КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность преподавателя физического воспитания, требования к его профессиональному мастерству
О О О О О О ________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Физическая культура имеет отношение и к духовной и материальной сторонам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, материальной природы человека. Но на основе этого изменяются и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных реакций имеют высокозначимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявлений, как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность, или напротив, лживость, хитрость, склонность к приспособленчеству, подхалимству. Ясно, что эти связи только опосредованные, вероятностные, но они, безусловно, в целом ряде случаев имеют место и свидетельствуют о том, что в ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в развитии тех или иных личностных качеств. В аспектах физической культуры так или иначе осуществляется воспроизводство и всестроннее развитие человека, и на основе обеспечения оптимального развития физического состояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совершенствование его природной сущности. Физическая культура как социальное явление отражает определенный уровень развития сознания (четкость мыслительных операций, память, знания, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), физических качеств, функциональных возможностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. Духовная сторона физической культуры (в том числе знание человеком своих физических возможностей, наличие идеалов физического совершенства, способов их достижения и многое другое) находится в тесном единстве с материальной ее стороной (фактический уровень достижения искомого физического состояния, материальные средства физической культуры, использование природных факторов, режим нагрузок и др.). В содержание физической культуры входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политическая, трудовая, научная, художественная, коммуникативная, информационная и др.) и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие личностных качеств человека. Физическая культура личности является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле, т.е. в усвоении человеком необходимых знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Таким образом, речь идет о формировании личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит расширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характеризующих социальное лицо человека как носителя сознания с проявлением нравственных, правовых и эстетических чувств. Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представле- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 64 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ ний о взаимодействии социального и биологического в реализации ценностей физической культуры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их достижения без нарушений спортивной этики. Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психологические, физические и социальные компоненты. Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств. Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее биологической и социальной сторон. Высший уровень характеризуется достаточно четкими теоретическими знаниями и прочными убеждениями в области физической культуры с элементами творчества, участие в ее активной пропаганде, устойчивые привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, сознательное к ним отношение, широкий объем различных двигательных навыков, умений и достижение функционального состояния, обеспечивающего высокий уровень физического здоровья, сформированность достаточно прочных морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры. Известно, что влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо социально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную корригирующую роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от антиобщественных проявлений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной мере ограничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических чувств, например, при понимании красоты благородных поступков, формировании пра-вопослушности. Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры. Как отмечалось выше, в ходе выполнения различных физических упражнений решается широкий круг задач социальной значимости, в частности формирования ряда личностных качеств. Это во многом происходит естественным путем, опосредованно на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за порученное дело перед командой, тренерами, спортивным обществом, при требованиях дисциплины и организованности. Физическое воспитание обеспечивает развитие природных, биологически обус- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 65 ________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ловленных предпосылок в духе высоких социальных потребностей. Однако, исходя из принципа воспитывающего обучения, задачи по формированию личностных качеств могут и должны ставиться наряду с учебными задачами и при достижении специфических целей физического воспитания, спортивной подготовки и физической рекреации. Патриотическое и нравственное воспитание. Эти два вида воспитания целесообразно рассмотреть в едином контексте. Любовь к Отечеству; готовность встать на его защиту не жалея жизни; высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю народа и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше вернулось к своему былому величию и в экономическом, и в культурном, и в военном плане — это все прямо относится к глубоко нравственным сторонам личности. В таком же плане может быть рассмотрено воспитание дисциплинированности как одного из важнейших личностных качеств. Такие нравственные качества личности, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение являются составляющими физической культуры и их воспитание должно осуществляться на занятиях физическими упражнениями. В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы должно происходить становление осознания: • долга перед своим коллективом; • благодарности своему тренеру, учителю; • самоутверждения среди товарищей; • ответственности перед государством и др. В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации: • восприятие целей спортивного коллектива как собственных; • непротивопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации; • учитывание общественно полезной основы сплоченности настоящего Формы организации патриотического и военно-патриотического воспитания достаточно многообразны (например: посещение школьниками воинских частей, военно-учебных заведений, проведение занятий в комнатах славы, училищных музеях; проведение занятий на полосе препятствий, на специальных снарядах, полигонах, стрельбищах и в тирах). Главное условие их применения — обеспечение высокой эффективности в росте позитивного отношения школьников к армии, увеличении количества абитуриентов военно-учебных заведений. Существенный положительный эффект многократно достигался на занятиях по физическому воспитанию, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся. В педагогической технологии при решении таких воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоци- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 66 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ ональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества, с периодическими четкими строевыми упражнениями и другими действиями под достаточно жестким контролем со стороны учителя. Перед началом занятия все это заранее обусловливается и задачи дисциплинированного поведения ставятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. Важное значение имеет также точность в начале и окончании занятия, соблюдение установленной формы обращения между преподавателем и обучаемыми, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований. Правовое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями также должно планироваться и проводиться в структуре учебно-воспитательного процесса по любым видам спорта и в физическом воспитании. Такая работа в спортивной тренировке даже несколько облегчается, поскольку правила проведения всех спортивных соревнований являются по сути своей определенными нормативными актами, обязательными к исполнению для желающих достичь успеха и продвинуться на спортивной арене. В спорте многое четко регламентировано и стремление к высокому результату обязывает неукоснительно выполнять установленные правила, что опосредованно способствует формированию законопослушности. Важно лишь тренеру не забывать о своем долге воспитателя и периодически увязывать эти понятия. Содержанием правового воспитания является система воспитательных воздействий на сознание, чувства и волю воспитуемого для передачи значимого объема сведений о правовых нормах, упрочения позитивного отношения к правовым ценностям, формирования убеждений в справедливости законов и потребности неукоснительного их выполнения; выработки привычки законопослушного поведения. Занятия по единоборствам обязательно должны сопровождаться соответствующей правовой подготовкой. И боксеры, и борцы, и представители рукопашного боя должны хорошо знать об уголовной ответственности, которая грозит им за рукоприкладство в бытовых ссорах. Определенная наглядная информация в таком аспекте должна быть в руках тренера, в том числе с примерами, где фигурируют достаточно титулованные спортсмены. Самим тренерам важно знать об ответственности перед судом за упущения в работе, которые приводят к тяжелым травмам, тем более к гибели их подопечных. Это касается занятий, например, по плаванию, гимнастике на снарядах, прыжковой акробатике и другими упражнениями, связанными с вероятностью травмирования. Столь же важны знания преподавателей физического воспитания об ответственности за явное передозирование физических нагрузок, что может привести к переутомлению, нанести значительный ущерб здоровью занимающихся, особенно несовершеннолетних. Обращение в суд пострадавших или их родителей может стать основой для уголовной ответственности. Спортивные руководители и специалисты физической культуры, выступающие в роли администраторов, должны в аспектах правового воспитания получать необходимую информацию об ответственности за упущения в хозяйственных вопросах, которые решаются, как известно, в очень широком OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 67 ________________ ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ объеме и нередко дают основания для привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности. При этом следует помнить известный тезис о том, что незнание закона не освобождает от наказания. Мероприятия по правовому воспитанию в сфере физической культуры должны осуществляться по указанию ответственных должностных лиц, а также по инициативе специалистов (учителей, преподавателей, тренеров), с привлечением опытных юристов, способных убедительно пропагандировать правовые знания, формировать убеждения о правопослушности. Очень важно при этом, чтобы правовые нормы рассматривались в контексте нравственных ценностей. Проблема правового воспитания является важной и острой как для лиц, функционирующих в виде объектов воздействия на них со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, тренеров, различных административных лиц, так и для самих учителей, тренеров и других представителей в области физической культуры. Есть основания видеть потребность усиления правовой подготовки также и в физкультурных вузах. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры. Красота тела спортсмена, гармония высококоординированных движений, сочетание четкого ритма и быстроты, наконец эстетика спортивного подвига — все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответствует самым высоким канонам искусства, например, художественная гимнастика, танцы на льду, фигурное плавание, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного атлета производит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным поддержанием высокого темпа. Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом гармонического развития современного человека, способного овладевать культурными ценностями, строить жизнь по законам красоты. Средствами такого воспитания могут быть все виды и формы человеческой жизнедеятельности, в том числе физическая культура и спорт. Мысли об эстетическом воспитании средствами физической культуры и спорта нашли отражение в работах многих прогрессивных педагогов прошлого. В педагогике конкретные формы взаимодействия физического и эстетического развития человека исследовались В.В. Белоусовой, И.Н. Решетень и др. Различные аспекты взаимосвязи физического и эстетического воспитания освещаются в работах зарубежных авторов. В трудах выдающихся педагогов А.В. Луначарского, А.С. Макаренко и других отмечается, что растущего человека надо научить ценить красоту и подготовить его к творческой деятельности, реализуемой по "законам красоты". Целенаправленная реализация комплексного использования средств физического и эстетического воспитания в педагогическом процессе оказывает многообразное положительное воздействие. При этом физическое воспитание стимулирует возникновение многих эстетических переживаний, а эстетическое воспитание как бы "одухотворяет", облагораживает содержание и формы физического совершенствования. Решение задач эстетическо- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 68 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ го воспитания в процессе занятий физическими упражнениями связано с преодолением ряда трудностей, т.к. сложно определить результативность эстетического воспитания. Комплексным показателем может служить повышение уровня эстетической воспитанности в двух направлениях: уровень эстетического сознания, то есть эстетических представлений, понятий, суждений и уровень эстетического поведения, поступков занимающихся. Огромной эстетической ценностью обладают физические упражнения. Истинная красота ярче всего проявляется в динамике. Умение владеть своим телом, выполнять упражнения легко, свободно, непринужденно, выразительно оставляет яркий след в развитии понимания красоты движения. Средства эстетического воспитания, которые могут быть использованы в практике физического воспитания, можно объединить в следующие группы: 1. Средства, непосредственно связанные с самой двигательной деятель 2. Специально вводимые средства искусства (музыка, элементы танца, 3. Общение с природой (походы, экскурсии, занятия физическими уп 4. Эстетическая обстановка занятий (эстетическое оформление интерь 5. Спортивные праздники. Успех любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависят от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовки, отношения к делу. Личность преподавателя, его авторитет перед учащимися играют огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше — в воспитании. В контексте концепции суггестопедии известно, что авторитетность преподавателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им информации, при этом включаются механизмы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физической культуры, формируются даже без надлежащего аргументирования. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 69
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |