Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика физических качеств 2 страница




Поэтому на данном этапе обучения должны широко применяться сред­ства срочной информации о параметрах движений и ориентиры, позволяю­щие получать объективную оценку качества выполнения движения. На за­ключительном этапе обучения ведущей становится целостная оценка всех


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 186





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

качественных сторон действия в реальных условиях его применения. Оцениваются следующие показатели:

а) степень автоматизированности управления движением (при сосредо­
точении внимания на исполнении и при отвлечении его);

б) устойчивость навыка к утомлению — количество повторений в кон­
це занятий;

в) устойчивость навыка к эмоциональным сдвигам, вариативность дей­
ствия — необычные условия, соревнования;

г) эффективность техники действия — попадания, результаты, точность
ударов, уколов.

Контроль за усвоением техники. Педагогический контроль в процессе обучения физическим упражнениям — деятельность педагога и занимаю­щихся, направленная на получение информации в ходе формирования дви­гательных умений и навыков, которая может быть использована для управ­ления процессом обучения.

Правильно организованный педагогический контроль позволяет:

1. Проверить правильность и уровень усвоения знаний, умений и на­
выков.

2. Путем сравнения показанного результата (в килограммах, метрах или
секундах) с нормой, с рекордом, с запланированным результатом позволя­
ет судить об эффективности усвоения техники для решения двигательной
задачи и методики обучения.

Оценка путем сравнения с "образцом" пригодна как для начинающих, так и для спортсменов высокой квалификации.

Оценка путем сравнения техники выполнения упражнения одного за­нимающегося с другим применяется чаще всего с целью стимулировать ин­терес к занятиям и косвенно качественное выполнение упражнения, по­скольку она становится конкурсной оценкой. Другими словами, в процесс обучения вносится элемент сравнения — кто лучше?

Для выяснения успехов и неудач занимающихся в процессе обучения физическим упражнениям необходима тщательная и повседневная оценка их успеваемости.

Обязанности преподавателя не ограничиваются умением быстро и правильно анализировать успехи учащихся и находить способы исправле­ния недостатков. Он должен научить самих занимающихся анализировать свои ошибки и достижения. Однако на их умение разбираться в своих до­стижениях и неудачах следует полагаться с осторожностью. Занимающие­ся, которые полностью предоставлены сами себе, не всегда могут крити­чески отнестись к своей деятельности и будут допускать ошибки там, где их можно было избежать, если бы они руководствовались советами препо­давателя.

Одна из мер воспитания чувства самокритики заключается в том, что­бы побуждать занимающихся взаимно оценивать свои успехи, исправлять ошибки друг друга, коллективно обсуждать результаты "прикидок", сорев­нований.

Одобрение или неодобрение в процессе обучения играют важное зна-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 187



ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ




чение. Преподаватель говорит "хорошо", "правильно", "так" или "плохо", "неправильно", "не так" и объясняет, что считается хорошим или плохим, правильным или неправильным или почему так, а не иначе.

Одобрение часто бывает шаблонным, преподаватель, не мотивируя сво­ей оценки, говорит "хорошо", и все же такая оценка имеет положительное значение, так как подтверждает правильность действий занимающихся.

Отрицательное же мнение преподавателя должно обязательно мотиви­роваться, так как неодобрение без соответствующего обоснования вследст­вие своей неопределенности не будет давать желаемого результата. Поэто­му всегда следует отметить, что именно было неправильным и почему.

Если преподаватель, сделав замечание всем, оставляет без оценки рабо­ту отдельных учащихся, то это действует на них отрицательно. Они в таком случае рассматривают категории "без оценки" как немотивированную отри­цательную оценку и нежелание преподавателя помочь им в работе.

Оценка успеваемости учеников должна формулироваться в таких выра­жениях, чтобы она служила средством воспитания у учащихся уверенности в своих силах. Уверенность позволяет правильно определить свои возмож­ности, проявлять активность, настойчивость в освоении учебного материа­ла, а порой и решительность при выполнении опасных упражнений.

Отмечая успехи, а тем более недостатки своих учеников, преподаватель ни в коем случае не должен касаться их личности, а тем более физических недостатков, которые тормозят овладение тем или иным физическим уп­ражнением.

Замечания делаются с учетом двигательного опыта и знаний учеников, в противном случае из-за своей специфичности они не будут доходчивыми.

При групповом выполнении упражнений замечания, особенно индиви­дуальные, рекомендуется делать кратко и лишь в случае особой необходи­мости прибегать к многословным пояснениям, иначе урок придется часто прерывать, что снижает плотность занятия.

Таким образом, педагог и ученик получают информацию, позволяю­щую выявлять двигательные ошибки и своевременно принимать меры по их устранению. Главный источник информации для педагога — наблюдение, а для ученика — самоконтроль.

Самоконтроль должен быть планомерным, осмысленным и целена­правленным процессом, в ходе которого решаются совершенно конкретные задачи.

Чтобы самоконтроль был достаточно эффективным, занимающийся должен знать — что наблюдать, как и зачем. И чем лучше он знает это, тем точнее оценивает, дифференцируя свои действия

Что занимающийся может контролировать? Что может быть объектом самонаблюдения? Главным можно считать следующее:

1. Общий характер выполнения упражнения (оценки легкости, слитно­
сти, согласованности частей действий, результативность).

2. Оценка кинематических характеристик движения (положение, путь,
ритм, скорость, точность).

3. Оценка динамических характеристик (величина усилий, напряжен-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 188





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ность и т.д.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________

1. Раскрыть теорию обучения двигательным действиям и пути ее развития.

2. Охарактеризовать теорию построения и управления движениями Н.А. Берн-
штейна.

3. Дать характеристику двигательных умений.

4. Кратко охарактеризовать понятие "автоматизированное управление движения­
ми" в процессе формирования двигательного навыка.

5. Описать фазы формирования двигательного навыка.

6. Назвать этапы обучения двигательным действиям и цель на каждом этапе.

7. Что является сигналом для прекращения повторения упражнения и предоставле­
ния интервала для отдыха на этапе начального разучивания?

8. Что является основой методики обучения двигательным действиям на этапе уг­
лубленного разучивания?

9. Описать методы идеомоторной тренировки, имитационный, сенсорного ориен­
тирования, используемые в процессе обучения двигательным действиям.

 

10. Какими основными способами осуществляется чередование нагрузки и отдыха на
этапе углубленного разучивания?

11. Охарактеризовать особенность использования метода слова и показа на этапе
углубленного разучивания.

12. Определить цель и задачи этапа совершенствования двигательного навыка.

13. Какова роль срочной информации на этапе углубленного разучивания и совершен­
ствования?



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




Проявление физических качеств в двигательной деятельности че­ловека. В повседневной жизни, на производстве и практически во всех ви­дах спорта важной предпосылкой эффективной деятельности являются фи­зические возможности человека. Так, из трех важнейших проблем, которые связаны с подготовкой человека к космическим полетам: перенесение боль­ших перегрузок организма, способность к работе в условиях невесомости, защита от радиации — две первые решаются в значительной мере с помо­щью специальной физической подготовки (Коробков, 1983). Физическая подготовка — это методически грамотно организованный процесс двига­тельной деятельности человека для оптимального развития его физических качеств. Термин "качество" отображает двигательные возможности челове­ка и предполагает наличие в качествах задатков, которыми люди наделены от природы, к их проявлению в двигательной деятельности. Исходя из это­го, можно дать следующее определение физических качеств.

Физические качества - это развитые в процессе воспитания и целенаправлен­ной подготовки двигательные задатки человека, которые определяют возмож­ность и успешность выполнения им определенной двигательной деятельности

Например, для преодоления большого внешнего сопротивления нужна, прежде всего, соответствующая мышечная сила; для преодоления коротко­го расстояния за возможно меньший отрезок времени — быстрота; для про­должительного и эффективного выполнения какой-то физической работы — выносливость; для выполнения движений с большой амплитудой необходи­ма гибкость; для рациональной перестройки двигательной деятельности в соответствии с изменением условий окружающей среды, в которых она про­ходит, необходима ловкость, а для сохранения рационального положения тела нужна координация. Особенно большое значение физические качества имеют в соревновательной деятельности.

Многочисленные данные спортивно-педагогических и медико-биоло­гических наук позволяют сегодня разрабатывать эффективную методику развития физических качеств с учетом половых и возрастных особенностей людей. Знание психологических, физиологических и биохимических пред­посылок дифференцированного и комплексного проявления физических



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПЕРЕНОС ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ


С одного физического качества на другое


С одного физического упражнения на другое


С одной группы мышц на другую


 


Отрицательный


Положительный


Рис. 9.1. Схема переноса физических качеств




качеств — важная составная часть профессиональной подготовки специали­ста по физической культуре, что дает возможность методически грамотно определять педагогические задачи, обоснованно подбирать физические уп­ражнения, рационально регулировать нагрузку и отдых в процессе занятий.

"Перенос" физических качеств. В теории физического воспитания и спорта, медико-биологической литературе и спортивно-педагогической практике сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость рассматрива­ются, преимущественно, как отдельные двигательные качества. И это в зна­чительной мере оправданно как с точки зрения изучения физических ка­честв человека, так и с точки зрения целенаправленного их развития в занятиях физическими упражнениями. Вместе с тем есть достаточно осно­ваний утверждать, что между физическими качествами существует сложная диалектическая взаимосвязь, которая изменяется в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности человека.

В спортивной литературе явление взаимосвязи между физическими ка­чествами принято называть "переносом".

Различают три вида переноса (рис. 9.1).

Первый состоит в положительном или отрицательном взаимодействии отдельных физических качеств между собою. Так, на начальных этапах тре­нировки возрастание максимальной силы положительно влияет на проявле­ние скорости в циклических движениях.

При развитии гибкости увеличивается не только подвижность в суста­вах, но и сила мышц, которые поддаются растягиванию (Алтер, 2001; и др.). Развитие общей выносливости (в определенных границах) ведет к повыше­нию специальной выносливости, которая, в свою очередь, оказывает содей­ствие увеличению силы мышц. В то же время у спринтеров высокой квалификации может наблюдаться даже обратная связь, то есть прирост си­лы (вследствие тренировки с отягощениями) может отрицательно сказаться на скорости бега. Еще ярче обратная связь проявляется между максималь­ной силой и общей выносливостью.

Второй вид переноса состоит в том, что определенное физическое ка­чество, которое развито с помощью одних упражнений, переносится (поло­жительно сказывается) на выполнение других физических упражнений, производственных и бытовых действий. Например, сила, которая развита с


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 1

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




помощью упражнений с отягощением, может способствовать улучшению результатов в толкании ядра или в работе грузчика; выносливость, которая развита в беге, будет оказывать содействие улучшению результатов в лыж­ных гонках и т.п. (Зациорский, 1970; и др.).

Третий вид переноса — перекрестный. Morgan с соавторами (1971) уста­новили, что выносливость тренированной ноги почти на 45 % переносится на нетренированную. При продолжительной тренировке одной (правой или левой) стороны тела наблюдается увеличение силы мышц симметричной не­тренированной стороны. Но с возрастанием тренированности и увеличени­ем продолжительности занятий эффект переноса снижается.

В онтогенезе человека наиболее тесная положительная взаимосвязь между физическими качествами приходится на детский и подростковый воз­раст. По достижении половой зрелости она уменьшается, а с полным биоло­гическим развитием может приобретать отрицательный характер. Характер взаимосвязи между физическими качествами зависит также от уровня физи­ческой подготовленности. Чем ниже уровень развития физических качеств, тем теснее положительная взаимосвязь между ними, и наоборот, чем выше уровень развития физических качеств, тем слабее положительные взаимосвя­зи и более возможно возникновение отрицательного переноса.

Но широко известный факт, что подавляющее большинство выдаю­щихся спортсменов имеют высокие спортивные результаты не только в из­бранном виде спорта, айв многих других, свидетельствует о том, что вы­сокая физическая подготовленность, которая достигнута в процессе специализированной тренировки, имеет довольно широкий положитель­ный перенос. Она в значительной мере оказывает содействие достижению хороших результатов в процессе производства, в быту и других видах дви­гательной деятельности. Вместе с тем совершенно очевидно, что прямой зависимости между общим уровнем развития физических качеств и резуль­тативностью в специфических видах двигательной деятельности не сущест­вует. Именно этим обосновывается система специальной физической под­готовки в спорте и профессионально-прикладном физическом воспитании.

Характеристика понятия "методика". Относительно развития двигатель­ных качеств, понятие "методика" означает рациональное применение соот­ветствующих физических упражнений и адекватных методов их выполнения с целью эффективного решения конкретной педагогической задачи в от­дельном занятии и системе смежных занятий. Методика развития соответ­ствующего физического качества должна предусматривать по возможности точные указания относительно выполнения в определенной последователь­ности системы основных операций, которые способствуют положительному решению поставленной задачи.

Принципиальная схема построения алгоритма методики развития фи­зических качеств должна включать ряд операций:

1. Постановка педагогической задачи. На основе анализа состояния физической подготовленности конкретного человека, или группы людей следует определить, какое именно физическое качество и до какаго уровня необходимо развивать.


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 1




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

2. Отбор наиболее эффективных физических упражнений для решения
поставленной педагогической задачи в работе с конкретным контингентом
людей.

3. Отбор адекватных методов упражнения.

4. Определение места упражнений в отдельном занятии и в системе
смежных занятий в соответствии с закономерностями переноса физических
качеств.

5. Определение продолжительности периода развития определенного
физического качества, необходимого количества тренировочных занятий.

6. Определение общей величины тренировочных нагрузок и их дина­
мики в соответствии с закономерностями адаптации к тренировочным
воздействиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.