Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучения двигательным действиям




О

Теории обучения двигательным действиям

Методологические основы

Теория обучения двигательным действиям исследует, объясня­ет и опосредованно совершенствует свой объект — обучение двигательным действиям. Чтобы решить эти задачи на уровне запросов практики, теория обучения двигательным действиям опирается на некоторые положения, вы­полняющие функции основы системы средств и методов решения частных задач научного исследования, анализа и интерпретации наблюдаемых явле­ний и процессов. Такого рода исходные положения, лежащие вне сферы са­мой теории, составляют ее методологическую основу.

Анализ формирования научных элементов методологической основы теории обучения двигательным действиям в историческом аспекте интере­сен тем, что позволяет выяснить ведущую роль отечественной науки на большей части пути ее формирования.

В начале основой системы обучения было подражание. Поэтому в са­
мых ранних дидактических системах подчеркивается необходимость показа
и повторения. Подражание было тем успешнее, чем проще были изучаемые
действия. Сложные действия при попытках их воспроизведения искажа­
лись. В России проблему научения с позиций физиологии рассматривал
И.М. Сеченов. Он показал, что рефлекс, лежащий в основе двигательного
акта, должен быть соотнесен с "чувствованием", которое, по его мнению,
"..... повсюду имеет значение регулятора движений".

Идеи И. Сеченова послужили основой для работ И. Павлова и В. Бех­терева. Условно-рефлекторная теория И. Павлова легла в основу теории обучения двигательным действиям в качестве одного из элементов методо­логии.

Физиологическое обоснование формирования двигательных навыков в свете положений теории условных рефлексов было продолжено А. Крестов-никовым. Им было показано, что в результате повторения формируется ди­намический стереотип в двигательной зоне больших полушарий. Формиро­вание проходит три стадии:

стадия иррадиации — внешне выражается в наличии "лишних" движе­
ний и напряжения;

стадия концентрации — процессы возбуждения и торможения концен­
трируются до оптимальных размеров;


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 162





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

• стадия стабилизации — стабильно существуют и чередуются очаги воз­буждения и торможения в коре головного мозга.

Эта теория просуществовала до 1970-х годов. Она не могла объяснить многие особенности построения, регуляции и усвоения движений в процес­се их изучения.

П. Анохин развил теорию И. Павлова, обосновал понятия "акцептора действия" и "обратной афферентации", что позволило объяснить способ­ность предвидеть результат действия и корректировать его по ходу выпол­нения (методом срочной информации). Акцептор действия — сличительный аппарат как модель предстоящего действия.

В 30—40-х годах XX ст. Н. Бернштейн разрабатывает учение о построе­нии движений, которое ложится в основу физиологии активности. Соглас­но его теории, в основе управления движениями лежит не приспособление к условиям внешней среды, не ответы на внешние стимулы, а осознанное подчинение среды, ее перестройка в соответствии с потребностями индиви­дуума. Н. Бернштейн приходит к выводу, что движение программируется смыслом, который выступает как основа "образа потребного будущего". Н. Бернштейн не только объяснил принцип управления движением, но и показал механизм его формирования. Формируясь, движение проходит три стадии, для которых характерно:

1) невысокая скорость движения;

2) постепенное исчезновение напряженности, становление четкой мы­
шечной координации, повышение скорости и точности двигательного акта;

3) снижение доли участия активных мышечных усилий в осуществле­
нии движения за счет использования сил тяжести, инерции, центробежных
сил, что обеспечивает экономичность энерготроат.

Современный научный подход предполагает, что методологической основой те­ории обучения двигательным действиям являются закономерности и положения таких наук, как дидактика (в сфере педагогики), теория деятельности и теория управления усвоением знаний, формирование действий и понятий (в сфере психо­логии), теория построения и управления движений, физиология активности, принципы и положения системного подхода

Педагогические основы

Одной из основных сторон физического воспитания, как и лю­бого другого педагогического процесса, является обучение. В дидактике обу­чение рассматривают как процесс взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, направленный на приобретение новых знаний, умений и навыков, а также на развитие умственных и духовных способностей обучаемых.

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека при влиянии многих факторов и процесс их формирования мо­жет приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса дости­гается в условиях рационального построения обучения. Внутреннюю ло-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 163





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.