Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе 1 страница




ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Глава 13

 

13.1. Сущность и назначение воспитания

«Воспитание» — основная категория педагогики, между тем до сих пор существует множество определений этого понятия. Объяс­няется это тем, что воспитание многозначно по своему содержа­нию. Перечислим некоторые из этих значений.

Воспитание — это творчески целенаправленный процесс взаи­модействия педагогов и воспитанников по созданию оптималь­ных условий организации усвоения социально-культурных ценно­стей общества и, как следствие, развития их индивидуальности, самоактуализации личности1.

Воспитание — передача старшими поколениями и усвоение новыми способов творческой деятельности, социальных и духов­ных отношений; целенаправленный процесс формирования у лич­ности социально значимых качеств2.

Воспитание — целенаправленное влияние на формирование качеств личности, на становление ее взглядов, чувств, интересов, привычек, мотивов, убеждений3.

Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление1.

____________________________________________________________________________________________________________________

1 См.: Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / под ред. П. И. Пидка-систого. — М, 2002. - С. 20.

2 См.: Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую акмеоло-гию. — М., 2003. — С. 144.

3 См.: Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002. — С. 157.

4 См.: Минимальный социальный стандарт Российской Федерации // Вест­ник образования. — 2003. — № 3, март. — Приложение к письму Минобраз. России от 15.12.2002. - № 30-51 - 914/16. - С. 56

 

Итак, воспитание — это процесс систематического и целена­правленного воздействия на духовное и физическое развитие лич­ности; процесс целенаправленного формирования личности в ус­ловиях специально организованной воспитательной системы.

Воспитание рассматривается с двух позиций: как обществен­ное явление и как педагогическое явление.

Воспитание как общественное явление — слож­ный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно исторического опыта, осуществ­ляемый всеми социальными институтами: общественными органи­зациями, СМИ, церковью, семьей, разными типам образователь­ных учреждений. В данном определении воспитание отождеств­ляется с социализацией.

Воспитание как педагогическое явление трак­туется в широком и узком значениях.

В широком педагогическом смысле воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в усло­виях специально организованной воспитательной системы, обес­печивающий взаимодействие воспитателей и воспитанников.

С точки зрения целенаправленного воздействия старших по­колений на младшие воспитание представляет собой взаимодей­ствие старших и младших при руководящей роли старших как сочетание двух типов отношений. Воспитание как специально орга­низованная деятельность по достижению целей образования яв­ляется одним из двух ее компонентов1.

В узком педагогическом смысле воспитание — это целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств, отношений чело­века. В более конкретном значении воспитание — это и решение конкретных воспитательных задач (например, какого-то нравствен­ного или эстетического качества), а также составные части целост­ного воспитательного процесса в виде умственного, нравственного, трудового и т.д. воспитания.

Существует общая классификация воспитания. В качестве составной части воспитательного проц е с с а воспитание разделяется:

— на умственное;

— нравственное;

— трудовое;

— физическое;

эстетическое.

По направлениям воспитательным работам в об­разовательных учреждениях:

— на гражданское;

— политическое...

— трудовое;

— физическое;

— правовое;

— экологическое;

— экономическое.

По институциональному призншща

— на семейное;

— школьное;

— внешкольное;

— на конфессиональное (религиозное);

— по месту жительства;

— в детских и юношеских организациях, специальных образо­вательных учреждениях.

По стилю отношений воспитателя и воспитан­ника:

— на авторитарное;

— демократическое;

— либеральное;

— свободное

По философской концепции:

на прагматическое;

— аксиологическое;

— коллективистское;

— индивидуалистическое;

— гуманистическое и др.

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования имеет и свои четко обозначенные цели.

Как философская категория «цель» представляет собой мыс­ленно предвосхищаемый результат будущей сознательной деятель­ности человека, коллектива, общества.

Цель воспитания — это идеальная модель личности воспитан­ника, на которую должен быть сориентирован воспитательный процесс.

Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Но существуют их общепринятые трактовки: воспитание всесторон­не и гармонично развитой личности; приобщение человека к куль­туре; воспитание социально компетентной личности, автономной личности; эмансипация, свободное развитие личности.

В структуре воспитания различаются две категории целей, ее сопровождающие: цели жизнедеятельности и цели воспитатель­ной деятельности.

Первые представляют собой набор частных целей, важных дл; личности и реализуемых ею с особой тщательностью: учебные трудовые, бытовые цели. Среди них выделяют цели далекие \ близкие, личные и коллективные.

Цели воспитания личность должна не только осознать, но v ■ принять как собственные, т.е. цели жизнедеятельности, а этогс довольно трудно добиться.

В педагогической теории и практике встречаются три вида це­лей воспитания:

— представления о желаемых качествах поведения личности;

— представления о том или ином желаемом наборе черт лич­ности;

— представления о желаемых характеристиках глубинных ка­честв личности (образа Я, личностных смыслов и т.п.).

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании.

Первый уровень — идеал воспитания — фиксируется в законодательных актах государства, поскольку он представляет со­бой социальный заказ общества, тот воспитательный идеал, кото­рый соответствует этому заказу и принимается социумом.

Второй уровень представляет собой образ социально же­лаемой подготовки личности на уровне воспитательных устремле­ний. Этот образ определяется как выполнение социального заказа и реализуется в разнообразных воспитательных системах, кото­рые присутствуют на тот момент в обществе.

Третий уровень — это уровень цели и смысла жизни чело­века, его потребности в самореализации. Здесь следует говорить о личностно ориентированной парадигме воспитания, которая в центр воспитания ставит развивающуюся личность; человекоцен-тристский принцип составляет ее основу. Акцент в воспитатель­ной работе смещается с воспроизводства к развитию креативной, творческой, ориентированной на систему ценностей личности.

Цели воспитания в современных условиях — целенаправлен­ное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию.

На сегодняшний день список этих конкретизирующих общую идею целей таков.

1. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самопознанию, интереса к своему Я, своим отношениям, возможностям.

2. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зре­ния интересов своего развития.

3. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самореализации как реализации в деятельно­сти и общении своего творческого и личностного потенциала. 4. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности к личностной саморегуляции, регуляции своего психиче­ского и физического состояния, притязаний, самооценки.

5. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности в соразвитии, совместном развитии, развитии себя через развитие другого. Вот ее возможная формулировка: создание усло­вий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Главная цель современного воспитания заключается в создании условий для формирования у каждого гражданина целостного ком­плекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обес­печивающих их успешное развитие.

На реализацию целей воспитания существенное влияние ока­зывают факторы воспитания.

Факторы воспитания как некое влияние, воздействие на про­цесс воспитания разделены на три группы: макрофакторы, мезо-факторы, микрофакторы.

Макрофакторы оказывают глобальные влияния на уровне де­мографических, экологических, политических, информационных особенностей страны, государства, общества. Макрофакторы чаще действуют не напрямую, а преломляясь через более ближние ме-зофакторы, а последние — через микрофакторы.

Мезофакторы — это влияния этнокультурные и региональ­ные.

С микрофакторами студенты взаимодействуют постоянно, по­скольку это общественные организации, семья, друзья, все те люди, которые окружают человека непосредственно. Совершенно оче­видно, что процесс воспитания конкретного студента преломля­ется через реализацию воспитателями государственных программ, через концепции, планы воспитательной работы конкретного кол­леджа или вуза, а принятие их конкретным студентом во многом зависит от особенностей семейного воспитания, влияния на сту­дента его друзей, сформированное™ у него определенной миро­воззренческой позиции.

Все факторы воспитания — это факторы социализации и фак­торы развития студента, так как воспитание направлено на социа­лизацию и развитие личности.

Факторы воспитания имеют противоречивый характер: с од­ной стороны, они оказывают положительное влияние, с другой — отрицательное.

Оптимальная позиция воспитателя в отношении положитель­ных, позитивных факторов предполагает:

— знание характера действия данного фактора;

— опору на его влияние в воспитании, использование его в воспитательном деле;

— «подключение» к факторам.

Приведем пример различия опоры и подключения.

Если педагог использует информацию, полученную воспитанникам! по телевизионным каналам, — это опора. Если стимулирует просмот; определенных программ, участие студентов в некоторых телевизионные акциях — то подключение.

В отношении негативных факторов главное — знание характе­ра их действия. Есть сколько угодно примеров, когда воспитатели и не задумываются над теми или иными отрицательными влияни­ями семьи, общества сверстников, других педагогов...

Существует несколько способов противостояния пе­дагога негативным факторам.

1. Нужно знать своих «социальных конкурентов». Такое отчет­ливое знание позволяет ставить реалистические воспитательные задачи.

2. Регулировать влияния негативных факторов можно, обсуж­дая со студентами те явления, проблемы, которые отрицательно влияют на развитие человека, вырабатывая у них конструктивное отношение к становлению, росту в данных условиях.

3. Нейтрализовать негативные факторы удается в совместной, коллективной деятельности воспитателей и воспитанников.

Формирование духовной культуры, ценностных ориентации человека в конкретной воспитательной деятельности связаны с тремя относительно автономными аспектами: организацией со­циального опыта человека, образования и индивидуальной помо­щи. Вкратце разберем каждое из этих условий.

В широком смысле социальный опыт представляет собой един­ство различного рода умений и навыков, знаний и способов мыш­ления, стереотипов поведения, ценностных установок, запечат­ленных ощущений и переживаний. Это и опыт взаимодействия с другими людьми, опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверж­дения. Организация социального опыта осуществляется через организацию опыта и жизнедеятельности формализованных групп и коллективов; организацию взаимодействия и обучение ему; через стимулирование самостоятельности, самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микро­группы.

Образование включает в себя систематическое обучение как основное, так и дополнительное, просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры и стимулирование самообразования и самовоспитания.

Индивидуальная помощь осуществляется через оказание содей­ствия в решении проблем, создание для воспитанника ситуаций успеха, позволяющих ему позитивно реализоваться, утвердиться, что по большому счету способствует его саморазвитию и самосо­вершенствованию. Сущность воспитания выражается в том, что оно строится на двух компонентах личностного образования: на формировании у воспитанников духовных и социальных отношений, а также ка­честв личности, позволяющих осуществлять эти отношения. Обоб­щенное представление мирового сообщества об облике человека XXI в. реализуется в такой цели воспитания: содействие индиви­дуальному развитию детей, раскрытие их творческого потенциа­ла, приобщение к материальной, духовной, нравственной культу­ре и формирование у них гражданского самосознания. Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов — национальных традиций, ненасилия, терпимости, коллективизма и сотрудничества как взаимопомощь и взаимопонимание, принцип личной ответственности за свои поступки.

Рассмотрим основные признаки воспитания.

Целенаправленность воспитания. Любое воспитательное воздей­ствие имеет цель, определенные тактические задачи по ее реали­зации, способы перевода цели воспитания во внутренние цели воспитанников.

Триединая сущность воспитания. Этот признак вытекает из оп­ределения самого понятия. Кроме этого, стимулируя процесс раз­вития личности, воспитание превращается в средство. Поскольку воспитание связано с постоянными личностными изменениями, постольку это — процесс. Оно же и результат данного процесса, потому что взаимодействие субъектов воспитательного процесса приводит к количественному и качественному накоплению опре­деленных качеств личности.

Воспитаниеэто процесс активного взаимодействия педагога и студентов. По мере развития воспитанника происходит смеще­ние педагогического воздействия к педагогическому взаимодей­ствию. Воспитанник постепенно становится субъектом воспита­тельного процесса, так как увеличивается доля его самопознания и на этой основе самовоспитания.

Воспитание имеет свое конкретное содержание. Имеется в виду освоение воспитанником культурных ценностей, накопление со­циального опыта и формирование отношения к предметам, явле­ниям, фактам, людям.

Воспитание — это творческий процесс. Данный признак обус­ловлен тем, что овладение культурой носит творческих характер, что индивидуальность воспитанников и педагогов позволяет им творчески интерпретировать стратегию и тактику воспитательно­го процесса.

В условиях образовательного учреждения воспитание осущест­вляется специально подготовленными людьми, обладающими опре­деленными личностно-профессиональными качествами, имею­щими определенную педагогическую и жизненную позицию, стремящимися к самопознанию, саморазвитию и самосовершен ствованию.

Выделим особенности процесса воспитания.

Воспитание носит многофакторный характер, так как станов ление личности студента происходит под воздействием и педаго гов, и семьи, и общественности, и средств массовой информации и социального окружения в виде друзей, разнообразных соци­альных институтов; да и сам юноша, пришедший в профессио­нальную школу, имеет уже некоторым образом сформированнук систему мировоззренческих позиций.

Воспитание — это длительный и непрерывный процесс, начина­ется оно с рождения ребенка, а его результаты обнаруживаются не сразу — иногда для проявления того или иного личностного качества нужны не только определенные ситуации, но и годы.

Воспитание предполагает одновременное формирование личност­ных качеств, так как человек не может воспитываться по частям. Воспитание невозможно без реализации принципа концент-ризма, так как педагогу приходится неоднократно обращаться к одним и тем же моральным нормам и правилам на каждой следу­ющей возрастной ступени развития личности для того, чтобы вос­питанник глубже осознал эти нормы и закрепил общественно принятое поведение.

Воспитание — это гуманистическая направленность на воспи­танника, требующая отбора соответствующих методов и форм.

Воспитание — это объективно закономерное явление.

Существуют три закона воспитания.

1. Закон параллельного педагогического действия. Суть его в том, что в каждый момент жизни происходит нарастание жизнен­ного опыта воспитанника, поэтому слова, действия, поступки, отношения, совершаемые каждый день или наблюдаемые им, имеют непосредственное жизненное значение.

2. Закон единства жизни и воспитания студентов. Суть его в том, что процесс и результат воспитания зависят от содержания и характера жизнедеятельности личности, поэтому человек рассмат­ривается как продукт своей жизнедеятельности.

3. Закон исторической обусловленности процесса воспитания. Каждая общественно-экономическая формация выдвигает свои цели воспитания, которые воплощаются в содержании образова­тельной и профессиональной подготовки, материально-техниче­ском оснащении учебно-воспитательного процесса.

Законы воспитания отражают существенные связи и отноше­ния воспитания с другими общественными явлениями, которые имеют разные векторы действия, выраженные в принципах воспи­тания. Рассмотрим их подробнее.

1. Принцип гуманистической направленности воспитания. Вос­питание может быть осуществимо только при условии субъект- субъектных отношений между педагогом и его воспитанниками. Данный принцип стимулирует развитие у воспитанника рефлек­сии и саморегуляции, чувства собственного достоинства, налажи­вает позитивные контакты с другими людьми. Личность рассмат­ривается как носитель демократических отношений в обществе. Следование данному принципу позволяет создать условия социали­зации личности: освоение позитивных норм и ценностей; баланс между адаптированностью личности в обществе и обособленно­сти в нем; минимизацию тех опасностей, которые сопровождают личность на разных возрастных этапах; проявление студентом своей субъектности.

Принцип природосообразности воспитания. В современной интер­претации этот принцип означает, что воспитание должно осно­вываться на взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и челове­ка. Данный принцип предполагает формирование у воспитанни­ков этических установок по отношению к природе, планете, био­сфере, природоохранного ресурсосберегающего поведения.

Принцип культуросообразности воспитания. Воспитание невоз­можно без приобщения юношества к общекультурным ценностям, культурным традициям народа. Благодаря реализации этого прин­ципа воспитание направляется в русло формирования у воспи­танников ориентировочных навыков по определению тех измене­ний, которые происходят с самим молодым человеком и окружа­ющим его миром.

Принцип вариативности воспитания. Вариативность воспита­ния определяется многообразием и мобильностью потребностей и интересов и самой личности, и общества, которые удовлетворя­ются в различных типах воспитательных организаций, позволяя дифференцировать содержание, методы, средства и формы вос­питательной работы. Этот принцип помогает развивать ценност­ные ориентации студентов на федеральном, региональном, муни­ципальном, локальном уровнях, а также создает условия для по­явления у студента готовности решать различные личностные и жизненные задачи, расширяет возможности компетентностного выбора человеком собственной стратегии жизненного и профес­сионального развития.

Принцип коллективности воспитания. Социализация юношества происходит во взаимодействии студентов с группой сверстников, преподавателями, родителями, которые образуют различные кол­лективные объединения. Жизнь в коллективе помогает личности приобрести опыт взаимодействия с другими людьми, создает ус­ловия для самоопределения, самопознания, самореализации.

Принцип центрации воспитания на развитие личности. Воспита­ние направлено на физическое, сексуальное, интеллектуальное, социальное развитие личности воспитанника. Развитие происходит благодаря осознанию студентом себя как личности. Личност­ное развитие — это развитие рефлексивных навыков, способность к саморегуляции, самореализации, самоопределению.

Принцип диалогичности воспитания. Формирование ценностной ориентации молодых людей происходит в процессе взаимодей­ствия педагога и воспитанников на основе паритетного диалога. Педагог и студенты вступают в различного рода диалоги: в фати-ческие, направленные на формальное поддержание контакта; ин­формационные, используемые специально в процессе передачи различной информации; дискуссионные — диалог идей, норм, ценностей; исповедные, построенные на доверии и стремлении оказать поддержку друг другу.

Принцип незавершенности воспитания. На каждом возрастном этапе развития его нельзя считать завершенным, так как у каждо­го человека всегда есть потенциальные возможности изменения и самоизмерения; главное здесь — создать соответствующие усло­вия, позволяющие личности «состояться заново».

Воспитание осуществляется в воспитательном процессе опре­деленной воспитательной системы, через построение воспитатель­ной деятельности, посредством организации воспитательной ра­боты, которая строится на участии субъектов воспитательного процесса воспитателей и воспитанников в том или ином конкрет­ном воспитательном мероприятии.

Раскроем содержание каждого из перечисленных компонентов. Воспитатель — лицо, осуществляющее воспитание, принимаю­щее на себя ответственность за условия жизни и развитие личнос­ти другого человека. В этом понятии объединяются профессио­нальная роль и гражданско-личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому челове­ку или коллективу.

Воспитанникчеловек, являющийся с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом, т. е. воспи­тателем, родителями или социальным окружением; с другойсубъек­том самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

Воспитательный процесс — процесс педагогического взаимодей­ствия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, име­ющее своей целью формирование личности, организацию и стимули­рование активной деятельности воспитуемых по овладению ими со­циальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Воспитательный процесс направлен на становление осознан­ного отношения личности ко всему, что ее окружает, что с ней происходит.

Движущей силой воспитательного процесса является противо­речие между различными воздействиями на воспитанника, которые становятся источником развития личности. Поэтому педагогу следует изучать студентов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития в соответствии с их возможностями, транспонируя эти перспективы в конкретные цели воспитания.

Результатом воспитательного процесса становятся позитивные изменения в личностном росте воспитанника.

Сущность воспитательного процесса раскрывается в его зако­номерностях:

а) воспитание студента возможно только при условии активно­сти самого студента, при гармонизации личных и общественных интересов, взаимосвязи воспитания и самовоспитания;

б) воспитание строится на целостности воспитательных влия­ний, непротиворечивости педагогических требований, предъяв­ляемых к студенту как субъекту воспитательного процесса.

Выделяют пять уровней реализации воспитатель­ного процесса:

1) социетарный. Его содержанием становится трансляция куль­туры от поколения к поколению;

2) институциональный. Его содержанием становится осуще­ствление воспитательных воздействий государственными органи­зациями;

3) социально-психологический. На этом уровне процесс вос­питания осуществляется различными общественными организа­циями в виде ассоциаций, коопераций, корпораций;

4) межличностный. Здесь воспитание осуществляется в про­цессе межличностного взаимодействия;

5) интраперсональный. Это уровень самовоспитания.

В целом воспитательный процесс представляет собой взаимо­действие элементов воспитания, их изменение, движение к ново­му качественному состоянию, к целостности1.

Воспитательная система — совокупность взаимосвязанных ком­понентов {воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятель­ность и общение, отношения, жизненное пространство), составля­ющая целостную социально-педагогическую структуру образовательно­го учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором.

Воспитательная система как часть педагогической действитель­ности рассматривается в двух аспектах.

В широком значении, это идеальная теоретическая модель, но­сящая концептуальный характер.

В узком значении, воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и студен­тов, — это реальная система, имеющая социальный характер.

___________________________________________________________________________

'См.: Филатов O.K., Чернилевский Д. В. Педагогика высшей школы. — М., 2005. - С. 637.

 

Как система, т.е. совокупность взаимодействующих элемеь тов, компонентов, связей между ними, качеств этого явлени как целостного образования, взаимодействия его с другими яе лениями, воспитательная система имеет свою структуру. В не входят:

цели как совокупность идей, для реализации которых систем создается. Они выражены в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, которые, с одной стороны, эту дея­тельность организуют, а с другой — в ней участвуют;

отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность в виде педагогиче­ского коллектива образовательного учреждения; среда системы. Она осваивается субъектом; управление, с помощью которого обеспечивается интеграция всех компонентов системы и ее развитие. Управление системой долж­но основываться на «резонансном» воздействии.

Такое «резонансное» воздействие имеет свои закономерности и происходит через:

— управление изнутри, т.е. через организацию совместной деятельности и общения посредством коллективных творческих дел;

— управление извне, со стороны органов образования, т. е. че­рез создание условий, теоретическую подготовку педагогов, озна­комление их с лучшим опытом;

— студенческое самоуправление.

Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправлен­ность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.

Рассмотрим характеристики воспитательной си­стемы.

Воспитательная система — это социальная система. Специфика социальных систем в том, что их элементы — люди. Связь же между людьми в системе строится на основе норм дея­тельности и общения, как задаваемых более широкой системой, так и рожденных здесь во взаимодействии людей. Воспитатель­ные системы относятся к виду социальных систем, которые в со­циологии называются организациями. Признаки социальных си­стем как организаций — наличие целей, исходя из которых стро­ится деятельность системы и управленческих процессов.

Воспитательная система по своему происхождению — искусст­венная система, т.е. намеренно созданная человеком. Смысл ее создания и существования — возможность реализации педагоги­ческой идеи, положенной в основу формирования личности учащихся. Самочувствие студента и педагога, создание условий для их полного самовыражения и развития творческих индивидуаль­ностей составляют смысл функционирования любой воспитатель­ной системы.

Воспитательная система выполняет социальный заказ обще­ства. Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает формирование целостной и науч­но обоснованной картины мира; самосознание гражданина, от­ветственного за судьбу Родины; приобщение к общечеловеческим ценностям и адекватного этим ценностям поведения; креативности как черты личности; потребности в помощи для самореализации. Воспитательная система конкретного образовательного учреж­дения занимает определенное положение в иерархии государствен­ных, религиозных, локальных воспитательных систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.