КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система физического воспитания
О О Признаки физического воспитания Физическое воспитание является целостным процессом, в котором развитие (в биологическом понятии) сочетается с умственным образованием и воспитанием: нравственным, эстетическим, патриотическим. Процесс освоения нового осуществляется в специальном взаимодействии учителя (учебника при самостоятельных занятиях) и ученика. В ходе процесса осознанно или неосознанно в общении с товарищами, учителем, при выполнении и освоении упражнений происходит освоение новых знаний, умений, навыков, а также самосовершенствование человека. Например, в процессе самостоятельных игр детей эти знания, умения и навыки обусловливаются естественными условиями, в которых протекает деятельность (вид занятий, состав группы, нравственные установки и др.), а результат носит вероятный характер, т.е. зависит от внешней среды и индивидуальных особенностей ее восприятия каждым из занимающихся. Если занятия провести под руководством преподавателя, то выступает фактор освоения программы, предложенной преподавателем, который определяет цели, режим, мотивацию, характер поведения, а также результат деятельности. В ходе процесса действуют три фактора: удовлетворение личных потребностей и желаний, объективное влияние среды, предлагаемые преподавателями программы поведения. Все три фактора действуют на занимающихся параллельно и до известной степени самостоятельно. Доминирующее влияние того или другого фактора обусловливаются объективными закономерностями психической адаптации. Педагогический процесс физического воспитания имеет в целом две стороны: удовлетворение неосознанных и осознанных потребностей человека и образовательно-воспитательную. Критериями эффективности процесса является степень решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, экономической, нравственной ориентированности. Специфической особенностью физического воспитания, отличающей его от умственного образования и воспитания, является его преимущественная направленность на биологическую сферу человека: направленное изменение его форм (например, осанки), функциональных возможностей отдельных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливое- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 42 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________ ти и др.), обучение двигательным действиям, повышение сопротивляемости внешним факторам (закаливание). Несмотря на эту специфику, физическому воспитанию свойственны общие признаки педагогического процесса. Физическое воспитание как педагогический процесс имеет правовые и этические аспекты. Правовые: в процессе физического воспитания одна мыслящая личность (преподаватель) управляет другой мыслящей личностью — занимающимся. Управление может осуществляться только с согласия управляемого при полном понимании им цели и стоимости (затраты времени, энергии) ее достижения. Преподаватель несет моральную, профессиональную и уголовную ответственность за физическое и духовное здоровье занимающегося. Этические: этика отношений, формирование у занимающихся правильной гуманистической мотивации занятий, формирование необходимых знаний, нравственных и волевых качеств. Ученика, спортсмена нельзя использовать как средство достижения личных целей преподавателя, спортивного общества, государства. Изменения, происходящие под влиянием физического воспитания в процессе воздействия на организм человека специальными средствами, обусловлены одной из основных объективных закономерностей жизнедеятельности живых организмов — способностью к адаптации — оптимальному, приспособительному изменению функционирования за счет саморегуляции. В процессе накопительной адаптации происходит саморазвитие организма, повышение его функциональных возможностей. По своему характеру физическое воспитание является процессом, направленным на повышение или поддержание на определенном, заданном уровне функциональных возможностей организма за счет определенной системы воздействий, т.е. является управляемым процессом. Поэтому по своей сути физическое воспитание представляет собой процесс управления адаптивным функционированием организма здорового человека. Цели и задачи этого процесса обусловливаются потребностями отдельных личностей, демографических и социальных групп и общества в целом. Целью физического воспитания является удовлетворение потребностей отдельных людей и общества в целом в формировании всесторонне духовно и физически развитого человека, содействуя повышению его жизнедеятельности. Задачами физического воспитания являются: 1. Укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня жизнедея 2. Повышение функциональных возможностей организма до необходи OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 43 ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 3. Овладение двигательными умениями и навыками, обеспечивающими 4. Сообщение знаний в области физической культуры и обучение при 5. Формирование мотивационных установок занимающихся на физиче 6. Формирование мировоззрения, этическое, нравственное воспита Основными принципами физического воспитания являются: 1. Принцип гуманистической ориентации. Не допускается применение 2. Принцип приоритета потребностей, мотивов и интересов личности 3. Принцип всестороннего развития личности предполагает оптимальное 4. Принцип оздоровительной направленности предполагает ориентацию
5. Принцип индивидуализации предусматривает подбор адекватных 6. Принцип связи физического воспитания с другими видами деятельнос Возникновение и развитие систем физического воспитания определяется потребностями общества и отдельных лиц и обусловливается уровнем развития материального производства, социальными представлениями о целях, задачах, средствах и методах физического воспитания. В процессе развития общества накопление практического опыта и научных знаний в различных областях, в т.ч. и в области физической подготовки человека к жизнедеятельности складываются две взаимосвязанные системы мероприятий, направленных на решение вопросов о физическом воспитании: система физических упражнений и методов их применения, т.е. педагогический процесс, направленный на изменение в нужном направ- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 44
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |