Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимость показателя PWC170 у мальчиков и девочек от 6 до 16 лет от соматического типа телосложения (X±Sx), кгм




О

О

О

О

О

О

О

О

О

О


ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ...




Примером может служить терморегуляция в организме. Клетки орга­низма теплокровных животных могут нормально функционировать в до­вольно узких температурных границах (у человека 36—38 °С). Сдвиг темпе­ратуры за пределы этих границ приводит к нарушению жизнедеятельности и гибели клеток. Однако человек живет в условиях полярного климата при температуре —70 °С и парится в финской бане при температуре 120 °С.

Это объясняется тем, что в целостном организме регулируется его теп­лообмен с окружающей средой. При пониженной температуре внешней среды теплообразование внутри организма увеличивается, а теплоотдача уменьшается. Поэтому при колебании внешней температуры (в определен­ных пределах) удается сохранить постоянство температуры тела. В нашем примере постоянство обеспечивается тем, что соответственно изменению внешних условий изменяется и деятельность органов кровообращения и по­тоотделения. Во всех случаях постоянство одних показателей внутренней среды обеспечивается изменением в деятельности других обслуживающих органов и систем.

Роль различных органов и систем в сохранении гомеостаза различна. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит нервной системе.

Чутко реагируя на различные изменения внешней и внутренней среды, она так изменяет деятельность органов и систем, что предупреждает небла­гоприятные сдвиги, которые могли бы произойти в организме под влияни­ем внешней среды.

Другим примером может являться величина энерготрат при выполне­нии физической нагрузки в онтогенезе. Считается, что в раннем детском возрасте недостаточная функциональная зрелость скелетно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем ограничивает адаптивные воз­можности повышения энергетического обмена при физических нагрузках. При этом отмечено, что максимальный уровень энерготрат, производимых за счет аэробных метаболических реакций зависит от длины, массы и по­верхности тела индивида, а также от его физической тренированности. Этот показатель увеличивается с возрастом пропорционально длине и мас­се тела, достигая своего максимума к 18—20 годам (Аршавский, 1991; Апа-насенко, 1992).

Важно отметить, что относительные (на 1 кг массы тела) показатели функций растущего организма (в покое), обеспечивающих транспорт кис­лорода, также остаются практически неизменными.

Явление гомеостаза имеет громадное биологическое значение. Оно рас­ширяет круг условий внешней среды, в которой может выжить живой орга­низм.

Однако постоянство одних показателей обеспечивается приспособи­тельным изменением других.

Адаптация - процесс приспособления строения и функций организмов и их орга­нов к условиям среды

Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптацию.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 138





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Генотипическая адаптация, лежащая в основе эволюции, представляет собой процесс приспособления к условиям среды популяций путем наслед­ственных изменений и естественного отбора. Она лежит в основе эволюци­онного учения — совокупности представлений о механизмах и закономер­ностях исторических изменений в живой природе.

Фенотипическая адаптация представляет собой приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течение жизни в ответ на воз­действие факторов окружающей среды.

Изучая закономерности адаптации организма к различного рода раз­дражителям, можно выделить такие свойства, как специфичность приспосо­бительных реакций, их перекрестность и адекватность, которые лежат в ос­нове управления в физическом воспитании.

Специфичность адаптации заключается в стремлении организма к наи­высшей приспособленности к конкретному раздражителю. Из этого следует, что можно, при соблюдении некоторых правил, вынудить организм приспо­сабливаться к любому произвольно взятому нами воздействию. Подбирая одно или несколько воздействий и регулируя их силу, частоту и количество повторений, можно управлять жизнедеятельностью организма. При этом бу­дет использоваться стремление организма как саморегулирующей системы к наивысшей степени приспособленности к конкретной деятельности.

В основе явления упражняемое™, которое получило в специальной спортивной литературе название "процесса развития функциональных воз­можностей организма" (развитие или воспитание двигательных качеств и навыков), лежит биологически важное свойство длительной адаптации орга­низма к условиям внешней среды. А процесс физического воспитания в уз­ком аспекте можно рассматривать как процесс управления адаптацией орга­низма. Практически это значит, что организм будет очень точно приспосабливаться именно к тому упражнению, которое многократно по­вторяется. Этот процесс может идти как в направлении улучшения коорди­нации движений (совершенствования техники), так и в направлении накоп­ления специфических энергетических потенциалов и специфических приспособлений регуляторных механизмов, что выразится в улучшении фи­зических качеств.

Перекрестность адаптации. Уже давно подмечено, что ряд факторов окружающей среды вызывает комплекс однотипных сдвигов в состоянии

Ряд факторов окружающей среды (гипоксия, холод, физическая нагрузка) вызыва­ет комплекс однотипных сдвигов в состоянии функций организма. Таким образом, адаптируясь, например, к условиям физической нагрузки, можно приобрести повы­шенную резистентность к воздействию холода и т.д. Это явление получило на­звание неспецифической резистентности, или перекрестной адаптации

функций организма.

Основные факторы среды, к которым адаптируется организм (напри­мер, холод, гипоксия, физическая нагрузка), различными путями в резуль­тате приводят к одному и тому же сдвигу — дефициту АТФ, креатинфосфа-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 139



ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ...




та, увеличению потенциала фосфорилирования и активации гликолиза. Эти изменения ведут к активации генетического аппарата клеток, в результате которого увеличивается синтез нуклеиновых кислот и белков, в том числе и митохондрий. Активация образования митохондрий увеличивает их мощ­ность и, таким образом, ресинтез АТФ на единицу массы клетки. Активи­зации других клеточных структур увеличивает общую массу клеток, умень­шая тем самым функциональную нагрузку, которая приходится на единицу массы клеточных образований. Вследствие этого снижается использование АТФ на единицу массы клетки (Меерсон, 1991).

Таким образом, активизация генетического аппарата клетки, вызванная дефицитом энергии, устраняет этот дефицит и данный механизм саморегу­ляции становится основой перекрестной адаптации, выражающейся в уве­личении мощности энергетического субстрата организма и способности противостоять нескольким различным, по существу важнейшим, факторам окружающей среды (рис. 7.1).

Использование резервов, сформированных организмом в процессе адаптации к определенному фактору для получения устойчивости к друго­му, лежит в основе таких явлений, как увеличение физиологических резер­вов организма и повышение реактивности системы иммунитета, а также ус­тойчивости к перепадам температуры окружающей среды в результате систематических занятий физическими упражнениями.

Адекватность адаптации. Адекватные внешнему воздействию измене­ния происходят только в тех случаях, когда сила этих возмущающих воздей­ствий не превышает границ физиологических возможностей регулирующих


Физическая нагрузка


Распад АТФ больше ее образования в митохондриях


 


                           
             

Образование АТФ в митохондриях снижено за счет разобщения

 

  Образование АТФ
  в митохондриях
  снижено
Гипоксия дефицитом О2
 

Холод

Устранение дефицита АТФ и нарушений жизнедеятельности -адаптации


Дефицит АТФ,

нарушение

жизнедеятельности

Увеличение мощности системы митохондрий на единицу массы ткани

Рост клетки - уменьшение интенсивности функциони­рования структур (ИФС) использования АТФ


Активация генетического аппарата клетки

Увеличение

биогенеза

митохондрий

Увеличение биогенеза всех клеточных структур


 


Рис. 7.1. Схема клеточного звена адаптации (Меерсон, 1991)



OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 140





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

и обслуживающих систем организма.

На непривычные по характеру или чрезмерные по силе воздействия организм не всегда в состоянии ответить приспособительными изменени­ями, которые обеспечили бы постоянство внутренней среды. Например, купание в очень холодной воде, пребывание в помещении с очень высокой температурой, большие физические и эмоциональные нагрузки могут при­вести к кратковременному или длительному разладу в жизнедеятельности организма.

Одной из причин такого разлада может быть то, что внешние возмуща­ющие воздействия по своей силе превысили границы физиологических воз­можностей регулирующих или обслуживающих систем и они не смогли поддержать в оптимальных границах важнейшие показатели внутренней среды. Примером этого может служить тепловой удар, происходящий в ре­зультате перегрева организма; заболевания в результате переохлаждения ор­ганизма; патологические изменения, происходящие в деятельности сердца в результате физических нагрузок, превышающих физиологические возмож­ности одной или нескольких систем организма (неадекватность физических нагрузок). Если воздействие не перевышает возможности организма (пре­дельно допустимые нагрузки), то по прекращению кратковременного воз­мущающего воздействия обеспечивающие системы возвращаются к уровню обычной жизнедеятельности. Трансформация адаптации в болезнь происхо­дит в следующих случаях (Баевский, 1979): 1) в результате чрезмерной ин­тенсивности воздействия синтез нуклеиновых кислот и белков в клетках ак­тивируется медленно, дефицит энергии не устраняется, возникает срыв адаптации; 2) при структурно-энергетическом обеспечении одних систем за счет других приспособительные реакции целостного организма становятся менее эффективными; 3) после активации синтеза нуклеиновых кислот и белков в аварийной стадии адаптации следующая за ней стадия относитель­но устойчивой адаптации, вследствие неадекватности реакции организма, может перейти в стадию локального изнашивания структур.

Во всех этих случаях "ценой" адаптации является болезнь, которая мо­жет рассматриватся как срыв адаптации.

Однако, если незнакомые для организма, но не превышающие его фи­зиологических возможностей в данный момент воздействия повторяются длительное время и достаточно часто, регуляторные механизмы и обеспечи­вающие системы совершенствуются в направлении организации более быс­трых и лучших приспособительных реакций. Организм приобретает способ­ность отвечать адекватными реакциями на более сильные и длительные внешние воздействия. Из этого следует, что можно выделить два вида при­способительных изменений: срочные и накопительные (кумулятивные, дли­тельные).

Срочной адаптацией называются непрерывно протекающие приспосо­бительные изменения, возникающие в ответ на непрерывно меняющиеся изменения внешней среды.

Например, изменение величины зрачка при изменении силы освеще­ния, изменение частоты пульса при изменении интенсивности деятельное-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 141



ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ...

ТАБЛИЦА 7.1

Реакция ЧСС подростков 15 лет на велоэргометрическую нагрузку (W) различной мощности (Круцевич, 2000)

 

Испыту­емый ЧСС в покое, уд-мин"1 W,, Вт ЧССі, уд-мин ' W2) Вт чсс2, уд-мин ' w3, Вт ЧССз, уд-мин *
Г-чук И.              
Л-ский В.              
П-ов А.              
С-вич Е.           - -
С-укН.              



ти (табл. 7.1).

Реакция ЧСС на велоэргометрическую нагрузку (первая ступень мощ­ности (Wj) установливается из расчета 1 Вт на 1 кг массы тела подростка) является результатом срочной приспособительной адаптации организма и свидетельствует об индивидуальных особенностях функционального состо­яния исследуемых.

Основными закономерностями срочной адаптации являются:

1. Непрерывное протекание приспособительных изменений на основе саморегуля­
ции организма.

2. Относительно нестойкий характер приспособительных изменений.

3. Специфическое психическое, биологическое, физиологическое и функциональ­
ное соответствие приспособительных изменений характеру и силе внешних воздействий.

4. Наличие переходных (переход от одного уровня функционирования к новому) и
стационарных (относительно устойчивый уровень функционирования в новых стандарт­
ных условиях) режимов. Например, изменение ЧСС при переходе от состояния покоя к
велоэргометрической нагрузке (переходный режим), ЧСС при заданной нагрузке (стан­
дартный режим), переход ЧСС от нагрузки к уровню покоя (переходной режим).

5. Адекватными реакциями организм может отвечать только на те воздействия, ко­
торые по своему характеру и силе не превышают функциональных возможностей одной
или нескольких систем организма. В противном случае могут наступить патологические
изменения (болезнь).

Из этого вытекают педагогические выводы:

1. Путем подбора определенных воздействий (упражнений, уроков), воз­можно за счет саморегуляции, вызвать в организме соответствующие педа­гогическим задачам изменения. При подборе средств необходимо учитывать все параметры воздействия, на которые реагирует организм. В противном случае реакция может быть неожиданной — вероятностной. 2. Предлагаемые воздействия по своему характеру и силе не должны превышать функцио­нальных возможностей организма.

Так, в нашем примере (см. табл. 7.1) испытуемому С-вичу Е. не пред­лагалась третья нагрузка на велоэргометре, поскольку реакция ЧСС на вторую нагрузку (176 уд□ мин"1) была выше установленной нормы — 165 и свидетельствовала о более высоком напряжении регуляторных механизмов


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 142





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

сердечно-сосудистой системы.

При повторении с определенной частотой оптимальных по силе раз­дражителей возникает накопительный эффект: рабочие, обслуживающие и регуляторные системы организма будут совершенствоваться в направлении накопления энергетических потенциалов. Такие приспособительные изме­нения называются накопительными (кумулятивными, длительными).

Накопительная (долговременная) адаптация характеризуется повыше­нием функциональных резервов в результате серьезных структурных пере­строек органов и тканей, значительной экономизацией функций, повыше­нием подвижности и устойчивости деятельности функциональных систем, налаживанием рациональных и гибких взаимосвязей двигательной и вегета­тивной функций.

В отличие от спорта в физическом воспитании возникновение адапта­ционных перестроек, не связанных с существенной гипертрофией органов, является наиболее рациональным, т.к. они более устойчивы к процессам де-адаптации, требуют меньших усилий для поддержания достигнутого уровня, и, что весьма важно, не связаны со столь глубокой эксплуатацией генети­чески обусловленых и ограниченных адаптационных возможностей по срав­нению с адаптацией, осуществленной в основном за счет структурных из­менений органов, в часности увеличения их массы.

Формирование долговременной адаптации имеет свои закономерности и может быть представлено четырьмя стадиями (Платонов, 1997):

• первая стадия связана с систематической мобилизацией функцио­
нальных ресурсов организма в процессе выполнения тренировочных про­
грамм определенной направленности для стимуляции механизмов долговре­
менной адаптации на основе суммирования эффектов многократно
повторяющейся срочной адаптации;

• вторая стадия — на фоне планомерно возрастающих и систематичес­
ки повторяющихся нагрузок происходит интенсивное протекание структур­
ных и функциональных преобразований в органах и тканях соответствую­
щей функциональной системы. В конце этой стадии наблюдается
необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных
звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функ­
циональной системы в новых условиях;

• третью стадию отличает устойчивая долговременная адаптация, выра­
жающаяся в наличии необходимого резерва для обеспечения нового уровня
функционирования системы, стабильности функциональных структур, тес­
ной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов;

• четвертая стадия наступает при нерационально построенной, обычно
излишне напряженной тренировке, неполноценном питании и восстанов­
лении и характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функцио­
нальной системы.

В процессе физического воспитания основной задачей является дости­жение третьей стадии адаптации, которая характеризуется завершением формирований системного структурного "следа".

Особенностями этого структурного базиса адаптации является не толь-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 143



ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ...




ко приспособление организма к тренировочным нагрузкам, но и повыше­ние его резистентности к повреждающим воздействиям, что является осно­вой для использования тренированности как средства профилактики, лече­ния и реабилитации.

Выделяют несколько характерных признаков структурного "следа", ко­торые обеспечивают многосторонний оздоровительный эффект системати­ческих занятий физическими упражнениями и обусловливают возможность овладения широким кругом двигательных навыков.

Первый признак характеризуется изменением аппарата нейрогумораль-ной регуляции на всех уровнях, которые выражаются в формировании ус­тойчивого условнорефлекторного динамического стереотипа и увеличении фонда двигательных навыков. За счет эстраполяции эти изменения повы­шают возможность быстрой перестройки двигательной реакции в ответ на изменения требований окружающей среды.

Благодаря условнорефлекторным связям и другим механизмам обра­зуется уравновешенная система целостного центрального регулирования, характеризующаяся экономизацией, облегчением процесса управления адаптационными реакциями и обеспечивающая адекватное выполнение мышечной работы.

Второй признак системного структурного "следа" адаптации состоит в увеличении мощности и одновременно экономичности функционирования двигательного аппарата. Структурные изменения в аппарате управления мышечной работой на уровне ЦНС создают возможности мобилизовать большее число моторных единиц при нагрузке и приводят к совершенство­ванию межмышечной координации.

Третий признак системного структурного "следа" адаптации заключает­ся в увеличении мощности и одновременной экономичности функциониро­вания аппарата внешнего дыхания и кровообращения.

Вместе с увеличением максимальной вентиляции легких при физичес­кой работе и ростом массы митохондрий в скелетных мышцах достигается значительное увеличение аэробной мощности организма. Данное достиже­ние адаптации сочетается с экономизацией функционирования аппарата внешнего дыхания в покое и при нагрузках.

На уровне системы кровообращения "след" проявляется в развитии структурных изменений в сердце, что приводит к большей максимальной скорости сокращения и расслабления в условиях максимальных нагрузок, обеспечивая больший конечный диастолический, ударный и, в конечном счете, больший максимальный минутный объем крови.

Повышение максимального уровня функционирования сердца сочета­ется при тренированности с экономизацией его функций в покое и при не­предельных нагрузках, что характеризуется более низкими значениями об­щей работы сердца, интенсивности функционирований его структур и соответственно меньшими энергетическими затратами (Меерсон, 1991). При педагогическом контроле в процессе физического воспитания это про­является брадикардией и гипотонией покоя и меньшим приростом ЧСС при стандартной нагрузке. Такое сочетание показателей приводит к сниже-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 144





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

нию в тренированном организме "двойного произведения" или индекса на­пряжения миокарда в покое и меньшее его увеличение при стандартной на­грузке.

Эти и другие важные структурные изменения, формирующиеся в про­цессе длительной адаптации к физическим нагрузкам в функциональных системах образуют "след" достаточно сложной архитектуры....Этот "след" является основой повышения резистентности организма к ряду поврежда­ющих воздействий и использования адаптации как средства профилакти­ки, лечения и реабилитации при различных заболеваниях. Эти положи­тельные адаптационные изменения в тренированном организме взрослого человека развиваются, как правило, при аэробных нагрузках. При направ­ленной тренировке к силовым нагрузкам, в культуризме и других видах адаптация в большинстве случаев не приводит к повышению резистентно­сти организма к повреждающим воздействиям (Меерсон, Пшенникова, 1988). Однако в детском организме в период интенсивного роста и разви­тия скелетной мускулатуры (11—16 лет) отмечена положительная взаимо­связь не только с тренировкой выносливости, но и с силой, и скоростно-силовыми качествами, и повышением сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (Круцевич, 2000). Профи­лактический эффект адаптации к физическим нагрузкам весьма широк: от повышения резистентности к боли до повышения способности к выработ­ке поведенческих условнорефлекторных связей. Эта способность организ­ма человека к перекресной адаптации используется в профилактико-оздо-ровительных занятиях, направленных на снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, предупреждения стрессорных повреж-

Основные оссобенности протекания накопительной адаптации: А) В процессе накопительной адаптации происходит саморазвитие, самосовер­шенствование организма, выражающееся повышением его функциональных воз­можностей.

Б) Процесс накопительной адаптации возникает при условии оптимальной силы отдельных воздействий, оптимальной частоты и достаточного количества их повторений

дений, сахарного диабета, анемии и др.

Например, при развитии выносливости подросткам 12 лет были предло­жены три программы, повторяющиеся через 2—3 дня на протяжении 10 за­нятий (рис. 7.2). Первая программа включала 3 серии бега на месте 90 с в темпе 60—70 % от максимального с интервалом отдыха 2 мин, вторая — 5 се­рий бега 90 с, третья — одну серию бега. Динамика прироста частоты бего­вых шагов от занятия к занятию является результатом накопительной адап­тации. В данном случае оптимальной силой воздействия будет являться программа, включающая 5 серий выполнения беговых упражнений. В I про­грамме результаты кумулятивной адаптации начинают проявляться только с 6-го занятия, однако у некоторых индивидов начинается интенсивный при­рост частоты шагов в десятом занятии. Односерийные нагрузки не приводят


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 145



ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ.



 




Рис. 7.2. Динамика прироста частоты беговых шагов в тесте "бег на месте 90 с"

в зависимости от программы (НИ) воздействия, %:

1 - 3 серии бега на месте по 90 с с интервалом 2 мин; 2-5 серий бега на месте по 90 с с интервалом 2 мин; 3 - одна серия бега на месте 90 с

к накопительной адаптации, т.к. находятся ниже тренирующего минимума. Из этих особенностей адаптационных процессов могут быть сформули­рованы следующие педагогические выводы:

• отдельные воздействия (программа) должны достигать необходимой
силы и повторяться через оптимальные интервалы отдыха (режим двига­
тельной активности);

• организм стремится к точному соответствию (психических, биохими­
ческих, физиологических) приспособительных реакций, соответствующих
характеру и силе раздражителя;

• в зависимости от задач занятия (спортивной или оздоровительной на­
правленности) выбирают адекватные по силе воздействия.

Это основное свойство используется в тренировке, т.к. оно позволяет пу­тем подбора соответствующих внешних воздействий вызывать внутренние приспособительные изменения, соответствующие педагогическим задачам, т.е. управлять функциональным развитием организма в нужном направлении.

В процессе накопительной адаптации наблюдаются переходные и стаци­онарные режимы деятельности организма. Переходный — когда собственно происходит процесс приспособления отдельных систем и всего организма к повторяющимся воздействиям. В нашем примере (рис. 7.2) с 1-го по 5-е занятия по II программе. Стационарные (с 6-го по 10-е занятия) — когда до­стигнут определенный, доступный для данных условий, характера и силы по-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 146



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ______________

вторяющихся воздействий устойчивый уровень приспособительных реакций.

Педагогическим использованием этой объективной закономерности яв­ляется следующее: а) для увеличения функциональных сдвигов в организме необходимо менять силу воздействия (объем, интенсивность); б) в годичном цикле спортивной тренировки это обусловливает выделение подготовительно­го, соревновательного и переходного периодов, в кондиционной тренировке — втягивающего, базового (тренировочного) и поддерживающего периодов.

В соответствии с периодами адаптации и характером процесса (спор­тивная тренировка, кондиционная тренировка) подбирают средства, мето­ды и режимы двигательной активности.

Говоря об общих закономерностях, лежащих в основе адаптации, необ­ходимо детализировать механизмы индивидуальной феногенотипической адаптации, лежащей в основе разделения людей на конституциональные ти­пы. Так, показатели физической работоспособности в тесте PWCi7o сущест­венно зависят от соматического типа телосложения — микро-, мезо- и ма-

ТАБЛИЦА 7.2




 

Возраст, ТТптш Микросоматики Мезосоматики Макросоматики
лет ПОЛ X +Sx X +Sx X +Sx
  м Д 128,6 121,33 14,4 13,9 168,55 146,43 28,1 15,8 203,86 180,56 22,3 22,3
  м Д 147,46 147,79 20,6 18,0 179,69 184,56 21,1 31,1 220,73 221,82 25,8 38,3
  м Д 246,75 265,00 168,0 144,0 305,38 252,43 124,9 85,3 466,99 308,05 229,3 11,4
  м д 275,64 360,13 128,8 157,5 496,65 467,92 159,6 163,5 661,74 536,57 145,2 120,3
  м д 477,01 411,65 137,22 132,7 557,34 485,92 115,1 133,6 796,35 504,26 335,6 59,1
  м д 565,99 511,76 66,0 80,3 531,21 537,90 124,5 133,6 617,24 617,67 86,7 128,7
  м д 600,87 624,69 132,1 115,4 585,72 512,24 222,6 125,5 689,39 673,38 318,4 254,7
  м д 541,95 580,72 67,7 101,7 729,38 622,56 137,7 91,2 945,51 646,10 167,5 77,3
  м д 632,25 662,37 69,1 65,8 832,55 730,76 162,8 128,8 1188,82 249,3
  м д 691,45 110,0 1005,61 769,89 240,2 259,5 1149,54 346,7
  м д 662,16 153,8 1304,62 930,08 320,8 231,5 1252,74 168,1

OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 147





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.