КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи обучения в физическом воспитании
О О РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ мышц-синергистов и антагонистов. Уровень А управляет такими характеристиками отдельных мышц, как тонус, уровень возбудимости и т.п. Высший уровень руководит деятельностью низших. Высшие уровни не имеют достаточной обратной связи с мышцами-эффекторами, а поэтому не могут осуществлять полноценного управления их деятельностью. Низшие уровни не могут самостоятельно регулировать смысловую направленность движения, а поэтому нуждаются в "руководстве сверху". Именно поэтому вновь формирующееся движение несовершенно: высшие уровни управления, обеспечивающие смысловую направленность, вынуждены выполнять не свойственные им функции, вмешиваться в управление перемещениями отдельных звеньев тела, уточнять усилия и т.п. Система управления движениями совершенствуется по мере их становления: формируются межуровневые субординации, низшие уровни принимают на себя свои функции, высшие уровни не вмешиваются в решение мелких задач, оставляя за собой контроль смысла и структуры действия. Движение становится четким, быстрым, свободным, что свидетельствует о становлении навыка. Когда навык сформирован, вмешательство сознания в детали упражнения значительно ухудшает его качество. Важным положением теории Н. Бернштейна является утверждение о существовании обратной афферентации. Во время движения и после него на всех уровнях управления происходит процесс сличения, сопоставления программы действия, модели с происходящим или происшедшим движением, в результате которого осуществляется коррекция движения в соответствии с программой действия, т.е. процесс управления двигательным действием. Теория построения движений раскрывает также и закономерности формирования двигательного навыка. Основой формирования навыка Н. Бернштейн считает активную психомоторную деятельность человека, отражающую смысловую сторону действий. Согласно Н. Бернштейну, двигательный навык есть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. В процессе освоения двигательного навыка ученый выделяет два периода. Характерное отличие первого периода заключается в определении наиболее значимых свойств каждой детали движения с учетом ее смысловой задачи. Отличительной особенностью второго периода построения двигательного навыка является расширение диапазона его приспособительной вариативности. В настоящее время теория построения движений НА. Бернштейна получила международное признание и является методологической основой для многих современных исследований в области физиологии, биомеханики и т.д. В 1970 г. Л. Чхаидзе, опираясь на труды Н. Бернштейна, выделил два кольца управления — внешнее, функционирующее на основе дистальных рецепторов (зрение, слух) и внутреннее, опирающееся на проприорецеп-цию. При этом внешнее кольцо обеспечивает смысловое решение двига- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 167 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ тельной задачи, внутреннее — его биомеханику. Параллельно с Н. Бернштейном изучением нейрофизиологических механизмов мозга занимался П. Анохин (1979). Его исследования позволили сформировать положение о системной организации нервных функций, в которой за единицу интервальной деятельности была принята функциональная система. Под функциональной системой понимается динамическая организация процессов и механизмов, обеспечивающая какой-либо приспособительный эффект. В ходе формирования функциональной системы выделяют несколько этапов: 1) афферентный синтез; 2) принятие решения; 3) формирование программы действия и акцептора действия; 4) действие и результат действия. В процессе афферентного синтеза происходит переработка четырех видов информации: пусковой афферентации — сигналы, вызывающие действия; обстановочной афферентации — условия окружающей среды; доминирующей мотивации — собственные потребности организма, доминирующие в данный момент; содержимого долговременной памяти. Вся информация накапливается в оперативной памяти и на основе афферентного синтеза осуществляется принятие решения и программирование двигательных действий. На основе оперативной памяти (акцептор действия) производится сохранение признаков прогнозируемого результата, что дает возможность сличения их с параметрами реального результата, информация о которых поступает через "обратную афферентацию". П. Анохин отмечал, что все вопросы обучения идут с обязательной кор-регирующей ролью обратной афферентации, и только на основе ее сличения с прогнозируемым результатом возможно самообучение. Обучение двигательным действиям необходимо рассматривать как один из видов познавательной деятельности человека. Это высокоорганизованный педагогический процесс, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, развитие умственных и духовных способностей занимающихся. Основной предмет обучения — рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Задачами обучения являются: 1. Определение последовательности обучения: от целого к деталям (де 2. Определение последовательности обучения в связи с закономернос 3. Определение путей реализации дидактических принципов и требова- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 168
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |