КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика физических качеств 1 страница
О О О О О О О О О О О О ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
нить его в целом, как оно есть. Если эти попытки оказываются удачными, то на этом цель первого этапа можно считать достигнутой — умение сформировано.
В тех случаях, когда эти попытки оказываются неудачными, или упражнения хотя и выполняются, но с ошибками, педагог должен определить причины возникновения ошибок и принять меры к их устранению.
Очень часто ошибки учеников обусловливаются отсутствием у них достаточного двигательного опыта, из которого они могли бы черпать готовые координации, необходимые для построения программы действия нового движения или их комбинации. Чаще всего это наблюдается при разучивании сложнокоординационных упражнений (прыжок с шестом, спортивные способы плавания, прыжок в высоту способом фос- бюри-флоп и т.п.), а также упражнений, состоящих из многих элементов и соединений (вольные упражнения, произвольные упражнения фигуристов, акробатов и т.п.). Для этого рекомендуется пользоваться методом обучения "по частям". Целостное упражнение делится на составляющие его элементы или части (такты), которые разучиваются отдельно и после усвоения постепенно слагаются в целое. Применение метода "по частям" при разучивании сложного упражнения: • облегчает решение занимающимися стоящей двигательной задачи • позволяет избежать появления, а в ряде случаев закрепления возни • позволяет экономить затраты физических и психических сил. Расчленение целостного действия на составляющие части может сопровождаться нарушениями его кинематической, ритмической и динамической структур. Поэтому расчленение сложного двигательного действия должно проводиться на основе анализа его техники так, чтобы при выполнении выделенных частей не нарушались количественные характеристики действия в целом. Пути объединения частей в целое могут быть разными. В процессе разучивания вольных упражнений или комбинаций на гимнастических снарядах можно идти по пути последовательного присоедине- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 178 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ ния одной части к другой (первый такт ко второму и т. д.). Или же при обучении сложным двигательным действиям осваивается основное звено техники, а уже к нему присоединяются разученные отдельные действия, относящиеся к подготовительной и заключительной фазам. Ошибки и пути их устранения. В процессе обучения физическим упражнениям, кроме управляющего воздействия преподавателя, направленного на создание представления о том, что нужно выполнить, и руководства этим процессом — определение последовательности, длительности, интенсивности, количества повторений в уроке, длительности и характера интервалов для отдыха, на занимающегося оказывают влияние и другие факторы (неблагоприятная внешняя среда, недостаточный двигательный опыт, режим труда и отдыха, физическая подготовленность, состояние здоровья и т.д.), поэтому разучиваемое упражнение не всегда выполняется сразу правильно, Ошибка - выполнение упражнения с отклонением от модели техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия а в ряде случаев не выполняется совсем, занимающийся допускает ошибки. Понятие "ошибка" динамично: то, что для мастера грубая ошибка, для новичка подчас мелкая, а то, что для мастера мелкая, для новичка вообще не ошибка. Поэтому, избавившись как-будто от ошибки, необходимость преодолеть ее в менее выраженных проявлениях в соответствии с возросшими требованиями к качеству выполнения упражнений остается. Однако не всякое отклонение установленного образа должно рассматриваться как ошибка. Нередко отклонения являются не чем иным как индивидуальными особенностями выполнения упражнения. Преподавателю следует быть осторожным, чтобы не принять эти отклонения за ошибки, особенно если учащиеся неуклонно продвигаются вперед и имеют хорошее спортивно-техническое достижение. При правильной методике обучения, при педантичном соблюдении методических принципов обучения, процесс овладения двигательными навыками должен совершаться без ошибок. Теория за это. Нет никаких оснований полагать, что ошибки обязательны и неизбежны. Такое утверждение позволило бы преподавателю и его ученикам снисходительно относиться к ошибкам. Однако ошибки в процессе овладения техникой упражнений возможны, особенно в начальном периоде формирования двигательных навыков. К ошибкам следует относить не только неправильное выполнение физического упражнения, но и в равной степени и те движения, которые по мере совершенствования двигательного навыка становятся малоэффективными. Поэтому в одних случаях это действительно будут ошибки, а в других под категорию ошибок попадут движения, требующие лишь дальнейшего улучшения. Самый правильный путь — это не допускать появления ошибок. Но если все же они появились — необходимо срочно принимать меры к их устранению. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 179 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Ошибки могут быть главными и второстепенными. Главные ошибки — ошибки, искажающие основной механизм движения. Например: низкий старт — быстрое поднимание головы, плавание кролем — сильный поворот туловища при входе влечет за собой аритмию движений ногами. Второстепенные ошибки — искаженные детали техники. Например: разведение ног, сгибание ног при выполнении упражнений на снарядах. Ошибки делятся на технические, тактические и фоновые. Технические связаны со структурой двигательного действия, тактические — со смысловой стороной действия. Фоновые ошибки, как правило, имеют эстетическое значение: ошибки позы, ошибки ритма, ошибки передвижений. Ошибки могут быть привычные и случайные. Ошибки могут быть в отдельных двигательных действиях и общие. В отдельных двигательных действиях — сгибание рук при выполнении подъема разгибом, общие — плохая осанка при ходьбе, при выполнении вольных упражнений и т.п. В процессе тренировки прежде всего следует избавляться от технических ошибок, затем от тактических и лишь потом заниматься фоновыми. Предлагаемая систематизация может помочь лучше разобраться в двигательных ошибках и путях их устранения (табл. 8.2). При устранении ошибок в первую очередь нужно ликвидировать главную ошибку. В ряде случаев устранение главной ошибки приводит к автоматическому исчезновению и ряда второстепенных. Нормирование нагрузки и отдыха. В процессе начального разучивания упражнения занимающиеся быстро устают, процесс же усвоения нового требует от них остроты восприятия, повышенного проявления двигательных качеств, поэтому в этот период нецелесообразно планировать большую нагрузку. Число повторений определяется возможностью улучшать технику выполнения в очередной попытке. Ухудшение координации движений, повторение со стереотипными ошибками является сигналом к прекращению выполнения упражнений или к увеличению длительности интервалов для отдыха. Кратковременные ациклические упражнения (состоящие из 1—2 элементов), а также относительно легкие по условиям могут в одной попытке повториться несколько раз (кувырки, стойка на лопатках и т.п.). Упражнения с циклической структурой (бег, плавание, гребля) повторяются в одном подходе многократно. Интервалы отдыха между подходами (сериями) должны иметь достаточную длительность, чтобы у занимающихся восстановились физические и психические силы и они почувствовали готовность к повторению упражнения. А.Н. Крестовников на основании проведенных исследований рекомендовал длительность перерывов в процессе обучения гимнастическим упражнениям в диапазоне 2—3 мин при ЧСС 90—100 удПмин"1. Интервалы между занятиями в процессе обучения не должны быть большими, чтобы сохранились следы от предыдущего занятия, чтобы не угасли еще нестойкие новые условные рефлексы. В.Д. Мазниченко (1984) в своих исследованиях установил, что длительные перерывы между занятия- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 180 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Основные причины ошибок и пути их устранения ТАБЛИЦА 8.2
ми задерживают процесс обучения. Обучение на этапе углубленного разучивания строится в соответствии с закономерностями совершенствования двигательного умения, перехода его в двигательный навык. Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит тончайшая специализация и упорядочение цент-рально-регуляторных нервных механизмов (концентрация возбуждений, развитие внутреннего торможения и др.), что позволяет точно регулировать движение. Ведущая роль в системе дифференциации при управлении движением переходит к двигательному анализатору (мышечное чувство). Выполняемые движения воспринимаются всеми органами чувств. При равенстве одаренности и двигательного опыта результаты обучения зависят от способности концентрации внимания на возникающих ощущениях и степени понимания изучаемого. В процессе выполнения упражнения контроль за соответствием их структуры решаемым двигательным задачам ведется чувственным аппара- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 181 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ том. Он реализуется за счет ощущений, возникающих в коже, мышцах, суставах, связках, во время выполнения упражнений, то есть кинестезических ощущений. Выделяют отдельные проявления кинестезической чувствительности: чувство пространства, снаряда, воды, времени, снега и т.д. Значение чувственного контроля возрастает по мере автоматизации движений, которое характеризуется тем, что человек может решить двигательную задачу без фиксации внимания на ее частях. Частными задачами обучения на этом этапе будут: 1. Уточнение техники двигательного действия по кинематическим, рит 2. Углубление и расширение созданного представления об изучаемых 3. Формирование навыка, то есть свободного и стабильного выполне 4. Создание предпосылок для вариативности реализации навыка. Все вышеперечисленные задачи решаются в процессе многократного повторения двигательного действия или его частей, в ходе которого постепенно автоматизируется управление элементами, соединениями и, наконец, двигательным действием в целом. К концу этого этапа функциональная система двигательного действия стабилизируется, устанавливается определенная системность протекания нервно-регуляторных процессов, образуется так называемый динамический стереотип. Ведущая роль в системе эффе-рентации при управлении движением переходит к двигательному анализатору — мышечному чувству. На этой стадии формирования навыка происходит тончайшая специализация и упорядочение рефлекторных связей, что позволяет тонко дифференцировать движения. Основой методики обучения на этом этапе является метод повторного выполнения целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники методом "по частям". После освоения основного варианта техники двигательного действия в привычных условиях полезно выполнять действие в усложненных и меняющихся условиях. Варьирование условий на этапе углубленного разучивания особенно желательно для тех действий, которые будут применяться непосредственно на соревнованиях по спортивным играм, борьбе, боксу, фехтованию и т.д. Больший дидактический эффект достигается, если: 1) вариативное повторение применяется в виде заданий, требующих от 2) вариативные повторения осуществляются не только в условиях об 3) вариативные повторения сопровождаются повышением интереса за OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 182 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ элементов, новым спарринг-партнером. По мере усвоения техники двигательного действия обучение приобретает индивидуализированный характер, с учетом особенностей строения тела, физической подготовленности, двигательной одаренности и т.п. Обучая двигательным действиям, рассчитанным на максимальное проявление физических (двигательных) качеств, на этом этапе целесообразно стимулировать возможно полную мобилизацию и проявление двигательных возможностей, широко применяя соревновательный и игровой методы физического воспитания. Особое значение на данном этапе приобретает идеомоторная тренировка. В сочетании с многократными выполнениями упражнения, она способствует уточнению движений, воспитанию уверенности. Основой метода идеомоторной тренировки являются специально вызываемые двигательные представления. Физиологической основой идеомоторного метода является закономерная связь между психическими и физиологическими процессами. Любые движения человека — это результат соответствия психических процессов и наоборот: любой психический процесс выражается (в той или иной мере) в движениях человека. Мысленное представление о данном движении автоматически порождает в соответствующих мышцах сокращения и расслабления. Следовательно, представление движений приводит к возникновению тех же физиологических процессов, которые характерны для движений. Идеомоторная тренировка дает возможность быстрее овладеть техникой физических упражнений, восстанавливать в сознании образ движений. Продолжительность идеомоторной тренировки — по 2—3 мин несколько раз в течение дня. Имитационный метод выполнения упражнений дает возможность воспроизводить структуру упражнений в целом и "по частям" с помощью тренажеров (лыжероллеры и др.). На этом этапе большое значение имеет применение методов сенсорного (чувственного) ориентирования (выполнение с закрытыми и завязанными глазами; использование ориентиров, основанных на тактильной чувствительности, помощь преподавателя — для уточнения движения или исправления ошибок). Применяя эти методы нужно повышать требования к соблюдению заданных кинематических и динамических характеристик движения (длина шага, частота шагов, сила отталкивания или удара, скорость выполнения приемов в борьбе, амплитуда и т.п.). Метод слова в процессе углубленного разучивания применяют для сообщения детальных знаний о механизмах техники действия, анализа хода ее освоения, выявления ошибок, причин их возникновения и путей совершенствования движений. Для этого используют: детализированный рассказ, эвристическую беседу (с подведением занимающихся к самостоятельным выводам), обсуждение (разбор, отчеты), анализ, самоанализ, сопроводительные пояснения, указания, команды. Метод показа применяется для конкретизации двигательных пред- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 183 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ставлений. Применяются аналогичные методы демонстрации наглядных пособий, кинограмм, кинофильмов, выполнение учебных операций с моделями человеческого тела (зарисовки, схемы, модели, разборные фигуры и т.д.). По мере овладения двигательным действием, движения выполняются все с большей свободой, легкостью, с меньшей затратой сил и энергии, а это создает возможность увеличения числа повторений. Однако доводить занимающихся до крайних степеней утомления не рекомендуется, так как это может повлечь за собой появление ошибок и даже расстройство движений. Особенно тщательной дозировки и контроля требуют действия с циклической структурой. В тех случаях, когда в ходе занятия наблюдаются отклонения в технике выполнения циклического упражнения, дальнейшее выполнение его следует прекратить и предоставить занимающимся отдых для полного восстановления работоспособности и "угасания" возникших ошибок условно-рефлекторных связей. На этапе углубленного разучивания, как правило, применяется растянутое повторение — материал распределяется на относительно большом отрезке. При установлении частоты повторений и длительности интервалов отдыха необходимо учитывать, что работоспособность организма бывает выше при коротких, но частых интервалах отдыха, чем при длительных, но редких. Поэтому, в частности, нежелательно сдваивание уроков физической культуры в школе. Оценивая сравнительную результативность существующих способов повторения, следует помнить, что растянутое повторение дает больший эффект при трудном учебном материале, упражнениях высокой интенсивности, легкий же материал целесообразно осваивать концентрированным повторением. Целью этапа совершенствования является формирование умения высшего порядка, то есть реализация сформированного навыка в условиях его практического применения на соревнованиях, в быту, в производственной и военной деятельности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие частные задачи: а) добиться надежного и вариативного выполнения двигательного дей б) завершить работу над индивидуализацией и перестройкой техники Основным методом выполнения упражнений на этом этапе обучения является целостный метод, с усложнением условий (выше, быстрее, тяжелее, дальше и т.д.), в новых соединениях с ранее усвоенными элементами борьбы за победу или первенство (игры, единоборства и т.д.) и в состоянии крайней степени утомления или стрессового состояния, с которыми зани- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 184 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ мающиеся сталкиваются на соревнованиях. Повторение усвоенных упражнений сопровождается постепенным увеличением их длительности и сокращением интервалов для отдыха. Вариативность двигательного действия на этом этапе достигается: 1. При усложнении внешних условий (разные места занятий, метеоро 2. Изменением физического и психического состояния занимающихся 3. Различными сочетаниями соединений элементов, что характерно для 4. Возрастающими физическими нагрузками (бег по песку, наклонной Применяются методы идеомоторной тренировки, сенсорного ориентирования, слова, показа, имитации. На данном этапе могут возникать ошибки в результате нарушения отдельных закономерностей процесса обучения: 1. Длительное выполнение двигательного действия с акцентом на от Устраняется это путем использования необходимых приемов с установкой на достижение результата, применения игровых и соревновательных ситуаций. 2. Нарушение соотношения стандартного и вариативного метода повто 3. Нарушение соответствия между отработкой двигательного навыка и Необходимо обеспечить гармоничное соединение совершенствования техники и развития двигательных качеств, определяющих его эффективность. В ряде случаев на этом этапе обучения возникает необходимость внесения корректив в технику, казалось бы, хорошо усвоенных двигательных действий. Это происходит в результате появления более рациональных форм техники двигательного действия, когда сформированный навык не соответствует возросшим физическим способностям или усвоенная техника оказалась несовершенной в результате неквалифицированного обучения. Частичная перестройка техники осуществляется постепенно, по мере улучшения физической подготовленности. Такая перестройка не сопровождается коренной его ломкой и не затрагивает основы техники. Перестройка же навыка при несовершенной технике представляет со- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 185 ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ бой сложную задачу, так как в этом случае необходимо разрушить образовавшийся динамический стереотип и сформировать новый или обучить новой технике. Необходимо заново пройти все этапы структуры обучения двигательным действиям. Такая перестройка часто сопровождается отрицательным переносом навыков, особенно в усложненных внешних условиях и при различных трудностях субъективного характера (стрессовое состояние, утомление). Количество и длительность интервалов для отдыха на этапе совершенствования зависит от стоящей задачи, степени владения техникой двигательного действия, уровня физической и психической готовности обучаемых. Определяя количество повторений и распределение их во времени, следует опираться на известное педагогическое положение, что процесс забывания начинается сразу же после прекращения систематических повторений. На этапе совершенствования целесообразно концентрированное повторение, когда объем учебного материала вкладывается в сравнительно сжатые сроки. При перестройке двигательных навыков, на первых этапах целесообразно пользоваться растянутым повторением, с тем чтобы к концу интервала для отдыха работоспособность занимающихся не только восстанавливалась, но сверхвосстанавливалась. Определяя количество повторений следует помнить, что на первых этапах обучения частота и количество повторений должны быть максимально допустимыми, а на этапе совершенствования может постепенно снижаться. Поскольку при формировании двигательного навыка создаются нервные связи, то требуются более частые повторения. Когда же эти связи становятся достаточно прочными, для их сохранения требуется меньше повторений. Периодических повторений в этом случае будет вполне достаточно для сохранения четкости навыка и для внесения в него частичных изменений, необходимых благодаря возросшему уровню физической подготовленности. Причем эти повторения скорее бывают необходимыми в меньшей мере для сохранения навыка, а в большей — для поддержания уровня развития соответствующих двигательных качеств. В процессе углубленного разучивания и совершенствования значение срочности и точности информации о качестве выполняемого движения возрастает, так как, во-первых, возможности преподавателя в оценке техники движений на глаз ограничены, причем его ощущения и представления нередко расходятся с ощущениями учеников. Во-вторых, отражения ощущений в сознании занимающегося происходит не сразу и не полностью. При этом может иметь место расхождение ощущений обучаемого с фактическими кинематическими и динамическими характеристиками.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |