КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии воспитания
и технологии обучения, технологии воспитания появились е3ультате реализации задач педагогической инноватики. Порождению нового в воспитании анализируется на разных уровнях и в разных аспектах — социологическом, социально-психологическом, психолого-педагогическом, историко-педагогическом. Так, социологический взгляд на причины появления нового вводит в поле зрения исследователя такие феномены, как социальные ожидания в отношении воспитания; потребности педагогической, воспитательной практики; социокультурная непедагогическая практика; научные достижения. Социально-психологический взгляд на становление воспитательных инноваций акцентирует внимание на взаимоотношениях инноваторов друг с другом и с окружающим миром. За этой формулировкой прячутся такие феномены, как «лазерный эффект» в творческом коллективе и привлекательность новшества для последователей. «Лазерный эффект» — это повышение новаторских способностей группы за счет насыщенного творческого общения. При таком общении вбрасывание новой идеи вызывает лавину новых мыслей, подходов и практик. Привлекательность воспитательного новшества для последователей определяется притягательностью личности автора новшества, обликом его воспитанников, строением, технологией, а также способом передачи нового. Психолого-педагогический взгляд акцентирует внимание на стимулировании творчества инноваторов, а также на уровнях педагогического творчества. Существуют три уровня воспитательных инноваций: 1) методические инновации — это новое в приемах, методиках, технологиях. Эти инновации не ограничиваются изменением практики, а претендуют на ее новое научно-педагогическое толкование. Примеры таких инноваций — коммунарская методика в варианте И. П. Иванова; 2) стимулирование новаторства — это вопрос о мотивах творческой деятельности. Ответ на него свой для каждого создателя Нового. Из общезначимого отметим важную роль в творчестве внутренней мотивации — интереса к процессу создания нового; 3) историко-педагогический поворот в теме рождения инновации. Любое педагогическое явление не вырастает из ничего. У него есть свои идейные источники, предшественники, создатели и первооткрыватели. Историко-педагогический взгляд рассматривает систему воспитания в конкретных исторических условиях. Приведем пример из педагогики. Одна из фундаментальных идей методики коллективного творческого воспитания — коллективная забота о близких и далеких людей — имеет глубокие исторические и культурные истоки. В культуре идея заботы о1 благе ближнего и дальнего существовала в самых разных как религиозных, так и атеистических оболочках. В истории педагогики наиболее ярко мысль о такой заботе проявлялась в деятельности детских организаций ц движений (у скаутов, харцеров, в тимуровском движении). Воспитательные технологии являются разновидностью социально-воспитательных технологий. Как общепедагогическая, любая социально-воспитательная система охватывает определенную область общественного производства. В связи с этим различают четыре класса социально-воспитательных технологий, адекватных организационным уровням социальной деятельности государства. Социально-политический уровень представлен метатехнологиями, такими, как технология планирования семьи, технология борьбы с преступностью и т. д. Они охватывают большую территорию и реализуют государственную политику в комплексе различных мер (например: образовательных, медицинских, правовых, экономических, экологических). Социально-педагогический уровень представлен отраслевыми макротехнологиями, такими, как технология реализации муниципальных программ социальной реабилитации. Они охватывают педагогически целесообразную деятельность по реализации социально-воспитательной политики в рамках ведомств, социальных институтов, в отдельных областях социально-воспитательной деятельности, определенных категориях учреждений, контингентах людей. Методический уровень представлен модульно-локальными технологиями, такими, как технология воспитания отдельных качеств личности, технология организации воспитательных мероприятий. Они охватывают отдельные части социально-воспитательного процесса образовательного учреждения и решают частные методические задачи социального воспитания. Контактно-личностный уровень представлен микротехнологиями, такими, как технология социально-психологических тренингов, технология коррекции личностных качеств. Они охватывают отдельные социально-психологические явления и связаны с использованием или приобретением человеком собственного социального опыта, коррекции поведения, с формированием отдельных умений и навыков (например, коммуникативных). Рассмотрим некоторые социально-воспитательные технологии- «Школа-центр воспитания в социальной среде». Это технология С.Т.Шацкого, применявшаяся им в трудовой колонии «Бодрая жизнь». Опыт С. Т. Шацкого интенсивно пропагандируется И модернизируется применительно к современным условиям. Целевые ориентиры технологии: — формирование будущих граждан страны; __ развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации среды жизнедеятельности детей; создание условий для всестороннего развития воспитанников; — идеал выпускника — человек высокой культуры, приспособленный к труду; __ создание единого общества детей и взрослых; — возвращение детям детства. Основные концептуальные позиции технологии: — начатки творческих способностей есть у всех детей, надо только создать подходящие условия для их проявления; — дети чрезвычайно общительны, они настойчивые исследователи, им нужно проявлять себя; — школа — центр воспитания детей в социальной среде; — школа — не подготовка к жизни, а сама жизнь; — школа — педагогический центр, объединяющий воспитательные усилия всех общественных, семейных, трудовых коллективов; — содержанием воспитания является сам ребенок, его потребности, интересы, а также физический труд как материальная, дисциплинирующая, опытная основа воспитания; деловое самоуправление; искусство, формирующее эстетические чувства; игра, способствующая мажорной детской жизни; работа ума.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |