КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика физических качеств 2 страница
Поэтому на данном этапе обучения должны широко применяться средства срочной информации о параметрах движений и ориентиры, позволяющие получать объективную оценку качества выполнения движения. На заключительном этапе обучения ведущей становится целостная оценка всех OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 186 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ качественных сторон действия в реальных условиях его применения. Оцениваются следующие показатели: а) степень автоматизированности управления движением (при сосредо б) устойчивость навыка к утомлению — количество повторений в кон в) устойчивость навыка к эмоциональным сдвигам, вариативность дей г) эффективность техники действия — попадания, результаты, точность Контроль за усвоением техники. Педагогический контроль в процессе обучения физическим упражнениям — деятельность педагога и занимающихся, направленная на получение информации в ходе формирования двигательных умений и навыков, которая может быть использована для управления процессом обучения. Правильно организованный педагогический контроль позволяет: 1. Проверить правильность и уровень усвоения знаний, умений и на 2. Путем сравнения показанного результата (в килограммах, метрах или Оценка путем сравнения с "образцом" пригодна как для начинающих, так и для спортсменов высокой квалификации. Оценка путем сравнения техники выполнения упражнения одного занимающегося с другим применяется чаще всего с целью стимулировать интерес к занятиям и косвенно качественное выполнение упражнения, поскольку она становится конкурсной оценкой. Другими словами, в процесс обучения вносится элемент сравнения — кто лучше? Для выяснения успехов и неудач занимающихся в процессе обучения физическим упражнениям необходима тщательная и повседневная оценка их успеваемости. Обязанности преподавателя не ограничиваются умением быстро и правильно анализировать успехи учащихся и находить способы исправления недостатков. Он должен научить самих занимающихся анализировать свои ошибки и достижения. Однако на их умение разбираться в своих достижениях и неудачах следует полагаться с осторожностью. Занимающиеся, которые полностью предоставлены сами себе, не всегда могут критически отнестись к своей деятельности и будут допускать ошибки там, где их можно было избежать, если бы они руководствовались советами преподавателя. Одна из мер воспитания чувства самокритики заключается в том, чтобы побуждать занимающихся взаимно оценивать свои успехи, исправлять ошибки друг друга, коллективно обсуждать результаты "прикидок", соревнований. Одобрение или неодобрение в процессе обучения играют важное зна- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 187 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ чение. Преподаватель говорит "хорошо", "правильно", "так" или "плохо", "неправильно", "не так" и объясняет, что считается хорошим или плохим, правильным или неправильным или почему так, а не иначе. Одобрение часто бывает шаблонным, преподаватель, не мотивируя своей оценки, говорит "хорошо", и все же такая оценка имеет положительное значение, так как подтверждает правильность действий занимающихся. Отрицательное же мнение преподавателя должно обязательно мотивироваться, так как неодобрение без соответствующего обоснования вследствие своей неопределенности не будет давать желаемого результата. Поэтому всегда следует отметить, что именно было неправильным и почему. Если преподаватель, сделав замечание всем, оставляет без оценки работу отдельных учащихся, то это действует на них отрицательно. Они в таком случае рассматривают категории "без оценки" как немотивированную отрицательную оценку и нежелание преподавателя помочь им в работе. Оценка успеваемости учеников должна формулироваться в таких выражениях, чтобы она служила средством воспитания у учащихся уверенности в своих силах. Уверенность позволяет правильно определить свои возможности, проявлять активность, настойчивость в освоении учебного материала, а порой и решительность при выполнении опасных упражнений. Отмечая успехи, а тем более недостатки своих учеников, преподаватель ни в коем случае не должен касаться их личности, а тем более физических недостатков, которые тормозят овладение тем или иным физическим упражнением. Замечания делаются с учетом двигательного опыта и знаний учеников, в противном случае из-за своей специфичности они не будут доходчивыми. При групповом выполнении упражнений замечания, особенно индивидуальные, рекомендуется делать кратко и лишь в случае особой необходимости прибегать к многословным пояснениям, иначе урок придется часто прерывать, что снижает плотность занятия. Таким образом, педагог и ученик получают информацию, позволяющую выявлять двигательные ошибки и своевременно принимать меры по их устранению. Главный источник информации для педагога — наблюдение, а для ученика — самоконтроль. Самоконтроль должен быть планомерным, осмысленным и целенаправленным процессом, в ходе которого решаются совершенно конкретные задачи. Чтобы самоконтроль был достаточно эффективным, занимающийся должен знать — что наблюдать, как и зачем. И чем лучше он знает это, тем точнее оценивает, дифференцируя свои действия Что занимающийся может контролировать? Что может быть объектом самонаблюдения? Главным можно считать следующее: 1. Общий характер выполнения упражнения (оценки легкости, слитно 2. Оценка кинематических характеристик движения (положение, путь, 3. Оценка динамических характеристик (величина усилий, напряжен- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 188 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ ность и т.д.). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________ 1. Раскрыть теорию обучения двигательным действиям и пути ее развития. 2. Охарактеризовать теорию построения и управления движениями Н.А. Берн- 3. Дать характеристику двигательных умений. 4. Кратко охарактеризовать понятие "автоматизированное управление движения 5. Описать фазы формирования двигательного навыка. 6. Назвать этапы обучения двигательным действиям и цель на каждом этапе. 7. Что является сигналом для прекращения повторения упражнения и предоставле 8. Что является основой методики обучения двигательным действиям на этапе уг 9. Описать методы идеомоторной тренировки, имитационный, сенсорного ориен
10. Какими основными способами осуществляется чередование нагрузки и отдыха на 11. Охарактеризовать особенность использования метода слова и показа на этапе 12. Определить цель и задачи этапа совершенствования двигательного навыка. 13. Какова роль срочной информации на этапе углубленного разучивания и совершен
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Проявление физических качеств в двигательной деятельности человека. В повседневной жизни, на производстве и практически во всех видах спорта важной предпосылкой эффективной деятельности являются физические возможности человека. Так, из трех важнейших проблем, которые связаны с подготовкой человека к космическим полетам: перенесение больших перегрузок организма, способность к работе в условиях невесомости, защита от радиации — две первые решаются в значительной мере с помощью специальной физической подготовки (Коробков, 1983). Физическая подготовка — это методически грамотно организованный процесс двигательной деятельности человека для оптимального развития его физических качеств. Термин "качество" отображает двигательные возможности человека и предполагает наличие в качествах задатков, которыми люди наделены от природы, к их проявлению в двигательной деятельности. Исходя из этого, можно дать следующее определение физических качеств. Физические качества - это развитые в процессе воспитания и целенаправленной подготовки двигательные задатки человека, которые определяют возможность и успешность выполнения им определенной двигательной деятельности Например, для преодоления большого внешнего сопротивления нужна, прежде всего, соответствующая мышечная сила; для преодоления короткого расстояния за возможно меньший отрезок времени — быстрота; для продолжительного и эффективного выполнения какой-то физической работы — выносливость; для выполнения движений с большой амплитудой необходима гибкость; для рациональной перестройки двигательной деятельности в соответствии с изменением условий окружающей среды, в которых она проходит, необходима ловкость, а для сохранения рационального положения тела нужна координация. Особенно большое значение физические качества имеют в соревновательной деятельности. Многочисленные данные спортивно-педагогических и медико-биологических наук позволяют сегодня разрабатывать эффективную методику развития физических качеств с учетом половых и возрастных особенностей людей. Знание психологических, физиологических и биохимических предпосылок дифференцированного и комплексного проявления физических
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРЕНОС ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С одного физического качества на другое С одного физического упражнения на другое С одной группы мышц на другую
Отрицательный Положительный Рис. 9.1. Схема переноса физических качеств качеств — важная составная часть профессиональной подготовки специалиста по физической культуре, что дает возможность методически грамотно определять педагогические задачи, обоснованно подбирать физические упражнения, рационально регулировать нагрузку и отдых в процессе занятий. "Перенос" физических качеств. В теории физического воспитания и спорта, медико-биологической литературе и спортивно-педагогической практике сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость рассматриваются, преимущественно, как отдельные двигательные качества. И это в значительной мере оправданно как с точки зрения изучения физических качеств человека, так и с точки зрения целенаправленного их развития в занятиях физическими упражнениями. Вместе с тем есть достаточно оснований утверждать, что между физическими качествами существует сложная диалектическая взаимосвязь, которая изменяется в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности человека. В спортивной литературе явление взаимосвязи между физическими качествами принято называть "переносом". Различают три вида переноса (рис. 9.1). Первый состоит в положительном или отрицательном взаимодействии отдельных физических качеств между собою. Так, на начальных этапах тренировки возрастание максимальной силы положительно влияет на проявление скорости в циклических движениях. При развитии гибкости увеличивается не только подвижность в суставах, но и сила мышц, которые поддаются растягиванию (Алтер, 2001; и др.). Развитие общей выносливости (в определенных границах) ведет к повышению специальной выносливости, которая, в свою очередь, оказывает содействие увеличению силы мышц. В то же время у спринтеров высокой квалификации может наблюдаться даже обратная связь, то есть прирост силы (вследствие тренировки с отягощениями) может отрицательно сказаться на скорости бега. Еще ярче обратная связь проявляется между максимальной силой и общей выносливостью. Второй вид переноса состоит в том, что определенное физическое качество, которое развито с помощью одних упражнений, переносится (положительно сказывается) на выполнение других физических упражнений, производственных и бытовых действий. Например, сила, которая развита с 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 1 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ помощью упражнений с отягощением, может способствовать улучшению результатов в толкании ядра или в работе грузчика; выносливость, которая развита в беге, будет оказывать содействие улучшению результатов в лыжных гонках и т.п. (Зациорский, 1970; и др.). Третий вид переноса — перекрестный. Morgan с соавторами (1971) установили, что выносливость тренированной ноги почти на 45 % переносится на нетренированную. При продолжительной тренировке одной (правой или левой) стороны тела наблюдается увеличение силы мышц симметричной нетренированной стороны. Но с возрастанием тренированности и увеличением продолжительности занятий эффект переноса снижается. В онтогенезе человека наиболее тесная положительная взаимосвязь между физическими качествами приходится на детский и подростковый возраст. По достижении половой зрелости она уменьшается, а с полным биологическим развитием может приобретать отрицательный характер. Характер взаимосвязи между физическими качествами зависит также от уровня физической подготовленности. Чем ниже уровень развития физических качеств, тем теснее положительная взаимосвязь между ними, и наоборот, чем выше уровень развития физических качеств, тем слабее положительные взаимосвязи и более возможно возникновение отрицательного переноса. Но широко известный факт, что подавляющее большинство выдающихся спортсменов имеют высокие спортивные результаты не только в избранном виде спорта, айв многих других, свидетельствует о том, что высокая физическая подготовленность, которая достигнута в процессе специализированной тренировки, имеет довольно широкий положительный перенос. Она в значительной мере оказывает содействие достижению хороших результатов в процессе производства, в быту и других видах двигательной деятельности. Вместе с тем совершенно очевидно, что прямой зависимости между общим уровнем развития физических качеств и результативностью в специфических видах двигательной деятельности не существует. Именно этим обосновывается система специальной физической подготовки в спорте и профессионально-прикладном физическом воспитании. Характеристика понятия "методика". Относительно развития двигательных качеств, понятие "методика" означает рациональное применение соответствующих физических упражнений и адекватных методов их выполнения с целью эффективного решения конкретной педагогической задачи в отдельном занятии и системе смежных занятий. Методика развития соответствующего физического качества должна предусматривать по возможности точные указания относительно выполнения в определенной последовательности системы основных операций, которые способствуют положительному решению поставленной задачи. Принципиальная схема построения алгоритма методики развития физических качеств должна включать ряд операций: 1. Постановка педагогической задачи. На основе анализа состояния физической подготовленности конкретного человека, или группы людей следует определить, какое именно физическое качество и до какаго уровня необходимо развивать. 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 1 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 2. Отбор наиболее эффективных физических упражнений для решения 3. Отбор адекватных методов упражнения. 4. Определение места упражнений в отдельном занятии и в системе 5. Определение продолжительности периода развития определенного 6. Определение общей величины тренировочных нагрузок и их дина
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |