализация принципа наглядности предусмат­ривает комплексное использование прямой и опосредованной форм нагляд­ности. Наряду с общепедагогическими средствами (живой показ двигатель­ного действия, имитационный показ его частей и движения в целом, его образное описание, демонстрация и разбор ошибок — формы прямой на­глядности) целесообразно использование кинограмм и видеозаписей, таб­лиц, диаграмм (опосредованные формы наглядности), а также специализи­рованных средств направленного воздействия на функции сенсорных систем (технические средства обучения, свето-, звуколидеры, тренажеры с обратной связью). Их комплексное использование в учебно-воспитательном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала.

При использовании комплексных форм наглядности необходимо учи­тывать ряд положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминирование функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балан­сом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладание предметно-чувственного или словес­но-логического восприятия). Степень и характер применения наглядности различно в зависимости от этапа обучения, возраста, пола, подготовленно-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 56





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

сти и типологических особенностей нервной системы занимающихся. Це­ленаправленное использование комплексных форм наглядности существен­но повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Принципы доступности и индивидуализации предусматривают определе­ние стимулирующей меры трудности педагогического задания в процессе физического воспитания, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности.

Доступность зависит как от возможностей занимающихся, так и объек­тивных трудностей, возникающих при выполнении заданий: координацион­ной сложности, чрезмерной энергоемкости, опасности.

Индивидуализация учебно-воспитательного процесса выражается в дифференциации учебных заданий, норм физической нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия.

Достижение в занятии полного, с педагогических позиций, соответст­вия между трудностями и возможностями занимающихся характеризует оп­тимальную меру доступности. Если уровень сложности задания будет зна­чительно превышать возможности занимающихся, то его выполнение может привести к нарушениям техники движений, функциональным пере­напряжениям. И, наоборот, слишком легкие задания будут малоэффектив­ными в повышении подготовленности занимающихся. Поэтому правиль­ное определение оптимальной меры доступности является одним из важных аспектов управленческой деятельности педагога в учебно-воспита­тельном процессе. В регулировании меры сложности заданий преподава­тель (тренер) должен руководствоваться программными требованиями и нормами нагрузок, разработанными для каждой возрастной группы зани­мающихся, а также результатами текущей и оперативной диагностики их состояния и подготовленности. В практике реализации принципа доступ­ности необходимо соблюдать правила: от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенно­му, от близкого к далекому.

Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качест­венной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально допустимый порог мощности и энергоем­кости выполняемых заданий. Игнорирование принципа индивидуализации в управлении учебно-воспитательным процессом закономерно вызывает эффект "ретроингибирования" (торможение темпов адаптации накопивши­мися в организме продуктами рабочего распада) даже при использовании умеренных физических нагрузок. Таким образом, использование индивиду­ализированных подходов целесообразно при решении различных педагоги­ческих задач, будь то развитие физических способностей, формирование знаний, умений и навыков или совершенствование личностных качеств и духовности индивида. Несомненно, что сущность принципа индивидуали­зации заключается в алгоритмизации, принятии адекватных управленческих решений относительно физического воспитания конкретной личности, а не группы. Тем не менее, индивидуальный подход нельзя противопоставлять методам группового управления, поскольку возможности саморегулирова-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 57





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ния организма занимающихся всегда будут обеспечивать выраженную ин­дивидуальную компенсаторную реакцию на стандартное по содержанию для группы педагогическое задание. Несомненно, что эффективная реализация принципа индивидуализации обусловлена его предикативными связями с принципом доступности и общими закономерностями управления учебно-воспитательным процессом.

Принцип систематичности предполагает построение учебно-воспитатель­ного процесса в виде определенного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь различных аспектов управления. Он требует, чтобы занятия фи­зическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, раз­розненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего это обеспечение последова­тельного перехода от развития одних физических способностей к другим, последовательности изучения учебного материала, а также целесообразного порядка, направленности применяемых физических нагрузок. В этом про­цессе важное значение имеет учет закономерностей возрастного развития двигательных способностей, а также переноса двигательных навыков и фи­зических качеств. Определяя последовательность освоения упражнений, а также различных по характеру физических нагрузок в отдельном занятии и в системе занятий, необходимо использовать эффект положительного пере­носа и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного пе­реноса. Одним из важных аспектов реализации принципа систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленности, явля­ется многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную ва­риативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является несомненно объективной предпосылкой гармоничного развития индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.