КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стимуляция
I О О О О О РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 4. Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность ученика, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр. 5. В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и раз 6. Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к дости Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения задач определенного типа, класса. К примеру, образовательных или воспитательных задач. Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие "метод" в самом общем виде можно определить следующим образом — это способ выполнения какой-либо работы, способ применения какого-либо средства для достижения поставленной цели. В теории физического воспитания под методом понимают способ выполнения или применения конкретного упражнения (быстрей, медленней) или применение других средств (слова), обеспечивающих достижения поставленной цели при выполнении упражнений (развитии качеств, обучении, контроле и т.п.). В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе помимо понятия "метод" используется и термин "методический прием". Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов. Понятие методика употребляется в теории физического воспитания в двух смыслах: • в узком — как совокупность различных методов, обеспечивающих ус • в широком — как совокупность не только методов, приемов, но и OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 113 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Термин "методика" означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной последовательности определенных действий (операций), приводящих к решению поставленной задачи. Методика должна обеспечивать детерминированность и массовость. Детерминированность означает, что, пользуясь данным алгоритмом, любой человек может получить правильный результат. Массовость означает, что разработанные правила могут быть использованы для решения большого круга однотипных задач (например, развитие силы с помощью разных упражнений, в различных видах спорта и т.п.). Поскольку в практике физического воспитания и спортивной тренировки встречается множество вариантов однотипных задач (развитие качеств применительно к различным видам спорта, массовой физкультуре, профессиональной подготовке), что требует творческой, профессионально грамотной деятельности преподавателя, то методика как основное правило должна предоставлять предписание о выполнении в определенном порядке системы основных операций, приводящих к решению задачи, и указании основных причинно-следственных связей операции и вероятных результатов. В рамках этих правил преподаватель должен уточнить детали процесса и корректировать его в зависимости от частных задач, хода и индивидуальных особенностей занимающихся. Этим методика развития качеств, определяющая процесс управления саморегулирующейся и вероятностной системой — человеком, отличается от алгоритмов решения технических или математических задач, которые принимаются для детерминированных систем. В процессе развития разных двигательных качеств есть нечто общее — необходимость в проведении сходных операций в определенной последовательности. Это делает целесообразным выделение общих правил построения процесса воспитания двигательных качеств — структуры педагогического процесса воспитания двигательных качеств. Принципиальная схема (структура) последовательности действий при развитии двигательных качеств в процессе различных форм физического воспитания (группы общей физической подготовки, группы здоровья, спортивные секции и т.п.) включает: 1. Выбор цели. Какое качество развивать, решается на основании изме 2. На основании выбранной цели осуществляется подбор соответству OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 114 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 3. Определяется соответствующий способ выполнения каждого упраж 4. После этого выбирается оптимальный способ повторения отдельных После кратковременных упражнений (прыжок, жим штанги) первая стадия — недовосстановление — может быть выражена неотчетливо и длиться короткое время (10—30 с). Соответственно применяют три основных способа повторения упражнений — непрерывный, интервальный и повторный. Непрерывный — когда упражнения повторяются практически без пауз отдыха (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кувырки, перевороты и т.п.), в этих случаях комплекс упражнений рассматривается как серия, и повторение регулируется интервалами отдыха между сериями. Интервальный — когда упражнения или серии повторяются через строго регламентированные паузы отдыха, основанные на стадиях после рабочего отдыха; комплекс упражнений может объединяться в серии. Повторный — когда паузы отдыха между упражнениями строго не дозируются; применяется при обучении движению, в уроках общей физической подготовки (ОФП) и т.п. Стадии отдыха могут определяться по уровню работоспособности, фазам восстановления ЧСС или средневременным интервалам. 5. Способ построения малого (недельного) цикла. Определяется коли 6. Способ построения процесса, предполагающий определение длитель Перечисленные параметры внешней нагрузки являются регуляторами и обусловливают характер и эффективность приспособительных (срочных и накопительных) реакций организма. Развитие каждого качества в конкретных условиях (плавание, штанга, ОФП и т.д.) имеет свою специфику. В литературе встречаются также понятия "методический подход" и "методическое направление", которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к "методическому подходу" относит то, что в другом именует "методическим направлением". OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 115 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не отражается, в каких же отношениях между собой находятся данные понятия с понятиями "метод", "методический прием". На основе изучения литературных источников нами предпринята попытка рассмотреть содержание этих понятий. Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития. К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный). Методическое направление — это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора. К примеру, при создании максимального силового напряжения в процессе развития силовых способностей выделяют следующие методические направления: • преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предель • использование непредельных отягощений с непредельным числом по • преодоление сопротивлений с предельной скоростью и др. Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении технических приемов или применять физические упражнения при различных состояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движений (на фоне утомления, эмоционального напряжения, при выключении или ограничении деятельности какого-либо анализатора). Наоборот, при частичной перестройке двигательных навыков, совершенствовании кинематики и динамики отдельных деталей навыка создаются облегченные условия выполнения технических действий. Все рассмотренные выше понятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Это можно представить в виде соответствующей схемы (рис. 6.1). Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору В настоящее время в теории физического воспитания существуют несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Мы рассматриваем классификацию, в основе которой ле- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 116 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ БЫСТРОТУ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ
s5
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |