КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура процесса обучения двигательным действиям
О О О О О Д. JJ Д Д. Д Д Д Д. О О РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ ний в процессе обучения. Основным элементом процесса обучения движениям являются знания. Они включают многочисленные конкретные факты о движениях, объединенные в системы понятий и правил, содержат теоретические обобщения, которые базируются на данных практического опыта. В процессе обучения и совершенствования двигательных действий знания реализуются путем формирования двигательных умений и навыков. Особенностью процесса обучения в физическом воспитании является активная деятельность занимающихся, направленная на овладение техникой двигательных действий, в процессе которой совершенствуются физические и психические функции человеческого организма. Процесс обучения двигательным действиям имеет существенные особенности, связанные с: 1) специфическими средствами (физические упражнения, естественные 2) механизмами усвоения движения (фазы формирования двигательно 3) необходимым уровенем развития двигательных качеств; 4) психологической и функциональной готовностью к обучению, что 5) необходимостью строго дозировать и регулировать физиологическую 6) соблюдением занимающимися санитарно-гигиенических норм, Характеристика двигательных умений и навыков и закономерности их формирования. В процессе обучения физическим упражнениям человек в результате многократных попыток найти правильное решение двигательной задачи наконец находит оптимальный способ ее решения. В повседневной жизни в этом случае принято говорить, что человек уже умеет выполнять движение (умеет писать, читать, ходить). Всякий произвольный двигательный акт человека характеризуется двумя взаимосвязанными сторонами: двигательной и смысловой. Произвольным является такое движение, в управление смысловой частью которого возмож- Приобретенная на основе знаний и опыта способность неавтоматизировано управлять движениями в процессе двигательной деятельности является умением но вмешательство сознания человека. Умение выполнять двигательное действие формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигатель- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 169 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания: вначале движения характеризуются нестабильностью выполнения упражнений, излишним мышечным напряжением, большим количеством лишних движений, большой затратой энергии, что приводит к быстрому утомлению. В процессе обучения движениям умения могут нести вспомогательную функцию. Во-первых — формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков. Во-вторых, когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий. Большое количество разнообразных двигательных умений является хорошей предпосылкой для эффективного технического совершенствования. В результате многократного повторения упражнение начинает выполняться с меньшим участием контроля сознания за деталями техники. Пример: человек идет и читает газету, машинистка печатает читая текст, баскетболист ведет мяч, наблюдая за действиями соперника, пловец не задумывается над техникой движений и т.д. ЗНАНИЯ МЫШЛЕНИЕ д. ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ
Д
Неавтоматизированное управление Относительная расчлененность движений(операций) Нестабильность действия
JJ СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ Д
Автоматизированное управление движениями; концентрация внимания на цели и условиях действий Слитность движений(операций) Устойчивость, стабильность, надежность действия
Д ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК Рис. 8.1. Характерные особенности двигательных умений и навыков и переход умения в навык (Мазниченко, 1984) OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 170 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Двигательный навык - это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии. Автоматизированным движением считается такое, в котором двигательная часть выполняется за счет управления низшими отделами центральной нервной системы, а смысловая - высшими Переход умения в навык представлен на рис. 8.1. Характерные особенности навыка: 1. Автоматизация управления движениями — определяющая и ценная 2. Меняется роль сознания. Автоматизированное управление движения 3. Улучшается координация движения, что создает условия для более эф 4. Увеличивается значение мышечного чувства и изменяется роль зритель Значение двигательных навыков: • повышается надежность и стабильность технического выполнения уп • экономятся психические силы, т.к. участие сознания незначительно; • экономятся физические силы в связи с более координированной де • улучшается результат действия, сокращается время, необходимое для К. Ушинский отмечал, что если бы человек не имел способности к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед. Двигательные навыки занимают большое место в жизни человека, как одна из сторон его готовности к деятельности — трудовой, военной, спортивной и в повседневной жизни. Чем больше запас навыков, тем разностороннее и эффективнее будет деятельность. По мере формирования навыка появляется возможность строить различные варианты двигательного акта, сохраняя основу техники. Спортивная деятельность тесно связана с формированием так называемых умений высшего порядка, то есть умения применять приобретенный навык в различных условиях, умения выбрать для каждого случая наилучшие варианты двигательного действия, которые позволили бы наиболее ус- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 171 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ пешно решить двигательную задачу. Взаимодействие двигательных навыков. Накопление двигательного опыта — основа обучения в физическом воспитании. Люди, имеющие большой двигательный опыт, легче усваивают новые движения, у них быстрее протекает процесс формирования новых навыков. Такое взаимодействие навыков, когда ранее усвоенные двигательные действия содействуют более быстрому усвоению новых, носит название "положительный перенос навыков". Примеры: а) метание малого мяча — метание копья (на начальном этапе); б) езда на велосипеде — управление мотоциклом; в) акробатические прыжки — прыжки в воду. Положительный перенос навыков будет появляться тем в большей степени, чем больше сходства между структурой изучаемых двигательных действий. Причем сходство это должно быть, прежде всего, в основном механизме движений (подъем верхом—вперед, разгибом на перекладине и брусьях). Учитывая положительное взаимодействие навыков, целесообразной последовательностью обучения будет такая, при которой в наиболее полной мере используются явления положительного переноса навыков (кувырок вперед — сальто вперед в группировке, метание малых камней — метание копья и т.д.). Еще один пример — в лыжном спорте рекомендуется обучение передвижению на лыжах начинать с двухшажного попеременного хода, так как он содержится во всех остальных способах передвижения. Затем осваивают одновременный бесшажный ход, который также включается как составной элемент во все остальные способы ходьбы на лыжах, а уж затем одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный и одновременный трехшажный. При построении последовательности обучения двигательным действиям всегда следует помнить, что положительный перенос наиболее сильно проявляется на начальных этапах обучения. В дальнейшем перенос становится более избирательным, причем положительный эффект может перейти в свою противоположность. Например, навык в метании малого мяча помогает при усвоении метания копья, но в дальнейшем во время отработки деталей техники может мешать, поскольку эти детали имеют отличия от аналогичных деталей техники метания мяча, которые прочно закреплены и в силу этого доминируют. Наряду с положительным переносом навыков в практике работы по физическому воспитанию имеют место и такие явления, когда ранее усвоенные навыки не помогают, а наоборот, тормозят процесс усвоения новых движений. Такое взаимодействие навыков известно под названием "отри- Наиболее частое проявление интерференции навыков в тех случаях, когда в структуре двигательных актов имеется сходство в начальных фазах и финале усваиваемых двигательных действий и существенные различия в главных фазах изучаемых движений 171 OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 172 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ цательный перенос навыков " или "интерференция навыков ". Например: а) прыжок в высоту — барьерный бег; б) плавание на боку — нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; в) подъем завесом — подъем верхом. Если поочередно формировать такие навыки, то может происходить произвольное переключение с одного действия на другое — с нового на ранее изученное, сходное с ним в начальных фазах. Нервная система всегда стремится осуществлять свою деятельность более экономичным путем. Причем, как показали исследования И. Павлова и его учеников, для нервной системы легче привычная деятельность, чем новая, даже если она и бо- При взаимодействии "конкурирующих" навыков следует ожидать нарушение того из них, который менее прочно закреплен, если степень прочности одинаковая, нарушается тот, структура которого более сложна лее простая. Как же бороться с этим нежелательным явлением? Прежде всего при планировании учебного материала следует избегать одновременного изучения конкурирующих навыков, предлагать их в таком чередовании, при котором отрицательное явление будет менее выражено (подъем верхом — подъем завесом). Приступить к изучению одного из конкурирующих навыков следует только после того, как предыдущий достаточно хорошо усвоен и внимание занимающихся может быть сосредоточено на дифференцировке конкурирующих навыков. Весьма важное значение для повышения эффективности обучения имеет решение вопроса о переносе навыков при овладении так называемыми односторонними движениями — метание одной рукой, акробатические упражнения, соскоки со снарядов, прыжки в воду и т.п. В ряде видов спорта эти двигательные действия осваиваются только в одну сторону, сюда относятся прежде всего действия, рассчитанные на максимальное проявление физических сил (метания, прыжки в высоту и т.д.), а также упражнения, отличающиеся особо сложной техникой выполнения (сальто прогнувшись с поворотом на 720°, диамидовский поворот на брусьях, метание копья, диска и т.д.). Но в ряде видов спорта приходится осваивать односторонние движения в обе стороны — борьба, бокс, волейбол, баскетбол, футбол, упражнения с булавами и.т.д. Совершенное владение односторонними движениями в обе стороны позволяет добиваться большего успеха в соревновательной борьбе во многих видах спорта. Дальнейшее изучение вопроса о целесообразности обучения в обе стороны, а также выяснение вопроса о взаимодействии навыков, выполняемых в одну сторону, на действия, выполняемые в другую сторону, имеет большое значение для повышения эффективности процесса обучения в физическом воспитании. Прямого переноса в процессе обучения односторонним движениям, по-видимому, нет. Результаты проведенных исследований позволяют гово- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 173 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ рить о наличии смыслового переноса (умеющий писать правой рукой напишет, правда, с трудом и левой рукой), по-видимому, имеет место перенос ритма движения, некоторых фаз движений, которые являются одинаковыми для обоих действий. Необходимо отметить, что чем сложнее двигательный акт, тем в меньшей мере можно надеяться на положительное взаимодействие двигательных навыков. К явлению, именуемому "перенос навыков" относят и влияние врожденных автоматизмов. В одних случаях они помогают процессу обучения, в других оказывают тормозящее воздействие. Врожденная перекрестная координация составляет основу ходьбы, бега и некоторых других действий. Определяя последовательность обучения, нужно, видимо, стремиться использовать положительные предпосылки, создаваемые унаследованными координациями. Например, обучение передвижению на лыжах следует начинать с попеременного хода, а не с одновременного. Закономерности формирования двигательных навыков. Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным физиологическим закономерностям. Знание их дает возможность преподавателю управлять процессом обучения. Вся деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, протекает по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами. Формирование двигательного навыка проходит три фазы, каждая из которых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регулятор-ными особенностями, особенностями обучения. Первая фаза. Физиологические особенности: широкая иррадиация процессов возбуждения в коре головного мозга. Биомеханические особенности: нейтрализация реактивных сил, излишняя мышечная фиксация, неточность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий; отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм. Регуляторные особенности: активное участие в управлении движениями высших отделов центральной нервной системы, управление движениями по внешнему кольцу на основе зрительных ощущений. Особенности обучения: облегченные условия сочетаются с усложненными, в соотношении 3:2. Вторая фаза. Физиологические особенности: развитие процессов торможения и постепенная концентрация возбуждения, уравновешивание процессов возбуждения и торможения. Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и скованности движений, незначительное использование при выполнении движения реактивных сил, улучшение координации движений отдельных звеньев тела по величине усилий и амплитуде, сохранение постоянного ритма, темпа и величины усилий, естественность, плавность и пластичность движений, но все еще слабая устойчивость к помехам (нагрузка, эмоциональное напряжение, стрессы и т.д.) Регуляторные особенности: передача управления деталями движений в ниже лежа- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 174 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ щие уровни управления; не постоянный, а периодический контроль сознания над выполнением движения. Особенности обучения: облегченные условия сочетаются с усложненными в соотношении 2:3, по своему характеру обучение приближается к соревновательным условиям. Третья фаза. Физиологические особенности: стабилизация процесса возбуждения и четкое согласование процессов возбуждения и торможения. Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, скованности движений, максимальное использование при выполнении движения реактивных сил, массы биозвеньев и всего тела, точное согласование движений между отдельными звеньями тела. Движения выполняются четко и непринужденно, с оптимальной дозировкой усилий, амплитуды, темпа и ритма. Структура движений сохраняется при больших нагрузках и помехах. Регуляторные особенности: точное распределение функций отделов центральной нервной системы; контроль сознания преимущественно над смысловой частью (целью) движения, а за его деталями — лежащих ниже отделов (Бернштейн, 1947; Мазниченко, 1984; и др.). Особенности обучения: упражнения выполняются в соответствии с требованиями правил соревнований, нередко — в экстремальных условиях. Облегченные условия сочетаются с усложненными в соотношении 1:3 (Болобан, 1990). Предпосылки успешного освоения двигательных действий. Первая предпосылка — физическая подготовленность обучаемого к разучиванию действий, которые требуют проявлений тех или иных двигательных качеств (скоростно-силовых, выносливости, гибкости и т.д.). Научиться лазанию по канату, делать шпагат, принимать мяч в игре можно только при условии достаточного уровня развития силы, быстроты, гибкости, ловкости и т.п. Достигнутый к началу разучивания действия уровень развития необходимых двигательных качеств контролируют посредством тестовых упражнений. Вторая предпосылка — наличие двигательного опыта. Чем богаче фонд приобретенных ранее двигательных умений и навыков, тем быстрее и без особых затруднений будет осуществляться обучение новому двигательному действию, так как занимающийся будет иметь возможность опираться на предыдущий двигательный опыт. Двигательные представления формируются по мере накопления двигательного опыта и фиксируются в долговременной памяти. Если двигательный опыт обучаемого недостаточен, то преподаватель должен предложить такие подводящие упражнения, которые, будучи доступны обучаемому, позволят сформировать необходимые представления о двигательном действии. Третья предпосылка — психическая готовность. Ее ядром является мотивация учебной деятельности и установка на последовательное решение OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 175
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |