Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И закономерности ее использования




O

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способст­вует стабилизации двигательного навыка, возрастанию мощности работы сердца, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, мощности аппарата внешнего дыхания и выносливости дыхатель­ных мышц, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Длительная и сравнительно умеренная работа создает достаточно хо­рошие условия для гармоничной и постепенной настройки на работу раз­личных функций организма. Продолжительные нагрузки оказывают боль­шое психологическое воздействие на занимающихся. Они содействуют воспитанию у них волевых качеств: настойчивости, упорства и др.

Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренирующий эффект. Непрерывная дли­тельность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со вре­менем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагруз­ки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, ве­личины усилий, смены техники движений и т.д.




Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и выполнение технических приемов в хоккее в те­чение каждого периода.

Тренирующее воздействие на организм занимающихся при использова­нии переменного метода обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма регулируется за счет изменения режима работы и формы движений.

Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообраз­ны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специаль­ной), расширение диапазона двигательного навыка, повышение координации движений, приобретение определенных тактических умений, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание волевых качеств.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических упраж­нениях. В циклических упражнениях нагрузки, главным образом, регулиру­ются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. От варьирования скорости и длительно­сти выполнения упражнения зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, в свою очередь, ведет к развитию аэробных или аэробно-анаэробных возможностей.

В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем вы­полнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений.

Выделяют несколько вариантов переменного метода:

1) с ритмичным колебанием интенсивности — одинаковые периоды ра­боты с повышенной интенсивностью чередуются с такими же периодами


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 127



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




работы пониженной интенсивности. Например, в беге на длинную дистан­цию 3000 м: 500 м в 1/2 силы + 200 в 3/4 силы + 300 свободно и т.д.

2) с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышеч­
ной работы.
Примером этого варианта является "фартлек", что в переводе
со шведского означает "игра скоростей, беговая игра". Его содержание —
это бег на местности в течение длительного времени (от 30 мин до 2 ч с
разной скоростью). Скорость передвижения и продолжительность ее сохра­
нения при этом заранее не планируют. Желательно проводить его в лесу,
парке, поле. Каждый участник бега, в зависимости от самочувствия, пооче­
редно может лидировать в группе с ускорениями на отрезках различной
произвольной длины, пробегаемых с различной скоростью. В процессе
фартлека можно заменить часть ускорений беговыми или прыжковыми уп­
ражнениями.

3) с неритмичными колебаниями интенсивности, зависящими от решения
определенных технико-тактических задач (например, при отработке такти­
ки "рваного бега" в легкой атлетике).

Преимущества метода заключаются в том, что он исключает монотон­ность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует по­стоянного переключения физиологических систем организма на новые, бо­лее высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их срабатывания, повышению способности к одновременной пе­рестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений в циклических упражнениях дает возможность совершенствовать двигатель­ные качества и технику движения. Одни и те же движения, выполняемые с большой, а затем с малой скоростью, сопоставляются по принципу контра­ста. Это дает возможность четко различать мышечные ощущения, связан­ные с правильным, свободным выполнением движения и неправильным выполнением движения.

Недостатком переменного метода является то, что он в какой-то степе­ни "неточен", так как все основные компоненты (длина ускорения, ско­рость, продолжительность снижения скорости и т.п.) нагрузки в перемен­ном методе планируются приблизительно, как правило, "по самочувствию", на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное пла­нирование примерного диапазона работы также ведется.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности

Применение этого метода обеспечивает тренирующее воздействие на организм не только во время выполнения упражнения, а также благодаря суммации утомления организма человека от каждого повторения задания.

Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники дви­жений на высокой скорости, психическая устойчивость.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 128





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Данный метод используется как в циклических так и ациклических уп­ражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75—95 % максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной — 95—100 %. Дли­тельность упражнения также может быть разной. Например, в беге, гребле, плавании применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений уп­ражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занима­ющихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и др.). Интервалы отды­ха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее они ус­танавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работо­способности к очередному повторению упражнения.

В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных качеств. На средних и длинных — ско­ростной выносливости.

Передвижение с высокой интенсивностью — в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках — содействует развитию "чувства соревновательного темпа", совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом по­вторно-темповой тренировки.

Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основ­ном анаэробный, а на средних и длинных — смешанный, т.е. аэробно-ана­эробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, мета­ние) наряду с совершенствованием техники движений данный метод используется, главным образом, для развития силы и скоростно-силовых качеств.

В практике повторный метод применяется в нескольких вариантах. Ча­ще всего используются такие:

1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью
(90—95 % максимальной) для выработки необходимого соревновательного
темпа и ритма, стабилизации техники на высокой скорости и пр.

2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью. Приме­
нение коротких отрезков развивает преимущественно скоростные способ­
ности. Более длинные отрезки включаются в занятия сравнительно редко и
лишь небольшими сериями для развития скоростной выносливости и мак­
симального воздействия на волевые качества.

Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможнос­ти точной дозировки нагрузки, а также ее направленности на совершенст­вование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если все предыдущие методы главным образом действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную систе­мы и меньше на обмен веществ в мышцах, то повторный метод, в первую очередь, совершенствует мышечный обмен.

Недостатком повторного метода является то, что он оказывает сильное воздействие на эндокринную и нервную системы. При работе с недостаточ-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 129



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

но подготовленными занимающимися его следует применять с большой ос­торожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапря­жение организма, нарушения в технике и закреплении неправильного дви­гательного навыка.

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они основываются на многократном повторении упражнения через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм опре­деляется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивнос­тью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием об­ладают также интервалы отдыха




Интервальный метод в настоящее время используется в беге, гребле, лыжных гонках, плавании, фигурном катании, спортивных играх, едино­борствах и др.

Сущность этого метода заключается в том, что во время многократ­ного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС к концу работы была 160—180 удПмин"1. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода (ПК) в течение первых 30 с увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим со­здаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.

Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120—140 уд □ мин"1, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстанов­ления. Отдых может быть активным, либо пассивным, упражнения повто­ряются сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отды­ха ЧСС не становится ниже 120 уд □ мин"1. Общее число повторений упражнений при этом может быть от 10—20 до 20—30.

Интервальный метод имеет ряд вариантов, в основе которых лежат раз­личные сочетания составных компонентов нагрузки (длительности, интен­сивности, количество упражнений и др.). Такое многообразие связано с ре­шением конкретных задач, уровнем физической подготовленности, состояния здоровья занимающихся, вида и характера физических упражне­ний. Но сущность физиологического воздействия во всех этих вариантах интервального метода остается примерно одинаковой.

По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального ме­тода:

1) метод экстенсивного (неинтенсивного) интервального упражнения;

2) метод интенсивного интервального упражнения.

Для экстенсивного интервального метода характерны следующие пара­метры нагрузки:


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 130





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

• интенсивность работы 50—60 % максимальной мощности в ацикличе­
ских упражнениях и 60—80 % в циклических. ЧСС во время работы нахо­
дится на уровне 160—180 уд □ мин"1;

• продолжительность однократной работы 45—90 с. Однако это не ис­
ключает применения продолжительных нагрузок (2—3 мин и более). В на­
стоящее время наблюдается тенденция использования подобных нагрузок
в беге на средние и длинные дистанции, гребле, лыжных гонках. Установ­
лено, что они оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздейст­
вие на организм и весьма эффективны для развития специальной вынос­
ливости;

• интервалы отдыха могут быть от 45—90 с до 1—3 мин. Сигналом к
окончанию отдыха может служить снижение ЧСС до 120—130 удПмин"1;

• характер отдыха: активный — легкий бег трусцой, ходьба, свободное
плавание и др.

• число повторений упражнений подбирается с таким расчетом, чтобы
вся серия проходила при сравнительно устойчивом пульсовом режиме. В
одной серии может быть 3—4 повторения упражнения, а всего выполняется
от 2 до 6 серий.

Экстенсивный вариант интервального метода направлен на развитие аэробной производительности организма занимающихся. Применительно к видам спорта, характеризующимся преимущественно аэробным энергообе­спечением, его можно рассматривать в качестве одного из методов развития специальной выносливости.

Интенсивный интервальный метод характеризуется следующими пара­метрами нагрузки:

• интенсивность работы — 80—95 % максимальной мощности в цикли­
ческих упражнениях и около 75 % — в ациклических. ЧСС в конце упраж­
нения не должна превышать 180 уд □ мин"1;

• продолжительность однократной работы — от 30 с до 2 мин (чему со­
ответствует, например, 200—600 м дистанции в беге, 50—200 м в плавании);

• интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уровня
120—130 удПмин"1 и составляет в среднем 2—3 мин. С повышением трени­
рованности они сокращаются до 1—1,5 мин. Между сериями отдых более
продолжительный — до 15—20 мин;

• количество повторений упражнений в одной серии — 3—4. Серии по­
вторяются на протяжении отдельного тренировочного занятия от 2 до 6 раз.
Этот вариант интервального метода применяются для развития анаэробно-
гликолитических возможностей организма занимающихся.

Разновидностью интенсивного интервального метода является интер­вальный спринт. Он используется, главным образом, для повышения ана­эробно-алактатных возможностей организма в легкоатлетическом беге, пла­вании, беге на коньках, лыжных гонках, гребле, спортивных играх и др. В данном случае параметры нагрузки могут быть следующими:

• интенсивность работы близка к предельной — 95—100 % максималь­
ной;

• длительность работы — 8—15 с;


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 131



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




• число повторений упражнений в одной серии — 10—20;

• интервал отдыха в каждой серии заполняется малоинтенсивными дви­
жениями, сходными по форме с движениями во время работы.

Количество всех серий в одном занятии 2—3, по мере развития трени­рованности может быть 6—8 и более. Интервал отдыха между сериями — 7—10 мин. Форма отдыха: ходьба, бег трусцой и пр. Например, спринтер­ская интервальная тренировка в беге на коньках с использованием неспе­цифических средств подготовки может строиться по следующей формуле: 15 с быстрого бега + 15 с бега трусцой + 15 с быстрого бега + 15 с бега трус­цой и т.д.

Упражнения повторяются непрерывно в течение 10—15 мин после первой серии — отдых 5 мин и еще одно повторение бега в течение 10—15 мин.

В зависимости от характера повторяемых физических упражнений спринтерская интервальная тренировка может быть направлена на развитие силовых, скоростных и скоростно-силовых качеств.

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении уп­ражнения можно выделить следующие варианты интервального метода:

1) с постепенным увеличением длительности работы;

2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражне­
ния;

3) с чередованием длительности работы в каждой серии — к примеру, в
начале работа начинается с коротких отрезков, затем увеличивается их длина,
а к юнцу серии уменьшается (200 + 400 + 600 + 800 + 600 + 400 + 200 м).

По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнением упражнения можно выделить:

1) жесткий интервальный метод, когда используются очень короткие
или сокращающиеся интервалы отдыха при сохранении высокой интенсив­
ности работы. Такая форма построения тренировочной работы осуществля­
ется на фоне прогрессивно увеличивающегося утомления и, естественно,
предъявляет очень высокие требования ко многим органам и функциям ор­
ганизма человека. Поэтому этот вариант интервального метода применяет­
ся в основном при подготовке спортсменов высокой квалификации;

2) облегченный (щадящий) интервальный метод, когда применяются
постепенно увеличивающиеся интервалы отдыха, сохраняющие повышен­
ную деятельность органов и систем в субкомпенсаторной фазе восстановле­
ния работоспособности.

Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение экономит время при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки и позволяет быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости, не опасаясь перетренироваться.

Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занима­ющихся.

Ввиду быстрого роста выносливости вскоре наступает адаптация к это­му методу и снижается его эффективность.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 132



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Основу игрового метода составляет определенным образом упорядоченная иг­ровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным "сюжетом" (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации




Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть при­менен на материале любых физических упражнений (бег, прыжки, метания и т.д.), особенно при проведении занятий с детьми дошкольного и школь­ного возраста. Он является методом комплексного совершенствования фи­зических и психических качеств человека. С его помощью решаются раз­личные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, иници­ативы, самостоятельности, тактического мышления, совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характерен наличием взаимной обусловленности, поведения занимающихся, эмоциональностью, что, бе­зусловно, содействует воспитанию нравственных черт личности: коллекти­визма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д.

Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возмож­ность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точного регулирования нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия.

Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или дости­жение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований

Соревновательный метод применяется для воспитания физических, во­левых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Он используется либо в элементарных формах (на­пример, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше раз попадет в баскет­больное кольцо мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее попадет на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнова­ний, которым придается в основном подготовительный характер (прикид­ка, курсовки, контрольные, классификационные состязания).

Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных соревнованиях в определенных упражнениях — наиболее яркая черта, ха­рактеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества, а также условия организации и проведения соревнований (определение победите­ля, поощрения достигнутых успехов и т.д.) содействуют мобилизации че­ловека и создают приятные условия для максимального проявления физи-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 133



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




ческих возможностей. Интеллектуальных, эмоциональных и волевых уси­лий, а, следовательно, и для развития соответствующих качеств. Созна­тельное выполнение правил и требований, которые предъявляются к зани­мающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными. Следует иметь ввиду, что соперничество и связанные с ним межличностные отно­шения в ходе борьбы за первенство может содействовать не только фор­мированию положительных (взаимопомощи, уважения к сопернику, зри­телям и т.д.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тще­славие, черезмерное честолюбие, грубость). Мало того, максимальные фи­зические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленны­ми занимающимися при применении соревновательного метода, могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к за­нятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техни­ки движений. Именно поэтому эффективность соревновательного метода достигается за счет умелого использования его педагогом.

Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготов­ленности, состояния здоровья, свойств нервной системы, темперамента за­нимающихся и других факторов.

Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руковод­ства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью со­ревнующихся, главным образом, путем предварительного инструктирова­ния.

Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некото­рые коррективы, но не всегда (правила соревнований в ряде видов спорта: бокс, борьба и другие вообще исключают такое вмешательство).

Одним из ценных приемов соревновательного метода является опре­деление победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне кри­вой роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участни­кам, которые за определенный срок показали больший прирост резуль­татов.

Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма рабо­ты, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствова­ния силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - си­ловой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы

Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к выпол­нению другого, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к дру­гому, передвигаясь как бы по кругу, закончив выполнение последнего уп­ражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг. Название такой тренировки — "круговая", чисто ус­ловное.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 134





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

Метод длительного непрерывного упражнения. Занятие проводится без
перерывов и состоит из одного, двух или трех прохождений круга. Приме­
няются в основном для развития общей и силовой выносливости;

Метод экстенсивного интервального упражнения применяется для со­
вершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-
силовых качеств и т. д.;

Метод интенсивного интервального упражнения рассчитан на совер­
шенствование скоростной силы, максимальной силы, специальной, скоро­
стной и силовой выносливости;

Метод повторного упражнения предлагается использовать для разви­
тия максимальной и скоростной выносливости.

Для проведения круговой тренировки заранее составляется комплекс упражнений и определяются места, на которых будут выполняться упраж­нения ("станции"). На первом занятии проводят испытания на максималь­ный тест (МТ) в каждом упражнении при условии их правильного выпол­нения, а затем устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию. На последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест в каждом упражнении и сравнить полученные результаты с исходны­ми. Средствами для круговой тренировки могут быть общеразвивающие уп­ражнения и специальные, обьино технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом перено­са физических качеств и двигательных навыков.

В комплекс, направленный на всестороннее физическое развитие, обычно включается не более 10—12 упражнений, в комплекс со специаль­ной направленностью — не более 6—8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штан­га, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.). Для более четкой организации занятий целесообразно обозначить номера "станций" и на­правление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каж­дой "станции" специальную карточку с номером и графическим изображе­нием упражнения.

Под максимальным тестом подразумевают максимальные двигательные возможности занимающихся в каком-либо упражнении (задании). Для всех занимающихся максимальный тест проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное количество повторений упражнения, максималь­ный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения) служат исходными данными для выбора индивидуальной на­грузки в одном или системе занятий.

Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения, применяемого в круговой тренировке. Например, заня­тие проводится по методу экстенсивного интервального упражнения: на каждой "станции" упражнение продолжается 30 с, затем отдых 30 с.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 135



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема, т.е. увеличения, к примеру, количества повторений уп­ражнений на "станции" на один, два, три и более раза. Для учета достиже­ний при проведении круговой тренировки на каждого занимающегося должна быть заведена карточка результатов. В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, класс, возраст, рост, масса тела, ЧСС, само­чувствие.

Строгая индивидуальная дозировка нагрузки — весьма ценная черта круговой тренировки. В результате этого и у физически слабых и у сильных занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оцен­ка достижений по максимальному тесту и учет прироста нагрузки дает на­глядное представление о развитии работоспособности по ее внешним коли­чественным показателям (общему количеству повторений упражнения, времени прохождения каждого круга и т.д.).

Сравнение же реакции ЧСС на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Ре­гулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля за ростом работоспособно­сти, одновременно воспитывает честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена "станций", зависимость выполне­ния задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требу­ет согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для вос­питания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.

Обычно в практике отдается предпочтение одному из описанных ме­тодов или их различным сочетаниям. Они чередуются в определенной по­следовательности на протяжении одного или нескольких смежных заня­тий. В каждом отдельном случае выбор метода определяется решаемой задачей, характером физического упражнения и условиями его выполне­ния, индивидуальными особенностями занимающихся и возможностями самого педагога. Здесь важен творческий подход к процессу развития дви­гательных качеств.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________

1. Дать характеристику понятий "метод", "методический прием", "методический
подход", "методическое направление" и на практическом примере раскрыть соот­
ношение между данными категориями.

2. Какие факторы и условия определяют выбор и применение конкретного метода?

3. Раскрыть классификацию методов, применяемых при обучении двигательным
действиям.

4. Описать классификацию методов, связанных с нормированием и управлением на­
грузкой в процессе выполнения упражнения.

5. В чем отличия методов игрового, соревновательного и круговой тренировки?

6. Составить пример схемы круговой тренировки.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 136



ОСНОВЫ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.455 сек.