КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность системы физического воспитания
Концепция управления физическим состоянием детей, подростков и юношей и удовлетворения потребности в двигательной активности предполагает разработку соответствующих критериев эффективности как всего процесса физического воспитания, так и отдельных программ физкультурно-оздоровительных занятий. Применение системного подхода к физическому воспитанию позволяет рассматривать его как целостную систему, состоящую из компонентов, результатом функционирования которых является новое свойство — высо- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ кий уровень физического, психического и социального здоровья занимающихся. Рассматривая физическое состояние как основу в достижении конечной цели физического воспитания и имеющее количественные характеристики, можно определить критерии эффективности процесса физического воспитания. При этом необходимо отметить, что под физическим воспитанием мы понимаем педагогический процесс использования средств физического воспитания и различных форм, направленный на достижение обозначенной цели. Физическое воспитание детей, подростков и юношей осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия. Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания — как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Принимая во внимание ухудшающееся состояние здоровья детей, увеличение почти в два раза (с I по XI класс) количества учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, учащение повторных острых респираторно-вирусных заболеваний в 6—7 раз в год, можно признать, что негативное влияние внешних условий в настоящее время преобладает над позитивным влиянием противодействующих факторов, одним из которых является физическое воспитание. Вероятно, с этих позиций следует подходить к выбору критериев эффективности функционирования системы физического воспитания в целом. Ими могут быть: • достигнутый уровень физического здоровья основной массы детей и • достигнутый уровень физической подготовленности, соответствую • количество повторных заболеваний и пропущенных по болезни дней • доступность занятий спортивной и оздоровительной направленности • удовлетворение спроса населения в получении физкультурно-оздоро • уровень социального и психического здоровья молодежи (количество • средняя продолжительность жизни в регионе, стране. Говоря об эффективности системы физического воспитания подрастающего поколения, необходимо анализировать все компоненты социальной и педагогической подсистем, т.к. дети школьного возраста и учащаяся молодежь охвачены государственной системой образования, в рамках которой осуществляется обязательный процесс физического воспитания. Соотношение — 28 ч урочной формы занятий общеобразовательными предметами к _______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 2 ч физкультуры в неделю в школе свидетельствует о несоблюдении физиологического нормирования умственной и физической нагрузки в процессе роста и развития организма. Мероприятия в режиме дня (физкультминутки, подвижные перемены) носят рекреационный, а не развивающий характер. Внеклассная и внешкольная работа осуществляется добровольно и может проводиться в организованных и самостоятельных формах. Организованные формы осуществляются в ДЮСШ, детских спортивных клубах, физкультурно-оздоровительных комплексах и т.п., их посещение зависит от мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями и доступности (бесплатные или платные) занятий. Самостоятельные занятия (выполнение домашних заданий в виде индивидуальных программ) зависят от квалификации и заинтересованности в самосовершенствовании занимающегося и могут дополнить объем двигательной активности. Поэтому критериями эффективности системы физического воспитания в школе могут быть: • повышение уровня здоровья учащихся (снижение количества детей, • повышение уровня физической подготовленности (результаты двига • повышение объема и интенсивности суточной и недельной двигатель • повышение интереса и мотивации к систематическим занятиям фи Определение эффективности отдельных физкультурно-оздоровительных программ основано на оценке адаптационных реакций организма. Рациональное дозирование физических нагрузок при систематических занятиях физическими упражнениями обеспечивает рост уровня физического состояния за счет расширения функциональных резервов организма, повышения физической работоспособности и подготовленности. Величина эффекта у лиц разного возраста, разной тренированности и генетических особенностей неодинакова. Темпы повышения физического состояния обратно пропорциональны его исходному уровню. Наибольший прирост уровня физического состояния отмечается у нетренированных в сравнении с тренированными. Исследованиями авторов показано, что у лиц с уровнем физического состояния ниже среднего в течение 8 нед оздоровительных занятий отмечался рост уровня физического состояния (92,3 % случаев), а у лиц выше среднего уровня — в 75 %. Поэтому на начальных этапах занятий физическими упражнениями улучшение работоспособности, результативности в выполнении отдельных упражнений (длина дистанции бега, скорость бега, число подтягиваний, длина прыжков и т.д.) выражено больше у лиц с низким уровнем физической подготовленности при равных сроках тренировки. У детей эти изменения начинают ощущаться после 5—10 занятий, од- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ нако они носят нестойкий характер. При продолжении занятий они становятся стабильнее, что обусловлено инерцией структурных сдвигов, требующих более 4 нед воздействий. При одинаковом физическом состоянии (например, среднем) после 50 лет отмечаются возрастные различия в развитии тренировочного эффекта, что проявляется в снижении темпов прироста абсолютных, при сохранении относительных величин, показателей физической работоспособности и подготовленности. Поэтому у тех, кто впервые приступает к занятиям физическими упражнениями в среднем и пожилом возрасте, следует ожидать более медленное, чем у молодых людей повышение результатов. Радикально изменять параметры в оздоровительных программах целесообразно после повышения уровня физического состояния и перехода в другой функциональный класс. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________ 1. Что понимается под "управлением" в процессе физического воспитания? 2. Какие основные признаки сложных, кибернетических, динамических, вероятност 3. Каковы особенности системы "учитель-ученик", ("тренер-спортсмен")? 4. Назвать основные условия управления в физическом воспитании. 5. Что понимается под "моделью", "моделированием" и каковы возможности их при 6. Дать характеристику прогнозированию как составному элементу управления. 7. Каковы этапы и методы прогнозирования? 8. Каково значение контроля в управлении физическим воспитанием? 9. Каковы задачи и функции предварительного, оперативного, текущего и этапного
10. Как использовать педагогический контроль для повышения мотивации учащихся 11. Раскрыть содержание понятия программирования в физическом воспитании. 12. Что включает алгоритм программирования занятий? 13. Как определить рациональные параметры занятий в физическом воспитании? 14. В чем заключается технология коррекции программ занятий в физическом воспи 15. Каковы критерии эффективности системы физического воспитания различных OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Рас Ч413 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Адуло Т.П. Культура, философия и духовный мир человека. — Минск: Наука и техника, 1986. — 228 с. Алтер Дж. Наука о гибкости. — К.: Олимпийская литература, 2001. — 424 с. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. — К.: Здоров'я, 1984. - 230 с. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Здоров'я, 1985. — 80 с. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избр. труды. - М.: Наука, 1979. - 454 с. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: МГП "Петрополис", 1992. - 124 с. Апанасенко Г.Л. Проблемы управления здоровьем человека // Наука в олимпийском спорте. — 1999. — Спец. выпуск. — С. 56—60. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. — К.: Здоров'я, 1998. - 248 с. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития — М.: Наука, 1981. — 282 с. Астранд P.O. Факторы, обусловливающие выносливость спортсмена // Наука в олимпийском спорте. — 1994. — № 1. — С. 43—46. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте — М.: Медицина, 1990. — 192 с. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физической воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979. — 294 с. Балъсевич В.К. Новое в теории и практике обучения спортивным движениям // Теория и практика физ. культуры. — 1987. — № 9. — С. 61—62. Балъсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека — К.: Здоров'я, 1987. - 224 с. Баранов СП. Сущность процесса обучения. — М.: Просвещение, 1981. - 142 с. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947. — 255 с. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. - 228 с. ^>
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — 348 с. Біомеханіка спорту / За ред. А.М. Лапутіна. — К.: Олімпійська література, 2001. — 320 с. Боген М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. — М., 1989. — 52 с. Болобан В.Н., Мистулова Т.Е. Дидактическая система обучения спортивным упражнениям со сложной координационной структурой // Наука в олимпийском спорте. — 1995. — № 2. — С. 27—30. Болобан В.Н. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - К., 1990. - 46 с. Бубэ X., Фэк Т., Штюблер X, Трогш Ф. Тесты в спортивной практике: Пер. с нем. — М.: Физкультура и спорт, 1968. — 240 с. Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в различных климатогеогра-фических условиях. — К.: Олимпийская литература, 1996. — 176 с. Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье. — М.: Знание, 1991. — 64 с. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок. — М.: Просвещение, 1991. - 64 с. Вацеба О.М. Нариси з історії західноукраїнського спортивного руху. — Івано-Франківськ: Лілея — НВ, 1997. — 232 с Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие /Под ред. Л.П. Матвеева. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 130 с. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 216 с. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 332 с. Вишнев СМ. Основы комплексного прогнозирования. — М.: Наука, 1977. - 184 с. Войтенко В.П. Здоровье здоровых: Введение в санологию. — К.: Здоров'я, 1991. - 246 с. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1977. - 144 с. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. — К.: Олимпийская литература, 2002. — 296 с. Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н. Биохимая мышечной деятельности. — К.: Олимпийская литература, 2000. — 504 с. Воль А. Спорт и качество жизни // Спорт и образ жизни. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 22—35. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт // Очерки по физиологии и спортивной тренировке. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 256 с. Выдрин В.М. Теория физической культуры. — Л.: ГДОИФК, 1988. — 272 с. Гельфанд И.М., Цейтлин М.Л. О математическом моделировании цент-
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ральной нервной системы // Модели структурно-функциональной организации некоторых биологических систем. — М.: Наука, 1966. — С.9—26. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 366 с. Гужаловский А.А. Проблема критических периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 211—224. Гужаловский А.А. Состояние и пути резервных возможностей организма учащихся 7—15 лет, проживающих в зоне радиационного загрязнения, посредством физической культуры // Вестник спортивной Беларуси. — 1995. - № 3. - С. 40-43. Гуськов СИ., Кофман Л. Б. Спорт и американская школа. — Москва, 1995. - С. 160. Деминский А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания. — Донецк: АО Донеччина, 1995. — 520 с. Детская спортивная медицина /Под ред. СБ. Тихвинского и СВ. Хрущева. — М.: Медицина, 1991. — 560 с. Донской ДД. Биомеханика с основами спортивной техники. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 288 с. Донской А.А. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968. - 176 с. Донской ДД. Теория строения действий (физических упражнений). — М.: ГЦОЛИФК, 1990. - 20 с. Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Самоконтроль физического состояния. — К.: Здоров'я, 1980. — 128 с. Жордочко Р.В., Соболев Ю.Л., Соболев Л.М. Розвиток гнучкості спортсмена. - К.: Здоров'я, 1980. - 104 с. Зенов БД., Кошкин И.М., Вайцеховский СМ. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 80 с. Иващенко Л.Я., Круцевич Т.Ю. Методика физкультурно-оздоровительных занятий. - К.: УГУФВС, 1994. - 126 с. Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. — К.: Здоров'я, 1988. — 156 с. Израэль 3. Оптимальное приспособление сердца к физической нагрузке // Спорт в современном обществе: Сборник науч. материалов Всемирного науч. конгресса (Москва, ноябрь 1974 г.). — М.: Физкультура и спорт, 1974. - С. 284. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Минск: 1992. — 24 с. Калінкін Л.А., Кузьмичова СВ., Крилова В.М. Облік регіональних особливостей при формуванні програм фізкультурно-оздоровчих занять серед школярів: 36. наук, праць II міжн. конф. "Фізична культура, спорт та здоров'я нації". - Ч.П. - 1996. - С 42-44. Карпман В.Л., Хрущев СВ., Борисова Ю.А. Сердце и работоспособность спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 120 с.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Каунсилмен Д. Наука о плавании: Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1972. - 428 с. Каунсилмен Дж.Е. Спортивное плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с. Келлер B.C., Линец М.М., Турецкий Б. В. Диагностика функционального состояния фехтовальщиков под воздействием физической нагрузки // Научно-спортивный вестник. — 1989. — № 5. — С. 28—29. Келлер B.C., Платонов В.М. Теоретико-методичні основи підготовки спортсменів. — Львів: Українська Спортивна Асоціація, 1993. — 270 с Колчинская А.З. О физиологических механизмах, определяющих эффект средне- и высокогорья // Теория и практика физ. культуры. — 1990. — № 4. - С. 39-43. Колычев В.А. Физическая культура и социальное здоровье населения. — М.: Советский спорт, 1998. — 112 с. Коробков А.В. Физическое воспитание /Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. — М.: Высш. шк., 1983. — 392 с. Коц Я.М. Физиологические основы физических (двигательных) качеств // Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 53-103. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. — К.: Олимпийская литература, 1999. — 232 с. Круцевич Т. Модельно-целевые характеристики физического состояния в системе программирования физкультурно-оздоровительных занятий с подростками // Наука в олимпийском спорте. — 2002. — № 1. — С. 23-29. Круцевич Т.Ю. Научные исследования в массовой физической культуре. - К.: Здоров'я, 1985. - 116 с. Круцевич Т.Ю. Оцінка як один із факторів підвищення мотивації учнів до фізичної активності // Фізичне виховання в школі. — 1999. — № 1. — С 47-50. Круцевич Т.Ю. Прогнозные модели гармоничности физического развития подростков // Педагогіка, психологія та методико-біологічні проблеми фіз.виховання і спорту: 36. наук, праць /За ред. С.С. Єрмакова — Харків: XXIII. - 2000. - № 12. - С 48-55. Круцевич Т., Петровсий В. Физическое воспитание как социальное явление // Наука в олимпийском спорте.— 2001. — № 3.— С. 3—15. Кузнецова З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физ. культура в школе. — 1975. — № 1. — С. 709. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Радуга, 1982. - 398 с. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. — 2-е изд. доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с. Курамшж Ю.Ф., Двейржа О.А. Координационные способности и методика их развития // Теория и методика физ. культуры (курс лекций) / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.Н. Попова. - СПб, 1999. - С. 163-178.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Куц А.С. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной работы со школьниками, проживающими в условиях повышенной радиоактивности: Автореф. дис... д-ра пед. наук. — К., 1997. — 44 с. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. — К.: Здоров'я, 1986. - 216 с. Линець М.М. Основи методики розвитку рухових якостей. — Львів: Шта-бар, 1997. - 208 с Линець М.М., Андрієнко Г.М. Витривалість, здоров'я, працездатність. — Львів: 1993. - 132 с Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. — М.: Наука, 1972. — 272 с. Лях В.И. Координационные способности школьников. — Минск: Полымя, 1989. - 160 с. Лях В. И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков: Теоретический аспект // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - № 9. - С. 61-62. Мазниченко В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - № 7. - С. 49-51. Мак-Комас А.Дж. Скелетные мышцы. — К.: Олимпийская литература, 2001. - 408 с. Матвеев Л. П. Меерсон Ф.З. Некоторые закономерности спортивной тернировки в свете современной теории адаптации к физическим нагрузкам // Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам. - К.: КГИФК, 1984. - С. 29-40. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — К.: Олимпийская литература, 1999. — 320 с. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 544 с. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1991. — 278 с. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. — М.: Медицина, 1979. - 296 с. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. — С.67—73. Метаболизм в процессе физической деятельности /Под. ред. М. Харгрив-са. — К.: Олимпийская литература, 1998. — 288 с. Минаев В.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с. Михайлов В.В. Дыхание спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1983. - 104 с. Моногаров В.Д. Генез утомления при напряженной мышечной деятельности // Наука в олимпийском спорте. — 1994. — № 1. — С. 63—72. Москатова А.К. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей. — М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 40 с. OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 Рас Ч418 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мохан Р., Глессон М., Гринхафф П.Л. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки. — К.: Олимпийская литература, 2001. — 296 с. Назаров В.Т. Биомеханическая стимуляция: Явь и надежды. — Минск: Полымя, 1986. - 96 с. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофма-на. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 с. Нетт Т. Обзор интервальной тренировки // Бег, бег, бег. — М.: Физкультура и спорт, 1967. - С. 276-288. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 478 с. Основы теории и методики физической культуры /Под ред. А.А. Гужа-ловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с. Паффенбаргер Р.С., Олъсен Э. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. — К.: Олимпийская литература, 1999. — 320 с. Петровский В.В., Полищук В.Д. Биологическое, индивидуальное и социальное в сфере физической культуры: Метод, реком. — К.: КГИФК, 1992. — 16 с. Петровский В.В. Кибернетика и спорт — К.: Здоров'я, 1972. — 112 с. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. — К.: Здоров'я, 1978. - 96 с. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко НИ Влияние упражнений на работоспособность и здоровье человека. — К.: Здоров'я, 1986. — 152 с. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. — К.: Здоров'я, 1989. - 168 с. Платонов В.Н Адаптация в спорте. — К.: Здоров'я, 1988. — 216 с. Платонов В.Н. Нагрузка в спортивной тренировке // Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995. — С. 92—108. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 584 с. Платонов В.Н, Петровский В.В., Булатова М.М., Матвеев С.Ф. Основные понятия (категории) теории физической культуры и теории спорта: Метод, реком. - К.: КГИФК, 1989. - 22 с. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 288 с. Платонов В.Н, Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. — К.: Рад. шк., 1988. - 288 с. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. — К.: Вища шк., 1984. - 352 с. Платонов В.Н, Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 256 с. Платонов В.М., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсмена. — К.: Олімпійська література, 1995. — 320 с. Полієвський С.А., Калінкін Л.А., Віленський М.Я. Обгрунтування особливостей фізичного виховання учнівської молоді російських територій чорнобильського варіанту забруднення: 36. наук, праць II міжн. конф. "Фізична культура, спорт та здоров'я нації". — Ч.П. — 1996. — С. 65—68. -Q-
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Померанцев В.В. Анализ временных рядов в планировании. — М.: Экономика, 1974. — 184 с. Програми для загальноосвітніх закладів "Фізична культура ". 1—11 класи. - К.: Перун, 1998. - 52 с. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам // Физиология адаптационных процессов. — М.: Наука, 1986. — С. 124—221. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. — М.: Академия, 2001. - 152 с. Сеченов ИМ. Физиология нервных центров. — 2-е изд. — М.: Медгид, 1952. - 624 с. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 62 с. Столяров В. И. Методические проблемы исследования физической культуры и спорта как элементов образа жизни // Спорт и образ жизни. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 4—21. Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 96 с. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. - 272 с. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 360 с. Теория и методика физической культуры /Под ред. Ю.Ф Курамшина, В.И. Попова. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. - 374 с. Теория спорта /Под ред. В.Н. Платонова. — К.: Вища шк., 1987. — 424 с. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1978. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. — К.: Здоров'я, 1986. - 208 с. Уилмор Дж.Х., Костила Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности: Пер. с англ. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 504 с. Уилмор Дж.Х., Костила Д.Л. Физиология спорта: Пер. с англ. — К.: Олимпийская литература, 2001. — 504 с. Ульямс Э. Биохимическая индивидуальность. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960. - 278 с. Фарфель B.C. Двигательные способности // Теория и практика физ. культуры. - 1977. - № 12. - С. 27-30. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса: Пер. с англ. /Под ред. Дж. Дункана Мак-Дугалла, Г.Э. Уэнгера, Г.Дж. Грина. — К.: Олимпийская литература, 1998. — 432 с. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с. Фольборт Г.В. Об основных закономерностях взаимоотношения процессов утомления и восстановления // Процессы утомления и восстановления в деятельности организма. — К.: Госиздат УССР, 1958.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 176 с. Харре Д. Учение о тренировке: Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1971. - 328 с. Хартманн Ю., Тюннеманн X. Современная силовая тренировка. — Берлин: Шпортферлаг, 1988. — 336 с. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2000. — 480 с. Хоули Э.Т., Френке БД. Оздоровительный фитнес: Пер. с англ. — К.: Олимпийская литература, 2000. — 368 с. Христинін B.I. Вправи на розслаблення. — К.: Здоров'я, 1973. — 40 с. Цзен М.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 160 с. Чоаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 136 с. Шепард Р.Д. Практическая значимость максимального потребления кислорода // Наука в олимпийском спорте. — 1995. — № 2. — С. 39—44. Шиян Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. — Т. 1. — Тернопіль: Навчальна книга — Богдан, 2002. — 252 с Шиян Б.М., Папуша В.Г. Теорія фізичного виховання. — Тернопіль: Збруч, 2000. - 184 с Шиян Б.М., Папуша В.Г., Приступа С.Н. Теорія фізичного виховання. — Львів: ЛОНМІД, 1996. - 220 с Шолих М. Круговая тренировка: Пер. с нем. — М.: Физкультура и спорт, 1966. - 174 с. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995. - С.226-237. Эдвард Т. Хоули, Б. Дон Френке. Оздоровительный фитнесс. — К.: Олимпийская литература, 2000. — 368 с. Эйрес Р. Научно-техническое прогнозирование и домосрочное планирование. — М.: Мир, 1971. — 280 с. Энока P.M. Основы кинезиологии. — К.: Олимпийская литература, 1998. - 400 с. Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 228 с. Ahlborg В., Bergstru,m I., Ekelund L.G. et al. Muscle metabolism during isometric exercise performed at constant force // J. Appl. Physiol. — 1972. — V.33,2. - P.224-227. Alexander R.McN. The spring in your step: the role of elastic mechanisms in human running // G. de Groot, A.P.Hollander, P.A.Huijing & G.J. van Ingen Schenau (eds). Biomechanics XIA. — Amsterdam: Free University Press, 1988a. - P.17-25. Atha S. Strengthening muscule // Exercise and sport sciences rewiews. — 1981. - V.9. - P.l-73. Blume D.-D. Fundamentals and metods for the formation of coordinative
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ abilities // Principles of Sports Training. — Berlin: Sportverlag, 1982. — P.150-158. Brown W.E., Salmons S., Whalen R.G. The sequential replacement of myosin subunit isoforms during muscle type transformation induced by long-term electrical stimulation //J.Biol. Chem. - 1983, V.258. -P.14686-14692. Caiozzo V.J., Perrine J.J., Edgerton V.R. Training — induced alterations of the invivo force-velocity relationship of human muscle // J. of Appl. Physiol.: Respiratory, Enviren-mental, and Exercise Physiology. — 1981. — 51. — P.750-754. Counsilman J.E. Swimming power // Biokinetic Strength Training: Copyright. - 1980. - V.I. - P. 41-48. De Vries H.A., Houch T.J. Physiology of Exercise. — Medison: WCB Brown and Benchmarc Publishes, 1994. — 636 p. Di Prampero P.E., Di Limas F.P., Sassi G. Maximal muscular power aerobic and anaerobic in 116 athletes performing at the Olympic games in Mexico // Ergonomics. - 1980. - Bd.6. - P.665. Dudley G.A., Tesch P.A., Miller B.J., Buchanan P. Importance of eccentric actions in perfomance adaptations to resistance training // Aviation Space and Environmental Medicine. - 1991. - 62. - P.543-550. Eriksson B.O. Physical training, oxygen supply and muscle metabolism in 11-to 13-year-old boys // Acta Physiol. scand. — 1972. — P.384. Fiatarone M.A., Marks E.C., Ryan N.D. Meredith training in nonagenarians. Effects on skeletal muscle // J. of Americ. Med. Association. — 1990. — 263. — P.3029-3034. Frontera W.R., Meredith C.N., O'Reill K.P., Knuttgen H.G, Evans W.J. Strength conditioning in older men: sceletal muscle hypertrophy and improved function // J. of Appl. Physiol. - 1988. - 64. - P. 1038-1044. Gambetta V. Principles of plyometric training // Track Technique, USA: Fall, 1987. - P.3099-3104. Gravs E., Pollock L., Jones E., Colvin В., Leggett H. Specificity of limited range of motion variable resistance training // Med. and Sci. in Sports and Exer. - 1989. - V.21. - 1. - P.338-354. Hakkinen K. Neuromuscular and hormonal adoptations during strength and power training. A reviw // J. of Sports Med. and Physic. Fitness, 1989. — V.29, № 1. - March. - Italy. - P.9-26. Harre D. Kraftfahigkeite // Trainingwissenschaft. — Berlin: Sportverlag, 1994. - P. 159-167. Hermansen L. Muscle metabolism during exercise. — New York: Plenum, 1971. - P. 401-407. Hettinger Th. Isometrische Muskeltraining. — Stuttgart, 1986. Hollman W., Hettinger T. Sportmedizin Arbeite und Trainingsgrundlagen. — Stuttgart, New York, 1980. - 774 s. Holmer I. Physiology of swimming nan // Acta Physiol. scand. — 1974. — P.467. Hoppeler H. Exercise — induced ultrastructural changes in sceletal muscle // Int. J. Sports Med. - 1986. - V.7. - P. 187-204.
OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Hopper В. Getting a grip on strength // Swimming Technique. — 1980. — V.17. № 2. - P.10-13. Howald H. Training-induced morphological and functional changes in skeletal muscle // Int. J. Sports Med. - 1982. - V.3. - S. 1-12. Huijing P.A. Mechanical Muscle Models // Strength and Power in Sport. — Oxford: Blackwell Scientific Publications, 1992. - P. 130-150. Johnson B.J., Adamczyk J. W., Pennoe K.O. et al. A comparison of concentric and eccentric muscle training. — Med. and Sci. in Sports. — 1976. — 8(1). — P.35-38. Karlsson J.B., Diamant В., Saltin. Muscle metabolites during submaximal and maximal exercise in man // Scand. J. Clin. Lab. Invest. — 1970. — V.26. — N 4. - P. 385-394. Komi P.V. Stretch-Shortening Cycle // Strength and Power in Sport. — Blackwell Scientific Publications, 1992. - P. 169-179. Lindh M. Increase of muscle strength from isometric quadriceps exercises at different knee angles // Scandinavian J. of Rehabilitation Med. — 1979. — 11(1). - P.33-36. Malina R., Bouchard C. Growth, maturation, and physical activity. Jilinois: Human Kinetics Books Champaign, 1991. — 464 p. Martin D., Carl K, Lehnertz K. Handbuch Trainingslehre. — Schorndorf: Hoffman, 1991. - S.240-290. Moore J. C. Active resistance strength and isometric exercise in strengthening wrist flexion in normal adults // Archives of Physic. Med. and Rehabilitation. — 1971. - 52(6). - P.264-269. Morgan Т.Е. et al. Muscle Metabolism During Exercise /B.Pernow and B.Saltin, eds. - Plenum, New York, 1971. - P.87-95. Narici M.V., Roi G.S., Landoni L., Minetti A.E., Ceretelli P. Changes in force, cross-sectional area and neural activtion during strength training and detraining of the human quadriceps // Europ. J. of Appl. Physiol. — 1989. — 59. - P.310-319. Pfeifer H., Harre D. Fundamentals and principles of endurance training // Principles of Sports Training. - Berlin: Sportverlag, 1982. - P.108-124. Platonov V.N., Bulatova M.M. Preparazion fisica. — Barselona: Paidotribo, 1993. - 408 p. Reindell H., Roskamm H., Gerschler W. Das Intervalltraining. Physiologische Grundlagen, praktische Anwendung und Scheidigungsmoglichkeiten // Wissenschaftliche Schriftenreihe des Deutschen Sportbundes. — Barht, Mbnchen. - 1962. - Bd.4. - S.94. Rugh J. The effect of seat position on the efficiency of bicycle pedalling // Physiologic - 1974. - V.106. - P.186-193. Sale D.G. Neural adaptation to strengh training // Strenght and Power in Sport. - Oxford: Blackwell Scientific Publications, 1992. -P. 249-265. Sale D.G., MacDougall J.D. Isokinetic strength in weigth-trainers // Europ. J. of Appl. Physiol. - 1984. - 53. - P.128-132. Saltin B. Cardiovascular and pulmonary adaptation to physical activity // Exercise, Fitness and Health. C. Bouchard R.J., Shepphard Т., Stephens J.R.,
OLIMP_BOOK_LITERATURA.QXD 08.12.2007 14:38 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Sutton B.D., Me Pherson (Eds.). — Champaign IL: Human Kinetic Books, 1988. - P. 187-203. Saltin В., Gollnick P.D. Skeletal muscle adaptability: significance for metabolism and performance // Handbook of Physiology Skeletal Muscle, Section 10. - Bethesda, 1992. - P. 555-631. Schnabel G., Harre D., Borde A. Trainingswissenschaft, Leistung, Training, Wettkampf. - Berlin: Sportverlag, 1995. - 556 s. Schu,n F.A., Hollmann W., Leisen H., Waterloh E. Electronenmikroskopische Befunde am M. vastus Lateralis von Untrainierten und Marathonlnufern sowie ihre Besiehung rur relativen maximalen Saurstoffaufnahme und Laktatprouduction. — Deutsch. Sportaizt — Kongres Bad Nanheim, 1978. Shepard R.J., Plylye M.J. Peripheral circulation and endurance // Endurance in Sport. - Oxford: Blackweel Scientific Publications, 1992. - P. 80-95. Sjodin В., Svedenhag J. Applied physiology of marathon running // Sports Med. - 1985. V.2. - P.83-99. Sutton J.R., Balcomb A., Killian K. et al. Breathlessnes at Altitude // Breathlessness // Cambell Symposium, N.L.Jones, K.J.Killian (Eds.). — Toronto: Bochringer Ingelheim. Inc., 1992. - P. 143-148. Tesch P.A. Training for Bodybuilding. — Strength and power in Sport. — Blackwell Scientific Publications, 1991. - P.370-381. Vacula I., Dostal E., Vomacka V. Abeceda atletickeno treninku. — Praha: Olympia, 1983. - 274 s.
Навчальне видання
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |