Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений




О

О

О


ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




Выполнение физических упражнений активирует деятельность различ­ных систем и функций организма и тем самым оставляет свой "след" (эф­фект) в организме человека. В процессе многократного повторения дейст­вий "следовые" двигательные эффекты, согласно теории адаптации, накапливаются и способствуют процессу морфологического, функциональ­ного развития организма и социально-психологического развития личнос­ти занимающихся. Ж.Б. Ламарк сформулировал закон упражнений так: работа строит орган в меру его употребления. Однако воздействие движе­ния на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей.

В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность че­ловека, сам организм посредством упражнений строит свои движения. Эту вторую сторону закона упражнения — "организация определяет и строит функцию по мере ее выполнения" — впервые сформулировал Д. Дидро. На­учно, еще в 1947 г., ее обосновал Н.А. Бернштейн, который показал, что с каждым новым уровнем нейрофизиологической организации, возникшей в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализации несуществующих ранее форм двигательных действий.

При этом организм строит свои движения не только, как утверждал Ж.Б. Ламарк, в порядке простого повторения и накопления эффекта уп­ражнения, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее ра­циональных способов решения возникших двигательных задач.

Выделяют разные виды эффектов, возникающих в организме и психи­ке человека в результате применения физических упражнений:

1) в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздо­
ровительный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреацион­
ный, реабилитационный эффекты;

2) в зависимости от характера применяемых упражнений он может быть
специфическим и неспецифическим (общим);

3) в зависимости от преимущественной направленности на развитие и
совершенствование какой-либо способности (функции) существует: сило­
вой, скоростной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды
эффектов;

4) в зависимости от достигнутых результатов эффект может быть поло­
жительным, отрицательным или нейтральным;

5) в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адап­
тационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может
подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного
или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий) появля­
ющийся после нескольких занятий, кумулятивный (суммарный), который
проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания.

Важнейший признак физических упражнений как метода — повторяе­мость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воз­действие на занимающихся.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 74



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологиче­ское воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие




Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью людей. Физические уп­ражнения представляют собой целенаправленные и сознательные дейст­вия, они связаны с рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями, развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматри­вать как один из показателей единства физической и психической дея­тельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются "есте­ственными", существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания. Это так называемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания "школы движения", развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и лечебных задач.

Сюда относят упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью этой группы физических упражнений является их весьма зна­чительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в прак­тической повседневной жизни.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых дей­ствий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схо­жести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических уп­ражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как из­вестно, труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает ее к своим потреб­ностям. Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда из­меняет и самого себя. Однако воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор, подчи­ненный закономерностям развития производства. Говоря о физическом труде, следует учитывать не только собственно двигательную деятельность, мышечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напря­жение, психические, волевые проявления, которыми сопровождается вы­полнение производственных движений.

Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже бы­ло сказано, направлено на природу самого человека и определяется законо­мерностями процесса физического совершенствования. С помощью физи-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 75



ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




ческих упражнений и осуществляется направленное воздействие на челове­ка для развития его физических и духовных способностей. В отдельных слу­чаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводи­мый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.), с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомога­тельное средство физического совершенствования. Но используемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно опреде­лить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физичес­кого совершенствования личности.

Физические упражнения влияют не только на мышцы челове­ка. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося соверша­ется целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигатель­ной, так и в вегетативной сферах. Систематическое применение физичес­ких упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, спо­собствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.

Но физические упражнения, если они применяются без учета законо­мерностей физического воспитания, могут дать отрицательный эффект, причинить вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физи­ческих упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм че­ловека — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и целостное воз­действие.

Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздействие физи­ческих упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания.

Кроме того, большую роль играют внешние и внутренние факторы.

Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, со­стояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравст­венной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыж­ки, метания и т.п.) в зависимости от индивидуальных особенностей оказывает разный эффект. Так, физическая подготовка (общая и специ­альная) у спортсменов различной квалификации неодинакова, поэтому нагрузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсме­нов более низких разрядов.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 76





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.