Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе 4 страница




информационных, позволяющих добывать, сохранять и исполь­зовать полученную информацию.

Кроме этого самоактуализирующаяся личность — это социально зрелая, высокомотивированная личность, готовая стать полезной для общества, владеющая богатством мировой и отечественной культуры.

Особенностью «самоуничижающейся» личности являются низ­кая или надуманная самооценка, когда человек неадекватен в оцен­ке своих возможностей; самобичевание или излишняя самокри-

а когда он не видит своих достижений; самозаблуждение на тснове переоценки собственных способностей; эмоциональная зависимость от других; противоречивость, выраженная в отрица­нии необходимости в других. Поэтому в результате такая лич­ность придерживается неизменных штампов поведения; критику­ет ДРУГИХ' >чтобы поддержать собственное «Я»; не умеет слушать других, избегает обратной связи; подавляет, отрицает собствен­ные чувства или хранит их в себе.

У студентов с признаками «самоуничижающейся» личности проявляется пассивность, неуверенность, равнодушие или страх. Они ищут защиту у более сильных, целиком подчиняясь их воле.

Существует три подхода к определению уровня развития учащихся, которые помимо показателей успевае­мости, включают в себя такие показатели, как устойчивость/не­устойчивость их поведения в деятельности, наличие или отсут­ствие интереса к профессии. Данные подходы выработаны приме­нительно к характеристикам учащихся профессиональных лицеев, однако могут быть использованы в работе со студентами коллед­жа, поскольку совпадают возрастные параметры воспитанников.

Первый подход основывается на характеристике социаль­ной зрелости и позиции студентов. Здесь выделено четыре уровня воспитанности:

1) уровень активной позиции, когда будущий профессионал соци­ально активен, стремится реализовать принятые им общественные нравственные нормы доступной для него окружающей социаль­ной жизни;

2) уровень пассивной положительной позиции, при которой про­слеживается положительная социальная направленность при не­достаточной активности воспитанника;

3) уровень неустойчивой позиции, для которой характерно соче­тание положительной социальной направленности и неустойчи­вого поведения учащихся. Принятие воспитанниками обществен­ных ценностей во многом зависит от случайных обстоятельств. Эта группа студенческой молодежи более всего подвержена отри­цательным влияниям;

4) уровень негативной позиции, выражающийся в том, что на-РУшение моральных норм поведения и асоциальные мотивы яв­ляются нормой поведения юноши, а устойчивость и активность выступают как факторы, усугубляющие отрицательную степень воспитанности.

Второй подход основан на взаимосвязи личностных и деятельностных характеристик в педагогически регулируемом процессе освоения учащимися профессиональной деятельности. Даный подход базируется на взаимосвязи между направленностью личности и темпом работы. Согласно этому можно выделить четыре уровня в типологии развития личностных качеств.

На первом уровне личность характеризуется ответственным от­ношением к труду на основе инициативности и трудолюбия как естественных проявлений. Эти качества — прямое следствие со­впадения социальных требований и внутренних запросов лично­сти.

Второму уровню свойственны такие проявления, как положи­тельное отношение к труду, настойчивость и активность. Однако они весьма неустойчивы и требуют постоянного контроля со сто­роны педагога.

К третьему уровню принадлежат студенты, деятельность кото­рых должна находиться под постоянным контролем, коррекцией и внешним стимулированием со стороны педагога.

Четвертый уровень определяется категорией так называемых «трудно воспитуемых». У студентов данной категории формиро­вание профессиональных умений и навыков затруднено в силу слабой мотивации профессией или низким уровнем знаний, а также нередко и «педагогической запущенностью».

Третий подход в определении уровня развития учащихся представляет собой компонентный анализ сформированности про­фессиональных умений и навыков: правильность выполнения тру­довых приемов; самостоятельность в работе; качество работы; вы­полнение нормы времени; общетехнические умения и навыки; соблюдение правил техники безопасности.

Все три подхода позволили выделить шесть типов учащейся молодежи:

1) педагогически запущенные с низким уровнем развития про­фессиональных задатков, широким интересом к профессии, нега­тивной социальной направленностью;

2) педагогически запущенные учащиеся с достаточно развиты­ми профессиональными задатками, с низким интересом к про­фессии, негативным социальным опытом;

3) пассивные, с неразвитыми профессиональными задатками, низким интересом к профессии, низким уровнем самосознания;

4) импульсивные, с неразвитыми профессиональными задат­ками, со средним интересом к профессии, с неразвитым самосо­знанием;

5) импульсивные, с развитыми профессиональными задатка­ми, интересом к профессии, положительной социальной направ­ленностью, с завышенной самооценкой, болезненно реагирую­щие на замечания;

6) уравновешенные, с развитыми профессиональными задат­ками, высоким интересом к профессии, отличающиеся высокой продуктивностью, с положительной социальной направленностью, развитым социальным и профессиональным самосознанием.

Данная типология показывает, что социально-профессиональ­ное становление личности характеризуется некоторой неравно-

мерностью развития личностно-профессиональных качеств и на­правленности личности, и поэтому воспитательная деятельность Профессиональной школе должна быть построена на основе раз­вития субъектности студента.

Субъектность будущего педагога просматривается в несколь­ких плоскостях:

__ в саморазвитии, которое является основой развития лично­сти, ее индивидуальности и универсальности;

— в ходе учебно-воспитательного процесса, дающего возмож­ность студенту проявить активность, избирательность, творчество. Данные субъектные характеристики позволяют не только развить личность, но и оказывают существенное влияние на овладение будущей профессией;

— в будущей профессиональной деятельности, когда субъект­ность преподавателя служит своеобразным «ключом зажигания» субъектности обучаемых.

Все перечисленные плоскости развивают субъектность буду­щего специалиста и формируют своеобразную готовность к про­явлению профессиональной позиции, которая в свою очередь ба­зируется на «позиции личности». Она определяется как ведущая характеристика личности, как отношение человека к объектив­ной действительности, как система взглядов человека на жизнь. Позиция эта складывается из двух аспектов. Внутреннего, содер­жательного, представляющего собой знания, жизненный опыт, систему взглядов и ценностей человека, и внешнего, поведенче­ского, процессуального. Субъектная позиция является способом самореализации, самоутверждения и саморазвития личности. Субъектная профессиональная позиция отражает личностные кри­терии и нормы профессиональной деятельности, способы автор­ского проектирования и личностно значимого способа осуществ­ления жизненных и профессиональных стратегий, собственную систему действий по их реализации.

В структуру субъектной позиции профессионала входят три компонента. Мотивационно-ценностный складывается из ценност­ных ориентации, профессиональных мотивов и направленности, Учебно-познавательных интересов. Отношенческий выражается в самоотношении, отношении к личности воспитанника, отноше­нии в диаде «преподаватель — студент» и в системе «студент—учеб­ная группа» посредством эмпатии, рефлексии, идентификации. "егулятивно-деятелъностный проявляется в способности к управ­лению собственной жизнедеятельностью, личностью, поведени-е^> к умению ставить цели, планировать и прогнозировать, осу­ществлять коррекцию своей жизнедеятельности, стремиться к са­мовоспитанию и самообразованию.

Механизмом развития субъектной позиции является система тНощений в триаде «преподаватель —студент—учебная группа».

Субъект-субъектные отношения проявляются в открытости, ис­кренности, стремлении к сотворчеству, в безусловном принятии участников такими, какие они есть, в готовности построить пози­тивные отношения даже вопреки негативному восприятию и от­ношению к участникам.

Существует четыре принципа субъектного педагогического взаи­модействия. Принцип диалогизации предполагает обмен инфор­мацией на уровне межличностного взаимодействия на уровне со­трудничества и паритетности. Принцип проблемности проявля­ется в изменении функций и ролей в процессе взаимодействия: от однонаправленности и репродуктивного воспроизведения к сти­мулированию личностного роста и нестандартному мышлению. Принцип персонификации изменяет систему отношений: от ро­левых, регламентируемых ситуативными требованиями и пред­писаниями к персонификации педагогического взаимодействия, требующего отказа от ролевых масок, включенности во взаимо­действие чувств. Принцип индивидуализации педагогического взаи­модействия заключается в выявлении и культивировании в каж­дом обучаемом индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности и построение учебно-воспитательно­го процесса с их учетом.

В соответствии с перечисленными принципами выделяют и уровни развития субъектности студентов.

Так, для объективного уровня мотивационно-ценностный ком­понент будет проявляться в слабой самостоятельности, осознанно­сти выбора жизненного и профессионального пути; здесь мотивы профессиональных предпочтений не связаны с педагогической направленностью, не имеют личностной окраски и не обладают реальной, побудительной силой, сопровождаясь размытостью по­знавательных интересов, отсутствием потребности в саморазви­тии и самореализации в различных сферах человеческой деятель­ности.

Отношенческий компонент проявляется в негативном отно­шении к собственной личности, неадекватной самооценке; отме­чаются неустойчивый уровень притязаний; или завышенный, или крайне низкий; высокая степень социального и учебного конфор­мизма; чрезмерная опора на авторитет. Ему характерны безраз­личное или враждебное отношение к личности воспитанника, а отношение к преподавателю выражается в недоверии, дистанци­ровании, а порой, наоборот, в подобострастии. Межличностные отношения в учебной группе носят ситуативный характер; сту­дент не интересуется своими сокурсниками, плохо знает их, здесь низкий показатель эмпатийных и рефлексивных способностей.

В регулятивно-деятельностном компоненте у студентов эмо­циональная оценка преобладает над рациональной; им свойственны неустойчивость учебно-профессиональных интеоесов. боязнь игга

йеумение принимать ответственные решения; часто они блокиру-юТ уже принятые решения; и хотя у них высока потребность в „нормализации, зачастую она безотносительна к будущей про­фессии.

Для субъект-объектного уровня мотивационно-ценностный ком­понент складывается из стремления реализации педагогических ценностей и идеалов, приобретших личностный смысл. Студенты уверены в правильности выбранной профессии и ориентированы на работу с детьми; специфичность познавательных интересов отражается у них в выраженной потребности научного осмысле­ния фактов.

Последний, собственно субъективный уровень в качестве содержа­ния мотивационно-ценностного компонента выделяет самостоятель­ный, глубоко осознанный, личностно значимый выбор педагоги­ческой профессии. Будущая профессия — важнейший жизнен­ный смысл, средство самореализации, поэтому и познавательные интересы, и собственно учебная деятельность отличаются широ­той и глубиной и подчинены задачам личностного и профессио­нального совершенствования.

Отношенческий компонент выражается в высоком творческом потенциале студентов, их доброжелательном, позитивном отно­шении к миру, другим людям, самому себе. Они инициативны, ответственны, уважительны к ребенку и его проявлениям. В от­ношениях с преподавателями стремятся к паритетному диалогу. Для них преподаватель — наставник. В качестве идеала педагога на первый план ставят личностные качества преподавателя. По­ложение в учебной студенческой группе комфортное, такого сту­дента сокурсники ценят за открытость, миролюбие, способность к сопереживанию.

Регулятивно-деятельностный компонент студента характери­зуется высокой степенью самоуправления и саморегуляции его Деятельностью, устойчивой жизненной и профессиональной по­зицией, которая носит активно-избирательный характер. Студент имеет собственную стратегию и тактику достижений поставлен­ных целей и личностно-профессионального саморазвития.

Самоуправление (саморегулирование) — сознательное воздей­ствие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собствен­ное поведение с целью поддержания, сохранения или изменения характера их протекания (функционирования). Самоуправление, являясь сложным личностным образованием, включает в себя само­стоятельность как качество личности; целеполагание, планирование и прогнозирование своей жизнедеятельности; самоконтроль, самооценку; управление эмоциями; умение рационализировать все свободное время, труд, отдых; выраженное стремление к саобразованию и самовоспитанию.

Самовоспитаниесознательная и целенаправленная деятель­ность человека по формированию и совершенствованию у себя поло­жительных и устранению отрицательных качеств.

В самом общем плане самовоспитание направлено на самосо­вершенствование личности при решении конкретных задач, свя­занных с освоением и выполнением ею социальных ролей, на овладение культурой, а также освоение системно-функциональ­ной ориентировочной основы поведения и деятельности.

Функции самовоспитания:

самодиагностическая, реализуемая с помощью таких методов, как самонаблюдение, тестирование, анкетирование, хронометри­рование;

целевой самоориентации, реализуемая с помощью таких мето­дов, как ранжирование целей, прогнозирование результатов са­мовоспитания;

планирования, реализуемая с помощью таких методов, как пла­нирование, проектирование, моделирование своей жизни, само­воспитания, профессиональной деятельности;

самоорганизации, реализуемая с помощью таких методов, как саморегламентация, самообеспечение распорядка дня, условий для достижения целей самовоспитания;

самомобилизации и самопобуждения, реализуемая с помощью таких методов, как установка, самопобуждение, самоприказ, са­мовнушение, самопринуждение;

самоконтроля, самоанализа, самооценки, реализуемая с помо­щью таких методов, как сравнение, анализ, обобщение, типиза­ция, учет результатов самовоспитания;

самоформирования, реализуемая с помощью таких методов, как упражнение, самоиспытание, самоубеждение, самоограничение при формировании привычек, опыта профессиональной деятель­ности;

самокоммуникации, реализуемая с помощью таких методов, как самонаучение, рефлексия, тренинг;

самокоррекции, реализуемая с помощью методов, направлен­ных на самокоррекцию целей, задач, замыслов, мотивов деятель­ности;

эвристическая, реализуемая с помощью таких методов, как ре­шение творческих изобретательских задач, творческая импрови­зация, мозговой штурм и т.д.

Самовоспитание напрямую зависит от содержания жизни че­ловека, отражает степень его интересов, отношений, потребно­стей. Однако потребность самовоспитания требует соблюдения ряда условий, предъявляемых как самому воспитаннику, так и воспи­тателю. Это наличие знаний о механизмах осуществления само­воспитания, своевременное поощрение, проведение консультаций по вопросам формирования отдельных личностно-профессиональ-

ix качеств студентов, представление их о собственной «Я-кон-пции», организация процесса самовоспитания, гтроцесс самовоспитания можно представить в вйде трех этапов.

1. Этап целевой. Здесь выделяются такие направления ра­боты- Вначале воспитаннику нужно осуществить самопознание, направленное на изучения себя и интересующих качеств лично­сти. Затем ему требуется принять самообязательство, т.е. соста­вить план работы над собой, осуществить установку на его вы­полнение, возможно огласить ее перед другими.

2. Этап реализации намеченной цели. Вначале вос­питаннику предстоит заняться самовнушением и самоубеждени­ем, реализуемым по формуле: должен — хочу — могу — есть. По­том воспитанник ищет способы поддержки и поощрения своих намерений относительно самовоспитания. Самым главным будет самоободрение, которое можно воспроизвести как письмо от во­ображаемого друга, в виде таблицы, дневниковых записей и т.д. За самоободрением следует самоприказ как более жесткое распо­ряжение. Самоприказ нужен для того, чтобы сконцентрировать волевые усилия, поднять уверенность в себе, определить времен­ные рамки выполнения задуманного плана самовоспитания.

3. Этап подведения итогов работы по самовос­питанию. Здесь работа разбивается на самоконтроль, который позволит скорректировать процесс самовоспитания, определить результаты и эффективность проделанной работы, и на самоанализ, позволяющий воспитаннику каждодневно осмысливать свои дей­ствия, поступки в направлении формируемого качества личности.

Результатом самовоспитания становится самовоспитательная культура личности, которая проявляется как ее способность к са­моорганизации в любой сфере человеческой деятельности и прежде всего — в профессиональной.

4. Содержание, средства, методы и формы воспитания студентов среднего профессионального учебного заведения

Исходя из современной цели образования и воспитания как его составляющей содержание воспитания может быть структури­ровано по направлениям развития личности. Таких направлений три: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Социально-нравственное направление заключается в усвоении воспитанниками основных понятий о социальных нормах отношений, об общечеловеческих ценностях, усвоении основных обоб­щенных закономерностей жизни развития общества и человека в ем сформированное гражданско-патриотического сознания. Общеинтеллектуальное направление представляет собой усвое­ние воспитанником основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задачи, к дру­гим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, усвоение основных элементов общенаучных мето­дов познания.

Общекультурное направление включает в себя усвоение воспи­танниками разнообразных понятий. К их числу относятся основ­ные общеэстетические понятия, связанные с художественно-об­разным способом познания, экологические понятия, отражающие непосредственное взаимодействие человека с окружающей сре­дой и его последствиями. Это понятия, позволяющие человеку управлять собой, своим здоровьем, физическим развитием, твор­ческим самосовершенствованием.

