КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе 1 страница
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 13
13.1. Сущность и назначение воспитания «Воспитание» — основная категория педагогики, между тем до сих пор существует множество определений этого понятия. Объясняется это тем, что воспитание многозначно по своему содержанию. Перечислим некоторые из этих значений. Воспитание — это творчески целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации усвоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развития их индивидуальности, самоактуализации личности1. Воспитание — передача старшими поколениями и усвоение новыми способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений; целенаправленный процесс формирования у личности социально значимых качеств2. Воспитание — целенаправленное влияние на формирование качеств личности, на становление ее взглядов, чувств, интересов, привычек, мотивов, убеждений3. Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление1. ____________________________________________________________________________________________________________________ 1 См.: Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / под ред. П. И. Пидка-систого. — М, 2002. - С. 20. 2 См.: Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую акмеоло-гию. — М., 2003. — С. 144. 3 См.: Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002. — С. 157. 4 См.: Минимальный социальный стандарт Российской Федерации // Вестник образования. — 2003. — № 3, март. — Приложение к письму Минобраз. России от 15.12.2002. - № 30-51 - 914/16. - С. 56
Итак, воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности; процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Воспитание рассматривается с двух позиций: как общественное явление и как педагогическое явление. Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, СМИ, церковью, семьей, разными типам образовательных учреждений. В данном определении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание как педагогическое явление трактуется в широком и узком значениях. В широком педагогическом смысле воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающий взаимодействие воспитателей и воспитанников. С точки зрения целенаправленного воздействия старших поколений на младшие воспитание представляет собой взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших как сочетание двух типов отношений. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования является одним из двух ее компонентов1. В узком педагогическом смысле воспитание — это целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств, отношений человека. В более конкретном значении воспитание — это и решение конкретных воспитательных задач (например, какого-то нравственного или эстетического качества), а также составные части целостного воспитательного процесса в виде умственного, нравственного, трудового и т.д. воспитания. Существует общая классификация воспитания. В качестве составной части воспитательного проц е с с а воспитание разделяется: — на умственное; — нравственное; — трудовое; — физическое; — эстетическое. По направлениям воспитательным работам в образовательных учреждениях: — на гражданское; — политическое... — трудовое; — физическое; — правовое; — экологическое; — экономическое. По институциональному призншща — на семейное; — школьное; — внешкольное; — на конфессиональное (религиозное); — по месту жительства; — в детских и юношеских организациях, специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений воспитателя и воспитанника: — на авторитарное; — демократическое; — либеральное; — свободное По философской концепции: — на прагматическое; — аксиологическое; — коллективистское; — индивидуалистическое; — гуманистическое и др. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования имеет и свои четко обозначенные цели. Как философская категория «цель» представляет собой мысленно предвосхищаемый результат будущей сознательной деятельности человека, коллектива, общества. Цель воспитания — это идеальная модель личности воспитанника, на которую должен быть сориентирован воспитательный процесс. Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Но существуют их общепринятые трактовки: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; приобщение человека к культуре; воспитание социально компетентной личности, автономной личности; эмансипация, свободное развитие личности. В структуре воспитания различаются две категории целей, ее сопровождающие: цели жизнедеятельности и цели воспитательной деятельности. Первые представляют собой набор частных целей, важных дл; личности и реализуемых ею с особой тщательностью: учебные трудовые, бытовые цели. Среди них выделяют цели далекие \ близкие, личные и коллективные. Цели воспитания личность должна не только осознать, но v ■ принять как собственные, т.е. цели жизнедеятельности, а этогс довольно трудно добиться. В педагогической теории и практике встречаются три вида целей воспитания: — представления о желаемых качествах поведения личности; — представления о том или ином желаемом наборе черт личности; — представления о желаемых характеристиках глубинных качеств личности (образа Я, личностных смыслов и т.п.). Выделяют три уровня целеполагания в воспитании. Первый уровень — идеал воспитания — фиксируется в законодательных актах государства, поскольку он представляет собой социальный заказ общества, тот воспитательный идеал, который соответствует этому заказу и принимается социумом. Второй уровень представляет собой образ социально желаемой подготовки личности на уровне воспитательных устремлений. Этот образ определяется как выполнение социального заказа и реализуется в разнообразных воспитательных системах, которые присутствуют на тот момент в обществе. Третий уровень — это уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации. Здесь следует говорить о личностно ориентированной парадигме воспитания, которая в центр воспитания ставит развивающуюся личность; человекоцен-тристский принцип составляет ее основу. Акцент в воспитательной работе смещается с воспроизводства к развитию креативной, творческой, ориентированной на систему ценностей личности. Цели воспитания в современных условиях — целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию. На сегодняшний день список этих конкретизирующих общую идею целей таков. 1. Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к самопознанию, интереса к своему Я, своим отношениям, возможностям. 2. Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения интересов своего развития. 3. Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала. 4. Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний, самооценки. 5. Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности в соразвитии, совместном развитии, развитии себя через развитие другого. Вот ее возможная формулировка: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом. Главная цель современного воспитания заключается в создании условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих их успешное развитие. На реализацию целей воспитания существенное влияние оказывают факторы воспитания. Факторы воспитания как некое влияние, воздействие на процесс воспитания разделены на три группы: макрофакторы, мезо-факторы, микрофакторы. Макрофакторы оказывают глобальные влияния на уровне демографических, экологических, политических, информационных особенностей страны, государства, общества. Макрофакторы чаще действуют не напрямую, а преломляясь через более ближние ме-зофакторы, а последние — через микрофакторы. Мезофакторы — это влияния этнокультурные и региональные. С микрофакторами студенты взаимодействуют постоянно, поскольку это общественные организации, семья, друзья, все те люди, которые окружают человека непосредственно. Совершенно очевидно, что процесс воспитания конкретного студента преломляется через реализацию воспитателями государственных программ, через концепции, планы воспитательной работы конкретного колледжа или вуза, а принятие их конкретным студентом во многом зависит от особенностей семейного воспитания, влияния на студента его друзей, сформированное™ у него определенной мировоззренческой позиции. Все факторы воспитания — это факторы социализации и факторы развития студента, так как воспитание направлено на социализацию и развитие личности. Факторы воспитания имеют противоречивый характер: с одной стороны, они оказывают положительное влияние, с другой — отрицательное. Оптимальная позиция воспитателя в отношении положительных, позитивных факторов предполагает: — знание характера действия данного фактора; — опору на его влияние в воспитании, использование его в воспитательном деле; — «подключение» к факторам. Приведем пример различия опоры и подключения. Если педагог использует информацию, полученную воспитанникам! по телевизионным каналам, — это опора. Если стимулирует просмот; определенных программ, участие студентов в некоторых телевизионные акциях — то подключение. В отношении негативных факторов главное — знание характера их действия. Есть сколько угодно примеров, когда воспитатели и не задумываются над теми или иными отрицательными влияниями семьи, общества сверстников, других педагогов... Существует несколько способов противостояния педагога негативным факторам. 1. Нужно знать своих «социальных конкурентов». Такое отчетливое знание позволяет ставить реалистические воспитательные задачи. 2. Регулировать влияния негативных факторов можно, обсуждая со студентами те явления, проблемы, которые отрицательно влияют на развитие человека, вырабатывая у них конструктивное отношение к становлению, росту в данных условиях. 3. Нейтрализовать негативные факторы удается в совместной, коллективной деятельности воспитателей и воспитанников. Формирование духовной культуры, ценностных ориентации человека в конкретной воспитательной деятельности связаны с тремя относительно автономными аспектами: организацией социального опыта человека, образования и индивидуальной помощи. Вкратце разберем каждое из этих условий. В широком смысле социальный опыт представляет собой единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний. Это и опыт взаимодействия с другими людьми, опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Организация социального опыта осуществляется через организацию опыта и жизнедеятельности формализованных групп и коллективов; организацию взаимодействия и обучение ему; через стимулирование самостоятельности, самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы. Образование включает в себя систематическое обучение как основное, так и дополнительное, просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры и стимулирование самообразования и самовоспитания. Индивидуальная помощь осуществляется через оказание содействия в решении проблем, создание для воспитанника ситуаций успеха, позволяющих ему позитивно реализоваться, утвердиться, что по большому счету способствует его саморазвитию и самосовершенствованию. Сущность воспитания выражается в том, что оно строится на двух компонентах личностного образования: на формировании у воспитанников духовных и социальных отношений, а также качеств личности, позволяющих осуществлять эти отношения. Обобщенное представление мирового сообщества об облике человека XXI в. реализуется в такой цели воспитания: содействие индивидуальному развитию детей, раскрытие их творческого потенциала, приобщение к материальной, духовной, нравственной культуре и формирование у них гражданского самосознания. Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов — национальных традиций, ненасилия, терпимости, коллективизма и сотрудничества как взаимопомощь и взаимопонимание, принцип личной ответственности за свои поступки. Рассмотрим основные признаки воспитания. Целенаправленность воспитания. Любое воспитательное воздействие имеет цель, определенные тактические задачи по ее реализации, способы перевода цели воспитания во внутренние цели воспитанников. Триединая сущность воспитания. Этот признак вытекает из определения самого понятия. Кроме этого, стимулируя процесс развития личности, воспитание превращается в средство. Поскольку воспитание связано с постоянными личностными изменениями, постольку это — процесс. Оно же и результат данного процесса, потому что взаимодействие субъектов воспитательного процесса приводит к количественному и качественному накоплению определенных качеств личности. Воспитание — это процесс активного взаимодействия педагога и студентов. По мере развития воспитанника происходит смещение педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию. Воспитанник постепенно становится субъектом воспитательного процесса, так как увеличивается доля его самопознания и на этой основе самовоспитания. Воспитание имеет свое конкретное содержание. Имеется в виду освоение воспитанником культурных ценностей, накопление социального опыта и формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, людям. Воспитание — это творческий процесс. Данный признак обусловлен тем, что овладение культурой носит творческих характер, что индивидуальность воспитанников и педагогов позволяет им творчески интерпретировать стратегию и тактику воспитательного процесса. В условиях образовательного учреждения воспитание осуществляется специально подготовленными людьми, обладающими определенными личностно-профессиональными качествами, имеющими определенную педагогическую и жизненную позицию, стремящимися к самопознанию, саморазвитию и самосовершен ствованию. Выделим особенности процесса воспитания. Воспитание носит многофакторный характер, так как станов ление личности студента происходит под воздействием и педаго гов, и семьи, и общественности, и средств массовой информации и социального окружения в виде друзей, разнообразных социальных институтов; да и сам юноша, пришедший в профессиональную школу, имеет уже некоторым образом сформированнук систему мировоззренческих позиций. Воспитание — это длительный и непрерывный процесс, начинается оно с рождения ребенка, а его результаты обнаруживаются не сразу — иногда для проявления того или иного личностного качества нужны не только определенные ситуации, но и годы. Воспитание предполагает одновременное формирование личностных качеств, так как человек не может воспитываться по частям. Воспитание невозможно без реализации принципа концент-ризма, так как педагогу приходится неоднократно обращаться к одним и тем же моральным нормам и правилам на каждой следующей возрастной ступени развития личности для того, чтобы воспитанник глубже осознал эти нормы и закрепил общественно принятое поведение. Воспитание — это гуманистическая направленность на воспитанника, требующая отбора соответствующих методов и форм. Воспитание — это объективно закономерное явление. Существуют три закона воспитания. 1. Закон параллельного педагогического действия. Суть его в том, что в каждый момент жизни происходит нарастание жизненного опыта воспитанника, поэтому слова, действия, поступки, отношения, совершаемые каждый день или наблюдаемые им, имеют непосредственное жизненное значение. 2. Закон единства жизни и воспитания студентов. Суть его в том, что процесс и результат воспитания зависят от содержания и характера жизнедеятельности личности, поэтому человек рассматривается как продукт своей жизнедеятельности. 3. Закон исторической обусловленности процесса воспитания. Каждая общественно-экономическая формация выдвигает свои цели воспитания, которые воплощаются в содержании образовательной и профессиональной подготовки, материально-техническом оснащении учебно-воспитательного процесса. Законы воспитания отражают существенные связи и отношения воспитания с другими общественными явлениями, которые имеют разные векторы действия, выраженные в принципах воспитания. Рассмотрим их подробнее. 1. Принцип гуманистической направленности воспитания. Воспитание может быть осуществимо только при условии субъект- субъектных отношений между педагогом и его воспитанниками. Данный принцип стимулирует развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, чувства собственного достоинства, налаживает позитивные контакты с другими людьми. Личность рассматривается как носитель демократических отношений в обществе. Следование данному принципу позволяет создать условия социализации личности: освоение позитивных норм и ценностей; баланс между адаптированностью личности в обществе и обособленности в нем; минимизацию тех опасностей, которые сопровождают личность на разных возрастных этапах; проявление студентом своей субъектности. Принцип природосообразности воспитания. В современной интерпретации этот принцип означает, что воспитание должно основываться на взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Данный принцип предполагает формирование у воспитанников этических установок по отношению к природе, планете, биосфере, природоохранного ресурсосберегающего поведения. Принцип культуросообразности воспитания. Воспитание невозможно без приобщения юношества к общекультурным ценностям, культурным традициям народа. Благодаря реализации этого принципа воспитание направляется в русло формирования у воспитанников ориентировочных навыков по определению тех изменений, которые происходят с самим молодым человеком и окружающим его миром. Принцип вариативности воспитания. Вариативность воспитания определяется многообразием и мобильностью потребностей и интересов и самой личности, и общества, которые удовлетворяются в различных типах воспитательных организаций, позволяя дифференцировать содержание, методы, средства и формы воспитательной работы. Этот принцип помогает развивать ценностные ориентации студентов на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях, а также создает условия для появления у студента готовности решать различные личностные и жизненные задачи, расширяет возможности компетентностного выбора человеком собственной стратегии жизненного и профессионального развития. Принцип коллективности воспитания. Социализация юношества происходит во взаимодействии студентов с группой сверстников, преподавателями, родителями, которые образуют различные коллективные объединения. Жизнь в коллективе помогает личности приобрести опыт взаимодействия с другими людьми, создает условия для самоопределения, самопознания, самореализации. Принцип центрации воспитания на развитие личности. Воспитание направлено на физическое, сексуальное, интеллектуальное, социальное развитие личности воспитанника. Развитие происходит благодаря осознанию студентом себя как личности. Личностное развитие — это развитие рефлексивных навыков, способность к саморегуляции, самореализации, самоопределению. Принцип диалогичности воспитания. Формирование ценностной ориентации молодых людей происходит в процессе взаимодействия педагога и воспитанников на основе паритетного диалога. Педагог и студенты вступают в различного рода диалоги: в фати-ческие, направленные на формальное поддержание контакта; информационные, используемые специально в процессе передачи различной информации; дискуссионные — диалог идей, норм, ценностей; исповедные, построенные на доверии и стремлении оказать поддержку друг другу. Принцип незавершенности воспитания. На каждом возрастном этапе развития его нельзя считать завершенным, так как у каждого человека всегда есть потенциальные возможности изменения и самоизмерения; главное здесь — создать соответствующие условия, позволяющие личности «состояться заново». Воспитание осуществляется в воспитательном процессе определенной воспитательной системы, через построение воспитательной деятельности, посредством организации воспитательной работы, которая строится на участии субъектов воспитательного процесса воспитателей и воспитанников в том или ином конкретном воспитательном мероприятии. Раскроем содержание каждого из перечисленных компонентов. Воспитатель — лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В этом понятии объединяются профессиональная роль и гражданско-личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. Воспитанник — человек, являющийся с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом, т. е. воспитателем, родителями или социальным окружением; с другой — субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств. Воспитательный процесс — процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. Воспитательный процесс направлен на становление осознанного отношения личности ко всему, что ее окружает, что с ней происходит. Движущей силой воспитательного процесса является противоречие между различными воздействиями на воспитанника, которые становятся источником развития личности. Поэтому педагогу следует изучать студентов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития в соответствии с их возможностями, транспонируя эти перспективы в конкретные цели воспитания. Результатом воспитательного процесса становятся позитивные изменения в личностном росте воспитанника. Сущность воспитательного процесса раскрывается в его закономерностях: а) воспитание студента возможно только при условии активности самого студента, при гармонизации личных и общественных интересов, взаимосвязи воспитания и самовоспитания; б) воспитание строится на целостности воспитательных влияний, непротиворечивости педагогических требований, предъявляемых к студенту как субъекту воспитательного процесса. Выделяют пять уровней реализации воспитательного процесса: 1) социетарный. Его содержанием становится трансляция культуры от поколения к поколению; 2) институциональный. Его содержанием становится осуществление воспитательных воздействий государственными организациями; 3) социально-психологический. На этом уровне процесс воспитания осуществляется различными общественными организациями в виде ассоциаций, коопераций, корпораций; 4) межличностный. Здесь воспитание осуществляется в процессе межличностного взаимодействия; 5) интраперсональный. Это уровень самовоспитания. В целом воспитательный процесс представляет собой взаимодействие элементов воспитания, их изменение, движение к новому качественному состоянию, к целостности1. Воспитательная система — совокупность взаимосвязанных компонентов {воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру образовательного учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором. Воспитательная система как часть педагогической действительности рассматривается в двух аспектах. В широком значении, это идеальная теоретическая модель, носящая концептуальный характер. В узком значении, воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и студентов, — это реальная система, имеющая социальный характер. ___________________________________________________________________________ 'См.: Филатов O.K., Чернилевский Д. В. Педагогика высшей школы. — М., 2005. - С. 637.
Как система, т.е. совокупность взаимодействующих элемеь тов, компонентов, связей между ними, качеств этого явлени как целостного образования, взаимодействия его с другими яе лениями, воспитательная система имеет свою структуру. В не входят: цели как совокупность идей, для реализации которых систем создается. Они выражены в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, которые, с одной стороны, эту деятельность организуют, а с другой — в ней участвуют; отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность в виде педагогического коллектива образовательного учреждения; среда системы. Она осваивается субъектом; управление, с помощью которого обеспечивается интеграция всех компонентов системы и ее развитие. Управление системой должно основываться на «резонансном» воздействии. Такое «резонансное» воздействие имеет свои закономерности и происходит через: — управление изнутри, т.е. через организацию совместной деятельности и общения посредством коллективных творческих дел; — управление извне, со стороны органов образования, т. е. через создание условий, теоретическую подготовку педагогов, ознакомление их с лучшим опытом; — студенческое самоуправление. Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее. Рассмотрим характеристики воспитательной системы. Воспитательная система — это социальная система. Специфика социальных систем в том, что их элементы — люди. Связь же между людьми в системе строится на основе норм деятельности и общения, как задаваемых более широкой системой, так и рожденных здесь во взаимодействии людей. Воспитательные системы относятся к виду социальных систем, которые в социологии называются организациями. Признаки социальных систем как организаций — наличие целей, исходя из которых строится деятельность системы и управленческих процессов. Воспитательная система по своему происхождению — искусственная система, т.е. намеренно созданная человеком. Смысл ее создания и существования — возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащихся. Самочувствие студента и педагога, создание условий для их полного самовыражения и развития творческих индивидуальностей составляют смысл функционирования любой воспитательной системы. Воспитательная система выполняет социальный заказ общества. Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает формирование целостной и научно обоснованной картины мира; самосознание гражданина, ответственного за судьбу Родины; приобщение к общечеловеческим ценностям и адекватного этим ценностям поведения; креативности как черты личности; потребности в помощи для самореализации. Воспитательная система конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии государственных, религиозных, локальных воспитательных систем.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |