КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управления двигательными действиями
Ведущая роль в управлении движениями принадлежит двигательному анализатору, а в этом процессе принимают участие зрительная, вестибулярная, слуховая, тактильная и другие сенсорные системы. Сигналы, поступающие от различных органов чувств, создают, по Н.А. Бернштейну, в результате аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга единый комплексный анализатор — "сенсорные синтезы". Известно, что человек может воспринимать ощущения нескольких органов чувств одновременно, если суммарный объем этих ощущений не превышает его возможностей. В управлении движениями выделяют два механизма — программный и кольцевой. В дальнейшем на этой основе А. Крестовниковым была заложена теория двигательного навыка в физическом воспитании. Теория условных рефлексов, объясняющая формирование двигательного навыка, имела ряд существенных недостатков: отсутствие замкнутого контура управления (принцип обратной связи), жесткая детерминированность системы и т.д. В то же время она раскрывала особенности обучения движениям, выполняемым по типу простых реакций, однако не может объяснить механизмы освоения движений, требующих текущих коррекций. Н. Бернштейн, развивая идеи И. Сеченова и И. Павлова, создал теорию построения движений и теорию биологической активности, наиболее полно раскрывающие закономерности управления двигательными действиями. Организм в данном случае рассматривается как активная целеустремленная система. При этом организующим началом двигательной деятельности человека является "модель потребного будущего". Согласно теории Н. Бернштейна (1947), любое двигательное действие реализуется многоуровневой системой управления. Каждый из пяти уровней построения движений имеет свою функцию и ориентацию. Высшие уровни выполняют роль ведущих, то есть регулирующих двигательный акт в целом, низшие — роль фоновых, то есть обеспечивающих решение отдельных задач построения движения, без затрагивания его смысла. Различается не менее пяти уровней управления. Высший уровень Е определяет целенаправленность движения, его смысл, например: преодолеть планку в прыжках в высоту. Уровень Д определяет пространственные и временные последовательности необходимых операций: шаги разбега, отталкивание и т.д. Уровень С управляет пространственными и временными характеристиками операций и действия в целом, т.е. регулирует усилия. Уровень В управляет мышечными координациями, согласуя работу OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 166
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |