Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями




О

О

О

О

О

В процессе физического воспитания

В унифицированную группу принципов, отражающих специ­фические закономерности построения занятий физическими упражнениями (в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации), входят принципы непрерывности, прогрессирования трениру­ющих воздействий, цикличности и возрастной адекватности воздействия. Их характеристика предполагает раскрытие содержания требований прин­ципов и их взаимосвязи с особенностями построения и технологией управ­ления (планирование, принятие управленческих решений, контроль и учет, коррекция педагогического процесса).

Принцип непрерывности предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 58





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается опре­делением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодей­ствия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия "наслаивался" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления про­цессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления по­сле выполняемой работы. В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта постро­ения занятия.

Первый вариант используется при двух—трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановле-ния, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно, главным обра­зом, при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержа­ние определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенса­торного интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей на­грузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), по­скольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в од­ном занятии, так и в системе занятий.

При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключе­вым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих ве­личину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсаторных меха­низмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управления стро­ится на основе постоянно меняющейся информации.

Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение оп­ределенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не до­пуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в заня­тии следует учитывать преемственность и степень взаимосвязи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.

Принцип прогрессировать тренирующих воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 59





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к фи­зической нагрузке.

Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объ­екта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышени­ем функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занима­ющимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и услож­нении используемых упражнений, методов, условий занятий, а также вели­чины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда будет приводить к поло­жительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся. На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки бу­дут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособно­сти. В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно восходящая и ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Сле­дует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсив­ных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повышает "цену" адаптации, что закономерно приводит к пере­напряжению функциональных систем организма. При использовании боль­ших энергоемких физических нагрузок в организме остаются более выражен­ные структурные следы, определяющие долговременную форму адаптации. При ее целенаправленном формировании используют волнообразный и удар­ный варианты планирования. Волнообразный характер регулирования физи­ческой нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмич­ное варьирование тренирующего воздействия для профилактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хо­рошо адаптированных к объемным и высокоинтенсивным нагрузкам.

Принцип цикличности определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий.

В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспи­тательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не более семи дней. Он является основной структурной единицей планирова­ния учебно-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирование развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумуля­тивный эффект.

По мнению профессора Л.П. Матвеева (1991), утвердившаяся совре­менная система построения учебно-воспитательного процесса в виде мик­роциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся пред-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 60





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ставляет собой эмпирически определенную форму совершенствования функциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физичес­ким нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подчинена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Целе­сообразность использования того или иного варианта микроцикла обуслов­лена множеством факторов, в том числе преимущественной направленнос­тью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида.

Мезоциклы представляют собой совокупность пяти—шести микроцик­лов, которые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировоч­ный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, це­лью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в соответствии с предикативными признаками преимущественного содержа­ния этапа подготовки.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких ме­зоциклов на протяжении более продолжительного полугодичного, годично­го и многолетнего цикла подготовки. Методологической основой техноло­гии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим нагруз­кам в процессе его эндогенного развития.

В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и пе­реходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной формы (готовность к максимальному результату), ее реализации в сорев­нованиях и последующей утраты. В физическом воспитании в учебных заведениях выделяются четверти (школа) и семестры (вуз). В кондици­онной тренировке выделяют втягивающий период, основной и поддер­живающий.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при со­блюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортив­ной тренировки должен быть построен с использованием относительно за­вершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо- и макроциклы). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учеб­но-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.

Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия предус­матривает целенаправленное регулирование меры воспитательного воздей­ствия на различных этапах онтогенеза.

Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма во мно­гом определяют содержание учебно-воспитательного процесса, реализация


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 61





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

рассматриваемого принципа предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Предикаты (свойства, функции) принципа возрастной адекватности предусматривают решение сложных методологических и технологических проблем. Наиболее актуальными являются определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержания и преимущественной направленности базовой под­готовки. К ним целесообразно отнести малоизученные вопросы оптималь­ного соотношения различных сторон подготовки в процессе многолетней тренировки. Технологические трудности реализации данного принципа обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебно-воспита­тельного процесса, обеспечивающего преемственность целей, текущих пе­дагогических задач, используемых средств и методов физического воспита­ния на каждом возрастном этапе. Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ физического воспитания неизбежно приводит к отклонениям физического развития индивида. Эффективность физического воспитания детей во многом обусловлена правильным подбо­ром физических нагрузок преимущественной направленности в период сенситивного развития организма, что, несомненно, обеспечивает благо­приятные предпосылки для эффективного роста их спортивно-техническо­го мастерства.

Характер занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожило­го возраста приобретает черты физической рекреации оздоровительной на­правленности. Таким образом, эффективная реализация принципа возраст­ной адекватности предусматривает решение следующих вопросов: определение стратегии и технологии преимущественной направленности подготовки на отдельных этапах многолетних занятий; обеспечение гармо­ничного развития физических способностей, совершенствования вегетатив­ных и моторных функций организма в процессе онтогенеза; обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соответствии с индивиду­альными возможностями на каждом возрастном этапе.

Каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом же деле все они синтезированы в систему единого пе­дагогического процесса и лишь отражают его отдельные стороны. Так, со­знательность и активность обязательно предполагают доступность обучения и развития физических способностей. Доступность и индивидуализация обеспечивается наглядностью и систематичностью. Принцип систематично­сти, в свою очередь, содействует постепенному повышению тренирующего воздействия. Учитывая сложность структуры унифицированной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализо­ван в полной мере в отрыве от совокупности принципов. Успешность учеб­но-воспитательного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений преподаватель (тренер) будет учитывать требования всех принципов.



OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 62





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств. К числу личностных качеств относятся свойства на высоком соци­альном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у челове­ка общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, труду, нравственным нормам, положениям государственного права, культуре, другим людям, себе как члену общества, имеющему широ­кие гражданские права и обязанности.

К личностным качествам также относят некоторые психологические особенности, связанные с чертами характера, темперамента (глубина пере­живаний, склонность к сочувствию, коммуникативность, бережливость, расточительность, уровень притязаний, общительность, открытость, замк­нутость, эмоциональность, взрывчатость, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.).

Физическая культура как часть общей культуры может оказывать суще­ственное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физи­ческом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической меди­цины, достижении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физичес­кой готовности к труду и защите своего Отечества, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спор­тивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденности в важнос­ти поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привьиек к регулярным физическим упражнениям, соблюдение соответствующих гигиенических норм.

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усили­вается в связи с прямой ее социальной сущностью, безусловно, гуманисти­ческими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовно­сти человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных со­ревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимо­помощи и выполнению дружных коллективных действий, взаимной ответ­ственности за достижение общих целей.

Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных по­трясений, глубинных социально-экономических преобразований в на­шем обществе, изменением его структуры. В ситуации идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совер­шенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связан­ных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духов­ности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным заня­тиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 63





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.