Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность преподавателя физического воспитания, требования к его профессиональному мастерству




О

О

О

О

О

О




________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическая культура имеет отношение и к духовной и материальной сторонам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, материальной природы человека. Но на основе этого изменя­ются и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные пока­затели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных ре­акций имеют высокозначимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявлений, как чувство достоин­ства, смелость, благородство, снисходительность, или напротив, лживость, хитрость, склонность к приспособленчеству, подхалимству. Ясно, что эти связи только опосредованные, вероятностные, но они, безусловно, в целом ряде случаев имеют место и свидетельствуют о том, что в ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в развитии тех или иных личностных качеств. В аспектах физической культу­ры так или иначе осуществляется воспроизводство и всестроннее развитие человека, и на основе обеспечения оптимального развития физического со­стояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совер­шенствование его природной сущности.

Физическая культура как социальное явление отражает определенный уровень развития сознания (четкость мыслительных операций, память, зна­ния, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), физических ка­честв, функциональных возможностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. Духовная сторона физической культуры (в том числе знание человеком своих физических возможностей, наличие иде­алов физического совершенства, способов их достижения и многое другое) находится в тесном единстве с материальной ее стороной (фактический уровень достижения искомого физического состояния, материальные сред­ства физической культуры, использование природных факторов, режим на­грузок и др.). В содержание физической культуры входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политичес­кая, трудовая, научная, художественная, коммуникативная, информацион­ная и др.) и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на раз­витие личностных качеств человека.

Физическая культура личности является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относя­щихся к физической культуре в ее широком смысле, т.е. в усвоении чело­веком необходимых знаний, навыков, умений и соответствующих психиче­ских свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Таким обра­зом, речь идет о формировании личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит расширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характеризующих социальное лицо чело­века как носителя сознания с проявлением нравственных, правовых и эсте­тических чувств.

Духовным компонентом физической культуры личности является сово­купность знаний в области всестороннего физического развития, представле-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 64





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ний о взаимодействии социального и биологического в реализации ценнос­тей физической культуры, наличия соответствующих убеждений в виде идеа­лов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их достижения без нарушений спортивной этики.

Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разносторон­него развития личности, включая ее психологические, физические и соци­альные компоненты.

Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, при­вычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.

Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на челове­ка, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориен­тироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее био­логической и социальной сторон.

Высший уровень характеризуется достаточно четкими теоретическими знаниями и прочными убеждениями в области физической культуры с эле­ментами творчества, участие в ее активной пропаганде, устойчивые привыч­ки к регулярным занятиям физическими упражнениями, сознательное к ним отношение, широкий объем различных двигательных навыков, умений и достижение функционального состояния, обеспечивающего высокий уро­вень физического здоровья, сформированность достаточно прочных мо­рально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры.

Известно, что влияние физической культуры на человека осуществля­ется в единстве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо социально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную корригирующую роль, поскольку ей присущи оп­ределенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мы­шечной энергии от антиобщественных проявлений. Агрессивность, разви­вающаяся в спорте, должна в существенной мере ограничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических чувств, напри­мер, при понимании красоты благородных поступков, формировании пра-вопослушности.

Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры. Как от­мечалось выше, в ходе выполнения различных физических упражнений ре­шается широкий круг задач социальной значимости, в частности формиро­вания ряда личностных качеств. Это во многом происходит естественным путем, опосредованно на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за порученное дело перед командой, тренерами, спортив­ным обществом, при требованиях дисциплины и организованности. Физи­ческое воспитание обеспечивает развитие природных, биологически обус-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 65





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ловленных предпосылок в духе высоких социальных потребностей. Однако, исходя из принципа воспитывающего обучения, задачи по формированию личностных качеств могут и должны ставиться наряду с учебными задача­ми и при достижении специфических целей физического воспитания, спор­тивной подготовки и физической рекреации.

Патриотическое и нравственное воспитание. Эти два вида воспитания це­лесообразно рассмотреть в едином контексте. Любовь к Отечеству; готов­ность встать на его защиту не жалея жизни; высокие патриотические чувст­ва, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю народа и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше вернулось к своему былому величию и в экономическом, и в культурном, и в военном плане — это все прямо относится к глубоко нравственным сторонам лично­сти. В таком же плане может быть рассмотрено воспитание дисциплиниро­ванности как одного из важнейших личностных качеств.

Такие нравственные качества личности, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противосто­ять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение обществен­ных интересов и взаимное уважение являются составляющими физической культуры и их воспитание должно осуществляться на занятиях физически­ми упражнениями.

В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учеб­ных занятий и других форм учебно-тренировочной работы должно проис­ходить становление осознания:

• долга перед своим коллективом;

• благодарности своему тренеру, учителю;

• самоутверждения среди товарищей;

• ответственности перед государством и др.

В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации:

• восприятие целей спортивного коллектива как собственных;

• непротивопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации;

• учитывание общественно полезной основы сплоченности настоящего
коллектива (в отличие от корпоративных групп).

Формы организации патриотического и военно-патриотического вос­питания достаточно многообразны (например: посещение школьниками во­инских частей, военно-учебных заведений, проведение занятий в комнатах славы, училищных музеях; проведение занятий на полосе препятствий, на специальных снарядах, полигонах, стрельбищах и в тирах). Главное условие их применения — обеспечение высокой эффективности в росте позитивно­го отношения школьников к армии, увеличении количества абитуриентов военно-учебных заведений.

Существенный положительный эффект многократно достигался на занятиях по физическому воспитанию, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся. В педагогической технологии при реше­нии таких воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоци-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 66





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества, с периодическими четкими строевыми упражнениями и другими действия­ми под достаточно жестким контролем со стороны учителя. Перед началом занятия все это заранее обусловливается и задачи дисциплинированного по­ведения ставятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. Важное значение имеет также точность в начале и окончании занятия, соблюдение установленной формы обращения между преподавателем и обучаемыми, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований.

Правовое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями также должно планироваться и проводиться в структуре учебно-воспитатель­ного процесса по любым видам спорта и в физическом воспитании. Такая работа в спортивной тренировке даже несколько облегчается, поскольку правила проведения всех спортивных соревнований являются по сути своей определенными нормативными актами, обязательными к исполнению для желающих достичь успеха и продвинуться на спортивной арене. В спорте многое четко регламентировано и стремление к высокому результату обязы­вает неукоснительно выполнять установленные правила, что опосредованно способствует формированию законопослушности. Важно лишь тренеру не забывать о своем долге воспитателя и периодически увязывать эти понятия.

Содержанием правового воспитания является система воспитательных воздействий на сознание, чувства и волю воспитуемого для передачи значи­мого объема сведений о правовых нормах, упрочения позитивного отноше­ния к правовым ценностям, формирования убеждений в справедливости за­конов и потребности неукоснительного их выполнения; выработки привычки законопослушного поведения.

Занятия по единоборствам обязательно должны сопровождаться соот­ветствующей правовой подготовкой. И боксеры, и борцы, и представители рукопашного боя должны хорошо знать об уголовной ответственности, ко­торая грозит им за рукоприкладство в бытовых ссорах. Определенная на­глядная информация в таком аспекте должна быть в руках тренера, в том числе с примерами, где фигурируют достаточно титулованные спортсмены.

Самим тренерам важно знать об ответственности перед судом за упуще­ния в работе, которые приводят к тяжелым травмам, тем более к гибели их подопечных. Это касается занятий, например, по плаванию, гимнастике на снарядах, прыжковой акробатике и другими упражнениями, связанными с вероятностью травмирования. Столь же важны знания преподавателей фи­зического воспитания об ответственности за явное передозирование физиче­ских нагрузок, что может привести к переутомлению, нанести значительный ущерб здоровью занимающихся, особенно несовершеннолетних. Обращение в суд пострадавших или их родителей может стать основой для уголовной ответственности.

Спортивные руководители и специалисты физической культуры, высту­пающие в роли администраторов, должны в аспектах правового воспитания получать необходимую информацию об ответственности за упущения в хо­зяйственных вопросах, которые решаются, как известно, в очень широком


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 67





________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

объеме и нередко дают основания для привлечения как к административ­ной, так и к уголовной ответственности. При этом следует помнить извест­ный тезис о том, что незнание закона не освобождает от наказания.

Мероприятия по правовому воспитанию в сфере физической культуры должны осуществляться по указанию ответственных должностных лиц, а также по инициативе специалистов (учителей, преподавателей, тренеров), с привлечением опытных юристов, способных убедительно пропагандировать правовые знания, формировать убеждения о правопослушности. Очень важ­но при этом, чтобы правовые нормы рассматривались в контексте нравст­венных ценностей.

Проблема правового воспитания является важной и острой как для лиц, функционирующих в виде объектов воздействия на них со стороны препо­давателей вузов, школьных учителей, тренеров, различных административ­ных лиц, так и для самих учителей, тренеров и других представителей в об­ласти физической культуры. Есть основания видеть потребность усиления правовой подготовки также и в физкультурных вузах.

Эстетическое воспитание в сфере физической культуры. Красота тела спортсмена, гармония высококоординированных движений, сочетание чет­кого ритма и быстроты, наконец эстетика спортивного подвига — все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответствует самым высоким канонам искусства, например, художествен­ная гимнастика, танцы на льду, фигурное плавание, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного атлета про­изводит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длитель­ным поддержанием высокого темпа.

Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом гармо­нического развития современного человека, способного овладевать культур­ными ценностями, строить жизнь по законам красоты.

Средствами такого воспитания могут быть все виды и формы человече­ской жизнедеятельности, в том числе физическая культура и спорт.

Мысли об эстетическом воспитании средствами физической культуры и спорта нашли отражение в работах многих прогрессивных педагогов прошло­го. В педагогике конкретные формы взаимодействия физического и эстети­ческого развития человека исследовались В.В. Белоусовой, И.Н. Решетень и др. Различные аспекты взаимосвязи физического и эстетического воспитания освещаются в работах зарубежных авторов.

В трудах выдающихся педагогов А.В. Луначарского, А.С. Макаренко и других отмечается, что растущего человека надо научить ценить красоту и подготовить его к творческой деятельности, реализуемой по "законам кра­соты". Целенаправленная реализация комплексного использования средств физического и эстетического воспитания в педагогическом процессе оказы­вает многообразное положительное воздействие. При этом физическое вос­питание стимулирует возникновение многих эстетических переживаний, а эстетическое воспитание как бы "одухотворяет", облагораживает содержа­ние и формы физического совершенствования. Решение задач эстетическо-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 68





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

го воспитания в процессе занятий физическими упражнениями связано с преодолением ряда трудностей, т.к. сложно определить результативность эс­тетического воспитания. Комплексным показателем может служить повы­шение уровня эстетической воспитанности в двух направлениях: уровень эстетического сознания, то есть эстетических представлений, понятий, суж­дений и уровень эстетического поведения, поступков занимающихся.

Огромной эстетической ценностью обладают физические упражне­ния. Истинная красота ярче всего проявляется в динамике. Умение вла­деть своим телом, выполнять упражнения легко, свободно, непринужден­но, выразительно оставляет яркий след в развитии понимания красоты движения.

Средства эстетического воспитания, которые могут быть использова­ны в практике физического воспитания, можно объединить в следующие группы:

1. Средства, непосредственно связанные с самой двигательной деятель­
ностью (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания; общеразви-
вающие упражнения с предметами и без предметов; строевые упражнения;
упражнения импровизационного характера —
вольные гимнастические упраж­
нения, упражнения разновидностей аэробики, выполняемые с музыкаль­
ным сопровождением. При выполнении таких упражнений активизируется
и развивается творческое воображение занимающегося, который должен ос­
мыслить характер музыки; соотнести свои движения с музыкальным темпом
и ритмом; виды спорта).

2. Специально вводимые средства искусства (музыка, элементы танца,
(образцы художественного творчества).

3. Общение с природой (походы, экскурсии, занятия физическими уп­
ражнениями в естественных условиях, закаливание).

4. Эстетическая обстановка занятий (эстетическое оформление интерь­
еров спортивных помещений).

5. Спортивные праздники.

Успех любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависят от состава соответствующих специалистов, уровня их профессио­нальной подготовки, отношения к делу.

Личность преподавателя, его авторитет перед учащимися играют огром­ную роль в достижении целей обучения, а еще больше — в воспитании. В контексте концепции суггестопедии известно, что авторитетность препода­вателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им инфор­мации, при этом включаются механизмы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физической культуры, формируют­ся даже без надлежащего аргументирования.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 69





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.