Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стимуляция




I

О

О

О

О

О




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

4. Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект,
и поэтому для успешного применения метода человеку надо иметь инфор­
мацию об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием дей­
ствий над ними.

Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упраж­нениями является личность ученика, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.

5. В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и раз­
вития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли
людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступа­
ет как конструктивный принцип построения определенных процедур, тех­
нологических приемов, способов действий.

6. Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к дости­
жению цели, т.е. намеченному результату.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения задач определенного типа, класса. К примеру, образовательных или воспитательных задач.

Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие "метод" в самом общем виде можно определить следующим образом — это способ выполнения какой-либо работы, способ применения какого-либо средства для достижения поставленной цели.

В теории физического воспитания под методом понимают способ вы­полнения или применения конкретного упражнения (быстрей, медленней) или применение других средств (слова), обеспечивающих достижения по­ставленной цели при выполнении упражнений (развитии качеств, обуче­нии, контроле и т.п.).

В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, пе­дагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе помимо понятия "метод" используется и термин "методический прием".

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одно­актные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнооб­разные методические приемы. Поэтому неслучайно иногда методы рассма­тривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуще­ствляться за счет разных приемов.

Понятие методика употребляется в теории физического воспитания в двух смыслах:

• в узком — как совокупность различных методов, обеспечивающих ус­
пешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, ме­
таний, лазания, плавания и т.д.);

• в широком — как совокупность не только методов, приемов, но и
форм организации занятий (методики физического воспитания — в
дошкольных учреждениях, школе, вузе и пр.).


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 113



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




Термин "методика" означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно со­держаться точное предписание о выполнении в определенной последова­тельности определенных действий (операций), приводящих к решению по­ставленной задачи.

Методика должна обеспечивать детерминированность и массовость. Детерминированность означает, что, пользуясь данным алгоритмом, любой человек может получить правильный результат. Массовость означает, что разработанные правила могут быть использованы для решения большого круга однотипных задач (например, развитие силы с помощью разных уп­ражнений, в различных видах спорта и т.п.).

Поскольку в практике физического воспитания и спортивной трени­ровки встречается множество вариантов однотипных задач (развитие ка­честв применительно к различным видам спорта, массовой физкультуре, профессиональной подготовке), что требует творческой, профессионально грамотной деятельности преподавателя, то методика как основное правило должна предоставлять предписание о выполнении в определенном поряд­ке системы основных операций, приводящих к решению задачи, и указа­нии основных причинно-следственных связей операции и вероятных ре­зультатов. В рамках этих правил преподаватель должен уточнить детали процесса и корректировать его в зависимости от частных задач, хода и ин­дивидуальных особенностей занимающихся. Этим методика развития ка­честв, определяющая процесс управления саморегулирующейся и вероят­ностной системой — человеком, отличается от алгоритмов решения технических или математических задач, которые принимаются для детер­минированных систем.

В процессе развития разных двигательных качеств есть нечто общее — необходимость в проведении сходных операций в определенной последова­тельности. Это делает целесообразным выделение общих правил построения процесса воспитания двигательных качеств — структуры педагогического процесса воспитания двигательных качеств.

Принципиальная схема (структура) последовательности действий при развитии двигательных качеств в процессе различных форм физического воспитания (группы общей физической подготовки, группы здоровья, спор­тивные секции и т.п.) включает:

1. Выбор цели. Какое качество развивать, решается на основании изме­
рения уровня развития качеств у конкретного человека, вида потребностей
(спортивные, оздоровительные), и в зависимости от применения в конкрет­
ном виде деятельности (спортивная, профессионально-прикладная, быто­
вая, оздоровительная), или упражнений (с учетом явления переноса качеств
и навыков, определением уровня — максимального, средневозрастного,
профессионально-необходимого).

2. На основании выбранной цели осуществляется подбор соответству­
ющих упражнений, определяются их основные признаки и формы (жим
штанги, приседания, прыжки и т.п.) с учетом признаков, обусловливающих
развивающее воздействие их на организм.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 114





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

3. Определяется соответствующий способ выполнения каждого упраж­
нения: величина отягощения, скорость, длительность и т.п.

4. После этого выбирается оптимальный способ повторения отдельных
упражнений и их последовательность в уроке (занятии). Способ (режим)
повторения обусловливается тем, в какой стадии отдыха после предыдуще­
го упражнения повторяются последующие. После длительных упражнений
различают три стадии отдыха, выраженные уровнем мышечной работоспо­
собности, — неполного восстановления, сверхвосстановления работоспо­
собности, возвращения к дорабочему уровню.

После кратковременных упражнений (прыжок, жим штанги) первая стадия — недовосстановление — может быть выражена неотчетливо и длить­ся короткое время (10—30 с).

Соответственно применяют три основных способа повторения упраж­нений — непрерывный, интервальный и повторный.

Непрерывный — когда упражнения повторяются практически без пауз отдыха (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кувырки, перевороты и т.п.), в этих случаях комплекс упражнений рассматривает­ся как серия, и повторение регулируется интервалами отдыха между се­риями.

Интервальный — когда упражнения или серии повторяются через стро­го регламентированные паузы отдыха, основанные на стадиях после рабо­чего отдыха; комплекс упражнений может объединяться в серии.

Повторный — когда паузы отдыха между упражнениями строго не дози­руются; применяется при обучении движению, в уроках общей физической подготовки (ОФП) и т.п.

Стадии отдыха могут определяться по уровню работоспособности, фа­зам восстановления ЧСС или средневременным интервалам.

5. Способ построения малого (недельного) цикла. Определяется коли­
чество уроков в цикле с применением выбранного средства, соотношение
уроков разной направленности, их продолжительность и последователь­
ность, условия чередования с отдыхом, динамика величины нагрузки.

6. Способ построения процесса, предполагающий определение длитель­
ности периода развития физических качеств и необходимое количество уро­
ков и малых циклов в нем, динамику повышения или снижения величины
нагрузки, сочетание локальных программ, последовательность в развитии
качеств, выбор средств педагогического контроля.

Перечисленные параметры внешней нагрузки являются регуляторами и обусловливают характер и эффективность приспособительных (срочных и накопительных) реакций организма.

Развитие каждого качества в конкретных условиях (плавание, штанга, ОФП и т.д.) имеет свою специфику.

В литературе встречаются также понятия "методический подход" и "методическое направление", которые, к сожалению, нередко разными ав­торами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к "методическому подхо­ду" относит то, что в другом именует "методическим направлением".


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 115



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не отра­жается, в каких же отношениях между собой находятся данные понятия с понятиями "метод", "методический прием". На основе изучения литератур­ных источников нами предпринята попытка рассмотреть содержание этих понятий.

Методический подход представляет собой совокупность способов воз­действия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определен­ной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процес­са обучения, воспитания и развития.

К примеру, при обучении движениям можно использовать традицион­ные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программи­рованного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).

Методическое направление — это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирую­щий на использование однородных, однотипных заданий, методов и мето­дических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воз­действия какого-то одного доминирующего фактора.

К примеру, при создании максимального силового напряжения в про­цессе развития силовых способностей выделяют следующие методические направления:

• преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предель­
ным числом повторений;

• использование непредельных отягощений с непредельным числом по­
вторений;

• преодоление сопротивлений с предельной скоростью и др.

Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении техниче­ских приемов или применять физические упражнения при различных со­стояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движений (на фоне утомления, эмоционального напряжения, при выключении или ограничении деятельности какого-либо анализатора). Наоборот, при час­тичной перестройке двигательных навыков, совершенствовании кинемати­ки и динамики отдельных деталей навыка создаются облегченные условия выполнения технических действий. Все рассмотренные выше понятия тес­но взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Это можно пред­ставить в виде соответствующей схемы (рис. 6.1).

Современные представления о классификации ме­тодов. Общие требования к их выбору

В настоящее время в теории физического воспитания существуют несколько классификаций методов обучения, воспитания и раз­вития личности. Мы рассматриваем классификацию, в основе которой ле-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 116



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ БЫСТРОТУ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ


ИНТЕГРАЛЬНЫЙ


АНАЛИТИЧЕСКИЙ


 


s5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.