КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В физическом воспитании
O О О О РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ будет зависеть от характера и величины нагрузки. После очень продолжительных и относительно интенсивных нагрузок (упражнения на выносливость) усталость сохраняется дольше (до 72 ч и более), чем после высокоинтенсивных кратковременных нагрузок (до 48 ч) скоростно-силового характера (Платонов, 1997). При этом усталость и восстановление протекают как нормальный физиологический процесс, как следствие нагрузок, которые отвечают работоспособности и приспособительным возможностям организма человека. Перегрузка возникает тогда, когда общая нагрузка человека — в тренировке, работе, обучении и т.п. — превышает работоспособность и приспособительные возможности его организма. Перегрузки обусловливают прогрессирующее нарастание усталости. В таких случаях наблюдается неполное восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок. Динамика работоспособности проявляет стойкую тенденцию к снижению. Но прежде чем работоспособность начнет систематически снижаться, проявляется ряд других симптомов перегрузки. Важно лишь четко отличать их от естественного утомления, которое является нормальной реакцией организма на физические нагрузки. Например, случайные нарушения сна после напряженной тренировки могут быть вызваны лишь одноразовой предельной нагрузкой. Систематическая же бессонница может рассматриваться как симптом перегрузки. Начальная стадия перегрузки характеризуется, прежде всего, психическими симптомами: отрицательные эмоции, снижение способности к сосредоточению, возрастающая возбудимость и т.п. (табл. 5.5). Вторая стадия — устойчивая бессонница; потеря аппетита; чрезмерное потение как во время занятий, так и, в особенности, ночью; устойчивое повышение ЧСС в состоянии покоя. Эти симптомы должны послужить поводом к энергичным мерам по устранению причин перегрузки. Если не отреагировать на эти "сигналы тревоги", то в скором времени начнет снижаться работоспособность и могут возникнуть серьезные нарушения в состоянии здоровья. В целом причины перегрузки можно свести к четырем группам: ошибки в методике тренировки, нарушения здорового образа жизни, неблагоприятное влияние условий окружающей среды, нарушение здоровья (табл. 5.7). При перегрузках возникают значительные изменения, прежде всего, в деятельности ЦНС, при которых нарушаются оптимальные соотношения между возбуждением и торможением. Процессы чрезмерного возбуждения возникают, как правило, под влиянием внезапного и резкого возрастания тренировочных требований, большого объема упражнений, которые выполняются с субмаксимальной и максимальной интенсивностью. Процессы торможения преобладают при очень продолжительных нагрузках (на выносливость). Даже невысокие по интенсивности, но продолжительные и однообразные тренировочные нагрузки по развитию выносливости могут отрицательно повлиять на деятельность нервной системы, что в дальнейшем может привести к нарушениям регуляции системы кровообращения и ее функционирования. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 109 ____________________ ГЛАВА 5. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ... ТАБЛИЦА 5.7 Причины, которые вызывают и усиливают состояние перегрузки (обобщенные данные) Ошибки в методике занятий Нарушение здорового образа жизни Неблагоприятное влияние окружающей среды Нарушение здоровья
Слишком быстрое повышение нагрузки, не позволяющее организму своевременно к нему адаптироваться Большая нагрузка после вынужденных перерывов (травмы, болезни) Чрезмерно большой удельный вес нагрузки субмаксимальной и максимальной интенсивности Чрезмерно высокая интенсивность продолжительных нагрузок при развитии выносливости Очень короткие интервалы отдыха между упражнениями (занятиями) Ограничение (односторонность) средств физического воспитания Недостаточный ночной отдых Неупорядоченный режим дня Употребление алкоголя, курение Чрезмерное употребление кофе Плохие жилищные условия (шум, недостаточная освещенность и др.). Раздражающее соседство Отсутствие свободного времени или неспособность заполнить досуг (нет разрядки) Несбалансированность питания (недостаток витаминов) Перегруженность семейными обязанностями Напряженность семейных отношений, огорчения, ревность, неудовлетворяющая профессия Недоразумения и ссоры с руководством и коллегами Перегрузка в учебе или на работе Плохие оценки в школе, вузе и т.п. Отрицательное отношение ближайшего окружения (семья, руководство) к физическому воспитанию, спорту Неблагоприятные погодно-климатические условия Простуды с повышением температуры Желудочные и кишечные заболевания Хронические гнойные процессы (миндалины, зубы, яичники, лобные пазухи) Следствия инфекционных заболеваний (ангина, скарлатина, желтуха и т.п.) Одним из наиболее распространенных нарушений в системе кровообращения, вследствие нерациональных занятий физическими упражнениями, является изменение уровня артериального давления. Повышенное артериальное давление возникает, чаще всего, при перегрузках скоростно-силовыми упражнениями. Довольно распространенные нарушения ритма сердечных сокращений при перегрузке упражнениями при развитии выносливости. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к повреждениям опорно-двигательного аппарата. Выполнение большого объема однообразных упражнений, преимущественно циклических, может привести к пере- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 110 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ утомлению, ослаблению и, как следствие, к деформации стопы (плоскостопие). Чрезмерные силовые нагрузки могут привести к деформации и уплотнению хрящевих соединений позвонков — межпозвонковых дисков. Упражнения с чрезмерными отягощениями могут вызвать повреждение связок и дисков позвоночника. При хроническом перенапряжении опорно-двигательного аппарата возникают патологические изменения в скелетных мышцах. Они связаны с нарушением капиллярного кровообращения. Артериальная кровь, минуя капилляры и ткани, которым необходимы питательные вещества и кислород, попадает прямо в вены. Это может привести не только к дистрофии мышц, а и к дегенеративным изменениям окончаний двигательных нервов. Таким образом, если своевременно не распознать симптомы перегрузки и не принять надлежащих мер, то могут возникнуть функциональные и даже патологические нарушения в организме человека (нарушение в деятельности ЦНС и вегетативных органов, травмы мышц, связок суставов, костей и т.п.), которые весьма сложно ликвидировать. Поэтому как только появляются симптомы перегрузки, следует немедленно уменьшить величину нагрузки и начать применение средств восстановления. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________ 1. Дать определение "физическая нагрузка". 2. Какие стороны имеет нагрузка? 3. Какие факторы влияют на интенсивность нагрузки? 4. Какие показатели определяют объем нагрузки? 5. Дать характеристику взаимосвязи внешней и внутренней сторон нагрузки. 6. Какие существуют разновидности отдыха в зависимости от его продолжитель 7. В чем проявляется отрицательное влияние чрезмерной физической нагрузки на со OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 111 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ Исходные понятия: "метод", "методический прием", "методика", "методический подход", "методическое направление" Перед педагогом при решении воспитательно-образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств. Существуют разные определения методов. Чаще всего понятие "метод" определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; как форму освоения учебного материала и др. Несмотря на некоторые различия в понимании категории "метод" можно выделить ряд общих существенных признаков, присущих многим из этих определений: 1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна 2. Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельно 3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает инстру OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 112
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |