Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность системы физического воспитания




Концепция управления физическим состоянием детей, подро­стков и юношей и удовлетворения потребности в двигательной активности предполагает разработку соответствующих критериев эффективности как всего процесса физического воспитания, так и отдельных программ физ­культурно-оздоровительных занятий.

Применение системного подхода к физическому воспитанию позволя­ет рассматривать его как целостную систему, состоящую из компонентов, результатом функционирования которых является новое свойство — высо-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

кий уровень физического, психического и социального здоровья занимаю­щихся. Рассматривая физическое состояние как основу в достижении ко­нечной цели физического воспитания и имеющее количественные характе­ристики, можно определить критерии эффективности процесса физи­ческого воспитания. При этом необходимо отметить, что под физическим воспитанием мы понимаем педагогический процесс использования средств физического воспитания и различных форм, направленный на достижение обозначенной цели. Физическое воспитание детей, подростков и юношей осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой явля­ются как социально-экономические, так и экологические условия. Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физиче­ского воспитания — как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Принимая во внимание ухудшающееся состояние здо­ровья детей, увеличение почти в два раза (с I по XI класс) количества уча­щихся, отнесенных к специальной медицинской группе, учащение повтор­ных острых респираторно-вирусных заболеваний в 6—7 раз в год, можно признать, что негативное влияние внешних условий в настоящее время пре­обладает над позитивным влиянием противодействующих факторов, одним из которых является физическое воспитание.

Вероятно, с этих позиций следует подходить к выбору критериев эф­фективности функционирования системы физического воспитания в целом.

Ими могут быть:

• достигнутый уровень физического здоровья основной массы детей и
молодежи в стране;

• достигнутый уровень физической подготовленности, соответствую­
щий должным нормам физического состояния;

• количество повторных заболеваний и пропущенных по болезни дней
в течение календарного года;

• доступность занятий спортивной и оздоровительной направленности
в свободное от учебы и работы время (бесплатные занятия или дифферен­
цированная оплата в зависимости от материальной обеспеченности);

• удовлетворение спроса населения в получении физкультурно-оздоро­
вительных услуг (количество посещающих физкультурно-оздоровительные
центры, спортивные клубы, детские спортивные клубы, ДЮСШ в процент­
ном отношении ко всем жителям района, города, области);

• уровень социального и психического здоровья молодежи (количество
правонарушений в течение года; количество лиц, употребляющих алкоголь,
наркотики — % общего количества);

• средняя продолжительность жизни в регионе, стране.

Говоря об эффективности системы физического воспитания подраста­ющего поколения, необходимо анализировать все компоненты социальной и педагогической подсистем, т.к. дети школьного возраста и учащаяся мо­лодежь охвачены государственной системой образования, в рамках которой осуществляется обязательный процесс физического воспитания. Соотноше­ние — 28 ч урочной формы занятий общеобразовательными предметами к


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2 ч физкультуры в неделю в школе свидетельствует о несоблюдении физи­ологического нормирования умственной и физической нагрузки в процессе роста и развития организма.

Мероприятия в режиме дня (физкультминутки, подвижные перемены) носят рекреационный, а не развивающий характер. Внеклассная и внешколь­ная работа осуществляется добровольно и может проводиться в организован­ных и самостоятельных формах. Организованные формы осуществляются в ДЮСШ, детских спортивных клубах, физкультурно-оздоровительных ком­плексах и т.п., их посещение зависит от мотивации к систематическим заня­тиям физическими упражнениями и доступности (бесплатные или платные) занятий. Самостоятельные занятия (выполнение домашних заданий в виде индивидуальных программ) зависят от квалификации и заинтересованности в самосовершенствовании занимающегося и могут дополнить объем двига­тельной активности.

Поэтому критериями эффективности системы физического воспитания в школе могут быть:

• повышение уровня здоровья учащихся (снижение количества детей,
относящихся к подготовительной и специальной медицинским группам (с I
по XI классы), снижение количества повторных заболеваний и пропущен­
ных по болезни дней);

• повышение уровня физической подготовленности (результаты двига­
тельных тестов);

• повышение объема и интенсивности суточной и недельной двигатель­
ной активности;

• повышение интереса и мотивации к систематическим занятиям фи­
зической культурой и спортом (количество систематически занимающихся
организованными и самостоятельными формами).

Определение эффективности отдельных физкультурно-оздоровитель­ных программ основано на оценке адаптационных реакций организма.

Рациональное дозирование физических нагрузок при систематических занятиях физическими упражнениями обеспечивает рост уровня физичес­кого состояния за счет расширения функциональных резервов организма, повышения физической работоспособности и подготовленности. Величина эффекта у лиц разного возраста, разной тренированности и генетических особенностей неодинакова. Темпы повышения физического состояния об­ратно пропорциональны его исходному уровню. Наибольший прирост уров­ня физического состояния отмечается у нетренированных в сравнении с тренированными. Исследованиями авторов показано, что у лиц с уровнем физического состояния ниже среднего в течение 8 нед оздоровительных за­нятий отмечался рост уровня физического состояния (92,3 % случаев), а у лиц выше среднего уровня — в 75 %. Поэтому на начальных этапах занятий физическими упражнениями улучшение работоспособности, результативно­сти в выполнении отдельных упражнений (длина дистанции бега, скорость бега, число подтягиваний, длина прыжков и т.д.) выражено больше у лиц с низким уровнем физической подготовленности при равных сроках трени­ровки. У детей эти изменения начинают ощущаться после 5—10 занятий, од-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

нако они носят нестойкий характер. При продолжении занятий они стано­вятся стабильнее, что обусловлено инерцией структурных сдвигов, требую­щих более 4 нед воздействий.

При одинаковом физическом состоянии (например, среднем) после 50 лет отмечаются возрастные различия в развитии тренировочного эффекта, что проявляется в снижении темпов прироста абсолютных, при сохранении относительных величин, показателей физической работоспособности и под­готовленности. Поэтому у тех, кто впервые приступает к занятиям физичес­кими упражнениями в среднем и пожилом возрасте, следует ожидать более медленное, чем у молодых людей повышение результатов.

Радикально изменять параметры в оздоровительных программах целе­сообразно после повышения уровня физического состояния и перехода в другой функциональный класс.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________

1. Что понимается под "управлением" в процессе физического воспитания?

2. Какие основные признаки сложных, кибернетических, динамических, вероятност­
ных и саморегулирующихся систем?

3. Каковы особенности системы "учитель-ученик", ("тренер-спортсмен")?

4. Назвать основные условия управления в физическом воспитании.

5. Что понимается под "моделью", "моделированием" и каковы возможности их при­
менения в физическом воспитании?

6. Дать характеристику прогнозированию как составному элементу управления.

7. Каковы этапы и методы прогнозирования?

8. Каково значение контроля в управлении физическим воспитанием?

9. Каковы задачи и функции предварительного, оперативного, текущего и этапного
контроля в системе физического воспитания?

 

10. Как использовать педагогический контроль для повышения мотивации учащихся
к занятиям по физическому воспитанию?

11. Раскрыть содержание понятия программирования в физическом воспитании.

12. Что включает алгоритм программирования занятий?

13. Как определить рациональные параметры занятий в физическом воспитании?

14. В чем заключается технология коррекции программ занятий в физическом воспи­
тании?

15. Каковы критерии эффективности системы физического воспитания различных
возрастных групп населения?


OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Рас


Ч413


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


       
   



Адуло Т.П. Культура, философия и духовный мир человека. — Минск: Наука и техника, 1986. — 228 с.

Алтер Дж. Наука о гибкости. — К.: Олимпийская литература, 2001. — 424 с.

Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. — К.: Здо­ров'я, 1984. - 230 с.

Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Здоров'я, 1985. — 80 с.

Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избр. тру­ды. - М.: Наука, 1979. - 454 с.

Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: МГП "Петрополис", 1992. - 124 с.

Апанасенко Г.Л. Проблемы управления здоровьем человека // Наука в олимпийском спорте. — 1999. — Спец. выпуск. — С. 56—60.

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. — К.: Здоров'я, 1998. - 248 с.

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности инди­видуального развития — М.: Наука, 1981. — 282 с.

Астранд P.O. Факторы, обусловливающие выносливость спортсмена // Наука в олимпийском спорте. — 1994. — № 1. — С. 43—46.

Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте — М.: Медицина, 1990. — 192 с.

Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физи­ческой воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.

Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патоло­гии. — М.: Медицина, 1979. — 294 с.

Балъсевич В.К. Новое в теории и практике обучения спортивным дви­жениям // Теория и практика физ. культуры. — 1987. — № 9. — С. 61—62.

Балъсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека — К.: Здоров'я, 1987. - 224 с.

Баранов СП. Сущность процесса обучения. — М.: Просвещение, 1981. - 142 с.

Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947. — 255 с.

Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.

^>



OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Радфч414

 


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии актив­ности. — М.: Медицина, 1966. — 348 с.

Біомеханіка спорту / За ред. А.М. Лапутіна. — К.: Олімпійська літера­тура, 2001. — 320 с.

Боген М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. — М., 1989. — 52 с.

Болобан В.Н., Мистулова Т.Е. Дидактическая система обучения спор­тивным упражнениям со сложной координационной структурой // Наука в олимпийском спорте. — 1995. — № 2. — С. 27—30.

Болобан В.Н. Система обучения движениям в сложных условиях под­держания статодинамической устойчивости: Автореф. дис.... д-ра пед. на­ук. - К., 1990. - 46 с.

Бубэ X., Фэк Т., Штюблер X, Трогш Ф. Тесты в спортивной практике: Пер. с нем. — М.: Физкультура и спорт, 1968. — 240 с.

Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в различных климатогеогра-фических условиях. — К.: Олимпийская литература, 1996. — 176 с.

Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье. — М.: Знание, 1991. — 64 с.

Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок. — М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

Вацеба О.М. Нариси з історії західноукраїнського спортивного руху. — Івано-Франківськ: Лілея — НВ, 1997. — 232 с

Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие /Под ред. Л.П. Матвеева. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 130 с.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 216 с.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 332 с.

Вишнев СМ. Основы комплексного прогнозирования. — М.: Наука, 1977. - 184 с.

Войтенко В.П. Здоровье здоровых: Введение в санологию. — К.: Здо­ров'я, 1991. - 246 с.

Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1977. - 144 с.

Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. — К.: Олимпийская литература, 2002. — 296 с.

Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н. Биохимая мышеч­ной деятельности. — К.: Олимпийская литература, 2000. — 504 с.

Воль А. Спорт и качество жизни // Спорт и образ жизни. — М.: Физ­культура и спорт, 1979. — С. 22—35.

Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт // Очерки по физиологии и спортивной тренировке. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 256 с.

Выдрин В.М. Теория физической культуры. — Л.: ГДОИФК, 1988. — 272 с.

Гельфанд И.М., Цейтлин М.Л. О математическом моделировании цент-



OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Радфч415

 


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




ральной нервной системы // Модели структурно-функциональной органи­зации некоторых биологических систем. — М.: Наука, 1966. — С.9—26.

Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 366 с.

Гужаловский А.А. Проблема критических периодов онтогенеза в ее зна­чении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 211—224.

Гужаловский А.А. Состояние и пути резервных возможностей организ­ма учащихся 7—15 лет, проживающих в зоне радиационного загрязнения, посредством физической культуры // Вестник спортивной Беларуси. — 1995. - № 3. - С. 40-43.

Гуськов СИ., Кофман Л. Б. Спорт и американская школа. — Москва, 1995. - С. 160.

Деминский А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания. — Донецк: АО Донеччина, 1995. — 520 с.

Детская спортивная медицина /Под ред. СБ. Тихвинского и СВ. Хру­щева. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.

Донской ДД. Биомеханика с основами спортивной техники. — М.: Физ­культура и спорт, 1971. — 288 с.

Донской А.А. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968. - 176 с.

Донской ДД. Теория строения действий (физических упражнений). — М.: ГЦОЛИФК, 1990. - 20 с.

Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Самоконтроль физическо­го состояния. — К.: Здоров'я, 1980. — 128 с.

Жордочко Р.В., Соболев Ю.Л., Соболев Л.М. Розвиток гнучкості спортс­мена. - К.: Здоров'я, 1980. - 104 с.

Зенов БД., Кошкин И.М., Вайцеховский СМ. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 80 с.

Иващенко Л.Я., Круцевич Т.Ю. Методика физкультурно-оздоровитель­ных занятий. - К.: УГУФВС, 1994. - 126 с.

Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. — К.: Здоров'я, 1988. — 156 с.

Израэль 3. Оптимальное приспособление сердца к физической нагруз­ке // Спорт в современном обществе: Сборник науч. материалов Всемирно­го науч. конгресса (Москва, ноябрь 1974 г.). — М.: Физкультура и спорт, 1974. - С. 284.

Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возра­ста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Минск: 1992. — 24 с.

Калінкін Л.А., Кузьмичова СВ., Крилова В.М. Облік регіональних особ­ливостей при формуванні програм фізкультурно-оздоровчих занять серед школярів: 36. наук, праць II міжн. конф. "Фізична культура, спорт та здо­ров'я нації". - Ч.П. - 1996. - С 42-44.

Карпман В.Л., Хрущев СВ., Борисова Ю.А. Сердце и работоспособность спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 120 с.



OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Радфч416

 


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Каунсилмен Д. Наука о плавании: Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1972. - 428 с.

Каунсилмен Дж.Е. Спортивное плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.

Келлер B.C., Линец М.М., Турецкий Б. В. Диагностика функционального состояния фехтовальщиков под воздействием физической нагрузки // На­учно-спортивный вестник. — 1989. — № 5. — С. 28—29.

Келлер B.C., Платонов В.М. Теоретико-методичні основи підготовки спортсменів. — Львів: Українська Спортивна Асоціація, 1993. — 270 с

Колчинская А.З. О физиологических механизмах, определяющих эффект средне- и высокогорья // Теория и практика физ. культуры. — 1990. — № 4.

- С. 39-43.

Колычев В.А. Физическая культура и социальное здоровье населения. — М.: Советский спорт, 1998. — 112 с.

Коробков А.В. Физическое воспитание /Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. — М.: Высш. шк., 1983. — 392 с.

Коц Я.М. Физиологические основы физических (двигательных) ка­честв // Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 53-103.

Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. — К.: Олимпийская ли­тература, 1999. — 232 с.

Круцевич Т. Модельно-целевые характеристики физического состоя­ния в системе программирования физкультурно-оздоровительных заня­тий с подростками // Наука в олимпийском спорте. — 2002. — № 1. — С. 23-29.

Круцевич Т.Ю. Научные исследования в массовой физической культуре.

- К.: Здоров'я, 1985. - 116 с.

Круцевич Т.Ю. Оцінка як один із факторів підвищення мотивації учнів до фізичної активності // Фізичне виховання в школі. — 1999. — № 1. — С 47-50.

Круцевич Т.Ю. Прогнозные модели гармоничности физического разви­тия подростков // Педагогіка, психологія та методико-біологічні проблеми фіз.виховання і спорту: 36. наук, праць /За ред. С.С. Єрмакова — Харків: XXIII. - 2000. - № 12. - С 48-55.

Круцевич Т., Петровсий В. Физическое воспитание как социальное яв­ление // Наука в олимпийском спорте.— 2001. — № 3.— С. 3—15.

Кузнецова З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигатель­ных качеств школьников // Физ. культура в школе. — 1975. — № 1. — С. 709.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Радуга, 1982. - 398 с.

Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. — 2-е изд. доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.

Курамшж Ю.Ф., Двейржа О.А. Координационные способности и мето­дика их развития // Теория и методика физ. культуры (курс лекций) / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.Н. Попова. - СПб, 1999. - С. 163-178.



OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Радфч417

 


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Куц А.С. Организационно-методические основы физкультурно-оздо­ровительной работы со школьниками, проживающими в условиях повы­шенной радиоактивности: Автореф. дис... д-ра пед. наук. — К., 1997. — 44 с.

Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. — К.: Здоров'я, 1986.

- 216 с.

Линець М.М. Основи методики розвитку рухових якостей. — Львів: Шта-бар, 1997. - 208 с

Линець М.М., Андрієнко Г.М. Витривалість, здоров'я, працездатність. — Львів: 1993. - 132 с

Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. — М.: Наука, 1972. — 272 с.

Лях В.И. Координационные способности школьников. — Минск: По­лымя, 1989. - 160 с.

Лях В. И. Взаимоотношение координационных способностей и двига­тельных навыков: Теоретический аспект // Теория и практика физ. культу­ры. - 1987. - № 9. - С. 61-62.

Мазниченко В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущно­сти и механизмов двигательных навыков // Теория и практика физ. культу­ры. - 1984. - № 7. - С. 49-51.

Мак-Комас А.Дж. Скелетные мышцы. — К.: Олимпийская литература, 2001. - 408 с.

Матвеев Л. П. Меерсон Ф.З. Некоторые закономерности спортивной тернировки в свете современной теории адаптации к физическим нагрузкам // Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагруз­кам. - К.: КГИФК, 1984. - С. 29-40.

Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — К.: Олимпийская литература, 1999. — 320 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры — М.: Физкуль­тура и спорт, 1991. — 544 с.

Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1991. — 278 с.

Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. — М.: Ме­дицина, 1979. - 296 с.

Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. — С.67—73.

Метаболизм в процессе физической деятельности /Под. ред. М. Харгрив-са. — К.: Олимпийская литература, 1998. — 288 с.

Минаев В.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с.

Михайлов В.В. Дыхание спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1983.

- 104 с.

Моногаров В.Д. Генез утомления при напряженной мышечной деятель­ности // Наука в олимпийском спорте. — 1994. — № 1. — С. 63—72.

Москатова А.К. Влияние генетических и средовых факторов на разви­тие моторных способностей. — М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 40 с.


OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Рас


Ч418


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


           
     



Мохан Р., Глессон М., Гринхафф П.Л. Биохимия мышечной деятельнос­ти и физической тренировки. — К.: Олимпийская литература, 2001. — 296 с.

Назаров В.Т. Биомеханическая стимуляция: Явь и надежды. — Минск: Полымя, 1986. - 96 с.

Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофма-на. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 с.

Нетт Т. Обзор интервальной тренировки // Бег, бег, бег. — М.: Физ­культура и спорт, 1967. - С. 276-288.

Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: Физ­культура и спорт, 1970. — 478 с.

Основы теории и методики физической культуры /Под ред. А.А. Гужа-ловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.

Паффенбаргер Р.С., Олъсен Э. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. — К.: Олимпийская литература, 1999. — 320 с.

Петровский В.В., Полищук В.Д. Биологическое, индивидуальное и соци­альное в сфере физической культуры: Метод, реком. — К.: КГИФК, 1992. — 16 с.

Петровский В.В. Кибернетика и спорт — К.: Здоров'я, 1972. — 112 с.

Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. — К.: Здоров'я, 1978. - 96 с.

Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко НИ Влияние упражнений на работоспособность и здоровье человека. — К.: Здоров'я, 1986. — 152 с.

Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. — К.: Здоров'я, 1989. - 168 с.

Платонов В.Н Адаптация в спорте. — К.: Здоров'я, 1988. — 216 с.

Платонов В.Н. Нагрузка в спортивной тренировке // Современная си­стема спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995. — С. 92—108.

Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 584 с.

Платонов В.Н, Петровский В.В., Булатова М.М., Матвеев С.Ф. Основ­ные понятия (категории) теории физической культуры и теории спорта: Метод, реком. - К.: КГИФК, 1989. - 22 с.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 288 с.

Платонов В.Н, Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. — К.: Рад. шк., 1988. - 288 с.

Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. — К.: Вища шк., 1984. - 352 с.

Платонов В.Н, Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого клас­са. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 256 с.

Платонов В.М., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсмена. — К.: Олімпійська література, 1995. — 320 с.

Полієвський С.А., Калінкін Л.А., Віленський М.Я. Обгрунтування особли­востей фізичного виховання учнівської молоді російських територій чорно­бильського варіанту забруднення: 36. наук, праць II міжн. конф. "Фізична культура, спорт та здоров'я нації". — Ч.П. — 1996. — С. 65—68.

-Q-



OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Радфч419

 


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Померанцев В.В. Анализ временных рядов в планировании. — М.: Эко­номика, 1974. — 184 с.

Програми для загальноосвітніх закладів "Фізична культура ". 1—11 класи. - К.: Перун, 1998. - 52 с.

Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам // Физиология адаптационных процессов. — М.: Наука, 1986. — С. 124—221.

Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. — М.: Акаде­мия, 2001. - 152 с.

Сеченов ИМ. Физиология нервных центров. — 2-е изд. — М.: Медгид, 1952. - 624 с.

Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 62 с.

Столяров В. И. Методические проблемы исследования физической культуры и спорта как элементов образа жизни // Спорт и образ жизни. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 4—21.

Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта: Учеб. по­собие. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 96 с.

Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. - 272 с.

Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 360 с.

Теория и методика физической культуры /Под ред. Ю.Ф Курамшина, В.И. Попова. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. - 374 с.

Теория спорта /Под ред. В.Н. Платонова. — К.: Вища шк., 1987. — 424 с.

Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. — К.: Здо­ров'я, 1986. - 208 с.

Уилмор Дж.Х., Костила Д.Л. Физиология спорта и двигательной актив­ности: Пер. с англ. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 504 с.

Уилмор Дж.Х., Костила Д.Л. Физиология спорта: Пер. с англ. — К.: Олимпийская литература, 2001. — 504 с.

Ульямс Э. Биохимическая индивидуальность. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960. - 278 с.

Фарфель B.C. Двигательные способности // Теория и практика физ. культуры. - 1977. - № 12. - С. 27-30.

Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса: Пер. с англ. /Под ред. Дж. Дункана Мак-Дугалла, Г.Э. Уэнгера, Г.Дж. Грина. — К.: Олимпийская литература, 1998. — 432 с.

Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.

Фольборт Г.В. Об основных закономерностях взаимоотношения про­цессов утомления и восстановления // Процессы утомления и восстановле­ния в деятельности организма. — К.: Госиздат УССР, 1958.



OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Радфч420

 


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 176 с.

Харре Д. Учение о тренировке: Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.

Хартманн Ю., Тюннеманн X. Современная силовая тренировка. — Бер­лин: Шпортферлаг, 1988. — 336 с.

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспита­ния и спорта. — М.: Академия, 2000. — 480 с.

Хоули Э.Т., Френке БД. Оздоровительный фитнес: Пер. с англ. — К.: Олимпийская литература, 2000. — 368 с.

Христинін B.I. Вправи на розслаблення. — К.: Здоров'я, 1973. — 40 с.

Цзен М.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М.: Физ­культура и спорт, 1985. — 160 с.

Чоаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 136 с.

Шепард Р.Д. Практическая значимость максимального потребления кислорода // Наука в олимпийском спорте. — 1995. — № 2. — С. 39—44.

Шиян Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. — Т. 1. — Тернопіль: Навчальна книга — Богдан, 2002. — 252 с

Шиян Б.М., Папуша В.Г. Теорія фізичного виховання. — Тернопіль: Збруч, 2000. - 184 с

Шиян Б.М., Папуша В.Г., Приступа С.Н. Теорія фізичного виховання. — Львів: ЛОНМІД, 1996. - 220 с

Шолих М. Круговая тренировка: Пер. с нем. — М.: Физкультура и спорт, 1966. - 174 с.

Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995. - С.226-237.

Эдвард Т. Хоули, Б. Дон Френке. Оздоровительный фитнесс. — К.: Олим­пийская литература, 2000. — 368 с.

Эйрес Р. Научно-техническое прогнозирование и домосрочное плани­рование. — М.: Мир, 1971. — 280 с.

Энока P.M. Основы кинезиологии. — К.: Олимпийская литература, 1998. - 400 с.

Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 228 с.

Ahlborg В., Bergstru,m I., Ekelund L.G. et al. Muscle metabolism during iso­metric exercise performed at constant force // J. Appl. Physiol. — 1972. — V.33,2.

- P.224-227.

Alexander R.McN. The spring in your step: the role of elastic mechanisms in human running // G. de Groot, A.P.Hollander, P.A.Huijing & G.J. van Ingen Schenau (eds). Biomechanics XIA. — Amsterdam: Free University Press, 1988a.

- P.17-25.

Atha S. Strengthening muscule // Exercise and sport sciences rewiews. — 1981. - V.9. - P.l-73.

Blume D.-D. Fundamentals and metods for the formation of coordinative



OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Радфч421

 


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




abilities // Principles of Sports Training. — Berlin: Sportverlag, 1982. — P.150-158.

Brown W.E., Salmons S., Whalen R.G. The sequential replacement of myosin subunit isoforms during muscle type transformation induced by long-term electri­cal stimulation //J.Biol. Chem. - 1983, V.258. -P.14686-14692.

Caiozzo V.J., Perrine J.J., Edgerton V.R. Training — induced alterations of the invivo force-velocity relationship of human muscle // J. of Appl. Physiol.: Respiratory, Enviren-mental, and Exercise Physiology. — 1981. — 51. — P.750-754.

Counsilman J.E. Swimming power // Biokinetic Strength Training: Copyright.

- 1980. - V.I. - P. 41-48.

De Vries H.A., Houch T.J. Physiology of Exercise. — Medison: WCB Brown and Benchmarc Publishes, 1994. — 636 p.

Di Prampero P.E., Di Limas F.P., Sassi G. Maximal muscular power aerobic and anaerobic in 116 athletes performing at the Olympic games in Mexico // Ergonomics. - 1980. - Bd.6. - P.665.

Dudley G.A., Tesch P.A., Miller B.J., Buchanan P. Importance of eccentric actions in perfomance adaptations to resistance training // Aviation Space and Environmental Medicine. - 1991. - 62. - P.543-550.

Eriksson B.O. Physical training, oxygen supply and muscle metabolism in 11-to 13-year-old boys // Acta Physiol. scand. — 1972. — P.384.

Fiatarone M.A., Marks E.C., Ryan N.D. Meredith training in nonagenarians. Effects on skeletal muscle // J. of Americ. Med. Association. — 1990. — 263. — P.3029-3034.

Frontera W.R., Meredith C.N., O'Reill K.P., Knuttgen H.G, Evans W.J. Strength conditioning in older men: sceletal muscle hypertrophy and improved function // J. of Appl. Physiol. - 1988. - 64. - P. 1038-1044.

Gambetta V. Principles of plyometric training // Track Technique, USA: Fall, 1987. - P.3099-3104.

Gravs E., Pollock L., Jones E., Colvin В., Leggett H. Specificity of limited range of motion variable resistance training // Med. and Sci. in Sports and Exer.

- 1989. - V.21. - 1. - P.338-354.

Hakkinen K. Neuromuscular and hormonal adoptations during strength and power training. A reviw // J. of Sports Med. and Physic. Fitness, 1989. — V.29, № 1. - March. - Italy. - P.9-26.

Harre D. Kraftfahigkeite // Trainingwissenschaft. — Berlin: Sportverlag, 1994.

- P. 159-167.

Hermansen L. Muscle metabolism during exercise. — New York: Plenum, 1971. - P. 401-407.

Hettinger Th. Isometrische Muskeltraining. — Stuttgart, 1986.

Hollman W., Hettinger T. Sportmedizin Arbeite und Trainingsgrundlagen. — Stuttgart, New York, 1980. - 774 s.

Holmer I. Physiology of swimming nan // Acta Physiol. scand. — 1974. — P.467.

Hoppeler H. Exercise — induced ultrastructural changes in sceletal muscle // Int. J. Sports Med. - 1986. - V.7. - P. 187-204.


OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Hopper В. Getting a grip on strength // Swimming Technique. — 1980. — V.17. № 2. - P.10-13.

Howald H. Training-induced morphological and functional changes in skele­tal muscle // Int. J. Sports Med. - 1982. - V.3. - S. 1-12.

Huijing P.A. Mechanical Muscle Models // Strength and Power in Sport. — Oxford: Blackwell Scientific Publications, 1992. - P. 130-150.

Johnson B.J., Adamczyk J. W., Pennoe K.O. et al. A comparison of concentric and eccentric muscle training. — Med. and Sci. in Sports. — 1976. — 8(1). — P.35-38.

Karlsson J.B., Diamant В., Saltin. Muscle metabolites during submaximal and maximal exercise in man // Scand. J. Clin. Lab. Invest. — 1970. — V.26. — N 4.

- P. 385-394.

Komi P.V. Stretch-Shortening Cycle // Strength and Power in Sport. — Blackwell Scientific Publications, 1992. - P. 169-179.

Lindh M. Increase of muscle strength from isometric quadriceps exercises at different knee angles // Scandinavian J. of Rehabilitation Med. — 1979. — 11(1).

- P.33-36.

Malina R., Bouchard C. Growth, maturation, and physical activity. Jilinois: Human Kinetics Books Champaign, 1991. — 464 p.

Martin D., Carl K, Lehnertz K. Handbuch Trainingslehre. — Schorndorf: Hoffman, 1991. - S.240-290.

Moore J. C. Active resistance strength and isometric exercise in strengthening wrist flexion in normal adults // Archives of Physic. Med. and Rehabilitation. — 1971. - 52(6). - P.264-269.

Morgan Т.Е. et al. Muscle Metabolism During Exercise /B.Pernow and B.Saltin, eds. - Plenum, New York, 1971. - P.87-95.

Narici M.V., Roi G.S., Landoni L., Minetti A.E., Ceretelli P. Changes in force, cross-sectional area and neural activtion during strength training and detraining of the human quadriceps // Europ. J. of Appl. Physiol. — 1989. — 59.

- P.310-319.

Pfeifer H., Harre D. Fundamentals and principles of endurance training // Principles of Sports Training. - Berlin: Sportverlag, 1982. - P.108-124.

Platonov V.N., Bulatova M.M. Preparazion fisica. — Barselona: Paidotribo, 1993. - 408 p.

Reindell H., Roskamm H., Gerschler W. Das Intervalltraining. Physiologische Grundlagen, praktische Anwendung und Scheidigungsmoglichkeiten // Wissenschaftliche Schriftenreihe des Deutschen Sportbundes. — Barht, Mbnchen.

- 1962. - Bd.4. - S.94.

Rugh J. The effect of seat position on the efficiency of bicycle pedalling // Physiologic - 1974. - V.106. - P.186-193.

Sale D.G. Neural adaptation to strengh training // Strenght and Power in Sport. - Oxford: Blackwell Scientific Publications, 1992. -P. 249-265.

Sale D.G., MacDougall J.D. Isokinetic strength in weigth-trainers // Europ. J. of Appl. Physiol. - 1984. - 53. - P.128-132.

Saltin B. Cardiovascular and pulmonary adaptation to physical activity // Exercise, Fitness and Health. C. Bouchard R.J., Shepphard Т., Stephens J.R.,


OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Sutton B.D., Me Pherson (Eds.). — Champaign IL: Human Kinetic Books, 1988.

- P. 187-203.

Saltin В., Gollnick P.D. Skeletal muscle adaptability: significance for metab­olism and performance // Handbook of Physiology Skeletal Muscle, Section 10.

- Bethesda, 1992. - P. 555-631.

Schnabel G., Harre D., Borde A. Trainingswissenschaft, Leistung, Training, Wettkampf. - Berlin: Sportverlag, 1995. - 556 s.

Schu,n F.A., Hollmann W., Leisen H., Waterloh E. Electronenmikroskopische Befunde am M. vastus Lateralis von Untrainierten und Marathonlnufern sowie ihre Besiehung rur relativen maximalen Saurstoffaufnahme und Laktatprouduction. — Deutsch. Sportaizt — Kongres Bad Nanheim, 1978.

Shepard R.J., Plylye M.J. Peripheral circulation and endurance // Endurance in Sport. - Oxford: Blackweel Scientific Publications, 1992. - P. 80-95.

Sjodin В., Svedenhag J. Applied physiology of marathon running // Sports Med. - 1985. V.2. - P.83-99.

Sutton J.R., Balcomb A., Killian K. et al. Breathlessnes at Altitude // Breathlessness // Cambell Symposium, N.L.Jones, K.J.Killian (Eds.). — Toronto: Bochringer Ingelheim. Inc., 1992. - P. 143-148.

Tesch P.A. Training for Bodybuilding. — Strength and power in Sport. — Blackwell Scientific Publications, 1991. - P.370-381.

Vacula I., Dostal E., Vomacka V. Abeceda atletickeno treninku. — Praha: Olympia, 1983. - 274 s.



OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Радфч424

 


Навчальне видання




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.283 сек.