Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура процесса обучения двигательным действиям




О

О

О

О

О

Д.

JJ

Д

Д.

Д

Д

Д

Д.

О

О




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ний в процессе обучения.

Основным элементом процесса обучения движениям являются знания. Они включают многочисленные конкретные факты о движениях, объеди­ненные в системы понятий и правил, содержат теоретические обобщения, которые базируются на данных практического опыта.

В процессе обучения и совершенствования двигательных действий зна­ния реализуются путем формирования двигательных умений и навыков.

Особенностью процесса обучения в физическом воспитании является ак­тивная деятельность занимающихся, направленная на овладение техникой двигательных действий, в процессе которой совершенствуются физические и психические функции человеческого организма.

Процесс обучения двигательным действиям имеет существенные осо­бенности, связанные с:

1) специфическими средствами (физические упражнения, естественные
силы природы, гигиенические факторы);

2) механизмами усвоения движения (фазы формирования двигательно­
го навыка);

3) необходимым уровенем развития двигательных качеств;

4) психологической и функциональной готовностью к обучению, что
предусматривает обязательную функциональную и психическую подготовку
занимающихся к выполнению двигательных действий, предъявляющих по­
вышенные требования к мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной
системам. Несоблюдение этого требования приводит к травмам, поэтому
нельзя недооценивать значение разминки;

5) необходимостью строго дозировать и регулировать физиологическую
нагрузку в процессе обучения физическим упражнениям;

6) соблюдением занимающимися санитарно-гигиенических норм,
проведением систематического врачебного контроля и других мероприя­
тий, обеспечивающих успешное решение обучения и оздоровительных
задач.

Характеристика двигательных умений и навыков и закономерности их формирования. В процессе обучения физическим упражнениям человек в результате многократных попыток найти правильное решение двигательной задачи наконец находит оптимальный способ ее решения.

В повседневной жизни в этом случае принято говорить, что человек уже умеет выполнять движение (умеет писать, читать, ходить).

Всякий произвольный двигательный акт человека характеризуется дву­мя взаимосвязанными сторонами: двигательной и смысловой. Произвольным является такое движение, в управление смысловой частью которого возмож-

Приобретенная на основе знаний и опыта способность неавтоматизировано уп­равлять движениями в процессе двигательной деятельности является умением

но вмешательство сознания человека.

Умение выполнять двигательное действие формируется на основе оп­ределенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигатель-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 169



ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

ных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить за­данную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания: вначале движения характеризуются нестабильностью выполне­ния упражнений, излишним мышечным напряжением, большим количест­вом лишних движений, большой затратой энергии, что приводит к быстро­му утомлению.

В процессе обучения движениям умения могут нести вспомогательную функцию. Во-первых — формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков. Во-вторых, когда не­обходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий. Большое количество разнообразных двигательных умений является хорошей предпосылкой для эффективного технического совершенствования.

В результате многократного повторения упражнение начинает выпол­няться с меньшим участием контроля сознания за деталями техники.

Пример: человек идет и читает газету, машинистка печатает читая текст, баскетболист ведет мяч, наблюдая за действиями соперника, пловец не задумывается над техникой движений и т.д.




ЗНАНИЯ


МЫШЛЕНИЕ

д.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ


ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ


 


Д




 


Неавтоматизированное управление


Относительная

расчлененность

движений(операций)


Нестабильность действия


 


JJ




СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ


Д




 


Автоматизированное

управление движениями;

концентрация внимания

на цели и условиях действий


Слитность движений(операций)


Устойчивость, стабильность, надежность действия


 


Д




ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

Рис. 8.1. Характерные особенности двигательных умений и навыков и переход умения

в навык (Мазниченко, 1984)


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 170



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Двигательный навык - это автоматизированный способ управления движения­ми в целостном двигательном действии. Автоматизированным движением счи­тается такое, в котором двигательная часть выполняется за счет управления низшими отделами центральной нервной системы, а смысловая - высшими




Переход умения в навык представлен на рис. 8.1. Характерные особенности навыка:

1. Автоматизация управления движениями — определяющая и ценная
особенность двигательного навыка. Сознание освобождается от необходимо­
сти постоянно контролировать детали движений, что, во-первых, облегчает
функционирование высших механизмов управления движениями и, во-вто­
рых, позволяет переключить внимание на результат и условия выполнения
действия.

2. Меняется роль сознания. Автоматизированное управление движения­
ми при навыке не означает их неосознанность. Освобождаясь от участия в
контроле за выполнением каждого отдельного движения в сложном двига­
тельном акте, сознание меняет свою роль. Оно выполняет пусковую, кон­
тролирующую и регулирующую роль.

3. Улучшается координация движения, что создает условия для более эф­
фективного решения двигательной задачи.

4. Увеличивается значение мышечного чувства и изменяется роль зритель­
ного контроля.

Значение двигательных навыков:

повышается надежность и стабильность технического выполнения уп­
ражнения.
Даже при значительной степени утомления выполняется с доста­
точной четкостью;

• экономятся психические силы, т.к. участие сознания незначительно;

• экономятся физические силы в связи с более координированной де­
ятельностью органов и систем;

• улучшается результат действия, сокращается время, необходимое для
подготовки к действию и его выполнению.

К. Ушинский отмечал, что если бы человек не имел способности к на­выку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, за­держиваемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед.

Двигательные навыки занимают большое место в жизни человека, как одна из сторон его готовности к деятельности — трудовой, военной, спор­тивной и в повседневной жизни. Чем больше запас навыков, тем разносто­роннее и эффективнее будет деятельность.

По мере формирования навыка появляется возможность строить раз­личные варианты двигательного акта, сохраняя основу техники.

Спортивная деятельность тесно связана с формированием так называе­мых умений высшего порядка, то есть умения применять приобретенный навык в различных условиях, умения выбрать для каждого случая наилуч­шие варианты двигательного действия, которые позволили бы наиболее ус-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 171



ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ




пешно решить двигательную задачу.

Взаимодействие двигательных навыков. Накопление двигательного опыта — основа обучения в физическом воспитании. Люди, имеющие большой дви­гательный опыт, легче усваивают новые движения, у них быстрее протека­ет процесс формирования новых навыков. Такое взаимодействие навыков, когда ранее усвоенные двигательные действия содействуют более быстрому усвоению новых, носит название "положительный перенос навыков". Приме­ры: а) метание малого мяча — метание копья (на начальном этапе); б) езда на велосипеде — управление мотоциклом; в) акробатические прыжки — прыжки в воду.

Положительный перенос навыков будет появляться тем в большей степени, чем больше сходства между структурой изучаемых двигательных действий. Причем сходство это должно быть, прежде всего, в основном ме­ханизме движений (подъем верхом—вперед, разгибом на перекладине и брусьях).

Учитывая положительное взаимодействие навыков, целесообразной по­следовательностью обучения будет такая, при которой в наиболее полной мере используются явления положительного переноса навыков (кувырок вперед — сальто вперед в группировке, метание малых камней — метание копья и т.д.).

Еще один пример — в лыжном спорте рекомендуется обучение передви­жению на лыжах начинать с двухшажного попеременного хода, так как он содержится во всех остальных способах передвижения. Затем осваивают од­новременный бесшажный ход, который также включается как составной элемент во все остальные способы ходьбы на лыжах, а уж затем одновре­менный двухшажный, попеременный четырехшажный и одновременный трехшажный.

При построении последовательности обучения двигательным действи­ям всегда следует помнить, что положительный перенос наиболее сильно проявляется на начальных этапах обучения. В дальнейшем перенос стано­вится более избирательным, причем положительный эффект может перей­ти в свою противоположность. Например, навык в метании малого мяча по­могает при усвоении метания копья, но в дальнейшем во время отработки деталей техники может мешать, поскольку эти детали имеют отличия от аналогичных деталей техники метания мяча, которые прочно закреплены и в силу этого доминируют.

Наряду с положительным переносом навыков в практике работы по физическому воспитанию имеют место и такие явления, когда ранее усво­енные навыки не помогают, а наоборот, тормозят процесс усвоения новых движений. Такое взаимодействие навыков известно под названием "отри-

Наиболее частое проявление интерференции навыков в тех случаях, когда в структуре двигательных актов имеется сходство в начальных фазах и финале усваиваемых двигательных действий и существенные различия в главных фазах изучаемых движений

171


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 172



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

цательный перенос навыков " или "интерференция навыков ".

Например: а) прыжок в высоту — барьерный бег; б) плавание на боку — нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; в) подъ­ем завесом — подъем верхом.

Если поочередно формировать такие навыки, то может происходить произвольное переключение с одного действия на другое — с нового на ра­нее изученное, сходное с ним в начальных фазах. Нервная система всегда стремится осуществлять свою деятельность более экономичным путем. Причем, как показали исследования И. Павлова и его учеников, для нерв­ной системы легче привычная деятельность, чем новая, даже если она и бо-

При взаимодействии "конкурирующих" навыков следует ожидать нарушение того из них, который менее прочно закреплен, если степень прочности одинаковая, на­рушается тот, структура которого более сложна




лее простая.

Как же бороться с этим нежелательным явлением?

Прежде всего при планировании учебного материала следует избегать одновременного изучения конкурирующих навыков, предлагать их в таком чередовании, при котором отрицательное явление будет менее выражено (подъем верхом — подъем завесом). Приступить к изучению одного из кон­курирующих навыков следует только после того, как предыдущий достаточ­но хорошо усвоен и внимание занимающихся может быть сосредоточено на дифференцировке конкурирующих навыков.

Весьма важное значение для повышения эффективности обучения име­ет решение вопроса о переносе навыков при овладении так называемыми односторонними движениями — метание одной рукой, акробатические уп­ражнения, соскоки со снарядов, прыжки в воду и т.п.

В ряде видов спорта эти двигательные действия осваиваются только в одну сторону, сюда относятся прежде всего действия, рассчитанные на максимальное проявление физических сил (метания, прыжки в высоту и т.д.), а также упражнения, отличающиеся особо сложной техникой вы­полнения (сальто прогнувшись с поворотом на 720°, диамидовский пово­рот на брусьях, метание копья, диска и т.д.). Но в ряде видов спорта при­ходится осваивать односторонние движения в обе стороны — борьба, бокс, волейбол, баскетбол, футбол, упражнения с булавами и.т.д. Совер­шенное владение односторонними движениями в обе стороны позволяет добиваться большего успеха в соревновательной борьбе во многих видах спорта.

Дальнейшее изучение вопроса о целесообразности обучения в обе сто­роны, а также выяснение вопроса о взаимодействии навыков, выполняемых в одну сторону, на действия, выполняемые в другую сторону, имеет боль­шое значение для повышения эффективности процесса обучения в физиче­ском воспитании.

Прямого переноса в процессе обучения односторонним движениям, по-видимому, нет. Результаты проведенных исследований позволяют гово-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 173



ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ




рить о наличии смыслового переноса (умеющий писать правой рукой напи­шет, правда, с трудом и левой рукой), по-видимому, имеет место перенос ритма движения, некоторых фаз движений, которые являются одинаковы­ми для обоих действий.

Необходимо отметить, что чем сложнее двигательный акт, тем в мень­шей мере можно надеяться на положительное взаимодействие двигательных навыков.

К явлению, именуемому "перенос навыков" относят и влияние врож­денных автоматизмов. В одних случаях они помогают процессу обучения, в других оказывают тормозящее воздействие.

Врожденная перекрестная координация составляет основу ходьбы, бега и некоторых других действий. Определяя последовательность обучения, нужно, видимо, стремиться использовать положительные предпосылки, со­здаваемые унаследованными координациями. Например, обучение передви­жению на лыжах следует начинать с попеременного хода, а не с одновре­менного.

Закономерности формирования двигательных навыков. Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным физиологиче­ским закономерностям.

Знание их дает возможность преподавателю управлять процессом обу­чения.

Вся деятельность человека, в том числе и овладение двигательными на­выками, протекает по принципу взаимосвязи условных рефлексов и дина­мических стереотипов с безусловными рефлексами.

Формирование двигательного навыка проходит три фазы, каждая из ко­торых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регулятор-ными особенностями, особенностями обучения.

Первая фаза. Физиологические особенности: широкая иррадиация про­цессов возбуждения в коре головного мозга. Биомеханические особенности: нейтрализация реактивных сил, излишняя мышечная фиксация, неточность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий; отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм. Регуляторные особенности: активное участие в управлении движениями высших отделов центральной нервной системы, управление движениями по внешнему коль­цу на основе зрительных ощущений. Особенности обучения: облегченные ус­ловия сочетаются с усложненными, в соотношении 3:2.

Вторая фаза. Физиологические особенности: развитие процессов тормо­жения и постепенная концентрация возбуждения, уравновешивание про­цессов возбуждения и торможения. Биомеханические особенности: уменьше­ние мышечной фиксации и скованности движений, незначительное использование при выполнении движения реактивных сил, улучшение ко­ординации движений отдельных звеньев тела по величине усилий и ампли­туде, сохранение постоянного ритма, темпа и величины усилий, естествен­ность, плавность и пластичность движений, но все еще слабая устойчивость к помехам (нагрузка, эмоциональное напряжение, стрессы и т.д.) Регуля­торные особенности: передача управления деталями движений в ниже лежа-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 174



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

щие уровни управления; не постоянный, а периодический контроль созна­ния над выполнением движения. Особенности обучения: облегченные усло­вия сочетаются с усложненными в соотношении 2:3, по своему характеру обучение приближается к соревновательным условиям.

Третья фаза. Физиологические особенности: стабилизация процесса воз­буждения и четкое согласование процессов возбуждения и торможения. Био­механические особенности: отсутствие мышечного напряжения, скованности движений, максимальное использование при выполнении движения реак­тивных сил, массы биозвеньев и всего тела, точное согласование движе­ний между отдельными звеньями тела. Движения выполняются четко и непринужденно, с оптимальной дозировкой усилий, амплитуды, темпа и ритма. Структура движений сохраняется при больших нагрузках и поме­хах. Регуляторные особенности: точное распределение функций отделов центральной нервной системы; контроль сознания преимущественно над смысловой частью (целью) движения, а за его деталями — лежащих ниже отделов (Бернштейн, 1947; Мазниченко, 1984; и др.). Особенности обучения: упражнения выполняются в соответствии с требованиями правил соревнований, нередко — в экстремальных условиях. Облегченные условия сочетаются с усложненными в соотношении 1:3 (Болобан, 1990).




Предпосылки успешного освоения двигательных действий. Пер­вая предпосылка — физическая подготовленность обучаемого к разучиванию действий, которые требуют проявлений тех или иных двигательных качеств (скоростно-силовых, выносливости, гибкости и т.д.).

Научиться лазанию по канату, делать шпагат, принимать мяч в игре можно только при условии достаточного уровня развития силы, быстроты, гибкости, ловкости и т.п.

Достигнутый к началу разучивания действия уровень развития необходи­мых двигательных качеств контролируют посредством тестовых упражнений.

Вторая предпосылка — наличие двигательного опыта. Чем богаче фонд приобретенных ранее двигательных умений и навыков, тем быстрее и без особых затруднений будет осуществляться обучение новому двигательному действию, так как занимающийся будет иметь возможность опираться на предыдущий двигательный опыт. Двигательные представления формируют­ся по мере накопления двигательного опыта и фиксируются в долговремен­ной памяти.

Если двигательный опыт обучаемого недостаточен, то преподаватель должен предложить такие подводящие упражнения, которые, будучи до­ступны обучаемому, позволят сформировать необходимые представления о двигательном действии.

Третья предпосылка — психическая готовность. Ее ядром является мо­тивация учебной деятельности и установка на последовательное решение


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 175





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.