Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по коррекции программ физического воспитания школьников, проживающих в зонах радиационного загрязнения




1. Для снятия кинезофобического синдрома, обеспечения безопасности занятий в
условиях загрязненной зоны и максимального эффекта на уроках физкультуры предлага­
ется проведение уроков при регулируемой пониженной температуре воздуха и усиленной
вентиляции в спортивном зале. Методика проведения занятия включает использование
функциональной музыки, наглядных пособий, разминки босиком и др.

2. Пониженная температура воздуха стимулирует учащихся к повышенной активно­
сти на занятии даже без принуждения педагога. В результате занятий улучшаются пока­
затели ЖЕЛ, нейродинамики, физической подготовленности и состояния здоровья, что
выражается в повышении уровня закаленности, в меньшем количестве дней нетрудоспо­
собности (Полієвський, Калінкін, Віденський, 1996). Рекомендуется повышение концен­
трации озона (до 10 ПДК) в спортивном зале в течение 2 ч с промежутком времени озо­
нирования до начала занятий — 8ч (Калінкін, Кузьмичова, Крилова, 1996). Особенности
методики занятий заключаются в преимущественном использовании в занятиях с детьми
средств анаэробной направленности, что снижает объем легочной вентиляции и способ­
ствует меньшему поглощению вредных веществ. Экспериментально доказана польза оз­
доровительных занятий в плавательных бассейнах. Авторы обращают внимание на необ­
ходимость увеличения учебных часов по плаванию в программах по физическому
воспитанию для детей, проживающих в зоне радиационного контроля, по сравнению с
их сверстниками, проживающими в "чистой" местности.

3. Поскольку в условиях повышенной радиоактивности не рекомендуется включать
упражнения на общую выносливость в программы по физическому воспитанию в таком
объеме, как в экологически чистой местности, предусматривается комплексное развитие
физических качеств (Куц, 1997). Экспериментально установлено, что использование ком­
плекса специальных силовых упражнений с отягощениями массой 30—50 % максималь­
ного способствует значительному повышению скоростных способностей; 70—90 % мак­
симального дает наибольший прирост силовых способностей; 50—70 % максимального
приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых и скоростно-силовых ка­
честв.

4. В программах по физическому воспитанию в школах рекомендуется следующее
соотношение средств: силовой направленности — 30—35 %, на выносливость — 20—25 %,
скоростной и скоростно-силовой направленности — 20—25 %, профилактико-оздорови-
тельной — 10—15 %, на гибкость — 5—10 %.

Мотивы и интересы. При общих возрастных закономерностях мотива-ционной деятельности в сфере физического воспитания существуют осо-


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

бенности ее проявления у детей и подростков в зависимости от материаль­но-технического обеспечения учебного процесса (наличие современной спортивной базы в школе или ее отсутствие), квалификации учителя физ­культуры, семейного воспитания, влияния микросреды. Эти особенности могут проявляться в сторону усиления спортивных или оздоровительных мотивов, или же снижения уровня мотивации к занятиям физическими уп­ражнениями.

Интересы к занятиям видами двигательной активности также могут отличаться не только в отдельных регионах, но и в соседних школах. На­вязывание обязательных видов двигательной активности, не пользующих­ся популярностью у школьников, вызывает негативные эмоции, снижение интереса к занятиям, нежелание их посещать и приводит к отсутствию оз­доровительного эффекта в процессе физического воспитания. Базовый компонент программы должен корректироваться по своему содержанию в зависимости от культивируемых видов спорта при условии, что большин­ство учащихся их поддерживают, от интересов учащихся, которые выясня­ются путем опроса. В одних школах популярными видами среди школьни­ков могут быть спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), в других — разновидности оздоровительного фитнесса (аэробика, роуп-скиппинг, бодибилдинг и др.). При сохранении общего подхода к направленности развития двигательных качеств в различные возрастные периоды, методи­ки их развития, средства в занятиях по физическому воспитанию могут быть разные (бег, плавание, упражнения со скакалкой, упражнения с мя-чем и т.п.).

Для повышения активности учащихся и формирования у них потреб­ностей к систематическим занятиям физическими упражнениями в про­граммах по физическому воспитанию рекомендуется использовать:

• механизм формирования привычек в поведении, который предусмат­
ривает включение в деятельность школьников систематического выполне­
ния индивидуальных заданий по физкультуре и проверки их результатов
(срочная и накопительная адаптации);

• оценку результатов физической активности, которая должна фикси­
ровать сдвиги, происходящие под влиянием систематических занятий (при­
рост результатов относительно исходного уровня);

• накопление практического опыта положительных изменений в физи­
ческой подготовленности под влиянием систематических занятий физичес­
кими упражнениями;

• эмоциональные факторы и впечатления при посещении спортивных
соревнований;

• подражание положительным примерам физического совершенствова­
ния;

• привлечение к непосредственному участию в школьных соревновани­
ях всех учеников, относящихся к основной медицинской группе;

• учет интересов и желаний учеников при выборе видов физических уп­
ражнений, которые способствуют получению положительных эмоций от
двигательной активности.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Национальные традиции и культурные особенности регионов вносят народный колорит в программы по физическому воспитанию. Обязатель­ным компонентом программ являются подвижные игры, забавы, которые могут отличаться по сюжету, оформлению, организации и соответствовать традициям той местности, где они получили наибольшее распространение. Так, во Львовской и Ивано-Франковской областях традиционными явля­ются культурно-спортивные праздники "Казацкие забавы", которые вклю­чают поднимание тяжести, перетягивание каната, перемещение телеги и т.п. В Центральной Украине распространенной является лапта, в Западной Украине — аналогичная игра с несколько измененными правилами и назы­вается "Городковый мяч". Игра "Удочка" в одних регионах проводится с использованием обыкновенной спортивной скакалки, в других обязатель­ным условием является веревка, на конце которой привязывается мешочек с песком.

Групповые программы могут составляться для лиц, объединенных ка­ким-либо признаком — уровнем физического состояния, уровнем физичес­кой подготовленности, нозологическим видом заболевания и т.п. Коррек­ция этих программ осуществляется с учетом перечисленных факторов, а также с использованием технологии коррекции индивидуальных программ.

Индивидуальная программа составляется для конкретного лица с уче­том уровня физического состояния, особенностей высшей нервной деятель­ности, соматотипа и т.п.

Коррекция индивидуальных и групповых программ подразделяется на опе­ративную и текущую.

Оперативная коррекция предусматривает исправление технических ошибок при выполнении упражнения, введение дополнительных попыток для закрепления двигательного навыка, а также регулирование физической нагрузки на занятии.

Контроль за реакцией организма занимающегося на выполняемую фи­зическую нагрузку дает информацию преподавателю о направленности срочной адаптации и ее соответствии задачам программы. Соответствие адаптационных реакций организма запланированным свидетельствует об адекватности режимов двигательной активности задачам, поставленным в занятии. Неадекватность программы проявляется в несоответствии факти­ческих величин контролируемых показателей запланированным. Эти величины могут быть ниже запланированных (ЧСС после выполнения бега на выносливость — 120 вместо 140 уд□ мин"1), что препятствует решению поставленных задач и приводит к отсутствию тренирующего эффекта при развитии физических качеств, и выше запланированных, что может приве­сти к функциональным расстройствам и срыву адаптации.

Полученная преподавателем информация требует принятия решения о коррекции программы, которая включает педагогические и организацион­ные действия.

Регулирование физической нагрузки на занятии осуществляется изме­нением объема и интенсивности, которые находятся в обратной зависимо­сти. Педагогические действия по коррекции программы связаны с исполь-


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

зованием параметров физических упражнений как фактора, регулирующего нагрузку.

Организационные действия связаны со способами организации зани­мающихся, в результате которых будет изменяться индивидуальная нагруз­ка в занятии.

Параметрами, регулирующими нагрузку, являются:

темп выполнения упражнения;

количество упражнений, выполненных за единицу времени;

интервалы отдыха между упражнениями;

скорость выполнения упражнений;

мощность физической нагрузки;

усилия при выполнении силовых, скоростных, скоростно-силовых упражнений
относительно максимума;

количество упражнений в занятии;

длительность выполнения упражнений;

длина преодолеваемой дистанции;

моторная плотность занятия

Текущая коррекция программы занятий осуществляется по результатам контроля восстановления функции организма после предыдущего занятия, после серии занятий или вынужденного перерыва в занятиях, связанных с болезнью. При трех-, четырехразовых занятиях в неделю "след" от предыду­щего занятия со средней по объему и интенсивности нагрузкой сохраняется на протяжении 48—62 ч, а восстановление наступает в течение 24 ч. Если на­грузка была большой по объему, то восстановление может происходить более 24 ч и следующее занятие попадет в стадию недовосстановления, что требует снижения нагрузки на занятии, введения рекреационных мероприятий.

После заболевания в зависимости от нозологии и длительности проте­кания возобновление занятий осуществляется согласно рекомендациям вра­ча и нагрузка снижается на 30—40 %.

Коррекция программ занятий осуществляется по завершении этапа подготовки, о чем свидетельствует достижение модельной характеристики более высокого уровня физического состояния, с учетом индивидуальных адаптационных реакций организма занимающегося.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.