Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии воспитания




и технологии обучения, технологии воспитания появились

е3ультате реализации задач педагогической инноватики. Порождению нового в воспитании анализируется на разных уровнях и в разных аспектах — социологическом, социально-психо­логическом, психолого-педагогическом, историко-педагогическом.

Так, социологический взгляд на причины появления нового вво­дит в поле зрения исследователя такие феномены, как социальные ожидания в отношении воспитания; потребности педагогической, воспитательной практики; социокультурная непедагогическая практика; научные достижения.

Социально-психологический взгляд на становление воспитательных инноваций акцентирует внимание на взаимоотношениях инноваторов друг с другом и с окружающим миром. За этой формулировкой прячутся такие феномены, как «лазерный эффект» в творческом коллективе и привлекательность новшества для последователей. «Лазерный эффект» — это повышение новаторских способностей группы за счет насыщенного творческого общения. При таком общении вбрасывание новой идеи вызывает лавину новых мыс­лей, подходов и практик. Привлекательность воспитательного новшества для последователей определяется притягательностью личности автора новшества, обликом его воспитанников, строе­нием, технологией, а также способом передачи нового.

Психолого-педагогический взгляд акцентирует внимание на сти­мулировании творчества инноваторов, а также на уровнях педаго­гического творчества.

Существуют три уровня воспитательных инноваций:

1) методические инновации — это новое в приемах, методи­ках, технологиях. Эти инновации не ограничиваются изменением практики, а претендуют на ее новое научно-педагогическое тол­кование. Примеры таких инноваций — коммунарская методика в варианте И. П. Иванова;

2) стимулирование новаторства — это вопрос о мотивах твор­ческой деятельности. Ответ на него свой для каждого создателя Нового. Из общезначимого отметим важную роль в творчестве внутренней мотивации — интереса к процессу создания нового;

3) историко-педагогический поворот в теме рождения иннова­ции. Любое педагогическое явление не вырастает из ничего. У него есть свои идейные источники, предшественники, создатели и первооткрыватели.

Историко-педагогический взгляд рассматривает систему воспитания в конкретных исторических условиях.

Приведем пример из педагогики.

Одна из фундаментальных идей методики коллективного творческого воспитания — коллективная забота о близких и далеких людей — имеет глубокие исторические и культурные истоки. В культуре идея заботы о1 благе ближнего и дальнего существовала в самых разных как религиозных, так и атеистических оболочках. В истории педагогики наиболее ярко мысль о такой заботе проявлялась в деятельности детских организаций ц движений (у скаутов, харцеров, в тимуровском движении).

Воспитательные технологии являются разновидностью соци­ально-воспитательных технологий. Как общепедагогическая, лю­бая социально-воспитательная система охватывает определенную область общественного производства. В связи с этим различают четыре класса социально-воспитательных технологий, адекват­ных организационным уровням социальной деятельности госу­дарства.

Социально-политический уровень представлен метатехнологиями, такими, как технология планирования семьи, технология борь­бы с преступностью и т. д. Они охватывают большую территорию и реализуют государственную политику в комплексе различных мер (например: образовательных, медицинских, правовых, эко­номических, экологических).

Социально-педагогический уровень представлен отраслевыми макротехнологиями, такими, как технология реализации муници­пальных программ социальной реабилитации. Они охватывают пе­дагогически целесообразную деятельность по реализации соци­ально-воспитательной политики в рамках ведомств, социальных институтов, в отдельных областях социально-воспитательной дея­тельности, определенных категориях учреждений, контингентах людей.

Методический уровень представлен модульно-локальными тех­нологиями, такими, как технология воспитания отдельных качеств личности, технология организации воспитательных мероприятий. Они охватывают отдельные части социально-воспитательного про­цесса образовательного учреждения и решают частные методи­ческие задачи социального воспитания.

Контактно-личностный уровень представлен микротехнологиями, такими, как технология социально-психологических тренин­гов, технология коррекции личностных качеств. Они охватывают отдельные социально-психологические явления и связаны с ис­пользованием или приобретением человеком собственного соци­ального опыта, коррекции поведения, с формированием отдель­ных умений и навыков (например, коммуникативных).

Рассмотрим некоторые социально-воспитательные технологии-

«Школа-центр воспитания в социальной среде». Это техноло­гия С.Т.Шацкого, применявшаяся им в трудовой колонии «Бодрая жизнь». Опыт С. Т. Шацкого интенсивно пропагандируется И модернизируется применительно к современным условиям.

Целевые ориентиры технологии:

— формирование будущих граждан страны;

__ развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации среды жизнедеятельности детей;

создание условий для всестороннего развития воспитанников;

— идеал выпускника — человек высокой культуры, приспособ­ленный к труду;

__ создание единого общества детей и взрослых;

— возвращение детям детства.

Основные концептуальные позиции технологии:

— начатки творческих способностей есть у всех детей, надо только создать подходящие условия для их проявления;

— дети чрезвычайно общительны, они настойчивые исследо­ватели, им нужно проявлять себя;

— школа — центр воспитания детей в социальной среде;

— школа — не подготовка к жизни, а сама жизнь;

— школа — педагогический центр, объединяющий воспита­тельные усилия всех общественных, семейных, трудовых коллек­тивов;

— содержанием воспитания является сам ребенок, его потреб­ности, интересы, а также физический труд как материальная, дис­циплинирующая, опытная основа воспитания; деловое само­управление; искусство, формирующее эстетические чувства; игра, способствующая мажорной детской жизни; работа ума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.