Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Через тернии 2 страница




"Если я могу построить яхту типа «Нерпа» длиной 6 метров, то почему в определенных условиях и при определенной помощи со стороны друзей не смогу построить яхту двенадцатиметровую, широкую, с высокими бортами и самому пойти на ней вокруг Света! А то, что без заходов - так это совсем хорошо, так как не нужна валюта, которой просто у меня и не было ни одного цента.

Все это сверкнуло как молния и обожгло мое сознание. Сила, красота и привлекательность этой идеи были непередаваемо прекрасны и величественны. Я не мог тогда по-другому представить эту мечту. Меня мог понять только моряк - романтик, испытавший себя во время штормов в длительном плавании и представляющий, что такое океан и одиночество. Ведь это колоссальный и неординарный труд в жесточайших условиях, но на фоне непередаваемой красоты. И это - прикосновение к природе, о которой канцелярские работники и деклараторы с экрана телевизора только что и умеют говорить, делая умный вид, что они что-то понимают. Не всем, и ни при каких домашних условиях не дано понять природу. Иначе мы бы не издевались над ней и не были бы простыми потребителями.

Я еще и еще раз пропустил это откровение через сознание и понял, что это не сон, ничего мне не приснилось. Это действительность, и я смогу сделать, что задумал. Не нужно торопиться, теперь надо все тщательно и последовательно продумать, КАК это сделать!

Я начал просматривать в журналах чертежи теперь уже океанских яхт. Беглый осмотр, возможно, и погубил меня. Мне показалось, что все просто. Что это мне по силам. Впоследствии, я не раз вспоминал эти дни и смеялся над своей наивностью. Все оказалось во стократ сложнее и труднее.

Отсутствие капитанских прав меня почему-то не волновало. Я был командиром судна, имел права яхтенного рулевого 2 класса. И потом я окончил Высшее морское училище, был знаком со штурманским делом, знал навигацию. Что же еще нужно?

Постепенно, но довольно быстро, мысль о том, что я могу построить яхту, пригодную для океанского плавания, и отправиться в кругосветное путешествие, овладела моим сознанием настолько, что я уже не в силах был сдерживать себя и хранить это в тайне. Как не глупо, но я почувствовал себя счастливым, мне представилось самой судьбой творить. Я начал познавать новое, начал "ломать" голову и думать. А это приятно, если дело любимое… Долго молчать я не мог. Такое большое дело в одиночку не делают. Нужны советы, нужна помощь, да и просто моральная поддержка. Первой "жертвой” был Станислав Базыкин. Я с удовольствием наблюдал за его реакцией. Сначала он просто не мог вымолвить слово, схватил мою руку и закричал:

- Ты что! Да ты меня убил! Как, откуда ты это взял?

- Вот думал, думал, и вдруг решил. Что-то в голову стукнуло.… Думаешь, не получится?

- Об этом каждый моряк мечтать боится. Это же прекрасно. Но пойти на своей самодельной яхте? Это я представить не могу. Ты хорошо подумал?

- Уже целую неделю только и думаю об этом. Главное - это строительство яхты, небольшой, конечно. Она же будет гораздо устойчивее и выдержит большую нагрузку, чем любой корабль.

- Согласен.

- Я просмотрел журналы. Труд большой, я уже разобрался с теорией строительства и технологией постройки яхт. Кроме того, думаю два-три раза съездить в Ленинград, на завод где строятся яхты. Проконсультируюсь в конструкторском бюро. Что-то нужно будет попросить на флоте, пока я еще служу.

- А как со службой.

- Уволюсь в запас, - с ходу сказал я, как будто это был уже решенный вопрос.

- Ты уже и это решил?

- Это само собой вытекает. Нужно время, много времени.

- А как реагирует жена? Командование?

- Ты первый, кому я сказал. Знаю, что появится множество вопросов, поэтому давай начала поговорим вдвоем. Ты меня поймешь. Мне так кажется. Мне еще придется много выдержать и насмешек, и подначек.

- Да уж чего, чего, а этого будет предостаточно. По-моему, ты еще не представляешь той лавины, которая обрушится на тебя.

Мы долго обсуждали все вопросы, связанные и со строительством яхты и подготовкой к плаванию. В конце беседы Станислав сказал, что нужно все, что возможно, получить на флоте.

- У меня, - сказал он, - есть хороший штурман на тральщике. Они стоят рядышком в бухте. Он проведет с тобою серию занятий по определению места яхты в океане, даст бланки, чтобы ты сам мог тренироваться. Кроме того, у меня есть знакомые среди рыбаков. У них можно достать канаты и траса на фалы, шкоты и для швартовки.

Вечером я рассказал о своем желании построить яхту и пойти в кругосветное плавание своей жене:

- Надолго? - спросили жена.

- Что надолго?

- Твоя прихоть.

- Я совершенно серьезно. Я уже целый месяц занимаюсь изучением конструкций океанских яхт и пришел к убеждению, что я могу, при известных условиях, ее построить. Конечно, на это уйдет не один год, и придется демобилизоваться.

- А на что мы будем жить? На твою пенсию? Ты, смеешься? - Моя жена во время нашей совместной жизни (19 лет) не работала, и вопрос денег был для нее очень серьезным. Она сразу поняла, что иссякнет ручеек, так исправно снабжавший ее купюрами.

- Пойдешь и ты на работу, - недолго думая, предложил я ей.

- Ладно, поиграйся. Прожил полсотни лет, а все как дитя…

Мы так и оставили вопрос открытым. Я в надежде, что она не будет мешать и привыкнет. Она - что я не сумею перебороть возникшие трудности и откажусь...

Постепенно я рассказал обо всем этом своим сослуживцам и друзьям.

Естественно, реакция была совершенно различная, но никто не остался равнодушным. Одних это восхищало, интересовало, откуда эта идея, кто подсказал. Они желали удачи и обещали помощь, если это будет в их силах. Были и такие, которые называли это чудачеством, маниловщиной и говорили, что все это закончится просто болтовней, стоит мне только столкнуться с трудностями. Третьи, положительно оценивая мою мечту, соглашались, что при определенных условиях мне, возможно, удастся построить океанскую яхту и даже вырваться в закрытое море, например Азовское, для ее испытания, но совершить кругосветное плавание в нашей стране невозможно. Существует определенный запрет на подобного рода мероприятия, так называемый "железный занавес" и вряд ли тебе откроют ворота в океан, с сожалением констатировали они.

- Не пустят тебя и найдут десятки причин, чтобы придраться. Среди яхтсменов найдут людишек, которые в угоду начальникам будут травить тебя и доказывать, что ты никуда не годишься. Ты для них чужой. Ишь, чего захотел.

Очень многие говорили, что на моем пути будет столько преград, что на преодоление их не хватит никаких сил.

В книге пожеланий капитан-лейтенант Сердюк М.И. писал:

..."Возьмите с собой косу, чтобы на своем пути косить терновые кусты...»

Новости распространяются довольно быстро, особенно в малых городах. Как всегда, каждый спешил поделиться интересной информацией, поэтому через месяц обо мне знали не только в базе, поселке, но и в Североморске. Моя жена об этом рассказала учителям в школе, где учились наши дети. И как-то после родительского собрания меня пригласила директриса, чтобы удостоверится лично, побеседовав с виновником “утки”.

- Мне говорили, что вы собираетесь совершить кругосветное плавание? Это правда, или шутка?

- Нет, не шутка, но пока это только планы, мечта.

- О, господи! Это же не так просто. На чем же?

- На яхте, под парусами. Это единственное, что в наше время выполнимо. Для двигателей никакого горючего не хватит, да и денег тоже.

- Но ведь нужна океанская яхта, где ее взять? Я, по крайней мере, не слышала, чтобы в нашей стране кто-то участвовал в океанском плавании на наших яхтах.

- Вы правы. Все еще впереди. Я еще только-только начал конструирование океанской яхты, способной выйти в океан и выдержать длительное плавание.

- Но построить океанскую яхту одному, при ваших средствах невозможно. - Она смотрела на меня, по меньшей мере, как на загадочную личность. Хотя нет, пожалуй, больше как на ученика, плохо знающего урок и пытающегося что-то сочинить.

- Я с вами согласен. Обождите, как педагог, знающая психологию, вы как раз и поддержите меня. Или нет? Я начну работу с того, что у меня есть. Во-первых, проконсультируюсь в судостроительных КБ, покажу им свой проект. Во-вторых, начну строить на свои средства, постепенно знакомя с тем, что сделано. Определенный круг людей может заинтересоваться. Я уверен, что, когда будут результаты, мне помогут. Романтики не перевелись, на них моя надежда.

- Да, я смотрю, вы уже многое продумали. Это все хорошо, но существует не малый риск. Прежде всего, вы страшно рискуете, планируя такое длительное плавание в одиночку.

- Да. Я ничего не отрицаю, но это дело сопряжено с таким множеством проблем, что на обсуждение их потребуется не час, не два. Многие дни и месяцы.

Она смотрела на меня, не зная, что сказать. Сказать правду, что это все смешно и невыполнимо силами одиночки, это значит, обидеть меня. Очевидно, в самом начале нужно человека поддержать. Наверное, так она и думала и поэтому продолжила в оптимистическом духе.

- Мужайтесь. Не знаю, завидовать вам или нет, но знаю одно - еще до выхода в море вам здорово достанется. Ну, уж если вы сдадитесь, то многие обрадуются и поиздеваются над вами. А пока самые наилучшие вам пожелания. Дай вам Бог сил и здоровья.

Насколько оказалась права эта пожилая, умудренная опытом женщина! Через несколько лет, в то время, когда я находился в тренировочном плавании по Черному морю, по приказанию замдиректора Воскресенского химкомбината г. Воропаева мой стапель сожгут и место сравняют бульдозером. В заводской многотиражке появится заметка, что... "яхтсмен из него не получился"… Но через год я получу диплом "яхтенного капитана" с правом неограниченного плавания. Правда, об этом наша комбинатовская многотиражка промолчит. Но сейчас, разговаривая с директрисой школы, я этого пока еще ничего не знал.

Я собрался уходить вместе с директрисой, когда ко мне обратилась завуч. Не только у меня, наверное, у очень многих людей рождается внутреннее чувство уважения к учителям. В школе, хотя я учился без троек, я баловался. Не раз меня вызывали то к директору, то к завучу на предмет воспитания. И, наверное, у меня сохранился «страх» перед этими наставниками на всю жизнь.

- Вы извините меня, Александр Моисеевич, я невольно все слышала и у меня есть еще важный вопрос. Вы не боитесь идти один. Ведь так часто гибнут корабли, а вам, и помочь будет некому.

- Да я все это уже продумал и с вами согласен. Естественно, риск есть, но тщательной подготовкой и отработанной радиосвязью риск будет сведен к минимуму. В новом деле без риска никак нельзя. Думаю, многое будет зависеть от меня. Будет трудно, и, наверное, очень трудно и страшно. Но чем большие трудности испытывает человек в том или ином деле, тем более он счастлив при осуществлении его дела.

- А одиночество? Это же чрезвычайно трудно. Мы все привыкли жить в коллективе, особенно в нашей стране. Вы подумали об этом? Выдержите ли?

- Согласен с вами. Вот это, пожалуй, самый важный вопрос. Я думал об этом. Во-первых, цель настолько великая и неординарная, что она мобилизует всего меня, и на прочие желания и переживания останется мало времени. Причем, обстоятельства заставят меня все время напряженно трудиться, и некогда будет скучать. Управление судном, прокладка курса, определение места в океане, управление парусами, приготовление пищи, ремонт такелажа, парусов, ведение дневника, радиосвязь и... мало ли еще каких механизмов, непрерывную работу которых на такое продолжительное время гарантировать невозможно. А стирка белья, уборка помещений, зарядка аккбатареи, обновление запасов питьевой воды и писанина. Писать придется очень много о том, что я вижу, как себя чувствую. Буду слушать музыку - классику и народные песни. К счастью это я очень люблю. А вдруг кто-то из коротковолновиков захочет сыграть со мной в шахматы. Потом придется читать письма и может быть отвечать на них. Я попрошу друзей написать мне письма и, в определенные дни буду вскрывать их. И кроме всего, перед отплытием я побеседую с медиками, психологами. Они в этих вопросах понимают больше нас и, наверное, что-то нужное посоветуют.

Поместите двоих человек в разные комнаты, изолированные от внешнего мира. Одному дайте только продукты питания и всё. Ни книг, ни радио. Второму - дайте книги, радио и главное дайте ему задание в интересующей его области, с тем, чтобы он выполнил его в недельный срок. Обязательно за неделю! Через неделю спросите их, кто, сколько провел времени в своем "заточении". Думаю объяснять вам не нужно.

- Но вам будет страшно, да и любому...

- Точно. Будет страшно, согласен. Очень страшно и не раз. Я даже знаю, где и когда. В Средиземном море я буду бояться столкновения с кораблями. В теплых, ласковых широтах, где-нибудь около Канарских островов, буду бояться урагана, в Конских широтах, особенно в жаркие ночи безветрия, наступит тоска, и буду бояться морских чудовищ, описанием которых пестрит наша приключенческая литература. В ревущих сороковых буду бояться и за яхту, и за такелаж, и за свою жизнь. А в проливе Дрейка я сойду с ума. Ну, а вообще-то я буду вести прокладку и передавать свое место коротковолновикам, так что люди всегда будут знать, где я, и помогут. Так, например, в Индийском океане около островов Крозе, я буду знать, что примерно через 195 дней я буду дома.

- Вы шутите?

- Почти.

- Но нельзя быть таким легкомысленным. Это же серьезное дело. Вас же никто не посылает.

- Вот если бы посылали, то уж точно, было бы действительно трудно. Трудно потому, что пришлось бы все делать по указке, а не потому, что хочу.

- В этом вы правы.

- Мне просто с вами как-то стало легко. Мне еще придется и не один раз отвечать на подобные вопросы комиссии. Но я говорил почти все, что буду говорить им, только в легком стиле.

- А как ваши родные относятся к вашим планам?

- Можете спросить у моей дочери.

- Нет, а все же?

- Честно говоря, не знаю. Еще рано говорить об этом. По-моему они еще не понимают, что это такое, и насколько я это серьезно решил. Ведь столько предстоит сделать, на это уйдут годы. Жена не верит, считает, что это блажь и боюсь, что она внушила это детям. Сыну понравилось, и он просто поверил, не вникая в проблемы, которые мне предстоит взять на свои плечи. Наташа - не знаю. Она очень серьезная, находится под сильным влиянием матери. И для того чтобы она прореагировала, я должен с головой окунуться в работу, что-то сделать определенное и тогда говорить с ней. Словами ее не убедишь.

- Для меня это непостижимо. Я женщина и хотя живу среди моряков, мне это кажется невероятным и одному невыполнимым. Мне бы такое и в голову не пришло. Если вам удастся воплотить в жизнь свою мечту, вернуться из плавания, над этим вопросом будут ломать голову многие психологи.

- Я же изобретатель...

- Я знаю, мне говорили о вас. Большинство изобретений и открытий - рождение всего нового. Это всегда загадка, хотя мы ссылаемся на учебу и научные работы. Однако учатся миллионы, а делают открытия единицы. Если вы не торопитесь, то расскажите, пожалуйста, подробнее о маршруте вашего предполагаемого плавания. Прошу вас.

Как только я начал рассказ, перед моими глазами словно открылась карта мира, по которой я с карандашом прошел свой маршрут не один раз. Когда я закончил свой предполагаемый вояж вокруг Света, она взволнованно сказала.

- Это великолепно. Но, откуда вы так хорошо знаете географию? Моря, океаны, проливы, острова, земли, погоду, течения, ветры. Уму непостижимо. За один присест это никак не выучишь.

- Согласен. Но у меня была замечательная учительница по географии, заслуженная учительница республики, Москвина. Она учила нас своеобразно. На уроках она рассказывала о различных странах, путешествиях, о тех людях, которые населяют неизвестные нам земли. Читала книги. В общем, много просто интересного, но ничего из учебника, а в конце урока задавала на дом тот или иной параграф, чтобы мы прочли и выучили его сами. Мы очень любили её уроки. И еще, в училище мы изучали мореходное дело и знакомились с картами морей мира, изучали навигацию, лоцию. А главное, я много читал приключенческой литературы, книги о путешествиях, об истории великих открытий. Вместе с "чудаками» - мореплавателями я плыл по морям и океанам, переживал с ними радость открытия земель, борьбу с природными явлениями. За свою жизнь я проделал это не единожды. Любая книга об Африке или Америке - это история и география. А "Дети капитана Гранта" это ли не прекрасное изложение частички географии южной Америки, Австралии, океанов… Но при всех моих знаниях, я понимаю, что их у меня мало, и я буду сидеть над картами, лоцией все годы, пока буду готовиться к плаванию. Нужно знать все течения, границу распространения айсбергов, чтобы случайно не столкнуться с ними. Нужно на память знать, находясь в данной точке, где ближайший берег земли, и как с наименьшими трудностями туда быстрее добраться. Вывод один, как бы много не знал, нужно все равно учиться. Я, наверное, вас заговорил, извините.

- Что вы. Большое спасибо за рассказ и за то, что беретесь сделать. Я думаю, я уверена, что ваше плавание пойдет на пользу очень многим. Пишите обо всем пока вчерне, кто-нибудь потом обработает ваши материалы. Нашим детям очень нужна романтическая приключенческая литература на современном материале. Удачи вам!

 

На другом берегу Кольского залива, по пути на Мурманск, расположена главная база флота. Когда-то мы жили там, и в городе остались хорошие наши друзья - Леонид Каткович, служивший в то время в штабе флота, и его супруга, учительница математики и физики в школе, где учились наши дети. Милые и глубоко порядочные люди, обладающие непостижимыми законами человеческого общения, тактичностью, которую большинство из нас растеряли вместе с воспитанностью. Они всегда были желанными гостями у нас, а уж гостеприимству их можно было только позавидовать. Пожалуй, они были не от мира сего. Несмотря на тяжелые условия жизни на севере и трудности в быту, я никогда не слышал от них ни единого слова жалобы или неодобрения. Стоит ли сотрясать воздух и портить нервы, взвинчивая психику другим…

Дети в школе обожали Галину Анатольевну, хотя она была очень требовательной и не стеснялась поставить заслуженную двойку. Они понимали, что она справедлива. Уроки же она вела, обладая прекрасными педагогическими навыками и хорошим знанием предмета. Леонид пользовался большим авторитетом в штабе флота как прекрасный и опытный штурман, и надежный товарищ. Ну, а с их дочкой - мы были "не разлей вода" - большие и искренние друзья.

Галя готовила экспресс-ужин, а мы с Леонидом сели обсудить мои проблемы.

- Дядя Саша! Давайте играть в прятки, - пристала ко мне Аленка. Это в малогабаритной двухкомнатной квартире. Попробуй, спрячься. Я начал отказываться, но Аленка, сообразительная и живая как ртуть, девчонка, не отставала.

- Ты лучше расскажи дяде Саше, как ты напроказничала, за что тебе попало?

Но Аленка об этом уже забыла и требовала, чтобы я закрыл глаза, пока она спрячется за штору у окна. А Галина Анатольевна, накрывая стол, начала свой незатейливый рассказ об этой маленькой проказнице:

- На прошлой неделе звонят мне из милиции и к моему ужасу вызывают из школы домой. Я, ничего не понимая, бегу домой. Аленку я оставила дома одну. Что случилось, представить не могу, и потом, почему милиция? Что натворила эта кнопка, если ей начала заниматься милиция? Прихожу домой. Все на месте, Аленка в порядке, в комнате сидит милиционер. Оказывается, Аленка развлекалась. Набрала по телефону "О1" и позвонила в пожарную команду. Она недалеко. Из нашего окна хорошо видно, как машина выезжает по тревоге. "Дяденька, - говорит она, - у нас пожар", - и положила трубку. В пожарной команде тревога. Еще бы - звонит ребенок. А Аленка к окошку и смотрит, как машина выезжает по тревоге. Город у нас небольшой. Выехали они на улицу Сафонова, смотрят, ничего нет и, вернулись. Аленка снова набирает «О1» и, не удивляя пожарников разнообразием, говорит: "Дяденька, у нас пожар". Теперь дежурный сообразил и запросил телефонную станцию, кто звонил. Вот и пришли к нам домой, узнали, в чем дело, и вызвали меня.

- Девочка, - спросили они ее, - ты зачем звонила? А она отвечает, что хотела посмотреть, как машинки выезжают на пожар. "Вот и отключили наш телефон на три месяца".

- Попало тебе, Аленка? - спрашиваю ее.

- Нет, - отвечает пятилетняя проказница.

Какая она будет лет эдак через 12 -15, не знаю. Кому-то будет плохо, но, я ее балбесенку люблю. Похожа Аленка больше на отца. Мама ее более строгая и всегда в делах: и дома, и в школе. Но, несмотря на постоянную занятость - она строго следит за собой. У нее уже большой трудовой стаж, а она выглядит, как молоденькая девушка. Секрет, пожалуй, один - за продолжительную полярную зиму она пробегает не одну сотню километров по загородной лыжне.

Леонид попроще. Когда свободен, он за книгу и на диван. Я его не осуждаю: служба отнимает много сил. Впрочем, мы все такие, мужики.

После ужина я подробно изложил им суть своих планов и что уже успел продумать и сделать. Но это пока такой мизер, что хвастаться было нечем.

- Давай составим маленький план твоих действий, - начал Леня. - Тебе так много прибавится забот, что без ориентировочного плана, который ты постоянно будешь корректировать, тебе не обойтись. Тебе уже сейчас нужно продумать и решить, что ты здесь на флоте можешь сделать для подготовки к будущему плаванию. Тебе это пригодится, так как работы будет много, а времени мало.

- Я уже сейчас почувствовал, как стремительно понеслось время, как стало его не хватать. Здесь, по-моему, определенная взаимосвязь - чем больше забот и чем интереснее работа, тем становится меньше времени и тем скорее оно летит.

- Это ты еще не раз почувствуешь. Но, давай дальше. Нужно будет использовать то, что многие здесь тебя давно и хорошо знают, и ты можешь кое-что достать, хотя бы из штурманского имущества. На гражданке этого нет. Инструменты, например, книги, справочники, бланки… Я познакомлю тебя с начальником штурманских мастерских, и там тебе подберут что-нибудь из того, что списано на флоте. А для тебя все это пригодится.

- Спасибо, Леня!

- Кроме того, тебе нужно получить навигационные карты. Я тебе советую уже сейчас начать проработку маршрута. Надо чтобы ты все знал на память: и океан, и всевозможные расстояния в каждой точке от ближайшей земли. Направление ветров, волнения, температуру воздуха и воды, а в южных широтах - границу распространения айсбергов, течения, их силу, направление, зону действия. В общем, материала хватит.

- Знаешь, Лёня, я никогда с таким удовольствием не изучал ни один предмет, и все прекрасно запоминается, наверное, еще и потому, что это моя мечта, что я этого очень хочу…

- Следующий далеко немаловажный вопрос: Как ты будешь просить разрешения на выход в плавание? Ты же не придешь в Комитет по физкультуре и спорту, и скажешь: ”Здрасте, я - ваша тетя! Пустите, пожалуйста...”. Для них ты чужой, и не вздумай к ним обращаться. Более того, чем позже они узнают о твоей подготовке - тем лучше. Это очень, мягко выражаясь “суровые ребята” Там жестокие люди, и считай, что они будут твои главные недоброжелатели, которые вышколены борьбой за свои тепленькие административные кресла. Они безжалостны. Спорт - это борьба. Он ожесточает людей, особенно, когда они перестают быть спортсменами и становятся администраторами. Тебе нужно искать другую организацию, где работают ученые, путешественники. Люди, любящие природу, мир, подвижничество. Живут и трудятся не для обогащения, а ради развития науки, познания мира, ради людей. Знакомься с писателями. В общем, думай, ищи!

- Мы уже думали над этим вопросом у себя в Полярном. Я как раз хотел у тебя спросить, может быть, ты знаешь кого-нибудь из Географического Общества? Там объединяется очень хороший, умный, культурный народ: тактичные, воспитанные и чуткие люди с высокоразвитым чувством взаимовыручки, взаимопомощи и уважения к активному творческому труду.

- Я уже говорил о твоей идее штурману флота. Он ведет отделение Географического общества на Северном флоте. Как раз он и хотел с тобой познакомиться потому, что самый оптимальный вариант это идти в плавание от имени Географического общества АН СССР. И вообще, тебе будет легче даже при строительстве яхты, раз тебя кто-то будет официально поддерживать. А Географическое общество - очень авторитетная организация.

- Собственно, об этом мы так и думали. Но, как вступить в общество?

- Правила такие: во-первых, нужны рекомендации двух лиц - членов ГО. Но ты не беспокойся - это моя забота. Во-вторых, они требуют, чтобы вступающий написал небольшую научную работу на географическую тему, чтобы судить об уровне подготовки человека. Часть её или сокращенный вариант должен быть напечатан, ну хотя бы в нашей флотской газете. Конечно, нужно писать о Севере на какую-нибудь близкую тебе тему. Но так, чтобы было интересно всем читателям. Попробуй что-либо из истории…

- Хорошо, что-нибудь соображу...

- Насчет рекомендации не беспокойся, тебя на флоте хорошо знают. Наш председатель звонил как-то твоему командиру, там дали такую характеристику, что хоть на Луну посылай.

- Ладно - перестань. Я сам себя лучше знаю. Мне не нужно говорить, что я хороший. У меня предостаточно недостатков, могу поделиться. Ты думаешь то, что я иду в плавание, это только положительное? Найдутся люди, которые увидят в этом “что-то не то…”

- Да, к сожалению, ты прав. Есть у нас такие, которые видят «далеко и глубоко» и их радует, если они находят «что-то не то». Сколько бед они приносят людям. У них какое-то садистское нутро, которое они старательно скрывают...

Мы долго говорили на эту малоинтересную, но, к сожалению, существенную тему.

- Саша, я как педагог хотела бы Вам посоветовать, - начала Галина Анатольевна. - Я уже сейчас вижу, что вы ослеплены этой мечтой и раскрываетесь всей душой перед людьми, которые в какой-то степени интересуются этим вопросом. Так вот я все же считаю, что нужно как можно меньше рассказывать о своей подготовке к плаванию. Ну, уж, если только близким, или если вы уверены что человек с чистыми помыслами. Разные люди бывают, и мне не хотелось бы, чтобы вы сами себе навредили…

- Вы думаете, что и здесь будут искать задние мысли. К сожалению, наш мир так уж устроен, что везде есть «оппоненты», готовые наброситься на трудягу, как свора шавок.

- К сожалению...

И покатилось, полетело время.

Я написал очерк. Его напечатали в газете, и меня приняли в действительные члены Географического общества при АН СССР. К весне 1969 года я закончил расчеты и конструирование яхты, сделал добрый десяток чертежей в масштабе 1:10. Получилась небольшая яхта типа Бермудский кеч длиной 12,5 метров и шириной 3 метра. Достал компас, звездный глобус, секстан, лаг, немного фала у рыбаков, изготовил цистерну из нержавейки для питьевой воды. В общем, что-то двигалось. Получив почти полсотни карт по пути следования, я теперь смог с наслаждением разбирать маршрут плавания...

В мае жена с детьми уехала на северный берег Черного моря, и я остался совершенно один. Сразу же стало больше свободного времени. Хоть дома никто не высмеивал моего увлечения.

Настала пора для окончательного решения вопроса.

Чтобы идти в кругосветное плавание, я должен был уйти в запас, а решиться на это после 28 летней службы в армии, где прошла молодость, да и практически вся сознательная жизнь, непросто. Сложились определенные привычки, круг знакомых, сослуживцев, в корне отличающихся от гражданских лиц уж хотя бы тем, что наши взаимоотношения регламентировались уставами. Часто было трудно, так как в любое время я должен быть готов немедленно быть на службе; делать что-то в любое время дня или ночи, в тепле или на морозе, под дождем или в пургу. Я привык к этому. Я выполнял приказ. Трудно, но и легче, так как отношения были проще. Если я отдавал приказ, я отвечал за него, но мне никто не перечил. Такой была служба…

И так, я должен был уволиться в запас. Это, естественно, зависело не только от меня, но и от командования, и поэтому требовалась серьёзная аргументация. За долгую службу я привык во всех серьезных случаях, особенно в какой-то мере изменяющих жизненный уклад, обращаться к командиру. Это было легко, особенно в нашем случае, когда командир был как отец или старший хороший, заботливый товарищ. Капитан 1-го ранга Попов Иван Тихонович, человек с большим жизненным опытом, спокойный, обладающий выдержкой, тактичный. Он относился с большим вниманием к запросам подчинённых, всегда выслушивал, старался помочь решить те вопросы, с которыми к нему обращались и лишь иногда вдруг говорил: ”Не задавайте мне трудные вопросы”. Это значит, что обратившийся к нему должен был решить всё сам, самостоятельно.

- Иван Тихонович, у меня очень важный вопрос, я хочу с вами посоветоваться, хотя он касается главным образом лично меня и моей семьи. У меня родилась идея кругосветного плавания, и она настолько завладела мной, что я отдаю ей всё своё время и душу. Сейчас мне кажется, что я смогу построить яхту и пойти в плавание.

- Я слышал об этом, но не считал, что это серьёзно, да и сейчас сомневаюсь, представляешь ли ты, какой это кошмарный труд, и сколько необходимо средств.

- Да, я знаю, сколько нужно будет средств, как это будет трудно и физически и морально, но, по-моему, это не безнадёжно. Я много думал об этом и сейчас уверен, что на определенном этапе строительства и подготовки к плаванию, мне будут помогать. Я не верю, что наше советское общество останется равнодушным к этому неординарному плаванию. Ведь пока во всем мире в одиночку, без захода в порты, вокруг Света прошел только один человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.