Студент колледжа, так же как и ребенок дошкольного возрас­та, учащийся школы, в процессе воспитания включаются в разно­образную деятельность, направленную на формирование:

— гражданственности, патриотизма, уважения к правам и сво­бодам человека;

— представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нор­мами, приобщения к системе культурных ценностей;

— трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей про­фессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

— экологической культуры;

— эстетического отношения к окружающему миру; умения ви­деть и понимать прекрасное; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для воспи­танника видах творческой деятельности;

— организационной культуры; активной жизненной позиции; лидерских качеств; организационных умений и навыков; опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; коммуникативных умений и навы­ков; навыков самоорганизации; проектирования собственной дея­тельности;

— физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Одним из приоритетных направлений здесь является нравствен­ное воспитание, которое предполагает формирование у будущих специалистов нравственной культуры.

Нравственная культура позволяет будущему специалисту рас­ставить приоритеты общечеловеческих нравственных ценностей; гармонизовать взаимоотношения с окружающим социумом, при­родой и самим собой; сформировать готовность к самостоятель­ному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, про­фессионализма, самореализации в общественно и личностно зна­чимой творческой деятельности.

Нравственная культура личности складывается из усвоения ею

орали, нравственных норм, нравственных принципов поведения.

Казисом нравственной культуры является нравственное сознание

личности.

Воспитательная деятельность колледжа по формированию нравст­венной культуры студентов многообразна, но в ней можно особо делить такие направления, как воспитание гуманности, созна­тельной дисциплины и культуры поведения, воспитание экологи­ческой культуры.

Выделяют и несколько проблем воспитания нравственной куль­туры студенчества.

Первая связана с тем, что в настоящее время в студенческой сре­де происходит смена нравственных ориентиров. От коллективист­ских установок произошел переход к позиции персонификации.

Вторая определена тем, что нравственные ориентиры студен­тов представляют собой сложную противоречивую систему, где сосуществуют совершенно различные, иногда даже взаимоисклю­чающие друг друга нравственные представления о добре и зле, смысле жизни. В качестве отличительной черты выступает поли­центризм ценностей, который делает жизнь современного сту­денчества исключительно напряженной.

Третья определяется разнонаправленностью векторов в нрав­ственном сознании и поведении студентов, что свидетельствует об одновременном существовании в массовом студенческом со­знании различных систем нравственной регуляции. Личность вы­бирает нравственные ориентиры применительно к ситуации, не испытывая при этом никаких моральных запретов ни со стороны окружающих, ни со стороны собственной совести.

Четвертая обусловлена формированием нового типа морали — «морали рыночного человека».

Пятая связана с распространением в студенческой среде «ин­дивидуализма прагматического типа» — ярко выраженного рацио­нализма. При выборе нравственного решения личность руковод­ствуется не только моральными постулатами, но и конкретной Рациональной выгодой, эмпирическим рассудком.

Шестая проблема связана с углублением дифференциации сту­денчества по ценностным ориентациям.

Сложность нравственного воспитания определяется и неодно-вРеменностью нравственного созревания молодых людей.

Развитие и созревание молодежи проходит неравномерно, по­этому выделяются разные типы юношей и девушек. Есть молодые оди, у которых юность характеризуется серьезными эмоциональ­ными и поведенческими трудностями, довольно острыми кон­фликтами с окружающими и самим собой, сопровождается разнообразными кризисами. У другой категории молодых людей — Все легко и плавно. Они быстро адаптируются ко взрослой жизни, в меру активны, но романтика юности не для них, да и механиз-, мы приспособления блокируют формирование самостоятельно­сти. Третий тип юношей рано определяет жизненные цели; у ни* довольно высокий уровень самодисциплины и самоконтроля; онц активно формируют собственную личность, но для данного типа характерны быстрые скачкообразные изменения, слабая интро­спекция и эмоциональная жизнь.

С социально-эстетической точки зрения содержание воспита­ния нравственной культуры будущего специалиста должно прежде всего включать в себя вовлечение студентов в такие виды деятель­ности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Патриотическое воспитаниеэто систематическая и целе­направленная деятельность органов государственной власти и орга­низаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к вы­полнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время1.

Система патриотического воспитания предусматривает форми­рование и развитие социально значимых ценностей, гражданствен­ности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов, массовую патриотическую работу, организуемую государствен-; ными структурами, общественными движениями и организациями,! средствами массовой информации, научными организациями. Их j деятельность направлена на освещение проблем нравственного вое- ' питания, развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Задачи патриотического воспитания:

а) формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину;

б) воспитание личности гражданина — патриота Родины, спо­собного встать на защиту государственных интересов страны.

Реализация задач патриотического воспитания строится на формировании у подрастающего поколения чувства патриотизма, выраженного в осознании человеком своей исторической, куль­турной, национальной, духовной принадлежности к Родине. Это чувство связано с активной социальной деятельностью, действия­ми и поступками человека, совершаемыми во благо Отчизны.

Чувство патриотизма развивается в социальной и духовно-нрав­ственной сферах жизни как общества, так и отдельной личности.

Проявлением патриотизма выступает принцип державности, согласно которому государство проявляет себя как относительно

1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Россий­ской Федерации на 2001 — 2005 годы» // Официальные документы в образова­НИИ подовлеющая сила, поэтому на современном этапе развития ° ссийского общества возрождение патриотизма ассоциируется с Р зроЖДением России как великой державы.

Сила патриотизма — в его духовности, предполагающей беско-ыстное, беззаветное до самопожертвования служение Отечеству. Р Патриотизм — фундамент государственного здания, идеологи­ческая опора его жизнестойкости и стабильности, условие эф­фективного функционирования всей системы социальных и госу­дарственных институтов.

Патриотизм как чувство связан с созерцанием родного края, ближайшего окружения студента.

Патриотическое воспитание строится на принципах приори­тетности культурного и исторического наследия России; преем­ственности и воспитания патриотизма с учетом возрастных осо­бенностей и интересов различных групп молодежи.

Социально-исторические предпосылки патриотического вос­питания:

— история России, подчеркивающая ее величие;

— традиции взаимоотношения русских с другими народами России;

— русская духовность как человеколюбие на грани самоотре­чения; народность как утверждение социальной справедливости; державность как высочайшая ответственность за судьбы нынеш­них и грядущих поколений соотечественников;

— обладание определенным экологическим запасом, что дела­ет Россию одним из центров стабилизации окружающей мировой среды;

— огромный вклад России в развитие не только отечественной культуры и науки, но и культуры мировой, что является нацио­нальной гордостью россиян;

— большой региональный опыт патриотического воспитания на всей территории России.

Основные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, краеведческое и гражданское.

В содержании патриотического воспитания выделяются следующие компоненты: культурно-истори­ческий, военно-исторический, духовно-нравственный, идеологи­ческий, правовой, психологический и др.

В частности, культурно-исторический компонент включает в себя:

3~ ознакомление молодежи с переломными моментами в нашей истории, знаменательными событиями, освещенными в трудах Российских историков; разъяснение молодежи идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, гордость за русский народ, его самовыраженность в годы испытаний на примере художественных произведений, кинофильмов, произведений живописи, музыки илц на примере мемуаров великих русских военачальников;

— воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благо­дарности к нашим предкам, отстоявшим Россию в годы отече­ственных войн на примере памятников архитектуры, скульптуры, мемориальных комплексов.

Военно-исторический компонент охватывает:

— изучение основных этапов исторической борьбы русского народа по защите Отечества от нашествия многочисленных вра­гов на разных исторических этапах существования нашего госу­дарства;

— бережное сохранение боевых, воинских, государственных традиций;

— развитие и укрепление новых воинских традиций. Патриотическое воспитание — это длительный процесс, име­ющий ряд этапов.

Первый этап начинается еще в дошкольном возрасте на основе развития познавательных потребностей, вызывающих у де­тей активное отношение к патриотической деятельности и выра­ботку позитивной установки на служение Отечеству.

Второй этап начинается с VIII класса общеобразовательной школы, когда происходит переход подростка на новую ступень мировоззренческого развития. Участие его в различных мероприя­тиях патриотической деятельности становится более реально зна­чимым для личности, а проводимые мероприятия отличаются многообразием и частотой проведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.