КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И закономерности ее использования
O О О О О О О О О О О РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, возрастанию мощности работы сердца, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, мощности аппарата внешнего дыхания и выносливости дыхательных мышц, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Длительная и сравнительно умеренная работа создает достаточно хорошие условия для гармоничной и постепенной настройки на работу различных функций организма. Продолжительные нагрузки оказывают большое психологическое воздействие на занимающихся. Они содействуют воспитанию у них волевых качеств: настойчивости, упорства и др. Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренирующий эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений. Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и выполнение технических приемов в хоккее в течение каждого периода. Тренирующее воздействие на организм занимающихся при использовании переменного метода обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма регулируется за счет изменения режима работы и формы движений. Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специальной), расширение диапазона двигательного навыка, повышение координации движений, приобретение определенных тактических умений, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание волевых качеств. Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях. В циклических упражнениях нагрузки, главным образом, регулируются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. От варьирования скорости и длительности выполнения упражнения зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, в свою очередь, ведет к развитию аэробных или аэробно-анаэробных возможностей. В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений. Выделяют несколько вариантов переменного метода: 1) с ритмичным колебанием интенсивности — одинаковые периоды работы с повышенной интенсивностью чередуются с такими же периодами OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 127 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ работы пониженной интенсивности. Например, в беге на длинную дистанцию 3000 м: 500 м в 1/2 силы + 200 в 3/4 силы + 300 свободно и т.д. 2) с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышеч 3) с неритмичными колебаниями интенсивности, зависящими от решения Преимущества метода заключаются в том, что он исключает монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые, более высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их срабатывания, повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений в циклических упражнениях дает возможность совершенствовать двигательные качества и технику движения. Одни и те же движения, выполняемые с большой, а затем с малой скоростью, сопоставляются по принципу контраста. Это дает возможность четко различать мышечные ощущения, связанные с правильным, свободным выполнением движения и неправильным выполнением движения. Недостатком переменного метода является то, что он в какой-то степени "неточен", так как все основные компоненты (длина ускорения, скорость, продолжительность снижения скорости и т.п.) нагрузки в переменном методе планируются приблизительно, как правило, "по самочувствию", на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы также ведется. Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности Применение этого метода обеспечивает тренирующее воздействие на организм не только во время выполнения упражнения, а также благодаря суммации утомления организма человека от каждого повторения задания. Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 128 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Данный метод используется как в циклических так и ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75—95 % максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной — 95—100 %. Длительность упражнения также может быть разной. Например, в беге, гребле, плавании применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и др.). Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения. В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных качеств. На средних и длинных — скоростной выносливости. Передвижение с высокой интенсивностью — в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках — содействует развитию "чувства соревновательного темпа", совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом повторно-темповой тренировки. Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основном анаэробный, а на средних и длинных — смешанный, т.е. аэробно-анаэробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, метание) наряду с совершенствованием техники движений данный метод используется, главным образом, для развития силы и скоростно-силовых качеств. В практике повторный метод применяется в нескольких вариантах. Чаще всего используются такие: 1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью 2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью. Приме Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможности точной дозировки нагрузки, а также ее направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если все предыдущие методы главным образом действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и меньше на обмен веществ в мышцах, то повторный метод, в первую очередь, совершенствует мышечный обмен. Недостатком повторного метода является то, что он оказывает сильное воздействие на эндокринную и нервную системы. При работе с недостаточ- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 129 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ но подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закреплении неправильного двигательного навыка. Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они основываются на многократном повторении упражнения через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха Интервальный метод в настоящее время используется в беге, гребле, лыжных гонках, плавании, фигурном катании, спортивных играх, единоборствах и др. Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС к концу работы была 160—180 удПмин"1. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода (ПК) в течение первых 30 с увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим создаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120—140 уд □ мин"1, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Отдых может быть активным, либо пассивным, упражнения повторяются сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха ЧСС не становится ниже 120 уд □ мин"1. Общее число повторений упражнений при этом может быть от 10—20 до 20—30. Интервальный метод имеет ряд вариантов, в основе которых лежат различные сочетания составных компонентов нагрузки (длительности, интенсивности, количество упражнений и др.). Такое многообразие связано с решением конкретных задач, уровнем физической подготовленности, состояния здоровья занимающихся, вида и характера физических упражнений. Но сущность физиологического воздействия во всех этих вариантах интервального метода остается примерно одинаковой. По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода: 1) метод экстенсивного (неинтенсивного) интервального упражнения; 2) метод интенсивного интервального упражнения. Для экстенсивного интервального метода характерны следующие параметры нагрузки: OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 130 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ • интенсивность работы 50—60 % максимальной мощности в ацикличе • продолжительность однократной работы 45—90 с. Однако это не ис • интервалы отдыха могут быть от 45—90 с до 1—3 мин. Сигналом к • характер отдыха: активный — легкий бег трусцой, ходьба, свободное • число повторений упражнений подбирается с таким расчетом, чтобы Экстенсивный вариант интервального метода направлен на развитие аэробной производительности организма занимающихся. Применительно к видам спорта, характеризующимся преимущественно аэробным энергообеспечением, его можно рассматривать в качестве одного из методов развития специальной выносливости. Интенсивный интервальный метод характеризуется следующими параметрами нагрузки: • интенсивность работы — 80—95 % максимальной мощности в цикли • продолжительность однократной работы — от 30 с до 2 мин (чему со • интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уровня • количество повторений упражнений в одной серии — 3—4. Серии по Разновидностью интенсивного интервального метода является интервальный спринт. Он используется, главным образом, для повышения анаэробно-алактатных возможностей организма в легкоатлетическом беге, плавании, беге на коньках, лыжных гонках, гребле, спортивных играх и др. В данном случае параметры нагрузки могут быть следующими: • интенсивность работы близка к предельной — 95—100 % максималь • длительность работы — 8—15 с; OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 131 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ • число повторений упражнений в одной серии — 10—20; • интервал отдыха в каждой серии заполняется малоинтенсивными дви Количество всех серий в одном занятии 2—3, по мере развития тренированности может быть 6—8 и более. Интервал отдыха между сериями — 7—10 мин. Форма отдыха: ходьба, бег трусцой и пр. Например, спринтерская интервальная тренировка в беге на коньках с использованием неспецифических средств подготовки может строиться по следующей формуле: 15 с быстрого бега + 15 с бега трусцой + 15 с быстрого бега + 15 с бега трусцой и т.д. Упражнения повторяются непрерывно в течение 10—15 мин после первой серии — отдых 5 мин и еще одно повторение бега в течение 10—15 мин. В зависимости от характера повторяемых физических упражнений спринтерская интервальная тренировка может быть направлена на развитие силовых, скоростных и скоростно-силовых качеств. По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода: 1) с постепенным увеличением длительности работы; 2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражне 3) с чередованием длительности работы в каждой серии — к примеру, в По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнением упражнения можно выделить: 1) жесткий интервальный метод, когда используются очень короткие 2) облегченный (щадящий) интервальный метод, когда применяются Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение экономит время при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки и позволяет быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости, не опасаясь перетренироваться. Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости вскоре наступает адаптация к этому методу и снижается его эффективность. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 132 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Основу игрового метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным "сюжетом" (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть применен на материале любых физических упражнений (бег, прыжки, метания и т.д.), особенно при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических качеств человека. С его помощью решаются различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативы, самостоятельности, тактического мышления, совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характерен наличием взаимной обусловленности, поведения занимающихся, эмоциональностью, что, безусловно, содействует воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д. Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точного регулирования нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия. Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований Соревновательный метод применяется для воспитания физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше раз попадет в баскетбольное кольцо мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее попадет на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, классификационные состязания). Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных соревнованиях в определенных упражнениях — наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества, а также условия организации и проведения соревнований (определение победителя, поощрения достигнутых успехов и т.д.) содействуют мобилизации человека и создают приятные условия для максимального проявления физи- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 133 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ческих возможностей. Интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а, следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными. Следует иметь ввиду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство может содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к сопернику, зрителям и т.д.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, черезмерное честолюбие, грубость). Мало того, максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися при применении соревновательного метода, могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений. Именно поэтому эффективность соревновательного метода достигается за счет умелого использования его педагогом. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы, темперамента занимающихся и других факторов. Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью соревнующихся, главным образом, путем предварительного инструктирования. Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некоторые коррективы, но не всегда (правила соревнований в ряде видов спорта: бокс, борьба и другие вообще исключают такое вмешательство). Одним из ценных приемов соревновательного метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне кривой роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов. Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к выполнению другого, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу, закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг. Название такой тренировки — "круговая", чисто условное. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 134 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Выделяют несколько вариантов круговой тренировки: • Метод длительного непрерывного упражнения. Занятие проводится без • Метод экстенсивного интервального упражнения применяется для со • Метод интенсивного интервального упражнения рассчитан на совер • Метод повторного упражнения предлагается использовать для разви Для проведения круговой тренировки заранее составляется комплекс упражнений и определяются места, на которых будут выполняться упражнения ("станции"). На первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) в каждом упражнении при условии их правильного выполнения, а затем устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию. На последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест в каждом упражнении и сравнить полученные результаты с исходными. Средствами для круговой тренировки могут быть общеразвивающие упражнения и специальные, обьино технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических качеств и двигательных навыков. В комплекс, направленный на всестороннее физическое развитие, обычно включается не более 10—12 упражнений, в комплекс со специальной направленностью — не более 6—8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.). Для более четкой организации занятий целесообразно обозначить номера "станций" и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой "станции" специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения. Под максимальным тестом подразумевают максимальные двигательные возможности занимающихся в каком-либо упражнении (задании). Для всех занимающихся максимальный тест проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное количество повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий. Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения, применяемого в круговой тренировке. Например, занятие проводится по методу экстенсивного интервального упражнения: на каждой "станции" упражнение продолжается 30 с, затем отдых 30 с. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 135 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема, т.е. увеличения, к примеру, количества повторений упражнений на "станции" на один, два, три и более раза. Для учета достижений при проведении круговой тренировки на каждого занимающегося должна быть заведена карточка результатов. В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, класс, возраст, рост, масса тела, ЧСС, самочувствие. Строгая индивидуальная дозировка нагрузки — весьма ценная черта круговой тренировки. В результате этого и у физически слабых и у сильных занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту и учет прироста нагрузки дает наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним количественным показателям (общему количеству повторений упражнения, времени прохождения каждого круга и т.д.). Сравнение же реакции ЧСС на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля за ростом работоспособности, одновременно воспитывает честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена "станций", зависимость выполнения задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения. Обычно в практике отдается предпочтение одному из описанных методов или их различным сочетаниям. Они чередуются в определенной последовательности на протяжении одного или нескольких смежных занятий. В каждом отдельном случае выбор метода определяется решаемой задачей, характером физического упражнения и условиями его выполнения, индивидуальными особенностями занимающихся и возможностями самого педагога. Здесь важен творческий подход к процессу развития двигательных качеств. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________ 1. Дать характеристику понятий "метод", "методический прием", "методический 2. Какие факторы и условия определяют выбор и применение конкретного метода? 3. Раскрыть классификацию методов, применяемых при обучении двигательным 4. Описать классификацию методов, связанных с нормированием и управлением на 5. В чем отличия методов игрового, соревновательного и круговой тренировки? 6. Составить пример схемы круговой тренировки. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 136 ОСНОВЫ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |