Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические основы




О

О

О


ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

гику процесса формирования и совершенствования двигательного дейст­вия принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действиях к умению выполнять их, а затем от умения к навыку.

Преподавание - это характерная деятельность педагога, учение - основа дея­тельности обучаемого. Эти две стороны одного и того же процесса тесно свя­заны между собой и проходят практически одновременно




Обучение двигательным действиям базируется на дидактических прин­ципах — основополагающих закономерностях обучения, которые составля­ют методический базис педагогического процесса, это:

• принцип сознательности и активности;

• принцип наглядности;

• принцип доступности и индивидуализации;

• принцип систематичности;

• принцип последовательности;

• принцип прочности обучения.

Принцип сознательности и активности является одним их ведущих, по­скольку темпы обучения двигательным действиям зависят от понимания за­нимающимся задач и закономерностей педагогического процесса.

Активная познавательная деятельность выражается в целенаправлен­ном восприятии и осмысливании информации педагога, изучении биоме­ханических особенностей двигательных действий и т.д. В противном слу­чае занимающиеся превращаются в простых исполнителей указаний педагога, что значительно затрудняет развитие саморегуляции движений. Активность занимающихся также связана с пониманием ими роли занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и всестороннего развития личности.

Принцип наглядности направлен на создание представлений о двига­тельном действии. Наглядность — широкое понятие, которое предусматри­вает активизацию всех органов чувств, принимающих участие в управлении движениями. В процессе аналитико-синтетической деятельности мозга про­исходит образование "комплексного анализатора" — "сенсорные синтезы" по Н. Бернштейну. Еще К. Ушинский отмечал: "Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу па­мять...".

Представления о движениях формируются, прежде всего, при помощи зрительных образов. Формирование зрительного образа осуществляется по­средством демонстрации рисунков, схем, кинограмм, видеозаписей, пока­зом упражнений преподавателем и т.д. Эффективность различных форм на­глядности неодинакова и зависит от количества, скорости показа, времени между показом и исполнением. Применение видеозаписи и кинокольцовок обеспечивает формирование представлений преимущественно о временных параметрах движений, кинограмм и графической модели — о пространст-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 164





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

венных характеристиках.

Это свидетельствует о необходимости дифференцировать использова­ние различных видов наглядности при обучении двигательным действиям.

Для полноценного формирования двигательных представлений нагляд­ная демонстрация подкрепляется воздействием образного слова и пробны­ми попытками выполнения движений.

Принцип доступности и индивидуализации предполагает соответствие физической нагрузки при освоении двигательных действий возможностям занимающихся. В противном случае может произойти переутомление функ­циональных систем организма.

Индивидуализация приобретает ведущее значение на этапе углубленно­го разучивания двигательного действия и совершенствования.

Принцип систематичности тесно связан с закономерностями восстано­вительных процессов. Слишком маленькие интервалы отдыха приводят к быстрому утомлению и появлению двигательных ошибок, слишком боль­шие — к "исчезновению" следов от выполненного действия.

Поэтому режим чередования нагрузки и отдыха должен соответствовать индивидуальным особенностям занимающихся, что обеспечит наивысший кумулятивный эффект обучения.

Принцип последовательности предусматривает правильную очередность освоения различных элементов движений.

Принцип прочности обучения предполагает развитие способности обу­чаемого к адаптации техники движений в соответствии с изменяющимися условиями (соревновательная деятельность, изменение условий выполне­ния и т.д.).

Н.А. Бернштейн отмечал, что совершенствование двигательных дейст­вий идет по пути повышения помехоустойчивости (надежности) внешним и внутренним возмущениям.

Таким образом, все принципы обучения отражают отдельные законо­мерности единого процесса, что определяет необходимость их комплексно­го использования в педагогическом процессе физического воспитания.

Важная роль в педагогическом процессе обучения двигательным дейст­виям принадлежит педагогическому контролю. Педагогический контроль рассматривается как аппарат управления, позволяющий объективно оце­нить состояние двигательной функции и техники выполнения двигательно­го действия.

В соответствии с типами функционального состояния занимающегося различают три формы (вида) педагогического контроля: этапный, текущий, оперативный. Данные этапного контроля используются при разработке ос­новных направлений процесса обучения двигательным действиям на опре­деленный период, текущего контроля — при планировании недельных мик­роциклов. Оперативный контроль позволяет оптимизировать нагрузку в отдельном занятии.

Педагогический контроль при обучении двигательным действиям пред­полагает анализ ведущих показателей, имеющих тесную связь с качеством выполнения двигательного действия.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 165



ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ




Обучение двигательным действиям является сложным, динамическим, управляемым процессом. Его эффективность во многом определяется соот­ветствием применяемых средств и методов обучения индивидуальным осо­бенностям организма человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.