КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физиологические основы
О О О ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ гику процесса формирования и совершенствования двигательного действия принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действиях к умению выполнять их, а затем от умения к навыку. Преподавание - это характерная деятельность педагога, учение - основа деятельности обучаемого. Эти две стороны одного и того же процесса тесно связаны между собой и проходят практически одновременно Обучение двигательным действиям базируется на дидактических принципах — основополагающих закономерностях обучения, которые составляют методический базис педагогического процесса, это: • принцип сознательности и активности; • принцип наглядности; • принцип доступности и индивидуализации; • принцип систематичности; • принцип последовательности; • принцип прочности обучения. Принцип сознательности и активности является одним их ведущих, поскольку темпы обучения двигательным действиям зависят от понимания занимающимся задач и закономерностей педагогического процесса. Активная познавательная деятельность выражается в целенаправленном восприятии и осмысливании информации педагога, изучении биомеханических особенностей двигательных действий и т.д. В противном случае занимающиеся превращаются в простых исполнителей указаний педагога, что значительно затрудняет развитие саморегуляции движений. Активность занимающихся также связана с пониманием ими роли занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и всестороннего развития личности. Принцип наглядности направлен на создание представлений о двигательном действии. Наглядность — широкое понятие, которое предусматривает активизацию всех органов чувств, принимающих участие в управлении движениями. В процессе аналитико-синтетической деятельности мозга происходит образование "комплексного анализатора" — "сенсорные синтезы" по Н. Бернштейну. Еще К. Ушинский отмечал: "Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу память...". Представления о движениях формируются, прежде всего, при помощи зрительных образов. Формирование зрительного образа осуществляется посредством демонстрации рисунков, схем, кинограмм, видеозаписей, показом упражнений преподавателем и т.д. Эффективность различных форм наглядности неодинакова и зависит от количества, скорости показа, времени между показом и исполнением. Применение видеозаписи и кинокольцовок обеспечивает формирование представлений преимущественно о временных параметрах движений, кинограмм и графической модели — о пространст- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 164 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ венных характеристиках. Это свидетельствует о необходимости дифференцировать использование различных видов наглядности при обучении двигательным действиям. Для полноценного формирования двигательных представлений наглядная демонстрация подкрепляется воздействием образного слова и пробными попытками выполнения движений. Принцип доступности и индивидуализации предполагает соответствие физической нагрузки при освоении двигательных действий возможностям занимающихся. В противном случае может произойти переутомление функциональных систем организма. Индивидуализация приобретает ведущее значение на этапе углубленного разучивания двигательного действия и совершенствования. Принцип систематичности тесно связан с закономерностями восстановительных процессов. Слишком маленькие интервалы отдыха приводят к быстрому утомлению и появлению двигательных ошибок, слишком большие — к "исчезновению" следов от выполненного действия. Поэтому режим чередования нагрузки и отдыха должен соответствовать индивидуальным особенностям занимающихся, что обеспечит наивысший кумулятивный эффект обучения. Принцип последовательности предусматривает правильную очередность освоения различных элементов движений. Принцип прочности обучения предполагает развитие способности обучаемого к адаптации техники движений в соответствии с изменяющимися условиями (соревновательная деятельность, изменение условий выполнения и т.д.). Н.А. Бернштейн отмечал, что совершенствование двигательных действий идет по пути повышения помехоустойчивости (надежности) внешним и внутренним возмущениям. Таким образом, все принципы обучения отражают отдельные закономерности единого процесса, что определяет необходимость их комплексного использования в педагогическом процессе физического воспитания. Важная роль в педагогическом процессе обучения двигательным действиям принадлежит педагогическому контролю. Педагогический контроль рассматривается как аппарат управления, позволяющий объективно оценить состояние двигательной функции и техники выполнения двигательного действия. В соответствии с типами функционального состояния занимающегося различают три формы (вида) педагогического контроля: этапный, текущий, оперативный. Данные этапного контроля используются при разработке основных направлений процесса обучения двигательным действиям на определенный период, текущего контроля — при планировании недельных микроциклов. Оперативный контроль позволяет оптимизировать нагрузку в отдельном занятии. Педагогический контроль при обучении двигательным действиям предполагает анализ ведущих показателей, имеющих тесную связь с качеством выполнения двигательного действия. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 165 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Обучение двигательным действиям является сложным, динамическим, управляемым процессом. Его эффективность во многом определяется соответствием применяемых средств и методов обучения индивидуальным особенностям организма человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |