Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система физического воспитания




О

О

Признаки физического воспитания

Физическое воспитание является целостным процессом, в ко­тором развитие (в биологическом понятии) сочетается с умственным обра­зованием и воспитанием: нравственным, эстетическим, патриотическим. Процесс освоения нового осуществляется в специальном взаимодействии учителя (учебника при самостоятельных занятиях) и ученика. В ходе про­цесса осознанно или неосознанно в общении с товарищами, учителем, при выполнении и освоении упражнений происходит освоение новых знаний, умений, навыков, а также самосовершенствование человека. Например, в процессе самостоятельных игр детей эти знания, умения и навыки обуслов­ливаются естественными условиями, в которых протекает деятельность (вид занятий, состав группы, нравственные установки и др.), а результат носит вероятный характер, т.е. зависит от внешней среды и индивидуальных осо­бенностей ее восприятия каждым из занимающихся. Если занятия провес­ти под руководством преподавателя, то выступает фактор освоения про­граммы, предложенной преподавателем, который определяет цели, режим, мотивацию, характер поведения, а также результат деятельности. В ходе процесса действуют три фактора: удовлетворение личных потребностей и желаний, объективное влияние среды, предлагаемые преподавателями про­граммы поведения. Все три фактора действуют на занимающихся парал­лельно и до известной степени самостоятельно. Доминирующее влияние то­го или другого фактора обусловливаются объективными закономерностями психической адаптации. Педагогический процесс физического воспитания имеет в целом две стороны: удовлетворение неосознанных и осознанных потребностей человека и образовательно-воспитательную. Критериями эф­фективности процесса является степень решения оздоровительных, образо­вательных и воспитательных задач, экономической, нравственной ориенти­рованности.

Специфической особенностью физического воспитания, отличающей его от умственного образования и воспитания, является его преимущест­венная направленность на биологическую сферу человека: направленное изменение его форм (например, осанки), функциональных возможностей отдельных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхатель­ной и др.), развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливое-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 42





РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

ти и др.), обучение двигательным действиям, повышение сопротивляемо­сти внешним факторам (закаливание). Несмотря на эту специфику, физи­ческому воспитанию свойственны общие признаки педагогического про­цесса.

Физическое воспитание как педагогический процесс имеет правовые и этические аспекты.

Правовые: в процессе физического воспитания одна мыслящая лич­ность (преподаватель) управляет другой мыслящей личностью — занимаю­щимся. Управление может осуществляться только с согласия управляемо­го при полном понимании им цели и стоимости (затраты времени, энергии) ее достижения. Преподаватель несет моральную, профессиональ­ную и уголовную ответственность за физическое и духовное здоровье за­нимающегося.

Этические: этика отношений, формирование у занимающихся правиль­ной гуманистической мотивации занятий, формирование необходимых зна­ний, нравственных и волевых качеств.

Ученика, спортсмена нельзя использовать как средство достижения личных целей преподавателя, спортивного общества, государства.

Изменения, происходящие под влиянием физического воспитания в процессе воздействия на организм человека специальными средствами, обусловлены одной из основных объективных закономерностей жизнедея­тельности живых организмов — способностью к адаптации — оптимально­му, приспособительному изменению функционирования за счет саморегу­ляции.

В процессе накопительной адаптации происходит саморазвитие орга­низма, повышение его функциональных возможностей.

По своему характеру физическое воспитание является процессом, на­правленным на повышение или поддержание на определенном, заданном уровне функциональных возможностей организма за счет определенной си­стемы воздействий, т.е. является управляемым процессом.

Поэтому по своей сути физическое воспитание представляет собой процесс управления адаптивным функционированием организма здорового человека.

Цели и задачи этого процесса обусловливаются потребностями от­дельных личностей, демографических и социальных групп и общества в целом.

Целью физического воспитания является удовлетворение потребностей отдельных людей и общества в целом в формировании всесторонне духов­но и физически развитого человека, содействуя повышению его жизнедея­тельности.

Задачами физического воспитания являются:

1. Укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня жизнедея­
тельности, повышение сопротивляемости организма действию неблагоприят­
ных факторов внешней среды.

2. Повышение функциональных возможностей организма до необходи­
мого безопасного или должного уровня развития физических качеств.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 43



ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ




3. Овладение двигательными умениями и навыками, обеспечивающими
безопасную жизнедеятельность человека.

4. Сообщение знаний в области физической культуры и обучение при­
кладному их использованию по совершенствованию своего организма.

5. Формирование мотивационных установок занимающихся на физиче­
ское и духовное самосовершенствование.

6. Формирование мировоззрения, этическое, нравственное воспита­
ние: уважение к человеку, уважение к своей Родине, своей профессии, са­
мому себе.

Основными принципами физического воспитания являются:

1. Принцип гуманистической ориентации. Не допускается применение
таких средств, методов, форм занятий, которые унижают достоинство лич­
ности или приносят вред здоровью.

2. Принцип приоритета потребностей, мотивов и интересов личности
предполагает построение системы физического воспитания в целом и от­
дельных программ с учетом индивидуальных и групповых, социальных и
духовных потребностей людей, а также формирование мотивации к заня­
тиям физической культурой исходя из влияющих внешних и внутренних
факторов.

3. Принцип всестороннего развития личности предполагает оптимальное
сочетание физического (телесного) и духовного развития личности.

4. Принцип оздоровительной направленности предполагает ориентацию
занятий физическими упражнениями на достижение должных норм физи­
ческого состояния, соответствующих высокому уровню здоровья.

 

5. Принцип индивидуализации предусматривает подбор адекватных
средств и методов физического воспитания соответственно индивиду­
альным особенностям занимающихся и их уровню физического состо­
яния.

6. Принцип связи физического воспитания с другими видами деятельнос­
ти и занятости людей
предусматривает рациональное сочетание средств
физического воспитания с профессиональной, учебной деятельностью, в
быту и во время досуга и отдыха населения.

Возникновение и развитие систем физического воспитания определяется потребностями общества и отдельных лиц и обусловливается уровнем развития материального производства, социальными представле­ниями о целях, задачах, средствах и методах физического воспитания.

В процессе развития общества накопление практического опыта и на­учных знаний в различных областях, в т.ч. и в области физической подго­товки человека к жизнедеятельности складываются две взаимосвязанные системы мероприятий, направленных на решение вопросов о физическом воспитании: система физических упражнений и методов их применения, т.е. педагогический процесс, направленный на изменение в нужном направ-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 44





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.